Развивающие дидактические игры по речевому развитию для дошкольников

Ход игры:Объясним детям содержание игры:

— Сейчас мы поиграем в игру «Дружные ребята». Встаньте в пары. Теперь постройтесь в две колонны. Первая колонна — бельчата, вторая — лисята. Вот ваши домики (ставим в разных концах комнаты стулья, на которые сажаем белку и лису). Если услышите танцевальную музыку, танцуйте и бегите — резвитесь на лужайке. При команде «Опасно!» бегите домой к своим мамам. Выигрывает тот, кто скорее соберется.

Игра повторяется 3—4 раза.

Активизации наименований детенышей животных, соотнесению с названиями взрослых животных способствуют также пластические этюды, упражнения. Например, взрослый принимает на себя роль курицы-мамы, дети — роли цыплят. Курица с цыплятами гуляет по полянке. Все разгребают травку, ищут червячков, пьют водичку, чистят перышки. При команде «Опасно!» цыплята бегут под крыло к маме-курице.

Для активизации наименований детенышей животных могут использоваться варианты игр «Прятки», «Где наши ручки?» («Где наши зверята? Нет наших котят? Нет наших бельчат? Вот наши зверята. Вот наши бельчата», «Лото», «Кого не стало?.», «Чудесный мешочек» и других игр, описания которых даются ниже.

ГДЕ МЫ БЫЛИ, МЫ НЕ СКАЖЕМ

Цель: Активизировать глагольную лексику, соотносить слово с действием, которое оно обозначает.

Ход игры: Водящий отходит в сторону, а дети договариваются, какую деятельность они будут изображать. На вопросы водящего «Где вы были? Что вы делали?»дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» и показывают различные движения (стирка белья, рисование и др.). Водящий должен по движениям правильно назвать действие, употребляя форму глагола второго лица множественного числа.Например: «Вы пилите дрова». При правильном ответе дети убегают, а водящий их догоняет. Пойманный становится водящим.

(Эта игра доступна не всем детям младшего дошкольного возраста. Она более популярна у старших дошкольников.)

КУРОЧКА РЯБУШЕЧКА

Цель: Упражняться в произнесении звукоподражания.

Ход игры: Из детей выбирают курочку-рябушечку, надевают ей на голову шапочку.По сигналу водящего начинается диалог:

— Курочка-рябушечка,

Куда идешь?

— На речку.

— Курочка-рябушечка, Зачем идешь?

— За водой.

— Курочка-рябушечка, Зачем тебе вода?

— Цыплят поить. Они пить хотят.

На всю улицу пищат — Пи-пи-пи!

(Русская народная песенка.) После слов «На всю улицу пищат» дети-цыплята убегают от курочки и пищат (пи-пи-пи). Дотронувшись до пойманного ребенка,курочка произносит: «Иди к колодцу пить водицу». Пойманные дети выходят из игры. Игра повторяется с выбором новой курочки-рябушечки.

МОЛЧАНКИ

Цель: Образовывать глаголы приставочным способом.

Игры на развитие речи для младших дошкольников

У детей 3-4 лет быстрее, чем в любом другом возрасте, наполняется активный словарь, улучшается звуковое оформление слов, происходят открытия в значении понятий, более развернутыми становятся фразы, закладывается звуковая культура речи.

Но при этом наиболее характерными являются замена и проглатывание звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры (например, сокращение слов: «асипед» вместо «велосипед»), неправильное ударение и другие. Все эти несовершенства временные, но требуют соответствующей тренировки. С детьми этого возраста заниматься развитием речи можно исключительно через игру.

1.«Птичий двор».

Цель: учить произносить 3-4 слога на одном выдохе, тренировать звукоизвлечение, подражать голосам птиц.

Приготовьте игрушки животных: курицы, гуся, петуха, цыпленка. Расскажите историю о том, с кем вы встретились на птичьем дворе, имитируя при этом голоса домашних птиц. Затем, приглашая малыша на птичий двор, показывайте игрушки по очереди и предлагайте ребенку выразительно озвучить путем звукоподражания увиденных птиц: ко-ко-ко; га-га-га; кря-кря-кря; ку-ка-реку; пи-пи-пи и пр.

2.«Понарошку» – игра полезна детям, которые заменяют звуки в словах. Способствует развитию правильного произношения звуков и слов.

Возьмите игрушку-зайчонка или покажите ее на картинке. Спросите ребенка с улыбкой: «Это майка?». Для начала используйте звук-заменитель отличный от того, который употребляет ребенок. Покачайте головой, чтобы ребенок понял игру. «А может, это чайка?» — постарайтесь развеселить малыша дальнейшими версиями. Только затем воспроизведите ошибку ребенка: «Это сайка?». И потом: «Это зайка?».

Как только ребенок поймет смысл игры, не подсказывайте ему, а прислушайтесь, насколько самостоятельно он определяет верный звук. Слова в этом игровом упражнении могут использоваться разные. Обязательно включайте те, произношение которых вызывает у ребенка сложности.

3.«Что может ездить», «Что умеет летать» и аналогичные – игра на вычленение определенного звука в словах и закрепление произношения.

Например, тренировка произношения звука с(сь). Для игры необходимо подобрать картинки с изображением транспорта и предметов, в названии которых есть данный звук. Возможная подборка: санки, стул, самолет, велосипед, сапог, самокат, снегоход, троллейбус, стол, автобус, снежинка и другие. Картинки переворачиваются, чтобы малыш не смог увидеть их сразу. Ребенок берет картинку, озвучивает увиденный предмет и поясняет, может ли он ездить.

Примечание: взрослый должен следить за тем, чтобы дошкольник правильно и выразительно произносил звук с(сь) и отчетливо выговаривал слово с этим звуком.

Методы диагностики задержки в развитии

Развитие речи не всегда движется по запланированному сценарию. Все чаще можно наблюдать её отсутствие или явные нарушения в звукопроизношении и грамматическом строе. Для полной диагностики речевого развития родителям следует обратиться за консультацией к учителю-логопеду. Специалист проанализирует уровень сформированности речевых компонентов: звукопроизношение, словарный запас, грамматику, связность речи.

Во время обследования логопед предложит малышу поиграть в игрушки: пирамидку, вкладыши, Матрешку. В ходе процесса специалист сможет выявить отклонения, которые проявляются по-разному. Нарушения звукопроизношения воспринимаются на слух, так же, как и недоразвитие лексико-грамматики.

К сведению! Часто можно наблюдать картину отсутствия речи в данном возрасте.

Диагностика и консультирование у логопеда

Ход игры: Взрослый задает вопросы, дети отвечают.

— Пашет, сеет, хлеб убирает, кто? (Хлебороб.)

— А кто хлеб нам выпекает? (Пекарь.)

— Кто лекарства отпускает? (Аптекарь.)

Кто одежду шьет нам на стужу и зной? (Портной.)

— Кто ее продает, наконец? (Продавец.)

— К нам приходит с письмом Прямо в дом — кто же он? (Почтальон.)

– Служит дорогой Отчизне Старший брат. Охраняет наши жизни, Он. (Солдат.)

— Когда вы станете взрослыми, каждый из вас будет иметь какую-то профессию. Все они очень важны, будь это профессия хлебороба, пекаря, аптекаря, портного, продавца, почтальона или строителя. Но главное, кем бы ты ни стал,— хорошо и честно трудиться.

ЧТО ТЫ СЛЫШАЛ?

Цель: Использовать разные способы образования глаголов.

Ход игры: При помощи считалки выбирается водящий. Он садится с завязанными глазами на стул в дальний угол комнаты. Затем кто-нибудь из играющих проделывает несколько движений (дейст-вий). Например, отодвигает стол, переставляет стул на другое место, подходит к двери, открывает и закрывает ее, вынимает из замка ключ и кладет его на стол, наливает воду из графина в стакан и т. п. Задача водящего — внимательно прислушиваясь, постараться по звукам понять и запомнить все, что происходит. Когда ему разрешат снять повязку с глаз, он должен рассказать обо всем и по возможности повторить все действия в той же последовательности, в какой они совершались.

Потом можно выбрать другого водящего и повторить игру, но действия играющих должны быть уже другими.

Речевые игры для детей 5-6 лет

Средний дошкольный возраст знаменуется новыми успехами в речевом развитии. Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов) дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли.

Но рост словарного запаса и стремление употребить в речи сложные предложения нередко приводят к затруднению и грамматическим ошибкам.

Поэтому на данном этапе дошкольного возраста необходимо использовать игры на формирование связной и диалогической речи.

Игры на формирование связной речи

Речь – это способ передачи своей мысли

Поэтому очень важно научить дошкольника выражать свои мысли собеседнику так, чтобы новое высказывание продолжало и дополняло предыдущее, чтобы сообщение наполнялось смысловым содержанием. Предложенные игры помогут в формировании тех умений, на которых основано развитие связной речи у детей дошкольного возраста

  1. «Грустный зайка». Цель: научить объяснять значения слов и составлять короткие рассказы. Возьмите в руки игрушку-зайку и расскажите ребенку сказку: «Однажды зайка, который жил в лесу со своей мамой услышал про Новый год. Ему стало интересно узнать, что это такое? Он спросил у мамы, у своего друга Медвежонка и даже у дедушки Ежика. Никто не смог ему рассказать. Теперь он сидит и плачет. Объясни зайке, что это за праздник такой?» Примечание: сюжет и игрушка в каждой игре меняются.
  2. «Две карточки» – игра на составление предложений с заданными словами. Покажите дошкольнику две карточки с картинками и предложите сообщить что-нибудь так, чтобы использовались слова, обозначающие изображенные на этих карточках предметы. Например, на карточках изображены велосипед и тарелка. Можно составить предложение: На донышке тарелки нарисован велосипед с цветочком.
  3. «Подбери нужное слово». Цель: учить правильно использовать слова в составляемых предложениях. Произнесите начало фразы, предлагая дошколенку продолжить ее. Например, «У Вовы лопнул красный… (шар), и он… (заплакал)». Или: «Высоко на дереве сидит и каркает…(ворона)».

Игры на развитие диалогической речи

В пятилетнем возрасте активно развивается общение со сверстниками. Использование диалогической речи для ребят становится особенно важным. Но владеют дошколята ею еще недостаточно. На помощь приходят развивающие диалог игры и упражнения, которые можно практиковать как в средней группе детского сада, так и в домашней обстановке.

  1. «Интересный день». Цель: развитие навыка повествовательной, диалогической речи. По дороге домой или за вечером за ужином попросите ребенка рассказать, как он провел свой день, что было особенно интересно. Задавайте вопросы последовательно, побуждая ребенка высказаться и послушать следующий вопрос. Обязательно расскажите, как вы провели день. Такая традиция поможет малышу структурировать свои мысли, научит выбирать главное, привьет навык повествовательной речи, закрепит умение вести диалог.
  2. «Что может рассказать предмет?» — игра развивает словесно логическое мышление и диалогическую речь. Назовите предмет и спросите ребенка, что этот предмет мог бы рассказать о себе, если бы умел говорить. Например, что рассказали бы дерево, лопата, солнце…
  3. «Где ошибка?» – одна из любимых детских игр, побуждающая внимательно слушать собеседника и развивающая умение определять смысл текста. Озвучьте ребенку предложение, а потом поинтересуйтесь, все ли правильно. Если определит ошибки, пусть исправит.

Дидактические игры по развитию речи своими руками

Дидактические игры по речевому развитию можно организовывать и дома, начиная с самого юного возраста вашего малыша. Мелкая моторика пальчиков в таких играх самым наилучшим образом отразится на способности разговаривать, ясно выговаривать слова и звуки, строить предложения.

Развивать речь дошкольников помогут дидактические игры с материалом, сделанным своими руками.

Мишка и шишки

Очень интересно, даже взрослым, задействовать тактильные ощущения в игре с обычными воздушными разноцветными шариками, предварительно наполнив их разной крупой, мукой, крахмалом, макаронами. Только надувать их не надо).

Включив фантазию, можно разыграть сценку с мишкой, который собирает на полянке шишки-шарики.

После того, как малыш нарезвится, можно разобрать корзину с “шишками”: разложить по цветам, помять и поугадывать содержимое.

Кукольный театр

Разыграть по-настоящему, театрально, любимую сказку. Будучи ведущим или персонажем, ребенок перескажет, а то и увлеченно, на ходу, придумает новый сюжет. Вам ничего не останется, как с серьезным видом подыгрывать, внутренне улыбаясь и даря душевное тепло юному дарованию.

Магазин Ткани

Собрать как можно больше лоскутков различающихся по своей текстуре тканей. Дочка-портниха придет в магазин, чтобы купить материал на платье для своей куклы Даши. Она обязательно потрогает все, что вы ей предлагаете, и выберет струящийся шелк для бального платья

Не забудьте обратить ее внимание на пуговицы: их так много, они такие разные. Так что приготовьтесь к тому, что ей может понадобиться ваш совет

Если под руками ничего нет, можно процитировать строчку из любимого стихотворения и попросить малыша продолжить, или вспомнить: о чем оно, как называется.

Игры для формирования связной речи

Грамотная и красивая речь – это, в первую очередь, умение связно излагать свои мысли. Формирование связной речи как бы обобщает работу предыдущих направлений, поэтому в играх будет прослеживаться связь обогащения словаря с грамматическим строем речи, воспитанием звуковой культуры.

Что будет, если…?

Игра хорошо развивает умение осмысленно вести диалог, расширяет словарный запас, воспитывает культурную речь дошкольников. Можно начинать играть с четырех – пяти лет, постепенно усложняя действия в старшем дошкольном возрасте. Правила достаточно просты: взрослый начинает фразу, как причину, а ребенок заканчивает следствием. Тематика может быть различной: погода, природа, животный мир, предметы быта и другое. Например,

  • Если мы посадим в землю семечко, то … (вырастет цветок).
  • Если не поливать растение, то…(оно погибнет).
  • Если пошел дождь, то…(нужно взять зонтик, надеть сапожки).
  • Если есть холодное мороженое, то…(заболит горло).

Как вариант, можно видоизменить фразы, которые могут заканчиваться не следствием, как в первом варианте, а причиной. Например,

  • Дети одеты в теплые курточки, потому что…(на улице холодная погода).
  • Мы уезжаем отдыхать, потому что…(у мамы и папы отпуск).
  • Кошка любит молочко, потому что…(оно вкусное).
  • Брат учится в школе, потому что…(он большой).

Обязательно поощрять оригинальные ответы ребятишек, а самые интересные записывать, чтобы потом обсудить на семейном совете и похвалить ребенка.

«Реклама (словесный рисунок предмета)»

В этой игре может принимать участие вся семья, так как желательно показать ребенку различные варианты описания предметов. Взрослые подают пример, как правильно охарактеризовать любой предмет, чтобы захотелось с ним поиграть или воспользоваться в бытовой ситуации. Водящий закрывает глаза, а один из участников рассказывает о предмете. Водящий старается отгадать, о чем идет речь. На первом этапе лучше использовать предметы, очень хорошо известные ребенку, например, домашние бытовые или съедобные, или игрушки, Затем, по мере накопления знаний, надо рассказывать о других предметах, которые можно увидеть в игрушечном магазине или продовольственном. Например,

  • Это кухонная посуда, она металлическая, с прозрачной крышкой. У нее есть дно, стенки, ручки. Без нее нельзя приготовить вкусный суп или компот (кастрюля).
  • Её любят и взрослые, и дети. Она может быть круглой или как кирпичек, белой или коричневой, в обертке или коробке. Она очень сладкая на вкус, без нее будет грустно на празднике, ею можно даже украшать ёлку (конфета).

Взрослые должны поощрять ребенка, когда он попытается составить свое описание предметов. После игры можно устроить семейное чаепитие, весело обсуждая рекламы участников игры.

Такие дидактические игры по развитию речи у дошкольников обязательно помогут родителям сформировать у дошкольника грамотную красивую речь, что поможет ему успешно обучаться в школе.

Виды и примеры дидактических игр для дошкольников

Дидактические игры различаются по содержанию, действиям, правилам и бывают трех видов:

  • игры с предметами;
  • настольно-печатные игры;
  • словесные дидактические игры.

Степень их сложности можно регулировать в зависимости от возраста участников. Одна и та же игра может иметь несколько вариантов. Например, малыши раскладывают карточки по цвету; дети постарше — называют цифры; а кто-то уже может сложить слово.

Игры с предметами

1. Волшебный мешочек

Нужно вытащить из мешочка различающиеся по форме предметы на ощупь: шарик, кубик, пирамидку. Или предметы с разной текстурой: шишку, желудь, каштан.

2. Радуга

Предлагается малышу разложить по цветам кубики, мозаику, пирамидки.

Во время дидактических игр с предметами ребенок учится мыслить, анализировать, сравнивать предметы между собой, он становится более внимательным, расширяется его кругозор, у него улучшается мелкая моторика.

Настольно-печатные игры

Здесь есть огромный простор для выбора того, что будет наиболее интересно вашему малышу в данный момент времени. Это могут быть:

  1. Картинки для узнавания в виде изображений, теней, контуров.
  2. Пазлы.
  3. Лото.
  4. Картинки: найди различия.
  5. Картинки: подбери пару.
  6. Лабиринты.
  7. Конструкторы.

Такие дидактические игры для дошкольников по развитию речи интересны и познавательны. Они успешно развивают речевые навыки, логику и воображение, формируют усидчивость и терпение.

Словесные игры

Такой вариант познавательного общения очень актуален, когда под рукой не находится никаких специальных предметов, поэтому можно использовать самые привычные вещи. Вот несколько примеров подобных дидактических игр для развития речи дошкольников.

1. Кукла

Описание внешнего вида: цвета волос, глаз, предметов одежды модницы-куклы.

2. Кого нет?

Поместить рядом несколько мягких игрушек. Попросить закрыть глаза и убрать одну. Кто догадается: кого нет? Надо назвать, рассказать, как выглядит, придумать, куда убежала.

3. Кубик

Кидают кубик с картинками на каждой грани. Надо назвать, что изображено на верхней грани и сымитировать звук предмета. Например, паровоз. Как гудит паровоз?

4. Слови мяч — назови слово, противоположное по смыслу. Горячий-холодный, большой-маленький, близко-далеко.

Словесные игры для дошкольников развивают речь, быстроту реакции, правильное произношение звуков, расширяют словарный запас, учат правильно строить предложения, связно выражать свои мысли.

Для детей 6-7 лет

В этом возрасте ребят начинают готовить к школе. Ведущей деятельностью становится учебная, но игры используют, чтобы они не уставали и были сконцентрированы на занятии в течение нужного количества времени. В норме звукопроизношение и грамматический строй в этом возрасте полностью сформированы, ребенок овладел не только диалогической формой речи, но и связной. Он может составлять рассказы по картинке, говорить о своих впечатлениях сложными предложениями, активно используя прилагательные.

Основная цель − это формирование навыков письма и чтения. На занятиях используют букварь, прописи. Взрослый не просто теперь учит соотносить образ звука и буквы, но и показывает, как правильно ее писать. Поэтому обязательно отрабатывают базовые элементы письма.

Формируйте плавную речь, сильный выдох при помощи следующих заданий:

  • «Кто быстрее забьет мяч в ворота» (дети соревнуются у кого быстрее получится задуть ватку);
  • «Ветряная мельница».

В качестве физминутки предложите поиграть на дудочке или подуйте мыльные пузыри. Возраст 6-7 лет не означает, что с детьми нужно проводить занятия без отдыха и игр. Просто их используют не в таком большом количестве.

В подготовительной группе ребятам нравится принимать участие в спектаклях. Вы можете обыгрывать сказку в домашних условиях. Это способствует развитию темпо-ритмической стороны, улучшает дикцию, диалогическую и связную речь. С детьми нужно учить стихотворения, обучать пересказу, правильно использовать интонацию.

Примеры дидактических игр

«Помощники»

Дидактическая игра для детей 2-3 лет. Цель − научить малыша образовывать глагол множественного числа. Взрослый показывает игрушку, говорит, что это их гость и предлагает малышу придумать имя. Ему говорят, что у игрушки есть помощники и показывают части тела/туловища. Малыш называет их, а взрослый предлагает сказать, что помощники умеют делать (руки рисуют, берут, гладят и т. д.)

«Кто как говорит»

Цель − научить произносить гласные с согласными и использовать интонацию. Взрослый показывает малышу игрушки или картинки с животными и их детенышами. Он спрашивает, как кто говорит и уточняет, что детеныша нужно изображать тонким голоском. Перед проведением игры покажите животных и опишите их.

«Найди ошибку в рассказе взрослого»

Задание для детей 4-5 лет. Цель − развитие слухового внимания, восприятия. Используйте игрушку, чтобы занятие было интереснее для детей. Взрослый просит малыша внимательно слушать рассказ. Если он услышит ошибку, поднимает руку и поправляет. Например, «Кошка ест конфету». Малыш отвечает: «Неправильно, потому что кошки едят рыбу».

«Доскажи словечко»

Для занятий с ребятами среднего и старшего дошкольного возрастов. Цель − научить четко произносить звуки, автоматизировать их в слогах. Взрослый предлагает досказать словечко: РА-РА-РА − начинается… (игра).

Дидактические игры используют не только для занятий с дошкольниками, не имеющих речевых нарушений. Если у ребенка есть задержка речевого развития, такие задания помогут сделать коррекционную работу эффективнее. Дидактические игры для детей на развитие речи − это не просто развлекательный занимательный элемент занятия, а поддержание интереса к процессу обучения.

Нормы развития речи в возрасте 2-3 лет

В возрасте от 0 до 3 лет происходит становление речи. В норме это происходит в несколько этапов, и родителям следует разобраться в них. В период от 0 до 1 года у ребенка активизируются в речи звукоподражания и лепет. К году появляются первые слова, их должно быть от 10 до 25 и более. Малыш понимает обращенную речь, выполняет простые указания, знает названия предметов окружающего пространства. К двум годам активно развивается связная речь. Слова складываются в предложение. На третьем году жизни малыш начинает интересоваться окружающим миром, и его словарный запас активно пополняется. Фразы становятся развернутыми и грамматически правильно оформленными, проявляется словотворчество.

Занятие по речевому развитию в ДОУ

Ход игры: Воспитатель показывает картинку и

говорит: «Дождик пошел. Сначала закапал

тихо: «кап-кап-кап» (ребенок тихо

повторяет,потом застучал сильнее: «кап-

кап-кап» (ребенок повторяет громче) «кап-кап-кап». Опять тихо капает дождик и перестал!». В конце игры воспитатель

читает потешку:

Дождик, дождик,

Кап-кап-кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять – Мы промочим ножки.

Ребенок вместе со взрослым повторяет звукоподражание «кап-кап-кап».

ДОМ БОЛЬШОЙ, ДОМ МАЛЕНЬКИЙ

Цель: развитие словаря, координация речи и движения.

Оборудование: Большой и маленький игрушечные дома, игрушечные заяц и медведь.

Ход игры: Рассматривают большой и маленький дом. Педагог рассказывает, что в большом доме живёт медведь, а в маленьком доме живёт заяц.Просит поселить их в дома и спрашивает: «В каком доме живёт медведь?», «В каком доме живёт заяц?»Проводит подвижную игру: «У медведя дом большой».

У медведя дом большой, ой, ой, ой (разводят руки в стороны).

А у зайца – маленький, ай, ай, ай (садятся, обхватывают руками колени).

ОЙ, УШКО БОЛИТ

Цель: развитие умения медленно и протяжно произносить звук «О», развивать голосовой аппарат.

Оборудование: красивый яркий платок, кукла.

Ход игры: покажите ребенку картинку. Объясните, почему у девочки завязана щека. У Кати болит ушко, поэтому она плачет.

Возьмите куклу (завяжите платок и предложите покачать куколку,спеть песенку: «О-о-о!».

КАКОЙ?

Цель: развитие у ребенка умения находить разнообразные предметы заданного цвета. Называть их.

Оборудование: Различные предметы из окружения ребенка; сюжетная картинка. Ход игры: педагог просит показать на картинке все красные (затем отрабатывается синий, зеленый желтый, белый, черный цвета) предметы и назвать их.

МЫШКА И ЦЫПЛЕНОК

Цель: закрепление умения правильно и четко произносить звук «П» в звукоподражаниях, учить звукоподражать, громко и тихо.

Оборудование: игрушечные мышка и цыпленок.

Ход игры: покажите детям игрушки и спросите, как они называются. Предложите с ними поиграть.Прочитайте рифмовку: Как-то раз мышонок

С утра решил играть.

С кем можно поиграть?

С тем, кто может с ним пищать. «Пи-пи-пи», – сказал мышонок. И ответил вдруг цыпленок… Но что сказал цыпленок,

Никак я не пойму. Сказал он,может: «Му»? Попросите ребенка вспомнить, как пищал мышонок. Спросите, что сказал цыпленок. Предложите спеть песенку мышонка тихо, а песенку цыпленка громко.

ЧУДЕСНАЯ КОРЗИНКА

Цель: развитие умения выделять характерные признаки предметов, находить фрукты (овощи) по характерным им признакам (форма, цвет, тактильные ощущения, вкус). Активизация словаря прилагательных.

Оборудование: корзинка, фрукты, овощи (помидор, огурец, яблоко, киви).

Ход игры: Педагог достаёт из корзинки овощ,дети отвечают на его вопросы: что это? (Это помидор) Какой помидор? (Помидор красный, круглый). Аналогично с другими овощами.

ТУК-ТУК

Цель: развитие голосового аппарата, развитие умения громкому и тихому, быстрому и медленному произношению. Закрепить правильное произношение звуков «т» и «к». Развивать чувство ритма.

Оборудование: Игрушечный молоточек.

Ход игры: Воспитатель показывает молоточек и предлагает послушать, как он стучит «тук-тук-тук».Ребенок имитирует постукивание: кулачком-молоточком стучит по ладошки и повторяет «тук-тук-тук».Воспитатель говорит: «Мой молоточек может стучать громко (стучит и громко произносит «тук-тук-тук», а может и тихо (показывает)». Малыш повторяет.

Далее воспитатель говорит, что молоточком можно стучать быстро и медленно (показывает и произносит звукоподражание «тук-тук-тук»

(в быстром и медленном темпе). Малыш повторяет. В конце игры можно дать ребенку постучать своим молоточком.

ОДЕНЬ КУКЛУ

Цель: развитие представления об основных действиях с предметами одежды и обуви.Активизировать глаголы: надевать, обувать; существительные – предметы одежды (юбка, кофта, носки, туфли, шапка).

Оборудование: кукла, кукольная одежда.

Ход игры: Педагог вовлекает детей в

игровую ситуацию: «кукла собирается на прогулку». Одевают куклу и комментируют свои действия.Вопросы: Куда собралась кукла? Что мы ей наденем?

КОТ И МЫШИ

Цель: развитие умения четко и правильно произносить звук «П» в звукоподражаниях, произносить звукоподражания громко и тихо.

Оборудование: изображение кота и мышки.

Игры на развитие речи для детей 6-7 лет

На седьмом году речь дошкольника становится более развернутой, точной в структурном отношении, логически последовательной. Дети постепенно осваивают нормы литературного произношения

Скоро в первый класс, и важно, чтобы сформировалась речевая готовность к школе. К началу учебного года у дошкольников 6-7 лет должны быть сформированы предпосылки освоения письменной речи – грамоты

1.«Размножение слов». Интересная игра развивает умение подбирать слова на заданную букву.

Назовите ребенку любое слово, например, «зебра» и предложите назвать животных на каждую букву слова «зебра»: зубр, енот, буйвол… Если в игре принимает участие несколько детей, то можно внести соревновательную нотку: за каждое правильно подобранное слово давать фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

2.«Начерти в воздухе». Цель: развитие зрительного и пространственного представления букв, развитие произвольного внимания.

Предложите ребенку взять в руки виртуальный мел и написать буквы М, А, У…Остальные участники игры должны их отгадать. Когда дети успешно попрактикуются, можно перейти к воздушному «написанию» простых слов.

3.«Противоположные слова». Цель: закрепить у детей понимание слов-антонимов и учить их подбирать.

Назовите ребенку слово и предложите ему найти противоположное по значению. Например, ночь-день, черный-белый, большой-маленький…

С помощью предложенного материала можно пополнить картотеку игр, в которые рекомендовано играть не только дома, но и в дороге, на отдыхе, в гостях, так как для них не требуется особой подготовки. Игры как средство развития речи помогут развитию артикуляционного аппарата ребенка, фонематического слуха, звуковой культуры и подготовят его к овладению письменной речью.

Цель игры

Дидактические игры развивают у ребенка:

  • Познавательные навыки. Ребенок наблюдает, узнает много нового, расширяет уже имеющиеся знания об окружающем мире, живой и неживой природе.
  • Умственные способности. Человек учится думать, выражать свои мысли, строить предложения, рассуждать. А еще — запоминать, сравнивать, оценивать.
  • Речь. Существенно увеличивается словарный запас, улучшается произношение, формируется способность участвовать в диалогах, произносить монологи.
  • Нравственные качества. Ребенок учится помогать, сочувствовать, сдерживать себя, уважать других.
  • Социальную адаптацию. Приобретаются такие навыки, как умение конфликтовать, участвовать в соревновании, взаимодействовать со сверстниками, взрослыми, уступать другим, а также не давать в обиду себя.

Поэтому, если ваш кроха уже полчаса просит вас поиграть с ним, а у вас на это совершенно нет времени, дайте ему баночку с манной крупой, в которой спрятана фасоль, и попросите его приготовить ужин для питомцев зоопарка. Пока вы варите борщ для папы)).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий