Инновационные технологии в логопедии: лэпбук и логопедический уголок

Инновационные технологии в логопедии в рамках ФГОС

Требования, выдвигаемые новым ФГОС гласят: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Лэпбук логопедический

Обратите внимание! Инновационные технологии — это новые, нестандартные методики, по сути являющиеся дополнениями к общепринятым. Они являются результатом деятельности педагога

Лэпбукинг в логопедии также не что иное, как инновация, комплекс методик которой непременно выведет звукопроизношение на уровень. Своего рода презентация, где вместо слайдов используются занимательные материалы.

Уголок логопеда в детском саду, оформление

Уголок логопеда в детском саду должен быть правильно оформлен.

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Идеи для оформления уголка логопеда в детском саду

В условиях дошкольного образования существует два способа логопедического образования детей:

  • специально отведённый уголок
  • отдельная группа логопеда

Помимо занятий непосредственно с логопедом, ребёнок должен закреплять полученный материал, таким образом в группах не будет лишним логопедический уголок.

Уголок логопеда

Обратите внимание! Чтобы коррекционный центр полноценно функционировал, он должен быть организован в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС): помимо игр обязательно зеркало для тренировки артикуляции, соответствие возрасту, важно обеспечить обновление материала

Что должно быть в логопедическом уголке в группе детского сада

  • артикуляционная гимнастика в картинках: (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах).
  • мелкая моторика: волчки, сухой бассейн, шнуровки, трафареты ит.п.;
  • дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю ит. п.;
  • фонематический слух: игры на дифференциацию звуков
  • звукопроизношение: альбомы по автоматизации звуков, игровые упражнения, игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото» и др.
  • лексика: картинки, отражающие лексическую тему; развивающие пазлы, игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовет» и др.;
  • грамматический строй речи: игры «Чей хвост?», «Один— много», и др.;
  • связная речь: сюжетные картинки, «Когда это бывает?», «Играем в профессии» и др.;

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования и увеличением количества детей с речевыми патологиями, требования, предъявляемые к учителю логопеду в детском саду, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и владеть новейшими образовательными технологиями.

Также ему приходится искать новые идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, применять инновационные технологии в логопедии, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи. Таким образом, лэпбук — обязательный атрибут в логопедический уголок в каждом ДОУ.

Книжечки для лэпбуков

Книжечки (блокнотики) внутри лэпбука могут быть нескольких видов:

  • Обычные, со страницами одинакового размера. Чтобы разнообразить их, можно изготовить фигурные книжки — «малышки», вырезав и скрепив несколько страниц в виде снеговика, яблока, домика.
  • Книжки-гармошки. Их легко сделать, приложив выбранный шаблон к сложеной гармошкой бумаге или вырезав готовую форму.

  • Книжечки со страницами разного размера. Они крайне просты в изготовлении, необходимо лишь сложить и скрепить листы бумаги так, чтобы каждый верхний был меньше предыдущего по нижнему или боковому краю на 0,8–1 см.

Как использовать лэпбук в работе с дошкольниками

Безусловно, лэпбук — это не просто красивая поделка для украшения группы. Это бесценный обучающий материал по развитию речи. Можно выделить следующие направления его использования:

  1. Лэпбук для детей. Это красочная интерактивная папка, хранящая в себе секреты. Дошкольникам в свободное время хочется её рассматривать и изучать снова и снова. Незаметно для самих детей пособие побуждает их к речевому развитию, коммуникативному взаимодействию с ровесниками и взрослыми.
  2. Лэпбук для педагогов. Это пособие позволяет организовать занятие по развитию речи, предоставляет готовый материал для упражнений.
  3. Лэпбук для родителей. Это возможность проявить свои творческие способности, увлекательно и с пользой провести время с ребёнком, организовать активное общение, возможность узнать потенциал малыша.

Развитие речи в детском саду осуществляется в самых разных видах деятельности и в разных формах. Современный подход к организации данной работы, в частности использование лэпбука, позволит заинтересовать детей, систематизировать их знания, превратить обучение в увлекательный процесс. Заниматься с такими пособием вполне можно и дома.

Материалы для наполнения лэпбука по развитию речи

Конечно, наполнение речевого лэпбука будет различаться в зависимости от возраста дошкольников.

Для младших дошкольников

  1. Блок «Артикуляционная гимнастика». В младшем дошкольном возрасте идёт активное становление детской речи, поэтому такие упражнения будут иметь большое значение для формирования речевого аппарата. В блок входят карточки с описаниями упражнений, которые воспитатель использует в работе с малышами.

  2. Картинки, изображающие различные предметы и объекты окружающего мира. Педагог демонстрирует карточки, а дети должны называть изображённые объекты. Постепенно можно усложнять задания, например, классифицировать предметы на живые и неживые.

  3. «Назови одним словом». Это набор карточек, обозначающих группы предметов (овощи, фрукты, одежда, посуда и пр.). Ребёнок должен назвать каждый предмет, а затем группу одним словом.

  4. «Один-много». Цель упражнения: учить согласовывать существительные в единственном и множественном числе, правильно называть их. На одних карточках изображены предметы, а на других по два таких же предмета.

  5. «Назови детёныша». Нужно соотнести карточку с животным с его детёнышем и правильно назвать его. Задание можно усложнять: пусть малыша покажет, какие звуки произносит данное животное, где оно живёт, что любит делать.

  6. «Скажи какой». Карточки с изображениями человека и различных объектов в разном настроении. Ребёнок должен подобрать определения (радостный, печальный и пр.).

  7. «Опиши действие». Малышам предлагаются картинки, где изображается узнаваемые действия, которые нужно назвать.

  8. «Назови ласково». Картинки с предметами, от названия которых нужно образовать уменьшительно-ласкательную форму (мяч-мячик, кукла-куколка).
  9. «Противоположности». Задача — подобрать антонимы к словам.

  10. «Расскажи сказку». Детым предлагаются герои сказок (например, вырезанные из картона фигуры), с их помощью нужно разыграть простую сказку («Репка, «Колобок», «Теремок»).

  11. «Составь сказку по картинкам». Сюжет тех же самых сказок дети воспроизводят по картинкам.

  12. Сенсорная дорожка. Известно, что с развитием речи тесно связана мелкая моторика, поэтому можно включить в лэпбук небольшой блок (семечки, крупы и пр.) для стимулирования детских пальчиков.

  13. Подборка пальчиковых игр (они также стимулируют мелкую моторику).

Для старших дошкольников и подготовительной группы

Варианты заданий могут быть следующими:

  1. «Расскажи о профессии». По отдельному атрибуту каждой профессии дошкольник должен о ней рассказать.

  2. Мнемотаблицы для чтения и заучивания стихотворений.

  3. Чистоговорки (сопровождаются картинками).

  4. Скороговорки (кстати, их также можно представить в виде мнемотаблиц).

  5. Составление рассказа по серии картинок. В отличие от младшего возраста это не сюжеты знакомых сказок, которые легко восстановить по памяти.

  6. «Собери пословицу». Задача дошкольника — составить пословицу из двух половинок (картинки с подписями).

  7. Драматизация сказок (берутся уже более сложные произведения согласно возрасту).

  8. Набор букв для составления слов.
  9. «Составь из слов предложение» (из карточек со словами дети составляют простые предложения из 3–4 слов).
  10. «Сложи букву». В качестве материала могут быть счётные палочки или картонные полоски.
  11. «Найди звук в слове» (предлагаются картинки, и по заданию педагога ребёнок находит в слове гласный или согласный звук).

  12. Составление рассказов по мнемотаблицам, например, «Время года», «Животное».
  13. Загадки.
  14. Ребусы.

Тематический лэпбук

Лэпбук можно построить вокруг определённой темы и уже на её основе развивать детскую речь. Пример тому — пособие «Божья коровка» для средней группы. Оно включает в себя познавательную информацию про это насекомое, по которой воспитатель беседует с ребятами (стадии развития божьей коровки), сказки, потешки, загадки о ней, картинки для составления рассказа и раскраски.

Пособие можно построить вокруг узкой темы, которая подходит для развития детской речи

Основа для лэпбука

Но чтобы собрать все эти удивительные части лэпбука, наполнить их полезной информацией, разнообразными заданиями и упражнениями, сперва необходимо сделать саму папку, украсив её титульную страницу в соответствии с темой. Необходимо помнить, что мы создаём пособие для дошкольников, значит, обложка должна содержать не только надписи, но и картинки, чтобы дети могли быстро сориентироваться и понять, что содержит в себе лэпбук.

Изготовить титульные листы можно несколькими способами:

  • Купить картон с принтом и наклеить на него буквы из цветной бумаги.

  • Самостоятельно найти в интернете образец фона, нанести на него надпись в текстовом редакторе, распечатать. Фоном могут послужить и так называемая бумага из скрап-наборов для скрапбукинга.
  • Распечатать по готовому шаблону, «посадив» после этого на картон.

Фотогалерея: примеры оформления титульной страницы лэпбуков различной тематики

Внутри пособие стоит сделать ярким, привлекающим внимание малышей, но не слишком пёстрым, иначе дети будут теряться в поиске нужного, особенно младшие дошкольники. Если фон страниц лэпбука разноцветный, кармашки и надписи на них лучше сделать однотонными, если же вы выбрали фон одного тона, то в таком случае будут уместны яркие разноцветные элементы

Особенности оформления лэпбука: шаблоны, фон, кармашки

Конечно же, речевой лэпбук нужно креативно оформить. Начать следует с поиска оригинального названия, например, можно использовать такие варианты:

  • «Речевичок».
  • «Развивайка».
  • «Волшебная страна».
  • «Весёлый язычок».
  • «Говоруша».
  • «Волшебная страна».
  • «Говорим правильно».

Детское внимание всегда привлекает необычная обложка. В младшем возрасте на неё можно просто поместить крупную забавную картинку

В младшем возрасте на обложку можно просто поместить забавных зверюшек

На обложке лэпбука для будущих школьников можно расположить буквы. Это может быть аппликация.

На обложку лэпбука для старших дошкольников можно поместить буквы

Если обложка распашная, её можно красиво завязать на батник или придумать замочек, например, на основе липучки.

Распашную обложку можно закрыть на замочек или завязать на бантик или сделать замочек из липучки

Можно сделать лэпбук в виде книжки на пружинке (наподобие перекидного календаря).

Лэпбук можно просто листать, как перекидной календарь

Как всегда беспроигрышным будет вариант в виде домика (он подходит к любой теме).

Всегда интересно смотрятся лэпбуки в виде домиков

Можно смастерить пособие в виде большой буквы, например, «Я». Конечно же, это вариант для старшего возраста.

Лэпбуку можно придать форму какой-нибудь буквы

Что касается внутреннего оформления пособия, то можно предложить такие интересные идеи:

  • Интерактивные круги. Например, на большом нижнем круге можно пометить животных, а на внутреннем — детёнышей. Вращая верхнюю часть, ребёнок соотносит маму и детёныша.

  • Цветочек, например, из чистоговорок.

  • Книжки-раскладушки.

  • Выдвижные ленты.

Если есть возможность, картинки и карточки лучше заламинировать

Логопедический лэпбук, шаблоны

Цель пособия — автоматизация звуков в речи воспитанника

Задачи пособия:

Способствовать формированию интереса детей к обучению.
Развивать речевую активность детей, учить их рассуждать, обогащать словарный запас.
Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность, коммуникативность;
Повысить компетентность педагогов в вопросах автоматизации звука у детей.

Важно понимать, почему этот способ настолько эффективен для детей и, следовательно, любим довольными родителями

Лэпбук по логопедии решает своеобразный конфликт между обучаемостью и усидчивостью ребёнка: яркие картинки и игровая форма обучения помогут привлечь и удержать внимание непоседы, а простота методики позволит педагогу добиться результатов от обучаемого в короткие сроки

К плюсам можно отнести:

  • Информативность
  • Вариативность
  • Возможность работы в группе
  • Развитие мелкой моторики
  • Раскрытие творческого потенциала ребёнка

Также пособие помогает решать коррекционно-развивающие задачи:

Расширение словарного запаса:

Воспитание навыков словообразования: слов с увеличительными оттенками волчище, медведище, ножища, сапожище, ручища и т. д.); глаголов с оттенками значений (переливать, выливать, подшивать, кроить, перекраивать, выкраивать и т. д.). Введение в речь слов, обозначающих моральные качества людей, оценку их поступков, оттенки значений (смелый, храбрый, трусливый, боязливый); Образование существительных от глаголов: учить (учитель, ученик), воспитывать (воспитатель) и т. д.

Упражнения для артикуляционной гимнастики в подготовительной группе

Закрепление правильного употребления грамматических категорий:

  • Употребление в речи глаголов в разных временных формах, отвечающих на вопросы: что делать? что делает? что сделал? что будет делать? (оформить статью);
  • Согласование в речи прилагательных, обозначающих цвет (оттенки), форму, размер, вкус (кислое яблоко, большая рука). Подбор однородных прилагательных к существительному, практическое употребление притяжательных прилагательных (лисья нора, беличье дупло);
  • Самостоятельное использование предлогов для обозначения совместности действия, пространственного расположения предметов. Употребление сложных предлогов из-за, из-под. Практическое усвоение в речи предлогов над, между, из-за, из-под, выражающих пространственное расположение предметов.

Развитие самостоятельной связной речи:

Составление предложений по вопросам, демонстрации действий, картине. Распространение предложений однородными членами. Краткий рассказ по картине (в объеме 5-7 предложений). Пересказе изменением времени действий, умение рассказать от имени другого действующего лица. Составление рассказов-описаний животных, птиц, описание их повадок; Употребление в речи простых и сложных предложений со значением противопоставления (а, но), разделения (или).

Игра «1-много»

Шаблон для логопедических лэпбуков

Материал в пособии всегда условно поделен на 4 блока, каждый из которых включает в себя специальные задания:

  1. постановка звука: артикуляция, дыхание. Пример: блок артикуляции, содержащий карточки с изображениями и зеркальце — обязательный спутник для упражнений губ и языка (рис. 3);
  2. автоматизация в слогах;
  3. автоматизация в словах и фразах: включает в себя игры на развитие слуха и звуко-буквенного анализа, а так же лексических категорий;
  4. Автоматизация в связанной речи: скороговорки, рассказы и т. д.

Блок артикуляции

Как сделать лэпбук своими руками в детском саду

Изготовить такую книжицу самому очень просто. Ниже будет описан один из вариантов создания.

Нам пригодится: цветной картон; пластиковые папки; папки-конверты; цветная бумага; картинки и другие принадлежности для игр.

Всё, что нам остаётся — сшить пластиковые папки между собой, добавить фон с помощью картона и прикрепить все конвертики и кармашки, в которых разместится интерактивный материал.

Лэпбук «Добро пожаловать в Звукобуквоград »

В лэпбуке «Добро пожаловать в Звукобукваград » отражены следующие разделы и приложения

Город звуков и букв

(приложение 1)

Задачи:

общее представление о звуко-буквенной системе.

Раздел «Подготовка к обучению грамоте»

(приложение 2)

картинки на разные звуки (Игра «Найди картинку с заданным звуком»)

буквы зеленого и синего цвета (Игра «Подбери букву для звука»)

цифры

счетный материал (рыбки) (Игра «Сколько звуков в слове»)

схема анализа артикуляции звука

звуковые схемы (Игра «», «Звуковые схемы»

— подбор определённой звуковой схемы к картинке и наоборот картинки к схеме.)

схемы предложений (Игры «Придумай предложение с картинкой», «Найди подходящую схему предложения»)

схемы слова (Игра «Паровозик)

— определение места звука в слове;

Задачи:

закрепление единиц речи: «звук», «слог», «слово», «предложение»»; деление слов на слоги; анализ положения органов артикуляции при произношении звуков речи для последующей их характеристики и проведения звукового анализа; звуко-буквенный анализ (дифференциация гласных и согласных твердых, и мягких звуков); формирование и закрепление графического образа буквы, навыков чтения

развитие фонематического слуха; анализ и синтез предложения.

3. Раздел «Звукопроизношение»

(приложение 3)

Игра «Повесь картинку с нужным звуком»

Чистоговорки со зрительной опорой на разные звуки

Фонематические патешки на дифференциацию звуков

Игра «Собери картинку»

(разрезные картинки с отдельными слогами, составляющими целое слово).

Задачи автоматизировать и дифференцировать нужные звуки, развивать и совершенствовать фонематический слух; формирование и закрепление знаний о делении слов на слоги, слоговой анализ и синтез.

4. Раздел «Игры с буквами»(приложение 4)Задачи:

формирование и закрепление фонематического слуха, графического образа буквы, навыков чтения по слогам, звуко-буквенного анализа и синтеза; развитие памяти, внимания, логического мышления.

Игра «На что похожа буква»

(развитие воображения, ассоциативного мышления)

Игра «Сложи букву» (

развитие тактильных ощущений); материал для выкладывания букв: ткань, цветные нитки, счётные палочки)

Игра «Слоговая ромашка»

(чтение слогов)

Игра «Прочитай слово»

(подписанная картинка)

Игра «Закончи слово»

(написан первый слог по картинкой, ребенок должен назвать недостающий слог).

Игра «Прочитай по первым буква слово».

Игра закрепляет умение выделять первый звук в слове и записывать его с помощью буквы, навык чтения, звукобуквенный анализ. Ход игры: ребёнку предлагается прочитать слова по первым буквам картинок и составить их устно или из набора букв.

Движущиеся элементы и модули

Неподдельный интерес малышей вызывают движущиеся части лэпбука: круги, открывающиеся окошки, стрелки, фигурки животных, сказочных персонажей. Их можно нарисовать или изготовить в технике аппликации вместе с детьми во время занятий или свободной деятельности.

Сделать круг с окошком тоже несложно, для этого необходимо:

  1. Подготовить два одинаковых круга из плотной бумаги или картона.
  2. Верхний разбить на нужное количество секторов и вырезать один сектор, оставив в центре место для крепления.
  3. Нижний круг разделить на такое же количество секторов и разместить в каждом секторе картинку по теме лэпбука.
  4. Скрепить два круга в центре так, чтобы верхний вращался.

При творческом подходе вращающиеся круги можно изготовить не только из бумаги

Карточки с заданиями

Для карточек также существует ряд интересных шаблонов, которые украсят лэпбук и помогут воспитателю или родителям сделать его привлекательнее для малышей.

Фотогалерея: примеры оформления карточек

При изготовлении элементов лэпбука не следует забывать об особенностях каждой возрастной группы дошкольников. Папка для самых маленьких содержит крупные элементы, но количество их меньше, старшие дети справятся с более мелкими блокнотами, конвертами, окошками. Кроме того, воспитатели и родители должны помнить о том, что тематические папки будут очень востребованы детьми. Следует позаботиться о прочности каждого элемента: обклеить прозрачной плёнкой или скотчем.

Лэпбуки, интерактивные тематические папки или наколенные книги — как бы не назывались эти пособия, они имеют большой потенциал для развития детворы и активизации мыслительных процессов, познавательного интереса,творчества и самостоятельности. Взрослым не следует брать на себя всю инициативу по подбору информации и изготовлению лэпбука, а вот помочь малышам, привлечь их к созданию папки по красивым и несложным шаблонам будет очень полезно и увлекательно.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий