Современные теории и методики речевого развития детей

Методика 25. «Расскажи по картинке»

Эта методика предназначается для определения активного словарного запаса ребенка. Если ему от 3 до 4 лет, то ребенку показывают серию картинок, представленных на рис. 27 и рис. 28. Если возраст ребенка от 4 до 5 лет, то он получает картинки, изображенные на рис. 29 и рис. 30. Далее ребенку дают 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки

Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это

После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин.

Психолог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице (табл. 1), где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций.

Оценка результатов

10 баллов — в речи ребенка встречаются все 10 включенных в таблицу фрагментов речи.

8 — 9 баллов — в речи ребенка встречаются 8-9 из включенных в таблицу фрагментов речи.

6 — 7 баллов — в речи ребенка встречаются 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи.

4 — 5 баллов — в речи ребенка имеются только 4-5 из десяти включенных в таблицу фрагментов речи.

2 — 3 балла — в речи ребенка встречаются 2-3 из включенных в таблицу фрагментов речи.

0 — 1 балл — в речи ребенка имеется не более одного фрагмента речи из тех, что включены в таблицу.

Представленные ниже материалы (для обследования ребенка 4-5 лет) не обязательно использовать в полном объеме. Обследование каждого ребенка индивидуально. Специалист в ходе ознакомительной беседы выявляет уровень речевого и общего развития ребенка, и в зависимости от этого выбирает материал необходимый для конкретного ребенка. Логопед следит за тем, чтобы ребенок не переутомился, чередует виды деятельности.

В ходе диагностики определяется уровень сформированности у ребенка фонетической системы (звукопроизношение, звукослоговая структура, динамическая организация речи), фонематических функций, лексико-грамматического строя речи, речевой моторики, связной речи. Полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать коррекционную работу так, чтобы максимально помочь ребенку.

Способы обучения детей грамотной речи воспитателем

Большую роль в развитии речи детей дошкольного возраста играют воспитатели. В связи с этим к культуре речи педагогов предъявляются особые требования. Общение между воспитателями и детьми происходит как на бытовом уровне, так и в плане учебной программы. Потенциал речевой среды дошкольников зависит напрямую от качества речи педагога.

Цели и задачи формирования речи дошкольников

Целью речевого развития в дошкольном возрасте является формирование правильной и грамотной речи с учетом возрастных особенностей. В теории педагогики существуют три аспекта задач развития речи:

  • структурный — основан на формировании фонетического, грамматического и лексического языкового уровня;
  • коммуникативный — развитие навыков владения языком, коммуникативных функций, умения связывать предложения в целостный рассказ, познание форм общения;
  • познавательный или когнитивный — этот аспект формирует способности к осознанию явлений речи и языка.

Важно! Основная работа по развитию речи должна вестись в направлении формирования навыков устного речевого общения. Уровень речевого воспитания тесно связан с развитием мышления, формированием основ нравственности и эстетики

Логопедические занятия в саду

Создание условий формирования у детей навыков правильного звукопроизношения

Родители и воспитатели должны осознавать ответственность за воспитание чистоты речи у детей с ранних дней жизни. Все возрастные отклонения в произношении уходят у детей к возрасту пяти лет. Но процесс не может проходить самостоятельно. Связная и грамотная речь формируется на примере взрослых.

Педагоги и родители обязаны создать такие условия, в которых ребенок будет слышать только грамотную речь. Очень важна и окружающая среда. Нельзя с малышом сюсюкаться в семье. Такой способ общения приведет к тому, что будет развиваться неправильное звукопроизношение.

Важно! Часто родители делают большую ошибку. С целью обучения ребенка они заставляют его заучивать сложные и длинные стихи

Это приводит к перегрузке. Такое средство может только усугубить проблемы с произношением. Любое занятие должно соответствовать возрасту ребенка, и быть ему интересным.

Что делать если ребенок не разговаривает в 3 года

Воспитатели детского сада должны контролировать процесс формирования у детей грамотного произношения с раннего возраста. По проекту обучения, как на занятиях, так и на прогулках, должны проводиться наблюдения

В общей системе работы важное место занимают игры, чтение сказок, стихов, проведение бесед

Создание естественной среды в саду

Принципы выявления нарушений и их коррекции

В процессе наблюдения за детьми, анализа их произношений, педагоги используют диагностический способ для выявления нарушений.

В состав основных принципов коррекции речевых нарушений входят следующие:

системность — при проведении диагностики необходимо воздействовать на все компоненты речи, включая структуру;
принцип развития — важно определить основное нарушение и направлять на него всю работу;
комплексность — работа по логопедической направленности должна вестись в комплексе с медицинским и психологическим воздействием;
принцип взаимосвязи речи и психологии — логопед должен проводить корректировку и тех отклонений в развитии, которые мешают правильному функционированию речевой деятельности.

В работе по коррекции звукового произношения используются практические и словесные методы.

Анализ произношения детей

Методика 24. «Назови слова»

Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания — 160 сек.

3. Цвета предметов.

4. Формы предметов.

5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.

6. Действия человека.

7. Способы выполнения человеком действий.

8. Качества выполняемых человеком действий.

Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам.

8 — 9 баллов — ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам.

6 — 7 баллов — ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами.

4 — 5 баллов — ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп.

2 — 3 балла — ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами.

0 — 1 балл— ребенок за все время назвал не более 19 слов.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл— очень низкий.

Задачи логопедического обследования

Диагностика проводится логопедом и носит комплексный характер

При этом принимаются во внимание возрастные, психологические и интеллектуальные особенности ребенка-логопата. Основными задачами данной процедуры являются:

  • диагностика степени сформированности различных сторон речи;
  • пристальное изучение недостатков конкретных компонентов речевой системы, анализ особенностей недоразвития;
  • развитие потенциальных компенсаторных возможностей и прогнозирование динамики логопедической работы;
  • констатация общего уровня речевого развития, логопедического заключения для определения адаптивной программы и форм обучающего процесса.

В процессе обследования выявляются и невербальные характеристики, показатели сенсорного развития. Определяется умение ребенка различать цвета, форму предметов, способность к анализу, синтезу и классификации, состояние ориентировки в пространстве.

Анализ методик диагностики развития речи детей

Комплексность и системность:

— изучение разных сторон речи в единстве и взаимосвязях

— рассмотрение речи в единстве с пониманием и общением ребенка

Единство задач диагностики и критериев анализа результатов, с позицией речевых новообразований для данного периода развития речи

Мотивированность диагностики для ребенка, что позволяет получить более высокий результат

— целесообразность использования диагностики в педагогическом процессе;

— формулирование рекомендаций к использованию диагностик в педагогическом процессе детского сада с точки зрения разработанных принципов

Презентация на тему: ” Л.П. Федоренко, исследуя принципы обучения русскому языку, указывает: “Для нормального развития речи ребенка, а следовательно, и для развития его интеллекта.” — Транскрипт:

2

Л.П. Федоренко, исследуя принципы обучения русскому языку, указывает: “Для нормального развития речи ребенка, а следовательно, и для развития его интеллекта и эмоционально-волевой сферы необходимо, чтобы окружающая его речевая среда обладала достаточными развивающими возможностями – достаточным развивающим потенциалом”.

3

Моделирование – это технология развития памяти Моделироапние- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

4

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, мышления, особенно, образного; кодирование информации, то есть, преобразование предметов, образов в абстрактные знаки, символы; перекодирование информации, то есть, преобразование из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении информации

5

Нажимание на карандаш поочередно кончиками пальцев. Прижимай карандаш, который лежит на столе, кончиком каждого пальца. Прижимай сильнее! Видишь, клавиш очень много, Будто длинная дорога. Если клавишу нажать – Станет клавиша звучать

6

Составление рассказов-описаний по теме « Игрушки». Моя самая любимая игрушка – это машинка. Она ярко-красного цвета, прямо­угольной формы. Мой грузовик небольшого размера. У него есть кузов, кабина, колеса, фары. В кабине имеются руль и сиденья. Кабина у грузовика – металли­ческая, колеса резиновые, окна стеклянные, а кресла – кожаные. Я очень люблю представлять себя шофером, водить свой грузовик, мыть его, ремонтировать, если он сломается.

7

Составление рассказа «Моя любимая игрушка»

8

Цвет. (Какого цвета одежда?) 2. Детали. (Из каких деталей одежда?) 3. Контур, знак вопроса. (Из какого материала она сшита?) 4. Погода. (Для какого времени года эта одежда?) 5. Мужчина, женщина, ребенок. (Это одежда мужская, женская или детская?) 6. Рука. (Что можно сделать с одеждой?)

9

Составление рассказа «Осень» по графическому плану Солнце. (Солнце светит.) Дождь. (Часто идут дожди.) Листья. (Листья на деревьях меняют цвет.) Ежик. (Животные готовятся к зиме.) ‘ Птицы. (Птицы улетают в теплые края.) Морковь, яблоко. (Люди собирают урожай овощей и фруктов.)

10

Составление рассказа «Погода сегодня»

11

Ребенок. (Твое имя.) Три человечка. (Имена родителей и членов семьи.) 3. Молоток. (Профессия папы) 4. Фартук. (Профессия мамы.) 5. Клубок ниток. (Бабушка и дедушка.) 6. Рука. (Кто помогает тебе?)

12

Рассказывание из личного опыта «Моя семья»

15

Составление сюжетного рассказа по мнемотаблице Мнемотаблица «Дочка заболела»

17

Журналы ”Дошкольное воспитание” 12 за 2000 г.; 3,10,12 за 2001 г.; 4,12 за 2002 г; 9 за Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление». Серия «Психологическая служба». Книголюб. М Кирьянова. Р.А. Комплексная диагностика дошкольников.Спб.Каро 2002 Колодяжная Т.П «Управление современным ДОУ» Ростов-н/Д, Учитель.2003 Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам» Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, Наглядно-дидактическое пособие «Открой для себя мир». Августин. Германия Тихомирова Л.Ф. ”Познавательные способности детей 5-7 лет”. М Юзбекова Е.Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линка-пресс

Федоренко Л. П. «Методика развития речи детей дошкольного возраста»

Для проведения занятий в дошкольных учреждениях часто берется за основу методика автора Федоренко Л. П. В своей книге она изложила теоретические сведения для речевого воспитания ребенка с двух месяцев до семи лет. На основе изучения делаются выводы и даются практические рекомендации воспитателям и родителям.

На основании инновационной методики Федоровой Л. П. считается, что речь ребенка и его психика тесно взаимосвязаны. Они будут развиваться намного быстрее, если воспитатели создадут необходимые благоприятные условия.

Педагог говорит о том, что для развития речи характерны четыре практических метода:

  • Имитация.
  • Разговор.
  • Пересказ.
  • Рассказывание.

Большая роль в процессе обучения отводится игровой деятельности, постановке сценок. Таким образом дети лучше осваивают информацию и закрепляют ее. Федорова Л. П. указывает, что на воспитателях лежит наибольшая ответственность за речевое развитие. Чем раньше начнется обучение, тем быстрее будут достигнуты результаты.

Обратите внимание!  Специальные занятия вводятся уже в младших группах. Они должны быть всесторонними, направленными на познание окружающего мира, обучение общению со сверстниками, знакомству с художественной литературой

Развитие речи — важный этап на протяжении всей дошкольной педагогической деятельности. Работа по ее усовершенствованию должна вестись воспитателями и родителями. От того, как правильно ребенок усвоит основы, зависит дальнейший успех в изучении образовательной программы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий