Развитие мальчика или девочки четырех лет, что должен знать ребенок

Психоэмоциональное развитие

Психоэмоциональное развитие – важнейший элемент в процессе становления личности

Стоит уделять особое внимание внутреннему состоянию ребенка, его чувствам и эмоциям, климату в семье и взаимодействию малыша со своими близкими. Модель самосознания себя, поведения в обществе, построения собственной семьи, взаимоотношений с противоположным полом формируются в дошкольном возрасте. 

К 3-4 годам ребенок:

  • Идентифицирует себя по половому признаку.
  • Выражает свои чувства («Я злюсь», «Я расстроился», «Мне неприятно).
  • Развита эмпатия, понимает, если причиняет кому-то боль или обижает.
  • Оценивает своё и чужое поведение (Миша ударил Катю, он поступил плохо).
  • Осознаёт, что все действия имеют последствия.
  • Имеет личные границы, в том числе относительно тактильных контактов (не позволяет посторонним взрослым себя трогать, обнимать).
  • Осознаёт ценность вещей («Ничего страшного, если ты сломал(-а) машинку, но, если кинул(-а) её и она сломана, работать она больше не будет»).
  • Открыт к новой деятельности и впечатлениям.
  • Появились свои интересы и предпочтения (динозавры или машины, танцы или пение).
  • Формируется вкус относительно одежды и творчества.
  • Сформированы элементарные причинно-следственные связи (если лизнуть соль – она будет соленая, если толкнуть вазу – она упадет) 

Умственное развитие в 4 года

Дети уже могут обрабатывать большой объем информации, запоминать и передавать ее. Навыки речевого общения совершенствуются. Ребенок осознает себя как личность, может выражать свое мнение. Родителям следует проявить терпение и деликатность, чтобы направить умения ребенка в нужном направлении.

Математика

К 4 годам ребенок различает геометрические фигуры без подсказок взрослых, отличает их по размеру, понимает, что значит больше и меньше, знает цифры от 0 до 10, свободно считает до 5 предметов. Навык сложения и вычитания формируется к 5 годам.

Речь

Нормы развития речи:

  1. Словарный запас увеличивается.
  2. Дети могут самостоятельно строить высказывания из 4-6 составляющих.
  3. Предложения преобладают простые.
  4. Нередко дети начинают придумывать новые термины.
  5. Ребенок должен уметь произносить звуки без дефектов. Если наблюдаются отклонения в произношении, нужно обратиться к логопеду.
  6. Детям этого возраста несложно описать картинку, используя однородные члены предложения, союзы для связи простых предложений.
  7. Понимать речь детей такого возраста должны окружающие, а не только родители.
  8. Могут назвать свое имя, фамилию и адрес проживания.

Окружающий мир

Дети различают фрукты, ягоды и овощи, знают основные продукты питания, предметы и вещи, которые их окружают. Видят и понимают, где находятся цветы, кустарники, а где деревья. Дошкольники узнают насекомых, могут назвать домашних животных и времена года, понимают, чем отличается кошка от собаки, лето от зимы и т.п.

Изобразительное искусство

В 4 года дети должны не только описывать происходящее на картине, но самостоятельно и правильно держать в руках карандаш, обводить им несложные рисунки, раскрашивать, не выходя за границы. Ребенок уже может сам нарисовать неровные круги, линии, простые рисунки. Дети различают цвета и оттенки.

Конструирование

С 3 лет ребенок должен уметь пользоваться ножницами и вырезать простые фигуры. Дети возраста 4 лет в состоянии сами сделать аппликацию с помощью ножниц, бумаги и клея. Ребенок умеет сам намазывать бумагу клеем, приклеивать ее в нужное место.

Познания в музыке

Музыкальное воспитание зависит от занятий с родителями, но в 4 года каждый ребенок должен узнавать музыкальные инструменты, когда видит их на картинке или слышит звуки, которые они издают. Ребенок узнает любимую мелодию и подпевает ей.

Также формируется звуковое восприятие, позволяющее определить, тихая или громкая музыка играет. Начинают закладываться музыкальные способности ребенка.

Развитие речи

Словарный запас четырехлетнего ребенка растет стремительно. Он осваивает все новые слова, активно используя знакомые, узнавая значение незнакомых. Речь представляет не отдельные фразы, а связный текст с использованием сложных синтаксических конструкций: придаточных предложений и однородных членов. Минимальные речевые навыки ребенка в 4 года:

  • четко произносит гласные и согласные звуки;
  • умеет отвечать на вопросы, логично ведет диалог;
  • составляет связный текст до 6 предложений;
  • с легкостью описывает изображенное на картинке, может дать полное описание игрушки, увиденного, услышанного;
  • называет имя, отчество и фамилию, знает по именам своих близких и друзей, в детском саду называет воспитателя по имени и отчеству;
  • называет свой возраст, домашний адрес;
  • различает интонацию говорящего, сам может придать любую интонацию своей речи;
  • использует единственное и множественное число;
  • не путает мужской и женский род, согласовывает слова в роде, числе и падеже, правильно и к месту употребляет предлоги;
  • в разговоре использует все части речи, включая междометия, вводные и звукоподражательные слова.

Допускается, что ребенок может еще путать понятия «вчера», «сегодня», «завтра», названия приемов пищи: «завтрак», «обед», «ужин». Нормой является западение шипящих звуков и . В целом же речь малыша этого возраста понятна не только близким, но и посторонним людям.

Как я могу помочь своему малышу научиться говорить

 Интересные и развивающие занятия для детей 4 5 лет для навыков речи

Исследования показывают, что чем больше вы разговариваете со своим ребенком, тем лучше он научится использовать и понимать язык . Когда она говорит с тобой, постарайся уделить ей свое пристальное внимание, если сможешь. Это побудит ее продолжать говорить !
Сосредоточьтесь на том, что пытается сказать ваш малыш, а не на том, как четко она произносит свои слова . Кивать, улыбаться и отвечать ей поможет ей чувствовать себя более уверенно в разговоре с вами.
Когда она использует слова, хвалите ее. Например, вы могли бы сказать ей: «Да, это верно, это ложка — молодец!»
Пусть ваш малыш увидит, что вы имеете в виду, сопоставив то, что вы делаете, с тем, что вы говорите. «Снять обувь», — можно сказать, снимая ее обувь. Затем «носки», снимая с нее носки.
Привлеките внимание своего малыша, произнесите ее имя и познакомьтесь с ней . Это поможет ей понять, когда ты с ней разговариваешь.
Дайте малышу много возможностей поговорить во время повседневных дел. Если вы зададите ей вопрос, оставьте хорошую паузу, чтобы у нее было время ответить вам .
Познакомьте вашего малыша с ситуациями, когда он может выучить новые захватывающие слова. Возьми ее в автобус или на прогулку. Укажите, что вы видите, когда вы находитесь вне дома . Вы также можете показать ее фотографии в книгах и поговорить вместе о том, что вы можете увидеть .
Повторите то, что вы слышите, когда ваш малыш пытается сказать вам, даже если она не говорит это ясно. Поэтому, если ваш малыш говорит «нана», когда ей нужен банан, вы можете сказать: «Да, вот банан».
Упростите свою речь. Используйте короткие предложения и подчеркивайте ключевые слова, когда вы разговариваете со своим малышом. Это поможет ей сосредоточиться на важной информации. Например, вместо того, чтобы говорить в длинном предложении, что вы выходите из дома, и ей нужно надеть туфли, оставьте это коротким, например: «Мы идем сейчас, надевайте ботинки, пожалуйста»
Используйте предметы и жесты, чтобы помочь вашему малышу понять ситуацию, а также соответствующие слова. Например, когда вы спрашиваете своего малыша: «Хотите яблоко или апельсин?» покажите ей каждый из плодов, как вы говорите слово, чтобы она поняла разницу между ними и тем, что нужно сделать выбор.
Помогите малышу сосредоточить внимание на том, что вы ей говорите, отключив ненужный фоновый шум, такой как телевизор или радио . Детям может быть сложнее, чем взрослым, отфильтровывать фоновый шум.

Психическое состояние

Одним из важнейших аспектов формирования личности четырёхлетнего ребёнка является психологическое развитие. Малыш должен:

  • испытывать новые для себя эмоции: восхищение, обида, стыд, грусть;
  • ориентироваться на внешнюю оценку (родителей, воспитателей, сверстников);
  • стремиться к самостоятельности;
  • владеть стандартными навыками самообслуживания.

Здоровое психологическое развитие – это заслуга внимания и терпения родителей. На рубеже 5 лет ребёнок становится более ранимым и пугливым, из-за того, что начинает больше осознавать. Ваша задача – помочь малышу побороть все страхи и обрести уверенность в том, что у него всегда будет поддержка и опора.

Физическое развитие ребенка в 4 года

Стремительно осваивая окружающий мир, карапуз совершенствует свои навыки и возможности. Он уже без труда совершает недоступные еще совсем недавно действия:

— спускается и поднимается по лестнице, чередуя в правильном порядке ножки;

— уморительно расхаживает на цыпочках, не теряя равновесия;

— твердо стоит на одной ножке в течение 10-15 секунд;

— перепрыгивает через доступные препятствия;

— кувыркается и спрыгивает с небольшого возвышения;

— с уверенностью крутит педали своего трехколесного велосипеда;

— играя с друзьями в мяч, с легкостью управляет им двумя ногами, бросает и удачно ловит.

Сейчас самое подходящее время записать малыша в спортивную секцию — регулярные занятия помогут сбросить излишнюю энергию, будут дисциплинировать и воспитывать характер. С ребенком лучше обсудить данную тему, выбрать доступный и привлекательный для него вид спорта. Если же такой возможности нет, желательно создать ему условия для занятий физкультурой дома — оборудовать спортивную стенку, приобрести гимнастические снаряды для ребячьих занятий.

В четырехлетнем возрасте крайне важно приучить ребенка к утренней зарядке, что позволит сохранить правильную осанку и развить двигательную моторику. Простые упражнения — приседания, наклоны, прыжки — доставляют немало удовольствия малышу и обеспечивают ему заряд энергии на весь день

Внимание

В 4 года дошкольник находится на первоначальной стадии развития произвольного внимания. Поэтому:

ему недоступна многозадачность

Он не может заниматься сразу несколькими делами одновременно; он не может сосредотачиваться на мелких деталях, вычленяя их из общей картины событий; он может всматриваться, вслушиваться, мыслить над загадкой или подолгу рассматривать книжные иллюстрации; он может направлять своё внимание на деятельность или предмет по указанию взрослого; он запоминает ранее сказанные слова и может обидеться, если просьба была не выполнена (не купили обещанную игрушку)

Когда мне следует беспокоиться об агрессии моего ребенка

Ваш ребенок, вероятно, вырастет из ее агрессии самостоятельно, когда станет старше, без какой-либо дополнительной помощи.

Иногда агрессия может быть признаком не выявленной трудности в обучении или эмоциональной проблемы. Попросите своего врача общей практики, если агрессивное поведение вашего ребенка:

  • происходит каждый день или в большинстве дней
  • является серьезным, и может причинить вред или повредить ее, других, домашних животных или имущества
  • становится более частым или серьезным, когда она становится старше
  • включает в себя агрессию по отношению к себе, например, дать пощечину или царапать себя, или говорить о себе негативно

Что должен знать ребенок в 4 года

Как на счет математики?

«Раз, два, три», — говорит ваш ребенок, считая своих чучел. И теперь он, вероятно, понимает, что последнее число — это фактическое количество объектов, которые у него есть. Что он может не понять, так это то, что даже если вы переставите его животных, число останется прежним. Отодвиньте их дальше друг от друга и спросите, сколько у него. Он может сказать, что у него четыре животных вместо трех, поскольку теперь они занимают больше места.

Дошкольники выносят суждения о количестве на основе внешнего вида. Если одна куча блоков выше, они подумают, что в ней больше блоков, чем в меньшей куче. Они не могут логически понять идею, что более высокая куча имеет одинаковое количество блоков; блоки просто больше. Это потому, что они сосредоточены на том, как все выглядит, а не на концепции количества,

Как кормить ребёнка

Чтобы детский организм получал все нужные для развития и роста вещества, важно грамотно наладить питание ребёнка. Рацион должен быть полноценным, сбалансированным, включающим разнообразные продукты

В меню нужно включать крупы в формате каш и гарниров, мясо, рыбу и птицу, сезонные и местные ягоды с фруктами и овощи, яйца (максимум дважды в неделю), молочные продукты и кисломолочные (йогурты, не очень жирные сыры, молоко, сливочное масло в небольших количествах, ряженку, кефир), пшеничный хлеб без содержания дрожжей, растительные натуральные масла. В качестве питья можно предлагать не только воду, но и травяные чаи, морсы, соки, компоты.

Важно знать! Не стоит предлагать ребёнку сладости, мясные деликатесы, полуфабрикаты, жирное, колбасные изделия, жареное, маринованное, острые блюда, копчёности, а также консервы.

Предлагаем примерное дневное меню:

  • Завтрак: приготовленный на пару омлет, кусочек сыра, некрепкий чай (лучше детский).
  • Обед: борщ, пюре из картофеля, сделанная на пару рыбная котлетка, компот.
  • Полдник: фрукт (груша, банан, яблоко), детское мультизлаковое печенье, стакан кефира.
  • Ужин: суфле из телятины, отварная греча, салат из овощей, сок.

Всего за сутки вместе с жидкой пищей (молоком, компотами, соками) ребёнок должен съедать примерно 1200-1300 граммов.

Как развивается речь от 2 до 3 лет

В 2 года ребенок наращивает свой словарный запас до 200 – 400 слов, начинает строить фразы из 2 – 3 простых слов или слогов.

  • Большая часть употребляемых слов — существительные, обозначающие предметы и людей из ближайшего окружения.
  • Постепенно начинают появляться местоимения («ты», «он») и прилагательные («хороший», «красивый»).
  • Задает вопросы, относящиеся к месту действия: «где?», «куда?», «откуда?».
  • Подражает крикам животных и птиц, имитирует знакомые звуки (автомобильный сигнал, сирена спецтранспорта, гудок паровоза).
  • Понимает команды из 2 – 3 последовательных действий («Возьми карандаш и нарисуй солнышко»).
  • Может испытывать проблемы с артикуляцией: не все звуки выговаривает, путает слоги.

К 3 годам малыш увеличивает свой словарный запас до 1200 – 1300 единиц, фразы строит из 4 – 5 слов, при этом сложные слова по-прежнему может сокращать или заменять более простыми.

  • При отсутствии реальных логопедических проблем четко произносит почти все звуки, но некоторые — все еще неправильно: , , свистящие, шипящие (обращаться к логопеду при наличии сложностей с этими звуками имеет смысл не ранее 4 – 5 лет).
  • Понимает команды из 4 – 5 действий («Сходи в свою комнату, найди мишку, принеси его сюда и посади рядом с нами»).
  • Знает свое имя и фамилию, называет имена родителей, близких родственников и друзей; использует почти все части речи; изменяет слова по числам и падежам; рассказывает сказки, истории о событиях из своей жизни, правильно повторяет слова и фразы за взрослыми, заучивает короткие стихи, слова песен; по сюжетной картинке отвечает на вопросы взрослого, составляет по ней связный рассказ; может закончить предложение, сказанное взрослым; задает вопросы сам и задумывается над услышанными, относящимися ко времени действия и побудительным причинам: «почему?», «когда?».
  • Свободно пользуется речью во всех случаях жизни: задает много вопросов, охотно участвует в разговоре, общается и с близкими, и с детьми на площадке, и с незнакомыми людьми; постоянно проговаривает, сопровождает речью все свои действия и игровые ситуации. От родителей требуется ангельское терпение: останавливать этот «поток» ни в коем случае нельзя, ведь ребенок тренирует свою речевую функцию и обогащает словарный запас.

Психическое развитие детей 4-х лет

Согласно исследованиям в области психологии, к 4 годам дети чувствуют себя взрослыми, в их лексиконе появляется слово сам, они стараются избегать помощи взрослых, при этом неосознанно берут с них пример.

Внимание

В 4 года ребенку присуща рассеянность, но дети способны:

Концентрировать внимание на 5-15 минут.
Повторять несложные действия в верной последовательности.
Складывать небольшой пазл без помощи родителей.
Ориентироваться в знакомых местах (двор возле дома, детский сад).

Мышление

Возрастает познавательная деятельность. Через игры дошкольник проявляет следующие навыки, которые сигнализируют о нормальном развитии мышления:

  1. Находит лишний предмет среди похожих.
  2. Собирает и разбирает пирамиды.
  3. Группирует предметы по признакам.
  4. Находит противоположные по значению слова, предметы.
  5. Отличает родной язык от иностранного.
  6. Сравнивает предметы по заданным критериям.
  7. Решает легкие головоломки.

Память

Отмечается пик активности памяти, поэтому в этом возрасте нередко с детьми начинают изучение иностранных языков.

Ребенок должен уметь:

  1. Пересказать небольшой рассказ, ситуацию, которая произошла с ним или со знакомым.
  2. Учить наизусть стихотворения.
  3. Самостоятельно находить дорогу из знакомых мест (детский сад, магазин, дом родственников).
  4. Запомнить несколько предметов и перечислять их.
  5. Повторять недлинные фразы, буквы или цифры, которые произнесены вслух.

Эмоциональное развитие

В таком возрасте дети только учатся выражать свои эмоции, хотя это не всегда получается, формируется культура человека, которая определит его дальнейшую жизнь.

Особенности эмоционального развития в этом возрасте:

  1. Дети должны испытывать чувство сострадания при виде чужого горя.
  2. Дети понимают настроение близких людей, боятся чужих.
  3. Различают эмоции, представленные на фотографии.
  4. Усиливается чувство вины и ее признание, за чем должно следовать извинение.

Социальная адаптация

Дети активно заводят новых друзей, не стесняются знакомиться на детской площадке. Необходимо поощрять это умение. Дети еще не умеют уступать, поэтому со сверстниками могут возникать ссоры, которые быстро прекращаются.

В этот период наблюдается гендерное разделение увлечений мальчиков и девочек. Последние помогают маме воспитывать младших детей, делать уборку, интересуются нарядами и куклами.

Бытовые навыки

В 4 года дети должны знать, как самостоятельно одеваться, есть, уметь понимать свои естественные потребности. Ребенок различает столовые предметы и делает правильный выбор при приеме пищи. Дети способны выполнять мелкие поручения по дому: убрать за собой посуду, сложить одежду в шкаф.

Бытовые навыки

  • Одеваться и раздеваться;
  • Кушать при помощи столовых приборов (ложка, вилка);
  • Пить из чашки;
  • Убирать игрушки по местам;
  • Следить за своим внешним видом, соблюдать опрятность;
  • Пользоваться горшком;
  • Мыть руки, лицо;
  • Поливать цветы;
  • Вытирать пыль.

Личная гигиена ребенка 3-4 лет

  • Правильное использование туалета. После 3-х лет можно постепенно приучать ребенка к использованию взрослого унитаза. Для этого необходимо приобрести специальную накладку на унитаз, чтобы малыш мог удобно сидеть, и стульчик или подставку, если рост малыша не позволяет самостоятельно забраться. Расскажите и покажите, как пользоваться туалетной бумагой или салфетками, объясните, зачем это нужно делать;
  • Мытье рук. Малыш должен запомнить, что обязательно нужно быть руки после посещения туалета, улицы, перед едой и по мере их загрязнения. Помогите научиться правильно использовать мыло, тщательно мыть руки со всех сторон и между пальцами;
  • Умываться. Покажите, как правильно мыть лицо, использовать полотенце;
  • Чистить зубы. Малыш уже может очищать свои зубы самостоятельно с использованием детской щетки и специальной зубной пасты;
  • Контроль опрятности своего внешнего вида. В 3-4 года ребенок может сам следить за состоянием своей одежды, не одевать грязные, мятые предметы гардероба, своевременно производить замену испачканных вещей.

Как организовать распорядок дня

С двух лет многие малыши начинают посещать детские сады, поэтому режим сына или дочери в 1 год и 11 месяцев нужно адаптировать к распорядку, который поддерживается в образовательных дошкольных учреждениях.

Рассмотрим в таблице примерный режим:

Временные интервалыДействия
8:00-8:15Пробуждение, переодевание, гигиена (чистка зубов с умыванием)
8:15-8:45Подготовка к завтраку, приём пищи
8:45-10:00Домашние занятия, общение
10:00-10:15Сборы на утреннюю прогулку
10:15-12:00Времяпровождение на свежем воздухе
12:00-12:45Переодевание и мытьё рук, другие текущие дела, подготовка к приёму пищи
12:45-13:15Обед
13:15-13:30Подготовка к дневному отдыху
13:30-15:30Сон днём
15:30-16:00Пробуждение, подготовка к приёму пищи
16:00-16:30Полдник
16:30-17:30Домашние игры, занятия, подготовка к вечерней прогулке
17:30-18:40Прогулка вечером
18:40-19:00Переодевание с мытьём рук, подготовка к вечернему приёму пищи
19:00-19:30Ужин
19:30-20:40Семейное время, общение, спокойные игры
20:40-21:00Купание и чистка зубов, подготовка к засыпанию (например, чтение сказки или рассказа)
21:00-8:00Ночной полноценный отдых

Данный режим является примерным. С учётом особенностей конкретного ребёнка и образа жизни родителей распорядок возможно менять, сдвигая временные интервалы.

Физическое развитие ребенка в 18 месяцев

Развитие мальчиков и девочек в 18 месяцев в норме должно затрагивать каждую сферу его жизни, об этом мы и поговорим ниже.

Слух.

Ребенок должен воспринимать свой голос, понимать, что это его собственный. Он может говорить или кричать громче, когда понимает, что его не слышат. Малыш понимает, откуда доносится тот или иной звук, поворачивается в сторону источника или идет к нему.

Зрение.

В полтора года малыш начинает видеть все вокруг гораздо четче, нежели до года. Ребенок может оценивать и определять расстояние между предметами. Сменяющие друг друга картинки еще неподвластны крохе, поэтому просмотр телевизора может оказать негативное влияние на зрение ребенка.

Речь.

В возрасте 18 месяцев ребенок говорит в пределах 15-20 слов, но некоторые дети знают уже до 40 слов. Малыши начинают произносить несложные фразы, которые состоят из двух или трех слов.

Зубы.

Как правило, в полтора года у ребенка уже прорезались следующие зубы: нижние и верхние центральные резцы, верхние и нижние боковые резцы, верхние и нижние малые моляры и верхние клыки, нижние клыки появляются практически сразу после полутора лет.

Моторика.

Если раньше ребенок просто хватал любые предметы, то сейчас он берет именно то, что ему интересно или нужно. Ребенок понимает, какой предмет как лучше взять, чтобы он не выскользнул из рук. Малыш начинает кушать ложкой, старается держать ее самостоятельно, без посторонней помощи.

Чем занять ребенка в 4 года дома

Развивашки для детей 4 5 лет, игры:

Дошкольники любят использовать реквизит. Палочки становятся мечами. Одеяла превращаются в накидки супер героев. В четыре года воображение вашего ребенка находится в гипер двигателе. Она может стать тем, кого она выберет — врачом, матерью или пилотом. Ее фантазия создает более длинные, более сложные драмы, в которых могут участвовать другие, поэтому игровые сцены могут длиться много часов или повторяться в течение нескольких дней.

Разговоры иногда могут быть похожи на допросы: куда мы идем, мам? Когда мы туда доберемся? Кого мы увидим? Почему папа не пойдет с нами? Она начинает понимать, что есть причины для вещей — и она хочет знать, что они есть.

Еще одна причина постоянных вопросов заключается в том, что словарный запас вашего ребенка взрывается, и она хочет попрактиковаться в использовании слов, чтобы исследовать свой мир.

Домашние обязанности и навыки самообслуживания

В четырехлетнем возрасте дети очень активны. Малыш старается все попробовать на практике: приготовить напиток, постирать игрушку, помыть посуду, почистить папе обувь и т.д. Взрослые должны стараться направлять его энергию на освоение новых навыков самообслуживания (он уже должен уметь застегивать / расстегивать молнию, пуговицы, крючки, липучки, надевать самостоятельно верхнюю одежду и обувь, мыться и чистить зубы).

Родителям не следует ограничивать активность своего чада в приобретении новых умений. Его нельзя оставлять без присмотра, но в тоже время не следует строго наказывать за разбитую посуду, испорченные продукты, одежду и прочее. В этом возрасте ребенок приобщается к творческой деятельности, у него быстро развивается воображение. Если строго пресекать его самостоятельную активность, это приведет к его нерешительности, замкнутости, что станет значительным препятствием к его дальнейшему развитию.

Даже если пострадали какие-то вещи (испачкались коленки во время прогулки, порвалась курточка, вы нашли на кухне обед с добавлением знатной доли соли и горчицы, вашем шампунем постирали папе носки и т.д.), следует искренне похвалить чадо за находчивость и оригинальное решение. После этого стоит показать ему, как лучше действовать в этом случае. При этом можно использовать фразы: «я была бы так счастлива, если бы взял для этой работы вот это…», «знаешь, у тебя получилось замечательно, но я думаю, что еще лучшего результата ты добьешься, если будешь делать с помощью этого…», «мне нравится твоя работа, а как ты думаешь: можно избежать этих пятен в следующий раз? У тебя есть идеи?»

В возрасте 4 лет ребенок уже должен легко ориентироваться в том, что его окружает в доме. Знать, где лежат вещи, которые брать нельзя, и самостоятельно пользоваться вещами общего пользования (ванная комната, туалет).

Четыре года — это время, когда родители могут расширять круг домашних обязанностей малыша. Если раньше он должен был следить за своей одеждой и прибирать на место игрушки после игры, то теперь его нужно научить застилать по утрам свою кровать, относить испачканную одежду в стирку, заранее готовить свои вещи.

К новым обязанностям могут относиться и работа на пользу всей семьи. Например, ребенок может наблюдать за порядком в ванной комнате: следить за тем, чтобы всегда было мыло, шампуни и щетки стояли ровно, полотенце висело на сушилке или было заменено на чистое.

Что должен уметь ребенок

  • пытается выполнять, но есть ошибки, неточности, сложности;
  • хорошо выполняет;
  • делает автоматически.

Физические навыки:

  • Бегать с разной скоростью, на ходу меняя направление движения без убавления темпа. Во время бега огибать или перепрыгивать небольшие препятствия, практически не падать;
  • Прыгать на 1 или 2 ногах вверх, вперед, в стороны;
  • Ходить задом наперед;
  • Лазать самостоятельно по турникам вверх и вниз, висеть на перекладине на 1 и 2 руках, спрыгивать, приземляясь на полусогнутые ноги;
  • Играть с мячом: бросать 1 и 2 руками вперед, назад, в стороны, вверх, из за головы, ловить 1 и 2 руками с расстояния 3 метров. Пытаться отбивать мяч об землю 1 рукой. Ловить мяч после отскока от стены;
  • Уверенно ходить по узкой доске, бордюру, наклонной плоскости, сохраняя равновесие;
  • Ездить на трехколесном велосипеде, самокате. К 4-м годам можно начинать учить кроху кататься на коньках, лыжах;
  • Самостоятельно подниматься по лестнице вверх без опоры на поручень, спускаться вниз, чередуя ноги, иногда используя приставной шаг;
  • Стоять на одной ноге 15-30 секунд, не падая;
  • Ходить на цыпочках, носочках, внутренней и внешней стороне стопы;
  • При помощи взрослого делать кувырок вперед;
  • Лежа на спине удерживать поднятые вверх ноги в течение 5-15 секунд;
  • Запрыгивать и спрыгивать с небольшой лавочки, бордюра, ступеньки;
  • Пролазить под веревкой или палкой, установленных на высоте 40 см.

Бытовые навыки:

  • Ест и пьет сам, старается делать это аккуратно. Уверенно пользуется ложкой и вилкой;
  • Одевается и раздевается, развязывает шнурки, расстегивает и застегивает пуговицы, застежки. Может самостоятельно надевать колготки, нижнее белье, кофты с длинными рукавами. Затруднение вызывает завязывание шнурков, удобнее приобретать обувь на липучках;
  • Выполняет основные гигиенические процедуры без напоминания:
      • моет руки после прогулки и посещения туалета, перед едой;
      • чистит зубы;
      • моется сам, под контролем взрослого и т.д.
  • Следит за собственной опрятностью;
  • Собирает игрушки перед сном, достает необходимые принадлежности для рукоделия;
  • Выражает активное желание помочь по дому, может вытирать пыль, поливать цветы, помогать мыть посуду, готовить пищу, подметать;
  • Умеет пользоваться ножницами, канцелярскими принадлежностями, правильно держит ручку или карандаш;
  • Старается беречь игрушки, книжки, одежду.

Интеллектуальные навыки:

Считает до 5 и обратно на пальцах, знает цифры до 10;
Хорошо ориентируется в понятиях 1 — много, много — мало, высоко — низко и т

д.;
Знает основные цвета спектра и их оттенки;
Ориентируется в основных геометрических фигурах, находит их очертания в окружающих предметах;
Может сравнить предметы между собой по предложенным признакам;
Находит и объясняет несоответствия на 2-х картинках;
Складывает пазл на 12 -18 деталей, разрезную картинку до 10 деталей;
Находит лишнее в группе предметов, объясняет свой выбор;
Запоминает последовательность предметов, слов, движений, по просьбе может воспроизвести заданную очередность без ошибок;
Концентрирует внимание на одном задании до 5-ти минут, может заниматься интересным занятием самостоятельно до 30-ти минут;
Знает много домашних, диких животных. Может рассказать, где они живут, что едят, как называются детеныши разных видов животных;
Знает и показывает в книжке до 10 птиц, рыб, насекомых;
Ориентируется в видах растений, знает названия до 10 чаще всего встречающихся в вашем регионе деревьев, кустов, цветов, грибов и т

д.;
Знает и различает употребляемые фрукты, овощи, ягоды, может рассказать, какие они на вкус;
Отличает основные виды материалов (пластик, дерево, камень), может определить на ощупь, из чего сделан предмет;
Ориентируется во временах года, суток. Может объяснить, чем отличается осень от весны, зима от лета, утро от вечера;
Знает основные явления природы, может схематически нарисовать дождь, грозу, ветер, солнце;
Знает, кем работают родители, основные профессии. Может высказываться о желаемой профессии для себя;
Отличает разные виды транспорта, марки машин;
Может рассказать, чем отличается город от деревни, море от реки, лес от луга.

Некоторые дети к 4-м годам готовы приступить к изучению букв

Питание

Питание в этом возрасте четырехразовое. Запрещены жирные, копченые и жареные продукты, маринованные овощи, морепродукты, газировка, шоколад, натуральный кофе!

Примерное трехдневное меню

ДеньНеделиЗавтракОбедПолдник
1-йКаша молочная пшеннаяНапитокХлебМаслоСырЩи из свежей капустыГуляш из телятины с гречневой кашейХлебТворожно-вермишелевая запеканка с повидломНапитокКотлета куринаяКартофельное пюреСалат
2-йОмлетМорковь тертаяНапитокХлеб, маслоСырСуп куриный с рисомТефтели куриные с подливойХлебВатрушка с творогомКартофельный рулет с мясом и подливойХлебСалат
3-йКаша молочная овсянаяНапитокХлебМаслоСалат из морковиСуп гороховыйГолубцы ленивыеХлебБулочка домашняяОвощное рагуХлебНапитокПряник
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий