Тренируем память и внимание у детей старшего дошкольного возраста

Подростковая память

Память — комплекс познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению полученных ранее знаний и навыков.

В возрасте 10-15 лет у ребенка происходит серьезная «перестройка» процессов запоминания. Отсюда и проблемы с «плохой памятью» у подростка. Он переваривает массу информации, часть которой необходимо запоминать для хорошей успеваемости в школе и дальнейшего поступления в ВУЗ.

Советский психолог А. Н. Леонтьев изучил закономерность развития у детей основных видов памяти — непроизвольной и произвольной. По его мнению, у подростков, в отличие от младших школьников, продуктивность непроизвольного запоминания замедляется с одновременным ростом произвольного. То есть в возрасте 10-15 лет ребенок способен управлять познавательными процессами. Из потока информации он учится вычленять главное и сохранять в памяти именно это.

В целом, развитие памяти у детей 10-12 лет и старше сводится к развитию мышления. Для ребенка вспоминать и воспроизводить тот или иной учебный материал — значит думать и рассуждать. Он устанавливает логические связи между элементами информации, а когда нужно воспроизвести ее, он вспоминает все цепочки.

Научим ребенка учиться с удовольствием

СМОТРЕТЬ ВИДЕО ОБ УСЛУГЕ

Вследствие того, что к старшим классам появляется много новых учебных предметов и усложняется сама школьная программа, у подростков могут начаться проблемы с запоминанием

Память ребенка важно тренировать

При этом родителям не стоит брать на себя постоянную функцию напоминания, так как это будет демотивировать ребенка. Его память без тренировки станет хуже, а он сам привыкнет, что можно лишний раз не думать — мама напомнит.

Как узнать уровень развития зрительной памяти у дошколят?

Прежде чем выбирать игры и упражнения на развитие зрительной памяти для занятий с ребенком, надо понимать, каков уровень развития у него такой памяти. Для обследования своего малыша в домашних условиях родители могут воспользоваться методами диагностики, которые активно применяют специалисты. Существует много методик и технологий, при помощи которых можно изучить уровень развития зрительной памяти у дошколят. Специалисты советуют отбирать такие техники, которые будут доступны для домашнего пользования.

Для малышей 3-4 лет это могут быть классические игры-тесты, например, «Назови, каких игрушек не стало», «Найди отличия в картинках».

«Назови, каких игрушек не стало?»

Игра помогает оценить уровень внимания, зрительной памяти, определить наличие навыка понимания инструкции взрослого.

Для обследования родитель подбирает шесть небольших игрушек, затем диктует ребенку инструкцию: нужно внимательно рассмотреть игрушки, запомнить их, закрыть глаза, открыть и сказать, чего не стало. Убедившись, что малыш хорошо знает предметы, понял инструкцию, взрослый предлагает ему закрыть глаза и убирает две игрушки. Ребенок должен правильно назвать спрятанные предметы. Уровень памяти оценивается по следующим критериям:

  • если ребенок назвал две игрушки – хороший уровень запоминания;
  • запоминание одной игрушки – средний уровень;
  • если малыш не вспомнил игрушки или ему непонятна инструкция – родителям необходимо задуматься о развитии своего малыша.

Для старших дошколят можно предложить более сложные, но эффективные методики «Узнай фигуру», «Запомни рисунки», «Запомни цифры».

«Узнай фигуру»

Техника построена на зрительном восприятии и узнавании знакомых фигур. Ребенку предлагается карточка с 10 рядами по пять фигур в каждом. Одна картинка слева в ряду отделена от остальных четырех справа двойной чертой. Взрослый дает инструкцию: нужно внимательно рассмотреть картинки слева и найти похожую среди оставшихся четырех справа. Работа ведется постепенно с каждым рядом фигур. Тестирование проводится в течение полутора минут, затем результаты оцениваются по определенным критериям.

10 баллов8-9 баллов6-7 баллов4-5 баллов2-3 балла0-1 балл
Менее 45 сек.45-50 сек.50-60 сек.60-70 сек.70-80 сек.Более 80 сек.
Очень высокий уровеньВысокий уровеньСредний уровеньНиже среднего уровняНизкий уровеньОчень низкий уровень

Шаг конем или что спасет креативность и феноменальную память?

Но есть еще одна область развития, о которой все забыли.

— Пропадают правополушарники, нация — в опасности! — говорят ученые. Пропадают дети, которые генерируют идеи, обладают прекрасным воображением.

Воображение — это способность создавать новое, пока не существующее в настоящем. Стремясь хорошо успевать в левополушарной школе (а сейчас практически все такие), мы совсем забыли о нашем правом полушарии.

Правое полушарие очень активно в детстве, но мы блокируем его развитие ранним обучением чтению, счету, логическим задачам.

Существует мнение ученых, что даже творческое мышление нельзя насаждать малышам, поскольку к нему физиологически готовы дети только с 12 лет (в этом возрасте созревают нужные структуры мозга).

Но если начать развивать правое образное полушарие (которое с рождения активно) специальными упражнениями, то мы можем получить замечательные результаты: феноменальную память, воображение, интуицию и креативность в будущем.

Представьте, что вы родитель сына или дочки, которые запоминают все, что хотят. Они учатся на отлично, успевают ходить в кружки и помогать маме. Вам не нужно платить репетиторам и переживать о том, поступят они в институт или нет. Вы спокойны и счастливы.

И делать нужно для этого совсем не много. Нужно только знать секрет. И я собираюсь его вам открыть. Проходите скачивайте книгу здесь, или кликайте на картинку внизу статьи (ссылки откроются в новой вкладке).

Итак, вы узнали как развивать память и внимание детям 8 лет, упражнения. Но можно пойти дальше

Дети с феноменальной памятью, единожды прочитав книгу, могут ее читать с закрытыми глазами, листать у себя в голове, отвечать по ней на вопросы, а также запоминать огромные объемы информации. Хотите такого для своих деток? Тогда переходите по этой ссылке и скачивайте нашу книгу.

До скорого!

Ваша Надежда Тихонова

Вы уже знаете, какие виды внимания бывают?

В зависимости от участия воли выделяют:

произвольное внимание
непроизвольное внимание

Произвольное внимание — это внимание, когда ребенок осознанно и целенаправленно обращает внимание на какой-то объект, удерживает на нем внимание в течение определенного времени. Непроизвольное внимание — внимание, которое возникает помимо воли ребенка, само по себе, оно сознательно практически не может им регулироваться

Непроизвольное внимание — внимание, которое возникает помимо воли ребенка, само по себе, оно сознательно практически не может им регулироваться. Это внимание на громкий звук, вспышку света, на какой-то необычный или отвратительный запах

Это внимание на громкий звук, вспышку света, на какой-то необычный или отвратительный запах. Было высказано предположении о существовании еще послепроизвольного внимания, как самостоятельного вида внимания, возникающего через некоторое время, после того когда человек произвольно удерживал внимания на каком-либо объекте

Было высказано предположении о существовании еще послепроизвольного внимания, как самостоятельного вида внимания, возникающего через некоторое время, после того когда человек произвольно удерживал внимания на каком-либо объекте.

Так, спустя время уже не требуется прикладывать усилия воли, чтобы на этом объекте удерживать внимание. Однако позднее ученые пришли к выводу, что при этом осуществляется переход из произвольного внимания в непроизвольное и самостоятельного вида не образует

Однако позднее ученые пришли к выводу, что при этом осуществляется переход из произвольного внимания в непроизвольное и самостоятельного вида не образует.

В зависимости от использования специальных средств для управления вниманием выделяют:

непосредственное внимание — это внимание, привлекаемое самим объектом, который интересен для человека, без использования каких-либо дополнительных средств.

опосредствованное внимание — внимание, которое возникает и управляется посредством дополнительных средств, косвенно связанных или не связанных с самим объектом. Например, путем использования символов (стрелка, показывающая на объект), слов (можно сказать, например, «обрати внимание…» или «посмотри»).

В чем особенности памяти дошколят

Особенности дошкольного возраста (пять — шесть лет) состоят в том, что память малыша непроизвольна, и ребенок еще не способен ставить цель запомнить что-либо. Запоминание происходит помимо его воли и сознания. Поэтому с большей вероятностью малыш – дошкольник запомнит что-то яркое и необычное, нежели то, что не представляет для него интереса.

Проблемы, с которыми сталкиваются родители – недостаток внимания дошкольника и слабость слуховой памяти. Без этих составляющих трудно представить качественное запоминание. Чтобы сформировать детям дошкольного возраста произвольную память добивайтесь от ребенка концентрации внимания и научите малыша слушать.

Специальные методики развития памяти

Говоря о совершенствовании зрительной памяти, необходимо вспомнить о специальных методиках, которые становятся достаточно популярными в последнее время. Они используются специалистами разных направлений, например, при обучении скорочтению, развитию всех видов памяти, внимания, творческих навыков. Большую пользу они могут принести старшим дошкольникам и младшим школьникам, если их адаптировать по возрасту.

Метод Айвазовского

Выдающийся художник Айвазовский рисовал свои великолепные «морские» картины по воспоминаниям, потому что имел хорошо развитую фотографическую память. Сидя на берегу моря, он наблюдал за волнами, закрывал глаза, запечатлевая в мозгу увиденные картины, а потом переносил их на холст. Таким же образом можно тренировать зрительную память детей. Тренировка заключается в том, что ребенку предлагается в течение нескольких минут наблюдать за объектом, затем закрыть глаза и мысленно воспроизвести его. На первых порах родитель может помочь дошкольнику наводящими вопросами о качествах и свойствах наблюдаемого предмета. В дальнейшем, при постоянной тренировке ребенок должен делать все самостоятельно. После предварительной работы по воспроизведению взрослый предлагает зарисовать запомнившийся объект. Интереснее будет, если взрослый примет участие в тренировке, а потом сравнит свой рисунок и рисунок ребенка. Такая методика будет по силам 6-7 летним детям или младшим школьникам, у которых уже есть опыт обследования предмета. При постоянной тренировке по методу Айвазовского можно достичь отличных результатов в развитии произвольной памяти детей.

Метод Цицерона или тайная комната

Еще одна довольно трудная, но интересная техника научит ребенка зрительно раскладывать информацию о предметах «по полочкам» и легко ее запоминать. Метод назвали в честь римского оратора Марка Туллия Цицерона, который широко им пользовался. Дети после нескольких тренировок также могут с успехом применять его при запоминании и воспроизведении зрительных образов. Суть метода заключается в том, что для запоминания любой информации достаточно представить себя в знакомой комнате. Запоминаемые объекты нужно мысленно разложить в этой комнате в определенном порядке (начиная с входа по часовой стрелке): на шкаф, кресло, стол, телевизор, пианино и т. д. Затем еще раз мысленно пройти по комнате, припоминая, где расположились предметы. Такая тренировка помогает с легкостью вспоминать необходимую информацию. Именно так поступал великий Цицерон, готовясь к выступлениям и прогуливаясь по комнатам своего дома. Ребятишкам будет интересно узнать о том, что метод древний и в то же время современный. Интерес к тренировке можно поддержать, если выполнять это упражнение на первых порах вместе с ребенком.

Возрастные особенности

Память, как и ее развитие, зависит от множества факторов. Одним из важнейших является возраст. Формирование мозга и всего организма у ребенка происходит довольно быстро, из-за чего от возраста может зависеть то, как именно человеку проще запоминать информацию. Возрастные особенности можно разделить на 4 периода: до 2 лет, от 2 до 6 лет, от 6 до 12 лет, после 12 лет. При желании развить память ребенка все эти условности нужно обязательно учитывать.

До 2 лет

Большинство людей не могут вспомнить события из этого периода. Ученые считают, что новорожденный не может запомнить никакую информацию, но все происходящие события оказывают серьезное влияние на его будущее. Примерно с достижением полугодовалого возраста у малыша появляются первые признаки запоминания: он может помнить определенные звуки, издаваемые погремушкой, и повторять их в течение нескольких дней.

От 2 до 6 лет

Младший возраст, когда ребенок учится разговаривать и понимать речь других людей, характеризуется быстрым укреплением памяти. Ближе к школьному возрасту дети начинают легко воспроизводить все, что помнят. Наиболее эффективно они запоминают информацию, которая отложилась в памяти с определенным сюжетом, а не просто в виде фактов. Дошкольник постепенно начинает запоминать цвета, цифры, буквы. Вся информация хранится в кратковременной памяти, но при регулярном воспроизведении откладывается в долговременной. Чем больше интереса вызывало событие, тем больше вероятность его запоминания на длительный срок.

От 6 до 12 лет

Перед школой дети учатся читать и понимать простые математические действия. Параллельно с этим создаются условия для естественного развития долговременной памяти, из-за чего она становится более качественной, а процесс запоминания вызывает меньше трудностей

Школьники же начинают осознавать, что для сохранения важной информации в памяти им требуется прилагать серьезные усилия. При этом, как и дошкольники или взрослые, они легче всего запоминают то, что касается их интересов

От 12 лет

После достижения 12-летнего возраста мозг ребенка начинает работать так же, как у взрослого. Подросток развивает свою память, когда увеличивает свои знания или получает новый опыт. Поэтому детям старших возрастов нужно заниматься не только учебой в школе, но и различными полезными хобби, а также посещать специальные кружки. В этом возрасте очень важна помощь и поддержка родителей.

С чего начать?

 Психологи рекомендуют начинать занятия с самого простого, постепенно усложняя задачу и позволяя малышу на каждом этапе чувствовать себя успешно и уверенно. Будьте внимательны к ребенку во время занятий: слишком сложный для него уровень упражнений может расстроить его и настроить против занятий, слишком простой заставит быстро потерять интерес. Наблюдайте и участвуйте, не давайте задания, а играйте вместе с ребенком – давайте ему почувствовать себя победителем, но в то же время поддерживайте азарт.

Также помните про такой важнейший момент, как поддержание интереса

Ребенок не должен ощущать эти занятия как труд или обязанность, важно сделать их интересными. Для этого важно вовремя закончить занятие – прерывайтесь, когда интерес ребенка все еще на пике, тогда в следующий раз он обрадуется продолжению игры

Все игры и упражнения, описанные ниже, можно адаптировать для возраста и уровня развития вашего малыша, подходите к занятиям креативно, включайте интересные вашему ребенку элементы. Не забывайте, что это игра – а значит, она должна быть веселой и увлекательной.

10 способов развить память

Игры для развития памяти дома:

 Играйте в повторения цифр (номера телефонов или просто произвольный набор цифр) — как в прямом, так и в обратном порядке.
Играйте в пары слов. Придумайте 10 пар слов, Затем медленно повторите их вслух. После этого называйте первое слово, а ребёнок должен повторить второе. Сначала называйте связанные ассоциативно слова, а затем усложняя задачу — не связанные.
Играйте в поход в магазин. Напишите список покупок и распределите роли. Покупатель должен купить всё строго по списку, а продавец проверить правильность покупки.
Угадай, что это? Завязываем ребенку глаза и даём в руки небольшие предметы. Ребенок наощупь должен узнать предмет. После узнавания 5-7 предметов просим назвать их в первоначальном порядке.
Играйте в карточки — найди пару. Игра хороша известна, но от этого не становится менее эффективной. Переверните рисунком вниз несколько пар одинаковых карточек, и затем, переворачивая попарно, находите одинаковые. Если перевернуты непарные карточки, то они вновь переворачиваются картинкой к столу. Если открыта верная пара, то она или убирается или остаётся лежать открытой на столе.
Что изменилось, или кто лишний? На столе располагается 5-7-9 предметов/игрушек. Ребёнку предлагается запомнить, что именно находится на столе. После этого ребёнок отворачивается, а взрослый изменяет местоположение предметов и меняет часть из них на новые или добавляет/ убирает имеющиеся. Задача ребёнка — обнаружить изменения. Чем больше изменений будет найдено — тем лучше. Можно просить назвать изменение местоположения, что именно изменилось — добавилось, убавилось или повернулось другой стороной.
Сравни списки. Разновидность игры «поход в магазин». Родитель пишет ребёнку список слов (примерно 10 шт). Задача ребёнка — за 1 минуту запомнить этот список. После этого родитель даёт ребенку другой список, в котором 7 слов заменены. Задача ребёнка — найти те слова, которые были в первоначальном списке (то что он уже «купил»).
Нарисуй по памяти. Родитель показывает ребёнку картинку на несколько секунд. После этого ребёнок должен зарисовать картинку по памяти. Картинка необязательно должна быть полноценным изображением, как мы привыкли ее понимать, это может быть набор геометрических фигур так или иначе наложенных друг на друга, т.е. любое изображение, которое может повторить ребенок. Также вы можете использовать техники дудлинг и зентангл.
Поиграйте в поход в «темноте». Завяжите ребенку глаза и попросите пройти аккуратно по квартире в нужном направлении. Например, дойти до кухни или принести со стола книгу. Чем меньше предметов будет при этом задето, тем лучше выполнено задание. Естественно, при этом обеспечьте безопасность прохода ребенка.
Рассказывайте детям придуманные истории, где герой использует некоторые предметы или проходит какие-то знаковые места. После рассказа просите ребенка назвать все места, где побывал герой, или все предметы, которыми он пользовался

Это тренирует одновременно память и внимание

Таким образом, если вы будет соблюдать режим дня, снизите уровень стресса (потеря памяти при стрессе — довольно часто явление) и будете регулярно выполнять игры упражнения для развития памяти, то результат не заставит себя ждать.

Спасибо, что прочитали эту статью. Как обычно, будем признательны за вопросы и комментарии.

Упражнения, развивающие память

Не стоит воспринимать процесс обучения как нечто скучное и неинтересное. Даже обычные игрушки можно использовать в процессе. Такие занятия определенно придутся малышу по душе.

Развитие памяти у детей начинают с простых заданий. Только после успешного выполнения их постепенно усложняют. Обычно берут столько предметов, сколько лет малышу, т.е. если ему два года, то две игрушки.

В младшем дошкольном возрасте хорошо идет игра «Спрячь предмет». Для этого в разных местах раскладывают игрушки, дают ребенку время для запоминания, после чего просят его выйти. Взрослый в этот момент прячет игрушку и просит вернувшегося малыша сказать, что изменилось.

Есть простой способ развить память у детей. Достаточно каждый день расспрашивать ребенка о детском саде.

Поэтому дошкольник рассказывает о том, что он ел на завтрак и обед, во что играл, какие занятия были. Дополнительно у него формируется навык связной речи.

Тренировать память можно посредством обсуждения сказок. Как только взрослый прочитает какую-то сказку, стих или историю – ее нужно подробно разобрать. Малыш должен назвать главных героев, основные события и т.п.

Обязательно нужно улучшать не только зрительную память, но и слуховую, для этого подойдут игры с мячом. Дошкольник должен ловить его только в случае, если называется «съедобное» слово или оно начинается на звук .

Обратите внимание! С несколькими детьми можно усложнить работу. Каждый малыш называет какой-нибудь предмет из темы «Транспорт» (или любой другой), после чего ведущий должен воспроизвести все названные слова

Дополнительно можно сделать мемо-игры по любой теме. Для этого нужно сделать набор парных карточек. Например, разных овощей. Для начала можно ограничиться 10 парами.

Перед ребенком выкладывают карточки рубашками вверх. Он должен искать одинаковые, но за раз он поднимает только две штуки.

Есть готовые наборы мемо-игр из разных материалов

Не всегда родители понимают, как развить память у ребенка. В таком случае им поможет консультация у психолога. Специалист подскажет упражнения для разных периодов.

Например, в старшем дошкольном возрасте можно называть ряд слов и попросить ребенка их повторить. Нежелательно использовать зрительную опору, так как это нужно для развития слуховой памяти.

Как улучшить?

Сразу стоит обозначить, что к решению проблемы плохая памяти необходимо подходить комплексно. Сегодня разработано достаточно много методик и способов, позволяющих существенно улучшить способность ребенка к запоминанию информации.

В качестве действенных методов можно обозначить следующие меры:

Систематическое выполнение с ребенком упражнений, направленных на улучшение функции запоминания и тренировку памяти. Регулярное чтение детских книг, а также заучивание не сложных стихов, песенок, скороговорок и т.д. Проведение игр с ребенком, в которых необходимо задействование памяти

Пересмотр питания школьника – важно, чтобы в рационе присутствовали все необходимые макроэлементы для полноценной работы мозга и организма в целом. Необходимо увеличить потребление таких продуктов, как: форель или лосось, капуста брокколи, морковь, шпинат и т.д

Отдельно стоит отметить, что ребенку также можно пропить курс витаминов. Однако в этом случае необходимо в обязательном порядке проконсультироваться с врачом.

Какие бывают виды памяти

Чтобы выбрать подходящие упражнения для развития памяти, стоит разобраться, как происходит процесс запоминания. Для этого обратимся к общепринятой классификации памяти.

  1. По длительности:
  • кратковременная (информация запоминается легко, но также легко и забывается);
  • долговременная (данные хранятся в памяти долго);
  • оперативная (информация удерживается некоторое время).
  1. По типу:
  • слуховая (лучше запоминается услышанное);
  • зрительная (легче запоминаются зрительные образы);
  • двигательная (все, что связано с движением – запоминает тело);
  • образная (эмоциональная, ассоциативная);
  1. По степени приложения усилий:
  • непроизвольная (не требуется усилий для запоминания чего бы то ни было);
  • произвольная (нужно постараться, чтобы запомнить событие или объект);
  • непосредственная (запоминается механически, мышление не «включается»);
  • опосредованная (требует построения логической цепочки, осмысления данных).

Кстати, у малышей хорошо развита именно механическая память, поэтому специалисты рекомендуют начинать изучение иностранных языков еще до школы.

Как «работает» человеческая память? Тут можно выделить три этапа:

  • запоминание;
  • хранение информации;
  • извлечение (воспроизведение) данных.

Особенности развития памяти у дошкольников

Период дошкольного детства сопровождается окончательным формированием большинства психических функций, среди которых находится и память. Изучением особенностей, процессов и развития памяти нашли свое отражение в трудах Г. Эббингауза, Э.Крепелина, Г. Мюллера. Проблемой особенностей развития памяти у детей занимался известный психолог Л.С. Выготский.

В дошкольном возрасте непроизвольные психические процессы преобладают над произвольными. Несмотря на то, что память носит еще непроизвольный характер, дети способны запоминать большие объемы информации. В первую очередь они запоминают то, что им интересно и вызывает сильный эмоциональный отклик.  Так же у детей дошкольного возраста мышление и память находятся в тесной и неразрывной связи. Поэтому, развивая память у детей, необходимо задействовать процессы мышления.

По мере взросления механическая память постепенно замещается логической, непосредственное запоминание замещается опосредованным, непроизвольное превращается в произвольное. Все это происходит постепенно, по мере освоения детьми различными техниками и приемами запоминания во время игр и получения новой информации.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий