Исследовательская деятельность на прогулке в подготовительной группе

Ход прогулки.

-Воспитатель: Дети, мы сейчас пойдем на прогулку.

Дети в парах идут на участок.

– Воспитатель: Какое сейчас время года? (осень).

Воспитатель достает схемы – картинки с приметами осени.

– Посмотрите на эти картинки, выберете только те, которые относятся к приметам осени. (Дети выбирают).

– Назовите приметы осени по картинкам. (Дети называют приметы).

Ответы детей:

1. Солнце светит, но греет слабо

2. Перелетные птицы улетают на юг

3. Люди собирают урожай

4. Люди одеваются теплее

5. Листья на деревьях желтеют, краснеют и облетают

6. Часто идет дождь

7. Звери готовятся к зиме

8. День становится короче, а ночь длиннее

-Воспитатель: Сколько месяцев у осени? (три)

-Воспитатель: Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)– Воспитатель: Какой сейчас месяц? (ноябрь)

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажилась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливый караван тянулся к югу.

Приближалась довольно скучная пора:

Стоял ноябрь уж у двора.

– Воспитатель: Какая сейчас стоит осень – ранняя или поздняя?

– Воспитатель: Назовите приметы ранней и поздней осени. (ответы детей)

– Воспитатель: Кто из вас любит осень, а кто нет? Почему? (ответы детей)

Наблюдение за погодой.

– Воспитатель: Ребята давайте понаблюдаем за погодой.

– Какая сегодня погода? Что про нее можно сказать? (пасмурная, солнечная, дождливая). – Какое небо? (чистое, пасмурное). Что на нем есть? (облака, тучи). Все чаще небо покрыто свинцовыми тучами. – Оглянитесь вокруг, есть ли ветер? – Как вы его обнаружили? (облака движутся, ветки на деревьях шевелятся) – Посмотрите на облака. Они движутся. Давайте, понаблюдаем за деревьями. – Ребята, а что же такое ветер? (Ответы детей). – Что же такое ветер давайте разберемся. Ответьте на вопрос. Без чего человек не может прожить? (Без воздуха). Исследовательская деятельность.

Опыт № 1. Давайте попробуем поймать воздух. Перед вами полиэтиленовые пакеты. Они пустые. Возьмём пакеты, взмахнём,скажем: «Раз, два, три – пакетик, лови» и закрутим. Пакет раздулся. Что внутри пакета? Какого цвета воздух? (Бесцветный, прозрачный, невидимый)

Был пакет бесформенный, а стал упругий, плотный. Какие предметы мы можем заполнить воздухом, накачать? (Мяч, воздушный шар, автомобильная шина, матрас, спасательный круг, резиновая лодка)

Опыт2. Сейчас я возьму палочку и проколю вам пакет. Поднесите пакет к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете? (ветерок) Воздух выходит из пакета, он движется, а движение воздуха – это ветер.

– Так как же образуется ветер? (Воздух нагревается от земли, поднимается вверх, а холодный воздух опускается вниз. Такое передвижение воздуха создает ветер.)

– Какой бывает ветер? (холодный, теплый, сильный, легкий).

– Как называются сильные ветры? (ураган, тайфун, смерч, штормовой)

– Как можно создать движение воздуха? (помахать веером, подуть на ладошку).

Опыт «Вертушка» Взрослый показывает детям вертушку в действии. Затем обсуждает вместе с ними, почему она вертится (ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывает движение вертушки).

– И так мы определили, что такое ветер, теперь давайте определим, если ветер на улице?

– А сейчас давайте возьмем в руки вертушки и попробуем определить есть ли сегодня ветер? Как вы узнали? Какой силы сегодня ветер?

– Как можно сказать про такую погоду? (ветреная, тихая).

– Что можно сказать про погоду сегодня? (пасмурная, тихая, прохладная). Дидактическая игра «Подбери слова».

Ход наблюдения:

Воспитатель: Ребята, берем с собой заранее наблюдательность и вежливость, а главное – внимание. Встали все полукругом

А у нас гости. Давайте с ними поздороваемся, поприветствуем гостей. А также поприветствуем солнце,небо и друг друга:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, матушка земля!

Здравствуйте, мои друзья!

Ребята, отгадайте мою загадку и узнаете,о чем мы с вами будем сегодня беседовать:

Нам в дождь и зной поможет друг, зеленый и хороший –

Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек (дерево).

Дети читают стихотворение:

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Паучок – терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит снег нас чистоте,

Учит солнце доброте.

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Весь лесной народ

Учит крепкой дружбе.

Что происходит с деревьями весной?

Какое строение имеют все деревья и кустарники?

Чем покрыт ствол дерева?

Зачем нужна кора деревьям?

Назовите, какие деревья вы видите перед собой?

Чем дерево отличается от кустарника?

Зачем нужны деревья?

Как люди должны заботиться о деревьях?

Подвижная игра «Семена»

Распределение ролей с помощью считалки (выбирается «ветер», «солнце», «дождик»).

Воспитатель:

В маленьком семени

Спряталось растение.

Что должно произойти,

Чтоб оно могло расти?

Что же нужно семенам?

Дети: Почва!

Ветер, ветер, помоги,

Нас с дерева унеси.

Выбегает «ветер», «семена» разбегаются.

Воспитатель: Что ж вы не растете?

Дети: Нам нужны тепло и свет!

Солнце, солнце, помоги,

Чтобы мы расти могли.

Выходит «солнце»

Воспитатель: Что вам еще нужно?

Дети: Вода!

Дождик, дождик, помоги,

Чтобы мы расти могли.

Выходит «дождик».

Воспитатель:

Есть у вас земля,

Есть у вас вода,

Есть у вас тепло и свет,

Пора вам прорастать.

Прорастает корешок.

Дети выпрямляют ноги

Подрастает стебелек – ствол

Дети выпрямляют спину

Развернулись почки,

Выпустив листочки.

Дети поднимают руки.

Трудовая деятельность.

Сбор мусора на участке. В конце прогулки сбор игрушек. Подметание песка с крышки песочницы.

Дидактическая игра «Узнай дерево по описанию»

– Я ношу другие шишки,

Не такие, как у елки,

Ветки около макушки,

И длинней мои иголки (сосна).

– Красавцы – великаны

Вошли во все дворы.

С них летом много пуха,

А осенью – листвы.

Растут они не просто так,

А воздух очищают (тополь).

– Великан в нашем парке живет,

Но совсем никого не пугает!

И кто осенью в гости придет –

Желудями он всех угощает (дуб).

– Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки (Береза).

– Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год (ель).

– С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают (липа).

Индивидуальная работа.

Отработка прыжков с места.

Попадание мешочка в круг.

Самостоятельная деятельность детей.

Подвижная игра «Пустое место» или «Караси и щука» (на выбор детей).

Ход наблюдения

С приближением весны к кормушке больше не прилетают синички, остались только воробьи и голуби. Наблюдать за появлением грача. Грач большой, черный, у него светлый клюв. Он кричит «гра-гра», отсюда его название. Сравнить с вороной.

Капли падают с крыши, Всюду пахнет весной. Небо кажется выше, Звонче воздух лесной. В поле снег синеватый Подмывает вода. Грач — разведчик крылатый — Теребит провода.

Труд: Покормим птиц весной.

Задачи: Учить детей заботиться о птицах, осознавать важность подкормки птиц зимой, называть птиц. Вызвать сочувствие к голодающим птицам

Научить проявлять заботу о них. Расширить знания детей о птицах.Задачи:

П. и «Кролики»

Задачи: учить правила игры; упражнять прыгать на двух ногах, продвигаясь вперёд;, развивать ловкость, уверенность.

П. и «Сбей кеглю»

Задачи: учить детей катать мяч, стараясь сбить кеглю с расстояния 1,5-2м., бегать за мячом, предавая другим детям. Развивать глазомер, силу броска.

Игровое упражнение «Перепрыгни через ручеёк»

Задачи: учить детей перепрыгивать через «ручеёк» шириной от 10-40см. делая сильный размах, руками отталкиваясь двумя ногами и приземляясь на обе ноги.

Индивидуальная работа «Поймай комара».

Задачи: упражнять детей выполнять прыжки вверх с места, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка, не уменьшать круг во время подпрыгиваний.

Выносной материал: ведерки, лопатки, кегли, скакалка.

Прогулка 11

Наблюдение за работой дворника.

Задачи: учить оценивать результаты труда; активизировать познавательную деятельность, развивать умение видеть целесообразность трудовых действий, продолжать воспитывать уважение к труду взрослых; воспитывать желание приходить на помощь окружающим.

Труд: сбор веточек с участка.

Задачи: учить соблюдать порядок на участке; развивать зрительный ориентир на территории; воспитывать желание трудиться вместе, работать сообща.

П. и «Догони меня»

Задачи: продолжать учить быстро действовать по сигналу воспитателя, ориентироваться в пространстве;

развивать ловкость, умение бегать не наталкиваясь друг на друга.

П. и «Поезд»

Задачи: продолжать учить детей ходить и бегать в колонне по одному, ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу; приучать детей находить своё место в колонне, не толкать товарищей, быть внимательными.

Индивидуальная работа «Прыжки на двух ногах с продвижением вперед».

Задачи: продолжать упражнять детей в прыжках на двух ногах, развивать координацию движений, ловкость.

Игровое упражнение «Береги предмет».

Задачи: учить действовать и ориентироваться по сигналу, в пространстве, развивать ловкость, внимание. Вызвать интерес к игре

Выносной материал: кубики, лопаты, ведерки.

Животные и насекомые

Далее стоит посмотреть на животный мир. Хорошо, если наблюдения на прогулке в подготовительной группе весной будут включать наглядный пример пробуждения животных от спячки, а также их изменения. Например, некоторые выбирает в качестве развивающего занятия визит в зоопарк. Там видно, что животные пробуждаются от зимних спячек, а также меняют свой зимний окрас на обычный, весенний.

Обо всем этом, скорее всего, придется рассказывать на словах, пока дети гуляют и изучают окружающий их мир. Также подчеркните, что все живые существа начинают просыпаться. Даже насекомые. К слову, в особо теплую погоду можно увидеть бабочек, божьих коровок, а также различных букашек-таракашек, которые отсуствовали зимой. Все это крайне интересно детям в любом возрасте.

Ход прогулки.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой чудесный весенний день сегодня. Солнце светит ярко, улыбается нам, давайте мы тоже улыбнёмся солнцу и друг другу.

Ребята! Вспомните, от кого сегодня утром почтальон принес нам письмо?

Дети: (Почтальон принес письмо от Незнайки).

О чем спрашивал нас Незнайка?

Дети: (просил помочь ему – узнать какие изменения происходят в природе весной).

Хотели бы вы помочь Незнайке?

Воспитатель: Ребята, как мы можем определить, что наступила весна? (Воспитатель с детьми наблюдает за весенней природой)

Ответ детей (По приметам).

Воспитатель: Какие вы знаете приметы весны?

(Предполагаемые ответы детей: на небе солнце, небо голубое, по небу плывут редкие белые облака, усиление солнечного тепла, снег начал таять и т. д.)

Воспитатель: Весна это переход от зимы к лету. Ребята, весна – полна чудес, она пробуждает природу ото сна, все вокруг зеленеет. Но самое главное чудо это то, что именно весной к нам прилетают перелётные птицы.

(Воспитатель предлагает прислушаться к «весенним голосам» и читает стихотворение Ф. Сологуба)

О чём щебечут птицы так звонко по весне?

Какие небылицы рассказывают мне?

Забавно, словно в сказке, о чём звенят ручьи?

Чьи шёпоты и ласки перепевают, чьи?

Воспитатель:

Почему осенью птицы улетают, а весной возвращаются в родные края?

Каких перелетных птиц вы знаете?

Чем весной заняты птицы?

Как люди помогают птицам?

Дети: индивидуальные ответы детей

Воспитатель: Молодцы, ребята! Наши пернатые друзья и приносят весну на своих крыльях. Каких перелетных птиц, прилетевших с юга, вы уже заметили на участке детского сада? (грач, зяблик). Правильно, эти птицы не боятся небольших морозов и прилетают самыми первыми. Скоро к ним присоединятся и другие птицы, предлагаю вам отгадать загадки про них.

Каждый год, порою вешней,

Все друзей пернатых ждут.

Только вывесим скворечник,

А они уж тут как тут.

(Скворец)

На лету хватает мошек,

Хвостик – тонкие косицы,

Предсказать погоду может, –

Вам знакома эта птица.  

(Ласточка)

Воспитатель: Какие же вы молодцы!

Загадки про птиц отгадали. Ребята, сможете ли вы сами изобразить птиц? Выбирайте карточки (на столе карточки с изображением различных птиц).

(По считалке выбирается водящий).Считалка:

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети,

Кукушата просят пить,

Выходи – тебе водить.

Дидактическая игра «Что это за птица?»

Игровые правила: описывать прилетевшую птицу не только словом, но и имитацией ее движений. Кто правильно назовет птицу, тот становится водящим.

Игровые действия: имитация движений разных птиц, отгадывание, о какой птице рассказывается.

Воспитатель: Ребята, я хочу познакомить вас с новой игрой «Птицелов». Кто знает, что значит «Птицелов»?

(Ответы детей).

(Воспитатель вместе с частью детей произносит закличку, приглашая детей к игре)

Воспитатель: На игру вас приглашаем и улыбки обещаем.

Дружно в круг вставайте все – много радости в игре!

(Все дети подходят и встают в круг).

Подвижная игра «Птицелов»

Планирование зимней прогулки в подготовительной группе

Наблюдение на прогулке в подготовительной группе зимой позволяет познакомить ребенка с таким природным явлением, как снегопад, научит его анализировать поведение птиц в условиях холода, поможет сформировать общее понятие зимы, как времени года.

Зимняя прогулка наблюдение в подготовительной группе

Цель прогулки: наблюдение за живой природой

Существует целая картотека со сценарием и ходом зимней прогулки в подготовительной группе зимой, в каждой карточке расписывается урок на прогулке для воспитателя для достижения той или иной цели.

Темой урока в данном случае может быть: «наблюдение за птицами в зимнее время».

Важно! Сопровождать прогулку не только указаниями и объяснениями, но и заинтересовывать воспитанников цитированием тематических стихотворений, и поговорок. В карточках, разработанных в соответствии с рекомендациями ФГОС, должен быть четко прописан весь ход прогулки поэтапно

Наблюдение за жизнью птиц зимой

В начале прогулки воспитатель рассказывает, что зимой многое из природы засыпает, что они не могут сейчас видеть жуков, пауков, червячков и мошек, поэтому птицам нечего есть и им тяжело выживать в таких условиях.

Далее необходимо объяснить каким образом люди могут помочь птицам перезимовать:

  • в предварительно обустроенную кормушку насыпать зерна;
  • если кормушки нет, то можно рассыпать зерно просто на открытом снегу.

Наблюдение: после того, как рассыпали зерно, воспитатель расставляет детей так, чтобы всем были видны подлетающие птицы. В то время как птички будут клевать зерно, детям задаются наводящие вопросы: Кто подлетел первым? Чем клюют корм птицы? Острый ли клюв? Какого цвета перья? и т.д.

Важно! Воспитатель обязательно должен объяснить детям, что птиц нельзя пугать и трогать. В доброй форме можно громко птицам сказать: «не бойтесь нас, мы добрые», и чтобы дети повторили вслух

После завершения прогулки необходимо закрепить полученные знания вопросами: Почему нужно подкармливать птиц зимой? Какие птицы мы сегодня видели? Как ведут себя птицы зимой?

Цель прогулки: наблюдение за погодными явлениями

Во время наблюдения за природными явлениями зимой у детей формируется общее представление о весне (сравниваем времена года), осени, лете

Воспитатель акцентирует внимание не только на природу в городских условиях, но и рассказывает про утренний и вечерний лес, диких животных, осадках и растениях

Задачи прогулки:

  • поселить в их головы знания о то, что в мире все зависит друг от друга;
  • развивать воображение и подвижность;
  • научить делать выводы, отвечать на вопросы, думать самому, анализировать;
  • прививать любовь к знаниям, интерес, трудолюбие.

Интересно! В качестве объекта для наблюдения можно выбрать не только животных и природные явления, но и людей

Например, обратить внимание детей на работу дворника: показать инвентарь, рассказать о нелегком труде, показать работу с лопатой

Знакомство с профессией дворник и его трудом зимой

Перед прогулкой необходимо провести беседу с детьми о безопасном обращении с инвентарем дворника. Наблюдение за профессией можно проводить во все месяцы, когда выпадает снег, например в марте и в ноябре.

Наблюдение за снегом

Прогулка — урок наблюдение за снегом познакомит детей с таким природным явлением, как снегопад.

Важно! В то время, когда воспитатель собирает группу на прогулку — он должен сделать акцент на том, что дети одевают теплую одежду, потому что на улице февраль, декабрь или январь, стоит зимняя погода, холодно. Воспитатель может спросить: «Ребята, что вы видите на улице?», в ответ дети начнут кричать, что «идет снег»

Педагог объясняет, что такое явления называется снегопадом

Воспитатель может спросить: «Ребята, что вы видите на улице?», в ответ дети начнут кричать, что «идет снег». Педагог объясняет, что такое явления называется снегопадом.

Чтобы заинтересовать детей, воспитатель может поймать снежинку и воскликнуть, что она похожа на звездочку.. В это время педагог рассказывает о том, что все сугробы вокруг состоят из множества маленьких снежинок. Для интереса стоит попросить детей снять варежки и попробовать поймать снежинку голой рукой — она тут же растает.

Ход игры:

Стая птиц собирается на одном краю площадки – дети стоят врассыпную. По сигналу воспитателя «полетели», птицы разлетаются по площадке, расправив крылья. По сигналу «буря», птицы летят к деревьям – влезают на лесенку. Когда воспитатель говорит – буря прошла, птицы спокойно спускаются с деревьев, продолжают летать.

Индивидуальная работа: отбивание мяча кистью руки.Цель: развитие умения отбивать несколько раз подряд мяч, держать кисть правильно.

Индивидуальная работа: повторение. Какие осенние месяца вы знаете? Сколько всего их? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Самостоятельная игровая деятельность.

Уход с прогулки в группу. Повторение правил передвижения на территории детского сада.

Спасибо за внимание!

Ход наблюдения:

Дятел длинным языком капли сока лижет,

Бабочка, усевшись ниже,пьет прозрачным хоботком.

Муравьи и мошки по березе гладкой

Ползут, как по дорожке, за капелькою сладкой.

Всех березка напоила, вешним соком оделила!

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Кто присел на толстый сук

И стучит: тук-тук, тук-тук? (Дятел.)

Где зимуют дятлы?

Чем любят лакомиться дятлы ранней весной? (Березовым соком.)

Что помогает дятлу доставать насекомых из-под коры

Как дятел строит гнездо? Как выглядит дятел? Почему дятлов называют «санитарами леса»?

Трудовая деятельность: расчистка участка от остатков снега и мусора.

Цели: приучать к чистоте и порядку на участке; воспитывать дружеские отношения.

Подвижные игры: «Сбей кеглю».

Цель: развивать координацию движений, умение предать

силу броску.

Индивидуальная работа: развитие движений.

Цель: упражнять в подскоках на месте с поворотами направо, налево, вокруг себя.

МАРТ

Прогулка№11.

Наблюдение за погодой

Обратить внимание детей на погоду. Какое время года сейчас? Какой месяц? Какой праздник в этом месяце, какого числа? А знаете ли вы что первый месяц весны раньше назывался Мартусом, в честь мифологического бога война Марса, который был призван также защищать мирный труд, был богом земледелия и скотоводства, защитником полей и стад

Март еще называли ветроносом и свистуном, за вой холодного ветра и потому что везде сует свой нос. В русском народном календарном фольклоре марту отводилась роль зазывателя весны. Он первенец весны – вестник теплых дней.

Художественное слово: как в марте зима на злится, а весне покориться. Дует теплый южный ветер, снег чернеет, мякнет, тает, грая горластый прилетает, что за месяц? Кто узнает?

Д/и «Дерево живое» – изменения в различные времена года.

П/игра: «День и ночь» – упражнять детей в ловкости, беге.

И/р по ФИЗО: прыжки с преодолением препятствий

Труд.поручения: почистить крыльцо

МАРТ

Прогулка№12.

Наблюдение за погодой. Наблюдение за снегом

Обратить внимание детей на снег. Какой снег мы видим кругом? Что с ним случилось? Почему сугробы покрыты ледяной коркой? Как еще можно назвать снежный покров? (настом) Наст – это осевший покрытый коркой снег

Как образуется наст? Когда потянет оттепелью, сырыми ветрами, снег станет осаживаться, плотнеть. Если начнутся морозы, то снежный покров затягивается настом – твердой ледяной горкой. Таким снегом – настом можно легко порезать руки.

Художественное слово: пришла, улыбнулась – утихли метели, позванивать стал колокольчик капели (март). Март сухой, да мокрый, май будет каша да каравай. Весна красна цветами, осень плодами, а зима снегами.

Д/и «Когда это бывает?» – закрепить знания детей о сезонных изменения в природе.

П/игра: «Ловишки парами» – упражнять детей в ловкости, беге.

И/р по ФИЗО: бег в колонне по одному и по два в чередовании с ходьбой.

Труд.поручения: собрать мусор, ветки на участке.

МАРТ

Прогулка№13.

Наблюдение за воробьем.

Цели: продолжать закреплять, уточнять и систематизировать знания детей о знакомой птице — воробье; обогащать словарный запас художественным словом о воробье; учить видеть изменения в поведении птиц с приходом весны.

Организация наблюдения

Для организации наблюдения нужно правильно подготовить процесс:

  • Выбрать растение или животное, которые выглядят здоровыми.
  • Место должно быть чистым и соответствовать естественным природным условиям.
  • Выбранное место должно хорошо освещаться, лучше, если свет будет падать немного сбоку.
  • Детей нужно так расположить, чтобы никто из них не мешал друг другу и не закрывал обзор.
  • Если есть возможность, то каждый ребенок должен потрогать растение или погладить животное.

Удобное расположение детей вокруг изучаемого объекта

Примерный план прогулки-наблюдения

Процесс рассматривания и обсуждения объекта должен соответствовать следующим рекомендациям:

  • Для составления первого впечатления детям необходимо около 2 минут. За это время ребята успеют рассмотреть объект и удовлетворить свое любопытство.
  • Педагог должен задать вопрос об объекте за 1 минуту.
  • Далее, мысли детей нужно направить в правильное русло. При необходимости прочитать стишок или задать загадку. Так у ребят формируется эмоциональное отношение к объекту. Время не должно превышать 7 минут.
  • После, объект рассматривается детально. Педагог задает наводящие вопросы и помогает с ответами. Рассказывает недостающую информацию. На это отводится не более 10 минут.
  • В конце подводится итог и все полученные знания связываются между собой. Этот процесс занимает около 5 минут.

Дополнительная информация! Педагог может вместе с детьми завести красочный дневник наблюдений.

Исследовательская деятельность детей во время весенней прогулки

Исследовательская деятельность заключается в самостоятельном поиске ребенком информации.

Организация

Организовать процесс можно следующими способами:

  • Дети, во время ответов на вопросы о рассматриваемом объекте, стараются правильно изложить собственные мысли.
  • При длительном наблюдении за объектом, ребята подмечают все изменения и, при необходимости, их фиксируют.
  • Когда идет наблюдение за живой или неживой природой, используют дополнительные предметы: темные очки, садовый инвентарь.
  • Во время экскурсии, когда выезжают в город, в библиотеку, пищевое предприятие или при наблюдении строительных работ происходит изучение технологии производства или процесс организации услуг.
  • После посещения музея, более детальное изучение происходит с помощью рассматривания энциклопедии или других материалов.

Также можно организовать проведение опытов под пристальным наблюдением педагога.

Экологическое образование дошкольников в ДОУ

Наблюдение — ведущий метод экологического образования дошкольников, цель которого сформировать экологическое воспитание.

Оно основывается на:

  • любви к родному краю;
  • бережному отношению к животным и растениям;
  • получении элементарных знаний о природе;
  • понимание взаимосвязи всего живого.

Знания дети получают следующими способами:

  • создания уголка природы на территории детского сада;
  • проведение экскурсии;
  • беседы о природе;
  • рассказы о животных;
  • тематические игры;
  • рисование;
  • подготовка экологических праздников.

Дополнительная информация!  Дети под присмотром педагога могут ухаживать за комнатными растениями, кормить животных в зооуголке и собирать гербарий.

Наблюдение за природой на улице в марте помогает ребенку больше узнать об окружающем мире. Правильно организованный процесс пробуждает интерес и тягу к новым знаниям. Включение в процесс обучения игр и совместной деятельности формирует умение заниматься сообща.

Ход прогулки

Повторяем правила безопасного поведения в детском саду (не торопимся, на улице (идем парами, дружно, друг за другом, смотрим вперед и по сторонам).

Наблюдение за сезонными изменениями в погоде.

Беседа о ноябре.

Ноябрь — последний месяц осени. Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, цветы завяли. Зеленеют по-прежнему лишь ель и сосна. Пышный пестрый ковер листьев, устилавший землю, потемнел и поблек. Черными стали лесные тропинки в опустевшем лесу. Недаром ноябрь зовут в народе «чернотропом». Небо в этом месяце почти все время затянуто свинцовыми облаками. Часто идут холодные долгие дожди со снегом. В конце ноября по ночам уже морозно, а темное небо напоминает звездный шатер.

Вопросы

1. Почему ноябрь называют «чернотропом»?

2. Какую пору ноября называют предзимьем? Почему?

3. Расскажите о погоде ноября.

Ответы детей.

Загадываю детям загадки.

Не зверь, а воет (ветер)

Белым паром стелется

Не вьюга, не метелица

И не дым…. Что за обман?

Это же густой (Туман)

Над рекою он клубится

На луга, как снег ложится.

Влез за ворот и в карман.

Как зовут его (Туман)

С неба облако спустилось

И у речки поселилось.

Как причудливо, красиво

Бело-сказочное диво.

Этот утренний обман

Называется (Туман)

Стало ночью холодать,

Стали лужи замерзать.

А на травке — бархат синий.

Это что такое? (Иней)

(Дети отгадали, загадки поговорили о смысле каждой загадки)

Рассказываю о приметах месяца.

В ноябре тепло морозу не указ.

В ноябре комары – быть мягкой зиме.

Не сковать реку зиме без ноября-кузнеца.

Трудовая деятельность: Уборка мусора на участке. Собирание опавших листьев.

Цель: воспитывать стремление к труду, развивать познавательный интерес.

Подвижные игры «Ловишки из круга».Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами. Упражнять в ритмической ходьбе, в беге с увертыванием и в ловле, в построении в круг.

Описание игры: дети стоят по кругу, взявшись за руки. Ловишка – в центре круга, на руке повязка.Играющие двигаются по кругу и говорят:

Мы, веселые ребята, Любим бегать и скакать

Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три – лови!

Дети разбегаются, а ловишка догоняет. Пойманный временно отходит в сторону. Игра продолжается, пока ловишка не поймает 2-3 детей. Продолжительность 5-7 минут.

«Перелёт птиц»

Цель: учить бегать врассыпную, не наталкиваясь

Развивать ловкость, смелость, внимание, умение действовать по сигналу

Отличительные черты

Прогулка-наблюдение в детском саду все равно рано или поздно подойдет к концу. В такие моменты придется подводить итоги полученной информации. Желательно, кстати говоря, выбираться на подобные исследовательские занятия как можно чаще. Дети с огромным удовольствием будут изучать особенности каждого времени года на наглядном примере, да еще и на свежем воздухе. Практика и наблюдения всегда лучше голой теории.

Обсудите с детьми, какие отличительные особенности есть у весны. Точно так же, как это делалось и осенью, и зимой. Пусть малыши сами подведут итоги прогулок. Сравните зиму и весну. Это поможет ребятам понять особенности времен года. Очень полезная информация, которая формирует представление об окружающем мире

И неважно, в какой период было проведено наблюдение-прогулка: 2 младшая группа или уже старшая. Итог будет один — получение знаний об изменениях природы и окружающего мира с наступлением тепла

Постановка цели весенней прогулки

Каждая прогулка имеет свою цель

В первую половину дня важно восстановить силы после занятий, зарядиться положительной энергией. На утренней прогулке ребенок должен разрядиться, сбросить напряжение, поднять себе настроение, что обеспечит благоприятную почву для успешного физического, психического и умственного развития

В старшей группе детского сада проводятся две прогулки в день

Цель вечерней прогулки устанавливается с учетом предшествующей деятельности воспитанников. На вечер можно запланировать подвижные игры, физические упражнения, трудовую деятельность.

Важно! Вечером не рекомендуется проводить игры, которые очень возбуждают нервную систему детей

Роль воспитателя в процессе наблюдения

Воспитатель должен уделять особое внимание планированию наблюдений на прогулке. Большую роль в развитии дошкольников играет знакомство с настоящими предметами в процессе их непосредственного использования

В подготовительной группе детского сада планируется два наблюдения.

Наблюдая, дети знакомятся с окружающим миром

Наблюдения планируются в соответствии с погодой и временем года. Они могут быть и кратковременными, и длительными. Наблюдая, дети развивают эстетику восприятия, ум, интерес к познавательной деятельности и изучению окружающей среды.

В детском развитии используются следующие виды наблюдений: за неживыми предметами и за живой природой, за транспортом, за живыми объектами, за трудом взрослых.

Обратите внимание! Во время планирования наблюдений необходимо соблюдать инструкции по охране жизни и здоровья детей

Организация трудовой деятельности

Трудовая деятельность основывается на знаниях и умениях, которые уже есть у детей. Тематика трудовой деятельности может быть разной: бытовой или производственной, на закрепление правил дорожного движения, театрализованной или строительной.

В трудовой деятельности дети получают практические навыки работы

Чаще всего на прогулке организовываются два вида трудовой деятельности:

  1. Хозяйственно-бытовая: дети вместе с воспитателем убирают участок, игровые уголки, шкафчики;
  2. Труд на природе: дети работают в цветнике, на клумбе, в огороде.

Кроме обучения детей практическим навыкам работы воспитатель знакомит их с растениями, животными, правилам ухода за ними, продумывает приемы организации детей, последовательность работы.

Используем подвижные игры

Подвижные игры, в которых принимают участие все дети группы, занимают важное место в прогулке. Воспитатель заинтересовывает детей игрой, увлекая их

Важно! Только непринужденное участие ребенка в игре создает хорошее настроение, обеспечивая воспитательный эффект игры

На прогулке можно провести от одной до четырех подвижных игр

Во время планирования нужно обращать внимание на основные движения в игре. Так, когда тепло лучше выбирать игры, в которых нужно метать, ползать, лазать, когда холодно — бегать и прыгать

Воспитатель не только участвует в игре, но и берет на себя главную роль. Играть должны все воспитанники группы, поэтому на прогулке детям предлагают хорошо знакомые игры. С новыми играми детей знакомят на занятиях физкультурой.

Дети очень любят подвижные игры на прогулке

Подвижные игры обучают детей быть внимательными, контролировать свои движения, приучают к дисциплине и сознательному отношению.

При использовании подвижных игр учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитательные задачи и физиологические закономерности адаптации к нагрузкам. Перед игрой четко объясняются правила и распределяются роли.

Индивидуальное развитие

Правильная организация двигательной деятельности дошкольников влияет на оздоровительный эффект. Во время планирования прогулки воспитатель учитывает индивидуальную работу с детьми по физическому развитию. Индивидуальная работа планируется с теми детьми, у которых есть проблемы в освоении основных действии.

Обратите внимание! У каждого ребенка индивидуальная степень подвижности. Организовать индивидуальную работу можно в форме игры или спортивного состязания

Организовать индивидуальную работу можно в форме игры или спортивного состязания.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий