Консультация для родителей дошкольников
Каждый родитель стремится найти время на самостоятельную работу с ребенком, поделиться с ним своими знаниями, чтобы облегчить ему дальнейшее обучение. Но на практике, получается обратный эффект: заучив с ребенком счет до 10-ти, старшее поколение уверено, что обучило числам, но это далеко не так. Малыш запомнил называния цифр как стих, но не понял всего смысла.
Внимание! Консультация для родителей по математике в подготовительной группе помогает осознать домашние ошибки и построить самостоятельное обучение правильно. Чтобы от семейного математического образовательного процесса был толк, нужно помочь разобраться дошкольнику с тем, что такое цифры
Это не просто особые символы на бумаге с определенными наименованиями. За каждым из них стоит количественный смысл. Ребенку нужно видеть, что такое один, два, три…, а точнее, сколько это. Для наглядного изучения отлично подходят палочки Кюизенера. С их помощью легко зрительно понять суть каждого числа, с помощью цвета и длины палочек легче научиться складывать и сопоставлять числа в группы, а также сравнивать их между собой
Чтобы от семейного математического образовательного процесса был толк, нужно помочь разобраться дошкольнику с тем, что такое цифры. Это не просто особые символы на бумаге с определенными наименованиями. За каждым из них стоит количественный смысл. Ребенку нужно видеть, что такое один, два, три…, а точнее, сколько это. Для наглядного изучения отлично подходят палочки Кюизенера. С их помощью легко зрительно понять суть каждого числа, с помощью цвета и длины палочек легче научиться складывать и сопоставлять числа в группы, а также сравнивать их между собой.
Подобно обучающим палочкам можно использовать тетрадь в клеточку. Закрашивая клетки в ряд, располагать цветные полосы нужно одну строго под другой, чтобы можно было образно определить какая полоса длиннее, а какая короче, после чего сосчитать количество окрашенных клеток в ряду и понять, почему одно число больше другого.
Палочки Кюизенера
Учить ребенка дома родители могут успешно, если урок проходит не для галочки на совести, а с целью объяснить суть окружающих вещей. Элементарное измерение длин предметов с помощью строительной рулетки или самодельной ленты, разукрашенной цветными секторами, поможет научиться сравнивать величины, ориентироваться в пространстве и не робеть перед неизвестностью.
Ход занятия.
I.Организационный момент.
-Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, кто пришёл к нам на занятие.
Загадка:
У кого большая шляпа?
Кто бездельник и растяпа?
Кто хвастун, болтун, зазнайка?
Знают все, малыш – НЕЗНАЙКА.
-Посмотрите, он что-то с собой принёс. Что это? (Портфель). А как вы думаете, почему он
принёс портфель, а не игрушки или конфеты? (Потому что он вместе с нами готовится к школе).
– Вот сегодня он вместе с вами будет готовиться к школе.
II.Основная часть.
1. Игровое упражнение «Соберёмся вместе».
На полу 2 обруча. Воспитатель просит девочек взяться за один обруч, а мальчиков – за другой.
-Сколько групп ребят получилось?
-Сколько ребят в каждой группе?
-Какая группа больше?
-Почему вы так думаете?
Затем воспитатель объединяет группы детей верёвочкой.
-Сколько ребят в общем круге?
-Что больше: целая группа детей или группа девочек?
-Что меньше: группа мальчиков или целая группа детей?
Затем воспитатель обобщает: «Целая группа детей больше группы мальчиков (группы девочек). Группа мальчиков меньше целой группы детей. Группа девочек тоже меньше целой группы детей.
2. Упражнения с палочками Кюизенера.
-Ребята, посмотрите, у Незнайки в портфеле необычная коробочка. А он не знает что это и
для чего? Давайте расскажем ему, что же это за коробочка. (Ответы детей)
-Почему они разного цвета?
-Для чего они нужны?
-Что можно с ними делать?
-Ну, а сейчас давайте покажем Незнайке как мы с их используем. Займите свои места.
А) «Числовой ряд».
-Выложите, пожалуйста, числовой ряд.
-На что похож числовой ряд? (На лестницу)
-Приготовьте пальчики и давайте поднимемся по лестнице и будем считать вслух.
-Что мы можем сказать, когда поднимались, число увеличивалось или уменьшалось? На
сколько?
-Теперь давайте спустимся и будем считать в обратном порядке.
-Что мы можем теперь сказать, увеличивалось или уменьшалось? На сколько?
-Молодцы!
А вот Незнайка говорит, что у него уже ручки устали, пальчики устали. Давайте
отдохнём.
Б) Пальчиковая гимнастика.
1,2,3,4,5,
Мы пошли гулять,
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А ещё в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп и спать легли.
В) «Числовой коврик».
-А теперь выложим числовой коврик. Возьмём палочку, обозначающую самое большое
число. Какое? (10) Какая палочка? (Оранжевая). Теперь вспомним, из каких двух чисел
состоит число 10. Как мы его представим? (Это 1 и 9, 9 и 1)
-Молодцы! Незнайка говорит, что устал. Давайте отдохнём.
3. Физическая минутка.
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем.
А теперь их разведём
И к себе скорей прижмём.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, топай веселей.
4. Упражнения с блоками Дьенеша.
-Ребята, посмотрите, у Незнайки ещё одна коробочка, о которой он тоже ничего не знает. Поможем?
-Что это?
-На что похожи блоки?
-Чем они отличаются?
-Что можно с ними делать?
А) «Необычные фигуры».
В городе логических фигур состоится новогодний карнавал. Надо им помочь превратиться
из простых фигур в сложные, необычные. Правила построения записаны в таблицах. Для каждой фигуры есть своё правило. Внимательно посмотрите, на какие свойства надо смотреть, чтобы выбрать блок? (Цвет, форма).
-Ребята, Незнайка говорит, что у него уже устали глазки. Давайте сделаем упражнение для глазок.
Б) Гимнастика для глаз. «Снежинки».
Мы снежинку увидали,
Со снежинкой мы играли.
Снежинки вправо полетели,
Дети вправо посмотрели.
Вот снежинки полетели
Дети влево посмотрели.
Ветер вверх снег поднимал
И на землю опускал.
Дети смотрят вверх и вниз.
Снежинки на землю улеглись.
Глазки закрываем
Глазки отдыхают.
В) «Украсим ёлочку».
-Ребята, поможем Незнайке украсить ёлочку. Нам нужно развесить бусы на ёлочку.
-Посмотрите, сколько рядов бус на ёлочке(3).
-По кодовым картам, вы будете определять блоки и класть их на место бусин.
-Посмотрите на кодовую карту и прочтите код для первой бусины. (Читают, разбирают).
IV.Подведение итогов.
будет приходить к нам в гости и готовиться к школе с вами вместе.
ФЭМП в подготовительной группе
ФЭМП — формирование элементарных математических представлений. Дети в подготовительной группе осваивают:
- геометрические фигуры;
- положение предметов в пространстве;
- количественное понятие;
- прямой и обратный счет;
- сложение и вычитание целых чисел в пределах первого десятка;
- сравнение предметов по объему, габаритам.
Занятие по ФЭМП
Ребенок, завершающий путь дошкольника, должен быть готов встретить первый учебный год с имеющейся базой знаний. Имея представления об основах математики, будущий школьник легко нарастит поступающие знания на качественный фундамент.
На таких занятиях педагог учит не просто считать и выяснять количество предметов, но и добавлять или отнимать. Сначала предлагается наглядная картинка, когда перед детьми на столе располагается несколько предметов, ребята их считают. Позже к предметам добавляется один-два, и воспитатель просит сосчитать новое количество. Когда во время зрительного контакта обучающиеся легко справляются с заданием, урок переходит в устную форму.
Для этого педагог лишь сообщает информацию о том, что где-то находится конкретное количество предметов, один-два из которых пропали. И просит назвать оставшееся количество. Не видя перед глазами ситуацию, детям сложнее сосчитать, на эту часть задания уходит больше времени. Но потренировавшись, они успешно развивают воображение, мышление и устный счет.
Счет предметов в поле зрения
Выяснение превосходства предметов происходит наглядным образом, с включением тактильного воздействия. Дети, путем наложения фигур друг на друга, дают ответ на вопрос, какая фигура больше, а какая меньше. Объемные фигуры располагаются рядом, ребенку предлагается смотреть на предметы так, чтобы они находились на одной линии зрения (взора). Поочередно изучаемые объекты меняются местами, и ребенок понимает, какой из них мешает видеть другой, то есть больше по размеру, а какой даже находясь на переднем плане, не закрывает полностью обзор второго.
Закрепление названий геометрических фигур и их применение в жизни подается в виде игры-стройки. Предлагается из кубиков и пирамид построить дом; из бумажных квадратов и треугольников сделать аппликацию; выяснить, какая фигура получится, если склеить вместе два треугольника. С помощью двух окружностей разного цвета дети закрепляют понимание пересечения множеств.
Работа с геометрическими фигурами