Правила этикета за столом для детей

Что надо знать об этикете для детей

Заботливым родителям наверняка захочется узнать, когда начинать обучение этикету и существует ли детский этикет? Педагоги говорят, что большинство малышей усваивают нормы поведения за столом уже в возрасте 1,5 — 2 года, хотя основы закладываются с рождения. Ведь именно в раннем детстве идет активное освоение окружающего мира, и дети, как губки, быстро впитывают все новое и полезное. Кроме того, в основе этикета лежат необходимые культурно-гигиенические навыки, например, мытье рук перед едой, пользование салфеткой, правильное использование столовых приборов во время приема пищи только за столом. Такие действия, которым ребенка учат с рождения, закладывают навыки правильного поведения за столом в дальнейшем. Однако не лишне напомнить родителям базовые нормы этикета за столом для детей и основные приемы их формирования:

Необходимая подготовка к приему пищи. Для дошколят должны стать нормой: чистые руки, салфетка на груди (у малышей) или на коленях и перед собой (у дошколят), посещение туалета перед едой, аккуратно заправленная одежда.

Правильная посадка за столом

Ребёнок должен понимать, почему так важно красиво сидеть за столом: не разваливаться и не раскачиваться на стуле, сидеть прямо, не облокачиваясь на стол, не расставляя локти. Именно так можно аккуратно и умело пользоваться столовыми приборами. А правильная осанка вызывает у окружающих одобрение и восхищение

Иногда бывает трудно добиться правильной осанки за столом. Некоторые специалисты советуют попробовать такой прием: подмышки ребенку подложить книжки и придерживать их во время еды. Такое упражнение поможет дошколенку сформировать умение прямо сидеть за столом

А правильная осанка вызывает у окружающих одобрение и восхищение. Иногда бывает трудно добиться правильной осанки за столом. Некоторые специалисты советуют попробовать такой прием: подмышки ребенку подложить книжки и придерживать их во время еды. Такое упражнение поможет дошколенку сформировать умение прямо сидеть за столом.

Сервировка стола для каждого возрастного периода. Для совсем маленьких детишек стол излишне не перегружают столовыми приборами, так как это отвлекает кроху от принятия пищи и побуждает играть лишними предметами

А вот для дошколенка важно сервировать стол так же, как и для взрослых: салфетки, хлебница, разного размера тарелки, ложка, вилка, нож. Не надо волноваться, что ребенок может пораниться столовыми приборами

Во-первых, нужно приобрести детские наборы столовой посуды, которая практически безопасна для малышей. Во-вторых, обучать пользоваться ножом и вилкой нужно постепенно, под присмотром взрослых. В-третьих, прием пищи за правильно сервированным столом как можно чаще организовывать в семейном кругу, чтобы дать возможность крохе поучиться у близких. Тогда это станет нормой для малышей.

Правильное поведение взрослых и детей за столом. Во время еды не надо разговаривать на отвлеченные темы, постоянно одергивать малыша, если он делает что-то неправильно. Это отвлекает маленького ребенка от правильного пользования столовыми приборами, аккуратной еды. Но и молчание за столом тоже противоестественно. Поэтому негромкое одобрение малыша за красивые манеры, похвала хозяйке за вкусное блюдо, короткое замечание спокойным тоном по поводу неправильного действия будут вполне уместны. Манеры взрослого за столом должны стать примером для ребенка.

Общепринятые нормы этикета. Ребенок должен с младенчества понимать, что чавкать, громко смеяться, тянуться за едой через весь стол, копаться в общем блюде, убегать из-за стола, забывая благодарить за обед — неприемлемо. Все это вызывает неодобрение окружающих и негативное отношение к самому ребенку. Близкие в семье должны объяснять это дошколятам при любой возможности и порицать за такое поведение. Невозможно привить этикет, если в семье он не соблюдается!

Важность этикета

Многие современные родители прониклись идеей, что ребенка нельзя в чем-то ограничивать или заставлять его делать то, что не хочется. Некоторые доходят до того, что позволяют своим детям все, в том числе – нарушать нормы поведения, пренебрегать вежливостью по отношению к незнакомым людям, и т.п.

И за одним столом в том числе. Подумайте сами: как бы вы ни любили свое собственное чадо, и каких бы прогрессивных взглядов не придерживались, вас самих очень раздражает некрасивое поведение других детей!

Не нужно ждать, пока ребенок вырастет, чтобы научить его правильно есть в компании других людей.

Чем старше он будет, тем труднее будет привить ему мысль о принятии каких бы то ни было правил, особенно, если до этого ему было позволено все.

Основные правила поведения за столом

Для ребенка должно стать правилом мытье рук с мылом перед едой

Все правила, регламентирующие нормы поведения детей за столом, можно разделить на две категории: как следует и как нельзя вести себя во время приема пищи.

Что должно быть под запретом

Для воспитанного ребенка с хорошими манерами есть действия со словом «нельзя»:

  1. Недопустимо раскачиваться на стуле во время приёма пищи.
  2. Нельзя класть на стол локти.
  3. Нельзя начинать есть до тех пор, пока все гости не будут обслужены.
  4. Во время трапезы нельзя громко разговаривать, жестикулировать, размахивая руками, перебивать других. Недопустим грубый тон за столом, резкие высказывания.
  5. Нельзя играть едой, бросаться ею, размазывать ее по тарелке, крошить хлеб.
  6. Не следует набивать едой полный рот, откусывать очень большие куски.
  7. Нельзя пользоваться чужим столовым прибором, брать пищу с чужой тарелки.
  8. Нельзя читать во время еды, принимать пищу, сидя за компьютером, перед телевизором.
  9. Недопустимо вытирать рот рукавом, рукой, скатертью.
  10. Неприлично вставать из-за стола, если не закончили трапезу все ее участники. Но можно уйти, предварительно спросив разрешения. При необходимости посещения туалета или ванной комнаты следует извиниться и выйти (в гостях или дома в присутствии посторонних людей) без объяснений своего поведения.
  11. Нельзя облизывать пальцы, столовые приборы.

Правила поведения за столом вне дома

Кроме дома и детского сада ребенок время от времени оказывается с родителями в гостях.

Даже если обстановка там неформальная, и нет наблюдающих воспитателей, за поведением в чужом доме все равно нужно следить.

Обязательно нужно здороваться с хозяевами, не напрашиваться на еду, не просить что-то у хозяев и тем более не устраивать истерик. Нужно спокойно дожидаться приглашения, если оно предполагается, брать то, что дают, за все благодарить. Наоборот, родителям стоит приучать чадо к тому, что в гости не приходят с пустыми руками, а приносят что-то от себя в знак уважения. Хотя бы маленький «презент».

Тем более неприлично устраивать беспорядок – разбрасывать конфетные фантики, хлебные крошки. Недопустимо комментировать качество еды, даже если подано нелюбимое блюдо. Не надо кривиться и говорить «фу».

Это касается также тех случаев, когда в принимающей гостей семье есть дети, которые сидят за общим столом и не могут похвастаться хорошими манерами.

Еще ребенок должен понимать, что недопустимо вмешиваться в разговоры взрослых – перебивать их, перекрикивать, чтобы привлечь внимание родителей, делать им замечания. Он должен вести себя уважительно по отношению к старшим

Тем более, что в свое время взрослые сами с удовольствием вступают с ребенком в общение. Особенно, если он уже достаточно подрос для того, чтобы поддержать разговор, и ведет себя вежливо.

Перед уходом нельзя выпрашивать понравившиеся сладости и особенно тайком тянуть их со стола. Но прилично будет взять, если хозяева предложат сами.

Книги по этикету

Значительную помощь во всестороннем обучении ребенка хорошим манерам окажут книги. Их перечень велик, есть немало современных, хорошо иллюстрированных изданий для детей любого возраста. Для самых маленьких, годовасиков и трехлеток подойдет сочинение Сергея Савушкина «Приятного аппетита! Для детей от 1 года», изложенное в мини-историях. А в книжке «Вежливые слова» Ольги Корнеевой малыши найдут четверостишия, которые научат их, как и когда говорить «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте».

Издание «Расту культурным» предназначено для детей от четырех лет. С помощью упражнений и занятий помимо формирования нравственных качеств развивает логику, творческую и речевую активность.

Деткам чуть старше будет интересна книга Андрея Усачева «Этикет для детей различных лет», с яркими картинками, изложенная в стихотворной форме. Немало книг, посвященных детскому этикету, у детской поэтессы Галины Шалаевой.

В список полезных изданий входят:

  1. Н. Иванова. «Азбука этикета для малышей. 33 правила хорошего тона».
  2. В. Кудлачев и И. Фоменкова. «Советы феи вежливости».
  3. Л. Васильева-Гангнус. «Азбука вежливости».

Что такое этикет и как его понимать современному человеку?

Этикет — это общепринятые правила поведения человека в обществе. Эти правила описывают как вести себя в той или иной ситуации и основываются на представлении общества о том, что правильно, а что неправильно. Это часть внешней культуры человека.

Слово пришло к нам из Франции, когда король Людовик XIV учил свою придворную знать поведению за столом. Чтобы они лучше запомнили правила поведения, каждому выдавалась записка-напоминание. Эти карточки и назывались этикетки, отсюда «этикет» — свод правил.

Однако, сами нормы и правила придумал не Людовик — они существовали еще в древние времена. Его заслуга в продвижении культуры и термина.

Что важно знать про этикет:

  • Основы зародились в Древней Греции, когда первые философы пытались осознать роль человека в обществе, принципы морали, нравственности, что хорошо, а что плохо.
  • Этикет — это такая же «живая» и подвижная система, как, например, наш язык. То есть правила поведения свободно и естественно изменяются и адаптируются под новые условия.
  • Свод правил не зафиксирован на государственном уровне (ни в Конституции, ни в уголовном или административном кодексах), поэтому никто не может требовать от человека неукоснительного следования этикету.
  • Конкретные правила этикета (по крайней мере, современного) никто специально не выдумывал, они формируются естественным образом, под влиянием моральных качеств общества.

Каждый человек, как часть социума, своим поведением, манерами и навыками общения влияет на то, что будет считаться нормальным в обществе, что нового появится в правилах поведения, а так же какие нормы станут запретными. Отсюда национальные, временные и культурные различия в этикете. Этикет просто не может быть неподвижным и строго узаконенным, так как общество меняется, развивается, эволюционирует.

Сначала женщинам нельзя было и подумать, чтобы ходить в брюках, затем общество «позволило» (женщина на войне и работа в «мужских» профессиях) их носить. Постепенно учителя, врачи, бизнесмены и политики стали позволять себе простые скромные черные брюки, потом яркие костюмы, затем джинсы. То есть буквально за 100 лет, с одобрения общества, гардероб женщины претерпел революционные изменения. Этикет изменился, и теперь никто не покажет пальцем на женщину в брюках — это обыденное явление.

Или, например, история про правила этикета юной леди — говорить только после разрешения взрослых, быстро не бегать, не класть ногу на ногу. Часть этих правил устарела, часть осталась актуальной

Естественно, девочки могут заниматься спортом (о чем еще сто лет назад нельзя было и подумать), играть в шумные и подвижные игры, но по-прежнему важно контролировать себя — не слишком ли громко, опрятный ли внешний вид?

Обращение со столовыми приборами

Каждое блюдо можно есть отдельным набором столовых приборов. Стейки, открытые бутерброды, холодные закуски разделывают при помощи ножа и вилки. Горячую еду из кокотницы берут чайной ложкой. В ресторанах подают отдельные приборы для фруктов, десертов, экзотической еды (лобстера, устриц, улиток, мидий и т. д.). Некоторые блюда (пиццу, закрытые бутерброды, пирожки) можно есть руками.

Прибор при этом располагают зубцами вверх, а ручку держат между большим и указательным пальцами.

Американский этикет менее строг. Он разрешает брать нож только по необходимости, перекладывать вилку в правую руку.

Другие правила обращения с приборами:

Резать блюда можно только по направлению к себе. Это поможет избежать несчастных случаев. Столовый нож можно использовать только для нарезки блюд и придерживания кусочков пищи на вилке. Есть с него запрещено. При поедании горячих закусок и мясных блюд нельзя сразу же разрезать их на мелкие кусочки. Это не только неприлично, но и способствует остыванию еды, из-за чего она теряет свой вкус. Уронив столовый прибор, не стоит лезть за ним под стол. Вместо этого нужно вежливо попросить хозяина застолья (или официанта в ресторане) принести новый. Если есть необходимость передать прибор соседу, делать это нужно тупой стороной вперед, держась за середину ручки.

Супы черпают ложкой от себя. Это поможет уберечься от брызг. Чайную и кофейную ложку можно использовать только для размешивания напитка

Запрещено оставлять ее в чашке

Перемешивать напитки нужно медленно и осторожно. Нельзя бить ложкой о край чашки

Использованные столовые приборы нельзя класть на стол

Закончив трапезу, их оставляют на краю тарелки.

Даже если блюдо традиционно едят руками (выпечка, целые фрукты и овощи и т. д.), передавать его соседу можно с помощью специальных щипчиков.

Расположение на столе

Приборы на столе располагаются в соответствии с порядком подачи блюд. Те, что будут использоваться первыми, кладут ближе к краю, постепенно приближая их к тарелке. Такая сервировка поможет гостям лучше ориентироваться и сделает трапезу удобнее для них. Под каждый прибор подкладывают салфетку — они не должны касаться стола.

Чтобы правильно расположить различные ножи, ложки и вилки, нужно знать их предназначение:

  1. Столовая ложка — самая крупная. Она предназначена для первых блюд, потому ее кладут с правого края от тарелки.
  2. Десертная ложка меньше столовой и имеет более элегантную форму. Она нужна для поедания десертов, не требующих разрезания — желе, муссов, пудингов, взбитых сливок.
  3. Ложка для мороженого не кладется на стол при сервировке стола, а подается отдельно вместе с вазочкой или креманкой.
  4. Коктейльная ложка с узкой, длинной ручкой подается вместе с напитком. Она служит украшением и не вынимается из бокала.
  5. Чайную и кофейную ложку подают на блюдце вместе с соответствующими напитками.
  6. Столовые нож и вилка предназначены для вторых блюд и горячего, потому их кладут ближе к тарелке, чем ложки для первых блюд. По правилам этикета нож нужно держать в правой руке, а вилку — в левой, потому при сервировке их кладут по соответствующим сторонам (для левшей — наоборот).
  7. Расположение рыбных, закусочных, фруктовых, десертных ножей и вилок зависит от очередности подачи блюд.
  8. Вспомогательные столовые приборы (например, щипчики для раскрытия улиток или устриц) подаются вместе с едой, для которой они предназначены.

При сервировке блюд лезвия ножей должны всегда указывать в сторону тарелки.

Специальные жесты и знаки

В ресторанной культуре образовался особый язык ножей и вилок, с помощью которого можно выразить свои намерения официанту.

Некоторые из его жестов:

  • столовые приборы лежат параллельно друг другу в правой стороне тарелки — трапеза окончена;
  • края ножа и вилки касаются тарелки, но рукоятки лежат на столе — пауза;
  • вилка лежит поверх ножа и перпендикулярно ему зубчиками вверх — ожидание добавки;
  • приборы лежат крест-накрест — ожидание следующего блюда;
  • приборы лежат параллельно друг другу ручками вниз — благодарность повару;
  • нож и вилка скрещены зубцами — еда не понравилась;
  • столовые приборы лежат по краям тарелки ручками вверх — гость требует жалобную книгу;
  • лезвие ножа лежит между крайними зубчиками вилки — посетителя все устраивает и он готов стать постоянным клиентом ресторана.

Этикет за столом для детей и школьников: правила

Учить ребенка тому, как следует вести себя за столом стоит начинать с самого раннего возраста. Будучи еще совсем крохой, ребенок должен понимать, что принимать пищу следует в строго отведенном месте — в столовой, на кухне.

К правилам этикета за столом, которым следует обучить еще совсем малышей, также можно отнести следующие:

  • Для приема пищи следует использовать специальные столовые приборы, еду следует накладывать в тарелки
  • Во время еды, по мере необходимости, следует пользоваться салфеткой

В дальнейшем, по мере взросления, ребенок должен запомнить следующие правила этикета за столом:

  • Усаживаться за стол и начинать кушать следует вместе со всеми
  • В начале трапезы следует пожелать всем присутствующим за столом приятного аппетита
  • Употреблять пищу следует молча, запрещается баловаться за столом
  • Кушать следует с закрытым ртом
  • За столом запрещается чавкать, громко хрустеть, доставать пальцами застрявшую в зубах пищу
  • Большие кусочки пищи следует делить, используя столовые приборы, на более мелкие — не стоит набивать едой полный рот
  • Запрещается облизывать тарелку, даже если было очень вкусно
  • Запрещается класть локти на стол
  • Если желаемое блюдо расположено поодаль от ребенка, то ему следует попросить, чтобы блюдо ему передали — запрещается тянуться через весь стол
  • В конце трапезы следует сказать «Спасибо!»

Коврик со схемой поможет детям быстрее разобраться с сервировкой стола и не запутаться в столовых приборах

Этикет за столом для детей. Столовый этикет для детей.

Как правильно вести себя за столом

✓ Если вас зовут за стол, не опаздывайте, не заставляйте себя ждать.

✓ Не начинайте есть, пока все не соберутся за столом.

✓ Не придвигайтесь вплотную к столу, но и не сидите слишком далеко от него. Не откидывайтесь на спинку стула, не разваливайтесь на нем.

✓ Не затыкайте салфетку за воротник. Место салфетки — у вас на коленях. Не вытирайте салфеткой лицо. Ею надо лишь слегка промокать губы.

✓ Сидите прямо, не сгибайтесь над тарелкой.

✓ Не тянитесь через тарелку вашего соседа, чтобы достать что-то со стола. Попросите кого-нибудь передать то, что вам нужно.

✓ Не накалывайте хлеб на вилку. Хлеб надо брать руками.

✓ Не откусывайте от целого куска хлеба и не крошите его в суп. Хлеб отламывают небольшими кусочками и только потом отправляют в рот. Точно так же не принято намазывать целый кусок маслом: мазать нужно отломанные кусочки.

✓ Не макайте хлеб в соус. В крайнем случае придерживайте хлеб вилкой, но не лезьте в тарелку пальцами! В любом случае не вытирайте тарелку хлебом досуха.

✓ Если в солонке нет ложечки, соль надо брать кончиком чистого ножа.

✓ Не чавкайте. Жуйте с закрытым ртом.

✓ Сдерживайте отрыжку.

✓ Не разговаривайте с набитым ртом.

✓ Не заглатывайте пищу большими кусками. Во-первых, это отвратительно выглядит, а во-вторых, вредно для желудка.

✓ Не раздвигайте локти и не ставьте их на стол. Локти должны свисать со стола и быть прижаты к бокам.

✓ Не ешьте ложкой то, что можно есть вилкой.

✓ Не ешьте суп с конца ложки, не прихлебывайте. Приоткройте рот, поднесите ложку боковой стороной, слегка наклоните ее в сторону рта и бесшумным движением губ снимите пищу с ложки.

✓ Не требуйте второй порции.

✓ Не старайтесь ухватить последний кусочек мяса, зачерпнуть последнюю ложку супа и т.д.

✓ Не выискивайте на общем блюде куски получше: берите то, что лежит ближе к вам.

✓ Не выплевывайте кости, шкурки и другие «лишние» кусочки на тарелку. Прислоните к губам вилку и извлеките изо рта кость, после чего положите столовый прибор на тарелку. Фруктовые косточки надо извлекать изо рта с помощью ложки.

✓ Не играйте столовыми приборами, салфетками и другими столовыми принадлежностями.

✓ Если вы в гостях, не садитесь за стол, пока вас не пригласит сесть за стол хозяин или хозяйка дома. Помните, что мальчики не должны садиться раньше девочек.

✓ Если вы сопровождаете к столу девушку, подайте ей правую руку. Подавать левую не принято.

✓ Если за общим столом рядом с вами сидит девушка, ваша обязанность поговорить с ней, предложить помощь.

✓ Если вы сидите между двумя людьми и хотите поговорить с одним из них, не поворачивайтесь к другому спиной. Не разговаривайте с другим человеком через соседа.

✓ Сидя за столом, не ковыряйтесь во рту зубочисткой. В крайнем случае старайтесь делать это незаметно.

✓ Не критикуйте блюда, которые подают к столу.

✓ Если вам не хочется какое-либо блюдо, откажитесь от него, не объясняя причин. Не говорите, что оно вам не нравится: этим вы обидите хозяев.

✓ Не оставляйте чайную ложку в чашке. Помешав напиток, положите ложку на блюдце.

Роль в воспитании

Нормы поведения играют большую роль в воспитании детей, благодаря им, ребёнок будет легче ориентироваться в разных жизненных ситуациях, научится сглаживать многие конфликты. Ведь дети часто ссорятся из-за пустяков.

Основную информацию о том, как необходимо вести себя в той или иной ситуации, дети получают, просто наблюдая. Поэтому основным местом изучения этикета является семья. Ваше дитя будет относиться ко всем знакомым так, как это происходит у него дома. Отношения между близкими людьми полностью проецируются на ребенка.

Родители должны подавать пример своим детям, воспитывая внимательность к тому, кто рядом и вежливость ко всем окружающим. Для этого можно просто показывать им, что старшим нужно уступать место, а девочек пропускать вперёд. Желательно прибегать к использованию следующих слов:

  • извините, прошу прощения;
  • пожалуйста, большое спасибо;
  • приятного аппетита, будь здоров;
  • доброе утро, спокойной ночи.

После каждой увиденной ситуации ребёнок начнёт привыкать к этой дружелюбной атмосфере и вежливости в целом. Удивительно то, что дети, только-только научившиеся говорить, произносят все те вежливые слова, которые слышали ранее от родителей.

После того как дети попадают в общество, они должны социализироваться, а помощь оказать могут только взрослые, ставя себя в пример, читая сказки или объясняя разные ситуации. Это является основой в развитии культурного человека, который сможет достойно выйти из самых сложных ситуаций в жизни, не попадая в неловкие положения. Обучать этому родители начинают ещё в самом раннем детстве, прося своего малыша помахать ручкой на прощание и сказать «пока-пока». Перед тем как отправить своё дитя в детсад, ему необходимо рассказать, что к старшим обращаются по имени-отчеству и на «вы».

Дети отрицательно относятся к различным наставлениям. Если ребёнок постоянно находится под назидательным контролем, то он вряд ли будет прислушиваться к вам. То есть, чем строже вы будете следить за его поведением, тем упрямее он будет идти наперекор вам. Поэтому во время обучения детей нужно прибегать к элементам игры.

Для детей ваших слов мало. Ребенку обязательно надо показать и рассказать, почему делать нужно именно так, а не по-другому. Предпочтительно приучать к нормам поведения косвенно, а не прямым текстом, чтобы ребёнок сам хотел следовать им. Для малышей, которые еще не научились читать, лучшим вариантом привития норм поведения считаются сказки и игры.

Подобным образом можно научить детей правилам поведения за столом, этикету в общественном транспорте или больнице. Для тех, кто любит сказки, можно прибегать к уже существующим или придумать свою историю. Отличным примером является книга «Волшебное слово» В. Осеевой.

Детские сказки и рассказы всегда являются поучительными, дети обычно представляют себя в роли основного персонажа и могут сами сравнить, где главный герой поступил правильно, а где нет. Следует задавать ребенку вопросы из моментов в рассказе, чтобы он давал ответы на них. Можно создать бесконечное множество историй, взяв за основу любимую игрушку или героя мультфильма. В этом случае всё зависит от фантазии родителей.

Лучшими сказками, помогающими освоить нормы этикета, являются те, в которых персонажи, совершив плохие поступки, задумываются над ними и исправляются. Можно пользоваться правилами, написанными в стихотворной форме. Хорошим пособием можно считать произведение Григория Остера, сочинившего «Вредные советы».

С помощью игры можно обучать правилам этикета и детей-подростков. Например, написать на листочке некоторую часть правил, продолжение которых дети должны дописать сами. По словам психологов, чем раньше дети осознают, как следует себя вести, тем успешнее они будут в компании сверстников.

Основными принципами, трактующими правила поведения в обществе для детей, являются хорошие поступки и демократия в общении. У человека, который хорошо овладел этикетом речи, всегда много товарищей. В этом случае ребёнок будет с удовольствием ходить в детсад.

Знает ли ребёнок основные принципы поведения в обществе – от этого зависит, готов ли он идти в школу или нет. Если дети не умеют правильно общаться, то им будет сложно стать успешными и добиваться требуемых задач, а также определиться с выбором профессии.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий