Дидактические игры по пожарной безопасности в детском саду

В каком возрасте нужно учить правила пожарной безопасности?

Опасности подстерегают человека повсюду. В любой момент может случиться авария, пожар, укус животного и т. д. Взрослый на этот случай имеет определенную модель поведения, а ребенок – нет

Поэтому так важно давать ему знания о возможных угрожающих ситуациях и предметах. Первые уроки дети получают в семье: «нельзя трогать спички», «подходить к плите опасно»

В саду они углубляют эти познания.

Знакомить с правилами пожарной безопасности детей рекомендуется начиная с 3 лет. Сначала проводится серия ознакомительных уроков, которые помогают усвоить, что опасно, а что нет. Дети учатся распознавать пожароопасные предметы и правильно с ними обращаться. Позже, начиная с 4–5 лет, они учатся понимать взаимосвязь событий: «зажженная спичка может привести к пожару в доме, непотушенный костер – сжечь лес».

Мероприятия по пожарной безопасности с детьми в ДОУ

Задачей родителей и воспитателей является помощь ребенку в познании окружающего мира

Взрослые должны уделять особое внимание знакомству детей с опасностями, которые их могут ожидать

С раннего возраста в детском саду по ФГОС предусмотрены занятия по пожарной безопасности. Их целью является формирование у детей навыков правильного поведения как в быту, так и при возникновении критической ситуации.

План мероприятий по пожарной безопасности в ДОУ

Большую роль в образовательной программе играет разработка программы. Разработка плана по разработке проекта включает в себя:

  • Знакомство родителей и детей с целями программы.
  • Проведение анкетирования среди родителей.
  • Привлечение их к подбору материалов для изготовления наглядного материала.
  • Организация совместной работы по созданию плакатов.
  • Подбор и чтение художественной литературы по ПБ.
  • Работа с дидактическими играми по тематике.
  • Создание презентации.
  • Подбор материалов для проведения экспериментов и опытов.

Обратите внимание! Одним из эффективных методов образовательного процесса считается проведение открытого урока в средних и подготовительных группах. Они могут быть организованы в виде театрализованного представления

В завершении проведения всех мероприятий должно проводиться обобщение с подведением итогов

На данном этапе воспитатель должен обратить внимание на то, как дети освоили пройденный материал

Формы проведения занятий по пожарной безопасности в средней группе

В средней группе полученные знания должны расширяться. Дети усваивают, что огонь может быть другом только в том случае, если с ним правильно обращаться. При малейшей ошибке – это самый страшный враг.

Ребят знакомят с работой пожарной службы более детально. Любой материал подается в игровой форме.

Открытое занятие

Формы проведения занятий по пожарной безопасности в младшей группе

Обучать пожарной безопасности нужно начинать с младшей группы. В этот период воспитатель знакомит ребят с понятием «пожар». Даются знания об источниках возгорания в квартире. Формируется представление о профессии пожарного.

Вся занятия проводятся исключительно только в игровой форме, должны привлекаться сказочные герои, использоваться игрушки. Весь материал должен преподноситься в форме, доступной для восприятия детского возраста

Важно использовать максимально возможные методы наглядности,

Поведение для самых маленьких: что делать, если начался пожар

С раннего возраста детей нужно знакомить с первыми признаками, которые указывают на начало возгорания. Ребенок должен понимать, если появляется запах или дым, эти признаки игнорировать нельзя.

Важно! Ребенок должен знать кого-то из надежных соседей, к которым можно обратиться за помощью!

Если источник возгорания находится дома, пытаться потушить самостоятельно не стоит. Нужно позвонить 01, поставить в известность взрослых. Дети должны четко знать, что нельзя тушить огонь от бытовых электрических приборов водой.

Форма закрепления материала

Мотивирующие моменты в процессе занятия

Чтобы тема пожарной безопасности заинтересовала дошкольников, педагог создаёт у них соответствующую мотивацию. Прежде всего, нужно продумать необычное интригующее начало занятия. Например, в группу «влетает» с известием игрушечная птичка: у неё в лесу случился пожар. Горит всё: и деревья, и травы, и домики лесных обитателей. При этом воспитатель демонстрирует ребятам подходящую фотографию или картинку.

Яркая картина лесного пожара обязательно привлечёт внимание дошкольников

При изучении пожарной безопасности на природе можно рассказать ребятам грустную историю. Люди отдыхали на природе. Они уехали, потушив за собой костёр, но не заметили, что маленький уголёк откатился и постепенно превратился в большой огонь. Все лесные жители были в ужасе: деревья молча плакали, животные убегали от жара и дыма. И вот зайчик прибежал к ребятам в группу, чтобы обо всём этом рассказать.

Рассматривая тему возгорания в квартире, занятие можно начать с появления испуганного котёнка с перебинтованной лапкой: он обжёг её потому, что люди оставили включённым утюг.

Воспитатель может пригласить ребят в путешествие по городу Опасности. Там есть улица под названием «Будь осторожен», потому что там живут маленькие жители, которые иногда могут привести к большой беде. Далее следует загадка.

  • В маленьком домишке живут шалунишки
  • И они весь денёк добывают огонёк. (Спички.)

Занятие можно начать с чтения отрывка из стихотворной сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом», в котором ярко описывается разрушающее действие огня.

Дошкольникам нравится чувствовать себя самостоятельными и исправлять чужие ошибки. Можно использовать мотив письма (для выразительности используется обгоревший конверт), в котором находится стихотворение про спички Г. Остера из цикла «Вредные советы».

После знакомства с этим произведением ребята с удовольствием расскажут, чего не нужно делать во избежание беды, закрепляя тем самым правила пожарной безопасности.

Чтобы мотивировать детей к познавательной деятельности в структуру занятия обязательно нужно включать физкультминутки и пальчиковую гимнастику на тему огня, пожарных и пр.

Пальчиковая гимнастика «Спички и огонь»

Спички опасны,Их только тронь —Дети грозят пальчиком
Сразу появитсяЯркий огонь!Поднимают руки вверх, шевелятпальчиками
Сначала маленький,Руки перед собой
А потом большой, большой!Руки вверх, шевелят пальчиками
Подул ветерокДуют
И огонь погас.Опускают руки

Физкультминутка «Пожарный»

На одной ноге постой-каБудто ты пожарный стойкийСтоят на правой ноге
А теперь постой на левойБудто ты пожарный смелыйСтоят на левой
Руку левую к грудиИ огонь скорей тушиИмитируют работу пожарным рукавом

Физкультминутка «Кошкин дом»

Мы дружные ребята И в сказку мы идёмДети шагают по кругу, высоко поднимая ноги
Посмотрим, кто же в сказке Потушит кошкин домНаклоны вперёд и назад
И если надо, тоже -Мы будем помогатьходят в полуприсяде, руки на коленях
И каждому мы скажем: «С огнём нельзя играть»повороты влево и вправо с грозящим жестом

Цели занятий по теме пожарной безопасности в рамках педагогического процесса в ДОУ

Обучение пожарной безопасности включается в дошкольном учреждении в занятия по ОБЖ. Эта образовательная деятельность преследует следующие цели.

  1. Показать дошкольникам значение огня в человеческой жизни, научить с ним безопасно обращаться.
  2. Объяснить причины, способные спровоцировать пожар: и в быту, и на природе.
  3. Научить ребят основным правилам поведения при возгорании.
  4. Дать представление о значимой для общества и опасной профессии пожарного.
  5. Познакомить с произведениями художественной литературы, затрагивающих тему пожара и пожарных.
  6. Воспитывать у дошкольников бережное отношение к собственной жизни, здоровью, способность отвечать за свои поступки, желание оказывать помощь окружающим.

В целом дошкольники должны уяснить три ключевых понятия: сам пожар (его разрушительное воздействие на человека и природу), его причины и последствия (потеря жизни, здоровья, имущества, ущерб природе).

Конкретные задачи и приёмы, актуальные для разных групп

Начинается противопожарная образовательная деятельность уже со второй младшей группы. Малышей четвёртого года жизни воспитатель знакомит с понятием «пожар», рассказывает о его последствиях. Также дети узнают об источниках опасности в доме, которые могут спровоцировать возгорание. Это утюг, который забыли выключить, горячая плита (от неё может загореться полотенце и пр.). В этом возрасте также формируется начальное представление о профессии пожарного.

Занятия по пожарной безопасности 3–4-летними детьми нужно проводить исключительно в форме игры, с привлечением игрушек, сказочных персонажей и пр. Педагог должен сделать материал предельно доступным для детского понимания, использовать максимум наглядности.

Во второй младшей группе малыши олучают первичные знания по пожарной безопасности

В средней группе полученные первичные знания расширяются. Ребята более детально знакомятся с функционированием пожарной службы, узнают, как правильно вести себя в случае возгорания. Уточняется понимание причин пожара.

Отметим, что в этом возрасте по-прежнему важен игровой компонент на занятии.

Что касается старшей и подготовительной группы, то здесь знания дошкольников по пожарной безопасности углубляются и систематизируются. Будущие школьники уже хорошо должны усвоить действия, которые необходимы в случае возгорания, уяснить взаимосвязь различных подразделений пожарной службы (сообщение диспетчерской службе — боевой расчёт — выезд спасателей на место), знать её телефон. Будущие школьники могут назвать художественные произведения по указанной тематике, способны нарисовать сцену пожара и пожарных, смастерить поделку.

При условии систематического обучения пожарной безопасности будущие школьники обладают запасом знаний и могут воплощать их в продуктивной деятельности

В старшей и подготовительной группах расширяются приёмы обучения. Занятие может быть не только игровым, но и информационно-познавательным, например, увлекательный рассказ воспитателя о том, как древние люди изобрели огонь. В этом возрасте можно организовывать экскурсии в пожарную часть или пригласить в гости настоящего пожарного.

Старшие дошкольники с радостью послушают рассказ о своей работе сотрудника пожарной службы

Обучение как развлечение: квест по пожарной безопасности в детском саду

Дети способны больше и глубже усвоить пройденное в том случае, если обучение происходит в виде развлечения.

Сюжетно-ролевые игры: «Огонек всегда такой — и хороший, и плохой»

В этом квесте воспитатель начинает занятие со стишка: «Огонек всегда такой — и хороший и плохой, Он и светит, он и греет и проказничать умеет».

Далее рассказывают о пользе, которую он приносит, и об опасности, которая может грозить.

Затем повторяют правила безопасности при обращении с огнем. Спрашивают, кто приходит на помощь, если возникает пожар (пожарные, врачи).

Далее детей спрашивают, что надо построить? (Пожарную часть).

После этого из мягких модулей создают пожарную часть, малыши переодеваются в участников действий (пожарных, строителей, хозяек, врачей). Дальше разыгрываются тематические сценки.

Обратите внимание! В заключение повторяют основные правила, которые необходимо усвоить

Мотивирующие моменты в процессе игры

Основной интерес в ролевых играх — это участие в происходящих событиях. Дети ощущают себя на месте персонажей и глубже осваивают особенности происходящих ситуаций.

Физкультминутка «Кошкин дом»

В детстве большое значение для усвоения материала и увлекательности занятия играет возможность двигаться и играть в процессе.

Далее рассказывается, как провести физкультминутку «Кошкин дом». При ее проведении воспитатель вместе с мальчиками и девочками проговаривает стихотворные фразы, а они выполняют определенные движения:

  1. Произносят «Мы дружные ребята и в сказку мы идем», дети, двигаясь по кругу, вышагивают, высоко поднимая ноги.
  2. Когда говорят: «Посмотрим, кто же в сказке потушит кошкин дом», малыши во время движения выполняют наклоны вперед и назад.
  3. «И если надо, тоже мы будем помогать». При этом дети продолжают двигаться по кругу, находясь в полуприседе. Руки они держат на коленях.
  4. Когда произносится: «И каждому мы скажем: «С огнем нельзя играть»», малыши делают в процессе движения повороты направо и налево, грозя пальчиком.

Пожарная безопасность на улице

Опасное возгорание может возникнуть не только дома, но и на улице. Например, можно столкнуться с горением сухой травы. Во время обучения детям рассказывают о том, как правильно разводить костры, о необходимости убирать за собой мусор, бумаги, легковоспламеняющиеся предметы. Полученный материал закрепляют в игровых формах и в творчестве. Можно предложить детям нарисовать рисунок по тематике или раскрасить картинки, создать аппликации. По итогам организуется выставка работ.

Противопожарное поведение в лесу

Знать правила поведения дети должны не только в быту, но и на природе. Дошкольники могут выезжать организованными группами с воспитателями на природу. Не всегда такой отдых безопасен, так как лесные пожары считаются одним из самых разрушительных бедствий.

Отпуская детей в лес с группой, нужно провести с ними инструктаж по вопросам безопасности:

  • Ребенок должен знать, что огонь с разведенного костра может очень быстро перекинуться на сухую траву. Ее нужно сразу же затушить с помощью песка, воды или одежды.
  • Если не удается справится с возгоранием, нужно как можно быстрее покинуть опасную зону и вызвать пожарных.

Убегая от огня, нужно учитывать направление ветра!

Фейерверки – не игрушка детям

Неизменные атрибуты новогодних праздников – красочные фейерверки привлекают детское внимание, но представляют собой огромную опасность. Родителям необходимо приучать детей с раннего детства, что к пиротехнике нельзя подходить без взрослых

Она должна храниться только в недоступном для малышей месте.

Особый контроль осуществляется за продажей пиротехнической продукции. Ее можно приобрести только с 14 лет, некоторые изделия разрешены к продаже только с 18 лет.

Важно! Родители должны использовать фейерверки только строго в соответствии с инструкцией производителя

Как правильно рассказать ребенку о правилах пожарной безопасности?

Вы можете сколько угодно рассказывать ребенку о безопасном поведении, но вряд ли он запомнит и хорошо усвоит наставления. Основная деятельность детей – игровая. Любую информацию малышам легче донести через игру. В игровом процессе ребенок видит наглядный пример, разыгрывает действия, лучше понимает причинно-следственные связи.

Существует несколько видов игр по пожарной безопасности для детей:

  • Дидактические. Включают в себя игры предметами и карточками, настольные и словесные игры с загадками. Например, нужно накрыть карточку с огнем картинкой с водой или продолжить фразу: «Дым увидел – не зевай и пожарных… (вызывай). «Печку ручкой ты не тронь, если в ней горит… (огонь)».
  • Подвижные. Помогают развить внимательность, ловкость, сформировать модель поведения в угрожающей жизни ситуации.
  • Сюжетно-ролевые. Дети принимают роли пожарных, родителей, детей и решают поставленную задачу.

Излагаемый устный материал рекомендуется подкреплять наглядным примером. Лучше всего подготовить для занятия презентацию с картинками-слайдами. Вместо сухого изложения можно использовать стихи:

«Мама-мышка темной ночкой Гладила костюм для дочки. Отвлеклась она и вдруг Позабыла про утюг. Тут уж дело не до шутки, Вспыхнуло за три минутки. Все в дыму, кругом угар, Вот так случается пожар!»

«У костра играли дети, Куртка вспыхнула на Пете, Заметался он с испугу, Но помог Никита другу: Петю на бок повалил И водой его облил… Забросать землёй пришлось Чтобы пламя унялось. В горящей одежде Бежать запрещается, От ветра сильнее Огонь разгорается!»

Для закрепления материала полезно делать поделки и аппликации. В саду воспитатели поручают родителям вместе с детьми нарисовать предупреждающие плакаты. Можно выполнить поделки из пластилина, цветного картона и других материалов. Пример:

Реализация индивидуального подхода на занятии по пожарной безопасности

Педагогический процесс в ДОУ всегда проходит эффективнее при умелом использовании индивидуального подхода. Так, педагог всегда знает особенности характера своих воспитанников, их склонность к тем или иным видам деятельности. Это учитывается, например, при участии в конкурсах: более активные ребята, которые любят быть в центре внимания, будут читать стихи, участвовать в сценках. Застенчивые и спокойные детей, наоборот, будут чувствовать себя комфортно при выполнении продуктивной работе (рисование, создание поделок и пр.).

Эти же моменты стоит учитывать и при визите в группу гостей (сотрудника пожарной службы). Если он просит подойти к нему кого-то из детей, то не стоит привлекать для этой цели скромного ребёнка.

Правила пожарной безопасности для детей

Вопрос безопасности очень важен, поэтому к нему нужно привлечь максимальное внимание. Чтобы заинтересовать дошкольников, лучше всего материал преподносить в виде плакатов и иллюстраций

Знания по пожарной безопасности

Основные правила в быту:

Малыш должен с раннего детства знать, что спички не игрушка
Даже маленькая искорка может вызвать большое воспламенение.
Нельзя пользоваться электрическими приборами без присмотра взрослых.
Перед уходом из дома важно проверить, выключены ли все приборы и плита.

Важно научить малыша правилам поведения на кухне, объяснить, что газовая плита представляет большую опасность, если ей пользоваться неосторожно

Важно научить малыша правилам поведения на кухне, объяснить, что газовая плита представляет большую опасность, если ей пользоваться неосторожно

Основные правила

Детей какого возраста следует обучать пожарной безопасности

Начинать обучение пожарной безопасности нужно в возрасте двух лет. С этого момента можно знакомить кроху с предметами, которые находятся в доме, рассказывать их предназначение. При знакомстве с пожароопасными предметами нужно дать понять, что за ними кроется опасность.

Начиная с трех лет, малыш становится более самостоятельным, он пытается всячески подражать взрослым

В этот момент родителям важно приучить его к тому, что есть обязанности, которые можно выполнять только взрослым

Основные причины возникновения пожаров

Прежде, чем вести с детьми разговоры о правилах противопожарного поведения, нужно рассказать им о причинах, по которым может возникнуть пожар. Должно сформироваться понимание, что возгорание возникает не только от спичек по вине детей, но и по независимым от человека обстоятельствам. К ним относятся:

Неправильная эксплуатация электрических приборов.
Пользование поломанными розетками.
Включение одновременно мощных электроприборов.
Неосторожное разведение огня.
Оставленные включенными электрические приборы.
Неаккуратное обращение с фейерверками, хлопушками.

Обратите внимание! Дети с раннего детства должны понимать, что чаще всего причиной пожара становится беспечность людей. Это 90% всех случаев

Памятка для детей во время возникновения пожара

Ребенка важно учить не только противопожарной безопасности, но и правилам поведения во время возникновения возгорания

Не всегда меры предосторожности помогают избежать пожара. Если беда все-таки случилась, дети должны знать элементарные действия

Если беда все-таки случилась, дети должны знать элементарные действия.

Важно! Нужно акцентировать внимание на то, что все действия во время распространения огня должны быть оперативными. Нельзя пытаться затушить возгорание самостоятельно, нужно сразу же обратиться за помощью к взрослым

Если покинуть дом уже не получается, нужно найти комнату с окном, в которой нет огня и плотно закрыть дверь. Нельзя открывать форточки, так как они создают условия для более быстрого разгорания.

Меры безопасности

Правила поведения в критической ситуации

Важно не только постоянно повторять, как нужно обращаться с пожароопасными вещами, но и объяснять, как правильно вести себя при возникновении пожара. Возгорание может возникнуть по независимых от человека условий

Правильное поведение в критической ситуации может спасти жизнь.

Что делать, если рядом нет взрослых

Ребенок должен знать, что тушение пожара – это дело взрослых. Ребенок не должен предпринимать никаких мер. Но научить малыша набирать на телефоне 01, чтобы сообщить о возгорании, это обязанность каждого взрослого.

Обучение детей дошкольного возраста пожаробезопасному поведению включает в себя изучение и закрепление основных правил действия при возгорании:

  1. Нельзя поддаваться панике.
  2. В первую очередь набрать 01, сообщить свое имя и точный адрес.
  3. Сообщить о происшедшем соседям.
  4. Не пытаться погасить огонь самостоятельно, сразу же покинуть помещение, прикрыв нос влажной тканью.
  5. Если нет возможности выйти из квартиры, нужно выбежать на балкон, плотно закрыть дверь и позвать на помощь взрослых.

Обратите внимание! Категорически запрещено во время пожара пользоваться лифтом

Что делать, если загорелась одежда на человеке

Детям важно объяснить правила поведения при возгорании одежды. Они должны знать, что в этот момент категорически нельзя бежать

Огонь будет разгораться еще сильнее. Нужно постараться ка можно быстрее сбить пламя, упасть на землю, кататься, чтобы затушить.

Если человек находится в помещении, нужно набросить на него плотное одеяло, чтобы преградить доступ кислорода к пламени.

Ход игры:

из четырёх предложенных картинок изображенных на одной карточке ребёнок выбирает лишнюю связанную или не связанную с пожаром.Пример: кипятильник, расчёска, кастрюля, шкатулка; ковёр, телевизор, картина, стул и т. д.

Сюжетно-ролевые игры:

«Мы – пожарные»

Предварительная работа: экскурсия в пожарную часть, беседы о работе пожарных, рассматривание сюжетных картинок, чтение рассказов о пожаре (Л. Толстой «пожарные собаки, С. Маршак «Кошкин дом», С. Михалкова «пожар», рисование на данную тему, обыгрывание ситуаций о правилах поведения на пожаре, дидактические игры, ООД на данную тему.

Цель: формировать умение развивать сюжет на основе знаний по ППД; согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Согласовывать и прогнозировать ролевые действия и поведение в соответствии с сюжетом игры.

Оборудование: набор пожарных машин, шлёмы для пожарных, вёдра, лопаты, предметы заместители – шнуры, скакалки, шведская лестница, спортивный канат, спортивные маты, набор игрушек «Мы – пожарные», магнитофон (аудиозапись «пожарной мигалки»).

Игра с напольным конструктором «Пожар в городе».

Предварительная работа: Конструирование зданий, игры с напольным конструктором, рассматривание плана-схемы улиц города, экскурсия по близлежащему микрорайону, обыгрывание ситуаций на тему «пожарная машина на улицах города», беседы о профессии пожарного, отгадывание загадок, игры с транспортными игрушек, беседы о правилах дорожного движения на тему спецтранспорта на улице.

Цель: закрепить умения брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструктор, строительный материал, предметы заместители. Содействовать творческому использованию в иге представлений об ППД. Развивать творческое воображение, способности совместно развёртывать игу.

Оборудование: разные виды напольного конструктора, карты-схемы, игрушечные пожарные машины, мелкие игрушки, аудиозапись пожарной мигалки.

Сюжетно-ролевая игра «Один дома».

Предварительная работа: беседы на тему безопасности дома, разучивание пословиц об огне и воде,

беседа на тему «Огонь – спутник и помощник человека», отгадывание загадок об огне, воде, бытовых предметах, рассматривание сюжетных картинок на тему «Чтобы дома не случилась беда», знакомство с пословицами об огне, дидактические игры по пожарной безопасности.

Цель: развивать умения брать на роль в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, предметы заместители. Развивать творческое воображение, игровой замысел, опираясь на полученные знания ППД.

Оборудование: игрушечные бытовые предметы (утюг, компьютер, газовая плита, микроволновая печь, стиральная машина, гладильная доска, электрочайник, фен и т. д. ,предметы заместители (счётные палочки в коробочке и т. д., телефон, атрибуты к игре «Мы –пожарные», игровой уголок, обустроенный. детской и кукольной мебелью.

Игра «Костер»

Цель: уточнить порядок действий при пожаре, развивать быстроту реакции детей.

Оборудование: песок, совочки, изображение огня.

Правила игры: дети делятся на 2-3 команды. Нужно носить песок из песочницы маленьким детским совочком или ложкой (не рассыпав на бегу) и тушить костер (сыпать на лист бумаги с изображением костра). Побеждает та команда, которая за одинаковое время принесет к «костру» больше песка, т. е. лучше «потушит» костер.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий