Ход прогулки.
-Воспитатель: Дети, мы сейчас пойдем на прогулку.
Дети в парах идут на участок.
– Воспитатель: Какое сейчас время года? (осень).
Воспитатель достает схемы – картинки с приметами осени.
– Посмотрите на эти картинки, выберете только те, которые относятся к приметам осени. (Дети выбирают).
– Назовите приметы осени по картинкам. (Дети называют приметы).
Ответы детей:
1. Солнце светит, но греет слабо
2. Перелетные птицы улетают на юг
3. Люди собирают урожай
4. Люди одеваются теплее
5. Листья на деревьях желтеют, краснеют и облетают
6. Часто идет дождь
7. Звери готовятся к зиме
8. День становится короче, а ночь длиннее
-Воспитатель: Сколько месяцев у осени? (три)
-Воспитатель: Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)– Воспитатель: Какой сейчас месяц? (ноябрь)
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажилась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван тянулся к югу.
Приближалась довольно скучная пора:
Стоял ноябрь уж у двора.
– Воспитатель: Какая сейчас стоит осень – ранняя или поздняя?
– Воспитатель: Назовите приметы ранней и поздней осени. (ответы детей)
– Воспитатель: Кто из вас любит осень, а кто нет? Почему? (ответы детей)
Наблюдение за погодой.
– Воспитатель: Ребята давайте понаблюдаем за погодой.
– Какая сегодня погода? Что про нее можно сказать? (пасмурная, солнечная, дождливая). – Какое небо? (чистое, пасмурное). Что на нем есть? (облака, тучи). Все чаще небо покрыто свинцовыми тучами. – Оглянитесь вокруг, есть ли ветер? – Как вы его обнаружили? (облака движутся, ветки на деревьях шевелятся) – Посмотрите на облака. Они движутся. Давайте, понаблюдаем за деревьями. – Ребята, а что же такое ветер? (Ответы детей). – Что же такое ветер давайте разберемся. Ответьте на вопрос. Без чего человек не может прожить? (Без воздуха). Исследовательская деятельность.
Опыт № 1. Давайте попробуем поймать воздух. Перед вами полиэтиленовые пакеты. Они пустые. Возьмём пакеты, взмахнём,скажем: «Раз, два, три – пакетик, лови» и закрутим. Пакет раздулся. Что внутри пакета? Какого цвета воздух? (Бесцветный, прозрачный, невидимый)
Был пакет бесформенный, а стал упругий, плотный. Какие предметы мы можем заполнить воздухом, накачать? (Мяч, воздушный шар, автомобильная шина, матрас, спасательный круг, резиновая лодка)
Опыт2. Сейчас я возьму палочку и проколю вам пакет. Поднесите пакет к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете? (ветерок) Воздух выходит из пакета, он движется, а движение воздуха – это ветер.
– Так как же образуется ветер? (Воздух нагревается от земли, поднимается вверх, а холодный воздух опускается вниз. Такое передвижение воздуха создает ветер.)
– Какой бывает ветер? (холодный, теплый, сильный, легкий).
– Как называются сильные ветры? (ураган, тайфун, смерч, штормовой)
– Как можно создать движение воздуха? (помахать веером, подуть на ладошку).
Опыт «Вертушка» Взрослый показывает детям вертушку в действии. Затем обсуждает вместе с ними, почему она вертится (ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывает движение вертушки).
– И так мы определили, что такое ветер, теперь давайте определим, если ветер на улице?
– А сейчас давайте возьмем в руки вертушки и попробуем определить есть ли сегодня ветер? Как вы узнали? Какой силы сегодня ветер?
– Как можно сказать про такую погоду? (ветреная, тихая).
– Что можно сказать про погоду сегодня? (пасмурная, тихая, прохладная). Дидактическая игра «Подбери слова».
Ход наблюдения:
Воспитатель: Ребята, берем с собой заранее наблюдательность и вежливость, а главное – внимание. Встали все полукругом
А у нас гости. Давайте с ними поздороваемся, поприветствуем гостей. А также поприветствуем солнце,небо и друг друга:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка земля!
Здравствуйте, мои друзья!
Ребята, отгадайте мою загадку и узнаете,о чем мы с вами будем сегодня беседовать:
Нам в дождь и зной поможет друг, зеленый и хороший –
Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек (дерево).
Дети читают стихотворение:
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению,
Паучок – терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Весь лесной народ
Учит крепкой дружбе.
Что происходит с деревьями весной?
Какое строение имеют все деревья и кустарники?
Чем покрыт ствол дерева?
Зачем нужна кора деревьям?
Назовите, какие деревья вы видите перед собой?
Чем дерево отличается от кустарника?
Зачем нужны деревья?
Как люди должны заботиться о деревьях?
Подвижная игра «Семена»
Распределение ролей с помощью считалки (выбирается «ветер», «солнце», «дождик»).
Воспитатель:
В маленьком семени
Спряталось растение.
Что должно произойти,
Чтоб оно могло расти?
Что же нужно семенам?
Дети: Почва!
Ветер, ветер, помоги,
Нас с дерева унеси.
Выбегает «ветер», «семена» разбегаются.
Воспитатель: Что ж вы не растете?
Дети: Нам нужны тепло и свет!
Солнце, солнце, помоги,
Чтобы мы расти могли.
Выходит «солнце»
Воспитатель: Что вам еще нужно?
Дети: Вода!
Дождик, дождик, помоги,
Чтобы мы расти могли.
Выходит «дождик».
Воспитатель:
Есть у вас земля,
Есть у вас вода,
Есть у вас тепло и свет,
Пора вам прорастать.
Прорастает корешок.
Дети выпрямляют ноги
Подрастает стебелек – ствол
Дети выпрямляют спину
Развернулись почки,
Выпустив листочки.
Дети поднимают руки.
Трудовая деятельность.
Сбор мусора на участке. В конце прогулки сбор игрушек. Подметание песка с крышки песочницы.
Дидактическая игра «Узнай дерево по описанию»
– Я ношу другие шишки,
Не такие, как у елки,
Ветки около макушки,
И длинней мои иголки (сосна).
– Красавцы – великаны
Вошли во все дворы.
С них летом много пуха,
А осенью – листвы.
Растут они не просто так,
А воздух очищают (тополь).
– Великан в нашем парке живет,
Но совсем никого не пугает!
И кто осенью в гости придет –
Желудями он всех угощает (дуб).
– Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки (Береза).
– Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год (ель).
– С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают (липа).
Индивидуальная работа.
Отработка прыжков с места.
Попадание мешочка в круг.
Самостоятельная деятельность детей.
Подвижная игра «Пустое место» или «Караси и щука» (на выбор детей).
Ход наблюдения
С приближением весны к кормушке больше не прилетают синички, остались только воробьи и голуби. Наблюдать за появлением грача. Грач большой, черный, у него светлый клюв. Он кричит «гра-гра», отсюда его название. Сравнить с вороной.
Капли падают с крыши, Всюду пахнет весной. Небо кажется выше, Звонче воздух лесной. В поле снег синеватый Подмывает вода. Грач — разведчик крылатый — Теребит провода.
Труд: Покормим птиц весной.
Задачи: Учить детей заботиться о птицах, осознавать важность подкормки птиц зимой, называть птиц. Вызвать сочувствие к голодающим птицам
Научить проявлять заботу о них. Расширить знания детей о птицах.Задачи:
П. и «Кролики»
Задачи: учить правила игры; упражнять прыгать на двух ногах, продвигаясь вперёд;, развивать ловкость, уверенность.
П. и «Сбей кеглю»
Задачи: учить детей катать мяч, стараясь сбить кеглю с расстояния 1,5-2м., бегать за мячом, предавая другим детям. Развивать глазомер, силу броска.
Игровое упражнение «Перепрыгни через ручеёк»
Задачи: учить детей перепрыгивать через «ручеёк» шириной от 10-40см. делая сильный размах, руками отталкиваясь двумя ногами и приземляясь на обе ноги.
Индивидуальная работа «Поймай комара».
Задачи: упражнять детей выполнять прыжки вверх с места, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка, не уменьшать круг во время подпрыгиваний.
Выносной материал: ведерки, лопатки, кегли, скакалка.
Прогулка 11
Наблюдение за работой дворника.
Задачи: учить оценивать результаты труда; активизировать познавательную деятельность, развивать умение видеть целесообразность трудовых действий, продолжать воспитывать уважение к труду взрослых; воспитывать желание приходить на помощь окружающим.
Труд: сбор веточек с участка.
Задачи: учить соблюдать порядок на участке; развивать зрительный ориентир на территории; воспитывать желание трудиться вместе, работать сообща.
П. и «Догони меня»
Задачи: продолжать учить быстро действовать по сигналу воспитателя, ориентироваться в пространстве;
развивать ловкость, умение бегать не наталкиваясь друг на друга.
П. и «Поезд»
Задачи: продолжать учить детей ходить и бегать в колонне по одному, ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу; приучать детей находить своё место в колонне, не толкать товарищей, быть внимательными.
Индивидуальная работа «Прыжки на двух ногах с продвижением вперед».
Задачи: продолжать упражнять детей в прыжках на двух ногах, развивать координацию движений, ловкость.
Игровое упражнение «Береги предмет».
Задачи: учить действовать и ориентироваться по сигналу, в пространстве, развивать ловкость, внимание. Вызвать интерес к игре
Выносной материал: кубики, лопаты, ведерки.
Животные и насекомые
Далее стоит посмотреть на животный мир. Хорошо, если наблюдения на прогулке в подготовительной группе весной будут включать наглядный пример пробуждения животных от спячки, а также их изменения. Например, некоторые выбирает в качестве развивающего занятия визит в зоопарк. Там видно, что животные пробуждаются от зимних спячек, а также меняют свой зимний окрас на обычный, весенний.
Обо всем этом, скорее всего, придется рассказывать на словах, пока дети гуляют и изучают окружающий их мир. Также подчеркните, что все живые существа начинают просыпаться. Даже насекомые. К слову, в особо теплую погоду можно увидеть бабочек, божьих коровок, а также различных букашек-таракашек, которые отсуствовали зимой. Все это крайне интересно детям в любом возрасте.
Ход прогулки.
Наблюдение за сезонными изменениями в природе.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой чудесный весенний день сегодня. Солнце светит ярко, улыбается нам, давайте мы тоже улыбнёмся солнцу и друг другу.
Ребята! Вспомните, от кого сегодня утром почтальон принес нам письмо?
Дети: (Почтальон принес письмо от Незнайки).
О чем спрашивал нас Незнайка?
Дети: (просил помочь ему – узнать какие изменения происходят в природе весной).
Хотели бы вы помочь Незнайке?
Воспитатель: Ребята, как мы можем определить, что наступила весна? (Воспитатель с детьми наблюдает за весенней природой)
Ответ детей (По приметам).
Воспитатель: Какие вы знаете приметы весны?
(Предполагаемые ответы детей: на небе солнце, небо голубое, по небу плывут редкие белые облака, усиление солнечного тепла, снег начал таять и т. д.)
Воспитатель: Весна это переход от зимы к лету. Ребята, весна – полна чудес, она пробуждает природу ото сна, все вокруг зеленеет. Но самое главное чудо это то, что именно весной к нам прилетают перелётные птицы.
(Воспитатель предлагает прислушаться к «весенним голосам» и читает стихотворение Ф. Сологуба)
О чём щебечут птицы так звонко по весне?
Какие небылицы рассказывают мне?
Забавно, словно в сказке, о чём звенят ручьи?
Чьи шёпоты и ласки перепевают, чьи?
Воспитатель:
Почему осенью птицы улетают, а весной возвращаются в родные края?
Каких перелетных птиц вы знаете?
Чем весной заняты птицы?
Как люди помогают птицам?
Дети: индивидуальные ответы детей
Воспитатель: Молодцы, ребята! Наши пернатые друзья и приносят весну на своих крыльях. Каких перелетных птиц, прилетевших с юга, вы уже заметили на участке детского сада? (грач, зяблик). Правильно, эти птицы не боятся небольших морозов и прилетают самыми первыми. Скоро к ним присоединятся и другие птицы, предлагаю вам отгадать загадки про них.
Каждый год, порою вешней,
Все друзей пернатых ждут.
Только вывесим скворечник,
А они уж тут как тут.
(Скворец)
На лету хватает мошек,
Хвостик – тонкие косицы,
Предсказать погоду может, –
Вам знакома эта птица.
(Ласточка)
Воспитатель: Какие же вы молодцы!
Загадки про птиц отгадали. Ребята, сможете ли вы сами изобразить птиц? Выбирайте карточки (на столе карточки с изображением различных птиц).
(По считалке выбирается водящий).Считалка:
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
Кукушата просят пить,
Выходи – тебе водить.
Дидактическая игра «Что это за птица?»
Игровые правила: описывать прилетевшую птицу не только словом, но и имитацией ее движений. Кто правильно назовет птицу, тот становится водящим.
Игровые действия: имитация движений разных птиц, отгадывание, о какой птице рассказывается.
Воспитатель: Ребята, я хочу познакомить вас с новой игрой «Птицелов». Кто знает, что значит «Птицелов»?
(Ответы детей).
(Воспитатель вместе с частью детей произносит закличку, приглашая детей к игре)
Воспитатель: На игру вас приглашаем и улыбки обещаем.
Дружно в круг вставайте все – много радости в игре!
(Все дети подходят и встают в круг).
Подвижная игра «Птицелов»
Планирование зимней прогулки в подготовительной группе
Наблюдение на прогулке в подготовительной группе зимой позволяет познакомить ребенка с таким природным явлением, как снегопад, научит его анализировать поведение птиц в условиях холода, поможет сформировать общее понятие зимы, как времени года.
Зимняя прогулка наблюдение в подготовительной группе
Цель прогулки: наблюдение за живой природой
Существует целая картотека со сценарием и ходом зимней прогулки в подготовительной группе зимой, в каждой карточке расписывается урок на прогулке для воспитателя для достижения той или иной цели.
Темой урока в данном случае может быть: «наблюдение за птицами в зимнее время».
Важно! Сопровождать прогулку не только указаниями и объяснениями, но и заинтересовывать воспитанников цитированием тематических стихотворений, и поговорок. В карточках, разработанных в соответствии с рекомендациями ФГОС, должен быть четко прописан весь ход прогулки поэтапно
Наблюдение за жизнью птиц зимой
В начале прогулки воспитатель рассказывает, что зимой многое из природы засыпает, что они не могут сейчас видеть жуков, пауков, червячков и мошек, поэтому птицам нечего есть и им тяжело выживать в таких условиях.
Далее необходимо объяснить каким образом люди могут помочь птицам перезимовать:
- в предварительно обустроенную кормушку насыпать зерна;
- если кормушки нет, то можно рассыпать зерно просто на открытом снегу.
Наблюдение: после того, как рассыпали зерно, воспитатель расставляет детей так, чтобы всем были видны подлетающие птицы. В то время как птички будут клевать зерно, детям задаются наводящие вопросы: Кто подлетел первым? Чем клюют корм птицы? Острый ли клюв? Какого цвета перья? и т.д.
Важно! Воспитатель обязательно должен объяснить детям, что птиц нельзя пугать и трогать. В доброй форме можно громко птицам сказать: «не бойтесь нас, мы добрые», и чтобы дети повторили вслух
После завершения прогулки необходимо закрепить полученные знания вопросами: Почему нужно подкармливать птиц зимой? Какие птицы мы сегодня видели? Как ведут себя птицы зимой?
Цель прогулки: наблюдение за погодными явлениями
Во время наблюдения за природными явлениями зимой у детей формируется общее представление о весне (сравниваем времена года), осени, лете
Воспитатель акцентирует внимание не только на природу в городских условиях, но и рассказывает про утренний и вечерний лес, диких животных, осадках и растениях
Задачи прогулки:
- поселить в их головы знания о то, что в мире все зависит друг от друга;
- развивать воображение и подвижность;
- научить делать выводы, отвечать на вопросы, думать самому, анализировать;
- прививать любовь к знаниям, интерес, трудолюбие.
Интересно! В качестве объекта для наблюдения можно выбрать не только животных и природные явления, но и людей
Например, обратить внимание детей на работу дворника: показать инвентарь, рассказать о нелегком труде, показать работу с лопатой
Знакомство с профессией дворник и его трудом зимой
Перед прогулкой необходимо провести беседу с детьми о безопасном обращении с инвентарем дворника. Наблюдение за профессией можно проводить во все месяцы, когда выпадает снег, например в марте и в ноябре.
Наблюдение за снегом
Прогулка — урок наблюдение за снегом познакомит детей с таким природным явлением, как снегопад.
Важно! В то время, когда воспитатель собирает группу на прогулку — он должен сделать акцент на том, что дети одевают теплую одежду, потому что на улице февраль, декабрь или январь, стоит зимняя погода, холодно. Воспитатель может спросить: «Ребята, что вы видите на улице?», в ответ дети начнут кричать, что «идет снег»
Педагог объясняет, что такое явления называется снегопадом
Воспитатель может спросить: «Ребята, что вы видите на улице?», в ответ дети начнут кричать, что «идет снег». Педагог объясняет, что такое явления называется снегопадом.
Чтобы заинтересовать детей, воспитатель может поймать снежинку и воскликнуть, что она похожа на звездочку.. В это время педагог рассказывает о том, что все сугробы вокруг состоят из множества маленьких снежинок. Для интереса стоит попросить детей снять варежки и попробовать поймать снежинку голой рукой — она тут же растает.
Ход игры:
Стая птиц собирается на одном краю площадки – дети стоят врассыпную. По сигналу воспитателя «полетели», птицы разлетаются по площадке, расправив крылья. По сигналу «буря», птицы летят к деревьям – влезают на лесенку. Когда воспитатель говорит – буря прошла, птицы спокойно спускаются с деревьев, продолжают летать.
Индивидуальная работа: отбивание мяча кистью руки.Цель: развитие умения отбивать несколько раз подряд мяч, держать кисть правильно.
Индивидуальная работа: повторение. Какие осенние месяца вы знаете? Сколько всего их? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Самостоятельная игровая деятельность.
Уход с прогулки в группу. Повторение правил передвижения на территории детского сада.
Спасибо за внимание!
Ход наблюдения:
Дятел длинным языком капли сока лижет,
Бабочка, усевшись ниже,пьет прозрачным хоботком.
Муравьи и мошки по березе гладкой
Ползут, как по дорожке, за капелькою сладкой.
Всех березка напоила, вешним соком оделила!
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Кто присел на толстый сук
И стучит: тук-тук, тук-тук? (Дятел.)
Где зимуют дятлы?
Чем любят лакомиться дятлы ранней весной? (Березовым соком.)
Что помогает дятлу доставать насекомых из-под коры
Как дятел строит гнездо? Как выглядит дятел? Почему дятлов называют «санитарами леса»?
Трудовая деятельность: расчистка участка от остатков снега и мусора.
Цели: приучать к чистоте и порядку на участке; воспитывать дружеские отношения.
Подвижные игры: «Сбей кеглю».
Цель: развивать координацию движений, умение предать
силу броску.
Индивидуальная работа: развитие движений.
Цель: упражнять в подскоках на месте с поворотами направо, налево, вокруг себя.
МАРТ
Прогулка№11.
Наблюдение за погодой
Обратить внимание детей на погоду. Какое время года сейчас? Какой месяц? Какой праздник в этом месяце, какого числа? А знаете ли вы что первый месяц весны раньше назывался Мартусом, в честь мифологического бога война Марса, который был призван также защищать мирный труд, был богом земледелия и скотоводства, защитником полей и стад
Март еще называли ветроносом и свистуном, за вой холодного ветра и потому что везде сует свой нос. В русском народном календарном фольклоре марту отводилась роль зазывателя весны. Он первенец весны – вестник теплых дней.
Художественное слово: как в марте зима на злится, а весне покориться. Дует теплый южный ветер, снег чернеет, мякнет, тает, грая горластый прилетает, что за месяц? Кто узнает?
Д/и «Дерево живое» – изменения в различные времена года.
П/игра: «День и ночь» – упражнять детей в ловкости, беге.
И/р по ФИЗО: прыжки с преодолением препятствий
Труд.поручения: почистить крыльцо
МАРТ
Прогулка№12.
Наблюдение за погодой. Наблюдение за снегом
Обратить внимание детей на снег. Какой снег мы видим кругом? Что с ним случилось? Почему сугробы покрыты ледяной коркой? Как еще можно назвать снежный покров? (настом) Наст – это осевший покрытый коркой снег
Как образуется наст? Когда потянет оттепелью, сырыми ветрами, снег станет осаживаться, плотнеть. Если начнутся морозы, то снежный покров затягивается настом – твердой ледяной горкой. Таким снегом – настом можно легко порезать руки.
Художественное слово: пришла, улыбнулась – утихли метели, позванивать стал колокольчик капели (март). Март сухой, да мокрый, май будет каша да каравай. Весна красна цветами, осень плодами, а зима снегами.
Д/и «Когда это бывает?» – закрепить знания детей о сезонных изменения в природе.
П/игра: «Ловишки парами» – упражнять детей в ловкости, беге.
И/р по ФИЗО: бег в колонне по одному и по два в чередовании с ходьбой.
Труд.поручения: собрать мусор, ветки на участке.
МАРТ
Прогулка№13.
Наблюдение за воробьем.
Цели: продолжать закреплять, уточнять и систематизировать знания детей о знакомой птице — воробье; обогащать словарный запас художественным словом о воробье; учить видеть изменения в поведении птиц с приходом весны.
Организация наблюдения
Для организации наблюдения нужно правильно подготовить процесс:
- Выбрать растение или животное, которые выглядят здоровыми.
- Место должно быть чистым и соответствовать естественным природным условиям.
- Выбранное место должно хорошо освещаться, лучше, если свет будет падать немного сбоку.
- Детей нужно так расположить, чтобы никто из них не мешал друг другу и не закрывал обзор.
- Если есть возможность, то каждый ребенок должен потрогать растение или погладить животное.
Удобное расположение детей вокруг изучаемого объекта
Примерный план прогулки-наблюдения
Процесс рассматривания и обсуждения объекта должен соответствовать следующим рекомендациям:
- Для составления первого впечатления детям необходимо около 2 минут. За это время ребята успеют рассмотреть объект и удовлетворить свое любопытство.
- Педагог должен задать вопрос об объекте за 1 минуту.
- Далее, мысли детей нужно направить в правильное русло. При необходимости прочитать стишок или задать загадку. Так у ребят формируется эмоциональное отношение к объекту. Время не должно превышать 7 минут.
- После, объект рассматривается детально. Педагог задает наводящие вопросы и помогает с ответами. Рассказывает недостающую информацию. На это отводится не более 10 минут.
- В конце подводится итог и все полученные знания связываются между собой. Этот процесс занимает около 5 минут.
Дополнительная информация! Педагог может вместе с детьми завести красочный дневник наблюдений.
Исследовательская деятельность детей во время весенней прогулки
Исследовательская деятельность заключается в самостоятельном поиске ребенком информации.
Организация
Организовать процесс можно следующими способами:
- Дети, во время ответов на вопросы о рассматриваемом объекте, стараются правильно изложить собственные мысли.
- При длительном наблюдении за объектом, ребята подмечают все изменения и, при необходимости, их фиксируют.
- Когда идет наблюдение за живой или неживой природой, используют дополнительные предметы: темные очки, садовый инвентарь.
- Во время экскурсии, когда выезжают в город, в библиотеку, пищевое предприятие или при наблюдении строительных работ происходит изучение технологии производства или процесс организации услуг.
- После посещения музея, более детальное изучение происходит с помощью рассматривания энциклопедии или других материалов.
Также можно организовать проведение опытов под пристальным наблюдением педагога.
Экологическое образование дошкольников в ДОУ
Наблюдение — ведущий метод экологического образования дошкольников, цель которого сформировать экологическое воспитание.
Оно основывается на:
- любви к родному краю;
- бережному отношению к животным и растениям;
- получении элементарных знаний о природе;
- понимание взаимосвязи всего живого.
Знания дети получают следующими способами:
- создания уголка природы на территории детского сада;
- проведение экскурсии;
- беседы о природе;
- рассказы о животных;
- тематические игры;
- рисование;
- подготовка экологических праздников.
Дополнительная информация! Дети под присмотром педагога могут ухаживать за комнатными растениями, кормить животных в зооуголке и собирать гербарий.
Наблюдение за природой на улице в марте помогает ребенку больше узнать об окружающем мире. Правильно организованный процесс пробуждает интерес и тягу к новым знаниям. Включение в процесс обучения игр и совместной деятельности формирует умение заниматься сообща.
Ход прогулки
Повторяем правила безопасного поведения в детском саду (не торопимся, на улице (идем парами, дружно, друг за другом, смотрим вперед и по сторонам).
Наблюдение за сезонными изменениями в погоде.
Беседа о ноябре.
Ноябрь — последний месяц осени. Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, цветы завяли. Зеленеют по-прежнему лишь ель и сосна. Пышный пестрый ковер листьев, устилавший землю, потемнел и поблек. Черными стали лесные тропинки в опустевшем лесу. Недаром ноябрь зовут в народе «чернотропом». Небо в этом месяце почти все время затянуто свинцовыми облаками. Часто идут холодные долгие дожди со снегом. В конце ноября по ночам уже морозно, а темное небо напоминает звездный шатер.
Вопросы
1. Почему ноябрь называют «чернотропом»?
2. Какую пору ноября называют предзимьем? Почему?
3. Расскажите о погоде ноября.
Ответы детей.
Загадываю детям загадки.
Не зверь, а воет (ветер)
Белым паром стелется
Не вьюга, не метелица
И не дым…. Что за обман?
Это же густой (Туман)
Над рекою он клубится
На луга, как снег ложится.
Влез за ворот и в карман.
Как зовут его (Туман)
С неба облако спустилось
И у речки поселилось.
Как причудливо, красиво
Бело-сказочное диво.
Этот утренний обман
Называется (Туман)
Стало ночью холодать,
Стали лужи замерзать.
А на травке — бархат синий.
Это что такое? (Иней)
(Дети отгадали, загадки поговорили о смысле каждой загадки)
Рассказываю о приметах месяца.
В ноябре тепло морозу не указ.
В ноябре комары – быть мягкой зиме.
Не сковать реку зиме без ноября-кузнеца.
Трудовая деятельность: Уборка мусора на участке. Собирание опавших листьев.
Цель: воспитывать стремление к труду, развивать познавательный интерес.
Подвижные игры «Ловишки из круга».Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами. Упражнять в ритмической ходьбе, в беге с увертыванием и в ловле, в построении в круг.
Описание игры: дети стоят по кругу, взявшись за руки. Ловишка – в центре круга, на руке повязка.Играющие двигаются по кругу и говорят:
Мы, веселые ребята, Любим бегать и скакать
Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три – лови!
Дети разбегаются, а ловишка догоняет. Пойманный временно отходит в сторону. Игра продолжается, пока ловишка не поймает 2-3 детей. Продолжительность 5-7 минут.
«Перелёт птиц»
Цель: учить бегать врассыпную, не наталкиваясь
Развивать ловкость, смелость, внимание, умение действовать по сигналу
Отличительные черты
Прогулка-наблюдение в детском саду все равно рано или поздно подойдет к концу. В такие моменты придется подводить итоги полученной информации. Желательно, кстати говоря, выбираться на подобные исследовательские занятия как можно чаще. Дети с огромным удовольствием будут изучать особенности каждого времени года на наглядном примере, да еще и на свежем воздухе. Практика и наблюдения всегда лучше голой теории.
Обсудите с детьми, какие отличительные особенности есть у весны. Точно так же, как это делалось и осенью, и зимой. Пусть малыши сами подведут итоги прогулок. Сравните зиму и весну. Это поможет ребятам понять особенности времен года. Очень полезная информация, которая формирует представление об окружающем мире
И неважно, в какой период было проведено наблюдение-прогулка: 2 младшая группа или уже старшая. Итог будет один — получение знаний об изменениях природы и окружающего мира с наступлением тепла
Постановка цели весенней прогулки
Каждая прогулка имеет свою цель
В первую половину дня важно восстановить силы после занятий, зарядиться положительной энергией. На утренней прогулке ребенок должен разрядиться, сбросить напряжение, поднять себе настроение, что обеспечит благоприятную почву для успешного физического, психического и умственного развития
В старшей группе детского сада проводятся две прогулки в день
Цель вечерней прогулки устанавливается с учетом предшествующей деятельности воспитанников. На вечер можно запланировать подвижные игры, физические упражнения, трудовую деятельность.
Важно! Вечером не рекомендуется проводить игры, которые очень возбуждают нервную систему детей
Роль воспитателя в процессе наблюдения
Воспитатель должен уделять особое внимание планированию наблюдений на прогулке. Большую роль в развитии дошкольников играет знакомство с настоящими предметами в процессе их непосредственного использования
В подготовительной группе детского сада планируется два наблюдения.
Наблюдая, дети знакомятся с окружающим миром
Наблюдения планируются в соответствии с погодой и временем года. Они могут быть и кратковременными, и длительными. Наблюдая, дети развивают эстетику восприятия, ум, интерес к познавательной деятельности и изучению окружающей среды.
В детском развитии используются следующие виды наблюдений: за неживыми предметами и за живой природой, за транспортом, за живыми объектами, за трудом взрослых.
Обратите внимание! Во время планирования наблюдений необходимо соблюдать инструкции по охране жизни и здоровья детей
Организация трудовой деятельности
Трудовая деятельность основывается на знаниях и умениях, которые уже есть у детей. Тематика трудовой деятельности может быть разной: бытовой или производственной, на закрепление правил дорожного движения, театрализованной или строительной.
В трудовой деятельности дети получают практические навыки работы
Чаще всего на прогулке организовываются два вида трудовой деятельности:
- Хозяйственно-бытовая: дети вместе с воспитателем убирают участок, игровые уголки, шкафчики;
- Труд на природе: дети работают в цветнике, на клумбе, в огороде.
Кроме обучения детей практическим навыкам работы воспитатель знакомит их с растениями, животными, правилам ухода за ними, продумывает приемы организации детей, последовательность работы.
Используем подвижные игры
Подвижные игры, в которых принимают участие все дети группы, занимают важное место в прогулке. Воспитатель заинтересовывает детей игрой, увлекая их
Важно! Только непринужденное участие ребенка в игре создает хорошее настроение, обеспечивая воспитательный эффект игры
На прогулке можно провести от одной до четырех подвижных игр
Во время планирования нужно обращать внимание на основные движения в игре. Так, когда тепло лучше выбирать игры, в которых нужно метать, ползать, лазать, когда холодно — бегать и прыгать
Воспитатель не только участвует в игре, но и берет на себя главную роль. Играть должны все воспитанники группы, поэтому на прогулке детям предлагают хорошо знакомые игры. С новыми играми детей знакомят на занятиях физкультурой.
Дети очень любят подвижные игры на прогулке
Подвижные игры обучают детей быть внимательными, контролировать свои движения, приучают к дисциплине и сознательному отношению.
При использовании подвижных игр учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитательные задачи и физиологические закономерности адаптации к нагрузкам. Перед игрой четко объясняются правила и распределяются роли.
Индивидуальное развитие
Правильная организация двигательной деятельности дошкольников влияет на оздоровительный эффект. Во время планирования прогулки воспитатель учитывает индивидуальную работу с детьми по физическому развитию. Индивидуальная работа планируется с теми детьми, у которых есть проблемы в освоении основных действии.
Обратите внимание! У каждого ребенка индивидуальная степень подвижности. Организовать индивидуальную работу можно в форме игры или спортивного состязания
Организовать индивидуальную работу можно в форме игры или спортивного состязания.