Логопедические упражнения для детей от 5 до 6 лет в домашних условиях

Характеристика развития ребенка 3-4-летнего возраста

В 3 года малыш открыт к познанию родного языка, он с удовольствием повторяет все за взрослым и активно занимается словообразованием. Пассивный словарь к 4-м годам достигает 2500 слов, большинство из которых составляют глаголы и существительные.

Дети трехлетнего возраста имеют обширный пассивный словарь

В речи ребенка также присутствуют:

  • простые прилагательные (красивый, маленький, большой);
  • притяжательные местоимения (мой);
  • слова-обобщения (животные, овощи).

Дошкольник еще не имеет большого жизненного опыта и производит образование новых слов по-своему. От этого возникают курьезные словоформы, например: «У мамы учеба, а у меня лежоба». Ребенок трёх лет способен поддерживать простой диалог.

Наиболее сложные для произнесения звуки — «Р» и «Л», а также свистящие «Ш», «С», «Ф». Часто даже по достижению четырех лет малыш не способен их выговорить.

Важно! Если в 3-4 года ребенок не произносит все звуки чисто, это не повод бежать к специалисту-логопеду. Звуки «Р», «Л», «Ш», «С», «Ф» ставятся, как правило, в более позднем возрасте

Однако если к 3-м годам малыш совсем не говорит, а в период беременности/родов/в первый год были серьезные заболевания или травмы — требуется консультация специалистов. По результатам обследований психолог, логопед и невролог расскажут, какие логопедические упражнения для детей 3-4 лет нужно выполнять.

Диагноз ЗПР не приговор

Есть родители, которые мнят и выдумывают дефекты своему чаду. Не даром говорят в народе: «Лучше перебдеть, чем недобдеть». Но есть, кто в упор не видят ничего плохого. А ведь к 5 годкам дитя уже должен уметь излагать свои мысли понятными фразами. Не путать слоги в словах.

Есть несколько диагнозов, которые приводят родителей в ступор.

  • ЗРР. Когда недоразвито лишь слово произношение, но психически у чада всё нормально. Хорошо, если будет выявлено до 4 ― 5 лет, так как потом начинается иная стадия: зпрр.
  • ЗПРР задержка психоречевого развития. Когда вовлечена в процесс и психика дитя, его умственные способности.
  • ЗПР, это уже просто психическое развитие. Речевой аппарат страдает тоже, но основа тут психика малыша.

Не буду говорить о причинах, побуждающих такие состояния. Но, если так случилось, то правило логопедов (да и всех остальных докторов!) тут соблюдается. А гласит оно: «Чем раньше, тем лучше». Вы, надеюсь, понимаете, что, как и в любом заболевании здесь есть более сложные формы.

Обязательно отыщите хорошего специалиста, который найдёт общий язык с малышом. Скорее всего, тут надо подключать и невролога. Но первым делом соблюдайте хороший эмоциональный фон дома. Поверьте, от этого зависит многое. Ну а рекомендации по упражнениям с ЗПР сейчас напишу.

Польза артикуляционной гимнастики

Речевая гимнастика – это своеобразная логопедическая тренировка, позволяющая правильно освоить произношение слов родного языка. Владея речью, детям проще высказывать свои желания и мысли. Задача взрослых – научить малыша выговаривать слова грамотно и понятно. Естественно, что в 2-3 года трудно точно определить речевую проблему, однако артикуляционная логопедическая гимнастика играет здесь роль профилактики.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: упражнения для ребенка, если он не выговаривает букву «р»

Если мы обратимся к законам логопедии, то найдем в них мудрые и полезные рекомендации для родителей. Используйте для речевой гимнастики с детьми следующие правила:

ИНТЕРЕСНО: список развивающих книг для детей от 2 до 3 лет

Проводите упражнения регулярно, чтобы развивать и закреплять освоенные навыки.
Опасайтесь увлечься и отвратить малыша от занятий. Предлагайте для тренировки 2-3 упражнения.
Продолжительность одного занятия с 2-4 летними малышами не должна превышать 10-15 минут.
Полезно в течение дня закреплять пройденные упражнения. Просто попросите малыша повторить пройденное, чтобы удостовериться, что он его запомнил.
Обязательно облекайте ваши занятия артикуляционной гимнастикой в игровую форму (рекомендуем прочитать: как проводится артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет?)

Малышам легче сосредотачивать внимание на увлекательной игре, чем на скучном уроке.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: развивающие занятия для детей с 2 лет

Как проводить артикуляционную гимнастику?

Для тренировки речи разработаны специальные упражнения, которые ребенок может освоить с помощью взрослых. Используйте видео для отработки навыков. Проводите артикуляционные тренировки так:

  1. Предлагаем ребенку открыть рот и на несколько секунд замереть в такой позе. Для удобства обучения называем эту позу «Открой и закрой ворота».
  2. Следующий урок называется «Покажи забор». Ребенок должен сомкнуть зубки и показать их вам, широко улыбаясь.
  3. «Чистим зубки». Попросите ребенка открыть рот и поводить по зубкам языком, дотрагиваясь до внешней и внутренней поверхности зубов.
  4. «Рисуем языком» Высунув немного язык, малыш должен рисовать им, мысленно представляя, что он рисует. Кружок-мяч, елочка, дорога – все, что легко выполнить язычком.

Если вы замечаете, что речевое развитие вашего сокровища явно задерживается, либо во время беременности или родов малыш получил стресс или травму, вы подозреваете, что причина в серьезной патологии – немедленно покажите кроху специалистам. Помните, что активное развитие речевых навыков приходится на возраст от 1 года до 3-х лет, когда вы должны следить за этим процессом и вовремя его корректировать. Наверстать упущенное время в 4-5 лет будет гораздо труднее, вплоть до того, что у малыша может остаться речевой дефект.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-7 лет

Дети от 5 лет, если с ними занимались ранее, уже хорошо подготовлены к выполнению упражнений, поэтому время занятий можно продлить на 3-5 минут. Упражнения из предыдущего комплекса вполне подойдут для этой возрастной категории, но их нужно постоянно дополнять. И делать это можно с помощью таких упражнений:

«Заборчик». Как в одном из предыдущих упражнений, ребенок должен широко улыбнуться. Отличие в том, что теперь зубы должны быть максимально обнажены.

«Парус». Ребенок должен кончик языка опереть о верхние зубки, замерев в таком положении.

«Маляр». Малыш должен представить, что его язычок – это кисточка, с помощью которой он должен покрасить небо. Кончиком языка нужно проводить по небу от горла к зубам.

«Индюк». Малыш должен двигать языком по верхней губе вправо и влево в быстром темпе.

«Чашка». Ребенок должен широко раскрыть ротик, поднять язычок вверх, но при этом не задевать им зубки.

«Варенье». Ребенок должен представить, что его верхняя губа испачкалась в варенье. Язычком нужно слизать лакомство. Для более творческого подхода и заинтересованности малыша его губу действительно можно измазать в варенье.

«Дятел». Ребенок должен представить, что его язычок – это клюв дятла. Им нужно в быстром темпе стучать по верхнему ряду зубов.

«Лошадка». Малыш должен «цокать» язычком, имитируя стук лошадиных копыт. С первого раза это упражнение может не получиться, но со временем он его полностью освоит.

«Грибок». Малыш должен «приклеить» язычок к небу и остаться в таком положении на несколько секунд.

«Гармошка». Сначала ребенок должен принять позу из предыдущего положения. Затем ему нужно несколько раз открыть и закрыть ротик.

В 3-4 года уже можно понять, насколько активно и правильно развивается детский артикуляционный аппарат, есть ли у ребенка отклонения. Артикуляционная гимнастика – это способ ускорить развитие речи, не допустить появления недостатков.

Но если они уже имеются, наилучшим вариантом будет визит с ребенком к доктору. Он составит индивидуальную программу занятий, подберет оптимальные упражнения, объяснит, можно ли заниматься в домашних условиях или лучше отдать инициативу в руки педагогов-логопедов.

Правильное произношение звука «р»

Произнесение данного звука чаще всего вызывает затруднения, поскольку он дрожащий и переднеязычный. Многие родители сами не всегда отличают его от похожего вибрационного горлового звука. Наработать его точное произношение помогут следующие упражнения:

«Лошадка» – распахнув рот, цокаем языком.
«Грибочек» – распахиваем рот и приклеиваем язык к верхнему небу, так, чтобы почувствовать натянутость уздечки. Зафиксировать позицию и сохранять ее максимально долго.
«Барабан» – приоткрыть рот и растянуть губы в улыбке. Сохраняя позицию бить кончиком язычка по зубам сверху, произнося «д-д-д-д». При поднесении руки ко рту вы сможете почувствовать выходящий толчками воздух

Во время выполнения важно контролировать, чтобы рот был постоянно открыт, а язык не касался нижних зубов.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как проводится коррекция уздечки языка у детей?

Учимся говорить чётко

В 5 ― 7 лет дитя уже способно повторить за родителем или педагогом многие упражнения. Но среди них есть и сложноватые. Я постаралась скомпоновать воедино самые простые и эффективные. Кстати, отлично подойдут они и для детишек с ОНР.

Артикуляционная гимнастика

  • Улыбнуться так, чтобы были видны зубы. А потом вытягиваем губки в трубочку.
  • Напрячь губы, как можно сильнее. Плавно расслабить.
  • Кусать зубками верхнюю и нижнюю губу попеременно.
  • Цоканье копыт. Это всем известное действие. Деткам понравится без сомнения!

По времени достаточно 15 минут. Кстати, такие коррекционные манипуляции прекрасно подойдут не только деткам, но и любым людям с нарушениями звукопроизношениями.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Вот ещё несколько примеров на коррекцию развития речевого формирования:

  • Всем известно, как плачут младенцы? Вот и воспроизведём этот звук: Уа, Уа.
  • Попищим, как мышата: Пи, Пи.
  • А как мы шумим, когда заблудимся в лесу? Ау, Ау!
  • Завыл сильный ветер: УУУУ.
  • А теперь сочетание гласных и согласных буковок. Имитация криков животных: Мяу, Му, Ква, Ко-Ко, Га-Га.
  • Рычит медведь: РРР.
  • Распеваем голосок: Ля-ля, ла-ла-ла.

Пение, кстати, очень полезно. Выберите песенку, которая нравится детёнку. Быть может, приуроченную к ближайшему празднику. А ещё им нравится «Жили у бабуси два весёлых гуся», «Во поле берёзка стояла»

На первый взгляд они простенькие, зато там плавно тянутся слова, что очень важно для коррекционных работ. Этим, кстати, пользуются педагоги детского сада

Там обязательно есть уроки музыки. Но и развивающие мероприятия с логопедом там тоже присутствуют.

Виды речевых дефектов

У ребенка 3-4 лет могут быть следующие нарушения:

  • дислалия – неправильное произнесение звуков при нормальном физическом слухе и работе артикуляционного аппарата;
  • дизартрия – нарушение произносительной стороны речи из-за органического поражения центральной нервной системы;
  • заикание – сложности в применении речевых средств при их сформированности, обусловленные судорогами в артикуляционном аппарате;
  • алалия – несформированность речевых компонентов из-за недоразвития речевых центров коры головного мозга;
  • нарушения голосообразования и темпа речи, обусловленные анатомическими особенностями органов артикуляции и нарушениями в работе голосового аппарата.

Перечисленные нарушения относятся к медицинской классификации. Но логопеды используют и психолого-педагогический подход, чтобы точнее определить структуру дефекта.

В этом варианте выделяют три вида речевых нарушений:

  • Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) – неправильное произношение звуков при нормальном физическом и фонематическом слухе и работе артикуляционного аппарата.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – искаженное произношение или смешение звуков, обусловленное трудностями в восприятии фонем на слух.
  • Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение всех компонентов речи. В ОНР выделяют три уровня:
    • 1 уровень – ребенок в 3 года – не говорящий или общается только отдельными словами, звукоподражательными комплексами. Активно использует невербальные средства − мимику и жесты. Пассивный словарь больше экспрессивного типа; практически не владеет навыком словообразования, слоговая структура искажена.
    • 2 уровень – в детской речи преобладают простые предложения, нарушения звукопроизношения и слоговой структуры; словарный запас также отстает от нормы; наличие большого количества грубых аграмматизмов.
    • 3 уровень – словарный запас незначительно отстает от нормы, нарушено звукопроизношение; наличие аграмматизмов; предложение дополнено союзами, местоимениями; трудности в формировании самостоятельной связной речи.

В зависимости от структуры дефекта, специалист будет составлять план коррекционной работы и подберет подходящие методики.

Вспомогательная литература

Занятия с логопедом обязательно принесут пользу ребенку, однако определенные упражнения для корректировки дефектов всегда можно попробовать поделать вместе с ребенком и самостоятельно дома. В этом пригодятся различные видео из интернета, а также следующие книги:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как самостоятельно научить ребенка говорить букву «р» без логопеда?

  • “Уроки логопеда. Игры для развития речи”, автор Елена Косинова. В ней подобраны всевозможные пальчиковые упражнения, сказки про язычок и задания для его тренировки. Также в книге можно найти множество скороговорок. Книга подходит всем детям с рождения и до 6 лет, а не только тем, у кого имеются дефекты.
  • “Альбом по развитию речи”, автор Володина В.С. Подборка понятных развивающих заданий.
  • «Автоматизация звуков у детей. Дидактический материал для логопедов», авторов Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. В книге всего четыре альбома: автоматизация свистящих, шипящих и 2 типов сонорных звуков.
  • «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет», авторов С.И. Карпова, В.В. Мамаева.
  • «Грамотейка» – это целая серия книг.
  • «Школа семи гномов».

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: логопедические занятия для детей 4-5 лет

6. Дыхательная гимнастика

(примерно с 1,5 лет)

  • Колесо лопнуло. Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.

  • Насос. Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
  • Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
  • Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
  • Волшебник. Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».

Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов

Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору. Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.

Как пойдем гулять? Топ-топ!
Как мы дверь закроем? Хлоп!
Кошка к нам с крылечка: Прыг!
Воробьишки: Чик-чирик!
Кошка рада птичкам: Мурр!
Воробьи взлетели: Фурр!
Дальше ножками: Топ-топ!
И теперь калиткой: Хлоп!
Как трава шумит? Ш-ш-ш!
Кто в траве шныряет? Мышь!
На цветке пчела: Жу-жу!
Ветер листьями: Шу-шу!
Речка струйками: Трень-брень!
Здравствуй, яркий летний день!

***

На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.

В книжке «Стихи-болтушки» (Ozon, Лабиринт, My-shop) можно найти много подобных стишков, правда в основном они чуть посложнее, чем эти два, но их чтение тоже очень благотворно скажется на развитии речи ребенка.

Что делаем?

При проведении домашних занятий важно представлять себе их структуру. Как уже говорилось, в один день все виды игр не проводим, используем по 2–3

Занятия могут состоять из следующих компонентов:

  • игры на развитие мелкой моторики, включая пальчиковую гимнастику;
  • артикуляционные упражнения;
  • тренировка речевого дыхания (читайте о нем в статье «Развитие речи детей дошкольного возраста»);
  • звукоподражательные игры;
  • развитие слуха;
  • логоритмика;
  • игры на пополнение лексического запаса и общее развитие речи.

Мелкую моторику хорошо развивают игры с мелкими предметами (пуговицами, фасолью, лесными орешками, пробками, конструктором, мозаикой), лепка, рисование. Также этому способствуют всевозможные пальчиковые игры (с поглаживанием ладошек друг о друга, самомассажем пальчиков рук, совмещением пальчиков двух рук), сопровождающиеся забавной текстовкой – лучше рифмованной (подробнее об этом – в статье «Пальчиковая гимнастика для детей»).

Артикуляционные упражнения делятся на динамические (когда малышу нужно производить языком или губами какие-то действия) и статические (губам или языку нужно удерживать принятое положение). Вторые гораздо сложнее для детей, поэтому взрослым придется проявить терпение.

Также среди артикуляционных игр есть общие, полезные всегда и всем деткам для развития артикуляционного аппарата, и специальные, подготавливающие органы речи ребенка к произнесению конкретных звуков, с которыми у него проблема. С помощью таких упражнений можно значительно укрепить мышцы губ, языка, щек, сделать язык подвижным и послушным, растянуть короткую подъязычную уздечку (без нее, к примеру, малыш никогда правильно не произнесет ). Подробно о таких упражнениях читайте в статье «Артикуляционная гимнастика».

Сделайте такие занятия увлекательными, сочиняя забавные истории из жизни язычка. Пусть он собирает грибы, убирается в комнате, превращается в блинчик или кошачью спинку в ходе веселого путешествия по волшебной стране.

Звукоподражательные игры учат ребенка регулировать силу голоса, интонацию при произношении, развивают слух и вообще доставляют массу удовольствия. Подражать можно любым звукам: природы (вой ветра, шум листьев), голосам животных, птиц, звукам, которые издает разный транспорт или домашние бытовые приборы. Чтобы занятие не было скучным, подражания нужно обыграть. Например, инсценировать какую-то забавную историю.

Так ребенок потренирует умение выражать эмоции и дополнять свою речь мимикой, жестами. Если добавить к таким играм еще и соответствующие движения, подобрать подходящую музыку – получится занятие по логоритмике.

Игры на развитие слуха помогут малышу не только легче понимать речь других людей, но и замечать ошибки, в том числе в своей речи. Для этого можно угадывать, какой предмет звенит за спиной, затем – где именно звенит (справа, слева, сверху). Развитие фонематического слуха способствует навыку определять наличие звука в слове, его местоположение, дробить слова на слоги.

При этом обязательно нужно помнить, что чем сложнее и запущеннее проблема, тем медленнее будет ощущаться прогресс. Но от этого похвала приобретает только большую значимость. Малышу важен малейший успех. Сейчас главное – систематические занятия, терпение и вера в прогресс. Возможно, он не будет стопроцентным, но улучшения появятся обязательно. Надо только приложить для этого усилия.

Постоянно разговаривайте с ребенком

Любое взаимодействие с малышом должно сопровождаться обсуждением происходящего – собираетесь ли вы на прогулку, приступаете к трапезе, переодеваете штанишки. Рассказывайте крохе обо всем, что вы делаете, называйте предметы, которые используете. «А сейчас мы будем переодеваться! Мы наденем зеленые штанишки!» После неоднократного упоминания и демонстрации действий и предметов ребенок начинает понимать, что обозначают отдельные слова, а затем и короткие фразы.

Вот что нужно помнить во время общения с вашим чадом:

Избегайте двух крайностей: скупости на слова и многословия. Если вы будете без умолку говорить малышу все подряд, то за потоком слов потеряется то слово, которое ребенок должен запомнить, и вся ваша речь сольется для малыша в одно непонятное целое.
В разговоре необходимо выделять названия предметов и действий. Очень полезно разговаривать короткими предложениями (из двух слов) или просто односложно называть предметы и действия. «Это ложка» «Мишка кушает»

Прежде чем вдаваться в более подробные описания, дайте ребенку время, чтобы он смог осмыслить ваши слова, познакомиться с новыми предметами, подержать их в руках.
Ваша речь должна совпадать с моментом показа предмета и действия.
Почаще рассказывайте малышу стишки и потешки, они эмоциональны и ритмичны, поэтому сразу привлекают внимание ребенка и усваиваются легче, чем обычная речь. После 6 месяцев очень полезно играть в самые простые жестовые игры.
Желательно, чтобы во время разговора кроха видел ваше лицо, ведь он не только слушает, но и внимательно следит за движением ваших губ. Разговаривайте выразительно, т.к. ребенок в первую очередь улавливает интонацию
В разговоре с ребенком постоянно задавайте ему вопросы и старайтесь дожидаться его реакции

«Какая красивая кукла, тебе нравится?» Ответ может быть в любой форме – смех, гуление, ворчание. К каждому ответу вы должны проявить интерес: «Правда?», «Вот как интересно!» Действуя таким образом, вы как бы приглашаете малыша вступить с вами в диалог, мотивируете его произнести свою реплику.

ребенок в первую очередь улавливает интонацию
В разговоре с ребенком постоянно задавайте ему вопросы и старайтесь дожидаться его реакции. «Какая красивая кукла, тебе нравится?» Ответ может быть в любой форме – смех, гуление, ворчание. К каждому ответу вы должны проявить интерес: «Правда?», «Вот как интересно!» Действуя таким образом, вы как бы приглашаете малыша вступить с вами в диалог, мотивируете его произнести свою реплику.

Жестикулируйте, это поможет крохе понять смысл ваших слов. Но не переусердствуйте! Не используйте надуманную жестикуляцию, а только те жесты, которыми вы бы сами естественным образом дополнили бы свое высказывание. Например, можно поднять высоко руки, чтобы показать, какая ваша дочка выросла большая, или зазывно помахать рукой, говоря «Ползи сюда!»

Логопедические занятия – Конспект коррекционно-логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [з]-[ж]»

Публикация «Конспект коррекционно-логопедического занятия «Дифференциация…»
КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ З-Ж» Выполнила учитель – логопед Фаррахова Инна Валерьевна Цель занятия: дифференциация звуков – в слогах, словах, фразах. Задачи: • коррекционно-обучающие: совершенствовать умение…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Счетные палочки для логопедических занятий «Почти волшебные палочки для развития мелкой моторики рук»
На логопедических занятиях я стараюсь всегда использовать счетные палочки. Подобрать фигурку, подходящую к теме занятия не составит труда, а польза от этих маленьких, почти волшебных помощниц очевидна

Во-первых, развиваются такие психические функции, как внимание, память,..

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Юные журналисты»
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Юные журналисты» Организационная форма: занятие. Цель: активизация речевой деятельности детей Задачи: Образовательные: совершенствовать фонематический слух; активизировать и расширять словарный запас. Развивающие:…

Конспект подгруппового логопедического занятия «Звук и буква Г»
Ход занятия. I. Организационный момент. Логопед. Сядет тот, кто мне скажет, какой первый звук в словах: дом, ком, том , пол , кот , тыл, лом, мак, сом, нос, сок, ток, кол Сообщение темы. На доске висят картинки со звуком Логопед: Посмотрите внимательно. Что изображено на…

Логопедические занятия – Логопедическое занятие по развитию связной речи «Животные Африки»

Статья «Логопедическое занятие по развитию связной речи «Животные…»
Цель: развитие связной речи Задачи: • Коррекционно-обучающие: активизировать словарь детей по теме “Животные Африки”; учить образовывать сложные существительные из двух основ; учить составлять рассказы о животных по графическому плану-схеме; учить высказывать свою мысль….

Конспект игры по «Геокешингу» в старшей логопедической группе «Путешествие в страну Здоровейкино»
Конспект игры по “Геокешингу” в старшей логопедической группе. Тема: “Путешествие в страну Здоровейкино!” Цель: сформировать у детей представление о здоровом образе жизни; закрепить основные составляющие здоровья, вызвать желание заниматься физической культурой. Задания помогают…

Игры-эксперименты на логопедических занятиях
Один из основополагающих принципов ФГОС дошкольного образования – формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Именно через познание осуществляется развитие детей в дошкольном возрасте. Малыши — очень любознательный…

Конспект логопедического занятия на лексическую тему «Игрушки»
Лексическая тема «Игрушки». Звуки , , , Занятие 1 Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение представлений об игрушках, их назначении, деталях и частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны. Уточ¬нение и активизация словаря по…

Логопедические занятия – перейти на главную страницу рубрики.

Страницы:
2 …

Когда вести ребёнка к логопеду?

Даже не знаю, почему, но сегодня резко выросло количество деток с проблемами звукопроизношения. Скажите, сколько времени в день Вы уделяете чтению, а сколько совместному просмотру телевизора? Одной из причин я вижу глобальную заинтересованность детишек (чуть ли не с пелёнок) техническими средствами. Детвора мало общается. Стремления к этому нет. А зачем? Ведь вокруг так много интересного, и сосредоточено в одном месте: в телевизоре.

В итоге мы и сами можем упустить тот золотой момент, чтобы отправить чадо к специалисту. Есть внегласное правило у логопедов: чем раньше, тем лучше. Правильно, это должно быть решено сразу. Простите за сравнение, но если испачкать платье и оставить его на долгое время без стирки, что будет? Конечно, есть риск, что пятно въестся и не отстирается. Так и здесь.

Самый пик посещений приходится на деток 4 ― 5 лет. Именно сейчас они должны произносить сложные согласные, строить предложения с логикой. Точнее, даже тексты с участием элементарных слов. Должна быть последовательность в его рассказах. Проведите тест, попросив чадо пересказать простейшую картинку. Не получилось? Тогда к специалисту!

Когда будет выставлен точный диагноз, начнёте посещать уроки, которые обязательно дадут результат. Но и дома не ленитесь, занимайтесь в игровой форме, хотя бы минут по 20. Только не принуждайте, малыши этого не любят! А я расскажу, какие упражнения можно выполнять в домашних условиях, в зависимости от проблемы.

В каких случаях следует посетить специалиста?

Есть несколько признаков, показывающих, что речь ребенка нуждается в профессиональной помощи:

  • очень бедный словарный запас;
  • неспособность правильно произносить большое число звуков;
  • неверный выбор слова, отсутствие соотнесения слова и предмета, к которому оно относится;
  • постоянные пропуски части слогов в словах;
  • медленная или, напротив, очень быстрая речь, произнесение большей части слов по слогам;
  • неразборчивая речь, заикание;
  • постоянные запинки и паузы.

В этих случаях необходимо как можно быстрее показать ребенка логопеду, возможно – неврологу, это поможет выявить причины нарушений и устранить их.

Артикуляционные упражнения

Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:

  • Задувать свечку;

  • Дуть в дудочку;

  • Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;

  • Надувать мыльные пузыри;

  • Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;

  • Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

  • «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
  • «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
  • «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
  • «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
  • «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
  • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
  • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
  • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
  • «Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий