Занятия с методическим пособием Колесниковой по математике для 3-4 лет

Методические пособия Е. Колесниковой по математике для детей

Содержание программы, которую описывает в своих пособиях Колесникова, ориентировано на развитие математических способностей у детей от трех до семи лет. Работа проводится в двух направлениях:

  • Учет, анализ и систематизация математических знаний, полученных ранее из игр, других познавательных занятий.
  • Организации работы на основании содержания программы.

Обратите внимание! В методике педагога все познавательные занятия сочетаются с игровой формой. Она считается самой эффективной, так как в игре лучше усваивается полученный материал

Математика для 3-4 лет

Первая часть учебно-методического комплекса, опубликованная в 2015 году, предназначена для работы с детьми от 3 до 4 лет. Рабочая тетрадь называется «Я начинаю считать».

Пособие состоит из набора увлекательных упражнений, которые познакомят малышей со счетом до 5. В книге можно найти следующие упражнения:

  • на освоения понятий геометрических фигур;
  • на умения ориентироваться в пространстве, определять положение предметов относительно друг друга;
  • определять время суток;
  • решение логических заданий.

Выполнение заданий, содержащихся в пособии, помогает решать одну из важнейших задач государственной системы образования. Она заключается в формировании предпосылок для дальнейшей успешной учебной деятельности.

Важно! Методическое пособие используется в работе вместе с рабочей тетрадью. Красочные иллюстрации будут способствовать эффективному обучению

Пособие для детей от 3-4 лет

Математика для 5-6 лет

Следующей образовательной ступенькой в программе является математика для детей 5-6 лет Колесникова, издание 2017 года. Она включает в себя книгу и рабочую тетрадь «Я считаю до 10».

Возрастная программа для детей от пяти до шести лет по методике Колесниковой включает в себя следующие занятия, проводимые в игровой форме:

  • Совершенствования счета до 10 и обратно, как порядкового, так и количественного.
  • Развитие общего представления о множестве, анализе и сравнении геометрических фигур.
  • Раскладывание предметов по величине от большего к меньшему и наоборот.
  • На основе красочных иллюстраций знакомство с задачами на элементарные арифметические действия.
  • Закрепление классификации геометрических фигур по различным параметрам.
  • Изучение представления о времени, последовательности дней недели, времен года, месяцев.
  • Обучение ориентирования в пространстве, закрепление умения определять положения предметов.

В тетради предлагается большое количество логических задач, выполненных красочными иллюстрациями в игровой подаче.

Пособие с 5 до 6 лет

Математика для 6-7 лет

Математика для детей от шести до семи лет входит в четвертую часть учебно-методического комплекса. Такая математика (старшая группа, Колесникова — автор) рекомендуется к использованию вместе с тетрадью «Я считаю до двадцати». В ней содержатся игровые задания и наглядные иллюстрации.

Обратите внимание! Тетрадь по математике для детей шести-семи лет содержит задания, которые позволят оценить подготовку по предмету. Организация занятий по этому дидактическому пособию дает возможность при необходимости своевременно восполнить проблемы в образовании

Дополнительный комплект для дошкольников создан для расширения достижений детей, обеспечения его дальнейшего развития в области математики. В процессе освоения программы формируются личностные качества, которые в дальнейшем необходимы для адаптации в школе, ребенок учится самостоятельно принимать решение, высказывать свое мнение.

Грамотно построенная работа по математической программе Колесниковой дает высокие результаты. Дети начинают ощущать себя более талантливыми и успешными, не боятся выполнять сложные задания.

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Воспитатель выставляет на стол 3 куклы и 4 кукольные стула. Дети собираются вокруг игрушек.

Воспитатель: Ребята, сегодня я принесла вам новые игрушки. Сколько кукол?

Дети: 3.

Воспитатель: А сколько стульчиков?

Дети: 4.

Воспитатель: Хватит ли куклам стульчиков?

Дети: Да.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что стульчиков больше, чем кукол.

(Если дети затрудняются, кукол можно посадить на стульчики, что позволит детям правильно ответить на вопрос.)

Воспитатель: Хотите поиграть ими?

Дети: Да.

Воспитатель: Чтобы ими поиграть, нужно задания выполнять. Вы готовы выполнить задания?

Дети: Да.

Воспитатель: А задания все будут математические.

2. Основная часть.

Геометрические фигуры

Дети садятся на стулья полукругом. Воспитатель тоже садится на стул рядом с мольбертом, где прикреплены картинки с геометрическими фигурами – круг, квадрат, треугольник.

Воспитатель: Какие геометрические фигуры вы знаете?

Дети: Круг, квадрат, треугольник.

Воспитатель крепит к мольберту картинку с геометрической фигурой – прямоугольник.

Воспитатель: Эта фигура называется прямоугольник. На какую фигуру он похож?

Дети: На квадрат.

Воспитатель: А чем похожи прямоугольник и квадрат?

Дети: 4 угла. 4 стороны.

Воспитатель: Верно

Но, ребята,обратите внимание: у квадрата все стороны одинаковые, а у прямоугольника две стороны короткие и две стороны длинные. Сыграем в игру на внимание? Вы будете закрывать глаза, а я буду прятать одну геометрическую фигуру

Вам нужно будет сказать, какую фигуру я спрятала.

Дети закрывают глаза, воспитатель убирает с мольберта прямоугольник. Дети открывают глаза, называют фигуру, которой не хватает. В следующий раз воспитатель прячет квадрат.

Воспитатель: Ребята, фигуры могут быть разного размера – большие и маленькие.Давайте пройдем к столам и выполним задание: зеленым фломастером обведем большой прямоугольник, а желтым фломастером обведем маленький прямугольник.

Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель: Как называется геометрическая фигура, у которой две стороны короткие, а две стороны длинные?

Дети: Прямоугольник.

Воспитатель: Ох, ребята, как хорошо мы потрудились. Нужно отдохнуть.

Динамическая пауза.

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать,

Весело шагать. Шагать на месте.

Руки поднимать,

Руки опускать. Ноги вместе, руки на поясе. Руки поднять вверх, опустить вниз.

Приседать и вставать,

Приседать и вставать. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Присесть на корточки, руки вытянуть вперед. Вернуться в исходное положение.

Прыгать и скакать,

Прыгать и скакать. Ноги вместе, руки на поясе. Прыжки на месте.

Количество и счет

Воспитатель: Отдохнули, а теперь посчитаем.

Воспитатель выставляет на доску 3 картинки на каждой по одной белке.

Воспитатель: Ребята, кто изображен на доске?

Дети: Белки.

Воспитатель: Хлопните в ладоши столько раз, сколько белок на доске.

Дети хлопают 3 раза.

Воспитатель: Да, на доске 3 белки. Давайте посчитаем их.

Воспитатель вызывает 1 ребенка посчитать белок.

Воспитатель выставляет на доску еще одну картинку с изображением белки.

Воспитатель: Хлопните в ладоши столько раз, сколько теперь белок на доске.

Дети хлопают 4 раза.

Воспитатель: Да, теперь на доске 4 белки. Давайте посчитаем белок.

Воспитатель вызывает 1 ребенка посчитать белок.

Воспитатель: Вот мы и посчитали.

3. Заключительная часть.

Воспитатель и дети собираются полукругом вокруг стола, на котором 3 куклы и 4 кукольные стула.

Воспитатель: Ребята, вспомните, с какой геометрической фигурой мы сегодня познакомились? Как она называется?

Дети: Прямоугольник.

Воспитатель: А считали мы с вами сегодня до скольки?

Дети: До 3 и до 4.

Воспитатель: Вот мы и выполнили математические задания. Вы все еще хотите поиграть новыми игрушками?

Дети: Да!

Ход НОД:

Организационный момент:

Воспитатель:Дети, давайте с вами встретим сегодняшний день, поприветствуем друг друга. Встаньте, пожалуйста, в круг.

Собрались все дети в круг

Я – твой друг и ты – мой друг!

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу.

Воспитатель:Здорово! Теперь, благодаря вашим улыбкам, наш день обязательно будет хорошим, принесёт нам много нового и интересного.

Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот эту коробку. Заглянула в неё и нашла письмо. А кто его написал, вы узнаете, отгадав загадку.

Кто же это, очень странный

Человечек деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос суёт он длинный.

Кто же это?

Дети:Буратино.

Читаем письмо:

«Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Злые кот Базилио и лиса Алиса перехитрили меня и отобрали мой золотой ключик, который я нёс папе Карло. А чтобы найти их и забрать ключик, мне нужно выполнить задания. Я боюсь, что не справлюсь. Пожалуйста, помогите!»

Воспитатель: Ну, что, ребята? Поможем Буратино?

Дети: Да!

Воспитатель:

Для начала разминка (с мячом)

– Вспомнить порядковый счет от 1 до 10.

– Назови все части суток? (утро, день, вечер, ночь).

– Сколько дней в неделе?

– Какой сегодня день недели?

-Какой был вчера?

– Какой будет завтра?

– Назови дни недели по порядку, начиная с понедельника;

– Сколько ушей у двух кошек?

– Какое сейчас время года?

– Назовите все времена года;

– Сколько пальцев на двух руках?

– Сколько лап у двух собак?

– Какой сейчас месяц?

– Сколько месяцев в году?

– Назовите их по порядку;

– Назовите зимние месяцы (весенние, летние, осенние);

– Сколько солнышек на небе ночью?

Воспитатель:А сейчас время садиться за столы. На своё место идёт тот, кто назовёт число на 1 больше, числа, которое назову я.

Воспитатель:Молодцы, вы хорошо справились.

3 задание рабочей тетради «Слушай и рисуй».

Перед началом работы приготовили наши пальчики:

Пальчиковая гимнастика:

Червячки.

Раз, два, три, четыре, пять, Червячки пошли гулять.

Ладони лежат на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы, идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).

Вдруг ворона подбегает, складываем пальцы щепоткой

Головой она кивает, качаем ими вверх и вниз.

Каркает: «Вот и обед!» Раскрываем ладонь.

Глядь – а червячков уж нет! Сжимаем кулачки, прижимая их к груди.

Воспитатель:Приступаем к заданию, где нарисованы стулья.Задания и вопрос:

– Нарисуйте мяч на первом стуле.

– Нарисуйте мяч под вторым стулом.

– Нарисуйте мяч справа от третьего стула.

– Нарисуйте мяч слева от четвёртого стула.

– Где нарисовали мячи? (На стуле, под стулом, справа от стула, слева от стула).

4 задание в рабочей тетради «Будь внимательным».

– Найдите четвёртое задание в тетради. Вы сможете сами догадаться, какое здесь задание? (Ответы детей).

– Закрасьте столько кружков, сколько отличий между клоунами.

Задания и вопрос:

– Сколько кружков закрасили? (Четыре).

– Назовите отличия. (Клоун слева играет семью шариками, а клоун справа – девятью; у клоуна слева три пуговицы, а у клоуна справа – две; у клоуна слева цветок на шляпе с пятью лепестками, а у клоуна справа – с четырьмя; у клоуна слева воротничок с пятью треугольниками, у клоуна справа – с шестью).

Физкультминутка «Живая неделя».

В понедельник я купался, (Изображаем плавание)

А во вторник – рисовал. (Изображаем рисование)

В среду долго умывался, (Изображаем умывание)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте)

В пятницу я бегал, прыгал, (прыжки на месте)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье, (Хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал.

(Дети садятся на корточки, руки под щёку – засыпают).

5 задание рабочей тетради «Рисуем собачку».

– Посмотрите на последнее задание и скажите мне, что надо сделать в этом задании. (Справа нарисовать собачку, начиная от точки, точно такую же, как слева).

Вопросы:

– Из каких геометрических фигур нарисована собачка? (Из прямоугольников)

– Сколько прямоугольников? (Восемь).

Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

– Давайте посмотрим, как вы выполнили задания. В первом задании написали пример 10+7 =17. Во втором продолжили узор. В третьем рисовали мяч на стуле, под стулом, справа от стула, слева от стула. В четвёртом считали отличия между клоунами и закрашивали кружки. В пятом задании рисовали собачку по образцу.

Если выполнены правильно пять заданий, то у ребёнка должно быть пять смайликов. Если есть ошибки, то меньше.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ:

-Что мы делали

-Чему учились?

– Что нового узнали на занятии?

Советы по работе с книгой

По методике Е. Колесниковой занимаются не только в детском саду. Родители самостоятельно могут проводить занятия дома. В интернете можно в режиме онлайн скачать книги и распечатать их. Если нет возможности сделать цветную печать, лучше всего приобрести тетради, так как в цветном оформлении они вызывают наибольший интерес у детей.

Познакомить малышей с математикой по методике Колесниковой будет совсем не сложно

Красочные иллюстрации, веселые стишки сразу же привлекают детское внимание. Изучение серьезного предмета станет игрой

Ребенок с интересом познакомиться с количеством, понятием пространства, времени.

Программа обучения имеет следующие цели:

  • Методика Колесниковой по изучению математики в средней группе позволяет четко сформировать и закрепить понятия времени суток, года.
  • У детей должен появиться интерес к сравнению предметов, форм, веса, цвета и размера.
  • Сформировать у детей умение воспринимать расположение предметов относительно друг против друга.

Все полученные знания рекомендуется закреплять в игровой форме. Часто в детских садах проводят тематические физкультминутки.

Не стоит долго заниматься с маленькими детьми. Они очень быстро устают и теряют интерес. В процессе обучения необходимо делать небольшие паузы, в течение которых малыш сможет расслабиться. В возрасте шести лет во время паузы можно предложить ребенку отгадать загадки, решить кроссворд.

Проводить занятия по подготовке к математике по методике Колесниковой рекомендуется в мягкой форме. Она должна быть ненавязчивой. Всегда необходимо учитывать возрастные особенности детей.

Важно! В процессе обучения важно создать для ребенка естественную форму. Именно в таких условиях ему легче всего сконцентрироваться

Форма занятий

Е. В. Колесникова выстраивала свою методику на доверительных отношениях между воспитателями, родителями и детьми

Важно, чтобы взрослый прислушивался к мнениям и пожеланиям малышей

Для успешного освоения любой программы важно накопление таких знаний:

  • активность;
  • умение работать в паре, сотрудничать;
  • дружелюбие по отношению к окружающим, сверстникам;
  • любознательность, проявление интереса к изучению нового;
  • уверенность в себе.

Обратите внимание! Эти навыки пригодятся не только в младшем возрасте, но и в десять, двенадцать лет, когда ребенок начинает осваивать сложные предметы в школе. Методика предусматривает отдельное время для отдыха от обучающего процесса

Это должны быть активные пятиминутки

Методика предусматривает отдельное время для отдыха от обучающего процесса. Это должны быть активные пятиминутки.

После завершения полного курса обучения по книгам Колесниковой у детей на третьем году жизни закрепляются представления о цифрах, они начинают различать геометрические фигуры, умеют сопоставлять их с окружающими предметами.

Успешное обучение в раннем возрасте поможет малышу в дальнейшем освоить школьную программу без затруднений. Пособия Колесниковой по математике дают возможность получить основы предмета, научиться анализировать, сравнивать и сопоставлять.

Что содержат книги

Учебная программа «Математические ступеньки» проработана и дополнена в соответствии с требованиями ФГОС.

Содержание программы включает в себя не только формирование первичных представлений о понятии количества, числа, пространства, времени, размера, но и развивает интересы детей. Им дается мотивация для познавательной мотивации, которая в дальнейшем формирует предпосылки к эффективному обучению по школьной программе.

Методика включает в себя для каждой возрастной группы следующие тематические разделы:

  • величина;
  • количество, счет;
  • понятие времени;
  • ориентировка в пространстве.

Методика Колесниковой предусматривает следующие шаги в образовании, отраженные в ее пособиях:

  1. Первый этап образовательной программы нацелен на детский возраст от трех до четырех лет. Основная цель — развить базовые ориентации и восприятия.
  2. Для детей от четырех до пяти лет в пособиях добавляются задания для развития и анализа устной речи.
  3. Дети после пяти лет начинают одновременно обучаться чтению.

Обратите внимание! Все учебные книги и рабочие тетради по математике для детей раннего возраста основаны на развивающихся заданиях в игровых формах. Педагоги считают, что именно таким методом дети лучше всего осваивают материал

Все упражнения в книгах сопровождаются иллюстрациями, стихами.

Проводя занятия по этой методике, взрослые помогают малышу тренировать память, концентрировать внимание

Содержание тетрадей

Ход занятия:

1. Заучивание стихотворения И. Блюмкина

Выгнув шею – гусь и только,

Цифра три спешит за двойкой.

2. Игровое упражнение «Отгадай загадку» (лист 3, рис. 1)

Предложить детям отгадать загадки

Носик круглый, пяточком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек – копытца.

Трое их – и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три поросенка)

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке,

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки,

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

Жадным быть, разумеется, плохо.

Кого обманула лисица – пройдоха?

Припомните двух неразумных зверей

И сказку про них назовите скорей.

(Два жадных медвежонка)

Задание

Нарисуйте под каждой картинкой столько кружков, сколько соответствует числу в отгадке.

3. Учимся писать цифру 3 (лист 3, рис. 1)

Необходимо детям дать задание обвести цифру 3 по точкам, а затем написать в каждой клеточке до конца строчки.

4. Игровое упражнение «Нарисуй шарики» (лист 3, рис. 2)

Нарисуйте в каждом прямоугольнике шариков столько, чтобы их количество соответствовало цифре, написанной под ним.

Вопросы:

Сколько нарисовали шариков в первом прямоугольнике? (Три)

Почему? (потому что под ним нарисована цифра 3)

Аналогичные задания детей со вторым и третьим прямоугольниками.

5. Знакомство с пословицами

Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года.

Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы учиться лени – только три дня

6. Физкультминутка «Три медведя»

Три медведя шли домой: (Дети шагают на месте вперевалочку)

Папа был большой – большой, (поднять руки над головой)

Мама с ним – поменьше ростом, (Руки на уровне груди)

А сынок – малютка просто (Приседают)

Очень маленький он был,

С погремушками ходил, (дети имитируют игру с

Дзинь – дзинь, дзинь – дзинь. погремушками)

7. Логическая задача «Дорисуй недостающие фигуры» (лист 3, рис. 3)

Задания

Назовите геометрические фигуры (овал, квадрат, треугольник)

Назовите и нарисуйте недостающую фигуру во втором ряду (квадрат)

Назовите и нарисуйте недостающую фигуру в третьем ряду (овал)

Аналогичная работа проводится со вторым квадратом.

8. Работа со счетными палочками

Для выполнения задания понадобится счетные палочки.

Читаем стихотворение детям В. Житомирского и Л.Шеврина:

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад

А зовут его квадрат.

Вопросы и задания

Сколько палочек нужно, чтобы выложить квадрат? (4)

Выложите на столе квадрат.

9. Рисование квадратов и цветка в тетради в клетку (лист 3, рис 4)

Задания и вопросы:

Нарисуйте квадраты, как показано на рисунке.

Из каких фигур нарисован цветок? (из квадратов)

Нарисуйте цветок, как показано на рисунке.

10. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Список литературы:

1. Колесникова Е. В. Математика для детей 5-6- лет Учебно- методическое пособие к рабочей тетради. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 80 с.

2. Колесникова Е. В. Я считаю до десяти. Математика для детей 5-6 лет. – ТЦ Сфера, 2015. – 30 с.

3. Колесникова Е. В. Демонстрационный материал. Математика для детей 5 -6 лет. – ТЦ Сфера, 2015.

Список используемой литературы.

1. Е. В. Колесникова. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у

дошкольников. – ТЦ Сфера, 2015.

2. Е. В. Колесникова. Математика для детей 5 – 6 лет. Учебно- методическое пособие к рабочей тетради «Ч считаю до

десяти». – ТЦ. Сфера, 2015.

3. Е. В. Колесникова. Я считаю до десяти. Математика для детей 5 – 6 лет. – ТЦ. Сфера, 2015.

4. Е. В. Колесникова. Демонстрационный материал. Математика для детей 5 – 6 лет. – ТЦ.

Список используемой литературы.

1. Е. В. Колесникова. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у

дошкольников. – ТЦ Сфера, 2015.

2. Е. В. Колесникова. Математика для детей 5 – 6 лет. Учебно- методическое пособие к рабочей тетради «Ч считаю до

десяти». – ТЦ. Сфера, 2015.

3. Е. В. Колесникова. Я считаю до десяти. Математика для детей 5 – 6 лет. – ТЦ. Сфера, 2015.

4. Е. В. Колесникова. Демонстрационный материал. Математика для детей 5 – 6 лет. – ТЦ.

Список используемой литературы.

1. Е. В. Колесникова. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у

дошкольников. – ТЦ Сфера, 2015.

2. Е. В. Колесникова. Математика для детей 5 – 6 лет. Учебно- методическое пособие к рабочей тетради «Ч считаю до

десяти». – ТЦ. Сфера, 2015.

3. Е. В. Колесникова. Я считаю до десяти. Математика для детей 5 – 6 лет. – ТЦ. Сфера, 2015.

4. Е. В. Колесникова. Демонстрационный материал. Математика для детей 5 – 6 лет. – ТЦ.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий