Занятие по развитию речи в младшей группе

Ход занятия:

Организационный момент. Мотивация.

– Здравствуйте, ребята. Давайте вместе встанем в круг и дружно поприветствуем друг друга.

-Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг. Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

– Давайте подарим друг другу свои улыбки. Меня зовут Татьяна Геннадьевна. Я пришла к вам в гости не одна. А кто пришел со мной, вы узнаете,если загадку отгадаете:

Кто в лесу глухом живет-

Неуклюжий, косолапый

Летом ест малину, мед,

А зимою сосет лапу.

– Конечно, медведь! Давайте, поздороваемся с медведем Мишей. Но, почему – то наш гость грустный? Что случилось? Дети, ему очень нужна ваша помощь! Насобирал наш Миша в мешочек овощей, фруктов и ягод, а теперь не может в них разобраться, в какую корзинку их положить.

I Основная часть.

1. Игра «Чудесный мешочек» (Создание проблемной ситуации)

– Дети, давайте поможем Мишке – Какие же овощи, фрукты и ягоды принес он в мешочке? (Достаем предметы, проговариваем названия и раскладываем по корзинкам).

– Сколько у нас ягод, фруктов и овощей! А, какой овощ в корзинке самый большой? Правильно, капуста. Ее можно солить, рубить, даже, отжимать.

2. Пальчиковая гимнастика.

Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста, если я – капуста

Мы капусту рубим,

Мы морковку трем,

Мы капусту солим,

Мы капусту жмем. От засолки, не от скуки, Ох, устали наши руки.

3. Дидактическая игра «Образуй новое слово».

– Дети, скажите, а что получится, если эти фрукты, овощи отжать? Конечно, сок. Давайте посмотрим и узнаем, какие же соки получаются из нашего урожая.

Презентация «Что из чего получается»

(яблоко – яблочный, огурец – огуречный, малина – малиновый и т. д.). А, подумайте и скажите, какая машина помогает выжать сок? (Соковыжималка)

4. Физминутка.

– Дети, наш Миша пришел из сказки, значит он какой? (Сказочный)

– А, что делают зимой в лесу настоящие медведи (Спят в берлоге)

– Давайте представим, что мы тоже маленькие медвежата и спим в берлоге.

Весной мишки просыпались,

Чисто, чисто умывались.

Мыли щечки, мыли ушки,

Мыли носики друг дружке.

Надевали колпачки,

Подбивали каблучки

За руки друг друга брали, и по садику гуляли.

II Рисование «Наполним стаканчики соком» (Дети сидят за столами)

– Дети, какую ягоду больше всего любят медведи? Какой сок получится из малины? У нас на столах лежат листочки, на них нарисованы стаканчики, давайте «наполним» их соком для нашего Миши, закрасим цветными карандашами (Индивидуальная помощь при закрашивании, следим за посадкой детей)

III Заключительная беседа- Ребята, посмотрите, сколько сока у нас получилось! Всем друзьям хватит угоститься. Наш Миша очень доволен. Давайте с ним попрощаемся и попросим его еще раз прийти к нам в гости.

Дидактические игры в развитии речи

Чтобы повысить эффективность использования игры, необходимо применять дидактические игры, систематизировать их и оформлять в виде картотеки.

Это позволяет сделать дидактическую игру важным видом организации обучения дошкольников родному языку.

Методика формирования речи младших дошкольников для оптимального решения задач речевого характера, для поддержания интереса и для создания атмосферы непосредственности, а также для эмоциональности подразумевает использование следующих методик и приемов:

  • активное использование коммуникативной, а также игровой мотивации;
  • создание проблемных ситуаций, чередование прямых приемов обучения с игровыми, а также внедрение методов косвенного воздействия – игровых правил, дидактических материалов, приемов драматизации;
  • применение личностных и хоровых ответов детей, а также двигательных и словесных;
  • применение разнообразных материалов демонстрационного хараткера;
  • применение заданий, выполняя которые дошкольники меняют позу и двигаются (игровая специфика этих заданий заставляет детей принимать воображаемые ситуации, учит их игровым действиям).

Ход занятия:1часть:(вводная)

Воспитатель: Ребята, а вы любите ходить в гости?

Дети: Да, любим.

Воспитатель: К кому вы ходите в гости? А нравится ли вам, когда гости приходят к вам? Кто приходил к вам в гости? Ребята, но гостей надо уметь встречать. (Раздаётся стук в дверь) Вы слышите, кто-то стучится, может быть к нам пришли? Давайте посмотри? Ой, ребята посмотрите, Сегодня к нам в гости прибыли игрушки из соседней группы. Встречайте их. (Вносится большая корзина с игрушками).

Воспитатель: Ребята, как нужно приветствовать гостей?

Дети: Здравствуйте, мы вам очень рады, проходите, пожалуйста!

2 часть (основная)

Дидактическое упражнение «Давай познакомимся».

Воспитатель: Ребята, давайте знакомиться. Нужно назвать свое имя и сказать, какими игрушками вы больше всего любите играть.На пример: «Меня зовут Юлия. Я очень люблю играть с конструктором и мячом». А теперь вы представьтесь нашим гостям, а я вам буду помогать. (Дети называют себя и свои любимые игрушки)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, игрушки очень любят, когда к ним ласково обращаются.Давайте будем их называть ласково: кукла – куколка, машина – машинка, мяч – мячик, флаг – флажок, кот – котик, погремушка – погремушечка, матрешка – матрешечка, барабан – барабанчик.

Воспитатель: Ребята, скажите мне, а зачем нам нужны игрушки (ответы детей)

Дидактическая игра: «Зачем нужны игрушки».

Показываю детям машину. Дети называют действия, которые можно производить с машинкой.

Машина – ее можно катать, возить за веревочку, перевозить на ней кубики, кукол и т. д.

Конструктор – из него можно построить дом, ворота, башню, мост, дорогу.

Мяч – бросать, ловить, катать, отстукивать, подбрасывать, передавать. Можно бросать в кольцо, играть в футбол…

Кукла – одевать, гулять с ней, танцевать, укладывать спать, кормить. А так же ее можно возить в коляске, в саночках и т. д.

Загадки об игрушках:

Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем в игру “Загадки и отгадки”.

Я хорошая игрушка,

Буду девочкам подружкой.

Я могу сидеть в коляске,

Закрывать умею глазки. (Кукла.)

Красный, синий, яркий, круглый,

Он красивый и упругий.

Прыгает, несется вскачь,

Отгадай, что это? (Мяч.)

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они живут друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка.)

Что за зверь со мной играет? –

Не мычит, не ржёт, не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапах коготки. (Кошка.)

Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали все загадки.

Воспитатель: Ребята, что-то мы засиделись. Давайте поиграем, наши руки-ноги потренируем.

Физминутка “Наши любимые игрушки ”

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы играть! (шагаем на месте)

Кукла-куколка, бай-бай

Поскорее засыпай! (имитация укачивания куклы)

Флажок за палочку возьму,

Подниму и помашу (имитация)

Скачет мячик как живой,

Красный, желтый, голубой!

Кубик к кубику кладём,

Строим, строим новый дом! (дети ставят друг на друга кулаки)

Сели мы в машины,

Зашуршали шины…шшшш, би-биб!

И приехали на свои стулья!

Дидактическая игра «Назови одним словом»

Воспитатель показывает картинки с изображением предметов.

Ребята, на этой картинке изображены предметы. И все они чем-то взаимосвязаны. Почему? Давайте посмотри!

Воспитатель: Ребята, в нашей корзине я вижу игрушку. Да не простую, а музыкальную.

Что за игрушка, вы мне подскажите?

Дети: барабан!

Дидактическое упражнение «Барабан».

Воспитатель: Бум-бум, тра-та-та!

Барабан гремит с утра.

Приготовьте указательные пальчики – «барабанные палочки»,сейчас будем барабанить ими по столу и говорить:

«Бам-бам-бам». «Бим-бим-бим». «Бум-бум-бум». «Бем-бем-бем».

Дидактические упражнения «Чего не стало» и «Что изменилось».

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти игрушки (5-6 штук) и постарайтесь запомнить. А теперь закройте глазка. (Воспитатель убирает одну игрушку). Откройте глазка, посмотрите и скажите. какой игрушки не хватает.

(Проводится 2-3 раза, а затем игрушка не убирается, а добавляется.Дети отвечают на вопрос: «Что изменилось»).

3 часть (заключительная)

Воспитатель: Сейчас вы можете поиграть с игрушками. Эти игрушки дали нам ребята из соседней группы, и они будут огорчены, если мы вернем им какие-то игрушки поломанными. Расскажите, пожалуйста, как нужно играть, чтобы игрушки не сломались и еще долго радовали ребят?

Дети: Не бросать их на пол, на них могут наступить. Не кидаться игрушками. После игры аккуратно положить игрушки на место.

Воспитатель: правильно, если мы будем заботится о своих игрушках,они всегда нас будут радовать и дружить с нами!

Ребята, сейчас я вам хочу вручить вот такие медальки, за то, что вы сегодня так активно отвечали и встретили наших гостей из соседней группы, молодцы!

Формирование лексики и грамматики

Лексика детей обогащается, совершенствуются и формы ее использования

Если во время наблюдения за картинками обращать детское внимание на красоту природы, то в 4-6 лет дети начинают усваивать соответствующие термины и методы характеристики природы. Хотя в этом возрасте они пока говорят только о размере и цвете объектов, примерно 30 процентов их определений носят развернутый характер, содержат перечисления, признаки и элементы сравнения

Также дети начинают дифференцированно применять грамматический речевой строй. Наиболее благоприятной ситуацией, которая бы побуждала детей включать в высказывания сложные предложения, является такая, в которой нужно что-то объяснять и в чем-то убеждать.

До 4 лет у дошкольников случаются ситуации индукционных отношений между игровыми действиями и речью. Дети комментируют то, что они видят, говорят о том, что планируют сделать или уже сделали, но при этом они молчат, когда выполняют непосредственные действия.

У детей в три с половиной года начинает постепенно формироваться речевая основа для развития дружеских отношений, для усвоения поведенческих правил. Но для этого нужно владеть спецификой проявления общения и разбираться в способах его совершенствования.

Вместе с этим в ФГОС уделяется внимание играм, как эффективной форме организации деятельности детей. Игра – это главная деятельность дошкольников

В играх они развиваются, познают окружающий мир в доступной для них форме. При этом игры можно использовать для решения педагогических задач.

Конспекты занятий по развитию речи в младшей группе детского сада

Занятия по развитию речи являются для педагогов и родителей возможностью дополнить тематические занятия и мероприятия в течение года.

Детская речь как средство общения: этапы развития и функции

«Посуда»

Отрабатывая грамматические особенности речи, внимание нужно уделять предлогам. Воспитатель может предложить сварить для куклы обед

Для этого нужно достать из шкафа нужную посуду

Воспитатель может предложить сварить для куклы обед. Для этого нужно достать из шкафа нужную посуду.

— Какая посуда есть в шкафу? Какая нам надобится? Кастрюлю поставим на плиту. Нальём в неё воду. На разделочной доске ножом порежем овощи. Помешаем поварешкой.

Суффикс помогает изменить размеры описываемого предмета.

— Суп будем есть столовыми ложками, а ягоды из компота — чайными ложечками.

Таким образом дети учатся словообразованию.

— Хлеб нужно положить в хлебницу, сахар в сахарницу, соль в солонку.

«Профессии»

Ребят можно отправить в воображаемое путешествие по стране «Профессии». За счет этого отрабатываются слова, обозначающие действия (глаголы). Воспитатель может перечислять действия, совершаемые игрушками, и просить угадать ребят профессию. Например: «гном Петя работает в саду, сажает цветы, поливает, убирает сухую траву, рыхлит землю. Петя — (садовник)».

Можно действовать от обратного. Представить игрушечного персонажа и назвать его профессию, а потом перечислить как можно больше выполняемых им действий.

— Это доктор Айболит. Давайте вспомним, чем он занимается (лечит горло, меряет температуру, ставит уколы, даёт таблетки, бинтует, мажет мази).

«День защитника Отечества»

Во второй половине февраля в саду проходят мероприятия, посвящённые 23 февраля. Развивая словарный запас, ребята описывают известные им предметы и узнают новые слова и понятия, затрагивающие эту тему.

Например, на столе воспитателя могут находиться сразу несколько игрушек. Детям нужно предложить назвать их по очереди: самосвал, автобус, военный грузовик с солдатами, гоночная машинка.

— Как можно назвать эти игрушки? (транспорт).

Обратите внимание! Можно описать гоночную машину и солдатский грузовик (грузовик большой, а карт маленький; в кузове сидит много бойцов, а в карте один гонщик; военная машина зелёного цвета, а спортивная красного и т. д.)

Также дети могут заканчивать начатые предложения:

  • танкист служит… (в танке);
  • пограничник охраняет… (границу);
  • лётчик летит в… (самолёте).

Сюжетно-ролевая игра

«Народная игрушка»

Цель такого урока — знакомство с грамматическими особенностями речи. Воспитатель может познакомить ребят с новой игрушкой, показать, как она открывается, что находится внутри.

— Матрёшка — народная игрушка. Её изготовил мастер. Он сделал её из дерева, а потом нарисовал красками лицо и одежду.

Обратите внимание! Ребята должны разглядеть деревянную игрушку и сидящую рядом с ней пластмассовую куклу, а воспитатель спросить, чего нет у Матрёшки (двигающихся ручек и ножек, шеи, текстильного платья, причёски и т. д.)

Ответы должны быть в родительном падеже.

Инновационные технологии в логопедии: лэпбук и логопедический уголок

«Масленица»

В начале весны с ребятами можно организовать обсуждение Масленицы. Воспитатель должен рассказать о традиционных зимних забавах, угощениях и играх, научить детей закличкам.

«Гори, гори ярче — лето будет жарче,

А зима теплее, а весна милее.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Где сугробы лягут, будет больше ягод.

Пусть несут в колоду пчелы больше меду.

Пусть в полях пшеница густо колосится».

Методические приемы занятий по развитию речи в младшей группе

В младшей и средней группах ДОУ часто проводят упражнения по усвоению элементов фонетики.

Как проходит занятие

«Рано-рано по утру

Пастушок ту-ру-ру-ру».

Воспитатель задаёт голосом ритм, влияющий на быстроту движений.

«Гуляли ножки по дорожке топ-топ

Побежали ножки топ-топ-топ-топ

Остановились ножки

Захлопали в ладошки хлоп-хлоп».

Игра «Кто как кричит»

«Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу.

Кудах-тах-тах. Снеслась в кустах.

Мурр-мурр. Пугаю кур

Кря-кря. Завтра дождь с утра.

Му-у, му-у! Молока кому».

Можно показать, как шипит рассерженная кошка, как мяукает котёнок, какие голоса у других домашних животных.

Важно! Основной формат обучения дошколят — игра. НОД (непосредственная образовательная деятельность) создаёт во время занятия творческую, игровую атмосферу, способную мотивировать на получение новых знаний

НОД (непосредственная образовательная деятельность) создаёт во время занятия творческую, игровую атмосферу, способную мотивировать на получение новых знаний.

Необходимо следить за словарным запасом ребят и грамматическим строем их речи.

Урок-игра

Примерный план занятий по развитию речи в младшей группе

Годовой план составляется с учётом проведения тематических и воспитательных мероприятий. Работа по развитию речи должна найти отражение в повседневных занятиях и дополнить их.

Обратите внимание! В рамках программы дети заучивают песни и стихи (в декабре про Новый год, в марте про Международный женский, в апреле про космос), рассказывают об изменениях окружающей природы (в ноябре о приходе зимы, в марте о наступлении весны), слушают и пересказывают сказки, соответствующие их возрасту

Физминутка — необходимая пауза

Отличительной возрастной особенностью 4-х лет является двигательная активность. Это качество можно использовать в хороводных играх, показывая ребятам движения, по смыслу подходящие к словам.

Обратите внимание! Проговаривание текста через действия помогает быстрому запоминанию. Движения придают создаваемому образу большую выразительность

«Дедушка Рох

Посеял горох (сеют семена)

Землю копал — тяжко вздыхал ( копают).

Когда убирал —

Пот утирал (вытирают лоб одной, потом другой рукой).

Когда молотил —

По пальцу хватил (трясут кистями рук).

Зато когда ел,

Язык проглотил —

Так было вкусно (кладут в рот воображаемый горох, гладят свои животики)!».

Артикуляционная гимнастика как важная составляющая образовательного процесса

Процесс формирования речевого аппарата у каждого ребёнка индивидуален. Правильное произношение звуков во многом зависит от гибкости и подвижности языка. Выполнение систематических упражнений по артикуляции помогает малышу справляться с труднопроизносимыми звуками.

Зарядка для рта

Ход занятия:

Воспитатель: Мы сегодня не одни

Гости в группу к нам пришли

Поздоровайтесь с гостями: «Скажите, здравствуйте!»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, домик! А кто в домике живет?

Дети: зайчик. А как можно ласково назвать зайку. (Зайчонок, зайчишка, зайка-побегайка)

-Что у зайчонка на голове? (Уши)

-Какие у него уши? (Длинные)

-Правильно, уши у зайчонка длинные. (давайте вместе скажем у зайки длинные уши)

-А что это? (Хвостик)

-Какой хвостик у зайчонка? (Короткий (вместе у зайчонка короткий хвостик)

-Шерстка у зайчика какая? (белая, пушистая мягкая) Правильно.

Давайте вместе повторим : у зайчика шерстка белая, пушистая, мягкая.

-А как вы думаете, что умеет делать зайчонок? (Прыгать, бегать, скакать, грызть морковку)

-А теперь все вместе повторим :зайка, умеет бегать, прыгать, скакать, грызть морковку. Молодцы правильно.

-Зайка-побегайка, у тебя была корзина. Где она? (Зайка достает корзину)

-Вот какая корзина у зайки. А в корзине что –то есть. Интересно, что в корзине? (Достает морковку)

-что это? (морковка).

-Какая морковка? (длинная, ораньжевая)

-Она днинная, ораньжевая. (Повторяем вместе: морковка- длинная и ораньжевая)

– Ребята что это (капуста)

-Какая она большая, зеленая. (повторим вместе:-капуста большая, зеленая)

-Что это? (Яблоко)

-Какое яблоко? (красное, круглое, маленькое)

-Оно круглое, красное, маленькое. (Дети повторяют)

-Кто знает, где живет зайчонок? (В лесу)

-Сейчас в лесу холодно, часто дует ветер. Как дует ветер? (В-в-в-вв-в)

Молодцы правильно. -Молодец зайчонок! Развеселил ребят

А теперь зайка хочет с вами поиграть.

Игра: Зайка.

Зайка беленький сидит и ушами шевелит-(дети стоят в кругу.)

Вот так, вот так, он ушами шевелит. (шевелят кистями рук. подняв их над головой)

Зайке холодно сидеть, надо лапоньки погреть (хлопают в ладоши)

Зайке холодно стоять. надо зайке поскакать.

Скок-скок, скок-скок,надо зайке поскакать.

Кто-то зайку испугал, зайка прыг и ускакал (воспитатель хлопает в ладоши дети убегают на стульчики)

-А сейчас зайчонок будет вам загадки загадывать. Он возьмет какой-нибудь предмет и, не вынимая из корзины, расскажет вам о нем, а вы должны догадаться, что это. Слушайте внимательно.

-Она длинная, ораньжевая. Что это? (морковь)

-Она круглая, зеленая, большая. (Капуста)

-Оно круглое, красное. Что это (яблоко)

-Длинные уши, короткий хвост? (Зайчонок)

Молодцы! Все загадки отгадали.

Правильно молодцы.

А вы знаете стихи про зайку.

Дети рассказывают стихотворение А. Барто «Зайка».

Зайку бросила хозяйка –

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок

А зайчику пора в лес, скажем зайчику спасибо,что пришел к нам в детский сад.

Зайчик: ребята у меня для вас сюрприз (достает шарики).

Воспитатель: спасибо большое тебе зайка – До свидания!

Итог.

Воспитатель: Ребята,а кто к нам в гости сегодня приходил? (зайка)

Воспитатель: Сегодня мы с вами поиграли с игрушкой зайкой. Как надо обращаться с игрушками? (не бросать, не обижать, не ломать)

Воспитатель: Правильно молодцы. Зайчик оставили подарок (воспитатель отдает шарики детям).

Родительское собрание по поводу развития речи в младшей группе

Один-два раза в год нужно устраивать встречи с родителями, на которых обсуждать возрастные особенности дошкольников, описывать область основных образовательных задач и методы их достижения.

Важно! Общение ребёнка со взрослым само по себе уже является работой по развитию речи. Поэтому всегда важно говорить с детьми правильно, выразительно и внятно

Советы по развитию речи дома

Чтобы помочь ребёнку научиться правильно говорить, нужно:

  • проговаривать свои действия;
  • читать вслух;
  • обсуждать увиденное;
  • внимательно и заинтересованно слушать рассказы ребёнка;
  • стараться отвечать на его вопросы;
  • следовать рекомендациям логопеда или специалиста по развитию речи.

Обратите внимание! Уровень подготовки ребёнка определяется в соответствие с существующими Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС)

Домашнее чтение с детьми

Дети в 3-4 года с интересом воспринимают народное творчество. Героями разных сказок являются уже знакомые им лиса, заяц, медведь, дед Мороз. Могут встретиться и новые персонажи. Слушая «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», «Два Мороза», «Мороз и заяц» и другие сказки, дети легко запоминают новые слова и понятия.

Пересказ «Теремка»

Последовательному изложению мысли учит пересказ услышанных произведений. Как все правильно делать:

  1. В первый раз воспитатель медленно рассказывает и показывает кукольную сказку.
  2. В дальнейшем, показывая знакомый сюжет, начинает предложение, а закончить его просит детей.
  3. Ребята называют всех жителей теремка.
  4. Отвечают, как кто выглядит (мышка серая, лягушка зелёная), изображают голос или характерные повадки (лягушка квакает ква-ква, зайчик прыгает скок-поскок).
  5. Отгадывают загадки про животных.

Пальчиковый театр

Чтение по теме

В помощь родителям и педагогам есть методические пособия, содержащие теорию и практические упражнения для занятий с детьми для развития речи. Хорошо зарекомендовали себя книги автора В. В. Гербовой, написавшей ряд работ по данной теме.

Формирование детской речи — это многоуровневый и очень сложный процесс, подходить к осуществлению которого следует творчески. Развитие речи в младшей группе повышает у детей интерес к родному языку и вызывает желание научиться говорить красиво и правильно.

Становление речи в раннем возрасте

Обсудим динамику изучения разных речевых аспектов.

Звукопроизношение. Слух детей становится достаточно развитым уже на ранних этапах развития. В полтора года дети грамотно воспроизводят слоги в словах, состоящих из двух слогов. А в два года уже в 75 процентах случаев они могут правильно назвать все три слога в трехсложных словах.

Достаточно легко дошкольники воспринимают ритм в слове, его интонационную окраску, ударение. В конце второго года обучения дети усваивают целые группы произносимых звуков.

В два года ребенок, когда слышит образец, старается поправить свое собственное произношение. В это время, не обладая способностью правильно произносить какие-либо звуки, дети улавливают их ошибочное произношение у других.

Спецификой произношения у детей в три и четыре года примерно одна и та же. Согласно А.Н. Гвоздеву, в это время ребенок усваивает звуки, при этом они могут как произносить их правильно, так и делать пропуски, заменять и уподоблять звуки, смягчать их.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий