Автоматизация звука C

Игры на автоматизацию звуков С и Сь в словах

“Хвосты”

Игра заключается в том, что вы начинаете слово, а ребёнок заканчивает. Начните со слога СА-, а малыш пусть назовет несколько вариантов окончания, например, самокат, самка, сабля, садик и так далее. Затем предложите другое начала СКА-.

“Слова в лукошке”

Суть игры заключается в том, чтобы ребёнок увидел свой результат в буквальном смысле. Расскажите историю, жил на свете Старичок-Речевичок. Он насобирал много слов со звуками С и Сь, но по дороге домой все растерял. Надо помочь Старичку-Речевичку снова наполнить лукошко.

Можно нарисовать лукошко на листике или на мольберте. Когда ребёнок называет слово с нужным звуком, нарисуйте в лукошке квадратик или овал. Еще одно правильное слово – еще один кружок в лукошке. Если у вас дома есть настоящее лукошко, поиграйте с ним. В него можно класть кубики. Так ребёнок увидит, как много слов он знает.

“Угадайка”

Возьмите мешочек или шапку. Насобирайте предметы, в которых есть С или Сь. Положите предмет в непрозрачный мешок, дайте ребёнку его пощупать. Пусть он догадается, что это за предмет и назовет его.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Игра «Что быстрее всех?».

На доске картинки транспорта: «самокат, велосипед, автомобиль, самолет».- Назовите самый быстрый вид транспорта? – Самолет.

2. Уточнение артикуляции и характеристики звука «С».

а)Уточнение артикуляции.

-Какой первый звук в слове самолет? – «С».

Возьмите зеркала, произнесите звук «С»и скажите:

-Что делают губы? Где находится язык? Какая струя воздуха?

-На доске выберите символ звука «С».(дети выполняют задание).

Б)Уточнение характеристики звука «С».

Согласный (во рту есть преграда, твердый, глухой (горло не дрожит).

На доске выкладываются символы звука «С».

3. Автоматизация звука «С» в слогах. Развитие высоты и силы голоса.

Игра «Капитошка».

Логопед:

Ход игры. Логопед предлагаетдетям поиграть с Капитошкой: «Тучка роняет капельки. По ним, как по лесенкам, любит прыгать наш Капитошка. А сегодня и слог “са”, с которым мы только что познакомились, тоже захотел попрыгать по этим ступенькам вместе с Капитошкой. Будем показывать, на какой капельке находится Капитошка, и произносить слог “са” то тихо, то усиливая голос. У нас получится замечательная песенка!»

-Сегодня Капитошка будет говорить два звука –«А» «С» Какой слог получился? –«АС».

Сначала будем говорить тихо, а потом все громче и громче. (Дети выполняют задание)

Проводится автоматизация звука «С» в слогах: «ИС-СЫ, ОС-СО. УС-СУ»

-Капитошка собрал все капельки и стал еще больше!.

4. Автоматизаци я звука «С» в словах. Определение места звука в слове.

а)Логопед: Мы говорили, какой транспорт самый быстрый? – Самолет.

Давайте совершим путешествие на самолете. Для этого нам понадобятся билеты.

Логопед раздает авиабилеты. В каждом билете картинка со звуком «С».

Задание: можно пройти в самолет, если правильно определить, где стоит звук «С» в слове.

Дети повторяют позиции звука «С» в слове, называют место звука в слове, показывают на схеме место звука в слове.

б)Дети сели в самолет, отправляются в полет.

Логопед: Самолет ТУ-104. Самолет готов в полет.

Заходите пассажиры, он давно уже вас ждет.

-Какие слова со звуком «С» вы услышали?- «самолет, пассажиры, сто, вас»

В каких словах звук «С» стоит в –начале слова, в середине слова, в конце слова?

Дети определяют место звука «С» в словах.

5. Физминутка.

Мы летим высоко или низко?

Далеко или близко?

Встанем и покажем, как мы летим.

Мы летаем высоко, мы летаем низко, мы летаем далеко, мы летаем близко. (Сопровождать движением рук).

6. Автоматизация звука «С» в предложениях.

А)Упражнение в составлении предложений с предлогом «НАД».

– Над чем летит самолет?-

На доске появляются картинки и символ предлога «НАД»: –

«ЛЕС» – Мы летим над лесом. Мы летим над лесами.

«САД», – Мы летим над садом. Мы летим над садами.

«МОСТ», «КУСТ» (аналогично).

-Какое маленькое слово помогает нам понять, что самолет летит высоко? – «НАД»

б) Развитие слухо-речевой памяти.

На доске картина с изображением предметов. Запомните слова.

«Есть у Петеньки-Петюшки очень странные игрушки: робот, самолет, лиса, грузовик без колеса.».

Кто может назвать все игрушки, которые есть у Петеньки?

Какие слова со звуком «С» вы услышали?- «Самолет, лиса, бес, колеса».

Какой звук есть во всех этих словах? – Звук «С».

7. Итог занятия.

Наш полет подошел к концу. Мы вернулись в детский сад.

Какой звук мы слушали в полете?.- Звук «С». Опишите звук «С» – Согласный, твердый, глухой.

Ход занятия:

1. Орг. момент

Логопед: Здравствуй, Анжела! Сегодня мы с тобой отправимся в гости. А к кому, ты узнаешь, когда отгадаешь загадку.

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост – её краса.

Этот зверь лесной – …

Ребенок: Лиса.

Логопед: Правильно, это лиса. И сегодня мы с тобой будем продолжать работу

со звуком . Будем стараться произносить его правильно.

2. Основная часть

1. Развитие речевого дыхания.

«Подуй на листья»

(Раскладываю листья на столе)

Логопед: Началась осень, весь лес засыпало листьями. Помоги Лисе убрать свою норку. Подуй на листья так, чтобы сдуть их со стола.

2. Пальчиковая гимнастика «Мы пошли в лесок гулять»

Логопед: Помогли мы лисе и снова пошли гулять по лесу.

Раз, два, три, четыре, пять.

(сжимают и разжимают кулачки)

Этот пальчик по тропинке

(загибают пальчики, начиная с большого)

Этот пальчик за грибами,

Этот пальчик за малинкой,

Этот пальчик заблудился,

Очень поздно возвратился.

3. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Давай покажем лисе, какие упражнения мы научились делать.

(Работа с использованием иллюстрационного материала на ПК, «Презентация Артикуляционная гимнастика для свистящих».

Логопед: Ты молодец. У тебя очень хорошо получается.

4. Автоматизация звука в слогах.

(Самомассаж су-джок шариками).

Логопед: Лиса очень любит играть в игру «Повторяшка». Нам поможет этот шарик. На каждый слог будем катать шариком по каждому пальчику на правой, а затем на левой руке.

Давай повторяй за мной, а лиса будет внимательно слушать.

Са-са-са Ас-ас-ас

Со-со-со Ос-ос-ос

Су-су-су Ус-ус-ус

Сы-сы-сы Ыс-ыс-ыс

Логопед: Как красиво у тебя получилось. Лиса очень довольна!

5. Развитие фонематического восприятия

Логопед: Теперь похлопаем лисе в ладоши. Я буду называть звуки, слоги, слова. Ты как только услышишь звук С хлопаешь в ладоши.

(С, Ш, Р, С, Т, М, С, Л, С, С, К)

Ла, са, ры, вы, ка, то, су

Сок, дом, санки, сумка, кот)

6. Автоматизация звука в словах.

Логопед: Посмотри, какой красивый конвертик у лисы. Там много разных картинок. Лиса предлагает тебе взять и назвать только те картинки, в названии которых есть звук .

(медведь, кастрюля, мяч, сумка, лошадь, рыба, носки, яблоко, кастрюля, стул, самолёт)

7. Игра «Скажи ласково»

Логопед: Соберём бусы для красавицы – Лисицы. Скажи ласково. Если назовешь правильно, нанизываешь бусину на шнурок.

Лес-лесок сахар – сахарок

сумка – сумочка стул – стульчик

сад-садок собака – собачка

носок-носочек

сундук-сундучок

самолет-самолетик

Санки – саночки

Логопед: Какое красивое получилось ожерелье! Лиса тебя благодарит.

8. Формирование навыка звукового анализа

Игра «Где спрятался звук ?»

Логопед:Лиса приготовила для тебя еще одно задание: посмотри на картинки, и определи место звука в словах: в начале, в середине или в конце слова? Каждую картинку нужно положить рядом с подходящей схемой.

(в начале – сапоги, собака, сова, стакан; в середине – чеснок, колесо, часы, капуста; в конце – лес, кактус, ананас, автобус).

9. Развитие лексико-грамматического строя речи.

Игра «Один-много»

– Лиса любит играть, поиграй с ней. Она будет называть один предмет, а ты много таких предметов.

Полоса – полосы

Оса – осы

Касса – кассы

Салют – салюты

Стол – столы

Сундук – сундуки

Сова – совы

Сад – сады

10. Итог занятия.

Логопед: Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?

Ребенок: Звук .

Логопед: Молодец! Ты хорошо занималась.! Не забывай дома и в группе правильно произносить звук .

Автоматизация звука С в словосочетаниях

Игра «Посчитай»

Работа ведется над закреплением звукопроизношения С и согласованием существительных с числительными.

Ребенку надо посчитать предметы изображенные на картинке — один кактус, два кактуса, три кактуса, четыре кактуса, пять кактусов….10 кактусов.

Речевой материал: кактус, насос, миска, солнце, сумка, совок, стул, свисток, колесо, лист.

Что на сковороде

На сковороде колбаски (сосиски), на сковороде мясо, на сковороде колбаса, на сковороде сыр, на сковороде капуста, на сковороде салат, на сковороде масло (подсолнечное), на сковороде рис.

Затем можно закрыть или перевернуть лист и попросить ребёнка вспомнить, какие продукты там были. Таким образом развиваем память и еще раз проговариваем слова с автоматизируемым звуком.

Речевой материал для автоматизации звука С в словах

Повтори три слова сразу и не ошибись ни разу

С помощью этого упражнения ребенок учится вслушиваться в речь взрослого, запоминать сразу три слова, близкие по звучанию. Тем самым развиваем речь, сноровку языка, память, фонематический слух.

сок — сон — сомстол — сток — стопоса — лиса — росафикус — минус — вирусфокус — глобус — автобусносок — песок — кусокмаска — каска — пляскавесы — носы — усыкокос — покос — насос

Словарь: сом, сон, крыса, колбаса, коса, лиса.

Словарь: русак, гусак, полосатый, косатка, салфетка, сарафан.

Словарь: лис, редис, хвост, рост, барбос, хвост.

Прочти и подумай

1. Вот салат, сок, сад, суп, сухарь, сор, сук, сыр, весы, сырок, бусы.

Что здесь можно есть и что нельзя? Что здесь самое вкусное?

2. Мы видим: ананас, поднос, фикус, ирис, кипарис, утёс, лес, аист, куст, хвост.

Что из них может расти и что не может? Назовите растения. Какие слова здесь оканчиваются на звук С?

3. На доске написано: оса, касса, лиса, сом, сова, песок, носок, сумма, сурок, судак, соболь, посуда, волосы, сокол.

Что здесь живое и что неживое? Что летает и что не летает? Кто может бегать? Назовите слова, оканчивающиеся на звук С.

4. Вове дали задание назвать 10 имён, в которых есть звук С. Но Вова назвал только пять: Соня, Сеня, Вася, Тарас, Люся.

Помогите Вове выполнить задание.

Соедини слова с картинками «Один — много»

Соедини слова с картинками: один предмет — много предметов: «Песок-пески…»

Словарь: оса-осы, песок — пески, косуля — косули, колбаса — колбасы, коса — косы, лиса — лисы, косынка — косынки.

Словарь: миска-миски, доска-доски, ласточка-ласточки, мост-мосты, пастух-пастухи, аист-аисты.

Поиграть в эти игры-онлайн можно здесь

Автоматизация звука С в чистоговорках

Повторяйте чистоговорки по частям или целиком. Упражнение способствует развитию слухового восприятия, внимания, памяти.

Са-са-са — самокат, сова, лиса.Сы-сы-сы — косы, волосы, усы.Со-со-со — соболь, сода, колесо.Су-су-су — суп, посуда, путасу.Ас-ас-ас — паста, масло, ананас.Ис-ис-ис — кипарис, Борис, ирис.Ос-ос-ос — нос, колос, абрикос.Ус-ус-ус — вкус, автобус, карапуз.Аса-аса-аса — колбаса и коса.Осы-осы-осы — волосы и косы.Усы-усы-усы — сарафан и бусы.Аска-аска-аска — ласка, маска, каска.

Выучите с ребенком чистоговорку и повторяйте каждый день, четко произнося звук С.

Са-са-са, са-са-саОй-ой-ой! Летит оса!Сы-сы-сы, сы-сы-сыНе боимся мы осы!

Су-су-су, су-су-суВидел кто из вас осу?Сы-сы-сы, сы-сы-сыМы не видели осы.

Са-са-са, са-са-саОтгадайте, где оса.***

 СА—СА—СА — вот лиса.СУ —СУ —СУ — я боюсь лису.СУ —СУ —СУ — обманем мы лису.СО —СО —СО — у лисы колесо.СО —СО —СО — дай, лиса, нам колесо.СА—СА—СА — нет у лисы колеса.СЫ —СЫ —СЫ — нет колеса у лисы.

Советы по проведению упражнений по автоматизации звуков

Перед началом занятий стоит размять свой рот. Для этого сядьте с малышом перед зеркалом и выполните базовые упражнения:

  • удержание губ в улыбке с обнажёнными зубами, чтобы они хорошо просматривались;
  • вытягивание губ вперед в виде трубочки и удержание;
  • складывание губ в виде колечка и удержание;
  • чередование вышеизложенных упражнений;
  • чередование язык широкий и язык узкий;
  • поднятие языка вверх и вниз.

После этого можно выполнить 1-2 упражнения, которые выполняли на этапе постановки звука, например, мячик в ворота, язычок-блинчик или чистим зубки.

После того, как удалось размять язык, губы, щёки, можно перейти к упражнениям по автоматизации звука

На данном этапе работу также важно выстроить постепенно: начать со слогов, затем перейти к словам, словосочетаниям и предложениям

Следите за тем, насколько правильно малыш выполняет гимнастику. Указывайте на ошибки, чтобы он знал, что делает неправильно. Показывайте правильные примеры.

 Не стоит ругать ребёнка, если у него что-то не получается 

Автоматизация звука С изолированно, в слогах, словах, фразах

Для того, чтобы разнообразить работу по автоматизации изолированного звука С и превратить логопедическое занятие в игру используем «звуковые дорожки».

Основная задача данного этапа — отработка звука. Для автоматизации звука С используем материал в виде звуковых дорожек.

Звуковая дорожка для автоматизации звука С

Работу над автоматизацией звука С проводим в игровой форме. Показывая картинку, просим ребенка помочь взлететь воздушному змею. Для этого проводим пальчиком по дорожке, произнося при этом звук С-С-С…

Звук С можно произносить плавно и длительно, коротко и прерывисто, тихо и громко.

На звуковой дорожке можно выкладывать камешки, стеклышки, приклеивать пластилин, слайм или рисовать маркером, фломастерами на самой дорожке.

Звуковая дорожка для автоматизации изолированного звука СНа звуковой дорожке выкладываем слайм, произнося при этом звук СИгра на автоматизацию звука С — «Выложи камешки на дорожке»

При работе со звуковыми дорожками у детей:

  • автоматизируется изолированное произношение звука С;
  • развивается просодика речи;
  • улучшается речевое дыхание;
  • развивается глазо-двигательные функции и содружество «рука»-«глаза»-«речь»;
  • развивается мелкая моторика и графо-моторные навыки;
  • улучшается ориентироваться в пространстве;

Стишки

Когда ребёнок хорошо произносит звук С или Сь, предложите ему стишки. Следите, чтобы малыш правильно произносил свистящие, а если ошибается – попросите исправиться. Вот несколько примеров:

Самолет построим сами, Понесемся над лесами, Понесемся над лесами, А вернемся к маме (А. Барто).

Сидел воробей на сосне. Заснул – и свалился во сне. Если бы он не свалился во сне – До сих пор бы сидел на сосне.

Если заниматься с ребёнком постоянно, то положительные труды не заставят себя долго ждать. Но если все же проблему с правильным произношением свистящих С и Сь не удается решить самостоятельно, обратитесь к врачу, который поможет выявить причину неудач и даст нужные рекомендации.  Играйте с ребёнком в игры со словами, придумывайте все новые формы активностей. Так вы сможете развивать не только речь малыша, но и слух, мелкую моторику рук. 

Игры на автоматизацию звуков С и Сь на примере фраз

“Иди сюда”

Эта игра для нескольких детей, но ее можно провести и в паре. Перед этим только покажите маленькую инсценировку с участием игрушек.

Подберите игрушки, в названии которых есть звук С, например, собака, кукла Саша, сова, слон. Расскажите, как игрушки играли в эту игру. Например, собака говорит: Кукла Саша, иди сюда! Я нашел тебе расческу!” Кукла Саша говорит: “Слон, иди сюда! Я нашла тебе самокат!” Далее игрушка обращается к ребёнку, а затем ребёнок обращается к разным игрушкам и говорит, что он им нашел. Главное, слово должно содержать С или Сь.

“В магазине”

Соберите предметы и изображения, в которых есть свистящий С или Сь. У нас необычный магазин, получить товар в нем можно только, если правильно выговорить название товара и где он находится. При произношении ребёнок должен продолжительно произнести нужный нам звук. Например:

– Здравствуйте! – Здравствуйте! Что бы вы хотели купить у нас? – Я хочу миску! – Чтобы купить у нас миску, скажите, а где в слове стоит С? – В слове миссссска звук С находится в середине! – Правильно! Вот ваша миска. – Спасибо! До свидания! – До свидания! Приходите к нам еще!

Автоматизация звука С в предложениях

Прочти и подумай

1. Все мы знаем, что такое: стадо, стол, стул, стакан, спутник, кусты, стены, кресло, мосты, сосны, слон, сковородка, скамейка, спальня.

Что из всего этого бывает у людей в доме? На чём можно сидеть? Отвечай полным ответом.

2. Вот продукты: капуста, ананас, салат, соль, редиска, тесто, суп, сухарь, квас, сок, судак, сом, ириска, колбаса, сметана.

Что из них можно есть в сыром виде и что можно варить? Что растёт на огороде? Отвечай полным ответом.

3. Прочитайте: гусь, лось, слива, такси, карась, свисток, свинка, сметана, снегирь, носки, сливки, гости, костюм, самолёт.

Кто из них сам может двигаться и что само двигаться не может?

Игра «Съедобное — несъедобное» для автоматизации звука С.

-Рассмотри рисунок. Что ты видишь? Мальчика зовут Саня. Что съест Саня? Отвечай полным ответом: «Саня съест колбасу. Саня не ест кактус».

Можно проводить линии съедобных предметов к тарелке, несъедобное — зачеркивать. Или выкладываем камушки: зеленого цвета, то что Саня съест, красного, что не будет есть.

Речевой материал: кактус, колбаса, абрикосы, сапоги, эскимо, санки, суп, сыр, рис, сумка, самолёт, кокос, чеснок, арбуз, краски, мясо, автобус, сахар, глобус, редис, масло, каска, капуста, бусы, ананас.

Прочти и назови

Прочтите предложения, дополните их словами по рисункам.

1. Высоко в небе ….  . Соня и Саня летят на …. .  … идёт на посадку.  Саня и Соня выходят из … .

2. Вот … . Эти … вкусные. У нас не растут … . … растут на юге.

Чистоговорки для автоматизации звука

Рифмовка на звук

У Сони маска, у Светы — коляска.У Сани сок, у Кости — носок.У Сони салат, у Светы — самокат.У Сани миска, у Кости — сосиски.

Варианты игр:

1. «Назови и повтори»

Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком С (карточки предварительно распечатать и разрезать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.

2. «Чего не стало?»

Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком С (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете :»Чего не стало?»(не стало стола, не стало самовара и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.

3.»Что изменилось?»

Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком С, называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.

4.»Четвертый лишний»

Для данной игры берутся карточки со звуком С, а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, стол, сова, рак, сок. Лишняя карточка РАК, здесь нет звука С).

5. «Один-много»

Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, сова — много сов, стул — много стульев, стол — много столов). Не забывайте слова произносить правильно!

6. «Большой — маленький»

Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии , как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — СКАМЕЙКА, к маленькому — СКАМЕЕЧКА.

7. «Посчитаем»

Игра «Посчитаем»научит ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе. Проводится также по модели (см.галерею). Цифры в модели разного цвета: 1-зеленого, 2, 3, 4 — синего, 5 — красного

Цвета помогут обратить внимание ребенка на изменение окончаний в словах (одна — сумкА, но две, три, четыре — сумкИ, пять — сумОК). Объясните это правило ребенку и следите за окончаниями слов

  • Карточки для игры «Четвертый лишний»

Автоматизация звука «С» в слогах и словах при помощи картинок поможет родителям и учителя-дефектологам сделать занятия более увлекательными.

Вам также будет интересно:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Автоматизация звука Р
  3. Автоматизация шипящих звуков
  4. Дифференциация звуков
  5. Развитие речи
  6. Обучение грамоте
  7. Дидактические игры

Желаем всем успехов и позитивного настроения!!!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий