Планирование прогулки в подготовительной группе зимой

Ход прогулки.

-Воспитатель: Дети, мы сейчас пойдем на прогулку.

Дети в парах идут на участок.

– Воспитатель: Какое сейчас время года? (осень).

Воспитатель достает схемы – картинки с приметами осени.

– Посмотрите на эти картинки, выберете только те, которые относятся к приметам осени. (Дети выбирают).

– Назовите приметы осени по картинкам. (Дети называют приметы).

Ответы детей:

1. Солнце светит, но греет слабо

2. Перелетные птицы улетают на юг

3. Люди собирают урожай

4. Люди одеваются теплее

5. Листья на деревьях желтеют, краснеют и облетают

6. Часто идет дождь

7. Звери готовятся к зиме

8. День становится короче, а ночь длиннее

-Воспитатель: Сколько месяцев у осени? (три)

-Воспитатель: Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)– Воспитатель: Какой сейчас месяц? (ноябрь)

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажилась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливый караван тянулся к югу.

Приближалась довольно скучная пора:

Стоял ноябрь уж у двора.

– Воспитатель: Какая сейчас стоит осень – ранняя или поздняя?

– Воспитатель: Назовите приметы ранней и поздней осени. (ответы детей)

– Воспитатель: Кто из вас любит осень, а кто нет? Почему? (ответы детей)

Наблюдение за погодой.

– Воспитатель: Ребята давайте понаблюдаем за погодой.

– Какая сегодня погода? Что про нее можно сказать? (пасмурная, солнечная, дождливая). – Какое небо? (чистое, пасмурное). Что на нем есть? (облака, тучи). Все чаще небо покрыто свинцовыми тучами. – Оглянитесь вокруг, есть ли ветер? – Как вы его обнаружили? (облака движутся, ветки на деревьях шевелятся) – Посмотрите на облака. Они движутся. Давайте, понаблюдаем за деревьями. – Ребята, а что же такое ветер? (Ответы детей). – Что же такое ветер давайте разберемся. Ответьте на вопрос. Без чего человек не может прожить? (Без воздуха). Исследовательская деятельность.

Опыт № 1. Давайте попробуем поймать воздух. Перед вами полиэтиленовые пакеты. Они пустые. Возьмём пакеты, взмахнём,скажем: «Раз, два, три – пакетик, лови» и закрутим. Пакет раздулся. Что внутри пакета? Какого цвета воздух? (Бесцветный, прозрачный, невидимый)

Был пакет бесформенный, а стал упругий, плотный. Какие предметы мы можем заполнить воздухом, накачать? (Мяч, воздушный шар, автомобильная шина, матрас, спасательный круг, резиновая лодка)

Опыт2. Сейчас я возьму палочку и проколю вам пакет. Поднесите пакет к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете? (ветерок) Воздух выходит из пакета, он движется, а движение воздуха – это ветер.

– Так как же образуется ветер? (Воздух нагревается от земли, поднимается вверх, а холодный воздух опускается вниз. Такое передвижение воздуха создает ветер.)

– Какой бывает ветер? (холодный, теплый, сильный, легкий).

– Как называются сильные ветры? (ураган, тайфун, смерч, штормовой)

– Как можно создать движение воздуха? (помахать веером, подуть на ладошку).

Опыт «Вертушка» Взрослый показывает детям вертушку в действии. Затем обсуждает вместе с ними, почему она вертится (ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывает движение вертушки).

– И так мы определили, что такое ветер, теперь давайте определим, если ветер на улице?

– А сейчас давайте возьмем в руки вертушки и попробуем определить есть ли сегодня ветер? Как вы узнали? Какой силы сегодня ветер?

– Как можно сказать про такую погоду? (ветреная, тихая).

– Что можно сказать про погоду сегодня? (пасмурная, тихая, прохладная). Дидактическая игра «Подбери слова».

Ход наблюдения: что это дерево или кустарник?

Как называется?

Как чувствует себя сирень зимой?

Есть ли листья на кустарнике?

Растения к зиме готовятся задолго до её прихода. Они находятся в стадии покоя. Зимой ветки особенно хрупкие, поэтому их необходимо беречь. Зимой почти все деревья и кустарники стоят без листьев.

Трудовая деятельность: расчистка скамеек от снега.

Подвижные игры: «Огуречик, огуречик…»

Цель: закреплять прыжки на двух ногах.

«Лиса в курятнике»

Цель: воспитывать ловкость, быстроту.

Индивидуальная работа: «Подбрось выше»

Цель: учить бросать мяч вверх и ловить его.

К 56 Февраль.

Наблюдение «За метелью»

Цель: дать представление о движении снега в ветренную погоду, познакомить с понятием «метель».

Ход наблюдения: Что это за птица?

Опишите как выглядит снегирь?

Где живут снегири зимой?

Чем питаются?

Какие звуки издают?

С наступлением зимы снегири прилетают поближе к людям. Они собираются в стайки и клюют ягоды рябины, шиповника, боярышника. У самца снегиря спинка синевато-серая, хвост и крылья чёрные, а грудка ярко-красная. У самочки грудка тёмно-серая. Кричат снегири «рюм-рюм».

Трудовая деятельность: подметание дорожек метлой.

Цель: приучать выполнять трудовые поручения.

Подвижные игры: «Цветные автомобили»

Цель: развивать пространственную ориентировку.

«У медведя во бору»

Цель: учить выполнять действия по сигналу.

Индивидуальная работа: развитие движений.

Цель: способствовать развитию двигательных навыков (бег, прыжки)

К 53 Январь.

Наблюдение «Сравним живую и игрушечную ель»

Цель: показать детям особенности живого дерева.

Экспериментирование и опыты на прогулке зимой

Дошкольный возраст отличается особым интересом к окружающему миру

Часто, ребенок не может сам замечать какие-то фундаментальные вещи, поэтому воспитателю важно научить его не только смотреть, но и видеть. Теоретические знания должны подкрепляться наглядным материалом, экспериментами, которые смогут обогатить знания детей

Экспериментирование на прогулках делится на два вида:

  1. Фронтальное — когда у детей есть несколько объектов для наблюдения, самостоятельного сравнивания. Для такого вида наблюдения рекомендуется наличие двух педагогов, следящих за воспитанниками, особенно если группа многочисленная.
  2. Демонстрационное — педагог держит в руках объект, который выбран для обучения. Воспитатель демонстрирует объект и ведет обучающую беседу. Такой способ гасит инициативу и активность, как правило, дошкольникам не очень интересны занятия, в которых они должны только наблюдать, не принимая участия.

Важно! Опыты, которые будут проводиться с детьми обязательно должны подбираться в соответствии с их развитием и возрастом. Опыты для дошкольников — это не развлечение, а путь обучения детей, их знакомства с окружающей средой и жизнью

Такие прогулки можно делать в формате открытого урока, с приглашением родителей

Опыты для дошкольников — это не развлечение, а путь обучения детей, их знакомства с окружающей средой и жизнью. Такие прогулки можно делать в формате открытого урока, с приглашением родителей.

Эксперимент: свойства снега и льда

Цель эксперимента — опытным путем выяснить отличие и сходство состояний льда и снега.

Задачи:

  • прививать детям трепетное отношение к природе;
  • научить различать состояние внешне схожих зимних явлений;
  • учить детей делать выводы и умозаключения.

Пример на двух популярных у воспитателей опытах:

Опыт № 1. Последовательность опыта:

  1. Воспитатель выстраивает детей в круг;
  2. Предлагает им поздороваться совсем вокруг: с солнышком, с птичками, с новым днем (используя тематические стихи);
  3. Далее, воспитатель загадывает детям несколько зимних загадок на тему снега и льда;
  4. Далее дети вместе с воспитателем рассматривают через лупу снег и лед, предварительно можно сделать самим сосульку, используя обычный пакет и воду (воду можно подкрасить акварелью, для большего интереса). Воспитатель, спрашивает у детей: чем отличаются лед и снег. Подсказки: снег — рассыпчатый, рыхлый, пушистый, лед — твердый, прозрачный, однородный.

Опыт № 2. Защитные свойства снега. Ход опыта:

  1. Воспитатель наливает воду в пластиковые стаканчики;
  2. Дает детям краски и кисточки, чтобы они подкрасили воду в каждом стаканчике свой цвет;
  3. Далее, стаканчики устанавливаются в сугроб на разную глубину.

Наблюдение за водой в снегу

Расставив стаканчики слева направо так, чтобы первый стаканчик стоял на поверхности сугроба, средний стаканчик был наполовину вкопан в снег, а третий до верха был погружен в снег, воспитатель раздает детям лупы. Через какое-то время дети разглядывают состояние воды в каждом стаканчике. Воспитатель объясняет, почему вода в полностью погруженном в снег стаканчике замерзает медленнее всего — потому что снег, не смотря на то, что он холодный согревает и защищает стаканчик от температуры и ветра.

Наглядные эксперименты, проводимые в игровой форме на прогулке очень важны в ходе воспитания и образования детей дошкольников

Наблюдение на прогулках позволяет ребенку взглянуть шире на мир, почувствовать интерес к самостоятельному исследованию окружающей среды, осознать важность аккуратного поведения человека в природе

Планирование зимней прогулки в подготовительной группе

Наблюдение на прогулке в подготовительной группе зимой позволяет познакомить ребенка с таким природным явлением, как снегопад, научит его анализировать поведение птиц в условиях холода, поможет сформировать общее понятие зимы, как времени года.

Зимняя прогулка наблюдение в подготовительной группе

Цель прогулки: наблюдение за живой природой

Существует целая картотека со сценарием и ходом зимней прогулки в подготовительной группе зимой, в каждой карточке расписывается урок на прогулке для воспитателя для достижения той или иной цели.

Темой урока в данном случае может быть: «наблюдение за птицами в зимнее время».

Важно! Сопровождать прогулку не только указаниями и объяснениями, но и заинтересовывать воспитанников цитированием тематических стихотворений, и поговорок. В карточках, разработанных в соответствии с рекомендациями ФГОС, должен быть четко прописан весь ход прогулки поэтапно

Наблюдение за жизнью птиц зимой

В начале прогулки воспитатель рассказывает, что зимой многое из природы засыпает, что они не могут сейчас видеть жуков, пауков, червячков и мошек, поэтому птицам нечего есть и им тяжело выживать в таких условиях.

Далее необходимо объяснить каким образом люди могут помочь птицам перезимовать:

  • в предварительно обустроенную кормушку насыпать зерна;
  • если кормушки нет, то можно рассыпать зерно просто на открытом снегу.

Наблюдение: после того, как рассыпали зерно, воспитатель расставляет детей так, чтобы всем были видны подлетающие птицы. В то время как птички будут клевать зерно, детям задаются наводящие вопросы: Кто подлетел первым? Чем клюют корм птицы? Острый ли клюв? Какого цвета перья? и т.д.

Важно! Воспитатель обязательно должен объяснить детям, что птиц нельзя пугать и трогать. В доброй форме можно громко птицам сказать: «не бойтесь нас, мы добрые», и чтобы дети повторили вслух

После завершения прогулки необходимо закрепить полученные знания вопросами: Почему нужно подкармливать птиц зимой? Какие птицы мы сегодня видели? Как ведут себя птицы зимой?

Цель прогулки: наблюдение за погодными явлениями

Во время наблюдения за природными явлениями зимой у детей формируется общее представление о весне (сравниваем времена года), осени, лете

Воспитатель акцентирует внимание не только на природу в городских условиях, но и рассказывает про утренний и вечерний лес, диких животных, осадках и растениях

Задачи прогулки:

  • поселить в их головы знания о то, что в мире все зависит друг от друга;
  • развивать воображение и подвижность;
  • научить делать выводы, отвечать на вопросы, думать самому, анализировать;
  • прививать любовь к знаниям, интерес, трудолюбие.

Интересно! В качестве объекта для наблюдения можно выбрать не только животных и природные явления, но и людей

Например, обратить внимание детей на работу дворника: показать инвентарь, рассказать о нелегком труде, показать работу с лопатой

Знакомство с профессией дворник и его трудом зимой

Перед прогулкой необходимо провести беседу с детьми о безопасном обращении с инвентарем дворника. Наблюдение за профессией можно проводить во все месяцы, когда выпадает снег, например в марте и в ноябре.

Наблюдение за снегом

Прогулка — урок наблюдение за снегом познакомит детей с таким природным явлением, как снегопад.

Важно! В то время, когда воспитатель собирает группу на прогулку — он должен сделать акцент на том, что дети одевают теплую одежду, потому что на улице февраль, декабрь или январь, стоит зимняя погода, холодно. Воспитатель может спросить: «Ребята, что вы видите на улице?», в ответ дети начнут кричать, что «идет снег»

Педагог объясняет, что такое явления называется снегопадом

Воспитатель может спросить: «Ребята, что вы видите на улице?», в ответ дети начнут кричать, что «идет снег». Педагог объясняет, что такое явления называется снегопадом.

Чтобы заинтересовать детей, воспитатель может поймать снежинку и воскликнуть, что она похожа на звездочку.. В это время педагог рассказывает о том, что все сугробы вокруг состоят из множества маленьких снежинок. Для интереса стоит попросить детей снять варежки и попробовать поймать снежинку голой рукой — она тут же растает.

Ход наблюдения: какое сегодня солнце?

Каждый ли день мы видим солнце?

На что оно похоже?

Солнце необходимо для жизни человека, животных, растений. Когда на небе солнце – погода солнечная, а когда солнца нет – погода пасмурная. Зимой солнце светит, но не греет. Без солнечного света нет жизни на земле.

Трудовая деятельность: постройка снежной горки.

Цель: учить собирать снег в кучу и утрамбовывать его лопатками.

Подвижные игры: «Трамвай»

Цель: учить быстро двигаться по сигналу, менять направление.

«Лошадки»

Цель: учить выполнять движения в паре.

Индивидуальная работа: развитие движений.

Цель: учить ориентироваться на участке; находить спрятанный предмет по словесному описанию.

К 38 Декабрь.

Наблюдение «Ветер»

Цель: показать особенности ветренной погоды зимой; учить определять наличие и направление ветра.

Ход наблюдения: – Тихо-тихо снег идёт,

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лёд

Во дворе лопатой.

– Белым снегом всёпокрыло:

И деревья и дома.

Свищет ветер легкокрылый:

«Здравствуй, зимушка-зима!»

Какого цвета снег?

Какой на ощупь?

Что из него можно сделать?

Почему снег тает на ладошке?

Трудовая деятельность: уборка снега на участке.

Цель: учить выполнять коллективные поручения.

Подвижные игры: «Теремок»

Цель: учить менять направление во время движения по кругу.

«Сидит, сидит зайка…»

Цель: учить двигаться в соответствии с текстом.

Индивидуальная работа: Кто выше прыгнет.

Цель: учить прыгать в высоту, развивать силу, ловкость.

К 48 Январь.

Наблюдение «За птичьими следами на снегу»

Цель: расширять знания о зимующих птицах, узнавать по следу, какой птице он принадлежит; воспитывать наблюдательность и внимание. Ход наблюдения: Ребята,сегодня мы с вами будем следопытами: определим какой птице какие следы принадлежат

Обратите внимание, на снегу множество следов6 маленькие, средние и большие. Как вы думаете, самые маленькие следы кто оставил на снегу? Конечно, они принадлежат самым маленьким птицам – воробью или синичке. А эти побольше. Как вы думаете, кто мог оставить такие следы? (сорока) А эти большие? Наверное здесь ходила крупная птица, потому что снег под ней немного провалился. А кому они принадлежат? (вороне) Вот, ребята, не увидев птиц можно определить по следам, кто прилетал в птичью столовую

Ход наблюдения: Ребята,сегодня мы с вами будем следопытами: определим какой птице какие следы принадлежат

Обратите внимание, на снегу множество следов6 маленькие, средние и большие. Как вы думаете, самые маленькие следы кто оставил на снегу? Конечно, они принадлежат самым маленьким птицам – воробью или синичке

А эти побольше. Как вы думаете, кто мог оставить такие следы? (сорока) А эти большие? Наверное здесь ходила крупная птица, потому что снег под ней немного провалился. А кому они принадлежат? (вороне) Вот, ребята, не увидев птиц можно определить по следам, кто прилетал в птичью столовую.

Трудовая деятельность: постройка из снега на участке.

Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения.

Подвижные игры: «Лиса и гуси»

Цель: учить быстро действовать по сигналу.

«Догонялки»

Цель: совершенствовать умение бегать.

Индивидуальная работа: движение змейкой.

Цель: учить двигаться змейкой друг за другом.

К 49 Январь.

Наблюдение «За гололедицей»

Цель: продолжать формировать представление о сезонном явлении – гололедице; развивать наблюдательность.

Ход наблюдения: вчера на улице была оттепель, а сегодня мороз! Что образовалось на тротуарах и на дорогах? Гололёд бывает, когда после оттепели резко ударит мороз. Гололёд очень опасен для людей. Гололёд затрудняет движение машин. Чем посыпают дорогу в гололёд?

Трудовая деятельность: посыпание песком пешеходных дорожек.

Цель: воспитывать заботливое отношение к людям.

Подвижные игры: «Перегонки»

Цель: добиваться улучшения техники бега.

«Пирожки»

Цель: развивать ловкость.

Индивидуальная работа: с вала на вал.

Цель: учить развивать равновесие.

К 50 Январь.

Наблюдение «Птицы» за синицей.

Цель: расширять представления детей о внешнем виде синицы, её повадках, среде обитания; воспитывать заботу о зимующих птицах.

Ход наблюдения: как называется эта птица?

Какие у вороны клюв, хвост, крылья?

Эта птица улетает в тёплые края или нет?

Чем питается?

Вороны зимующие птицы, они приспосабливаются к зиме. Тело голубя покрыто перьями, поэтому им зимой не холодно. В сильные морозы они сидят нахохлившись. Зимой воронам сложно найти корм, и их необходимо подкармливать. Люди делают кормушки для птиц. Кормушки нужно очищать от снега и насыпать корм ежедневно.

Трудовая деятельность: расчистка от снега и мусора дорожек на участке.

Цель: воспитывать трудолюбие, коммуникабельность, учить работать сообща.

Подвижные игры: «Лиса и гуси»

Цель: учить быстро действовать по сигналу.

«Догонялки»

Цель: совершенствовать умение бегать.

Индивидуальная работа: развитие движений.

Цель: закреплять умение быстро бегать.

К 44 Декабрь.

Наблюдение «Вода и осадки», за снегопадом.

Цель: закреплять знания о природном явлении – снегопаде.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий