Комплексы пальчиковой гимнастики для старшей группы

Чем полезны пальчиковые игры?

Такие упражнения оказывают положительное влияние на мышление ребенка. В процессе выполнения движений и проговаривания текста увеличивается работоспособность коры больших полушарий и стимулируются необходимые для мышления зоны.

Пальчиковая гимнастика развивает также и эмоционально-волевую сферу ребенка. Благодаря этому ребенок учится подражать действиям взрослых, понимать инструкции, заставлять себя выполнять необходимые действия, вслушиваться в речь взрослых, понимать ее и самостоятельно проговаривать текст. Кроме того, этот прием можно использовать для создания благоприятной атмосферы, для знакомства с ребенком или в качестве организационного момента перед занятием.

Также у детей развивается внимание, в частности произвольное. Это умение очень поможет вашему ребенку в школе, ведь благодаря произвольному вниманию ребенок сможет целенаправленно овладевать школьной программой

Как мы уже поняли, при использовании пальчиковых игр развивается речь. Когда ребенок просто слушает ваше сопровождение, это помогает ему воспринимать правильную литературную речь на слух и понимать смысл фраз. Этот навык окажется полезным в школе, когда необходимо будет анализировать стихотворения. А вот когда ребенок будет сам проговаривать текст сопровождения, это поможет сделать речь ясной, красивой, ритмичной и яркой.

Память во время данных упражнений также развивается, поскольку ребенку необходимо запомнить положение пальцев рук, порядок движений и текст.

Кроме того, затрагиваются такие процессы, как фантазия и воображение, ведь необязательно придерживаться определенного текста, можно и самим придумывать целые истории, показывать пальчиковые представления.

В процессе регулярного использования пальчиковой гимнастики движения пальцев рук ребенка становятся более координированными, увеличивается объем движений, сами пальчики становятся крепкими и сильными, а это поможет в дальнейшем при овладении письмом.

Советы по выполнению гимнастики

Проводя пальчиковую гимнастику, нужно обязательно садиться друг напротив друга, лица взрослого и ребенка должны находиться на одном уровне, руки взрослого должны быть в зрительной доступности для ребенка (как и руки ребенка для воспитателя).
Занятия необходимо проводить ежедневно около 5 минут. Поэтому проведение пальчиковой гимнастики является задачей не только воспитателя, но и родителя.
Упражнения должны быть ребенку знакомы, это подразумевает, что нельзя постоянно использовать новые пальчиковые игры, перенасыщать ими ребенка. Нужно выбрать две-три игры для начала и применять только их, а со временем, когда ребенок уже будет выполнять их без вашей помощи, можно вводить постепенно новые задания.
Также не рекомендуется сразу требовать от ребенка и выполнения движений пальцами, и проговаривания текста сопровождения

Из-за особенностей внимания ребенка старшего дошкольного возраста, особенно если у него имеется отставание в развитии, ребенок может потерять интерес к игре, не сумев распределить внимание на движения и текст одновременно.
Если ребенок отказывается играть, никогда не заставляйте его. Постарайтесь выяснить причины такого поведения, возможно, следует усложнить или упростить задание, поменять его вовсе.

Итак, мы выяснили, что пальчиковая гимнастика для старшей группы чрезвычайно важна и применять ее стоит без опасений, ведь противопоказаний у этого метода развития и коррекции нет.

Правила и техника выполнения упражнений

При проведении пальчиковой гимнастики с детьми следует придерживаться конкретных правил:

  1. Включать в гимнастику все виды упражнений и отрабатывать последовательно все упражнения, начиная с первой группы.
  2. Игровые манипуляции должны постепенно усложняться.
  3. Для начала игры необходимо желание самого ребенка.
  4. Нельзя применять гимнастику, если вы сами утомлены и у ребенка плохое самочувствие.
  5. Непозволительно утомление ребенка в процессе игры.

Как и в любой деятельности, в проведении пальчиковой гимнастики для старшей группе детского сада имеется определенная последовательность этапов:

  1. Сначала воспитатель просто демонстрирует ребенку игру.
  2. Далее воспитатель показывает игру на пальцах ребенка.
  3. Педагог и ребенок выполняют движения вместе, при этом взрослый сам проговаривает текст сопровождения.
  4. Ребенок осуществляет действия самостоятельно при необходимой помощи со стороны воспитателя, который говорит слова.

Методика проведения пальчиковой гимнастики в этом возрасте также имеет свою специфику:

непосредственно перед гимнастикой нужно провести подготовительную работу с ребенком: обсудить тему и содержание, отработать требуемые жесты и композиции пальцев;
обязательно нужно проводить разогревающие манипуляции, например легкие поглаживания рук до ощущения ребенком тепла;
упражнения выполняются в неспешном темпе, от 3 до 5 раз, сперва каждой рукой по отдельности, а после чего двумя руками одновременно;
выполняя упражнения, необходимо использовать все пальцы руки;
важно во время игры следить за правильностью выполнения движений;
выполняемые упражнения должны приносить ребенку приятные ощущения и радость, а не доставлять дискомфорт;
инструкции и поправки в ходе выполнения гимнастики должны даваться спокойным, доброжелательным тоном, кратко, понятно и четко;
при необходимости нужно оказывать помощь отдельным детям.

Суть понятия

О том, что с раннего возраста у ребёнка нужно развивать мелкую моторику, знают даже те, кто только собирается стать родителями. И, конечно, основной аргумент в пользу её тренировки заключается не только в том, что в будущем у малыша будет красивый почерк. Ведь практика точных скоординированных движений пальчиками и ладошками помогает развивать:

виды мышления (образное, критическое, логическое);
речь;
внимание;
зрительно-пространственное восприятие;
воображение;
наблюдательность;
память (не только зрительную, но и двигательную).

Красивый почерк — один из показателей развития мелкой моторики на достаточном уровне

Наиболее продуктивной формой тренировки мелкой моторики у детей 5–6 лет является пальчиковая гимнастика, которая в разных источниках встречается под названиями «гимнастика для пальчиков», «пальчиковые игры» или «пальчиковые упражнения». Это упражнения в игровой форме, которые стимулируют процессы мышления, развитие речи, укрепляют костную и мышечную ткани (за счёт разных комбинаций сжатий, растяжений и расслаблений мышц рук), тем самым подготавливая руку к письму. Гимнастика может проводиться как отдельный этап занятий по развитию речи, письму и состоять из нескольких упражнений, а также в перерывах на других уроках (иногда это 1–2 упражнения в рамках физкультминутки).

Пальчиковая гимнастика проводится на каждом занятии в течение дня

Цели и задачи

В старшей группе количество целеполагающих компонентов для занятий пальчиковой гимнастикой увеличивается. Это:

  • работа над речью, а именно практика понятной речи в быстром темпе;
  • развитие познавательных процессов — мышления, памяти, внимания;
  • совершенствование координации движений, в том числе и для подготовки руки к письму;
  • воспитание уважительного отношения к сверстникам и взрослым.

Задачами проведения пальчиковых игр в старшей группе можно назвать:

  • повтор артикуляционных позиций для произнесения отдельных звуков, их сочетаний и целых слов;
  • отработка арифметических навыков (в процессе проговаривания рифмовок дети повторяют счёт);
  • заучивание и запоминание лексического и грамматического минимума по иностранному языку (если стишки подобрать, например, на английском языке);
  • развитие способности привлекать окружающие предметы в проведение гимнастики (мячики, футляры от ручек, фломастеров);

  • воспитание чувства принадлежности к коллективу, уважения к взрослым и сверстникам.

Приёмы

Для детей старшей группы наиболее актуальными играми для пальчиков будут те, что имеют общую канву с занятием, на котором упражнения проводятся

И здесь важно методически грамотно их вплести. В этом помогут такие приёмы, как:

  • разыгрывание сюжетных комплексов упражнений (часто с привлечением массажных мячиков);
  • постановка театральных представлений (например, пальчиковые куклы в самодельном кукольном театре, которые «предлагают» повторять за ними те или иные движения);

  • физические нагрузки, которые не всегда сопровождаются музыкой (чаще всего это элементы тех или иных заданий на занятиях, например, скатывание «колбаски» из пластилина для лепки фигурки).

Виды упражнений

В методическом арсенале педагога, занимающегося с детьми 5–6 лет, есть виды упражнений, работающие на решение поставленных задач образования, в частности, направленные на:

  • разработку мышц рук в разных направлениях;
  • координацию движений пальчиков, барабанящих по телу или по столу, перекатывающих мячик;

  • создание театра теней.

Организация и проведение пальчиковой гимнастики в старшей группе ДОУ

В старшей группе ДОУ целей для проведения пальчиковой гимнастики становится больше:

  • развитие речи;
  • развитие мышления, памяти, внимания;
  • совершенствование координации;
  • развитие уважительного отношения к окружающим.

Все их следует реализовать при работе с достаточно большой группой детей (20-25 человек). Выгоднее всего проводить такие игры, приурочивая их к теме определенного занятия.

Для реализации этой задачи используют несколько приемов:

  • театральные постановки;
  • разыгрывание сюжетов;
  • физкультура под музыку.

Театральные постановки — любимое занятие детей. Так, легко можно организовать кукольное пальчиковое представление по сказке «Теремок». В дальнейшем отработанное представление можно представить на обозрение родителям, например, в качестве подарка на 8 Марта.

Пальчиковый театр

План проведения занятия

Пальчиковые игры в старшей группе являются лишь элементом занятия. Их продолжительность — порядка 5-10 мин.

Важно! Следует правильно распределить время!

В 10 минут следует распределить:

  • введение — ознакомление детей с элементами движения и порядком их выполнения (до 2,5 мин);
  • основу — под музыкальное сопровождение дети осваивают движения (от 3 до 5 мин);
  • заключение — повтор движений (до 2,5 мин).

Пример конспекта проведения занятия

Проведение занятий на развитие моторики рук можно совместить с физкультурной минуткой.

Сам урок будет выглядеть следующим образом:

  1. Воспитатель озвучивает тему занятия.
  2. Объясняет задачи на перспективу.
  3. Пальчиковая гимнастика как подводка к физкультминутке.
  4. Непосредственно физкультминутка.

Наглядный пример такого занятия — совмещение пальчиковых игр с рисованием бабочек.

  • Тема «Разрисовывание крыльев бабочек кончиками пальцев».
  • Задачи на перспективу: «Основная задача — сделать необычный узор на крыле бабочки, но для ее выполнения пальчики следует подготовить».
  • Упражнения: «Махи кистями рук, как крыльями бабочки». Для выполнения подбирается соответствующее стихотворение и (или) музыкальное оформление.

Бабочка

Обратите внимание! Физкультминутка проводится также с тематическими движениями. Так, в старшей группе комплекс занятий непосредственно перекликается с пальчиковыми играми

Для упрощения восприятия педагог подбирает соответствующие наглядные материалы

Так, в старшей группе комплекс занятий непосредственно перекликается с пальчиковыми играми. Для упрощения восприятия педагог подбирает соответствующие наглядные материалы.

Виды упражнений для кистей и пальцев

Пальчиковая гимнастика позволяет передать какое-либо стихотворение при помощи движения пальцев

При этом она обучает ребенка концентрировать внимание и верно его распределять

Обратите внимание! В процессе занятий приходится не только заучивать стихи, но и выполнять пальцами и кистями определенные движения в строгой последовательности. Одно из простых и веселых упражнений для пальцев — «Садоводы»

Одно из простых и веселых упражнений для пальцев — «Садоводы».

Палец толстый и большой (пальцы сжаты в кулачок, а большой поднят вверх)

В сад за сливами пошел (несколько раз большой палец сгибают, а потом разгибают).

Указательный с порога (разгибают указательный палец)

Указал ему дорогу (несколько раз сгибают и разгибают указательный палец).

Средний палец самый меткий (разгибают средний),

Он сбивает сливы с ветки (сгибательные движения средним пальцем).

Безымянный подбирает (аналогичные движения безымянным),

А мизинчик, господин, в землю косточки бросает (сгибают и разгибают мизинец).

Пальцы сжаты в кулачки

В процессе выполнения такой гимнастики дошкольник не только заучивает стихи (улучшает память), но и развивает фантазию и внимание. Мозг и речевой центр работают активнее

Обратите внимание! Развитие детей происходит в движении, поэтому важно прорабатывать мелкую моторику рук. Она связана не только с речью, но и со зрением, памятью, вниманием. Для ее развития можно использовать не только традиционные упражнения из пальчиковой гимнастики: «Лодочка», «Елка», «Колокольчик», но и другие, в которых происходит движение пальцев (нанизывание бусин, работа с мелкими деталями и пр.)

Для ее развития можно использовать не только традиционные упражнения из пальчиковой гимнастики: «Лодочка», «Елка», «Колокольчик», но и другие, в которых происходит движение пальцев (нанизывание бусин, работа с мелкими деталями и пр.)

Она связана не только с речью, но и со зрением, памятью, вниманием. Для ее развития можно использовать не только традиционные упражнения из пальчиковой гимнастики: «Лодочка», «Елка», «Колокольчик», но и другие, в которых происходит движение пальцев (нанизывание бусин, работа с мелкими деталями и пр.)

Нетрадиционные пальчиковые игры

Для развития речи у детей с ее нарушением используют еще нетрадиционные упражнения, направленные на активизацию мозговой деятельности. Как правило, занятия начинаются с самомассажа, для которого используются подручные материалы:

  • карандаши;
  • грецкие орехи;
  • прищепки и проч.

И только после этого начинаются сами занятия с пальцами. Одно из таких упражнений — «Лыжники».

Пальчики «шагают» в крышках

Для его выполнения потребуются пробки от бутылок, которые надеваются на указательный и средний пальцы обеих рук. При прочтении стихотворения обучающийся переставляет пальцы одной руки, не отрывая их от стола. После прочтения двух строчек движения производятся пальцами другой руки.

Пальцы в крышки мы обули

Быстро мы вперед шагнули.

И идем по переулку

Мы два друга на прогулку.

Пальцы наши балеринки,

Да тяжелые ботинки.

Пальцы наши словно ножки

Только шаркают немножко.

Пальчиковая гимнастика и ее значение для ребенка 5-6 лет

Дошкольный возраст — это период, когда ребёнок хорошо поддаётся обучению, но нагружать мозг сверх меры в это время не нужно. Занятия должны проходить в легкой и непринужденной форме. А новые знания и умения хорошо усваиваются в процессе игры. Поэтому в это время и проводят разнообразные пальчиковые игры.

Пальчиковые игры

Переоценить результат от таких занятий сложно, ведь еще Аристотель говорил: «Рука — это инструмент всех инструментов». При тактильном контакте дети учатся различать мягкое и твердое, теплое и холодное, определять форму и размер предмета. При этом они не только проявляют умственную деятельность, но и фантазируют. Простые движения позволяют снять напряжение со всего организма, помогают мышцам расслабиться, а ритмичные движения пальцами стимулируют развитие речи.

Цели пальчиковой гимнастики в работе с детьми

Пальчиковая гимнастика важна для детей. В процессе таких занятий происходит возбуждение речевых центров совместно с усилением работы речевых зон, что провоцирует их развитие.

Обратите внимание! Замечено, что речь начинает хорошо развиваться, когда движения пальцами становятся точными. Таким образом, основной целью пальчиковой гимнастики является прогрессирование работы обоих мозговых полушарий, координирование их совместной работы

Ведь, как известно, мысленные образы возникают в правом полушарии, а за речь отвечает левое. И чем скоординированнее будет их работа, тем лучше будут развиты внимание и мышление ребенка

Таким образом, основной целью пальчиковой гимнастики является прогрессирование работы обоих мозговых полушарий, координирование их совместной работы. Ведь, как известно, мысленные образы возникают в правом полушарии, а за речь отвечает левое

И чем скоординированнее будет их работа, тем лучше будут развиты внимание и мышление ребенка

Многообразие пальчиковых игр

Подборка самых простых пальчиковых игр для детей 6-7 лет для использования в домашних условиях

Самые простые пальчиковые игры подходят для детей самого раннего возраста. Это и всем известная «Сорока-белобока», «Пальчики», «Ладушки». Для дошкольников игры становятся более сложными.

«Сорока-белобока»

Наиболее популярны:

  • «Имена для пальчиков»;
  • «На прогулку»;
  • «Сколько птиц»;
  • «Замок»;
  • «Рыбка»;
  • «На блины»;
  • «Семь сыновей».

Они позволят не только активизировать мозговую деятельность детей, но и помогут подготовиться к школе. Действия, воспроизводимые пальцами, в этих играх настолько просты, что их легко можно выполнять в домашних условиях. На такое занятие потребуется всего несколько минут в день, но в результате речь ребенка будет более четкой, учеба будет протекать легче, и дошкольнику будет не страшна даже самая кропотливая работа.

Польза от пальчиковых игр очевидна. Вводить их в жизнь малыша нужно как можно раньше. Образовательный процесс должен носить систематический характер. И даже дошкольникам такие игры пойдут только на пользу.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий