Картотека бесед в средней группе с целями

Познавательная беседа в старшей группе

Познакомить деток ДОУ с тем, как люди узнавали время до создания часов, какие самые большие и точные часы, где их производят, как узнавать время по часам, как человек должен ухаживать за наручным аксессуаром — одна из тем познавательного урока.

Знакомство с временем в ДОУ

В качестве темы может быть выбрана любая, главное, научить, рассказать, объяснить ребятам, что перед ними, как работает, для чего необходимо. Тут поле деятельности безгранично.

Педагог, организуя беседу, должен понимать, что программа хоть и является единой, картотека, планы для каждой группы различные. Методы ведения работы, процесс и обучающие приемы — все это зависит от преподавателя. Поэтому беседа с воспитанниками утром на одну и ту же тематику может проходить абсолютно по-разному.

Однако воспитатель обязан составлять подробный план, картотеку, хотя бы на неделю вперед. Перегрузка (или, напротив, недогруз) ребенка недопустимы. Может, в отдельных случаях к некоторым ребятам будут дополнительные вопросы. Подготовка к работе с детьми должна быть основательной.

На заметку! Общение с мамами, папами не стоит игнорировать. Беседа с детками в группе — это далеко не всё. После того, как будут выявлены определенные «проблемы» при общении с воспитанниками, следует в тот же день поговорить с их родителями. Взаимодействуя, взрослые могут исправить ситуацию.

Такая серьёзная миссия подробно спланированных тематических разговоров в детсаде требует от воспитателя опыта, знаний, внимательного подбора материала, а также выстраивания структуры, умения заинтересовать ребят. Составление картотек облегчает данную задачу.

Перспективный план бесед в средней группе

В средней группе в среднем проводится 2–3 беседы в неделю. При этом индивидуальные и ситуативные организуются по мере необходимости. При проведении тематических недель, а также накануне праздников, беседы могут организовываться ежедневно.

Таблица: пример перспективного плана бесед в средней группе, автор — Олеся Раевская

Дата
Тема
Цели
Март
«Зима недаром злится»
Познакомить детей со стихотворением Ф

Тютчева;
рассказать о народных приметах: «Март не верен, то плачет, то смеётся», «Как зима не злится, всё равно весне покорится»

«Нельзя обижать девочек»
Формировать заботливое, внимательное, «рыцарское» отношение к девочкам (не обижать, не дразнить, уступать, защищать)
«Мамочка любимая»
Вызвать желание рассказать о своей маме, где она работает, как заботится о своей семье (убирает, стирает, готовит, играет с детьми, чем любит заниматься в свободное время);
воспитывать любовь к самому близкому и родному человеку

«Весна идёт»
Отметить изменения в природе;
рассказать о жизни зверей и птиц, о труде людей весной (рассмотреть иллюстрации, вспомнить стихотворения о весне);
развивать наблюдательность, любознательность, речь детей

«Как поступить»
Научить детей принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях, контролировать своё поведение при общении с другими людьми
«Волшебные слова»
Учить детей правилам этикета, формам общения при встрече со взрослыми и детьми, правилам употребления слов приветствий и благодарности;
способствовать преодолению застенчивости и скованности детей

«Моё любимое животное»
Учить детей делиться впечатлениями, составлять описательные рассказы о своём любимце (как выглядит, как с ним играть, ухаживать, какие у него привычки)
«Мы умеем вежливо разговаривать»
Закрепить умение благодарить за услугу;
учить пользоваться разными речевыми формами при встрече и прощании

Неделя спорта«Спорт — залог здоровья»
Отметить, какие виды спорта бывают (футбол, баскетбол, гимнастика, бокс, фигурное катание);
выяснить, что они разнообразны;
отметить, что спортивные люди имеют хорошее здоровье

«Туристы»
Познакомить с таким видом спорта, как туризм;
отметить, какими атрибутами пользуется турист (палатка, компас, рюкзак, котелок);
дать знания о значении и пользе этого вида спорта

«О футболистах»
Дать знания о виде спорта — футбол;
отметить, какими предметами пользуются футболисты;
вызвать желание заниматься спортом

«О хоккеистах»
Дать знание о таком виде спорта, как хоккей;
познакомить с предметами игры (шайбой и клюшкой);
развивать связную речь, внимание;
вызвать желание заниматься спортом

Апрель
«Первое апреля — день смеха»
Рассказать детям о традиции в этот весенний день подшучивать друг над другом, веселиться, рассказывать смешные истории
«Как играть и не ссориться»
Формировать умение поступать справедливо, разрешать спорные ситуации, используя очерёдность в выполнении ролей, пользовании игрушкой и т. д.
«На зарядку становись!»
Поговорить о значении для здоровья утренней зарядки и режима дня;
прочитать сказку Т

Шорыгиной «Зарядка и простуда»

«Не буду бояться»
Выяснить, чего боятся дети;
научить их преодолевать свой страх;
учить слушать высказывания товарищей не перебивая

«Зелёные друзья»
Закрепить названия знакомых растений;
продолжать учить различать части растения и необходимые условия для его роста (полив, свет, тепло)

«Что я люблю»
Учить поддерживать разговор, высказываться на предложенную тему;
учиться внимательно слушать других не перебивая;
развивать связную речь

«Когда разговаривают взрослые»
Продолжать формировать навыки вежливого обращения к взрослым;
учить не перебивать их, не вмешиваться в разговор

«Отдыхаем всей семьёй»
Развивать умение составлять небольшой рассказ из личного опыта, опираясь на вопросы воспитателя;
учить правильно строить предложения

Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/perspektivnyi-plan-besed-v-srednei-grupe-mart-aprel-mai.html

Цели и задачи проведения бесед в старшей группе

Главное отличие бесед со старшими дошкольниками от разговоров с детьми младшей или средней группы состоит в разнообразии содержания разговоров. Это становится возможным благодаря расширению представлений ребят о мире, а также владению диалогической формой речи на хорошем уровне. Поскольку содержание бесед определяется программным материалом (знакомство с трудовой деятельностью людей разных профессий, реалиями общественной жизни, миром природы и т. д.) и активностью ребят (игровой деятельностью, трудом, взаимопомощью), то этот приём позволяет осуществлять целый ряд образовательных целей:

  • углубить имеющиеся представления детей по той или иной теме (так, дети при рассмотрении темы «Родина» конкретизируют определение этого понятия через имеющиеся знания о символах России);
  • активизировать диалогическую и монологическую форму речи (в старшей группе выказывания педагога должны быть краткими и составлять не более 1/3 (!) всего разговора);
  • воспитывать заинтересованность в диалоге с товарищами (дети 5–6 лет в правильно организованной беседе не просто высказываются по очереди, а с интересом вслушиваются в то, что говорят другие).

В процессе беседы ребята учатся вести диалог в педагогом и товарищами

Для осуществления образовательной миссии в процесс беседы педагог решает следующие задачи:

  • активно вводит в разговор поисковые и проблемные вопросы (тем самым сокращая до минимума своё участие в беседе, занимая позицию направляющего, и приучая детей мыслить критически);
  • развивает любознательность ребят (так, к примеру, при рассмотрении темы человек, ребята знакомятся с понятием скелет и, уже имея навыки работы со справочной литературой, сами находят информацию о том, что в теле взрослого человека 206 костей и на 70–80% мы состоит из воды);
  • формирует навыки грамотного ведения диалога и логического выстраивания монологических высказываний (проблемный и поисковый характер вопросов побуждает детей отвечать не парой словосочетаний или одним предложением, как это было раньше, а 1–3 полными предложениями);
  • воспитывает уважение к собеседнику и его мнению.

Составление конспекта обобщающей беседы в старшей группе

Организация структуры разговора с детьми 5–6 лет не зависит от вида беседы. Хронометраж зависит от темы, но в целом не превышает 20 минут, которые распределяются между тремя этапами обсуждения проблемы:

  • введением, включающим постановку педагогом актуализирующих опыт детей вопросов по теме с привлечением наглядности, персонажа-гостя (до 3 минут);
  • основным этапом, определяющим круг вопросов для обсуждения с прослушиванием историй, стихотворений, работой с загадками и закрепляющим знания ребят в практической деятельности (рисунках, поделках) – до 15 минут;
  • заключительным, то есть формулировка итогов рассмотрения темы детьми совместно с педагогом (до 2 минут).

Беседа имеет трёхчастную структуру, включающую три этапа проработки темы

Таблица: Афонина Н. конспект беседы в старшей группе на тему «Хлеб — наше богатство»

ЭтапСодержание этапа
ВводныйДети сидят полукругом на стульчиках. На столе под салфеткой набор хлебобулочных изделий. В гостях у детей кукла Маша.
ОсновнойРассказ воспитателя: Жила-была девочка, которая не очень хорошо обращалась с хлебом. Утром ей мама говорит: «Доченька, скушай, пожалуйста, бутерброд». А капризная девочка отвечает: «Я ведь не ем бутерброды, не люблю хлеб!»Она откусит кусочек от хлеба, а остальной раскрошит и выбросит. Лепила из хлеба шарики, куколок, играла хлебом в салочки. И вот однажды хлеб рассердился на девочку и ушёл из дома. Просыпается она утром и хочет съесть хлеба кусочек, посмотрела в хлебницу, а там его нет. На другой день повторилось то же самое. Подошла она к маме и спрашивает: «Мама, почему нет хлеба? Почему он ушёл от меня?»— Ребята, как вы думаете, почему хлеб рассердился на девочку? (ответы детей)
И вот, однажды, посадила мама девочку на стул, села рядом с ней и стала рассказывать, как трудно делается хлеб. Давайте и мы с вами послушаем. Чтобы получить (показать батон хлеба) вот такой каравай, надо очень много потратить сил. Первым делом хлеборобы готовят землю для посева — пашут. Ребята, на какой машине и чем пашут землю? (ответы детей). Потом сеют зёрна пшеницы и ржи…> <…Вот видите, сколько затрачено труда? И землю приготовить, и вспахать её, и засеять и перемолоть в муку. А после всего этого испечь хлеб. Попробуйте, какой он вкусный, душистый. Он даже пахнет полем, пекарней. А теперь давайте вспомним, какой путь прошёл хлеб, чтобы попасть на наш стол? Как называется профессия людей, которые выпекают хлеб? Как надо обращаться с хлебом?
ЗаключительныйЗагадка: И комковато, и наздревато, и мягко, и ломко, и всех милей (хлеб).
Достаю блюдо с хлебом, там записка «Ребятам от пекарей». Посмотрите, какой подарок нам прислали. Вот какой каравай получился у пекарей. Сказочный, румяный, ароматный. В заключение послушайте стихотворение про каравай:Вот лежит каравай у меня на столе.Чёрный хлеб на столе –Нет вкусней на земле…»
http://www.maam.ru/detskijsad/beseda-v-starshei-grupe-na-temu-hleb-nashe-bogatstvo.html

Видео: беседа в старшей группе на тему «Если друг заболел»

Watch this video on YouTube

Беседа в старшей группе решает важные образовательные задачи, способствуя познавательному, нравственно-патриотическому, этическому развитию детей. Такая серьёзная миссия организованных тематических разговоров в детском саду требует от педагога тщательной подготовки, которая касается не только подбора материала, но и выстраивания структуры, а также умения привлечь к обсуждению всех ребят. Существенно облегчить эту работу помогает составление картотек бесед по видам.

Ситуативный разговор в старшей группе

Ситуативный разговор — заранее спроектированная воспитателем или возникающая спонтанно форма общения, которая направлена на формирование способностей общаться, жить. Ситуативный разговор имеет ряд особенностей:

Участвовать в беседе ребенок может только добровольно, малыша важно заинтересовать.
Общение должно быть выстроено на равных, как с партнером.
Смена стиля взаимоотношений воспитателя и воспитанников: педагог уважает право ребёнка на инициативу, его желание пообщаться на интересные ему темы, уходить от негатива.
Планируется и проводится педагогом в любое время в режиме дня, обычно утром, вечером или при играх на улицах.
Продолжительность беседы от 3–5 до 10 минут, все зависит от возраста ребенка.
Дети участвуют малыми подгруппами, в зависимости от их желания и тематики разговора.

На заметку! Беседа выстраивается на непрерывной мобилизации внимания ребенка, открытости. Для некоторых воспитанников участие в общем разговоре в группе ситуация, требующая определенной воли (победа над собой). Так малыш учится преодолеть робость, застенчивость и общаться в коллективе. Педагог должен грамотно выстроить логическую структуру занятия.

Этическая беседа в старшей группе

Этическая беседа — методика систематичного и последовательного обсуждения знаний, предусматривающая участие обеих сторон (педагога и детей). Предметом разговора традиционно становятся такие проблемы:

  • этики;
  • морали;
  • нравственности.

Цель урока:

  • расширение, упрочнение понятий нравственности;
  • обобщение и закрепление знаний;
  • формирование системы этических взглядов и убеждений.

Ребенок должен научиться верно оценивать поступки, поведение и рассуждать о вопросах, которые его волнуют.

На заметку! Педагог должен подмечать любые мелочи в общении. Беседа с воспитанниками в средней группе утром выполняется обязательно с присоединением физкультуры, интеллектуальной и эмоциональной нагрузки. Применять при этом надо различные приемы — разговорные, наглядные и даже развивающие игры.

Учитываются при беседе также и медицинские требования к длительности, последовательности и другим особенностям проведения беседы

Необходимо принимать во внимание и уровень развития ребят. К каждому воспитаннику требуется индивидуальный подход

На заметку! Тонкая связь процесса развивающего, обучающего и воспитывающего — важный момент. Понятное дело, в занятие входить должны и некоторые элементы деятельности, эмоционально разряжающие, создающие позитив, доставляющие радость и счастье.

Образцы картотек бесед разных видов

Картотеки бесед с детьми 5–6 лет основываются на тематическом или видовом принципе классификации. Первый тип позволяет всесторонне охватить изучение конкретной темы образовательного процесса, например, изучение ПДД. Второй тип, то есть классификация по видам, удобен для составления календарного плана работы группы по разным образовательным направлениям: педагог просто подбирает разговоры под тему отрезка учебно-воспитательного процесса. Например, с образцами бесед по ОБЖ можно ознакомиться в картотеке воспитателя МБДОУ МО «Детский сад № 11» г.Краснодар Езоновой Л.В., представленной здесь

Для организации продуктивной работы в течение дня очень важны утренние беседы, дающее ребятам представление о темах, которые будут разрабатываться на занятиях, создающие положительную эмоциональную атмосферу в группе (дети рассказывают, как они провели вечер накануне, что интересного узнали или увидели, как утром добрались до садика и т. п.) и облегчающие расставание с родителями (для некоторых ребят это по-прежнему актуальная проблема). Наиболее полный (!) перечень утренних бесед представлен в картотеке воспитателя МБДОУ ДС «Жемчужинка», г.Волгодонска Агафоновой Т.А., размещённой здесь

Увидеть образец картотеки утренних бесед, сгруппированных по темам, для старшей группы можно в работе воспитателя из Новосибирска Сырицыной Н.П., опубликованной здесь Этот подход к составлению картотеки удобен тем, что позволяет использовать некоторые из них в качестве ситуативных или индивидуальных, то есть имеющих прецедентный характер, например, если во время прогулке ребёнок упал, споткнувшись о палку, после дневного сна уместно будет провести ситуативную беседу «Безопасная прогулка».

Картотеки составляются для удобства выбора беседы при изучении разных тем

Хорошее утро – хороший день!

С чего начинается рабочая смена воспитателя? С приёма детей! Как только они заходят в группу, их сразу же необходимо как-то организовать. Беседа на какую-либо тему – самый лучший способ.

Приём, на первый взгляд, постоянен и обычен. Дети просто приходят в группу и постепенно начинают включаться в самую разнообразную деятельность. Однако лишь опытный воспитатель может точно определить состояние, замыслы и волнения каждого малыша, что и позволит, собственно, создать у ребёнка бодрое настроение и желание общаться и играть с ровесниками.

Допустим, малыш с утра раздражителен и молчалив. Заметив, что ребёнок чем-то взволнован, воспитатель при беседе должен очень мягко и деликатно обращаться к нему, постараться «разговорить» и успокоить. А может быть, малыша очень беспокоит произошедшее в доме или на работе у родителей событие. Воспитателю необходимо внимательно выслушать данное сообщение, подключив к разговору остальных детей. Так тоже может возникнуть новая беседа.

В любом случае тёплые слова воспитателя, мягкие вопросы, улыбки, шутки, умение выслушать и понять, дать какой-то совет, обсудить, одобрить, похвалить и успокоить – всё это позволяет наладить деятельность детей, а также создать атмосферу взаимопонимания, доверия и доброжелательности. Именно такой и должна быть беседа в детском саду.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий