Занятие НОД по развитию речи в средней группе

Ход НОД.

Воспитатель: Сегодня, ребята, у нас интересное занятие. Скажите, какое сейчас время года? (Осень) Правильно. Назовите первый осенний месяц?

Дети: Сентябрь.

Воспитатель: Какие осенние признаки вы мне назовете.

Дети: Листья опадают, урожай созревает, холодает, идут дожди, птицы улетают на юг.

Воспитатель: Верно. А вот первый осенний праздник-1сентября День Знаний. Почему этот день так называется? (Дети идут в школу).

Воспитатель: Правильно, дети идут в школу, кто-то в первый раз, а кто-то возвращается после каникул. Рассмотрите, картинку на мольберте.

Иллюстрация «Школа»

Воспитатель:- Кто изображен на картинке? (Дети).

-Что они делают? (Идут в школу.)

– Рассмотрите, как они одеты? (Нарядно).

-Правильно, дети в школе ходят в специальной одежде, она называется формой. А что у детей за спиной? (Ранец, портфель).

-А зачем эта сумка детям? (Они носят в ней учебники тетрадки). Верно.

– А как можно назвать эту девочку и мальчика, одним словом? (Дети).

-Куда они идут? (В школу). Значит они кто? (Школьники) Школьники или ученики!

Физкультурная минутка.

(Выполнять движения в соответствии с текстом.)

Будем утром перед школой делать мы зарядку.

Очень нравится нам делать по порядку:

Весело шагать, весело шагать.

Руки поднимать, руки опускать,

Приседать и вставать, приседать и вставать.

Прыгать и скакать, прыгать и скакать.

Воспитатель:Теперь послушайте и отгадайте загадки:

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?. (Карандаш)

Если ей работу дашь –

Зря трудился карандаш. (Резинка)

Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски.

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке. (Кисточка)

В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки,

Что угодно для души. (Пенал)

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком. (Книга)

Кто я, если прямота

Главная моя черта? (Линейка)

Листы у неё белые-белые,

Они не падают с веток.

На них я ошибки делаю

Среди полосок и клеток. (Тетрадь)

Я весь мир слепить готов —

Дом, машину, двух котов.

Я сегодня властелин —

У меня есть… (Пластилин)

Пальчиковая гимнастика.

Семь вещей у нас в портфеле: (Сжимают и разжимают пальцы.)

Промокашка и тетрадь, (Загибают поочерёдно пальцы.)

Ручка есть, чтобы писать,

И резинка, чтобы пятна

Убирала аккуратно,

И пенал, и карандаш,

И букварь – приятель наш.

Воспитатель: Ребята,как назвать все одним словом: карандаш, резинка, кисточка, пенал, книга, линейка, тетрадь, пластилин? (Школьные принадлежности).

Воспитатель:- Ребята, а что делают дети в школе? /ответы детей/

– А что же делают ученики после школы? /ответы детей/

Воспитатель: А сейчас послушайте рассказ «После школы».

Воспитатель: – О чем мы сегодня говорили? (О школе).

-Как называют детей, посещающих школу? (Школьники, ученики).

-Как называют специальную одежду для учеников? (Форма).

– Сумка ученика –это (портфель, ранец).

-Какие школьные принадлежности вы знаете? (Тетрадь, ручка, карандаш, краски, кисточки).

Воспитатель: Молодцы! Вы сегодня были очень внимательными и активными. Хорошо отвечали на вопросы и отлично выполнили все задания. Узнали много интересного о школе и об учениках – школьниках.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся,подарим свои улыбки и не будем отвлекаться.

Мы с вами сейчас отправимся в путешествие. В страну,которой нет ни на одной карте мира. В страну сказок.

– А Вы знаете, что такое сказка?

Ответы детей

– С каких слов начинаются сказки?

Ответы детей

– Что необычного происходит в сказках?

Ответы детей

-Почему эти сказки называют русскими народными?

Ответы детей.

Ну что ж ребята! Я приглашаю Вас в волшебный лес. В нем мы узнаем кто же главные герои нашей сказки.Воспитатель: Если сказка в дверь стучится

Ты скорей ее впусти, потому что сказка птица

Чуть спугнешь и не найти!

Тогда возьмитесь за руки, и закройте глазки….

Тише,тише тишина….

Сказка к нам идет сама

Ветерком прохладным вся

В сказку дверь открыла я…

Вот мы и попали в сказку!. Давайте подойдем поближе к лесу. –

Загадка:

-Хитрая плутовка

Рыжая головка

Хвост пушистый краса

А зовут ее…

(лиса)

Ответы детей

Молодцы, правильно, лиса!

А теперь повторяйте за мной!

Физкультминутка:

– Мы заходим с Вами в лес

(маршируем на месте)

Сколько здесь вокруг чудес!

(удивляясь разводим руками)

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лису обхитрим

На носочках убежим!

(покажем как бегает лиса).

-Молодцы!

– А кто это под ёлочкой спрятался, давайте посмотрим!

– Да это лиса!

-Существует много сказок про лису.

-А как в сказках лису называют ласково?

Ответы детей:

– Лисичка-сестричка, лисонька.

Воспитатель:- Молодцы! В нашей сказке лису то же называют лисичка-сестричка.

Вот и первый герой нашей сказки- лиса!

– А я знаю одну скороговорку про лису.

Повторяем за мной!

– Со-со-со- лиса катит колесо

Сы-сы-сы-хвост красивый у лисы

Су-су-су-видел я в лесу лису.

-Молодцы!

-Идём дальше!

Загадка:

-Дружбу водит лишь с лисой

-Этот зверь сердитый, злой

• Он зубами щёлк, да щёлк

Очень страшный, серый …

(волк)

Сказочница достаёт из-под ёлки волка (игрушку).

– А я, и про волка знаю скороговорку.

-Повторяем за мной

-Волки рыщут, пищу ищут.

-Хорошо!

-Ну, что продолжим наш путь!

Ой…а что это ребята конверт. Это лисичка с волком нам предлагает поиграть в игру. «Назови предмет и его действие». (классификация /обобщение)

олодцы ребята! Идем дальше)

Давайте посмотрим по сторонам.

– Ой! Что это?

-Это прорубь! (прорубь –это отверстие, прорубленное во льду замерзшей реки, пруда, озера)

Посмотрите сколько около проруби рыбы! А как ласково можно сказать на рыбу (рыбка) Давайте подойдем поближе. Посмотрите сколько много рыб поймали ….не одного карася,а Соня много (карасей). Ни одного окуня, а Вова много (окуней) не одну щуку,а Алиса много щук…

– Ребята, а может быть кто-нибудь догадался, в какую сказку мы попали?

Ответы детей.

Давайте подойдем к столу и соберем из пазлов картинку. это и будет сюжет из нашей сказки.

Правильно, молодцы!

– А теперь присядем на стульчики, и я Вам прочитаю русскую народную сказку «Лисичка сестричка и серый волк».в обр. М. Булатова,а иллюстрации к сказке художника С. Гилева вы можете просматривать на телеэкране.

Воспитатель читает сказку. (а второй воспитатель показывает слайды)

-Расскажу Вам сказочку хорошую- прехорошую, длинную-предлинную, интересную- преинтересную…

Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец!

-Ну, что ребята, понравилась Вам сказка?

Кто Вам понравился больше всех, лиса или волк?

Какого героя сказки можно пожалеть?

Что же плохого сделала лиса?

Правильно! Лиса всех обманула! Она обманщица!

А разве хорошо она сделала?

-Нет!

-Так чему нас учит сказка?

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!

Сказка учит отличать добро от зла.

Нельзя обижать друзей!

Ребята, вы большие молодцы!

Мы с Н. В. дарим вам в группу в уголок чтения новую прекрасно иллюстрированную книгу сказок. Выбирайте сказку договаривайтесь и будем читать.

Актуальность развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста

В процессе обучения по ФГОС связной речи уделяется большое внимание. Именно от качества речевого развития зависит готовность дошкольника к восприятию знаний

Уровень речи влияет на успеваемость, умение свободно излагать свои мысли. Без этого у ребенка не может быть построено правильное общение с окружающими, пострадает развитие личности.

Важность развития речи в детском саду

Ведущей деятельностью для развития связной речи у детей дошкольного возраста считается игра. Большую роль в формировании речевых и коммуникативных навыков играет театрализация в детском саду, постановки сценок. Это помогает не только обогатить словарный запас, но и сформировать развитие ребенка в целом.

Игровая деятельность — как метод усвоения знаний

Особенности НОД по звуковой культуре речи в средней группе

Развивать речевые навыки в детском возрасте рекомендуется на основе сказок, в процессе чтения книг. На занятиях не только формируется связная речь, но и закладываются основы отзывчивости, сострадания, у ребенка формируется эмоциональный фон. НОД по развитию речи в средней группе в первую очередь направлен на обучение детей работать коллективно со своими сверстниками.

Воспитатель должен научить детей давать развернутые ответы на поставленные вопросы. Это основная задача процесса. НОД по развитию речи способствует обогащению словарного запаса, формируется познавательный интерес к окружающему миру, пробуждаются чувственные отношения к людям, животным, природе.

Важно! Воспитатель должен привить с раннего возраста бережное отношение ко всему окружающему. Занятия, посвященные звуковой культуре, являются составной частью общей программы речевого развития

Это программный комплекс, который должен включать в себя следующие аспекты:

Занятия, посвященные звуковой культуре, являются составной частью общей программы речевого развития. Это программный комплекс, который должен включать в себя следующие аспекты:

  • становление правильного произношения;
  • приучение к ритму;
  • развитие речевого аппарата;
  • формирование полноценных знаний об окружающей среде.

Особое внимание в образовательном процессе уделяется музыкальным занятиям. Они проводятся совместно с музыкальным работником и воспитателем

Отдельные элементы музыкального прослушивания помогают в развитии речевого слуха, голоса, дикции, ритма.

Основными задачами в развитии речевой деятельности являются:

  1. Обучение пересказу по картинкам, образцам.
  2. Развитие внимания, мышления, воображения, памяти.
  3. Обогащение словарного запаса.
  4. Формирование уважения к окружающим, развитие дружелюбного отношения.
  5. Разъяснение этических норм в поведении.

В процессе занятий дети должны научиться дружелюбно относиться друг к другу. Часто используется индивидуальный подход.

Формирование речи на музыкальных занятиях

Пример занятия по развитию речи о вежливости в средней группе

Урок вежливости в средней группе — занятия, направленные на формирование доброжелательности, уважения к сверстникам и взрослым, обучение способности оценивать свои поступки.

Для проведения занятий обязательно использование дидактического, демонстрационного материала, игрушек.

Как должна проходит обучающая беседа о вежливости в средней группе

В программу обучения вежливости в детском саду входят следующие направления:

  • закрепление знаний детей об основах вежливого отношения к окружающим;
  • обучение осознанного понимания своих поступков;
  • развитие побуждения к нравственным действиям;
  • формирование осуждения к отрицательным поступкам.

Одним из методов закрепления знаний является проведение беседы. Ее можно организовать после прочтения сказки, предложив детям оценить поведение героев, проанализировать ситуацию, высказать свое мнение. Такая форма занятий помогает развивать связную, выразительную речь, формировать эмоциональное отношение.

Проведение беседы в детском саду

Примерный план урока о вежливости в средней группе, сценарий занятия

Урок вежливости по развитию речи урок вежливости должен быть направлен на углубление детского представления о доброте, вежливости, как одном из самых важных качеств человека.

При составлении конспекта занятия необходимо учитывать следующие методические приемы:

  1. Поднятие настроение у детей как организационный момент.
  2. Сюрприз в виде гостя. Например, к ребятам приходит на занятие Незнайка.
  3. Практическая часть, состоящая из проведения игры, викторины. Например, поиграть в игру «вежливо-невежливо».

Важно! Перед появлением сказочного героя рекомендуется в план включить предварительную беседу. Можно использовать наглядное пособие, картинки

При появлении сказочного персонажа занятие можно построить таким образом, что перед детьми появится невежливый гость, который забывает здороваться и говорить слова благодарности

Важно привлечь детей к каждому моменту, просить их указать на то, где Незнайка поступает неправильно

Ход занятий нужно построить таким образом, что с героем никто не хочет дружить из-за его грубости, жадности и невежества. Воспитатель предлагает детям научить Незнайку правилам поведения, помочь ему исправиться.

В конце занятия персонаж благодарит ребят, правильно с ними прощается и приносит угощение.

Урок вежливости

Ход занятия:

Приветствие:

Придумано кем – то просто и мудро

При встречи здороваться Доброе утро

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам

И каждый становиться добрым доверчивым

Пусть Доброе утро длиться до вечера.

В: Проходите на стульчик.

Ребята посмотрите кто это у нас?

Д: Незнайка

В: Как он тут оказался? Не поздоровался? Отвернулся от нас.

Ребята как вы думаете, что с Незнайкой?

Д: Он не знает вежливые слова.

В: Ребята, а что нужно было сделать, Незнайке зайдя в группу.

Д: Поздороваться и спросить разрешения пройти в группу.

В: Ребята как мы можем помочь Незнайке?

Д: Научить вежливым словам

В: Незнайка оставайся у нас в группе и дети тебя научат вежливым словам.

Н: С удовольствием.

Игра: (с мячом) «Вежливые слова».

В: Молодцы, а покажите Незнайке Театрализованное представление.

Театрализованное представление: «Зачем говорят, здравствуйте»

Девочка: Что случилось? Отчего, вы такие сердитые? Конечно, поссорились. Надо помириться!

Птичка: Я с этим петушком мериться не буду! Он невежливый.Я ему сказала ему: «Здравствуй», а он не ответил!

Петушок: А зачем опять говорить, я тебя только вчера видел.

Птичка:Но я же сегодня сказала: «Здравствуй!»

Петушок: Ну и что! У меня еще и вчерашнее не закончилось!

Девочка: Да ты что петушок, ты хочешь, чтобы птичка заболела?

Петушок: Почему? Я не хочу, чтобы она заболела.

Девочка: А что, ты для нее «Здравствуй» пожалел? Ведь «Здравствуй» – это значит будь здоров, не болей.

Петушок: А ты тоже птица не очень вежливая.

Птичка: Это ты не вежлив. Почему ты меня зовешь птицей.

Девочка: А как ты зовешь петушка?

Птичка: Никак.Я ему просто кричу: «Эй ты»!

Девочка: Значит, вы оба хороши. Надо друг друга уважать.

Петушок: Прости меня птичка! Я буду всегда здороваться.

Птичка: И ты меня прости, петушок. Я всегда буду вежлив.

Н: Да очень.

В: Ребята давайте немного отдохнем.

Физминутка.

Выполняйте движения только тогда, когда я попрошу вас об этом вежливо.

Поднимите руки.

Поднимите руки пожалуйста.

Будьте добры наклонитесь вперед.

Присядьте.

Выполните пожалуйста повороты в стороны.

Наклонитесь вправо – влево пожалуйста.

Пошагайте.

Будьте любезны попрыгайте.

В: Молодцы!А сейчас давайте с играем в игру: «Подскажи словечко».

Растает даже ледяная глыба от слова теплого (спасибо).

Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).

Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости. Мы говорим (извините пожалуйста)

В: Ребята, достаточно ли знать вежливые слова. Чтобы быть вежливыми?

Д: Нет не достаточно, нужно еще и выполнять правила поведения.

В: Давайте вспомним правила поведения в нашей группе.

Д: Называют правила группы.

Приходя в группу не забудь поздороваться.

Если хочешь поиграть в игру 2 или 3 не ссорьтесь, а посчитайтесь считалочкой.

Поиграл убери за собой игрушки.

Не ломай, не забирай, не дерись.

Уходя домой не забудь сказать До свидания.

В: Молодцы ребята. Расскажите ка Незнайке еще стишок.

Стихотворение.

Чтоб воспитанными стать

Надо многое понять

Старшим место уступать

Малышей не обижать

Всем спасибо говорить

На пороге не ссорить

Взрослых не перебивать,

Никого не обзывать,

Научись прилежно слушать

Научись опрятно кушать

Будь всегда воспитан, вежлив,

Чтоб не звался ты невежей!

В: Ну, что Незнайка научили ребята тебя вежливым словам?

Н: Ой спасибо вам ребята, я все запомнил.

В: Незнайка, а ребята для тебя приготовили «Цветок вежливости», чтобы ты не когда больше не забывал вежливые слова.

Незнайка: Спасибо ребята, до свидания!

Д: Да

В: Что мы сегодня с вами делали?

Д: Ответы.

Занятие на тему «Масленица» в средней группе

Развитию речи активно способствует организация театрализованных сценок, знакомство детей с традициями, народным творчеством. Это не только расширяет кругозор, но и увеличивает словарный запас. Одним из способов усвоения принципов вежливости в аспекте развития речи можно назвать проведение тематического занятия на тему «Масленицы».

Целями проведения мероприятия являются:

  • знакомство с народным творчеством, традициями, особенностями праздника;
  • совершенствования речи;
  • закрепление навыков рисования, аппликации;
  • развитие у детей умения вежливо принимать и преподносить подарки.

Такие занятия прививают уважение и интерес к праздникам и традициям своего народа.

Масленичная неделя в детском саду

Лексические тематические упражнения для средней группы

Проведение занятий по новым темам должны быть направлены обогащение словарного запаса. В процессе проведения рекомендуется использовать наглядный материал, например, фотографии, презентации из картин, плакаты.

Например, в период масленичной недели можно провести целый комплекс занятий, состоящий не только из театрализованных представлений, но и из организации уроков рисования, лепки по теме. Это поможет детям закрепить словарный запас.

Важно! Тему масленицы можно связать и с другими направлениями. Например, спросить детей, в какое время года проводится праздник, обговорить приметы и признаки

Ход занятия в средней группе детского сада

Воспитатель. Доброе утро, в добрый час.

Мы все рады видеть вас.

(Воспитатель предлагает детям стать вагончиками и поехать на поезде)

— Поезд едет ту-ту-ту

На этой станции сойду.

1  остановка. Психогимнастика «Улыбка»

(Воспитатель предлагает детям встать в круг и улыбнуться друг другу влево, вправо)

Воспитатель. Приятно вам, когда вам улыбаются? С кем лучше дружить: с веселым или сердитым ребенком. Улыбка-это очень хорошо и приятно.

Наберите в ладони смех и развейте всем на удовольствие! (Дети и взрослый посылают друг другу воздушные поцелуи).

2 остановка. Дидактическая игра «Добрый и плохой поступок»

(дети анализируют картинки и определяют где хороший, а где плохой поступок).

3 остановка. Постановка Сказка «Репка».

(показ театра на фланелеграфе)

Воспитатель. Усаживайтесь уютно и слушайте внимательно.

Пришел дед на огород, а у него там выросло овощей много-премного.

— Что выросло на огороде? Какие овощи вы знаете?

— Даже смотрит, а там на огороде репка выросла большая-пребольшая

(Выложить на «огороде» фланелеграфе репку)

— Был дедушка трудолюбивый, а не ленивый. Репку поливал, сорняки срывал поэтому она и выросла большая и красивая.

(Дети повторяют пословицы о труде, а именно:

Хочешь есть калачи-не сиди на печи.

Пчела мала, и та работает.

Без трудов не ешь пирогов.)

Тянет дед репку потянет, а вытянуть не может. Позвал дедушка бабушку. А у бабушки работы много. Что делает бабушка? (Дети по картинкам называют трудовые действия бабушки: варить, убирать, ухаживать). Устала сама, но и дедушке ей нужно помочь. Он всегда ей помогал: дрова рубил, воду носил, когда болела за лекарствами в аптеку ходил. Решила бабушка на помощь внучку позвать. Она в это время мультики смотрела и очень ей не хотелось идти и помогать. Но внучка вспомнила, что дедушка и бабушка очень ее любят: целуют, обнимают, нежно называют еще и вкусности покупают.

Дидактическая игра «Образуй слова»

(дети образуют ласкательные формы от слов внучка, заяц, цветок, звезда)

Жаль стало внучке бабу и деда и она быстренько побежала на огород чтобы им помочь, а мультики досмотреть позже.

Позвала внучка собачку Жучку. А собачка дом охраняла: «Как же я пойду, кто дом будет охранять?» Но вспомнила она, что дедушка и бабушка очень ее любят: ласково называют, вкусную косточку дают, благодарят за то, что хорошо дом стережет, красивые слова говорят.

Дидактическая игра «Вежливые слова»

(дети называют вежливые слова)

Позвала собачка Жучка кошку. Кошка лежала на солнышке грелась и думала, что дедушка и бабушка очень ее любят: не обижают, за хвостик не ​​таскают, камнями не бросают, всегда гладят, вкусное молочко дают. Пожалела деда и бабу и быстро в огород побежала. Позвала кошка мышку, а мышка поссорилась с кошкой. Решила Мышка помириться с Кошкой, потому что нужно помочь дедушке и бабушке.

(Воспитатель говорит мирилки, а дети повторяют)

Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец.

— Вам понравилась сказка?

— Один дедушка смог бы вырвать репку?

— Как вы думаете, эта семья дружная или нет?

— Да эта семья дружная, трудолюбивая, добрая, потому что делали всегда все вместе, жалели друг друга.

(дети рассказывают пословицы о дружбе)

4 остановка. Беседа с детьми «Семья»

Воспитатель. Любите своих родителей, бабушек и дедушек это самые родные в мире люди. Помогайте им всегда. Будьте дружны. У папы и мамы всегда тепло. Дружба- это когда люди хотят быть вместе, когда им интересно, весело, когда люди не ссорятся, помогают друг другу, умеют прощать. Добро как солнышко греет. (Дети произносят пальчиковую игру «Этот пальчик дедушка»

Итог. Рефлексия

А в саду мы с вами наша дружная семья

Я, ты, он, она

Все мы дружная семья

(Дети становятся в круг и обнимаются)

Воспитатель. Мы одна семья всем желаем добра. Попрощаемся с гостями. До свидания! До встречи! Всем желаем здоровья и мирного неба над головой.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий