Занятия математикой с малышами 4-5 лет, что должен знать ребенок

Навыки обихода

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:
 

  1. Ребенок уже отлично застегивает пуговки, молнии и развязывает шнурки, его хорошо слушаются ложка и вилка.
  2. Ребенок должен уметь нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку.
  3. Ребенок должен уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.
  4. Ребенок должен уметь заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.
  5. Ребенок должен уметь обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.
  6. Ребенок должен уметь проводить линии по середине дорожки, не выходя за её края.
  7. Ребенок должен различать правую и левую руку.

Пособия для занятий:
 

  1. Трафареты для рисования
  2. Как научить ребенка завязывать шнурки
  3. Обведи по контуру и раскрась
  4. Игра Крестики-нолики по новому
  5. Признаки и Свойства предметов
  6. Аппликация Цветы
  7. Знакомимся с понятиями:Справа, слева, сверху, снизу
  8. Изучаем Часы
  9. Книга Мой дом
  10. Части Тела Человека
  11. Пропись для Левшей
  12. Игра Поймай рыбку
  13. Автобус для маленьких Пони
  14. Игра — все Профессии
  15. Мой Дом. Составляющие дома.
  16. Пластилин и бусинки
  17. Настольная Игра Расскажи про свой город
  18. Детские Считалки
  19. Гусеница из Цветного картона
  20. Изучаем цвета с помощью Мороженого
  21. Аппликации из Пуговиц
  22. Ёлочка из Шишки своими руками
  23. Весёлый Чупа-Чупс
  24. Изучаем Дни Недели

Простые операции с предметами: сложение и вычитание

Нет, конечно, я не буду здесь писать о том, что пора бы уже решать примеры. Мы просто будем ненавязчиво во время игры давать ребенку элементарное и очень упрощенное представление о таких математических операциях как сложение и вычитание. Все только в игровой форме! Если ребенок затрудняется или не хочет считать, мы просто сами проговариваем вывод из игровой ситуации «Было три конфеты, одну съели, осталось две». Вот несколько примеров игр, при помощи которых можно тренировать математическое мышление ребенка (напомню, что пока что мы используем в своих играх только самых маленькие числа – в пределах 4-5):

Берем какую-нибудь игрушку и отправляемся с ней вместе в лес на поиски ягод. Мы, например, играли с котом. Расхаживая по комнате, мы находили под стульями и столами ягодки-камушки двух цветов. Ну а в конце вели подсчет: «Сколько оранжевых ягод нашел кот? Три. А сколько желтых? Две. А теперь давай посчитаем, сколько всего ягод он нашел. Пять. Получается, что мы собрали 2 желтые ягоды и 3 оранжевые, а всего 5!»

Фиксики собрались чинить стульчик. У них есть 3 болтика. Давай посчитаем, хватит ли каждому фиксику по болтику. Сколько еще болтиков надо найти?

  • Перевозим кубики в машине на стройку (допустим, 3 штуки). Во время транспортировки один кубик выпадает. Считаем, сколько кубиков осталось.
  • Даем мишке три конфеты, две он съедает. Считаем, сколько у него осталось.
  • Очень интересно играть в так называемые «прятки-вычиталки». Например, рисуем четыре яблока, потом ладошкой закрываем одно, сколько осталось? Потом закрываем два и т.д.

Упражнения и занятия

Что может быть?

Четырёхлетний малыш любит задавать вопросы, и также с удовольствием включится в игру, если отвечать придётся ему. Задавайте вопросы, начинающиеся на «что может быть», к примеру:

  • Что может быть сладким?
  • Что может быть холодным?
  • Что может быть плоским?

Эта игра научит его творчески мыслить, анализировать и соотносить предметы по категориям.

Что произойдёт, если?

Вступите с ребёнком в активную дискуссию попросите его пофантазировать на тему «что произойдёт, если». К примеру: что произойдёт, если ты попадёшь под дождь? Что произойдёт, если кинуть мячик в море?

Это научит ребёнка моделировать вероятные и маловероятные события в своей голове.

Что и где лежит?

Попросите кроху рассказать о том, какие предметы находятся в ванной, гостиной и прихожей. Не торопите его, пусть он вспомнит как можно больше объектов. Затем поменяйте правила игры наоборот: называйте объект и просите рассказать, в какой комнате он находится. К примеру: где стоит диван?

Что поможет дошкольникам в изучении математики?

Учитывая методы преподавания математики дошкольникам, помогают:

  • детские игры с математической тематикой;
  • демонстрационные задачи (сколько яблок осталось в корзине);
  • упражнения в тетрадях и т.д.

Игровая форма

Некоторые предметы использовались всегда и являются рабочими методическими приемами.

Карточки по математике

Один из самых распространенных дидактических материалов — карточки, в данном случае это математические карточки.

Их можно купить, распечатать на компьютере или сделать самим из обычного белого картона, который продается в любом детско-развлекательном или канцелярском отделе, и изобразить на них цифры и соответствующее количество фруктов, мишек, геометрические фигуры.

Обратите внимание. Математические карточки познакомят дошколят с миром математики в легкой и непринужденной форме и покажут, как выглядят цифры

Интерактивные игры — тренажеры

Математика для малышей 4-5 лет предполагает игровой метод обучения. Он включает в себя использование интерактивных игр – тренажеров. Помогут развить:

  • интерес к математике;
  • желание проходить больше игр с математическим содержанием;
  • внимательность;
  • логику.

Интерактивные игры можно найти в виде специальных тетрадей в канцелярских магазинах или в виде приложений в телефоне, на компьютере в режиме онлайн.

Система Марии Монтессори и её вклад в педагогику

Игры с пальчиками

Хорош этот дидактический материал тем, что он всегда под рукой. Не нужно что-то придумывать, а просто сесть с ребенком и посчитать. Целью таких игр является научить ребенка счету, используя подручный материал.

Обратите внимание. Чередование в процессе обучения этих методических приемов положительно повлияет на желаемый результат

Развивающие игры

Развивающих игр по математике для 4-летних детей много. Например,

  • Научиться счету поможет игра «Посчитаем». Для этой игры понадобится мячик, необходимо бросить его ребенку и начать счет от 1 до 10 и в обратном порядке.
  • Развить способность ориентироваться в расположении предметов. Игра «Где мяч». Необходимо поставить ребенка в центр комнаты и положить перед ним мяч. Спросить у него, где он находится сейчас, по мере поступления ответов менять расположения мяча.
  • Уметь сравнивать, что больше, меньше или равно. Игра «Пуговицы». Взять 10 пуговиц и разделить их между собой и малышом. Посчитать их вместе (в следующий раз ребенок будет считать самостоятельно) и спросить, у кого больше, меньше или равно.
  • Знать значение слов: высокий – низкий, широкий – узкий. Заранее вырезать из бумаги или картона 4 медвежат, зайчат или мышат. Но так, чтобы первый был выше всех, второй ниже всех, третий шире, четвертый уже. Показать ребенку, задавая вопросы, кто из них какой.

Курсы для развития интеллекта

Помимо игр, у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг и улучшат интеллект, память, мышление, концентрацию внимания:

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать. После прохождения курса ребенок сможет:

После прохождения курса ребенок сможет:

  1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
  2. Научится запоминать на более длительный срок
  3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации

Записаться на курсПодробнее

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)

Записаться на курсПодробнее

Супер-память за 30 дней

Как только запишитесь на этот курс — для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.

Записаться на курсПодробнее

Бесплатное практическое занятие от advance.

Записаться бесплатноПодробнее

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Записаться на курсПодробнее

Скорочтение за 30 дней

Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и так далее.? Если Ваш ответ «да», то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.

При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей

Внимание, концентрация, скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу двух зайцев:

Научиться очень быстро читать
Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они крайне важны
Прочитывать в день по книге и быстрее заканчивать работу

Записаться на курсБесплатный урок

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.

Записаться на курсПодробнее

Развитие логических связей, мышления

Работа родителей или воспитателей переходит в режим подготовки ребенка к школе путем подготовки по программе выбранного учебного заведения и доведения до автоматизма уже изученных ранее навыков.

  • Сформировано первоначальное логическое мышление;
  • Умеет находить различия между двумя объектами или картинками;
  • Без труда обнаруживает сходства и различия (попробуйте сыграть с ребенком в онлайн игры «Найди отличия»);
  • Возводит по образцу конструкции из различных материалов по заданию взрослого и в индивидуальной игре;
  • Собирает пазлы и разрезанные картинки от 4-6 деталей, некоторые дети могут успешно осваивать и более сложные пазлы до 24 деталей;
  • Уверенно собирает пирамидку и другие схожие объекты исходя из их размера без помощи взрослого;
  • Находит и устанавливает правильно недостающую деталь;
  • Обобщает и находит единое слово для группы предметов (животные, поры года, посуда);
  • По просьбе взрослого обнаружит нелогичный предмет в группе, проводя начальный анализ предоставленных объектов;
  • Подбирает противоположности известных ему предметов. Например, ребенок 4-5 лет может определить является ли стакан полным или нет, светло на улице или темно и т. д.;
  • Находит на картинке ошибку и поясняет, что было нарисовано не так, как нужно. Данное умение проявляет способности ребенка к критическому мышлению и позволяет благоприятно развиваться зрительной памяти.

Математика для детей 5 лет

Ребенок 5 лет должен:

  1. Уметь определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади и спереди.
  2. Знать и различать цвета: красный, синий, зеленый, желтый, серый, белый, черный, голубой, оранжевый.
  3. Знать все цифры до десяти. Уметь считать до десяти разные предметы.
  4. Уметь расставлять цифры по порядку от 1 до 5 и в обратном порядке от 5 до 1.
  5. Знать основные фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал, многоугольник.
  6. Уметь сравнивать больше, меньше, равно. Уметь добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.
  7. Ребенок учится писать цифры.

Изучаем основные понятия

Дети дошкольного возраста 3-4 лет должны знать основные понятия: один – много, маленький – большой, высокий — низкий. Ребенок может наглядно запомнить, один или много предметов и сравнить их высоту, рассматривая разные предметы ему будет интересно и познавательно их сравнивать. В игровой форме легко усваивается любая информация. Проговаривайте с ребенком вслух каждое задание.

Рассмотрим следующие картинки один – много:

Рассмотрим следующие картинки маленький – большой.

Рассмотрим следующие картинки низкий — высокий.

Высокое дерево и низкое дерево высокий жираф и низкая лошадь

Что должен знать ребенок 5-6 лет по математике

Кроха в 5-6 лет уже должен иметь некоторые математические представления. Тогда при поступлении в начальную школу он легче адаптируется к нагрузке.

Занятия математикой в ДОУ

В перечень того, что должен знать малыш, входит:

  • счет в пределах первого десятка и цифры от 1 до 10;
  • знаки сложения и вычитания, равенства, обозначения «больше» и «меньше»;
  • обобщение и сравнение по величине;
  • написание и состав цифр (от 0 и до 10);
  • знать формы квадрат и круг, уметь ровно поделить их на две и четыре составных части;
  • знать обратный счет;
  • различать понятия – центр, лево, право и другие пространственные термины;
  • иметь представление о временах года;
  • отличать геометрические фигуры;
  • знать понятие «месяц», уметь определять время суток (не детально);
  • знать дни недели;
  • верно называть числительные, названия фигур, цифры.

Дети изучают фигуры в саду

Счет и нумерация чисел

Задача преподавателя — понять, осознают ли дети конечную цель счета, для чего они это делают.

Математика для малышей в 3-4 года имеет свои особенности

Нужно направить их внимание на изучение серьезного предмета. Для этого используются всевозможные вспомогательные материалы, презентации

Изучение фигур в ДОУ

Сказки, игрушки, кубики, картинки (распечатанные на цветном принтере персонажи из сказок и мультфильмов будут прекрасным раздаточным материалом), пригодятся и лэпбуки. Их достаточно просто сделать самостоятельно.

Дети должны освоить название чисел. Но часто они не проецируют это знание на то, что касается их самих. Например, ребенок прекрасно знает порядковый счет, но не может посчитать свои пальцы. Он просто не связывает эти два понятия.

Важно! Задача педагога не только дать понятие нумерации и счета, а и связать эти вещи с реальным миром в сознании малыша

Чему учит математика малышей 3-4 лет

Каждый образованный родитель хочет понимать, насколько его ребенок хорошо развит. Не упускает ли каких навыков, которые важны в современном мире, на что стоит сделать упор. Чтобы адекватно оценить знания и умения детей, нужно знать, что требует от них сегодняшняя система образования.

Математика у трехлетних детей

Математика в 3 года в детском саду не является сложной. Дети должны:

  • Освоить работу с числами в пределах пяти. Это и порядковый, и обратный счет.
  • Понимать, из чего состоит то или иное число (например, 5 – это 4+1).
  • При счете пользоваться пальцами, счетными палочками, другими доступными предметами.
  • Правильно использовать названия порядковых числительных, а также количественных в названиях цифр.
  • Узнавать написанные числа, уметь их написать самостоятельно.
  • Называть число, которое идет перед заданным, а также после.
  • Использовать понятия «больше», «меньше», «столько же». Четко понимать разницу между ними.
  • Освоить ориентацию в пространстве (например, показать на листке тетради, где строчки выше, а где ниже, которые слева, справа, между ними, что находится в центре, что вверху, что внизу).

К сведению! Дети должны различать предметы.

По величине:

  • Большой — больше.
  • Маленький — меньше.
  • Короткий — короче.
  • Длинный — длиннее.
  • Высокий — выше.
  • Низкий — ниже.
  • Широкий — шире.
  • Узкий — уже.

Занятия по математике

По геометрической форме:

  • квадрат;
  • круг;
  • треугольник;
  • прямоугольник.

Должны находить эти фигуры и уметь их нарисовать, называть геометрическую форму окружающих предметов. Научиться определять их цвет. Различать круг и шар, квадрат и куб.

Ход занятия:

– Здравствуйте ребята! Давайте разбудим наши пальчики. (Дети выполняют пальчиковую гимнастику: «Кулачки». «День – ночь», «Замочки»)

– А вы знаете, кто такие волшебники? А где живут волшебники? Может быть у вас есть знакомые волшебники? (дети отвечают)

– Ну что же, я вижу, что вы у вас очень хорошие познания в этой области, молодцы! Поэтому я приглашаю вас в сказочное путешествие. Вы готовы? А не страшно ли вам?

– В нашем путешествии нам будет помогать вот этот волшебный сундучок. Думаю, он нам обязательно пригодится. (Детям демонстрируется сундучок. В котором лежат «волшебные предметы»)

– Итак, мы отправляемся в путешествие! А поможет нам ковер-самолет, который нас туда доставит. Из сундучка педагог достает отрез шифона (ковер-самолет)

Включается музыка, дети садятся на шифон, закрывают глаза и «летят» навстречу приключениям.

На экране появляется красивый замок.

– Ребята, посмотрите, мы на месте. Чей же этот замок! (Слышится звук разбившегося стекла) Ой, я поняла, где мы! Это королевство кривых зеркал! Кто- нибудь слышал о таком? Здесь все наоборот!

Жители этого королевства подготовили нам задание.

Игра «Скажи наоборот»

Злой – добрый

Грустный – веселый

Страшный – красивый

Холодный – горячий

Зима – лето

Черный – белый

Глупый – умный

Голодный – сытый

Ночь – день

Медленный – быстрый

Грязный – чистый

Ленивый – трудолюбивый

– Ребята, вы просто молодцы, справились с таким сложным заданием!

Но есть еще одно задание!

Разбились зеркала, в которых отражались сказки, их необходимо склеить и узнать сказки.

Игра «Собери образ»

Детям делятся на команды (количество в зависимости от общей численности в группе, каждая команда собирает разрезанные картинки, узнают сказку.

– Молодцы ребята! Нам пора, продолжить наше путешествие. Сейчас я коснусь каждого из вас волшебной палочкой, и мы перенесемся в следующее королевство.

Дети стоят в кругу, педагог под музыку касается каждого волшебной палочкой. На экране появляется замок.

– Ребята, я вас поздравляю, мы оказались в королевстве «Эльфов»

Здесь живут те самые эльфы, с которыми мы с вами познакомились в сказке «Дюймовочка».

– Ребята, нас пригласили на бал. Но прежде, мы должны помочь эльфам.

Упражнение «Наряди Дюймовочку»

На экране появляются различные украшения. Дети выбирают одно, которое они хотели бы предложить Дюймовочке и объяснить почему оно ей подходит.

Дюймовочка очень рада, ей все ваши предложения пришлись по душе. А сейчас мы отправляемся на бал.

Упражнение «Бал»

Звучит классическая музыка, дети разделяются по парам, танцуют. Плавные движения, расслабляющие.

-Ребята, нам пора попрощаться с эльфам и продолжить наше сказочное путешествие. Звучит музыка, педагог касается каждого ребенка волшебной палочкой. На экране появляется замок.

Ну вот, мы оказались в королевстве Хитрых Волшебников. (Беседа о том, что значит быть хитрым) Они нам придумали необычное и очень хитрое задание.

Игра «Угадай, о ком речь»

Волшебники очень любят шутить, вот и сейчас они предлагают угадать, кого они спрятали под шапкой невидимкой.

Сказочные персонажи.

Этот проказник убежал от бабушки и дедушки. (Колобок)

Маленькая девочка, которая появилась из цветка. (Дюймовочка)

Рыжий персонаж, живет в лесу, может любого перехитрить. (Лиса)

Коварная старушка, живет в лесу в очень необычном домике. (Баба-Яга)

Подводная принцесса. (Русалочка)

Птенец, который страдал, потому что был не похож на своих братьев и сестер. (Гадкий Утенок)

Молодцы ребята! Вы настоящие волшебники! Блестяще справились с таким сложным заданием.

На экране появляется картинка сундучка, звучит колокольчик.

– Ребята,нам пришло сообщение: «Сюрприз в сундучке».

Педагог открывает сундучок и достает от туда мухоморы из бумаги. Ребята, как вы думаете, кто мог нам оставить такой сюрприз? (Баба Яга) Правильно! А как вы догадались? (Обсуждение)

К сожалению, нам пора возвращаться назад. Дети садятся на ковер-самолет, звучит музыка.

Рефлексия.

Где мы сегодня с вами побывали?

Что было самым сложным?

До свидания, до новых встреч!

Математические примеры – Счет в пределах 10 на скорость:

Примеры нужно решать на скорость. Каждый лист поделен на 2 части – правая и левая половины. Для каждой части внизу даны пустые клетки, в которых нужно вписать время, за которое ребенок решил все примеры этой половины листа. Справа от клеток вы увидите оценку результатов ребенка. Если ребенок затратил на выполнение задания более 4 минут, то его оценка – грустный смайлик, если он успел правильно решить примеры менее, чем за 4 минуты – улыбающийся смайлик. Ну а если он справился менее, чем за 3 минуты – смайлик очень радостный – это высшая оценка!

Математические примеры – Счет в пределах 10 в количестве 8 страниц (то есть 16 заданий), находятся во вложениях внизу страницы.

Дети любят раскрашивать и обводить, поэтому данные задания сделают ваши занятия по обучению счету максимально эффективными.

Считаем до 20 с помощью веселых игровых заданий для распечатки! Все, что вам нужно – это выбрать любой набор задачек в картинках, скачать их во вложениях и распечатать на принтере. 

Здесь мы подготовили для вас устный счет в пределах 10 в виде математических заданий в картинках. Данные задания формируют у детей навыки счета и способствуют более эффективному обучению простых математических действий.

Чтобы дети могли быстро и с интересом освоить счет в пределах 10, мы подготовили для вас веселые раскраски с заданиями. Каждое задание содержит в себе картинки для раскрашивания – это стимулирует ребенка правильно выполнить задание.

В этих интересных заданиях дети узнают, что такое порядковый счет до 10. А те, кто уже знакомы с этим понятием, могут показать свои знания с помощью данного упражнения.

Здесь мы выложили для вас счет до 5 – картинки с математическими заданиями для малышей, благодаря которым ваши дети потренируют не только свои навыки счета, но и умение читать, писать, различать геометрические фигуры, рисовать и раскрашивать. 

Здесь вы можете скачать прописи цифры, распечатать их на принтере и использовать в домашнем обучении для подготовки детей к школе

В этой игре малыш должен посчитать количество предметов на игровом экране и нажать на соответствующее число. После этого он увидит и услышит порядковый счет до данного числа.

Здесь ребенку нужно быть внимательным, чтобы найти все спрятанные числа на картинке. В игре также используется порядковый счет.

В этой игре ребенку необходимо выбрать среди предложенных чисел самое большое или самое маленькое. После правильного ответа он услышит порядковый счет до этого числа.

Представляем вашему вниманию еще одну развивающую математическую игру “Сложение и вычитание до 10” для детей раннего возраста от Лисенка Бибуши, в которой малыш сможет решить восемь новых задачек на счет до 10.

Математическая онлайн игра “Задачи-примеры для малышей в картинках” состоит из восьми задачек и подойдет детям, которые учатся считать до 10. В трех уровнях игры ребенок будет решать задачи на вычитание, а в пяти – складывать заданные предметы. 

Методы и периодичность проведение занятий с малышами

Существуют четыре метода обучения детей дошкольного возраста.

Один из распространенных методов проведения занятий — демонстрационный метод. Методическим приемом демонстрационного метода считается показ. Но при показе необходимо соблюдать ряд требований:

  • краткость;
  • четкость;
  • выразительность речи;
  • согласованность действий и слов.

Математика в ДОУ

Детское образное мышление очень развито в возрасте 4-5 лет, поэтому данный метод часто используется в дошкольных учреждениях. Этот метод требует наличия демонстрационного материала:

  • картинки;
  • карточки;
  • мультфильмы;
  • игрушки;
  • живой материал: листья, ракушки, шишки, фрукты;
  • слайды и другое.

Дополнительная информация. Существует множество пособий, литературы, которые могут помочь в обучении родителям и ребенку, например, такие авторы, как Е. Бортникова, К. Шевелев, Л. Петерсон, Е. Колесникова, Л. Маврина и т.д. помогут юным математикам лучше усвоить материал.

Следующий метод – практический. Единственное условие — малыш должен самостоятельно выполнять задания. Благодаря этому методу ребенок сможет применять приобретённые навыки в окружающем его мире.

Уроки рисования для первых младших групп

Словесные методы — никто не отменял простое разъяснение дошкольнику. Всевозможные беседы, пояснения, приведение примеров, а также вопросы.

Игровой метод — это один из часто используемых приемов обучения в детских садах. Выше уже было отмечено, что с помощью игр ребенку легче освоить нелегкую для него тему. Но также данный метод формирует у ребенка творческое мышление и развивает воображение. Сюда можно включить игры, как коллективные, так и индивидуальные, распределение по ролям, воображаемые сюжеты, ситуации, требующие того или иного решения.

Обратите внимание. Каждый из этих методов не может существовать самостоятельно

Они должны пересекаться или вытекать друг из друга.

Если рассматривать периодичность, то при проведении занятий по математике для детей 4-5 лет, необходимо учитывать, что педагоги рекомендуют 10 уроков в неделю по 15-20 минут. Не нужно перегружать ребенка.

Психическое состояние

Одним из важнейших аспектов формирования личности четырёхлетнего ребёнка является психологическое развитие. Малыш должен:

  • испытывать новые для себя эмоции: восхищение, обида, стыд, грусть;
  • ориентироваться на внешнюю оценку (родителей, воспитателей, сверстников);
  • стремиться к самостоятельности;
  • владеть стандартными навыками самообслуживания.

Здоровое психологическое развитие – это заслуга внимания и терпения родителей. На рубеже 5 лет ребёнок становится более ранимым и пугливым, из-за того, что начинает больше осознавать. Ваша задача – помочь малышу побороть все страхи и обрести уверенность в том, что у него всегда будет поддержка и опора.

Диагностика в четыре года

Оценить уровень развития ребёнка, а также установить его сильные и слабые стороны вам поможет простой тест из 5 пунктов. Если выполнение заданий не вызвало никаких затруднений у малыша – вы работаете в правильном направлении. Если же он не справился более чем с одним заданием – стоит проконсультироваться со специалистом и подобрать более результативные методики.

Собери матрёшку – задание направлено на выявление уровня ориентировки по величинам и способность воспроизводить ранее увиденные действия. Разложите перед малышом матрёшку, поясняя свои действия и комментируя (эта большая, а эта меньше, а вот эта совсем маленькая) и соберите назад. Предложите ребёнку повторить ваши действия

Пирамидка – задание направлено на определение умения отделять первостепенные задачи от второстепенных (отвлечься от цвета и обратить внимание на размер). Для задания вам понадобится стандартная пирамидка из 6 колечек, каждое из которых разного цвета и размера

Попросите ребёнка проследить за вашими действиями, а затем повторить их. Разберите, а затем соберите пирамидку. Подбери ключик к замочку. Для упражнения вам понадобится детская головоломка, состоящая из коробки с прорезями разных форм, и геометрических фигур, соответствующих этим прорезям. Попросите малыша подобрать «ключик к замочку» опустив фигурки в подходящие прорези. Собери картинку. Это задание поможет вам понять, способен ли ребёнок к обучению и пространственному мышлению. Вам понадобится простая мозаика из 4 деталей и картинка, изображающая итоговый результат. Попросите малыша сложить детали мозаики так, чтобы получилась целая картинка. Покажи такой же. Это задание направлено на выявление уровня восприятия цвета и способность анализировать. Положите перед ребёнком 10-14 кубиков, так, чтобы каждого цвета было по 2. Попросите его перечислить и показать все цвета. Затем, возьмите в руку кубик, и попросите малыша найти такой же.

Ход занятия.

Организационный момент

Дети, посмотрите, к нам сегодня на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

-Здравствуйте.

-Ребята, взгляните, кто к нам еще пришел в гости (в руках воспитателя кукла, это кукла, давайте дадим ей имя.

– Маша.

-Маше интересно посмотреть, как мы будем заниматься, что уже умеем и что сегодня узнаем нового. Давайте Машу посадим на шкаф, чтобы она могла на нас смотреть.

Дети, сейчас я вам предлагаю выполнить пальчиковую гимнастику «Как у нас семья большая»:

Как у нас семья большая,да веселая:

Два у лавки стоят, два учиться хотят,

Два Степана у сметаны объедаются.

Две Дашки у кашки питаются;

Две Ульки в люльке качаются.

Основная часть

1. Ребята, хотите, сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Число и цифра»?

(Присели за стол, на свои места, в тетрадках изображены два прямоугольника, в которых нарисовано по 5 мячей, разного размера.)

-Посмотрите, что изображено в ваших тетрадях?

-Дети, давайте посчитаем, сколько мячей в верхнем прямоугольнике?

-Пять.

-А сколько мячей в нижнем прямоугольнике?

-Пять.

-Что мы можем сказать об их размере, о количестве?

-Больших и маленьких мячей поровну, по пять.

-Молодцы ребята, правильно! А теперь закрасьте маленькие мячи красным карандашом, а большие синим.

Наши картинки оживились, вот как красиво получилось, и Маше очень нравится.

2. Дети, вы любите отгадывать загадки?

-Да.

Тогда я буду загадывать, а вам нужно угадав, найти соответствующую цифру и показать её.

Игра «Загадки и отгадки».

(Необходимо подготовить цифры от 1 до 5.)

– Дети, мы не отвечаем хором, а поднимаем вверх ту цифру, которая соответствует отгадке.

Карандаш один у Миши,

Карандаш один у Гриши.

Сколько же карандашей

У обоих малышей?

-Два.

Чтобы кошка ножки не

Промочила, сколько бы

Сапожек она купила?

– Сколько же сапожек надо купить кошке?

– Четыре.

У стены стоят кадушки,

В каждой по одной лягушке.

Если б было пять кадушек,

Сколько было б них лягушек?

-Пять.

-Какую цифру вы подняли?

-Сколько лягушек в кадушках?

– Молодцы, сделали все правильно. Наша гостья, кукла Маша, устала сидеть, давайте пригласим ее на физкультминутку? Выходим из-за стола и встаем в круг,физкультминутка называется: «Быстро встаньте, улыбнитесь».

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели – встали, сели – встали

И на месте побежали.

3. А теперь присаживайтесь на свои места и посмотрите, какие фигуры лежат перед вами.

(Работа с раздаточным материалом (геометрические фигуры). Разложить геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)

– Маша (другое имя, назови геометрические фигуры в последовательности слева направо.

– Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

– Указательный пальчик правой руки положите на первую геометрическую фигуру,давайте хором посчитаем геометрические фигуры:

– Одна, две, три, четыре.

– Сколько всего фигур?

– 4

– Дети, какая геометрическая фигура у вас третья, покажите и назовите ее.

– Треугольник.

– Какая фигура вторая?

– Квадрат.

– Какой по счету у вас круг?

– Первый.

– Дима (другое имя, какой по счету прямоугольник?

– Четвертый.

-Ребята, у всех четвертый?

Отложили геометрические фигуры в сторону.

4.

– Сегодня, дети, мы с вами будем учиться раскладывать предметы слева и справа от геометрической фигуры на листе бумаги.

-Возьмите в руки круг, положите его в середину листочка, покажите указательным пальчиком правой руки круг. Дети, у всех посередине листочка лежит круг? Возьмите треугольник и положите его слева от круга, возьмите квадрат и положите его справа от круга. Дети, посчитайте, сколько геометрических фигур у вас на листочке. Скажи, Даша, Ваня, Артем.

– 3.

– Посередине, какая геометрическая фигура?

– Круг

-А справа от нее?

– Квадрат

– Как называется фигура, которая расположена слева?

– Треугольник.

Подведение итогов

Математические упражнения

Для занятий по математике потребуется дополнительный материал. ДОУ рекомендует «Игралочку» Л. Г. Петерсон. Это методическое пособие направлено на использование на уроках математики в 3 годика в детском саду. Эти тетради можно приобрести онлайн. Также рекомендуется использование методики Е. В. Колесниковой.

Развивающие карточки

Математика для 3-летнего ребенка начинается с картинок. Изготавливается пять карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5.

Нужно подготовить картинки одного цвета, но разных предметов. Например:

  • Синий цвет – машинка, шарик, цветок, зонтик и т. д. (все одного цвета).
  • Красный цвет – машинка, мяч, карандаш, зонтик и т. д.
  • Желтый цвет – машинка, шарик, мяч, ложка и т. д.
  • Зеленый цвет – машинка, шарик, цветок, зонтик и т. д.
  • Черный цвет – машинка, мяч, карандаш, зонтик и т. д.
  • Белый цвет – машинка, шарик, цветок, зонтик, заяц и т. д.

Так соберется рабочий презентатор для изучения начального счета. Предметы на картинках должны быть разного размера.

Задания:

  • Найти все карточки красного цвета. Найти и каждую картинку назвать.
  • Найти все карточки желтого цвета. Найти и каждую картинку назвать.
  • Найти все карточки синего цвета. Найти и каждую картинку назвать.
  • Найти все карточки зеленого цвета. Найти и каждую картинку назвать.
  • Найти все карточки черного цвета. Найти и каждую картинку назвать.
  • Найти все карточки белого цвета. Найти и каждую картинку назвать.

После того, как дети выполнили задание, можно переходить к следующему этапу.

Далее задания усложняются. Нужно выбрать все карточки, где нарисована машинка. Все карточки, где нарисован мяч.

К сведению! Наличие разных цветов сначала сильно сбивает детей с толку.

Сравнение «Больше-меньше»

Математика для 3-летнего ребенка, занятия которой проходят в ДОУ, включает изучение сравнений. Детям объясняется понятие «больше» и «меньше». Используется набор карточек с прошлых занятий:

  • Найти все карточки, где нарисован мяч. Потом найти все карточки, где нарисован зонтик. Сравнить количество карточек. Найти, каких рисунков больше.
  • Найти все карточки с нарисованным цветком. Потом найти все карточки с нарисованным автомобилем. Найти, каких картинок меньше.

Для наглядности можно ставить вместе картинку с машинкой и цветком. Какие картинки останутся без пары, тех и больше. Какие закончились раньше, тех и меньше.

Изучение понятия «Столько же»

В начале урока (если кто-то празднует свой четвертый год рождения) родители именинника принесли торт и конфеты. Как определить, сколько нужно каждому ребенку сладостей, не употребляя цифры? Дети высказывают свои предложения.

Вводится термин «столько же». Ребята практикуются в закреплении нового слова. Решаются задачи с похожими терминами:

  • также;
  • равное количество;
  • одинаково.

Чтение и письмо

Эти навыки понадобятся ребенку в школе. Ведь первое, что он должен будет освоить к первому классу, – как раз чтение и письмо.

На пятом году с дошкольником необходимо планировать уроки по подготовке руки к письму. Здесь уже понадобятся первые учебные пособия – детские прописи. Это прекрасные «развивалки» для руки, помогающие ребенку разработать нужные мышцы, чтобы кисть не уставала во время письма. В детских прописях малышу предлагается обводить по точкам несложные узоры, а затем воспроизводить их самостоятельно.

Для закрепления восприятия первого звука в слове (на этом основано все изучение букв) можно приклеить карточки с изображениями букв к разным предметам в доме. Пусть ребенок определит, в каком случае карточка приклеена правильно, а в каком – нет.

При обучении дошкольников чтению все больше мамочек выбирают букварь Жуковой. В нем последовательно показано, как буквы «сливаются» в слоги, даются важные рекомендации родителям. К тому же, методика обучения Жуковой соответствует требованиям школьных программ.

Только при таком подходе ребенок научится читать и писать без ошибок (часто детки переносят на письмо то, что слышат или воспринимают неправильно).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий