Логопедические интерактивные игры для дошкольников

Логопедические распевки

Мой предыдущий пост был посвящён чистоговоркам. Если вы распечатали выложенные мною карточки или же занимались с ними и ранее, Вы, наверняка, убедились, как они нравятся детишкам. А что, если добавить к этим веселеньким стишкам еще и музыку? Получатся логопедические распевки! И вам с малышом будет ещё веселее!)

Я узнала о логопедических распевках, увидев в какой-то группе Вконтакте трек-лист с веселыми песенками, которые так понравились Ульянке, что я стала собирать о них информацию.

Главной моей находкой стала книга Т.Овчинниковой, к которой прилагается CD-диск с 42 треками.

Оказалось, что эти песенки можно, а точнее нужно слушать не просто так, а по определенной методике, соблюдая некоторые правила.

Во-первых, их нужно прослушивать и учить в том порядке, в котором происходит освоение звуков языка: сначала отрабатывается произношение гласных звуков, затем выговариваются слоги с «трудными» согласными («с», «з», «л» «р» и др.)

Также пропевание песенок нужно сопровождать определенными упражнениями.

И есть еще ряд правил и весьма интересных моментов.

Так, в идеале ребенок должен пропевать только те звуки, над которыми идет работа в данной распевке, остальное поет взрослый.

Разучивание песенки нужно предварить проговариванием текста, сопровождая его различными ритмичными движениями: щелками, хлопками и проч. То есть здесь уже начинается логоритмика.

Сидеть ребенок во время пропевания не должен, обязательно должны быть движения.

Гласные звуки полезно показывать руками и пропевать их с артикуляторными жестами.

Овчинникова предлагает и очень интересное упражнение — «музыкальный карандаш», то есть во время прослушивания музыки ребенок рисует карандашом линии, «отмечая» все изменения мелодии. Это, конечно, подходит деткам старшего дошкольного возраста.

Мы с 2-летней Ульяной пока ограничиваемся прослушиванием, разучиванием слов и движений, пропеванием и моими попытками демонстрировать жестами гласные звуки.

В целом же главный принцип в том, чтобы слушание музыки обязательно было активным.

Я рассказывать более подробно не буду, так как поделюсь с Вами книгой и песенками. В книге Вы найдете подробные методические указания. К каждой песенке с диска прилагаются ноты и рекомендации по упражнениям. Вот для примера 1 из разворотов

Кроме того, в Интернете есть ролики с логопедичесими распевками. Например, такой

И есть еще вот такая книжечка.

Купить можно здесь.В электронном виде не нашла. Если у кого-то есть, поделитесь, пожалуйста!

А вот и обещанная ссылочка на скачивание

А здесь можно ознакомиться с планом постов по развитию речи самых маленьких!

Если материал вам показался полезным и вы заинтересованы в том, чтобы я и дальше освещала темы развития речи малышей, поставьте, пожалуйста, лайк или прокомментируйте пост. Так мне будет понятно, не зря ли я трачу время)

Всем хорошего дня!

Уникальная развивающая методика от российских педагогов

Железновы – дипломированные музыканты-педагоги, авторы уникальных развивающих занятий для дошкольников. Они сумели объединить богатый преподавательский опыт и тонкое понимание детской психологии в цикл аудиозанятий, которым пользуются родители и воспитатели в целом ряде стран. Сегодня вы можете познакомиться с уникальными наработками российских авторов, чтобы разнообразить уроки дома, в детском саду, развивающем центре.

Логопедические песенки – увлекательный и веселый способ организовать занятие по коррекции речевых нарушений. Такие песенки также могут использоваться для занятий с детьми, не испытывающими трудностей с разговорной речью. В этом случае подобные упражнения позволяют обогатить лексику, улучшить дикцию, стимулировать интеллектуальное развитие. Речевой материал тесно связан с движением и музыкой, поэтому методика Железновых предполагает развитие вокальных навыков, активные игры под музыкальное сопровождение. Разнообразие упражнений позволяет использовать их во время групповых или индивидуальных занятий.

  • Преимущества логопедических музыкальных занятий:
  • увлекательное построение урока – задорные мелодии и тексты песен, подсказывающие движения, радуют малышей;
  • психологическое расслабление – в игровой атмосфере преодоление речевых недостатков и связанных с ними комплексов проходит легче;
  • удобная подача материала – стихотворная форма, плавная ритмика помогают детям развить правильное дыхание при произношении, учат управлять темпом разговора, понимать слоговую структуру слов;
  • эффективность – результативность при коррекционных занятиях и развитии музыкальных способностей доказана на практике;
  • универсальность – заниматься по таким аудиозаписям можно дома, у логопеда, в детском саду и т.д.

Проведение и организация логопедических викторин для дошкольников

Все участники делятся на несколько групп. Каждая команда готовит свой девиз и униформу.

Ход викторины:

  1. Педагог зачитывает приветствие и предлагает задания, которые должны выполнить дети.
  2. Разыгрывается мини – сценка из книги.
  3. Физическая разминка с напеванием детской песенки.

Родители могут быть задействованы в викторине. Вместе со своими детьми они повторяют скороговорки и потешки.

Арт-терапия в логопедии

В коррекционной работе применяется арт терапия, рисование в логопедии – это один из способов быстро исправить сложную ситуацию.

Виды арт-терапии:

  • лепка;
  • рисование;
  • музыкотерапия;
  • хореография;
  • фотографирование;
  • песочная терапия.

Творческая деятельность не похожа на обычные групповые занятия, ребенок расслабляется и позволяет логопеду-дефектологу провести коррекционную работу.

Если имеются серьезные нарушения речи, то целесообразно применять совокупность методов: вокал, арт-терапия, рисование, участие в театральных постановках. Активный ребенок быстрее проходит коррекцию и начинает говорить правильно.

Как правильно проводить занятия дома

Не обязательно сразу бежать к логопеду. Для начала можно попробовать упражнения для логопедических занятий для детей 4-5 лет дома. Они помогут ребенку освоить правильную речь, научиться слышать и произносить недостающие звуки.

С детьми обязательно надо заниматься дома, чтобы они научились правильно произносить звуки

Обычно логопеды советуют соблюдать такие несложные правила:

Занятия должны выполнять каждый день, обязательно в дружественной для малыша обстановке.
Обязательно проводить уроки в игровом виде

Важно увлечь ребенка, чтобы задания не казались ему скучными и неинтересными. Можно даже устроить как будто соревнования, кто лучше или быстрее выполнит задания.
Нельзя критиковать и делать ребенку язвительные замечания

Так охота учиться чему-то новому пропадет совсем. Обязательно хвалить малыша, когда он справляется с поставленной задачей. Даже если что-то не получается, нужно хвалить за то, что он старался.
Для занятий обязательно использовать литературу, которая призвана помочь родителям самостоятельно заниматься ребенком. Есть специальные справочники по логопедии, где много всевозможных упражнений для малышей, а также рекомендации для родителей.
Логопедическое упражнение для детей 4-5 лет можно превратить в удовольствие, если корректировать речь, изучая стишки, скороговорки. Они не только позволят ребенку быстро уловить нужные звуки, но и положительно скажутся на развитии памяти.
Надо показывать своему ребенку пример правильной речи. Четко произносить все слова, чтобы малыш понимал и отчетливо слышал, что ему говорят. Разговаривать с ним надо как можно больше, вести беседы на любые темы, рассказывать разные истории.

Качественная разминка для губ и языка

Разминка губ и языка играет важную роль в формировании правильной речи.

Обратите внимание! Малыш начнет произносить слова четче, не проглатывая окончания. Занятия в качестве разминки :

Занятия в качестве разминки :

  1. Растянуть губы в улыбке, не показывая зубы. Улыбаться нужно стараться как можно шире.
  2. Вытягивать губы вперед, как будто они хоботок слоника.
  3. По очереди надувать то одну, то другую щеку, потом в том же порядке втягивать их.
  4. Открыть рот и тянуть нижнюю челюсть как можно ниже, при этом держась языком за небо.
  5. Открыть рот, высунуть язык. Затем убрать его в рот. Делать такое упражнение на протяжении 15 секунд.
  6. Вытащить язык и дуть на кусочек ватки на столе, пока он не упадет со стола. Дуть губами запрещено.
  7. Кончиком языка водить сначала по верхним зубам с внутренней стороны, затем по нижним.
  8. «Почесать» язык зубами, упираясь в нижнюю десну.

Важно! Чтобы добиться видимых результатов, нужно регулярно выполнять эти упражнения. Каждое из них надо повторять не меньше 5-6 раз

Игры и задания для логопеда на развитие высших психических функций

Детская психика до конца не сформирована, задача логопеда способствовать всестороннему развитию ребенка. Логопедические песенки для детей, частушки и потешки, а также различные упражнения – все это позволяет запустить процесс развития и познания малышом окружающего мира.

Психологическая работа с логопедом

Картотека логопедических игр для дошкольников

Устранение нарушений письменной и устной речи происходит в процессе игровой деятельности. Логопедические кубики делают своими руками или используют готовые в групповых играх:

  • Какой звук? Педагог показывает картинку, а дети называют звук, издаваемый животным или машиной, например: Му-у-у (корова) или ту-ту-ту (поезд).
  • Прочти быстрее. Соревнования любят все дети, поэтому игра «Кто быстрее прочтет слово с карточки» проходит весело и активно.
  • Игра с мячом. Воспитатель кидает мяч и называет слово, а ребенок говорит последний звук в нем: хоровод – «д», игра – «а».

Дополнительная информация! В некоторых случаях требуются дополнительные индивидуальные занятия с малышом, если он имеет нарушения речи и слуха.

Логопедические задания

На букву Р

Один из самых трудных для освоения звуков — Р. Многие дошкольники учатся раскатисто рычать уже к самому окончанию детского сада. Если постановка звука Р уже позади, то ускорить его автоматизацию помогут специальные упражнения:

1. «Как моторчик»

Просим ребенка произнести звук Р в слове долго, протяжно (как мотор рычит).

2. «Где спрятался Р?» ( в картинках и словах)

Предложите выбрать картинки с изображениями предметов с данным звуком или хлопнуть в ладоши, если он такое слово услышит.

3. «Как ты умеешь рычать?»

Покажите ребенку картинки с предметами, в названии которых есть звук р. Предложите прочитать и раскрасить картинку.

4. «Звонкие дорожки»

Придумайте с ребенком несколько речевок, составленных из нескольких слогов:

Ра-ра-ра — убежали со двора.

Ро-ро-ро — а они нашли ведро.

Ру-ру-ру — мы придумали игру.

5. «Подставь слог»

Взрослый предлагает ребенку слова, заканчивающиеся или начинающиеся на слог с Р (ра, ро, ры), малыш должен подобрать правильный вариант и произнести его верно.

6. «Посмотри и назови»

Взрослый просит прочитать ребенка слова с буквой р по картинкам. Слово нужно произнести столько раз, сколько изображено звездочек рядом с каждой картинкой.

7. «Стихи, скороговорки, загадки»

Выучите с ребенком несколько стихотворений и загадок, в которых встречаются слова с Р.

На букву Л

Твердый звук Л тоже часто представляет трудность для детей 5-6 лет. Если малыш уже научился произносить его один, изолированно, то пришло время начать работу по автоматизации в речи. Для этого подойдут следующие упражнения:

1. «Скажи красиво»

Предложите ребенку несколько изображений слов, начинающихся на Л. Попросите его произнести слова красиво, выделяя голосом нужный звук.

2. «Игрушки для Ларисы»

Попросите ребенка собрать для куклы Ларисы подарки. Скажите, что она любит только то, что начинается на Л. Для этого упражнения нужно заранее подобрать небольшие предметы или картинки, все слова не должны начинаться только на Л.

3. «Один-много»

Предложите ребенку назвать слова с Л в единственном и множественном числе. В рабочей тетради для звука Л (автор Костюк А.В.) есть целая таблица с рисунками для этого упражнения (занятие 20).

4. «Отыщи звук»

Предложите ребенку составить схему слова и обозначить на ней место Л. Если пока самостоятельно определить количество звуков вашему ребенку сложно, то для начала можно выполнить несколько подобных упражнений из рабочей тетради.

5. «Скороговорки и потешки»

Используйте потешки, скороговорки и стихотворения со словами, в которых есть Л.

На букву Ш

Трудности с шипящими у детей 5-6 лет тоже встречаются достаточно часто. Для автоматизации Ш подойдут следующие игры:

1. «Кто шипит?»

Предложите ребенку выбрать несколько картинок с изображениями тех, кто умеет шипеть. Попросите произнести их «песенку» четко, громко, долго.

2. «Поймай звук»

Попросите ребенка хлопать ладошками каждый раз, когда вы произносите Ш или слово с этим звуком (среди других).

3. «Слоги путешествуют»

Возьмите карточку с одним из слогов ША, ШО, ШУ. Предложите придумать слова или несколько, которые начинаются на этот слог и заканчиваются на него (Ша-ры и ка-Ша, шо-рох и хо-ро-шо).

4. «Как зовут ребят»

Попросите ребенка прочитать детские имена, добавив в конце слог ША.

4. «Сочиняем логопедические стишки»

Придумайте короткие ритмичные речевки со слогами ША, ШО, ШУ, ШИ.

Ша-ша-ша — убежала каша,

Шо-шо-шо — отдыхаем хорошо,

Шу-шу-шу — грибы-ягоды сушу.

5. «Говори красиво и правильно»

Попросите ребенка правильно произнести слова со звуком Ш.

Использование рабочих тетрадей позволяет не только правильно организовать занятия по развитию речи для детей 5-6 лет, но также дает возможность тренировать графические навыки, внимание, мышление, фантазию. Для закрепления материала используйте также видео-занятия:

Для закрепления материала используйте также видео-занятия:

Как провести логочас в подготовительной логопедической группе

Логопедические песни для детей – отличный способ развития речи. Малыш вовлекается в игру и стремится произносить слоги все лучше, чтобы пропеть слова полностью, повторяя их за воспитателем и другими детьми.

Песни в садике.

Чтобы провести логочас в подготовительной логопедической группе, педагог готовится заранее. Для занятия потребуется:

  • магнитофон и кассета с записью;
  • картотека с вариантами песен;
  • методическое издание для педагога.

Дополнительная информация! В современных ДОУ занятия по коррекции речи проводятся с использованием интерактивных технологий. Это могут быть доски, специальные столы, компьютеры, магнитофоны.

Интерактивные технологии для проведения занятий по логопедии

Урок проходит в формате игры, задания дает логопед, развитие высших психических функций и речи происходит при выполнении всех требований. Детский кабинет для занятий в ДОУ оснащен следующим оборудованием:

  • интерактивная доска;
  • программно-дидактический комплекс;
  • стенды;
  • интерактивный компьютеризованный комплекс;
  • магнитофонный тренажер.

Комплекс в саду для развития речи

Важно! Домашний урок не принесет столько пользы, сколько групповой в ДОУ с использованием специального оборудования. Педагог занимается с малышами по одобренной программе, выбирает определенное животное, например, козу, и предлагает детям спеть про нее

Пример подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе

Подгрупповое логопедическое занятие в ДОУ подготовительной группе проводится по заранее определенной схеме. Должны быть выполнены следующие задачи:

  • развитие артикуляции и моторики;
  • пространственное ориентирование;
  • развитие мышления и памяти;
  • составление полноценных предложений.

Ход занятия:

  1. Выделение группы детей с одинаковыми недостатками речи.
  2. Разъяснение темы, выбор звуков для корректировки: ж, ш, с,з.
  3. Изучение наглядных материалов, карточек.
  4. Короткая презентация с нарезками из мультиков.
  5. Прослушивание песенки онлайн.
  6. Повторение слов за педагогом и диктором.

В конце занятия для закрепления результата дети выполняют речевое упражнение, предложенное педагогом.

Фронтальные логопедические занятия

Если ребенку требуется коррекционная работа над звуками и произношением, он посещает отдельные, фронтальные занятия. В ходе этих уроков используются логопедические кубики на развитие речи, кассеты с записью музыкальных композиций.

Фронтальный урок дает ребенку возможность высказаться самостоятельно, не в окружении группы. Он вслушивается в зачитываемый текст, а потом пересказывает его, объясняя, как понял смысл.

Важно! Фронтальные занятия необходимы для формирования грамматически правильного произношения, словарного запаса, связной, осмысленной речи. Музыка в такие часы служит лишь дополнением к основной программе

Иногда пять уроков хватает, чтобы выправить ситуацию, но в исключительных случаях педагог занимается с ребенком не один месяц

Музыка в такие часы служит лишь дополнением к основной программе. Иногда пять уроков хватает, чтобы выправить ситуацию, но в исключительных случаях педагог занимается с ребенком не один месяц.

Как развить речь до 3 лет. Советы экспертов

Для формирования речи стоит придерживаться следующих рекомендаций специалистов:

  • для правильного развития речи очень важна игра. С помощью нее малыш познает окружающий мир;
  • ежедневно необходимо читать;
  • малыша нужно слушать очень внимательно;
  • стоит объяснять малышу о своих мыслях, рассуждать вместе с ним, проговаривать планы на будущее;

Упражнения с логопедом

  • ребенку необходимо задавать вопросы, которые будут побуждать его к размышлениям;
  • с малышом необходимо обсудить как он провел свой день в детском саду;
  • заниматься стоит с использованием изображений;
  • малыша необходимо всегда поддерживать, даже если у него не совсем все получается.

Логопедические распевки для детей 2-3 лет

Логопедические детские распевки 2-3 лет является одним из основных методов работы с детьми, у которых есть проблемы с речью. В процессе работы используются упражнения, которые разработаны Новиковой-Иванцовой. Дети проще воспринимают фразы, проговариваемые в рифму. Музыка влияет благотворным образом на психологическое состояние малыша. В совокупности это повышает эффективность упражнений.

Работа базируется на онтогонистическом принципе. Для тех детей, у которых нарушено произношение гласных, пропевание формирует верный акустический образ. На занятиях прорабатывается умение управлять высотой голоса. У детей формируется правильное дыхание при разговоре.

Важно! При подборе речевого материала для распевания необходимо учитывать возраст малыша. Пример логопедических распевок 2-3 лет:

Пример логопедических распевок 2-3 лет:

  • ку-ку-ку — пропел петух ку-ка-ре-ку;
  • гу-гу-гу — бродят гуси на лугу.

Логопедические распевки

Piano for Playschool: приложение для музыкальных занятий

Piano for Playschool (apple, android) – мобильное приложение, которое поможет ребенку научиться играть самые простые песенки и мелодии на клавишных инструментах. Подключение двигательной памяти, развитие мелкой моторики рук дополнительно способствует развитию речи. Приложение подходит для детей в возрасте 3-6 лет и удобно для родителей без музыкального образования.

Вместе с Piano for Playschool вы можете разучивать логопедические песенки, оттачивать умение петь по нотам и развивать абсолютный слух. Такие музыкальные занятия способствуют комплексному психологическому и интеллектуальному развитию ребенка, готовят к обучению игре на настоящем инструменте.

Первое занятие логопеда с ребенком: с чего начать

Логопедические занятия осуществляются в следующих целях:

  1. Понимание родной речи, наблюдение и осмысливание всего, что происходит вокруг. Так ребенок познает окружающий мир. Логопед формирует общие понятия, дает основы словообразования, учит применять сложные фразы.
  2. Формирование верного произношения слов и развитие фонематического слуха. Контроль за ясностью и выразительностью речи.
  3. Обучение самостоятельной речи с применением разных предложений.

Многих интересует, как проводится первое занятие логопеда. Первое занятие логопеда с ребенком с чего начать:

  1. Расположение ребенка к себе.
  2. Проведение диагностики и выявление проблем.
  3. Знакомство с речевым аппаратом.
  4. Обучение простейшим логопедическим упражнениям и играм.
  5. Построение плана работы.

Первое занятие с логопедом

Литература в помощь логопеду: Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А., «Логопедические занятия в младшей группе»

Конспект Фадеевой и Пичугиной предназначен для логопедических занятий в младшей группе. Оно способствует формированию речевых навыков у детей двух-трех лет, у которых имеются различные проблемы с речью разной этиологии. Оно предназначено для логопедов, дефектологов, воспитателей и родителей.

Этапы работы над новым словом в логопедии

Этапы работы над новым словом в логопедии:

  1. Определение взаимосвязи звукового слова со зрительным, слуховым и другим образом.
  2. Анализ состава слова.
  3. Выявление семантических признаков слова.
  4. Введение слова в семантическое поле.
  5. Закрепление значения слова.

Специфика логопедического занятия для детей от 2 лет

К особенностям работы логопедического занятия с не говорящими детьми относятся:

  • Занятия основываются на подражании взрослому, его действиям и словам.
  • Обучение происходит в форме игры.
  • Необходимость в достижении эмоционального контакта.
  • Повторение словесного материала.

Логопедические занятия проводятся с целью корректировки нарушений в развитии речи. Существуют различные способы и методы, которые позволяют решить данную проблему.

https://youtube.com/watch?v=videoseries

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий