Использование формата сказки для развития речи дошкольников

Русский язык: средства выразительности

Таблица, содержащая полный список средств выразительности с определениями и примерами.

Средства выразительности в русском языке можно разделить на:

  1. Лексические средства
  2. Синтаксические средства
  3. Фонетические средства
Аллегория — Фемида (женщина с весами) – правосудие.Замена отвлеченного понятия конкретным образом.
Гипербола—Шаровары шириною с Чёрное море (Н. Гоголь)Художественное преувеличение.
Ирония —Откуда, умная, бредёшь ты голова. (Басня И. Крылова).Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому.
Лексический повтор — Озера кругом, озера глубокие.Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания
Литота — Мужичок с ноготок.Художественное преуменьшение описываемого предмета или явления.
Метафора — Сонное озеро города (А. Блок)Переносное значение слова, основанное на сходстве
Метонимия — Класс зашумелЗамена одного слова другим на основе смежности двух понятий
Окказионализмы — Плоды образования.Художественные средства, образованные автором.
Олицетворение —Дождь идёт. Природа радуется.Наделение неживых предметов свойствами живых.
Перифраз—Лев = царь зверей.Подмена слова схожим по лексическому значению выражением.
Сарказм — Сарказма полны произведения Салтыкова-Щедрина.Язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии.
Сравнение —Молвит слово — соловей поёт.В сравнении есть и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Часто используются союзы: как, словно, будто.
Синекдоха —Каждую копейку в дом несет (деньги).Перенос значения по количественному признаку.
Эпитет—«румяная заря», «золотые руки», «серебряный голос».Красочное, выразительное определение, которое основывается на скрытом сравнении.
Синонимы— 1)бежать – мчаться. 2)Шум(шелест) листвы.1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению. 2) Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста
Антонимы — оригинал – подделка, чёрствый — отзывчивыйСлова, имеющие противоположенные значения
Архаизм—очи — глаза, ланиты — щёкиУстаревшее слово или оборот речи
Анафора — Не напрасно шла гроза.Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк.
Антитеза — Волос длинный – ум короткий;​​​​​​.Противопоставление.
Градация — Пришёл, увидел, победил!Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости.
Инверсия — Жили-были дед да баба.Обратный порядок слов.
Композиционный стык (лексический повтор) — Это был прекрасный звук. Это был лучший голос, который я слышал за последние годы.Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.
Многосоюзие — Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал.Намеренное использование повторяющегося союза.
Оксюморон — Мёртвые души.Сочетание не сочетаемых по смыслу слов.
Парцелляция — Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал.Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки.
Риторический вопрос, восклицание, обращение — Какое лето, что за лето! Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным!Выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия.
Ряды, парное соединение однородных членов — Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей.Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста
Синтаксический параллелизм — Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв)Сходное, параллельное построение фраз, строк.
Умолчание — Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена.Автор намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог подумать, о чём хотел тот сказать.
Эллипсис — Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись»)Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста
Эпифора — Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя.Одинаковая концовка нескольких предложений.
Аллитерация — Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши – стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышейПовтор согласных, создающий образ.
Ассонанс — Люблю березу русскую То светлую, то грустную – передает легкую грусть, нежность.Повтор гласных, создающий образ.
Градация — Пришёл, увидел, победил!Расположение слов, выражений по возрастающей (в

https://youtube.com/watch?v=xo_iJSUvTxA

https://youtube.com/watch?v=w4-vZEhisP4

Как определить вид тропа

Определение средств выразительности поистине непростая задача. Очень легко запутаться во всевозможных определениях и особенностях. Разберем на примерах разных художественных текстов все способы определения тропов.

Средства выразительности и их определение. Алгоритм

Для того чтобы начинать работу с текстом, всегда нужно иметь конкретный план действий или алгоритм, который поможет не упустить ничего важного. Чтобы определить вид тропа или фигуры, необходимо следовать следующим шагам:

  • внимательно прочитать исходный текст несколько раз;
  • понять основную суть и смысл, который автор пытался донести;
  • проанализировать каждое предложение на предмет наличия средств выразительности и определить их виды;
  • подписать карандашом над предложениями всю необходимую информацию;
  • внести в задание те варианты ответов, которые от вас требовали.

Если четко следовать этому правилу, то и задание будет выполнено без ошибок.

Примеры определения средства выразительности. Художественный текст

Теперь рассмотрим, как делать данную работу на конкретном тексте. Необходимо наработать практические навыки выполнения подобного рода заданий, ведь потом их будет довольно просто различать между собой.

Проанализируем каждое предложение:

  • 1 и 2 – присутствуют ряды однородных членов предложения, то есть синтаксические средства выразительности;
  • 3 – отсутствуют речевые средства;
  • 4 и 5 – восклицательные предложения, то есть синтаксические средства выразительности;
  • 6 – ряды однородных членов предложения;
  • 7 – отсутствуют тропы;
  • 8 – сравнение, относится к такому средству выразительности как троп.

Таким образом, необходимо анализировать каждое предложение представленного текста, чтобы не ошибиться в определении средства. Представленные таблицы помогут быстро и качественно выучить теорию по этому вопросу.

Виды сказок

Сказочные произведения можно разделить на три вида. Повествующее о животных, показывающие быт людей, демонстрирующие волшебство.

Сказки о животных самые старые их корни уходят в глубину Древней Руси. Здесь очень ярко представлены образы колобка, репки лисы зайчика. Эти образы и проявления характеров учат пониманию добра и зла.

Сказки рассказывающие про быт людей очень близки к современным реалиям, в них всегда есть чему поучиться.

Волшебные сказки это целый мир в котором добро и зло выражается через проявление волшебства магии колдовства. В таких историях персонаж в лице харизматичного героя берет на себя обязательства по спасению людей, а иногда даже целого мира.

Герои действует не один, как правило, ему помогают добросердечная люди

Читая, ребёнок видит как важно прийти на помощь, чтобы в едином стремление победить зло

Выразительность русской речи

Раздел ОГЭ по русскому языку: Раздел 10. Выразительность русской речи. 10.1 Анализ средств выразительности.

Под выразительностью речи понимаются такие её особенности, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у слушателя (читателя), воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение. Условия, от которых зависит выразительность речи:

Условия, от которых зависит выразительность речи:

Самостоятельность мышления автора речи, глубокое и всестороннее знание и осмысление предмета сообщения.
Отношение автора к содержанию высказывания

Внутренняя убеждённость говорящего (пишущего) в значимости высказывания, интерес, неравнодушие к его содержанию придаёт речи (особенно устной) эмоциональную окраску.
Умение донести информацию до слушателя (читателя), вызвать у него интерес и внимание. Это достигается тщательным отбором языковых средств с учётом условий и задач общения.

Тренировать навыки хорошей речи помогает внимательное чтение образцовых текстов (художественных, публицистических, научных), пристальный интерес к их языку и стилю, внимательное отношение к речи людей, умеющих говорить выразительно, а также самоконтроль (умение контролировать и анализировать свою речь).

К выразительным средствам языка обычно относят тропы (употребление слов и выражений в переносном значении: эпитеты, метафоры, гиперболы и т. д.) и стилистические фигуры: инверсии, риторические вопросы, повторения и т. д. Однако выразительные возможности языка этим не ограничиваются: средством выразительности способна стать любая единица языка всех его уровней (даже отдельный звук), а также языковые средства (жесты, мимика, пантомимика).

Список терминов к заданиям по анализу средств выразительности

  1. Эпитет — образное определение, обычно выраженное прилагательным: шёлковые кудри.
  2. Сравнение — изобразительный приём, основанный на сопоставлении одного понятия, явления с другим: Я песней, как ветром, наполню страну (А. Прокофьев).
  3. Метафора — перенос значения одного понятия или явления на другой по сходству: блистать эрудицией.
  4. Олицетворение — частный вид метафоры, перенос человеческих свойств на неодушевлённые предметы: Утешится безмолвная печаль (А. Пушкин).
  5. Гипербола — преувеличение: в сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский).
  6. Литота — противоположность гиперболе; выражение, состоящее в преуменьшении величины, силы явления: мальчик с пальчик.
  7. Ирония — неявная, скрытая насмешка: Ты всё пела? Это — дело («Стрекоза и Муравей», И. Крылов).
  8. Гротеск — предельное преувеличение или преуменьшение, основанное на причудливом, часто уродливом сочетании фантастического и реального, страшного и смешного (гротескные описания в «Истории одного города» М. Салтыкова-Щедрина).
  9. Антитеза — противопоставление: Я — царь, я — раб, я — червь, я — Бог! (Г. Державин).
  10. Градация — расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию: И где ж Мазепа? Где злодей? Куда бежал Иуда в страхе? (А. Пушкин).
  11. Оксюморон — сочетание слов, противоположных по смыслу: горькая радость, сладкая боль.
  12. Анафора — единоначатие, повторение элементов в начале смежных фраз: Когда умирают кони — дышат, когда умирают травы — сохнут, когда умирают солнца — они гаснут, когда умирают люди — поют песни (В. Хлебников).
  13. Инверсия — необычный порядок слов в предложении: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом (М. Лермонтов).
  14. Риторический вопрос — утверждение в форме вопроса, не требующего ответа: Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? (А. Пушкин).

Конспект урока по русскому языку «Выразительность русской речи».

Следующая тема: «».

Средства развития интонационной выразительности речи детей

Средства развития интонационной выразительности у детей направлены на становление важнейших речевых навыков:

  • правильной интонации текста;
  • точного произношения звуков;
  • на устранение ошибок при постановке ударения в словах;
  • на формирование умения делать паузы при необходимости акцентирования внимания на слове или группе слов.

Особое внимание занимают мимика, жесты и пластика. Они помогают детям почувствовать соответствующие состояния, прикоснуться к тем переживаниям, которые нужно выразить в высказывании

Все перечисленные характеристики необходимо развивать в играх, упражнениях, театрализации.

Упражнения на тренировку интонации

Упражнения на тренировку интонации должны проводиться в форме заданий-игр, чтобы у ребенка возникло желание его выполнить.

Например, «Поздоровайся в соответствии с эмоцией пиктограммы» (используются картинки смайлики с разными эмоциями), «Произнеси предложение с заданной интонацией (весело, грустно, испуганно, зло, удивленно, печально»)», «Скажи «солнышко» (зайчонок, машина и т.д) сначала громко, а потом тихо», «Промяукай как мама кошка, а потом как маленький котенок», «Крикни «Ау-у» близко (громко) и далеко (тихо)».

Для упражнений можно использовать цветные картинки, карточки, игрушки. Старшим дошкольникам карточки со словами, где обозначено ударение, помогают научиться спокойно, нараспев произносить стихотворные строчки. (Потренируйтесь: «У ЛукомОрья дУб зелЁный».)

Игры на развитие выразительности речи

Мимика, жест, выразительные движения дают дополнительную возможность усилить воздействие речи на собеседника, ярче и образнее донести мысли и чувства. Поэтому так необходимо развитие невербальных средств выразительности у дошкольника.

С этой целью для детей старше 5 лет можно проводить специальные игры:

  1. На развитие умения передавать эмоции и чувства: «Вкусные конфеты», «Горькое лекарство», «Долгожданный подарок» и другие.
  2. На развитие пластики: «Изобрази пантомимой пословицу».
  3. На развитие мимики: «Мальчик разозлился», «Фокус», «Страшная сказка» и другие.
  4. На развитие жестов: «Не покажу», «Я не знаю» и пр.
  5. Объединяющие полученные знания и навыки. Ребенку предлагается объединить текст, мимику, жесты в сюжете. Например, «Облако»: «Вдруг по небу грозное страшилище летит и кулаком громадным сердито мне грозит».

Загадки и скороговорки

Развитию выразительности речи способствуют загадки и скороговорки для детей. Многие загадки и придуманы так, что их отгадыванию способствует выразительное произношение, дополненное соответствующей мимикой.

Задача взрослого так произнести загадку, чтобы дети могли догадаться о ком или, о чем идет речь

Важно все, и четкость произнесения текста, и ударение, и тембр, и мимика, и жесты

Подобрать несколько загадок, и затем предложить ребенку, сопровождая мимикой и жестами, проговорить загадку так, чтобы другие дети смогли ее разгадать.

Скороговорки способствуют развитию четкости и мелодики речи. Они могут быть на определенный звук, тему, смешные, классические и т.д. Например, скороговорка на тренировку звука «ч»: У четырех черепашек четыре черепашонка. Или современная: Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

Используя технику повторения, с детьми учат скороговорки наизусть и объясняют, что произносить их надо быстро, при этом тщательно проговаривая слова.

И загадки, и скороговорки воспринимаются детьми, как мини-игра, вызывают положительные эмоции и поэтому очень продуктивны при использовании в работе с детьми.

Приемы театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность помогает ребенку усваивать богатство родного языка, его выразительные средства, использовать различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам. Какие приемы можно использовать с дошколятами?

  • Игры-драматизации. Проигрывание небольших сказок, авторских текстов.
  • Показ эмоциональных состояний или характеров известных героев (Мальвина, Карлсон, Снежная Королева, Кикимора и другие).
  • Моделирование ситуаций из жизни.
  • Диалоги с использованием игрушек, марионеток, пальчиковых кукол и других видов театров.

Тропы

Тропы – это использование слов и фраз в переносном значении. Тропы делают речь более образной, оживляют и обогащают ее. Некоторые тропы и их примеры в литературном творчестве перечислены ниже.

Эпитет – художественное определение. Используя его, автор придает слову дополнительную эмоциональную окраску, свою оценку. Чтобы понять, чем отличается эпитет от обыденного определения, нужно уловить при чтении, придает ли определение новый оттенок слову? Вот несложный тест. Сравните: поздняя осень – золотая осень, ранняя весна – юная весна, тихий ветерок – нежный ветерок.

Олицетворение – перенесение признаков живых существ на неодушевлённые предметы, природу: «Мрачные скалы сурово глядели…».

Сравнение – прямое сопоставление одного предмета, явления с другим. «Ночь хмурая, как зверь…»(Тютчев).

Метафора – перенос значения одного слова, предмета, явления на другое. Выявление сходства, неявное сравнение.

«В саду горит костёр рябины красной…»(Есенин). Кисти рябины напоминают поэту пламя костра.

Метонимия – переименование. Перенесение свойства, значения с одного предмета на другой по принципу смежности. «Который в фетрах, давай на спор» (Высоцкий). В фетрах (материал) – в фетровой шляпе.

Синекдоха – разновидность метонимии. Перенесение значение одного слова на другое по признаку количественной связи: единственное – множественное, часть – целое. «Мы все глядим в Наполеоны» (Пушкин).

Ирония – употребление слова или выражения в перевернутом смысле, насмешливом. Например, обращение к Ослу в басне Крылова: «Отколе, умная, бредёшь ты, голова?»

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение. Оно может касаться размера, значения, силы, других качеств. Литота – напротив, непомерное преуменьшение. Гипербола часто используется писателями, журналистами, а литота гораздо реже. Примеры. Гипербола: «В сто сорок солнц закат пылал» (В.В.Маяковский). Литота: «мужичок с ноготок».

Аллегория – конкретное изображение, сцена, образ, предмет, который наглядно представляет отвлеченную идею. Роль аллегории – навести на подтекст, вынудить искать скрытый смысл при чтении. Широко используется в басне.

Алогизм – намеренное нарушение логических связей в целях иронии.  «Был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». (Салтыков-Щедрин). Автор намеренно смешивает в перечислении логически разнородные понятия.

Гротеск – особый прием, соединение гиперболы и метафоры, фантастическое сюрреалистическое описание. Выдающимся мастером русского гротеска был Н.Гоголь. На использовании этого приема построена его повесть «Нос». Особое впечатление при чтении этого произведения производит сочетание абсурдного с обыденным.

Виды речевой выразительности

Познакомимся поближе с основными видами средств выразительности речи, а именно с тропами, поскольку они чаще всего попадаются в экзаменационных заданиях. Для этого разберем каждый по отдельности.

Тропы. Особенности употребления

С определением тропов мы уже познакомились. Теперь рассмотрим, какие средства выразительности речи они представляют:

Эти виды выразительности речи помогают разнообразить ее и художественно преобразить. Определение тропов в тексте или предложение довольно не сложное занятие

Важно отличать их и знать особенности каждого вида

Лексические средства. Содержание в предложении и тексте

Эти средства мы встречаем постоянно даже в повседневной жизни

С помощью синонимов мы описываем какие-то явления и предметы, а с помощью антонимов концентрируем внимание на отличиях. Но есть и некоторые нюансы, которые необходимо запомнить в каждой категории представленных лексических средств:

Эти виды речевой выразительности встречаются повсеместно и нужно их «знать в лицо». Трудности могут возникнуть только с последней группой, но по аналогии можно догадаться принадлежность слов к конкретной группе.

Синтаксические средства выразительности       

В данной категории следует обращать внимание на синтаксическое устройство предложения. Желательно сделать его анализ и выявить, чем оно осложнено

Тогда можно будет определить и наличие синтаксических средств выразительности. Рассмотрим некоторые из них:

Как можно заметить, в предложении эти средства речевой выразительности встречаются довольно часто.

Фигуры речи. Приемы средств выразительности

Существуют и фигуры выразительности речи, которые помогают заострить внимание читателя или слушателя на определенных значимых вещах и действиях. В таблице представлены все фигуры речи:

Эти термины чаще всего попадаются в заданиях и их необходимо найти. Только зная теорию, можно верно определить фигуру речи.

Каждый из перечисленных видов средств речевой выразительности играет большую роль для художественной речи. С каждым разом она становится все богаче, что делает ее разнообразнее и шире в употреблении.

Значение выразительности речи для общего развития ребенка

Работа над формированием интонационной выразительности речи ребенка не растает бесследно. Скоро дошкольник переступит порог школы и окажется в новой среде. Ни для кого не секрет, что эмоционально окрашенное слово является привлекательным инструментом при ведении диалога. Человека, умеющего выразительно рассказывать, с интересом слушают.

Ребенку с яркой эмоциональной речью легче наладить контакты, выразить свою мысль, написать сочинение, преподнести заданный материал в классе. Ребенок взрослеет. Умелое использование языковых средств в различных ситуациях общения определяет уровень его речевой компетентности, является показателем общей культуры, влияет на восприятие окружающим социумом.

Таблица

Многомудрый Литрекон объединил все языковые средства художественной выразительности в таблицу:

НазваниеПримерПростое определение
Фонетические:
АллитерацияВыходила к ним горилла,

Им горилла говорила,

Говорила им горилла,

Приговаривала. (К. Чуковский)

Повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении.
АссонансУ наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут как тут. (М. Лермонтов)Повторение однородных гласных звуков в стихотворении.
ЗвукоподражениеВолны скачут лата-тах!

Волны скачут а-ца-ца!

(В. Хлебников)

Имитация акустических эффектов звуками.
Лексические:
МетафораСонное озеро города (А.Блок).Переносное значение слова, основанное на сходстве.
Синекдоха«Отсель грозить мы будем шведу» (А. Пушкин) — не одному шведу, а всем шведам — то есть замена множественного числа на единственное.Замена количественных и материальных отношений, использование единственного числа вместо множественного, материала изготовления вместо предмета и т.д.
МетонимияСюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин) Представители всех стран приравнены к флагам по принципу смежности этих понятий — представительской функции.

Перенос значения по принципу смежности.
Эпитет«Весна золотая» (Н. Некрасов)Образное определение, характеризующее свойство предмета.
Олицетворение«Отговорила роща золотая» (С. Есенин)Перенесение человеческих свойств на неодушевленный предмет или явление
СравнениеЛуна скользит блином в сметане. (Б. Пастернак)Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, по общему признаку.
ГиперболаИ сосна до звезд достаёт. (О. Мандельштам)Художественное преувеличение.
ОксюморонТуристы в родном городе. (Тэффи)Сочетание противоположных по значению слов.
Литота«Мальчик с пальчик» (Г. Андерсен)Художественное преуменьшение
Перифраз«Люблю тебя, Петра творенье!» (А. Пушкин)Замена слова описательным оборотом.
Аллегория«Вагоны шли

привычной линией,

Вздрагивали и скрипели;

Молчали жёлтые и синие,

В зелёных плакали и пели». (А. Блок)

Описание отвлеченной идеи через конкретный образ.
ФразеологизмДама приятная во всех отношениях (Н. Гоголь)Устойчивый оборот в речи.
Ирония«Ты все пела? Это — дело…» (И. Крылов)Скрытая насмешка, когда слова употребляются в противоположном значении.
СимволНе осенний частый дождичек

Брызжет, брызжет сквозь туман:

То слезы горькие

льет молодец

На свой бархатный кафтан. (А.Дельвиг)

Слово, условно выражающее суть какого-либо явления.
Синтаксические:
АнафораБлажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел… (А. Пушкин)

Повторение сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов.
Эпифора«Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики.» (Н. Гоголь)Повторение сходных звуковых элементов в конце смежных ритмических рядов.
Инверсия«стояла зима», «дул ветер из степи» (Б. Пастернак)Нарушение обычного порядка слов в предложении.
Градация«Она пламенела, как стог, в стороне

От неба и Бога,

Как отблеск поджога,

Как хутор в огне и пожар на гумне.» (Б. Пастернак)

Стилистический прием с нарастающим смыслом значимости слов или выражений или реже — с нисходящим.
Парцелляция«Пришли соседи…Женщина с ребенком. Уже никто меня не узнает» (С. Есенин).Разделение одного предложения на несколько самостоятельных с целью усиления выразительности текста.
Синтаксический параллелизм«Что ищет он в стране далекой,

Что кинул он в краю родном?» (М. Лермонтов)

Сходное построение смежных фраз.
Эллипсис«нам вехой — наша тень», «уходим. За спиной — стеною лес недвижный» (Б. Пастернак)Намеренный пропуск слов.
Риторический вопрос«Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник — пройдет, зайдет и вновь оставит дом» (С. Есенин).Вопрос-утверждение, не требующий ответа.
Риторическое обращениеMeчты, мeчты! Гдe вaшa cлaдocть? (Пyшкин).Высказывание в адрес неодушевленного предмета.

Изобразительные возможности лексики

ТерминыЗначениеПримеры

Антонимы,

кон­текст­ные антонимы

Слова, про­ти­во­по­лож­ные по значению.

Контекстные анто­ни­мы — имен­но в кон­тек­сте они явля­ют­ся про­ти­во­по­лож­ны­ми. Вне кон­тек­ста эта про­ти­во­по­лож­ность теряется.

Волна и камень, сти­хи и про­за, лёд и пла­мень… (А. Пушкин.)

Синонимы,

кон­текст­ные синонимы

Слова, близ­кие по значению.

Контекстные сино­ни­мы — имен­но в кон­тек­сте они явля­ют­ся близ­ки­ми. Вне кон­тек­ста бли­зость теряется.

Желать — хотеть, иметь охо­ту, стре­мить­ся, меч-тать, жаж­дать, алкать
ОмонимыСлова, зву­ча­щие оди­на­ко­во, но име­ю­щие раз­ные значения.Колено — сустав, соеди­ня­ю­щий бед­ро и голень; пас­саж в пении птиц
ОмографыРазные сло­ва, сов­пав­шие по напи­са­нию, но не по произношению.За́мок (дво­рец) – замо́к (на две­ри), му́ка (муче­ние) – мука́ (про­дукт)
ПаронимыБлизкие по зву­ча­нию, но раз­лич­ные по зна­че­нию слова.Геройский — геро­и­че­ский, двой­ной — двой­ствен­ный, дей­ствен­ный — действительный
Слова в пере­нос­ном значенииВ отли­чие от пря­мо­го зна­че­ния сло­ва, сти­ли­сти­че­ски ней­траль­но­го, лишён­но­го образ­но­сти, пере­нос­ное — образ­ное, сти­ли­сти­че­ски окрашенное.Меч пра­во­су­дия, море света
ДиалектизмыСлово или обо­рот, быту­ю­щие в опре­де­лён­ной мест­но­сти и упо­треб­ля­е­мые в речи жите­ля­ми этой местности.Драники, шанеж­ки, буряки
ЖаргонизмыСлова и выра­же­ния, нахо­дя­щи­е­ся за пре­де­ла­ми лите­ра­тур­ной нор­мы, при­над­ле­жа­щие какому-нибудь жар­го­ну — раз­но­вид­но­сти речи, упо­треб­ля­ю­щей­ся людь­ми, объ­еди­нён­ны­ми общ­но­стью инте­ре­сов, при­вы­чек, занятий.Голова — арбуз, гло­бус, кастрю­ля, кор­зи­на, тыква…
ПрофессионализмыСлова, упо­треб­ля­ю­щи­е­ся людь­ми одной профессии.Камбуз, боц­ман, аква­рель, мольберт
ТерминыСлова, пред­на­зна­чен­ные для обо­зна­че­ния спе­ци­аль­ных поня­тий нау­ки, тех­ни­ки и прочие.Грамматика, хирур­ги­че­ский, оптика
Книжная лек­си­каСлова, харак­тер­ные для пись­мен­ной речи и име­ю­щие осо­бен­ную сти­ли­сти­че­скую окраску.Бессмертие, сти­мул, превалировать…
Просторечная лек­си­каСлова, раз­го­вор­но­го упо­треб­ле­ния, отли­ча­ю­щи­е­ся неко­то­рой гру­бо­ва­то­стью, сни­жен­но­го характера.

Болван, вер­ти­хвост­ка, вихлять

Новые сло­ва, воз­ни­ка­ю­щие для обо­зна­че­ния новых поня­тий, толь­ко что воз­ник­ших. Возникают и инди­ви­ду­аль­ные автор­ские неологизмы .Будет буря — мы поспорим И пому­же­ству­ем с ней.
Устаревшие сло­ва (арха­из­мы)Слова, вытес­нен­ные из совре­мен­но­го язы­ка дру­ги­ми, обо­зна­ча­ю­щи­ми те же понятия. Изрядный — отлич­ный, рачи­тель­ный — забот­ли­вый, чуже­стра­нец — иностранец
ЗаимствованныеСлова, пере­не­сён­ные из сло­ва дру­гих языков.Парламент, сенат, депу­тат, консенсус
Устойчивые соче­та­ния слов, посто­ян­ные по сво­е­му зна­че­нию, соста­ву и струк­ту­ре, вос­про­из­во­ди­мые в речи в каче­стве целых лек­си­че­ских единиц.Кривить душой — лице­ме­рить, бить баклу­ши — без­дель­ни­чать, на ско­рую руку — быстро

Фигуры речи

В литературе используются также стилистические фигуры. Основные виды их отображает таблица:

ПовторВ начале, конце, на стыке предложенийЭтот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы

АнтитезаПротивопоставление. Часто используются антонимы.Волос длинный – ум короткий
ГрадацияРасположение синонимов в порядке нарастания или ослабленияТлеть, гореть, пылать, взрываться
ОксюморонСоединение противоречийЖивой труп, честный вор.
ИнверсияИзменения порядка словПришел он поздно (Он поздно пришел).
ПараллелизмСравнение в форме сопоставленияВетер зашевелил темные ветки. Страх зашевелился в нем снова.
ЭллипсисПропуск подразумевающегося словаЗа шапку и в дверь (схватился, вышел).
ПарцелляцияРазделение единого по смыслу предложения на отдельныеИ думаю я снова. О тебе.
МногосоюзиеСоединение через повторяющиеся союзыИ я, и ты, и все мы вместе
БессоюзиеИсключение союзовТы, я, он, она – вместе целая страна.
Риторическое восклицание, вопрос, обращение.Используются для усиления чувствКакое лето!

Кто, если не мы?

Слушай, страна!

УмолчаниеПрерывание речи в расчете на догадку, для воспроизведения сильного волненияМой бедный брат…казнь…Завтра на рассвете!
Эмоционально-оценочная лексикаСлова, выражающие отношение, а также прямая оценка автораПрихвостень, голубка, балбес, лизоблюд.

Языковые средства изобразительности и выразительности в сказках

Чтобы сказки были интересны детям и имели живой язык повествования, авторы используют различные средства выразительности. На протяжении столетий их выработалось большое количество. Сказка создается благодаря единству всех поэтических средств: эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений и др. Главные герои приобретают необходимые автору черты благодаря эпитетам: лиса становится хитрой, поросята неряшливыми.

К сведению! С помощью олицетворения автор наделяет неодушевленные предметы человеческими признаками, чтобы детское воображение могло отождествить себя с главным героем и сопереживать ему.

Особенности русской народной сказки

Русские народные сказки написаны ярким, выразительным языком. Они не только расширяют словарный запас, но и помогают ребенку правильно строить диалоги, развивают связную речь. В народном фольклоре много образных выражений, фразеологизмов. Народные сказки — это своего рода пособие для усвоения норм русского языка.

Русские народные сказки делятся на три группы:

  • о животных, где звери ведут себя словно люди, например, «Петушок — золотой гребешок»;
  • бытовые, героями которых выступают обычные люди — крестьяне, селяне, солдаты, например, «Никита Кожемяка»;
  • волшебные, в которых представлена злая сила и победа над ней, например, «Сивка-бурка».

Классические персонажи русских народных сказок

Тропы

Тропы — упо­треб­ле­ние сло­ва в пере­нос­ном значении.

Перечень тро­повЗначение тер­ми­наПример
АллегорияИносказание. Троп, заклю­ча­ю­щий­ся в ино­ска­за­тель­ном изоб­ра­же­нии отвле­чен­но­го поня­тия при помо­щи кон­крет­но­го, жиз­нен­но­го обра­за. Например, в бас­нях и сказ­ках хит­рость пока­зы­ва­ет­ся в обра­зе лисы, жад­ность – волка. Прекрасен цар­ско­сель­ский сад,Где льва сра­зив, почил орел России мощнойНа лоне мира и отрад. (лев – Швеция) (А. Пушкин)
ГиперболаСредство худо­же­ствен­но­го изоб­ра­же­ния, осно­ван­ное на преувеличении.

Глаза гро­мад­ные, как про­жек­то­ры (В.Маяковский)

Шаровары шири­ною с Чёрное море (Н.Гоголь)

ГротескПредельное пре­уве­ли­че­ние, при­да­ю­щее обра­зу фан­та­сти­че­ский характер.Градоначальник с фар­ши­ро­ван­ной голо­вой у Салтыкова-Щедрина.
ИронияОсмеяние, содер­жа­щее в себе оцен­ку того, что осме­и­ва­ет­ся. Признаком иро­нии явля­ет­ся двой­ной смысл, где истин­ным будет не пря­мо выска­зан­ный, а про­ти­во­по­лож­ный ему, подразумеваемый.

Откуда, умная, бре­дёшь ты голо­ва? (И. Крылов).

Граф Хвостов,Поэт, люби­мый небесами,Уж пел бес­смерт­ны­ми стихамиНесчастье Невских бере­гов… (А.Пушкин)

ЛитотаСредство худо­же­ствен­но­го изоб­ра­же­ния, осно­ван­ное на пре­умень­ше­нии (в про­ти­во­по­лож­ность гиперболе). Талии никак не тол­ще буты­лоч­ной шей­ки (Н. Гоголь).
Метафора

Скрытое срав­не­ние. Вид тро­па, в кото­ром отдель­ные сло­ва или выра­же­ния сбли­жа­ют­ся по сход­ству их зна­че­ний или по кон­трасту. Иногда всё сти­хо­тво­ре­ние пред­став­ля­ет собой раз­вёр­ну­тый поэ­ти­че­ский образ.

Со сно­пом волос тво­их овсяныхОтоснилась ты мне навсе­гда. (С. Есенин.)Сонное озе­ро горо­да (А. Блок).Сугробов белые теля­та (Б. Ахмадулина)
МетонимияВид тро­па, в кото­ром сбли­жа­ют­ся сло­ва по смеж­но­сти обо­зна­ча­е­мых ими поня­тий. Явление или пред­мет изоб­ра­жа­ют­ся с помо­щью дру­гих слов или поня­тий. Например, назва­ние про­фес­сии заме­не­но назва­ни­ем ору­дия дея­тель­но­сти, а так­же назва­ние сосу­да — на его содер­жи­мое, чело­ве­ка — на его внеш­ность, насе­лён­но­го пунк­та — на назва­ние жите­лей, орга­ни­за­ции — на сотруд­ни­ков, фами­лии авто­ра — на назва­ние произведения.

Когда же берег ада Навек меня возь­мёт, Когда навек уснёт Перо, моя отра­да… (А.Пушкин.)

На сереб­ре, на золо­те едал.

Ну, ску­шай еще таре­лоч­ку, сынок.

ОлицетворениеТакое изоб­ра­же­ние неоду­шев­лён­ных пред­ме­тов, при кото­ром они наде­ля­ют­ся свой­ства­ми живых существ даром речи, спо­соб­но­стью мыс­лить и чувствовать. О чём ты воешь, ветр ночной, О чём так сету­ешь безумно? (Ф. Тютчев.)Утешится без­молв­ная печаль,И рез­вая заду­ма­ет­ся радость… (А.С.Пушкин)
Перифраз (или перифраза)Один из тро­пов, в кото­ром назва­ние пред­ме­та, чело­ве­ка, явле­ния заме­ня­ет­ся ука­за­ни­ем на его наи­бо­лее харак­тер­ные при­зна­ки, уси­ли­ва­ю­щие изоб­ра­зи­тель­ность речи.«Царь зве­рей» (лев), «люди в белых хала­тах» (вра­чи), «рыжая плу­тов­ка» (лиса)
СинекдохаВид мето­ни­мии, состо­я­щий в пере­не­се­нии зна­че­ния одно­го пред­ме­та на дру­гой по при­зна­ку коли­че­ствен­но­го меж­ду ними отно­ше­ния: часть вме­сто цело­го; целое в зна­че­нии части; един­ствен­ное чис­ло в зна­че­нии обще­го; заме­на чис­ла мно­же­ством; заме­на видо­во­го поня­тия родовым.

Все фла­ги в гости будут к нам. (А. Пушкин.)

Швед, рус­ский колет, рубит, режет.

Мы все гля­дим в Напoлео­ны.

ЭпитетОбразное опре­де­ле­ние; сло­во, опре­де­ля­ю­щее пред­мет и под­чёр­ки­ва­ю­щее его свойства. Но люб­лю я, вес­на золо­тая,Твой сплош­ной, чуд­но сме­шан­ный шум… (Н.Некрасов)Отговорила роща золо­тая Берёзовым весё­лым языком.
СравнениеПриём, осно­ван­ный на сопо­став­ле­нии явле­ния или поня­тия с дру­гим явлением.

Лёд неокреп­ший на реч­ке сту­дё­ной слов­но как таю­щий сахар лежит. (Н. Некрасов.)

Да, есть сло­ва, что жгут, как пла­мя. (А.Твардовский)

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий