Консультация для родителей
Педагоги разделяют дошкольный период на:
- Младший — от двух до четырех лет.
- Средний — от четырех до пяти лет.
- Старший — от пяти до шести лет.
Обратите внимание! Общение, как ведущая потребность дошкольника, отмечена психологами в возрасте 2-4 года, и предполагает не только игру вместе с детьми, но и разговор, названия предметов, заучивание детской песенки. Средний возраст богат детскими страстями, малыш может несколько раз за день поссориться и помириться, пытается проявить характер в общении
Средний возраст богат детскими страстями, малыш может несколько раз за день поссориться и помириться, пытается проявить характер в общении.
Старший возраст эмоционален. Малыши говорят и делают только то, что хочется. Какие бы ни были эмоции, положительными или отрицательными, главное, что искренны. Ребенок умеет различать границы поведения в кругу друзей, в присутствии взрослых, в том числе и речевого поведения.
Родителям необходимо помнить, что дошкольник в кругу сверстников и в домашнем кругу, это два разных человека. Он понимает, что, как выражает эмоции в кругу сверстников, не всегда можно выразить при родителях. Не стоит родителям принимать в штыки замечания, как некрасиво себя ведет со сверстниками в саду, когда дома тихий, скромный и спокойный.
Вербальное и невербальное общение в психическом развитии ребенка
В психическом развитии ребенка существуют два вида общения: вербальное и невербальное.
Вербальное подразумевает общение при помощи речи. Выделяют четыре вида речевой деятельности:
- Говорение — использование языка для речевого сообщения.
- Слушание — понимание звуковой речи.
- Письмо — умение фиксировать речь на бумаге.
- Чтение — восприятие информации с текста на бумаге.
По мимике можно понять многое
Невербальное — это общение без использования речи. Виды:
- взгляд;
- мимика;
- жесты.
В жизни ребенка присутствуют оба вида общения, нельзя одно отделить полностью от другого. Ребенок корчит рожицы, кривляется, кого-то пародирует не только в разговоре, но и в жестах. Оба вида общения необходимы для дошкольника, чтобы уметь правильно выразить свои мысли.
Тематическая литература для родителей
Родители много полезного про разговоры с ребенком и его воспитание могут получить из книг.
Книга Лисиной
Особое внимание стоит уделить книге М.И. Лисиной «Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни»
В этой книге в легкой доступной форме формулируется такое понятие, как «общение», его роль в формировании ребенка, мотивы, средства, формы общения, участие взрослых в формировании более совершенной формы общения.
Методика Гришаевой
Методику Гришаевой по развитию общения, тоже не стоит оставлять без внимания. Путем тематических бесед с использованием различных карточек, автор предлагает сформировать у детей культуру общения при встрече, показать формы приветствия, сформировать у малыша понятие о добре. Научить его осознанно проявлять сочувствие и доброту к окружающим людям, различать обман нехороших людей, аккуратно относиться к вещам, ценить труд постороннего человека.
Таким образом, родители, которые заинтересованы воспитать полноценную личность из своего малыша, должны помнить, что прежде всего, своим поведением и общением в семейном кругу они показывают модель общения ребенка в обществе.
Рекомендации родителям
Каждый ребенок индивидуален. Есть дети с заниженной самооценкой, агрессивные, застенчивые, конфликтные и замкнутые – все они в той или иной степени могут испытывать проблемы в общении. Мы предлагаем познакомиться с простыми играми и упражнениями, направленными на коррекцию некоторых форм общения дошкольников со сверстниками.
Основы полноценного общения закладываются в семье
1. Упражнение «Составь рассказ».
Предложите ребенку составить небольшой рассказ на тему: «Я люблю, когда…», «Когда я сердитый…», «Меня беспокоит…», «Когда меня обижают…», «Я боюсь…». Позвольте ребенку составить развернутый рассказ и в полной мере изложить свои мысли. Впоследствии, все рассказы можно проиграть, но в главной роли должен быть сам рассказчик. Совместно с ребенком можно продумать и найти пути преодоления некоторых ситуаций.
2. Беседа «Как стать самим собой».
В процессе беседы нужно обсудить и выяснить причины, мешающие ребенку быть таким, каким он хочет. Подумать вместе с ребенком, какими способами можно от них избавиться.
3. Упражнение «Рисуем себя».
Упражнение “Нарисуй себя” поможет ребенку справиться со страхами
Предложите ребенку изобразить себя цветными карандашами сейчас и в прошлом. После чего обсудите детали рисунка, найдите в них различия. Выясните у ребенка, что ему не нравится и нравится в себе. При помощи этого упражнения ребенок сможет осознать себя как индивидуум, взглянуть на себя с разных сторон.
Они научат детей с пониманием относиться к различиям между сверстниками и увидеть индивидуальные особенности каждого ребенка.
Говорим на равных
Необходимо давать детям возможность участвовать в домашних хлопотах и принимать их помощь. Дети хотят быть похожими на своих родителей, берут с них пример. Видя, как мама убирает, они тоже стремятся убрать где-то. От таких помощников только грязи больше. К домашней работе детей нужно приучать в форме игры. Если же ребенка отстранили от помощи, в его голове будут мысли, что он непригоден для домашних дел. И через какой-то период времени, когда ребенок станет подростком, он не будет помогать семье. Надо идти ребенку на встречу, пусть убирает с вами, чтобы он почувствовал, что он полезен своей семье. И в будущем вырастет хороший помощник.
Как сделать общение родителей с детьми эффективным?
В процессе общения с ребенком приложите все усилия для того, чтобы ребенок понял, что вы понимаете его эмоциональное состояние, настроение, чувства связанные с той ситуацией, о которой он вам рассказывает. Все что для этого необходимо – это внимательно выслушать ребенка, а затем ненавязчиво своими словами повторить, то, что вам рассказал ребенок. Так вы дадите ребенку возможность разобраться в своих чувствах, он поймет, что вы его слышите и слушаете.
Когда вы общаетесь с ребенком, старайтесь внимательно следить за его жестами и мимикой. Иногда дети не хотят нас огорчать и говорят, что все нормально. Но если присмотреться их невербальным способом выражения своих чувств (дрожит подбородок, глаза блестят или «на мокром месте»), то можно сразу догадаться об истинных чувствах ребенка.
Старайтесь в любой ситуации поддержать ребенка, даже без слов. Для этого можно использовать все возможные тактильные способы: улыбка, объятия, подмигивание, кивок головой, взгляд в глаза.
Вы не можете быть готовыми ответить на любой вопрос. Но старайтесь не отвечать на вопросы ребенка насмешливым тоном, ведь он способен выдать вас лучше, чем ваши слова и глаза.
Ссоры родителей неблагоприятно влияют на психику ребенка
Когда вы проводите с ребенком время используйте игры, которые вам знакомы с детства. Например, для развития мелкой моторики – перебирайте гречку. Для развития координации разрешите ребенку полазить по деревьям. Для того чтобы развить речь и кругозор – говорите с ребенком. В процессе общения можно решить множество тончайших психологических проблем.
Помогайте ребенку снять мышечное и нервное напряжение. Это можно сделать с помощью массажа или даже легкого растирания тела. Если нет возможности сделать вышеперечисленные процедуры – просто обнимите ребенка, погладьте его по голове и скажите, как сильно вы его любите.
Ласка и объятия очень важны для ребенка
Основные условия развития общения в дошкольном возрасте
В жизни ребенка первостепенную роль играют близкие люди, и вовлечение малыша в общение зависит от них. В отличие от старших детей, любая деятельность дошкольников направляется взрослыми. Складываются соответствующие особенности общения детей дошкольного возраста:
- Взрослый постепенно погружает ребенка в знания и умения, выработанные многими поколениями человечества, и без которых немыслима жизнь.
- Ребенок воспринимает взрослых людей как образец — как вести себя, какие чувства и качества проявлять в разнообразных ситуациях.
- Общаясь со взрослыми, дошкольник получает обратную связь в виде поддержки, похвалы.
- Общение со сверстниками предоставляет возможность ребенку познавать себя и осознавать, что он один из таких же детей.
Мотивы общения дошкольников
Выясним, какие мотивы движут дошкольниками, когда они инициируют общение с взрослым или сверстником. 3-летний малыш подает папе детали конструктора – это уже приглашение к взаимодействию. 4-летний «почемучка» осаждает родителей вопросами, что да как. Дошкольник 5 лет усаживает бабушку в кресло и заявляет, что он будет ее лечить. 6-7-летний ребенок заявляет, что он пойдет играть с Мишкой, а вот с Владиком ему неинтересно.
В любом из этих случаев проявляется ведущий мотив. У младших дошкольников преобладают познавательные мотивы. Дети понимают, что взрослые многое умеют и знают, поэтому, кроме эмоционального притяжения к взрослым людям, ими управляет познавательный интерес.
В среднем дошкольном возрасте дети нуждаются в партнерах по игре. Их привлекают сюжетные игры, моделирующие повседневную жизнь.
А поскольку самым расторопным партнером по игре является взрослый, дети любят вовлекать в исполнение роли мам, бабушек и реже мужскую часть семьи. Пусть имеет место игровая деятельность, но преобладают в этом возрасте деловые мотивы общения.
Старшие дошкольники активно общаются как со взрослыми, так и с ровесниками. По отношению к сверстникам они становятся избирательными. У них появляются друзья, с которыми они готовы играть в «дочки-матери», в футбол и любую другую игру. Но выявляется и категория детей, с которыми они не намерены общаться. А если играть в командной игре, то в разных командах. На первый план на данном возрастном этапе выходят личностные мотивы.
К взрослым 6-летние дети также продолжают обращаться с вопросами или желанием услышать оценку, похвалу. Наряду с познанием мира, их теперь часто интересуют вопросы нравственного характера. Мотивы общения детей дошкольного возраста с взрослыми в подобных случаях также можно отнести к личностным.
Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста
Коммуникативная потребность особенная. Она складывается как необходимость познания себя и других людей. Для удовлетворения названной потребности важны хотя бы первичные навыки общения. О каких коммуникативных навыках можно говорить в возрасте 3-5 лет?..
Чтобы направлять ребенка к развитию успешных взаимодействий, обратите внимание, как малыш проявляет себя, пытаясь общаться с такими же малышами. Для общения младших дошкольников характерно:
Внимание к сверстнику как к такому же «как я сам».
Эмоциональное восприятие взаимодействия с ровесником.
Стремление показать себя сверстнику: что умею, как делаю.
Чуткость и восприимчивость к тому, как относится маленький партнер по общению.
Все перечисленные компоненты важны. Наблюдая за ребенком, взрослым несложно заметить, что присутствует в избытке, а какие проявления и вовсе отсутствуют. Например, если дошкольник только демонстрирует свои достижения, необходимо вмешаться и предложить: «Давай посмотрим, как девочка/мальчик умеет делать…», «Показал свой экскаватор, а теперь твой друг хочет продемонстрировать, как ездят его машинки».
Если прививать культуру взаимодействий с раннего детства, со временем младшие дошкольники интуитивно проявляют столь важное качество — уделять внимание партнеру по общению. Это возможность развить коммуникативные способности ребенка
Общение старших дошкольников более многопланово. После 5-ти лет дети проводят значительное время со сверстниками. Они связаны различными видами деятельности, требующими общения.
Это и сюжетно-ролевая игра, и творчество, и продуктивная деятельность. Взаимодействие с другими часто принимает форму сотрудничества.
Насколько успешно будет складываться сотрудничество, зависит от каждого участника. В старшем дошкольном возрасте развитие навыков общения тесно переплетено с формированием нравственных качеств
Доброжелательность и внимание к другому, приветливость и дружелюбие, готовность к взаимопомощи и способность уступить – те качества, без которых межличностные отношения не могут быть успешными
Как общаться с маленькими детьми до 3-х лет
- Правильная реакция на крик. Чем громче он кричит, тем мягче вы реагируете. Пусть маленький знает о вашей готовности ему помочь. Иногда ему будет достаточно увидеть в лице родителя заботливого слушателя, чтобы прекратить капризничать.
- Когда учите ребенка словам, указывайте на конкретные предметы. Например, когда подаете пищу, скажите ему название блюда, которое подали. Так малыш узнает связь между звуком и объектом. Позже он сможет произносить слова для обозначения конкретного блюда или продукта. Этот метод тренирует его языковые навыки. (Посмотрите таблицу развития речи у ребенка от 6 месяцев до 3-х лет).
- Говорите примерами. Хотите, чтобы он принес вам яблоко? Покажите его малышу, отчетливо произнося название фрукта, а затем просите принести. Хотите научить убирать игрушки? Укажите на них, сказав их название и показав, как нужно их убирать. Через некоторое время вам будет достаточно только сказать, что нужно убраться в комнате или принести какие-то предметы, как малыш это сделает.
- Учитывайте уровень восприятия информации и понимания. Например, спрашивать у трехлетней дочурки, почему она так сделала или поступила — это бесполезная трата времени. Лучше применить другой подход: «Давай доченька поговорим о том, почему нельзя так поступать».
- Говорите: «Я хочу». Так как детки используют короткие, односложные предложения, то свои указания начинайте со слов «я хочу». Например, «я хочу, чтобы ты убрал, поел, лег спать, помыл ручки». Так вы даете указания, а малыш учится понимать, что есть установленный родителями порядок, который нужно соблюдать.
- Предлагайте альтернативу. Связка «когда» и «то» всегда работает лучше любого запрета или требования. Она подразумевает, что родители ожидают от малыша именно послушания, чтобы он мог получить желаемое. От его правильного выбора зависит, получит он то, что просит или нет. Например, «когда уберешь игрушки, то сможешь посмотреть мультик или погулять». «Когда помоешь ручки, то сможешь съесть мандаринку».
Как меняется общение ребенка на протяжении дошкольного возраста
Потребность в общении заложена в самой природе человека. Но эта потребность имеет множество нюансов. На разных возрастных этапах общение выполняет свои актуальные функции. Меняется характер и мотивы коммуникации и на таком непродолжительном этапе как дошкольное детство.
Во-первых, постепенно расширяется круг лиц, с которыми взаимодействует ребенок. Прежде всего, это взрослые люди, которые все поясняют, помогают, защищают. Но затем у дошкольника активизируется интерес к общению с такими же детьми, как он сам.
Во-вторых, меняется предметность общения. На смену коммуникациям на основе практических действий приходит умственное общение. Если 3-4-летний малыш тянется к собеседнику, чтобы показать, какое красивое платье у куклы или рассказать о новой машинке, то пятилетний ребенок может часами задавать свои «Почему?», просто шагая рядом с мамой.
Никакие подручные предметы или игрушки не нужны, чтобы расспрашивать, куда садится солнце, из чего сделана радуга, почему курица не летает. А все это так интересует детей.
Прогресс общения в дошкольном возрасте продолжается и далее, привнося новые мотивы в потребность общаться со взрослыми или сверстниками. Забросав родителей вопросами о природных явлениях и что-то для себя уяснив, дети стремятся поделиться своими знаниями со сверстниками. А взрослым адресуется следующая порция вопросов – теперь уже об отношениях людей, о профессиях, об увлечениях и других человеческих тонкостях.
Общение – лучшая возможность познать окружающую действительность и себя. Это один из видов активности, поэтому его называют коммуникативной деятельностью. Дошкольники вовлечены в эту деятельность. Они руководствуются разными мотивами. Формы общения в дошкольном возрасте приобретают внеситуативный характер, поскольку развитие познавательных процессов и речи позволяют ребенку рассуждать отвлеченно, а не только о том, что он видит и слышит в конкретный момент.
Общение с взрослым как главный фактор развития ребенка
Взрослые полностью обеспечивают жизнь ребенка. Они заботятся о нем, кормят и одевают, обучают необходимым навыкам, обеспечивают физическую безопасность, одаривают игрушками, рассказывают сказки и читают книжки… Вероятно, с такими функциями справился бы и высокоорганизованный робот. Но только человек способен в дополнение к заботе обеспечить ребенку общение, окрашенное эмоциями.
Только настоящие живые отношения ребенка и взрослого способны сформировать растущего человека как личность. Взаимодействие со старшими влияет на формирование познавательной сферы дошкольника, на становление его мировоззрения и социализацию, на развитие интересов и личностных качеств.
Психологическая наука выделяет два аспекта в общении дошкольника и взрослого:
- Общение со взрослым оказывает прямое влияние на развитие всех психических и личностных процессов ребенка.
- Взаимодействия и взаимоотношения обеспечивают развитие самого общения и дошкольника как субъекта коммуникации.
Потребность в общении является естественной потребностью, заложенной в природе человека. Уже в дошкольном возрасте общение выступает желанной доступной и посильной деятельностью для маленького человечка. И дети готовы общаться! Тянутся к старшим, взаимодействуют со сверстниками.
Детям невероятно притягателен мир взрослых. В этом мире много нового и любопытного для малыша, а взрослые так много всего знают и умеют. Каждому ребенку хочется быть как мама и папа, заниматься бытовыми делами вместе с ними, вести себя подобным образом. Поэтому в дошкольном возрасте так популярна сюжетно ролевая игра. Это только часть мотивов, побуждающих дошкольников взаимодействовать с окружающими.
Когда отношения налажены
Как определить, что правила общения с родителями принесли желанный результат? Это на самом деле очень просто. Позитивными «звоночками» станут следующие моменты:
- Мать или отец вас не раздражают. Они тоже рады вас видеть и не чувствуют дискомфорта от диалога.
- Формируется уверенность в себе во время общения.
- Вы способны довериться, говорить на равных, как с другом.
- Обиды забыты, вместо них вашу душу греет любовь.
- Желание спорить и конфликтовать улетучилось. Вы чувствуете гармонию и взаимопонимание.
Культура общения и поведения – несложная азбука. Выучить её можно: сядьте и разберитесь с собственным внутренним миром, наведите там порядок и расставьте всё по нужным полочкам. Начинать в любом случае нужно с себя, а уж потом приобщать старшее поколение. Этим способом вы можете перевоспитать собственных мать и отца. Говорят, родителей не выбирают. Но кто знает, так ли это на самом деле. По крайней мере, задать нужный ритм вашим отношениям и окрасить их в новые краски вы точно сможете.
Подготовка к разговору с родителями
Шаг 1. Сформулируй, о чём хочешь договориться
Лучше — на бумаге. Предположим, друг пригласил тебя с ночёвкой в гости, но ты боишься, что мама с папой не одобрят. Опиши, что чувствуешь, чего хочешь, о чём, вероятно, подумают взрослые, а главное — предложи свой вариант решения.
Должен получиться примерно следующий план диалога:
Вводная: «Мама, папа, меня Рома Иванов пригласил в четверг в гости с ночёвкой». Обязательно сообщай детали, чтобы родители сразу поняли ситуацию.
Твоя позиция: «Я бы хотел пойти, потому что в последнее время было много уроков, и я устал, мне грустно». Расскажи про свои чувства и эмоции, продемонстрируй искренность.
Взгляд на позицию родителей: «Вам не стоит волноваться, потому что рядом будут взрослые, а я всегда буду на связи». Покажи, что понимаешь чувства родителей и тебе не всё равно.
Просьба: «Можно пойти? Обещаю вернуться в пятницу, не позже двенадцати». Покажи, что готов дать что-то взамен, например, помочь прибрать на балконе.
В основе любого договора лежит компромисс.
<<Форма демодоступа>>
Шаг 2. Обдумай последствия
Не огорчайся, если первой реакцией родителей станет отказ. Подумай, как преодолеть преграду.
Проигрышные модели поведения:
- Уход от разговора. Чем чаще ты игнорируешь родителей, тем сложнее о чём-то договариваться.
- Упрямство. Позиция «либо по-моему, либо никак» говорит о том, что у тебя нет реального желания найти компромисс, только желание получить своё.
- Крик, слёзы. Манипуляции чаще вызывают злость и раздражение, а не желание пойти навстречу.
Шаг 3. Выбери удобное время и место
Не стоит заводить разговор, когда родители заняты. В спешке мама с папой могут не услышать, запретить, не вникнув в суть. То же самое, когда они устали или огорчены. Будь с ними внимательнее, почаще спрашивай, как у них дела, как они себя чувствуют. Тогда точно не ошибёшься с моментом.
Транспорт, магазин и другие общественные места вряд ли подойдут для доверительного общения. Лучше поговорить в спокойной домашней обстановке с чашкой чая и печеньем.
Роль взрослого в формировании общения детей со сверстниками
Развитие всех форм общения детей со сверстниками возможно только под непосредственным руководством взрослого человека. Ребенок должен последовательно пройти через все его формы.
Но бывает так, что ребенок 4 лет не умеет играть со сверстниками, а в 5 лет не в состоянии поддержать элементарную беседу.
Можно ли наверстать упущенное и научить ребенка общаться со взрослыми и сверстниками?
Для этого существуют специальные занятия и носят они опережающий характер. Что это значит? Взрослый человек дает ребенку такие образцы общения, с которыми тот еще не знаком. Для этого необходимо достаточно хорошо научиться общаться самому. Основная проблема при организации таких занятий заключается в том, чтобы не просто продемонстрировать перед ребенком совершенную, пока недоступную для него форму общения – познавательную или личностную, а умение вести за собой ребенка, незаметно включая его в само общение.
Сюжетные игры – пусть к общению
Особенность игры заключается в том, что взрослому отводится роль и ведущего и участника: он должен следить за правилами игры, давать оценку действиям дошкольников при этом быть, наравне с другими детьми, таким же участником игры. В процессе совместных действий у детей имеется возможность ориентироваться на игрока – партнера, и не обижаться в случае проигрыша. Совместно с другими детьми, они испытывают радость, ощущают свою значимость в совместной игре. При проведении таких занятий стеснительные или замкнутые дети начинают чувствовать себя непринужденно, свободно и легко. После совместных игр со взрослыми, такие дети перестают испытывать страх в общении и свободно обращаются ко взрослому с просьбой или вопросом. Таким образом, развитие внеситуативного общения со сверстниками и взрослыми медленными шагами продвигается вперед.
В совместной игре дети раскрепощаются
Особенности общения с детьми младшего дошкольного возраста (до 3 лет)
В первые годы жизни коммуникация с ребенком происходит в одностороннем направлении. Здравомыслящие родители помногу разговаривают со своим малышом, не ожидая от него скорого ответа
Маме и папе важно вести диалог с чадом с самого рождения – рассказывать сказки, описывать окружающие предметы, свои действия и даже эмоции. Как правильно общаться с ребенком до года?
Прежде всего, правильно. Речь не должна быть «детской» – сюсюканье породит в будущем проблемы с дикцией. В педагогике есть такое понятие, как «малышовая речь». Оно подразумевает, что с детьми нужно разговаривать их языком – простым и понятным, не используя сложных словесных конструкций. Предложения нужно строить короткие и из знакомых ребенку слов.
В первую очередь общение сводится к обсуждению бытовых вопросов – не стоит рассказывать грудничку о чем-то глобальном
Для начала важно научить его примитивным вещам. Как показывает практика, дети, родители которых разговаривали с ними с самого рождения, быстрее начинают говорить сами, а в дальнейшем у них успешнее проходят и остальные процессы обучения
Теперь выясним, как общаться с ребенком после года. До двух лет у детей активно развивается речевой аппарат. Это знаковый период в их жизни, успешное окончание которого полностью зависит от родителей
Именно сейчас важно, чтобы они научились правильно общаться с детьми. Как строить диалог с малышом до трех лет? По тому же принципу «малышовой речи»: короткие предложения, четкое произношение слов, ясная формулировка мыслей
Дети в этом возрасте не понимают сарказма и болезненно реагируют на насмешки, все слова взрослых они воспринимают всерьез и верят родителям безоговорочно
Чтобы впоследствии не было проблем в общении с ребенком, нужно стараться говорить ему только правду – это поспособствует формированию доверительных взаимоотношений с ним и приучит малыша рассказывать обо всем важном родителям, не утаивая от них важной информации
В этом возрасте дети тянутся к сверстникам, но они еще мало контактируют с ними. Они играют с детьми во дворе, подражают им, однако это еще трудно назвать коммуникацией и уж тем более – дружбой. В три года малыши отличаются несколько асоциальным поведением – они дерутся, ругаются, плачут, отнимают друг у друга игрушки
Важно, чтобы родители объясняли, как ребенку вести себя в коллективе, не потворствовали всем его желаниям и прививали ему понятие о субординации с взрослыми людьми и незнакомцами