Комплекс утренней гимнастики для средней группы

Комплекс 1

  1. Построение в шеренгу, проверка осанки.
  2. Ходьба друг за другом в колонне по одному.
  3. Ходьба на носках, руки на поясе.
  4. Ходьба с высоким подниманием ног.
  5. Бег в медленном темпе в колонне по одному.
  6. Бег врассыпную и в колонне.
  1. И.п. — основная стойка, руки на поясе.
  • 1 – руки в стороны;
  • 2 – руки вверх и подняться на носочки, потянувшись за руками;
  • 3 – руки в стороны;
  • 4 – и.п.
  1. И.п. — ноги расставить на ширину плеч, руки в стороны.
  • 1 – наклониться с поворотом, так чтобы правой рукой коснуться пальцев левой ноги.
  • 2 – и.п.;
  • 3 – аналогичный наклон в другую сторону;
  • 4 – и.п.
  1. И.п. — основная стойка, руки на поясе.
  • 1 – вынести руки вперед, присесть (держать спину ровно);
  • 2 – и.п.;
  • 3 – 4 – аналогично.
  1. И.п. — основная стойка, руки опущены.
  • 1 – поднять руки вверх, правую ногу отставить назад на носок, прогнуться;
  • 2 – и.п.;
  • 3 – аналогично отставить левую ногу;
  • 4 – и.п.
  1. Прыжки попеременно на одной ноге.
  2. Прыжки на обеих ногах.
  3. Ходьба на месте.
  4. Дыхательное упражнение «Вдох (потянуться, руки поднять через стороны вверх) — выдох (наклониться, руки опустить).

Комплекс утренней гимнастики в старшей группе по ФГОС: картотека

Согласно ФГОС, одним из направлений реализации образовательной программы дошкольного учреждения является осуществление физического развития детей. Важная роль в системе физического воспитания отводится зарядке, которая является обязательным пунктом режима дня в детском саду. Чтобы можно было разнообразить эти занятия, предлагаем эту картотека комплексов утренней гимнастики в старшей группе на год.

На месяц выбирается по два комплекса упражнений: с предметами и без предметов. Каждый комплекс состоит из трех частей:

  • разминка (ходьба, бег);
  • общеразвивающие упражнения;
  • завершение (ходьба, бег, прыжки).

Упражнения нужно повторять по 5-7 раз, прыжки — по 2-3 раза.

Ход игры

Инструктор. спрашивает у детей «Какой снаряд нам сегодня помог выполнить зарядку» – обруч- «А какую фигуру вам напоминает обруч, на что он похож?» – круг-… «Предлагаю вам всем встать в один большой круг, так, чтобы наш круг получился большим, красивым, встаньте близко друг к другу но соприкасайтесь друг с дружкой».

Дыхательная гимнастика

Цель: обучить детей диафрагмальному дыханию (учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании). «Давайте представим, что в нашем животике живет воздушный шарик – сейчас мы будем с вами надувать наши шарики, итак – вдох – животик надувается, становится большим, выдох – животик сдувается и шарик тоже (Ф

И. показывает на своем примере, держа руку на животе). Давайте надувать наши шарики все вместе, готовы? Вдох-выдох (10 раз)»

«Давайте представим, что в нашем животике живет воздушный шарик – сейчас мы будем с вами надувать наши шарики, итак – вдох – животик надувается, становится большим, выдох – животик сдувается и шарик тоже (Ф. И. показывает на своем примере, держа руку на животе). Давайте надувать наши шарики все вместе, готовы? Вдох-выдох (10 раз)».

«А сейчас, ребята, давайте оживим наш большой круг, а для этого сначала возьмемся за руки, будем на вдохе делать шаг вперед – наш круг будет становится меньше, и на выдох – делаем шаг назад и наш становится шире и больше. Готовы? Вдох – шаг вперед, выдох – шаг назад – 5 раз!»

Рефлексия.

«Ребята, какие вы молодцы, какие вы дружные!

Вот и закончена наша зарядка!

Прощальная кричалка

Наша зарядка – сила и движение,

А у нас сегодня хорошее настроение!

Мониторинг проведения утренней зарядки в средней группе ДОУ

Для оценки эффективности образовательных программ проводится мониторинг, который дает возможность зафиксировать перемены во всех сферах развития детей. Диагностика может проводиться как самим воспитателем, так и методистами.

Этапы проведения диагностики:

  • Общая информация о группе — название, общее число детей и количество присутствующих.
  • Соответствие помещения санитарным нормам — проходила ли уборка и проветривание.
  • Продолжительность зарядки.
  • Число этапов.
  • Детализация каждого этапа — соответствие временным рамкам, достижение поставленных задач и целей.
  • Целесообразность работы воспитателя — доступность подачи информации, наличие и качество примеров.
  • Общее мнение.

Дополнительная информация! По итогу выставляется оценка — «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «5», «4», «3».

Регулярная утренняя зарядка для дошкольников станет полезной привычкой и во взрослом возрасте. Здоровый малыш станет крепким взрослым.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Картотека упражнений для утренней зарядки в средней группе на год

Бег по залу

Далее приведена картотека с планом утренней разминки.

Таблица 2. Сезонные комплексы гимнастики на год

ПериодМесяцОписание
ОсеньСентябрьХодьба и бег в колонне по одному, бег по мостику, доске, дорожке с препятствиями, ходьба в шеренге с платочками.
ОсеньОктябрьХодьба и бег вокруг кубиков по команде педагога с поворотами корпуса + бег в рассыпную + прыжки + легкий бег, ходьба в шеренге по одному.
ОсеньНоябрьЛегкий бег, наклоны с палкой, бег с препятствиями, упражнения с мячом, ходьба, чередуемая с бегом, в шеренге.
ЗимаДекабрь, январь, февральДогонялки, игры с платочками, занятия с шариками, прыгающие разминки, футбол с большим мячом, кеглями, обручем, на стульях, с палкой и без предметов.
ВеснаМарт-майС обручем, кубиками, большим мячом, бег, ходьба со средней скоростью, упражнения без предметов, с флагами, малыми мячами, палками, маленьким игровым мячом.

 Обратите внимание! Данная картотека составлена на основе гимнастических примеров из книги Пензулаевой Л. И

«Физическая культура в детском саду. Система работы в подготовительной к школе группе». 

Комплекс упражнений с мешочком.

  1. Построение в шеренгу, проверка осанки.
  2. Ходьба с мешочком на голове.
  3. Бег с ускорением.
  1. И.п. — основная стойка, руки на поясе, на голове мешочек.
  • 1 – поворот вправо (стараться не уронить мешочек);
  • 2 – и.п.;
  • 3 – поворот влево;
  • 4 – и.п.
  1. И.п. — основная стойка, руки на поясе, на голове мешочек.
  • 1 – присесть, руки вытянуть вперед (не уронить мешочек);
  • 2 – и.п.;
  • 3 – 4 – аналогично.
  1. И.п. — сесть на ковер, ноги прямые, мешочек держать в руках.
  • 1 – потянуться вперед, положить мешочек у носков ног;
  • 2 – выпрямиться;
  • 3 – потянуться вперед, взять мешочек в руки;
  • 4 – и.п.
  1. И.п. — лечь на спину, ноги прямые, мешочек держать руками у груди.
  • 1 – попытаться сесть, не выпуская мешочек из рук;
  • 2 – и.п.;
  • 3 – 4 – аналогично.
  1. Ходьба с мешочком на голове.
  2. Бег приставным шагом.
  3. Дыхательное упражнение «Дроворуб».

В процессе выполнения утренней гимнастики, можно разучивать с детьми речевки или стихотворения, комментирующие движения. Воспитатель может придумать названия каждому виду упражнения. Также встречаются сюжетные комплексы утренней гимнастики в старшей группе, которые включают упражнения, объединенные одной темой.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?Оставьте комментарий

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Проведение утренней гимнастики в средней группе

Отработка упражнений утренней гимнастики происходит в 3 этапа.

Таблица: хронометраж этапов утренней гимнастики

ЭтапЦелиВиды упражненийВремя
Вводный
  • Мотивация детей на выполнение упражнений;
  • отработка навыка согласованного выполнения движений;
  • подготовка организма к более сложным упражнениям.
  • Построения (врассыпную — в начале года, в круг, шеренгу, колонну — со второго полугодия); повороты в разные стороны;
  • перестановка из одного круга в 2, 3;
  • непродолжительная ходьба, в том числе на носках, с поднятыми, согнутыми руками, на пятках, на носках;
  • бег друг за другом, врассыпную.
1–2 минуты
Основной
  • Укрепление всех групп мышц;
  • выработка правильной осанки.
  • Задания на разработку мышц плечевого пояса, рук;
  • задания на укрепление мышц туловища, ног и свода стопы;
  • бег;
  • прыжки.
2–3 минуты
ЗаключительныйВосстановление давления и пульса.
  • Малоподвижная игра;
  • медленная ходьба.
1–2 минуты

Упражнения на тренировку равновесия входят в основной этап гимнастики

Таблица: пример конспекта сюжетной гимнастики в средней группе (фрагмент)

АвторКиселёва Т., воспитатель МБДОУ Д/с №64, г. Иваново.
Вводный этапВ.: Ребята, вы знаете русскую народную сказку «Теремок»? (Да). Хотите помочь зверям построить теремок? (Да). Тогда вперёд!
Основная частьДети строятся в одну шеренгу.

  • Друг за другом становись,Шагом марш и не ленись.Пойдём строить теремок, теремок,Он не низок, не высок, не высок. (Обычная ходьба друг за другом 20 сек).
  • А теперь мы поспешим, поспешим,Друг за другом побежим, побежим. (Бег в колонне по одному 40 сек).
  • Снова шагом мы идём,Песню весело поём,Раз, два, три, раз, два, три,Песню весело поём. (Обычная ходьба друг за другом 20 сек).
  • Прискакала к нам лягушка,Ква-ква-ква, прыг-скок,Ква-ква-ква, прыг-скок. (Прыжки с продвижением вперёд, ладошки перед собой).
  • По тропинкам лесным лисонька шагает и пушистым хвостом следы заметает. (Ходьба мелкими шагами).
  • Вот выходит к нам мишка — топтыжка,Не спеша, косолапя, идёт.Переваливаясь с боку на бок,Мёда целый бочонок несёт. (Ходьба на внешней стороне стопы).

В.: Не устали малыши? (Нет). Встанем дружно мы в кружок и построим «теремок»…>

Заключительный этап<… Игра «Теремок» (по пьесе С. Я. Маршака)Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-utrenei-gimnastiki-v-srednei-grupe-624288.html

Ход занятия:

Инструктор: Дети, представьте, что мы с вами сейчас находимся не в зале, а находимся на полянке в сказочном лесу. И вы сейчас превратитесь в маленьких зайчат, которые каждое утро делают зарядку для того, чтобы быть здоровыми, сильными, храбрыми и смелыми.

Храбрый заяц жил в лесу,

Волка не боялся,

Даже над самой лисой

Он всегда смеялся,

Заяц очень ловкий был,

Вот и не боялся,

Потому что он всегда спортом занимался.

Раз, два, три, четыре, пять,

Зайцы стали дружно в ряд!

1. Обычная ходьба

Раз, два, три, четыре, пять

На зарядку все подряд!

2. Ходьба с высоким подниманием коленей.

Зайцы весело шагают,

Ножки выше поднимают.

3. Бег в медленном темпе.

Зайцы весело бегут и ничуть не устают.

4. Бег переходит в ходьбу.

Зайцы весело шагают

И зарядку продолжают.

Перестроение в два звена и раздача обручей.

Основная часть.

1. Зайцы мышцы укрепляют, зайцы лапочки сгибают.

И.п: о. с. лицом друг к другу, обруч горизонтально хватом сверху на ширине плеч. 1- поднять обруч вправо на уровне плеч; 2-вверх; 3-влево; 4- вниз. Д-4 раза.

2. Наши зайцы очень смело наклонились вправо- влево.

И.п: ноги врозь, обруч вверху горизонтально. 1- наклон в одну сторону- выдох; 2- и. п. – вдох; 3-4 то же, в другую сторону. Д- 4 раза.

3. Зайцы на полу стоят, приседать они хотят.

И.п: о. с. обруч в прямых руках. 1- один ребенок приседает, другой поднимается на носки; 2-и. п; 3-4- смена движений Д-4 раза.

4. Зайцы мышцы укрепляют, зайцы весело шагают.

И.п: о. с. лицом друг к другу, обруч хватом снизу. 1- поднять обруч, сделав правой ногой шаг вперед; 2- и. п. 3- шаг назад; 4 – и. п. То же, шаг левой ногой. Д-4 раза

5. Зайцы делают наклоны, ребятишкам шлют поклоны.

И.п: сидя ноги врозь. Обруч на уровне груди хватом сверху 1-2 – один ребенок, наклоняя вперед, дает возможность другому лечь на спину; 3-4 –и. п. То же, со сменой движения. Д-4 раза.

6. Зайцам мячик подарили, поиграть им предложили.

И.п: Прыжки на двух ногах вокруг обруча и ходьба на месте. Д- 4 раза.

Ходьба на месте, перестроение из звеньев в круг.

Упражнение на формирование осанки

Зайцы выпрямили спинки,

Вот и кончилась разминка,

Посмотрите на зайчат:

Как красиво все стоят!

2. Коммуникативная игра «Круг»

Цель: развить у детей доброжелательные чувства друг к другу, коммуникативные компетенции, способствовать появлению у ребенка чувства общности в детском коллективе.

Методические приёмы с малышами в 4-5 лет

В 4-5-летнем возрасте детский организм начинает свое развитие, а ребенок учится подчиняться коллективному действию. При подготовке к занятиям педагог должен использовать специальные методические источники с описанием методик преподавания.

Наглядная методика

Педагог в процессе занятия применяет следующие виды методик:

  • словесные;
  • наглядные приемы;
  • практические;
  • игровые.

Дополнительная информация! В гимнастике применяются игровые упражнения с элементами представления и музыки.

Группа словесных упражнений

Такие упражнения разовьют словарный запас и научат вести беседы на несложные темы, такие как рассказ о себе или о событиях недавнего времени. Примеры такого вида занятий будут представлены ниже.

Словесные упражнения:

  • Объяснение. Должно сопровождать любое игровое действие.
  • Стихи и загадки. «Каждое утро, дружок, не ленись да скорее на зарядку торопись. Будем прыгать и скакать, ладошки к солнцу поднимать».
  • Стихотворная гимнастика «Ягодки». Ведет зарядку земляника: «Ручки выше потяни-ка». Делает наклоны красная малина: «Не страшны с зарядкой зимние простуды и даже ангина».
  • Сказки. В сказах должно быть не более 2 поворотов сюжета, чтобы не отвлечь детей от зарядки, героев лучше назвать запоминающимися именами, желательно добавить иллюстрированные примеры.

Наглядные

Детям проще воспринимать этот мир через образное мышление, поэтому в процессе занятия важно использовать наглядные примеры. Полезно использовать следующие элементы:

Полезно использовать следующие элементы:

  • Картинки с животными, игрушки, которые будут использоваться в качестве героев игр.
  • Иллюстрации каждого элемента гимнастики.
  • Личный пример — педагог должен сам выполнять комментируемое действие.

Дополнительная информация! Если в процессе занятия педагогом применяется видеоролик в качестве иллюстрации к упражнениям, он должен повторять все действия.

Личный пример выполнения зарядки

Практические

Этот этап наступает после проведения физкультуры и выступает в качестве самостоятельного анализа для детей. Их суть в том, чтобы дети поделились своими эмоциями после упражнений.

Это могут быть:

  • рисунки;
  • поделки;
  • аппликации.

Обратите внимание! Поделки помогут детям найти выход эмоциям после физических нагрузок

Группа игровых приёмов

При составлении комплекса основное внимание должно уделяться именно активным игровым действиям. Подробнее о данных упражнениях в таблице ниже

Таблица 1. Подвижные игры для физкультуры в средней группе ДОУ

Что отрабатывают
Название
Цель
Суть
Бег, умение ориентироваться в пространстве
«Ветер гоняет снежинки»
Развить навык бега и движения по условному знаку.
Дети начинают бежать после сигнала «Ветер» и останавливаются после сигнала «ветер стих».
Равновесие
«Карусель»
Развить умение удерживать равновесие и бежать в определённом направлении.
Воспитатель надевает на себя обруч с лентами и поворачивается вокруг своей оси, по сигналу дети начинают бегать вокруг, придерживаясь за ленты, а затем по сигналу останавливаются.
Ловкость
«Золотые ворота»
Развить реакцию, внимание, умение уклоняться.
Пара детей берутся за руки и поднимают их дугой. Группа выстраивается в шеренгу и их задача — пройти под «воротами», которые резко опускаются по команде воспитателя, а те, на кого они опустились, сами становятся «воротами».
Ползание
«Пастух гонит овец»
Закрепляется умение перемещаться на четвереньках к определенной цели.
Назначается «пастух», под стишки дети начинают блеять, изображая овечек, а «пастух» играет в рожок, перегоняя стадо

Дети на четвереньках перемещаются с одного конца зала в другой.
Внимание
«Филин»
Учит слушать водящего, стоять на месте, не двигаясь.
Воспитатель говорит, что днем все оживает, и дети начинают двигать руками, как бабочки, птички и т. п. По команде «Наступает ночь» дети должны замереть в той позе, в которой они услышали эту фразу. «Филин» должен увидеть, кто сдвинулся. Замеченный переходит к «филину». В процессе игры «филина» перевыбирают множество раз. В заключении игры выбирается лучший «филин», который поймал больше остальных «насекомых».

Важно! К комплексам желательно добавлять несколько упражнений для развития мелкой моторики и дыхания

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий