Детям о пожарной безопасности: памятка о порядке действий при пожаре

Ход встречи

На столике макет деревянного дома. Воспитатель приглашает детей и читает:

Тили – тили – тили – бом!

Загорелся Кошкин дом!

Эй, пожарная бригада,

Поторапливаться надо!

Поскорей, без проволочек,

Наливайте воду в бочки.

Тили – тили – тили – бом!

Загорелся Кошкин дом!

Всем хорошо знакомы эти строки

– А вы узнали, из какого они произведения?

– Кто автор?

– Что случилось с кошкой?

– Отчего загорелся новый дом?

– Кто тушил пожар?

– Из чего был построен Кошкин дом?

Дома на Руси люди тоже строили из дерева, и, к сожалению, в них часто случались пожары. От одного дома огонь распространялся к другим и прекращался только тогда, когда всё вокруг выгорало. Пожары в деревянной Руси всегда были страшным бедствием.

– Из чего строят дома сейчас?

Но пожары все-таки возникают.

– От чего это происходит?

(рассматривают плакаты и рассказывают)

. Не баловаться со спичками, зажигалками.

. Не включать одновременно большое количество приборов.

. Уходя из дома их надо выключать.

. Не подходить близко к открытому огню.

. Не сушить вещи над плитой.

. не зажигать свечи бенгальские огни без взрослых.

. Фейерверки зажигают только на улице, вместе со взрослыми.

. В деревне или на даче не открывать печную заслонку может выпасть уголь.

Эти правила необходимо выполнять всем людям и тогда не случится беды.

– Кто приходит на помощь, если пожар всё-таки произошёл?

– Как пожарные могут узнать о вашей беде?

Сегодня у нас в гостях

Он расскажет вам о своем нелёгком труде.

(рассказ инспектора, просмотр и анализ видеосюжетов)

Каждый пожарный – герой ведь они постоянно рискуют своей жизнью, чтобы помочь другим.

Мы знаем, что пожар – беда,

Но всё ж случается порою.

Пожарные спешат тогда,

Чтоб быстро справиться с бедою.

Игра «Подбери слово»

(пожарные какие? – смелые, сильные, ловкие, отважные, дружные, всегда готовы прийти на помощь)

Мы с вами ходили на экскурсию в пожарную часть г. Саянска (раскладушка с фотографиями). Видели, как работают пожарные, какая техника им помогает.

А я предлагаю вам побыть настоящими пожарными и затушить воображаемый пожар – водой.

Эстафета «Мы – пожарные»

Пожар потушен. Давайте вспомним правила поведения при пожаре.

(Рассматривают плакат)

. Если огонь небольшой, можно затушить его водой, если это не электроприбор, или набросить плотную ткань, одеяло.

. Если пламя не удалось потушить, убегай в безопасное место и позвони в пожарную часть по номеру 01, или попроси об этом взрослых.

. Если не можешь убежать из горящей квартиры, звони 01 и сообщай точный адрес. Громко зови на помощь.

. При пожаре опасен дым, внизу его меньше. Пробирайся к выходу ползком.

. Нельзя прятаться в шкафы, под кровать, тебя могут не найти.

. Когда приедут пожарные, во всём слушайся их. Они знают, как тебя спасти.

Все правила необходимо не только знать, но и выполнять.

Игра «Это я, это я и со мной мои друзья»

(если согласны – отвечайте этими словами, не согласны – топайте)

Кто из вас, заметив дым, набирает 01?

Кто свечей не зажигает и другим не разрешает?

Кто любитель по старинке над огнём сушить ботинки?

Красный отблеск побежал. Кто со спичками играл?

Дым увидев, не зевает и пожарных вызывает?

Дым столбом поднялся вдруг. Кто не выключил утюг?

Правила все точно знают и всегда их соблюдают!

Сегодня вы были внимательны, правила знаете, а чтобы не случилось беды их надо соблюдать.

Пожарный инспектор вручит вам удостоверение «Юный пожарник»

Алгоритм действий при пожаре в школе

Общий план действий при возникновении пожара в учебном заведении:

  • сообщение о возгорании в пожарную часть;
  • включение системы оповещения;
  • оповещение директора учебного заведения о возникшей ситуации;
  • организация сотрудников школы по выводу детей.

Сообщение о пожаре

В пожарную часть сообщение о возгорании передает сотрудник учебного заведения. Если очаг возгорания обнаружил ребенок, то школьник сообщает об этом любому взрослому. Пожарную охрану вызывают по телефону 101.

При вызове сообщают:

  • адрес и номер учебного заведения;
  • потенциальную опасность для жизни детей и персонала;
  • место локализации пожара;
  • источник возгорания и характер находящихся в опасной зоне предметов;
  • свои контактные данные.

Пока диспетчер не скажет, что машина выехала, необходимо оставаться на связи. Это поможет передать новые данные или получить инструкции по дальнейшим действиям.

Оповещение о ЧС

Оповещение о пожаре считается сигналом для начала экстренной эвакуации. Можно использовать приемы:

  • голосом по громкой связи;
  • включением сигнализации;
  • подачей сигнала тревоги при помощи школьного звонка.

Алгоритм эвакуации при пожаре в школе

Эвакуацию начинают до момента прибытия пожарных. Для этого используют заранее определенные пути согласно утвержденному плану вывода людей из горящего здания. Ответственными за учеников считается учитель, проводивший урок на момент поступления сигнала о пожаре.

С целью уменьшения нагрузки на коридоры и для предотвращения давки необходимо соблюдать очередность эвакуации. Сначала выводят учащихся, которые оказались ближе всего к источнику возгорания. Затем тех, кто находится на верхних этажах, начиная с младших школьников.

Выбирают самый безопасный и короткий путь. Дети строятся парами. Впереди идет учитель, замыкают колонну физические развитые мальчики, которые при необходимости смогут оказать помощь слабым. Перед эвакуацией дети обязательно закрывают нос платком, чтобы избежать отравления угарным газом. После выхода из класса обязательно надо закрыть дверь  в кабинет, чтобы снизить интенсивность распространения огня.

При сильном задымлении колонна строится по одному. Дети выбираются ползком. Представители администрации выходят из здания последними, убедившись, что в помещении школы не остались люди.

Эвакуация невозможна

Если развитие пожара не позволяет вывести детей и персонал на безопасное расстояние, до прибытия пожарных люди остаются на местах. Если есть возможность сообщить о своем переходе в безопасное место, детей переводят в помещение вне зоны возгорания.

Если пути выхода заблокированы, то люди должны оставаться в том классе, где они получили сообщение о пожаре. При этом детей сажают на пол ближе к окнам и просят прикрыть рот и нос платком. Окна слегка приоткрывают для доступа кислорода.

Пожарные, приехавшие по вызову, должны сразу же приступить к выводу людей, оставшихся в горящем здании.

Ход развлечения.

I.Сюрпризный момент: в гости приходит зайчик с Айболитом.

Воспитатель: К нам сегодня пришел необычный гость. Хотите узнать, что это за гость?Послушайте загадку:

-Прыгает ловко, любит морковку.

Ответ: Зайчик!

(Дети садятся на стульчики. Стук в дверь. Воспитатель вкатывает машину с Айболитом и зайчонком, у которого забинтована лапа и голова).

Воспитатель: Здравствуйте гости! Ребята, а кто это привез к нам зайчика?

Ответ: Доктор Айболит.

Воспитатель: Доктор Айболит, что случилось с зайчиком? Почему он забинтован?

Доктор Айболит: Он решил поиграть со спичками, хотел развести костер и обжегся.

Воспитатель: Что ты, зайчик? Ребята, разве можно играть со спичками? Это же очень опасно! Правда, ребята?

Зайчик: Да, вот я и обжегся. А доктор Айболит пришел мне на помощь потушил огонь и забинтовал меня.

Воспитатель: Присаживайтесь с нами. Зайчик, мы расскажем тебе о правилах безопасности, чтобы в следующий раз ты не попадал в неприятности.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на столе лежат картинки, они перевёрнуты. Нужно взять картинку и объяснить, что нельзя делать и почему.

Игра с карточками «Правила безопасности»

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо справились.

Зайчик: Ой, ребята, ну помогите мне, пожалуйста, у меня в корзинке много интересного, но я не знаю какими предметами можно играть, а какими нельзя?

Воспитатель: Ребята, давайте поможем зайчонку!

Игра «Можно – нельзя».

Дети с помощью воспитателя показывают и рассказывают об опасных предметах.

Воспитатель: Зайчик, а ты хорошо знаешь дорожные правила? Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Мы -пешеходы», а зайчик с доктором Айболитом посмотрят. Но сначала, давайте выясним, кто является главным помощником на дороге.

Загадка: Он стоит у перехода.

В зной стоит и в непогоду

Наш помощник с давних пор –

Работяга –. (ответы детей) светофор.

Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы!

Игра «Мы – пешеходы».

(Материал: макет пешеходного перехода, обозначенного «зеброй», знаком пешеходного перехода, светофором.)

У пешеходного перехода стоят дети. Все ждут разрешающего сигнала светофора, чтобы перейти улицу.Воспитатель показывает красный сигнал светофора: «Можно переходить дорогу?» (нет). Дети стоят. Воспитатель показывает зелёный сигнал светофора: «Можно переходить дорогу?» (да). Дети переходят дорогу по «зебре». Игра повторяется несколько раз.

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! А вам, наши гости, понравилась игра?

Зайчик: Да, ребята, очень понравилась. Теперь я буду очень внимателен, переходя дорогу.

Зайчик: Да, ребята, вы так хорошо знаете правила, что я тоже их запомнил и расскажу о них своим друзьям, чтобы они не попали как я в беду.

Воспитатель: Помни, зайчик, все правила эти и не попадай больше в неприятности, иначе может случиться и не такая беда. Выздоравливай и приходи к нам в гости.

Пожарная безопасность для детей: что можно и нельзя делать при пожаре

Такая дисциплина, как «Пожарная безопасность для детей» преподается в детских садах и школах в качестве факультативов и дополнительных занятий. На уроках детям подробно рассказывают о том, что можно делать при пожаре, а чего нет.

Важно, чтобы ребенок усвоил следующие принципы поведения:

  • постараться не испугаться и вспомнить, что делать;
  • не пытаться тушить пожар самим, а сразу позвать взрослых;
  • при первой возможности позвонить по телефону 01 или 112;
  • не прятаться и не залезать в кладовки, под кровати, в шкафы. Если рядом другие дети – также не позволять им делать этого.
  • покинуть помещение через главный вход, не искать обходных путей. Если главный вход далеко – найти любую другую входную дверь.

Алгоритм действий при пожаре в детском саду

Порядок действий в случае возникновения пожара в детском саду разработан на базе экспериментальных данных и практики. Документ учитывает следующие параметры возгорания на подобных объектах:

  • в комнатах ДОУ пламя распространяется со скоростью от 1 до 1,5 метров в минуту;
  • в коридорах – достигает 5 метров в минуту;
  • если начинают гореть бумажные и мебельные изделия, то в воздухе концентрируется оксид углерода, в зависимости от интенсивности пожара, его смертельная доза скапливается в организме человека в течение от 5 до 10 минут.

В силу столь значительных показателей эвакуация должна проходить быстро и без паники, а для этого все действия должны быть максимально отработаны. Важна правильная реакция в самые первые минуты, от нее зависит здоровье и жизни детей.

Беседы с воспитанниками

Беседы по пожарной безопасности для детей строятся в диалоговом режиме. Педагоги, подают материал, учитывая возрастные и психологические особенности дошкольной аудитории. Беседы о безопасности в детском саду учат ребенка правилам оценки критических ситуаций в повседневной жизни.

Общение начинают с загадок или вопросов по теме огонь. По ходу занятия воспитатель развивает тему. Рассказ заставляет детей задуматься о правилах обращения с огнем дома, на природе, на даче. Педагог невольно подталкивает детей к самостоятельным выводам:

  • нельзя играть со спичками самому и позволять опасное занятие друзьям;
  • уходя из дома нужно гасить свет и выключать электроприборы;
  • фейерверки и бенгальские огни в доме не зажигают;
  • нельзя открывать загрузочную дверцу печи, во время горения топлива;
  • нельзя разводить костры в непредназначенном месте, без взрослых;
  • нельзя стоять слишком близко к огню;
  • нельзя оставлять непотушенный костер;
  • нельзя бросать в огонь посторонние предметы (банки, бутылки, баллоны от зажигалок и дезодорантов);
  • нельзя сушить вещи над открытым огнем.

Цель занятий сводится к формированию правильного отношения к проблеме пожарной безопасности. Обучение и навыки поведения служат логической базой действий ребенка, при обнаружении возгораний.

Правила пожарной безопасности для детей

Вопрос безопасности очень важен, поэтому к нему нужно привлечь максимальное внимание. Чтобы заинтересовать дошкольников, лучше всего материал преподносить в виде плакатов и иллюстраций

Знания по пожарной безопасности

Основные правила в быту:

Малыш должен с раннего детства знать, что спички не игрушка
Даже маленькая искорка может вызвать большое воспламенение.
Нельзя пользоваться электрическими приборами без присмотра взрослых.
Перед уходом из дома важно проверить, выключены ли все приборы и плита.

Важно научить малыша правилам поведения на кухне, объяснить, что газовая плита представляет большую опасность, если ей пользоваться неосторожно

Важно научить малыша правилам поведения на кухне, объяснить, что газовая плита представляет большую опасность, если ей пользоваться неосторожно

Основные правила

Детей какого возраста следует обучать пожарной безопасности

Начинать обучение пожарной безопасности нужно в возрасте двух лет. С этого момента можно знакомить кроху с предметами, которые находятся в доме, рассказывать их предназначение. При знакомстве с пожароопасными предметами нужно дать понять, что за ними кроется опасность.

Начиная с трех лет, малыш становится более самостоятельным, он пытается всячески подражать взрослым

В этот момент родителям важно приучить его к тому, что есть обязанности, которые можно выполнять только взрослым

Основные причины возникновения пожаров

Прежде, чем вести с детьми разговоры о правилах противопожарного поведения, нужно рассказать им о причинах, по которым может возникнуть пожар. Должно сформироваться понимание, что возгорание возникает не только от спичек по вине детей, но и по независимым от человека обстоятельствам. К ним относятся:

Неправильная эксплуатация электрических приборов.
Пользование поломанными розетками.
Включение одновременно мощных электроприборов.
Неосторожное разведение огня.
Оставленные включенными электрические приборы.
Неаккуратное обращение с фейерверками, хлопушками.

Обратите внимание! Дети с раннего детства должны понимать, что чаще всего причиной пожара становится беспечность людей. Это 90% всех случаев

Памятка для детей во время возникновения пожара

Ребенка важно учить не только противопожарной безопасности, но и правилам поведения во время возникновения возгорания

Не всегда меры предосторожности помогают избежать пожара. Если беда все-таки случилась, дети должны знать элементарные действия

Если беда все-таки случилась, дети должны знать элементарные действия.

Важно! Нужно акцентировать внимание на то, что все действия во время распространения огня должны быть оперативными. Нельзя пытаться затушить возгорание самостоятельно, нужно сразу же обратиться за помощью к взрослым

Если покинуть дом уже не получается, нужно найти комнату с окном, в которой нет огня и плотно закрыть дверь. Нельзя открывать форточки, так как они создают условия для более быстрого разгорания.

Меры безопасности

Памятка для воспитанников ДОУ

Правила эвакуации при пожаре в детском саду предписывают обучение детей грамотному поведению при пожаре. Каждый воспитанник обязать знать схему выхода на улицу и уметь себя вести при ЧС. Вот основные методические рекомендации:

ребенок должен понимать, что важно быть спокойным и беспрекословно сгущаться педагога, который сгруппирует детей, пересчитает их и быстро выведет их из здания;
если в здании много дыма, то поможет мокрая повязка на рот и нос, ей сможет стать любая тканевая вещь;
если концентрация дыма в помещении увеличивается, то перемещаться по эвакуационным маршрутам нужно на коленках или ползком;
покинув здание, следует так же слушаться руководителя, выполнять его команды, обязательно дождаться переклички, чтобы воспитатель смог понять, сколько человек вышли из помещения.

Работа пожарных с детьми по противопожарной подготовке

Обучение детей правилам ПБ в школе

Систематическое обучение детей правилам пожарной безопасности в школе начинается ещё с младших классов. Детям дают начальные представления о том, что собой представляет огонь, для каких целей его используют и почему он опасен. Закладываются основные знания о правилах обращения с огнём, а также о том, что следует делать во время пожара.

Поскольку малыши ещё не в состоянии усваивать большой объём словесной информации, то учителя занятия на данную тему часто проводят в игровой форме, а также устраивают экскурсии в пожарную часть. Также школьникам показывают обучающие диафильмы и видеоролики, из которых те могут понять главные причины пожаров, а также то, как можно спастись от огня. Помимо этого в начальной школе учащиеся заучивают номер МЧС России, учатся правильно использовать электрические приборы, тушить с помощью воды костры и пр.

Таким образом, всё обучение детей правилам пожарной безопасности для младших школьников сводиться к тому, что им прививают несколько простейших правил:

На эту тему ▼

Урок о правилах пожарной безопасности

брать и использовать спички нельзя;
недопустимо играть около костров или раскалённых предметов;
над костром или обогревателями нельзя сушить вещи;
запрещено разведение костров без взрослых;
не оставлять без присмотра включенные электрические приборы;
звонить, кричать и всячески привлекать внимание взрослых, если был обнаружен пожар.

Противопожарная безопасность для учеников средней ступени, включает в себя следующие элементы:

  • привитие знаний и умений обращения с разными электроприборами;
  • получение знаний о легко воспламеняемых материалах;
  • изучение правил использования огнетушителей и иных средств борьбы с огнём;
  • основные знания о правильном спасении своей жизни и жизней других детей.

Работа над закреплением всех этих элементов ведётся в игровой форме, проводятся различные викторины и конкурсы, а также практические занятия.

Последствия пожара в школьном классе

Обучение основам пожарной безопасности у учеников старших классов, проходит в форме учений, на которых те получают прочные практические навыки борьбы с огнём, а также учатся спасать людей. Таким образом, заканчивая обучение в школе, старшеклассник должен точно знать ответы на следующие вопросы и уметь выполнять следующие действия:

На эту тему ▼

Пожарные выходы

Их типы: аварийный и эвакуационный

  • как искать запасные выходы, где располагаются огнетушители;
  • что может стать причиной пожара, и умение предотвратить её появление;
  • основы оказания первой медпомощи;
  • предотвращать и останавливать игры детей с огнём;
  • никогда не нагревать открытым пламенем неизвестные материалы;
  • обесточивать электрические приборы, уходя из дома, не протирать их мокрыми тряпками, когда те включены в сеть, а так же не тушить их водой.
  • не пользоваться легко воспламеняющимися жидкостями для розжига печей и костров;
  • заливать костёр водой, пока не перестанет идти дым;
  • не бросать зажженные спички в сухостой, тополиный пух, в урны.
  • сразу же оповещать пожарную охрану о случаях обнаружения возгораний.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий