Правила вежливости при разговоре
Взрослым следует объяснить ребенку, что вежливым нужно быть всегда, даже во время простого разговора. Вежливая беседа может помочь малышу завести новых друзей и вызвать уважение со стороны взрослых. Для этого нужно соблюдать определенные правила во время разговора:
- если вы заняты делом, а к вам обращаются, нужно отложить на время дела и ответить на вопрос;
- нельзя перебивать – вежливые люди всегда до конца слушают то, что говорит собеседник;
- во время разговора нельзя обсуждать и обзывать других людей;
- долгие разговоры – утомительны, поэтому не стоит быть чрезмерно болтливым;
- вежливый человек всегда дает возможность собеседнику рассказать о чем-либо, высказать свое мнение;
- нужно быть доброжелательным и внимательным;
- не стоит слишком сильно жестикулировать во время разговора.
Чтобы закрепить навыки вежливого общения воспитатель обыгрывает с детьми различные ситуации. Кроме таких игр, педагог обсуждает с детьми поведение сказочных персонажей, героев рассказов, спрашивает, правильно ли они себя ведут, и как поступил бы вежливый человек
Посредством беседы воспитатель объясняет детям объясняют важность соблюдения этикета во время разговора не только в детском саду, но и дома, и в гостях
Правила поведения в детском саду. Как научить детей правильно себя вести?
Для того, чтобы задать правильный тон всему дошкольному обучению и убедиться в том, что все дети чувствуют себя вовлеченными в учебный процесс и ничего не бояться, очень важно научить их правильно себя вести. Детский сад для некоторых детей является первым погружением в коллектив
Поэтому важно не требовать от детей многого и объяснить все правила поведения в самом начале учебного года.
Создавайте правила поведения вместе с группой
Обсудите с детьми необходимость и важность введения определенных правил поведения в детском саду. Пусть дети расскажут, что они думают о правилах поведения в группе
Вместе с детьми придумайте простые правила поведения. Если дети предлагают ввести правила «не кусаться», «не лягаться» и «не ударять», объедините их одним общим простым правилом «не драться». После того, как вы установите все правила, необходимо обсудить с детьми, что каждое из них значит.
Объясните, чего вы хотите добиться каждым правилом. Взяв на рассмотрение один пункт правил, разыграйте ситуации, в которых следует поступить правильно, в соответствии с правилами, а затем приведите пример, как в этой ситуации поступать не нужно. Обсудите с детьми обстоятельства, при которых можно не следовать строго всем правилам и дайте им возможность задать интересующие их вопросы о том, как можно и как нельзя поступать в каждой конкретной ситуации.
Созданные правила повесьте на видное место в группе и разошлите для ознакомления родителям. Совестно с детьми придумайте, как оформить правила и выделите для них специальное место в группе
Важно, чтобы дети в течение дня могли периодически посматривать на правила и напоминать их себе. Отдайте по брошюре с правилами каждому ребенку и велите объяснить эти правила родителям
Родители тоже должны понять, для чего вы все это делаете.
Хвалите детей, придерживающихся установленных правил. Если вы заметите, что некоторые дети правильно себя повели в той или иной ситуации, похвалите их отдельно или при всей группе. Придумайте особые фразы, которые будут напоминать детям о необходимости правильно себя вести. К примеру: «У Саши отлично получается следовать установленным правилам, не драться и спокойно стоять в очереди».
Дети должны нести ответственность за соблюдение установленных правил. Нужно каждый день повторять с ними эти правила и подавать им пример, правильно поступая в тех ситуациях, в которых дети сделали что-то не так, как вам бы того хотелось. Заметив несоблюдение правил поведения не оставляйте это без внимания. Обязательно проанализируйте ситуацию с ребенком, нарушившим правила, или со всей группой.
Родители ругают своих детей при других
Раздраженные папы и мамы могут накричать на своего ребенка, оттянуть за руку или даже ударить. Что делать в этой ситуации другим родителям, которые стали невольными свидетелями насилия над детьми?
Не давите на взрослого, не критикуйте его действия, тем более, когда он находится в состоянии нервного перевозбуждения
Мамы и папы – не роботы, у них тоже могут быть срывы, но вам важно поддержать и посоветовать что-то конструктивное. Когда раздраженный родитель увидит искреннюю заботу и понимание со стороны другого взрослого, вспышка гнева тут же сменится раскаянием
В любом случае, бить ребенка – неправильно, но никто, к сожалению, не застрахован от этого.
Дети не поделили игрушки
Годовалые малыши с удовольствием копаются в песочнице, где лежат не только свои, но и чужие игрушки. У них еще не развито чувство собственности, поэтому детки с радостью протягивают свое ведерко незнакомой девочке или берут чужие формочки.
Но 2-3 летние детки уже начинают понимать, что у них есть свои игрушки, которыми они часто не хотят делиться. Когда дочь или сын не желают отдавать мальчику на площадке свою игрушку, это не означает, что вы растите жадину. В данный момент ребенок начинает осознавать свою личность, у него появляется собственное «Я», и это очень важный этап в становлении и развитии человека.
Часто взрослые начинают ощущать чувство стыда, когда их чадо не хочет дать поиграть машинку или куклу другой девочке или мальчику. «Ваня, ты же не жадина, поделись своими игрушками!», «Машенька, как тебе не стыдно, ведь у тебя столько формочек, дай эту розовую пирамидку девочке, она ведь просит!» – как часто можно услышать такое от родителей. При этом их дети начинают плакать, искать поддержки у мамы или папы, но получают лишь порцию порицания и упреков.
Детские психологи говорят, что ребенка нужно с раннего детства учить правильному поведению с другими детьми: чужое он берет только после того, как спросит разрешения, а своим делиться, если сам этого захочет.
Ведь если на площадке мама ругает за то, что малыш не дал поиграть свой любимый паровозик, не приняла позицию собственного сына или дочери, в будущем подросшие дети не захотят идти со своими проблемами к родителям. У них сформируется четкое понятие, что взрослые не поддержат, независимо от ситуации.
Что делать, если оборудование на детской площадке не соответствуют правилам
Родители могут заметить три проблемы, связанные в детской площадкой:
оборудование не соответствует ГОСТ, то есть небезопасно,
оборудования на площадке мало,
с оборудованием ребятам скучно играть.
например, нет горках нет перил, в песочницах затхлый песок, металлические элементы ржавеют или рассыпаются, площадка заасфальтирована, то нужно обратиться к завхозу или заведующему детским садом. Можно сделать это устно, но лучше написать заявление, в котором вы выскажете свои претензии. Если вас игнорируют, обращайтесь в районный или городской департамент образования.
Если оборудования мало, обращайтесь к заведующей. Возможно, это связано с проблемами с финансированием и вы можете запросить отчеты о хозяйственной деятельности, где увидите, сколько денег тратится на оборудование. Если кажется, что выделяется много, а тратится мало, можно обратиться в прокуратуру и инициировать проверку.
Поведение на площадке
- На площадку или на улицу нужно выходить парами и строем, как сказал воспитатель. На обратном пути нужно удостовериться, что твоя пара на месте, что с ней все в порядке.
- Нельзя выходить за пределы площадки без сопровождения или согласия воспитателя. Любые попытки чужих взрослых заговорить, подарить что-то, вывести за ограду должны быть пресечены. Нужно немедленно бежать в воспитателю и обо всем рассказывать. Брать конфеты и игрушки, говорить, уходить с чужими людьми нельзя ни в коем случае.
- Запрещается бегать перед качелями и каруселями, они могут травмировать ребенка.
- Перед началом коллективной игры нужно выслушать правила поведения и следовать им.
- Нельзя слишком активно бегать и прыгать, иначе можно задеть других.
Дополнительные правила поведения ребенка
Правила поведения ребенка в детском саду также дополняются следующим перечнем, который актуален при посещении логопеда. В первую очередь нужно прополоскать горло и рот и помыть руки. Дверь в кабинет должен открывать и закрывать только воспитатель или логопед. Заходя в помещение и выходя из него, запрещается толкаться и ставить подножки.
Нельзя приносить с собой в кабинет игрушки. Занятия перед зеркалом проводятся только под контролем логопеда. Если какой-либо инструмент случайно упал, то его нужно обязательно помыть. Использовать его грязным нельзя.
Запрещается без разрешения логопеда расставлять и брать стулья и другие предметы. Нельзя залезать на стол и доставать инструменты и вещи из шкафа.
Перед походом в медпункт нужно помыть руки и посетить туалет. Идти необходимо только в сопровождении воспитателя. В кабинете медсестры нельзя ничего брать без спроса и класть в рот. Следует вести себя спокойно и не повышать голос. Во время проведения прививки нужно стоять смирно и не дергаться. Не рекомендуется кричать, ведь таким образом напугаются и другие дети. Родители должны объяснить ребенку, что прививка делается во благо, и ничего страшного сама процедура в себе не таит.
При проведении музыкальных занятий вместе с детьми должен находиться воспитатель, который осуществляет контроль над безопасным поведением. Уходить и приходить самостоятельно запрещается. Ни в коем случае нельзя играть музыкальными инструментами и нарушать ход занятий. Не рекомендуется отвлекать других детей и вставать со стула.
Не следует трогать пианино, играть на нем и открывать крышку. Время занятий запрещается раскачиваться на стуле и издавать громкие звуки, не предусмотренные программой. Во время танцев нельзя дергать соседа или партнера за одежду, стараться не наступать на ноги и не толкаться.
Метки:Детский сад
Рекомендуем так же прочитать по этой теме:
- Основные принципы и правила экологического воспитания детей дошкольного возраста
- Особенности воспитания детей 6-7 лет
- Чем вызвано агрессивное поведение детей дошкольного возраста
- Ребенок в 2 года дерется со сверстниками и с родителями
Один ответ
- Наталья Я считаю тоже что в детском саду должны быть правила для деток, чтоб ничего не случилось, все должно быть соответственно режиму. И в коллективе ребенок будет воспринимать эти правила.
Ответить
Как разрешить конфликт родителей на детской площадке
Отношения с другими мамами на детской площадке складываются по-разному. Главное помнить, что дети имитируют наше поведение. Даже в самых сложных ситуациях будьте спокойны. И всегда вставайте на сторону сына или дочери.
Вот как может выглядеть диалог с другой мамой:
— Ваш мальчик толкнул моего за то, что он взял его машинку! Кто вообще так воспитывает детей! У вас растёт жадина и драчун!
— Как жаль, что возникла такая неприятная ситуация! Ваня не жадина, это новая машинка, и он пока не готов поделиться ей. Возможно, дети могут играть вместе другими игрушками. Ваня, ты действительно толкнул мальчика? Драться нельзя, это правило, если такое повторится, нам придётся уйти с площадки. Если у тебя отбирают твою игрушку, скажи, что ты не хочешь сейчас делиться, или попроси помощи у меня.
— Да вы ещё и ябеду растите!
— Это нормально, когда трёхлетние ребёнок обращается за помощью к взрослому в ситуации, которую он не может решить самостоятельно.
Старайтесь понять чувства другой мамы: её малыша толкнули, ей очень обидно, поэтому всегда соглашайтесь, что ситуация неприятная, но пытайтесь найти пути выхода из неё без оскорблений и обид.
Этикет в туалете и спальной комнате
- Нельзя толпиться возле раковин и туалетов. Если в комнату зашло уже больше 6 детей, нужно подождать. Если совсем невмоготу постоять, нужно спросить у воспитателя, как быть? Он поможет найти выход быстрее.
- Нужно пользоваться туалетной бумагой и смывать за собой всегда. Если остались капли на сидении, их нужно вытереть, а руки после этого сразу же помыть.
- После посещения туалета нужно вымыть руки с мылом и вытереть насухо. Это обязательно, в противном случае легко заболеть.
- Запрещено брызгаться водой, забираться на батареи, бросать различные предметы в унитаз. Нельзя рисовать на стенах или на полу, даже если очень хочется.
- Нельзя запираться в туалете, чтобы поиграть или обмануть воспитателя.
Перед тихим часом дети чистят зубы и идут в туалет по своим надобностям.
Нельзя капризничать и спорить с воспитателем по поводу того, что спать не хочется или чистить зубы лень. Нужно слушаться нянечек и детских педагогов.
Нельзя играть и бросать подушки в спальне
Эти занятия мешают всем и сбивают режим.
Если нужно отлучиться, важно делать это медленно, аккуратно, спокойно, чтобы не разбудить других детей.
Одежду нужно сложить в полном порядке на стульчике.
Для воспитателей
Правила поведения в группе детского сада есть и у сотрудников. О них всегда должны знать родители, чтобы возлагать на тех правильные ожидания. Если ребенок получил травму, кто виноват?
От воспитателей требуется следующее:
- Познакомить малышей с правилами безопасного пользования дверями, туалетом и т. д.
- Не оставлять детей в группе одних, не отпускать на прогулку или специальные занятия поодиночке без сопровождения взрослых.
- В случае заболевания малыша своевременно проинформировать законных представителей ребенка и медицинскую службу дошкольного учреждения.
- Предотвращать конфликтные ситуации в группе, не допуская случаев драк и иных проявлений агрессии.
- Не применять насилия во время кормления детей и т. д. Плохой аппетит — это предмет обсуждения с родителями.
- Не отпускать детей с незнакомыми людьми, если отсутствует письменное разрешение от законных представителей.
- Перед игровыми занятиями проводить инструктаж по пользованию дополнительным оборудованием.
Как объяснить ребенку правила поведения в опасных ситуациях?
Статистика, которая свидетельствует об участившихся дорожно-транспортных происшествиях и пожарах, в которых пострадавшими оказались дети, показывает возникшую необходимость обучения дошкольников основам безопасности.
Чтобы родители были спокойны, недостаточно полагаться на свою внимательность и профессионализм воспитателей. Нужно, чтобы ребенок понимал, когда ему угрожает опасность, и мог предпринять необходимые действия.
Программа обучения основам безопасности
Начинать обучение необходимо еще в дошкольном возрасте. Основная нагрузка по обучению безопасности жизнедеятельности ложится на воспитателей.
В ДОУ для этой цели применяется комплекс мер. Проводятся:
- беседы;
- занятия;
- игры;
- выставки на тему безопасности.
Обучение проводится систематически в течение года. Запланированные беседы проводят до обеда, а игры, занятия и развлечения для укрепления навыка могут проводиться в любое время.
Основы программы безопасности по Авдеевой и Стеркиной
Основная цель программы безопасности жизнедеятельности – формирование у детей навыка адекватно себя вести в опасных ситуациях.
В процессе обучения необходимо сформировать:
- навык правильного поведения;
- умение правильно реагировать в опасных ситуациях дома и на улице, при обращении с опасными, легковоспламеняющимися предметами, незнакомыми людьми и животными;
- понимание основ экологического воспитания и здорового образа жизни.
Базой обучающей программы обычно выбирается пособие по ОБЖ для дошкольников старшего возраста (Авдеевой Н. Н., Князевой О. Л., Стеркиной Р. Б.). Оно содержит разноплановые задания в виде игр, тренингов, бесед и занятий, которые направлены на формирование ценностей здорового образа жизни и безопасности в быту.
Принципы программы, направленные на полноценное обучение:
- Системность. Образовательные работы необходимо проводить в течение всего учебного года. При этом следует учитывать, что в период повышенной заболеваемости большое количество детей не получат новые знания, в связи с этим в период карантина следует повторять уже пройденный материал.
- Полнота изучения. Все разделы программы должны быть изучены.
- Учет сельской и городской местностей. Дети, проживающие в разных условиях, имеют разный опыт. Так, деревенские дети знают, как себя вести с животными, а городские – как правильно переходить через проезжую часть. Необходимо, чтобы при смене обстоятельств ребенок был подготовлен.
- Возрастные особенности. Обучение нужно подстраивать под возраст ребят, поскольку в силу возрастных особенностей учебный материал может оказаться слишком сложным или уже изученным.
Данная обучающая программа (Стеркиной Р. Б., Князевой О. Л.) предназначена как для воспитателей, так и для родителей.
Участие родителей в образовательном процессе
Несмотря на то, что основное обучение ребенок получает в детском саду, участие родителей необходимо. Ребенку недостаточно знать, что делать в той или иной ситуации, – нужна практика и постоянное закрепление, которое могут обеспечить родители.
Ребенок должен знать, что:
родители всегда помогут, и он может обратиться к ним в любой ситуации;
важно помнить необходимую информацию о себе на случай, если потеряешься;
ни при каких обстоятельствах нельзя разговаривать с незнакомыми людьми. Нельзя принимать от них подарки или куда-то с ними идти, рассказывать личную информацию (говорить, где живешь, когда родителей не бывает дома);
нельзя играть с незнакомыми животными – они могут укусить или поцарапать;
переходить дорогу можно только в положенных местах и на зеленый цвет светофора;
при пожаре нельзя прятаться, а нужно выйти из комнаты и позвонить в пожарную службу
Необходимо проследить, чтобы ребенок мог набрать нужный номер телефона;
важно уметь правильно пользоваться бытовыми приборами и лекарствами, бытовой химией и водой, газом и другими опасными благами цивилизации.
Ребенку нужно объяснить, что в чрезвычайной ситуации недостаточно спрятаться от очага опасности – нужно предпринять правильные действия.
Правила поведения на детской площадке
Еще один важный организационный момент в детском саду – это прогулка. От того насколько организованными будут дети, зависит их безопасность. Поэтому воспитатель обязательно проводит инструктаж:
- идти и возвращаться с прогулки нужно парами и идти друг за другом;
- за территорию детской площадки нельзя выходить или нужно спрашивать разрешение воспитателя;
- нельзя слишком сильно бегать, чтобы не травмировать других ребят;
- перед проведением подвижной игры дети должны внимательно прослушать правила;
- нельзя бегать рядом с качелями или каруселями.
Если дети будут соблюдать перечисленные правила и играть организованно, то прогулка будет безопасной и принесет им удовольствие.
Инструкция по правилам безопасного поведения воспитанников при проведении прогулок на участке ДОУ
Настоящая инструкция по правилам безопасного поведения (безопасности) воспитанников при проведении прогулок на участке ДОУ (детского сада) разработана с целью предупреждения травмирования и несчастных случаев с детьми на участке детского сада в летний и зимний периоды при проведении подвижных игр, на качелях, горках и т.д.
С данной инструкцией по правилам безопасного поведения при проведении прогулок на участке детского сада детей знакомит воспитатель (старший воспитатель) детского сада перед первой прогулкой в начале каждого сезона.
1. Перед выходом на прогулку вспомните о правилах поведения на участке детского сада. 2. На участок выходите спокойно вместе с воспитателем. 3. При нахождении грибов, незнакомых предметов не трогайте их, сообщите воспитателю группы ДОУ. 4. Поднимайтесь на горку только по лестнице, на ней не устраивайте игр. 5. Заходить за веранду без разрешения воспитателя детского сада нельзя. 6. Играйте с друзьями дружно, не ссорьтесь, не деритесь. 7. Не берите в руки палки, камни и другие опасные предметы. Будьте — осторожны. 8. В летний период:
- на прогулке надевайте на голову кепку или косынку;
- в жаркую погоду играйте в тени (на веранде, под ревом);
- никогда не смотрите прямо на солнце, так как от это у вас может ухудшиться зрение;
- пить на прогулке можно только кипяченую воду из своего индивидуального стаканчика;
- не ешьте фрукты (яблоко и др.) во время прогулки, так как руки грязные и на них много микробов, которые могут вызвать болезни.
9. В зимний период:
- если на улице гололед, старайтесь идти скользящим шагом, но не раскатывайтесь.
- если вы упали и чувствуете сильную боль, сразу сообщите воспитателю.
- запрещается ходить по лужам, затянутым тонким льдом, так как под ним могут оказаться ямы, люки.
10. При проведении подвижных игр на площадке:
- внимательно выслушайте правила игры;
- начните игру по сигналу воспитателя ДОУ;
- играйте только в определенном месте;
- при метании не цельтесь в товарища;
- при метании бросаем и бежим за мячом после сигнала;
- во время игр не наталкивайтесь друг на друга.
11. При катании на качелях:
- посмотрите, исправлена ли качель;
- катайтесь только с разрешения и под наблюдением воспитателя;
- садитесь на качель только по одному, во избежание травм;
- не раскачивайтесь сильно на качели;
- не подходите близко к качели, когда на ней катается другой ребенок;
- не вставайте на сиденье качели ногами;
- не слезайте с качели до тех пор, пока она не остановится;
- катаясь на качели, держитесь за поручни.
12. Не разговаривайте с незнакомыми людьми. 13. Не принимайте от незнакомых взрослых и детей угощений, какие-либо предметы. 14. Остерегайтесь животных, забегающих на участок, не трогайте и не дразните их.
Основные правила поведения для детей, посещающих дошкольные учреждения
Первые и самые важные правила заключаются в определении максимального количества детей в различных игровых зонах. Нельзя допускать, чтобы собиралась толпа. Например, в кукольной зоне допускается не более 4 человек, то же правило относится и к другим игровым областям.
Для ребенка существуют следующие правила поведения:
- Запрещается кидать друг в друга игрушками, мячами, кубиками и другими предметами. Нельзя толкаться и по возможности избегать конфликтных ситуаций. Если это все же произошло, то решающую роль в данном случае играет воспитатель. Он обязан успокоить детей и исчерпать конфликт.
- Нельзя приносить с собой в детский сад различные опасные предметы, которые могут уколоть или привести к порезам. Желательно не брать из дома свои игрушки. Под запретом также конфеты, печенье и лекарства.
- Настольные игры предусматривают только определенную зону. Нельзя забирать мелкие детали и прочие предметы из коробки от игры. Перед уходом все детали должны быть сложены на место.
- Играть по правилам. Нельзя мешать другим участникам. Не следует залезать под стол и вставать на стулья ногами.
- Использовать ножницы можно только после того, как это разрешит воспитатель.
- Запрещается самостоятельно подходить к магнитофону и включать его.
- Нельзя заходить без спроса в моечную комнату.
Правила поведения за столом в детском саду
Вопрос организации детского питания в ДОУ является важной задачей, которую коллектив детского сада решает в своем многогранном подходе. Правильное здоровое питание дошкольников сопровождается правильной его организацией
У маленьких детей все по-взрослому: сервированный стол, эстетически привлекательный, и, конечно же, правила поведения детей за столом. Это легко понять, в группе от 20 до 35 человек, обед, организованный без правил поведения и дисциплины, превратился бы в хаос с высокой степенью риска для здоровья (жизни) детей. Но этого не случается. Изучение правил поведения и норм этикета в ДОУ происходит не от случая к случаю, а в процессе всех режимных моментах. Прием пищи – самый важный момент, к нему подход особый. Это понимают и родители, и сами дети.
Задача по воспитанию культуры поведения за столом у дошкольников четко сформулированы в программах ДОУ с учетом возрастных особенностей групп.
Возрастная группа | Задачи по формированию культуры питания и поведения за столом (гигиенических навыков) |
---|---|
1 младшая группа (2-3 года) | 1. Закреплять умение мыть руки, лицо, вытирать полотенцем |
2. Тщательно пережевывать пищу | |
3. Держать ложку в правой руке (исключение для левшей) | |
4. Пользоваться салфеткой | |
5. Благодарить после окончания еды (говорить «спасибо») | |
6. Знать короткие стишки и потешки о еде | |
2 младшая группа (3-4 года) | 1. Гигиенические навыки (самостоятельно мыть лицо с мылом, вытираться полотенцем) |
2. Умение не крошить хлеб | |
3. Пользоваться столовыми приборами | |
4. Пережевывать пищу с закрытым ртом | |
5. Не разговаривать во время пережевывания пищи | |
6. Вести себя спокойно, благодарить после окончания приема пищи | |
Средняя группа (4-5 лет) | 1. Брать пищу понемногу, хорошо пережевывать |
2. Познакомиться со столовыми приборами (нож, вилка) | |
3. Есть бесшумно, пользоваться салфеткой | |
4. Формировать положительное отношение к правилам и культуре еды | |
5. Понимание того, что окружающие одобряют «правильное» поведение за столом, и осуждают проявление неряшливости и плохого поведения | |
Старшая группа (5-6 лет) | 1. Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож, ложка) |
2. Есть бесшумно | |
3. Сохранять правильную осанку во время еды | |
4. После еды задвигать стул, благодарить взрослых | |
5. Помогать в сервировке стола | |
Подготовительная группа 6-7 лет) | 1. Закреплять все ранее полученные навыки, умения |
2. Сидеть в правильной позиции, сохраняя осанку, не класть локти на стол | |
3. Правильно пользоваться вилкой и ножом | |
4. Использование салфетки во время и после еды | |
5. Участвовать в сервировке стола, уборка посуды после еды | |
6. Благодарить взрослых |
Когда и как начинать обучение ребенка столовому этикету
Основам столового этикета необходимо обучать с раннего детства, используя следующие правила:
- Информация, формируемые умения и навыки должны соответствовать возрасту ребенка.
- Необходимо придерживаться подхода «от простого к сложному».
- Единство требований взрослых (мама, папа, бабушки, дедушки).
- Систематичность, а не по необходимости.
- Личный пример родителей.
Правила поведения за столом для детей – это своеобразный тест на взросление ребенка.
Сегодня мы надеваем на малыша слюнявчик, чтобы не испачкать одежду. Завтра показываем, как аналогично пользоваться салфеткой. Послезавтра он делает это самостоятельно.
Остановимся подробней на особенностях обучения принятым правилам за столом в соответствии с возрастом ребенка.
- 2-3 года – учим правильно держать ложку, приучаем к аккуратности.
- 3-4 года – формируем элементарные навыки культуры питания: учим пользоваться столовой и чайной ложками, салфетками.
- 4-5 лет – улучшаем полученные навыки: умение брать пищу небольшими порциями, тщательно пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться рекомендуемыми столовыми приборами.
- 5-7 лет – учим правильно пользоваться и вилкой, и ножом; есть аккуратно, бесшумно, за столом сидеть ровно; обращаться с просьбой, благодарить.
Для стимулирования у малышей желания учиться правилам этикета желательно приобрести специальные детские столовые приборы. При этом необходимо учитывать следующие моменты:
- детские приборы меньше размером, чем столовые приборы для взрослых;
- рекомендованный материал для изготовления: силикон, пластик (для малышей), нержавеющая сталь, реже – мельхиор или серебро (для детей от 3-лет);
- «детский дизайн» для того, чтобы вызвать у ребенка интерес и желание использовать по назначению;
- состав набора: ложка столового типа, вилка, нож, чайная ложка.