Как создать дидактическую игру для детей
Если карточки закончились, воспитатель может самостоятельно создать дидактическую игру, ориентируясь на нормы ФГОС. Находясь в игровом зале, дети могут искать предметы разных цветов, форм, а также игрушки, выполняющие определенные функции: «посуда», «куклы», «мебель».
Игра на поиск цвета и формы
Задания, которые можно предложить выполнить во время прогулки:
- Сравнить длину подошвы с величиной другого предмета, который попадется на улице.
- Выяснить, чей шарф в группе длиннее.
- Спросить малышек, какого цвета у них куртки, шапки, перчатки и свитера.
- Рассказать, что на прогулке у каждого только по две перчатки на руках, но когда все заходят в сад, то на батарее сушится много перчаток.
Придумывать математические дидактические задачки можно прямо на ходу. Достаточно лишь предложить ребенку найти маленькие листья или шишки, собрать пять листиков или найти только одну ветку.
Развитие дидактических способностей должно продолжаться и дома, тогда дети быстро учатся различать предметы, называть цвета и определять время суток.
Специфика использования дидактических игр в ясельном возрасте
Как показывает практика, в раннем дошкольном возрасте дети с интересом воспринимают лишь задания, в которых используются реальные предметы и конкретные действия. Задания, которые совершаются в знакомой обстановке и ситуации (например, спрятать носовой платочек за спину, показать большой кубик в коробке) обычно не вызывают у ребят трудностей. Поэтому первоначально нужно использовать при работе с малышами именно такие игры, а только затем уже переходить к картинкам.
Кроме того, при использовании игровых пособий необходимо учитывать индивидуальный подход — определять, какой объём и содержание материала доступно каждому конкретному ребёнку. Ведь в ясельном возрасте развитие малышей очень отличается в силу их психосоматического здоровья (часто болеющие дети), характера (чрезмерно застенчивые), особенностей семейного воспитания (с некоторыми с раннего возраста занимаются родители).
Большую роль играет доброжелательная атмосфера, которую воспитатель должен создать на занятии, чтобы ребёнок «раскрылся», захотел поиграть в предложенные игры. На начальном этапе многие дошкольники испытывают естественные трудности, делают ошибки — это не должно останавливать педагога, нужно вести себя мягко и терпеливо.
Формирование математических представлений особо важно, если ребёнок имеет задержку в речевом развитии. Малыш расширит свой словарный запас и усвоит слова и действия, важные для общения с людьми
Таблица: примеры конспектов НОД по математике для детей 2–3 лет
Автор и тема занятия
Ход занятия
Евдокимова И.С.«Неожиданный гость»
Педагог рассказывает малышам историю про мышонка Пика, который любил петь и не любил учиться. Поэтому он ничего не знал. Раздаётся стук в дверь — появляется мышонок Пик: воспитатель подносит игрушку к каждому ребёнку, называет его имя. Малыш должен в ответ назвать своё.Мышонок хочет построить себе дом из жёлтых кирпичиков, но не может отобрать их из строительного материала (Пик берёт кирпичик другого цвета). Педагог предлагает помочь герою — каждый ребёнок берёт по жёлтому кирпичику. Воспитатель при этом спрашивает название детали, её цвет и количество (одна). Педагог хвалит детей.Мышонок принёс детям игру — коробку с бусинами. Малыши называют их цвет и форму (синие и круглые). Каждому ребёнку предлагается взять по одной бусинке и покатать её пальцами.Воспитатель благодарит Пика за интересную игру и просит малышей научить его танцевать. Звучит музыка и дети танцуют.
Цитируется по:http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-matematike-v-jaselnoi-grupe-obrazovatelnaja-situacija-neozhidanyi-gost.html
«Высокий — низкий»
Воспитатель предлагает малышам погладить игрушечного зайчика, который находится на верхней полке шкафа. Дети пытаются дотянуться до него, но безуспешно. Педагог спрашивает ребят, почему они не могут этого сделать, добиваясь ответа «высоко».Затем предлагается погладить белочку, которая расположена чуть ниже. Ребятам удаётся это сделать. А медвежонок сидит на нижней полке — и дошкольникам очень удобно гладить его по мохнатой спинке. Воспитатель добивается от детей утверждения, что игрушка расположена низко.Оказывается, медвежонок принёс детям столбики, чтобы обозначить, какая из игрушек расположена низко, а какая высоко. Малыши вместе с педагогом расставляют столбики по высоте. Затем то же самое повторяется с пирамидками разной высоты.Зайчик приносит малышам волшебный альбом с изображением таких же зайчиков. Дети рассматривают его и по просьбе воспитателя находят зверей с длинными и короткими штанишками.Белочка предлагает ребятам поиграть — запустить бумажные самолётики и посмотреть, высоко или низко они будут лететь.
Шарудилова О. Ю.«Один — много»
Педагог предлагает ребятам отправиться на импровизированном поезде в путешествие. Дети, держась друг за друга, делают круг по ковру и попадают в сад цветов. На ковре разложены красные жёлтые и синие цветочки. Оказывается, они любят танцевать. Проводится игра: под музыку малыши танцуют вместе с цветами, а когда она заканчивается, опускают их на «землю». По ходу игры педагог спрашивает у детей цвет их цветочков.В сад прилетели бабочки также с красными, синими и жёлтыми крыльями
Дети берут и помогают каждой сесть на цветок такого же цвета.Воспитатель обращает внимание ребят на то, что бабочки не одинаковы — есть большие и маленькие. Затем педагог говорит, что подул ветер и просит малышей спрятать бабочек в коробку
Обращается внимание на их количество (каждый ребёнок принёс одну бабочку, а вместе их много). Затем малышам предлагается принести сначала красные цветы, затем синие и в конце жёлтые.Дети снова образуют поезд и едут обратно в детский сад, чтобы всем рассказать, что они увидели на лесной полянке.
Цитируется по:http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-matematike-v-pervoi-mladshei-grupe-odin-mnogo.html
Таблица: примеры конспектов игрового занятия по математике для детей 3–4 лет
Автор и тема НОД
Содержание занятия
Ажбулатова М.А.«Треугольник»
Дошкольники сидят на ковре, а педагог рассказывает им сказку про круг и квадрат, которые однажды вышли погулять. Одновременно детям демонстрируются бумажные фигуры с ручками, ножками, глазками и пр. (у квадрата они квадратные, у круга — круглые), они выделяют их отличительные признаки.Затем фигуры встретили Треугольника, удивились, что он не похож на них (дошкольники обследуют треугольник, выделяя его отличительные признаки). Затем ребята находят черты сходств у фигур.Воспитатель предлагает малышам построить два домика из квадратов и треугольников на магнитной доске. На крыше домиков есть цифры 1 и 2: они обозначают количество жильцов (их роль выполняют кружочки). Вызываются двое детей: они заселяют домики жильцами.Аналогичная работа предлагается на местах (у каждого ребёнка комплект фигур).Проводится физкультминутка «Три веселых братца» (дети выполняют движения по тексту.
В конце занятия воспитатель предлагает детям рассказать гостям сказку: педагог начинает фразу, а дошкольники её заканчивают, опираяся на картинку:
Однажды сильный ветер принёс откуда — то на полянку маленькое семечко, потом полил дождик, землю прогрело солнышко и из семечки вырос красивый …? (Воспитатель показывает цветок, дети хором отвечают). Цветок посмотрел вокруг себя и увидел, что он совсем один и ему стало скучно и грустно. Но тут мимо пролетала …? (Воспитатель показывает бабочку, дети отвечают). Бабочка увидела цветочек и подлетела к нему, они познакомились и начали играть в интересную игру. Бабочка пряталась, а потом неожиданно появлялась то справа, то — слева, то — снизу, то сверху, то — спереди, то — сзади. (Цветок спрашивает, где бабочка, дети отвечают). Они так весело играли и звонко смеялись, что их услышал пчелёнок и подлетел к ним, чтобы тоже с ними поиграть. Оказалось, что у цветочка очень вкусный нектар. Пчелёнок и бабочка стали каждый день прилетать к цветочку, чтобы поиграть и угоститься нектаром. Так у цветочка появились друзья.
Подводится итог занятия, дети делятся впечатлениями.
Белова Т.«В поисках Машеньки»(игровое занятие с использованием блоков Дьенеша)
Воспитатель интересуется у ребят, любят ли они мультфильм «Маша и Медведь». Оказывается, Миша прислал сообщение с просьбой о помощи — волки украли Машу, и он не знает, как её найти. Дети, конечно же, хотят помочь героям.Педагог предлагает отправиться в лес на поезде из стульчиков. На каждом из них приклеена геометрическая фигура, а билетами являются блоки Дьенеша. Чтобы занять место, нужно найти стул с такой же фигурой.Паровоз отправляется в путь
Внимание детей обращается на теремок с плачущим зайчиком. Перед теремком — три обруча с замками (каждый замок — три фигуры, отличающиеся каким-либо признаком, например, два красных треугольника и круг)
Это злая лиса закрыла заячий ломик на замок и убежала. Чтобы открыть замки, нужно в каждой группе отыскать лишнюю фигуру. Дети успешно справляются с заданием, а зайчик в благодарность сообщает, что волки унесли Машу за реку.Нужно построить мост. Для этого можно использовать блоки Дьенеша только синего цвета. Ребята строят мост и попадают к волкам. Оказывается, они хотят, чтобы Маша испекла им торт. Но она не знает, как его украсить. Дошкольникам предлагаются схемы узоров из блоков Дьенеша. Малыши называют составляющие узоры фигуры и приступают к выполнению индивидуального задания.Волки отпускают Машу. Звучит песня из мультфильма, и дети вместе с героиней возвращаются в детский сад на поезде.Цитируется по:http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-matematike-vo-vtoroi-mladshei-grupe-igrovoe-zanjatie-s-blokami-denesha-v-poiskah-mashenki.html
Обучение математическим понятиям в первой и второй младшей группе неразрывно связано с игровым компонентом. Ведь игры — это весёлая и увлекательная альтернатива однотипным заданиям с похожим наглядным материалом. Первые успехи воодушевляют малышей, пробуждая интерес к математике. А этот предмет, в свою очередь, способствует воспитанию детей думающими людьми, умеющими делать выводы, правильно оценивать ситуацию и самостоятельно принимать решения.
Цели дидактических игр
Дети, посещающие вторую младшую группу, должны научиться взаимодействовать с числами. Главная цель воспитания с помощью дидактических игр – донесение сложной информации простым способом.
К концу года малыш обязательно должен уметь:
- подбирать парные предметы – одинаковую пару обуви, кубики, вещи, подходящие по форме и размеру;
- классифицировать предметы: одежда, еда, игрушки, книги;
- отличать большое от маленького, горячее от холодного;
- считать количество игрушек – 1,2,3;
- исследовать новые предметы, опознавать их назначение, размер, форму;
- собирать пирамиду, складывать матрешки, закреплять несколько форм друг на друге;
- ориентироваться в пространстве по типу «близко-далеко», «низко-высоко»;
- усвоить простейший принцип чередования предметов.
Дидактические игры в саду
Важно! Во второй младшей группе, согласно требованиям ФГОС, математика выделяется как отдельный предмет. Главные задачи – изучить такие понятия, как величина, форма, количество и научиться ориентироваться в пространстве, осознавать перемену времени с вечера до ночи