Как научить ребенка понимать время по часам

Зачем нужно ребенка учить определять время?

Также и ваш малыш не понимает, как долго нужно ждать, чтобы мама забрала его из садика. Он может капризничать, если вы говорите ему подождать пять минут, ведь он не понимает – сколько это, может ждать придется целый день.

Если малыш подрос до того возраста, когда его можно оставлять одного дома, вы скажите ему, что вернетесь через два часа, а без умения определять время по циферблату ребенок будет растерян, он не будет знать, насколько долго мамы не будет рядом.

Чтобы ваш малыш мог ориентироваться во всех этих вещах, а также был более дисциплинированным, а также готовым к школе, его необходимо обучить определению времени по часам.

Определяем время по часам и стрелкам

Познакомив с часовой стрелкой, начинаем изучать минутную

Если малыш уже понял, что показывает часовая стрелка, то можно знакомиться с минутной:

  1. Добавьте минутную стрелку в ваши учебные часы или их макет.
  2. Расскажите, что минутная стрелка — тоньше и длиннее, чем часовая. Пусть ребёнок потренируется и хорошенько запомнит различия между двумя стрелками.
  3. Объясните крохе, что за один час минутная стрелочка проходит весь круг.
  4. Покажите, что если часовая стрелка чётко показывает один час (два, три, четыре…), то минутная стрелка всегда вверху на отметке 12. Потренируйтесь, закрепляя это понятие.
  5. Приступая изучать половину, покажите, где расположена стрелка на циферблате, в том случае, когда прошла только половина часа. Пусть ребёнок сам поместит минутную стрелку на половине часа (на цифре 6) и потренируется называть время.
  6. Далее можно переходить к изучению положения минутной стрелки, когда прошло 5, 10, 15 минут и т. д. Тут уже нужно, чтобы на учебных часах или макете часов появились изображения цифр, показывающих минуты.

Обучающие часы для детей

Детям следует объяснять, как научиться понимать время, на часах, которые наиболее понятны для их восприятия.

Требования к циферблату

Для того чтобы малыш смог все понять, нужно найти подходящий циферблат или сделать таковой самостоятельно

При этом должны быть соблюдены следующие требования:

  • Должен быть полным.
  • Цифры и деления лучше распечатать крупными и заметными.
  • Стрелки должны заметно различаться внешне.
  • Должна присутствовать возможность нанесения пометок на покрытие циферблата.
  • Стрелки должны хорошо двигаться.
  • На первых этапах обучения секундная стрелка должна отсутствовать во избежание большей путаницы.

Самостоятельное изготовление обучающих часов

Часы, сделанные вручную, являются отличным вариантом для обучения. Во-первых, их не страшно испортить. Во-вторых, всегда можно сделать новые. В-третьих, их можно адаптировать под индивидуальный прогресс в данной сфере.

Процесс изготовления циферблата своими руками состоит из нескольких этапов:

  • Вырезать заготовки из картона (непосредственно сам круг-циферблат и стрелки).
  • Прикрепить стрелки к циферблату таким образом, чтобы они спокойно двигались (проделать три дырочки и в отверстие вставить специальный металлический предмет-фиксатор).
  • При помощи циркуля начертить деления по периметру круга.
  • Написать значения делений.
  • Украсить рисунком или просто сделать разноцветным.

Интерактивное табло

В настоящий момент существует огромное количество различных интерактивных часов, призванных облегчить изучение времени. Это и онлайн-тренажеры, и специальные электронные игрушки, и приложения на мобильный телефон, персональный компьютер или планшет, используется и русский, и английский язык.

Интерактивное табло полезно

Использование гаджетов способно значительно повысить интерес к этому процессу, сделать его более разнообразным и наглядным. Приложения позволяют в формате игры закрепить полученные навыки. С другой стороны психологи и детские педагоги рекомендуют сначала проводить процесс обучения «по старинке», чтобы малыш приобрел базовые знания о технике определения на основе классического шаблона, прошел путь движения стрелок руками, проговорил весь процесс. В последующем же использование интерактивных приспособлений это отличный вариант тренировки закрепления полученных навыков, который позволит снизить уровень сопротивляемости крохи процессу обучения и научит его полезнейшему навыку в игровой и ненапряженной для родителей форме.

https://youtube.com/watch?v=23DtI9GKs30

Процесс изучения времени довольно сложен. Начинать стоит еще в дошкольном возрасте, так как этот навык необходим для формирования полноценной, ответственной и пунктуальной личности. Он поможет научиться планировать свое время, быть более организованным, послужит одной ступенькой к взрослой жизни. Учить определять время нужно постепенно и в несколько этапов, используя комбинированные методики.

Как подготовиться к изучению часов

Чтобы малыш более четко представлял часы, нужно иметь прекрасное понимание других временных промежутков.

Ребенок должен свободно разбираться во временах года, безошибочно знать их характеристики. То есть, зима – снег, Новый Год, катание на лыжах, игра в снежки и построение снеговика. Весна – деревья цветут, вырастают подснежники, сосульки тают. Лето – это бассейн, ягоды и фрукты, мороженое, походы в лес. Осень – опадают листья, птицы улетают в теплые края и т.д.

Нужно научить ребенка всем названиям месяцев – он должен знать, к какому времени года относится тот или иной месяц.
Объясните малышу, что месяц может состоять из 31, 30, 28 или 29 дней, расскажите ребенку про это.

Обучите его такому понятию, как неделя. Расскажите, что в неделе 7 дней, в каждый из которых мы делаем что-то запланированное. Например, с понедельника по пятницу ребенок ходит в детский сад, суббота и воскресенье – выходные дни, которые мы проводим вместе с семьей.

Расскажите ребенку, что такое сутки, сколько в них часов, сколько минут в каждом часе. Стоит заметить, что на начальном этапе лучше не заострять время на секундах, чтобы малыш не запутался в слишком больших объемах информации. Когда он начнет хорошо разбираться с часовой и минутной стрелкой, можно познакомить его и с секундной.

Как научить ребенка времени по часам: тренажер?

В разнообразии игр для изучения часов необходимо выбрать оптимальный для своего ребенка вариант. Большую пользу несет онлайн игра на внимательность, которая помогает изучить часы — тренажер времени.

Наиболее простой тренажер поможет тренировать память и изучать часы. Принцип выполнения задания очень прост: в одном углу экрана изображены часы, на которых, с помощью мышки необходимо установить правильное время, которое указано на часах в противоположном углу. За каждый правильный ответ дается определенное количество баллов.

Тренажеры хорошо помогут обучить ребенка часам, но время перед компьютером должно быть строго дозировано

  • Чем больше выполненных заданий позади, тем более сложными становятся уровни игры. На последних уровнях часы с заданием начинают исчезать – сначала возникают часы с установленным временем, потом они пропадают и на экране высвечиваются часы, которые ребенку нужно будет «завести» самому. Таким образом, ребенок, который уже немного ориентируется во времени, научится еще и запоминать его
  • Интересным вариантом онлайн тренажеров являются игры с использованием любимых мультяшных героев. Для этого придумана игра, в которой герои спешат, по каким-то делам и сверху изображено окошко с часами. Так ребенок понимает, что его любимая кукла или человек-паук тоже все делают по часам
  • Вы и сами можете тренировать малыша, без использования компьютерных игр. Например, можно говорить, что завтра в какое-то определенное время Вы пойдете на игровую площадку, при этом покажите ему время на часах. Пусть ребенок отсчитывает в разные периоды дня сколько же часов осталось до этого ожидаемого события

Лучше приобрести для ребенка детские часы — это безопасно, а их изучение намного интереснее для малыша

Таким образом, есть масса вариантов для того, чтобы ознакомить время с ребенком – используйте интересные игровые методы, и Ваш малыш обязательно запомнит все минуты и часы.

Закрепление знаний

Теперь вы знаете как научить ребёнка определять время по часам со стрелкой, но это еще не все. Надо с ребенком систематически заниматься, чтоб он вскоре не забыл полученную информацию, а наоборот без лишних трудностей и промедлений научился “слету” определять текущее время. Для этого нужно работать над закреплением знаний.

Попросить малыша показать часовую и минутную стрелки и рассказать, какая из них длиннее, а какая короче. Пусть ребёнок покажет, в каком направлении по кругу движутся стрелки. Вначале попросить его установить ровно какой-то час, а потом можно усложнить задачу и попросить установить реальное время, глядя на свои часы. Пусть малыш покажет, где окажется минутная стрелка, когда пройдёт половина часа. Если ему пока трудно это сделать, нужно ему показать, передвинув стрелку своими руками. Исходя из уже имеющихся у малыша знаний, ему можно придумывать и другие задания. Можно установить на циферблате либо точно какой-нибудь час, либо час с половиной и попросить ребёнка после этого передвинуть стрелки на:

  • полчаса (объяснив, что полчаса – это 30 минут или ровно половина круга);
  • час и ещё полчаса (познакомив с понятием полтора часа);
  • 2 и 3 часа;
  • 2,5 часа;
  • на полчаса назад;
  • на полтора часа назад и т. д.

Установив на циферблате какое-то время, спросить:

  • сколько прошло времени, если было…;
  • сколько времени осталось до…;
  • сколько пройдёт времени, когда будет…;
  • попросить показать, какое положение стрелки займут через 5, 10, 15, 30 минут, через час, два, три, черед полтора часа, 2,5 часа, через час и 5 минут;
  • какое врем было 5, 10, 15, 20 и т. д. минут назад, полчаса назад, час, два, три назад, полтора часа назад, час и 10 минут назад и т. д.

Определение времени по звездам, животным и цветам

Еще один метод — наблюдение за звездами. Они могли с точностью показать время. Звезды имеют определенную цикличность. С их помощью могли в древности определить день года. Также раньше древние жители наблюдали за растениями и животными. С их помощью определяли время года. Так, например, цветки растений открываются и закрываются в определенное время. Некоторые виды цветов раскрывались именно утром, а закрывались они вечером.

Основываясь на этих принципах, в древности определяли время года и суток. Также пение птиц человеку помогало узнать время, так как, к примеру, жаворонки начинали петь в два часа ночи. Всем известно, что пение петуха чаще всего происходит в утреннее время. Поэтому с помощью этой птицы определяли, что наступило утро. Для жителей деревни петух считался главным «определителем». С его криком люди вставали пораньше и месили тесто. Для жителей в древности не стоял вопрос, как определить время, им подсказывала сама природа. И это для них было выше всего.

Учим часы

Понимать время — не простое умение. Когда новорождённый подрастёт и сам будет ощущать течение времени, например, кушать в одно и то же время, распознавать, где день, а где — ночь. Окрепший малыш вскоре овладеет понятиями «утро», «день», «вечер» и «ночь», а немного позже научится узнавать времена года, месяцы, а также дни недели. Все названные категории очень нужны, чтобы начать понимать часы. Ведь часы — это средство, посредством которого ребёнок будет уметь ориентироваться во времени, правильно определять его. С чего же начать родителям, чтобы в домашних условиях познакомить малыша с часами?

Формируем подготовительные навыки

Итак, для того, чтобы начать лёгкое, ненавязчивое и интересное обучение малыша понимать часы, нужно разобраться, какие навыки у него уже сформированы

Если вы выясните, что ребёнок овладел ещё не всеми необходимыми навыками, то нужно сосредоточить своё внимание на то, чтобы он приобрёл их прежде, чем приступать к активному обучению определения времени

Ребёнок должен:

  • уметь считать от 1 до 12
  • распознавать цифры 1 -12
  • считать по порядку от 1 до 12
  • узнавать часовую и минутную стрелки
  • показывать направление движения стрелок
  • считать до 30
  • считать до 30 «пятёрками» — 5, 10, 15.

Начинаем учить часы

  1. Шаг первый. В начале обучения можно взять часы крупного размера (лучше круглые, без лишних декоративных элементов, или детские, игрушечные). Можно использовать макет часов, изготовив его из картона или бумажной тарелки. На часах должны быть крупно и чётко изображены цифры — пока только часы, без минут. Стрелки должны легко вращаться. Сначала нужна только часовая стрелка.

Макет учебных часов легко сделать своими руками

  1. Шаг второй. Покажите и расскажите, что такое «циферблат».
  2. Шаг третий. Расскажите малышу, что стрелка указывает на часы, а потому имеет название «часовая». Продемонстрируйте, в какую сторону она движется и поясните, что такое движение имеет название «по часовой стрелке». Предложите ребёнку закрепить полученное знание, покрутив стрелку в нужную сторону. Объясните, что часовая стрелка отсчитывает часы.
  3. Шаг четвёртый. Потренируйтесь с малышом в закреплении понятия «ровно час». Для этого нужно установить часовую стрелку на любую цифру, озвучить значение (например, «ровно два часа»), а потом пробовать выставлять её на разное время. Научите ребёнка двигать часовую стрелку по цифрам и называть время: «Один час, два…» и далее. Расскажите и покажите ребёнку, что означает понятие «час назад».

Переходим к понятию минут и часов

Когда ребенок будет четко понимать времена года, месяца, недели и дни недели, можно приступать к разговору о часах и минутах. Легче всего объяснить это на простых жизненных примерах.

Для начала предложить малышу вспомнить, с чего начинается его день – с утра, когда он просыпается, завтракает и идет в садик. Затем наступает день и с ним обед и тихий час, а после вечера, когда все поужинают и лягут спать, приходит ночь.

Здесь нужно объяснить, что утро, день, вечер и ночь в целом называется сутками. А сутки каждый раз длятся одинаково – 24 часа. И чтобы знать, когда нужно вставать, обедать или забирать ребенка из садика, родители определяют все по часам.

Показать ребенку обычные секундные часы и попросить его рассказать, что он на них видит. Часы для обучения детей должны быть с видными цифрами и с разделениями минут. Затем предложить посчитать все маленькие черточки – их будет 60, и они называются минутами. Когда самая большая стрелочка проходит кружок – проходит один час, а если маленькая – то одна минута.

Для этого из плотного картона нужно вырезать круг, расчертить на нем циферблат часов и раскрасить, цифры написать яркими красками. Вырезать из картона часовую и минутную стрелки и прикрепить к центру часов так, чтобы они могли свободно двигаться (например, с помощью канцелярской кнопки или болтика).

Пример самодельного циферблата

Шаги обучения на тренажере:

  1. Мотивация – объяснить, что человеку часы нужны, чтобы он не опаздывал и много успевал.
  2. Знакомство – рассказать, что такое циферблат, что стрелки двигаются только в одном направлении и вместе ответить на вопрос, почему для времени нет обратного хода.
  3. Начинать с целых чисел. Для удобства оставить на циферблате только большую стрелку и поработать с часами, затем прикрепить минутную стрелку и выяснить, чем она отличается от часовой стрелки. Чтобы малышу было проще понять время, возле каждого часа можно нарисовать деятельность: завтрак, сон или игры – так, чтобы картинки совпадали с режимом дня у ребенка.
  4. Пробовать определять время, выставляя на циферблате простые значения с небольшим интервалом. Например, 3:10 или 4:30.

Когда малыш станет свободно определять 5-минутные промежутки, можно усложнить задачу и объяснить, как на часах будет выглядеть время 12:17 или 9:37. Предложить ребенку самому поставить стрелки в то время, когда он укладывается спать. А утром родители переведут стрелки, и малыш назовет время, в которое он проснулся.

Ребенок учится определять время

Знакомство с сезонами

Расскажите малышу о временах года: зиме, весне, лете и осени. Сделайте занятие интересным, используя картинки, фотографии, тематические мультфильмы и книги. Существует множество дидактических материалов для изучения сезонов в интернете и магазинах.

Выделите для ребенка основные особенности каждого времени года. Зимой холодно, идет снег, люди надевают теплую одежду, празднуют Новый Год и Рождество, играют в снежки и лепят снеговика, приходит Дед Мороз. Весной тает снег, идет капель, появляются почки на деревьях, первые листики и трава. Летом все цветет, летают бабочки и другие насекомые, жарко и солнечно, можно есть мороженое и ягоды, купаться. Осенью начинается листопад, частые дожди и похолодание, растут грибы.

Когда ребенок усвоит основную информацию и научится считать до 12, можно приступать к запоминанию месяцев. Для этого стоит приобрести простой календарь с большими цифрами и показывать малышу очередность наступления месяцев. С его помощью можно научить маленького умника счету до 31, зачеркивая прошедшее число в месяце.

Знакомство малыша с понятием «время»

Режим дня малышей определяют родители, поскольку у первых нет того ощущения времени, что есть у вторых. Что такое время – не знают пока и учёные, а детям тем более трудно в этом разобраться

Поэтому перед знакомством с часами ребёнку нужно познакомиться с рядом терминов, таких как месяц, неделя, день, какие есть части суток, что означает вчера, сегодня и завтра.
Помочь в осознании течения времени 2-3-летнему ребёнку можно, обращая его внимание на последовательность событий – вначале, сейчас, потом. Например, вначале все перед едой помыли руки, потом пообедали, а сейчас мама моет посуду

Нужно обращать внимание ребёнка на то, какая настала часть дня и что в это время принято делать – умыться и позавтракать утром, поиграть днём, почитать вечером

Полезно вместе составлять распорядок следующего дня, вспоминая, чем занимались вчера и сегодня.
Важно обращать внимание малыша на промежутки времени, например, проговаривая предстоящие дела: через 15 минут идём гулять, через полчаса будем ужинать, в 9 вечера ляжем спать.Хорошо, если в 4-5 лет ребёнок будет с лёгкостью перечислять все времена суток. Если же он затрудняется, то можно ему помочь ярким плакатом с распорядком дня, где нарисованы все типичные для своего времени дня действия

Малыш должен понимать, что в совокупности утро, день, вечер и ночь составляют сутки, которые всегда имеют одну и ту же продолжительность в 24 часа. Поэтому, чтобы знать, когда пора вставать, кушать или идти на работу, родители всё это определяют по часам.Как только малыш разберётся с понятиями, описывающими времена суток, то дальше он может начать разбираться с днями недели. Чтобы закрепить результат, полезно будет его при любом удобном случае спрашивать, какой сегодня день недели, какой был вчера, какой настанет завтра.
Чтобы обучение шло легко и быстро, помогут такие приёмы как: подборка песенок, стихов, считалок, посвящённых временам суток и дням недели, рисунки с отражением времени (как семечко выросло и стало ростком, потом цветком и ягодой), просмотр семейного альбома, где есть фотографии ребёнка в младенческом возрасте. Когда ребёнок посмотрит на то, как он выглядел прежде, то ощутит, насколько он изменился. Можно также совместно просматривать видеоуроки о времени.
Пора показать малышу часы с секундной стрелкой и попросить его описать, что он видит на них. Для обучения нужно использовать циферблаты с хорошо различимыми арабскими цифрами и с метками, обозначающими минуты. После пусть он посчитает все большие и маленькие чёрточки, которых в сумме будет 60. Они имеют два назначения – указывают минуты и секунды. Когда самая быстрая тонкая стрелка проходит полный круг, то проходит минута, если то же делает самая большая стрелка – проходит час. Поскольку наиболее эффективное обучение у детей происходит во время игры, то очень полезно вместе с ними сделать макет циферблата со стрелками. Из плотного картона можно вырезать круг, разметить на нём циферблат, раскрасить его и яркими красками нарисовать цифры. Также вырезать часовую и минутную стрелки и так прикрепить их в центре циферблата, чтобы они могли поворачиваться (закрепить на винтике или канцелярской скрепке).

Продуктивные и лёгкие приёмы обучения устройству часов

Обучение определению времени по часам целесообразно опять-таки разбить на отдельные занятия.

Запоминание и понимание чисел

Многие старшие дошкольники уже хорошо умеют считать, некоторые дети даже до ста

Однако в данном случае важно запомнить числа, кратные пяти (5, 10, 15, 20 и т. д

до 60).

Даже если малыш хорошо умеет считать, важно, чтобы он выделял числа, кратные пяти

Знакомство с циферблатом и стрелками

Знакомить ребёнка с циферблатом проще на игрушечных часах. Они бывают плоскими или же более объёмными. Главное — чтобы отчётливо были видны цифры и легко вращались стрелки.

Обучать ребёнка лучше не на настоящих часах, а на игрушечных, где отчётливо видны цифры и легко вращаются стрелки

Сделать такую вещь можно и самостоятельно из обычного картона или одноразовой тарелки.

Сделать часы для обучения можно и самостоятельно

Нужно рассказать малышу, что поверхность часов называется циферблатом. Его можно сравнить с пирогом или апельсином: его можно мысленно разделить на кусочки или дольки. На циферблате есть две стрелки: более короткая (она показывает часы) и длинная (показывает минуты).

Далее взрослый объясняет, что хотя в сутках и 24 часа, на циферблате отражено только 12 цифр. Всё дело в том, что за сутки часовая стрелка (короткая) обходит круг два раза.

Учим определять часы на тренажёре с маленькой стрелкой

Вначале стоит акцентировать внимание ребёнка на движении часовой стрелки (минутную пока не трогаем). Например, мы ставим короткую стрелку на отметку «2» и объясняем малышу, что часы показывают, соответственно, 2 часа (если позволяет конструкция игрушечных часов, минутную стрелку можно пока снять)

Затем дошкольнику предлагается самому выставить время, которое скажет ему взрослый.

Вначале пусть малыш научится определять точное время (только часы, без минут)

Переходим к минутам

Затем к обучению присоединяется минутная стрелка. Вначале лучше всего объяснить дошкольнику понятие «полчаса» — когда длинная стрелка стоит на отметке «6» (одновременно «30»). Можно сравнить это с половиной пирога.

После этого переходим к понятию «15 минут» (цифра «3» на циферблате, или четверть пирога).

Вначале проще показать, что такое полчаса и 15 минут

После этого уже переходим к остальным минутным промежуткам — демонстрируем ребёнку все возможные варианты и предлагаем ему самостоятельно выставить тот или иной по заданию взрослого.

Пусть дошкольник показывает на часах самые разные временные промежутки в минутах

Затем следует рассказать ребёнку, что минутная стрелка может стоять не только на отметке, кратной пяти, но и на других делениях (например, она может показывать 6, 14, 27 минут и т. д

Нужно обратить внимание малыша, что эти деления чаще всего не подписаны, а просто отмечены короткими отрезками или точками. Это делается, чтобы не загромождать циферблат

Нужно обратить внимание, что стрелка не всегда может указывать на цифру, кратную пяти

Объединяем часы и минуты и учим узнавать время на часах

Когда кроха научиться отдельно показывать на циферблате заданные часы и минуты, можно объединять эти единицы. Опять-таки вначале взрослый показывает различные примеры, например, 2 часа 15 минут. Затем уже тренируется дошкольник.

Ребёнок должен понять, что когда движется минутная стрелка, то медленно перемещается и часовая

Как наглядно объяснить «дневное» и «ночное» время

И последний этап обучения — объяснить ребёнку, что существует «ночное» и «дневное» время (мы уже говорили ему ранее, что в сутках 24 часа, и часовая стрелка за это время дважды обходит циферблат).

Разобраться с этой сложностью лучше всего поможет специальный тренажёр, который легко сделать своими руками:

  1. Нужно вырезать два картонных круга одинакового размера, но разного цвета. Первый будет «дневной», на нём пишутся цифры от 1 до 12. Второй, соответственно, «ночной» (цифры от 13 до 24). На первом циферблате делаются небольшие надрезы — так, чтобы цифру можно было слегка отогнуть. Также изготавливаются стрелки.

  2. Циферблаты скрепляются между собой (их фиксируют стрелки). Сверху находится «дневная» часть. Затем мы показываем ребёнку, например, 4 часа утра и показываем, какая «ночная» цифра этому соответствует (это будет 16 часов).

Тренажёр поможет ребёнку запомнить, какие «ночные» цифры соответствуют «дневным»

С чего начать? Основные принципы обучению времени

Вспомните о тех понятиях, с которыми малыш знаком – день и ночь. Объясните, что в совокупности день и ночь представляют собой сутки, которые каждый день длятся одинаковое количество времени – 24 часа.

Расскажите, что есть утро, когда кроха просыпается и завтракает, день, когда малыш обедает и ложиться поспать, вечер, когда нужно ужинать и готовиться ко сну, а также целая ночь, когда ребенок спит.

Объясните, что родители определяют, когда пора вставать, кушать или ложиться при помощи часов.

Покажите ребенку часы, расскажите, что на них есть. Посчитайте вместе с малышом все черточки, объясните, что каждая из них – минута. Сколько же минут вы насчитаете на циферблате? Правильно, 60. Когда длинная стрелка проходит 60 черточек, проходит один час, а сколько часов прошло, показывают большие цифры.

Обучение детей постарше

Для более старших детей обучение должно даваться более легко, ведь у них уже более развито логическое мышление, память и внимдание. К тому же, дети уже имеют определенный запас знаний, который поможет им легче освоить науку времени.

Однако, следует понимать, что чтобы ребенку было легче обучаться времени, скажем в 6 лет, чем 5, с ним следует ежедневно заниматься, объясняя и рассказывая ему о тех или иных явлениях, учится считать, учить цифры и прочее.

Полезные рекомендации родителям

  1. Стоит убедиться, что ребенок знает устный счет в пределах 100.
  2. Желательно потренироваться складывать пятерками. Неплохо, если ребенок усвоит таблицу умножения на 5, это ускорит процесс запоминания, а также вычисления пройденного времени.
  3. Можно купить или сделать своими руками наглядное пособие, которое будет полностью соответствовать настоящим часам. Главное, чтобы ребенок мог совершать манипуляции со стрелками.
  4. Объяснить понятия «часовой стрелки». Рассказать о понятии «ровно час», когда минутная стрелка находится на цифре 12. Передвигая минутную стрелку по кругу, нужно озвучивать время, после чего поменяться ролями, пусть ребенок двигает стрелку и называет час, указанный на циферблате.
  5. Переход на минутную стрелку. Начиная движение с цифры 12, стрелка двигается на 1, объяснить, что прошло 5 минут. Точно так же стоит двигать стрелку по кругу, и считать пятерками: 5, 10, 15.
  6. Теперь стоит соединить движение обоих стрелок. Устанавливаются стрелки в любом положении, и дается задание ребенку назвать точное время, указанное на циферблате. Пусть попробует записать эти данные в электронном виде.
  7. Если ребенок легко справляется с заданиями, можно усложнить задачу. Для этого нужно взять чистый лист бумаги, нарисовать круг, отметить центр, нанести основные отметки на циферблате: 3,6,9,12. Между цифрами поставить черточки, соответствующие пятиминутным отрезкам. Расположив в центре часов стрелки, развести их в разные стороны и попросить малыша озвучить показанное время.
  8. Дальше можно объяснять о пути стрелки в отрезок одной минуты и как это выглядит на циферблате часов.
  9. Когда основная информация у ребенка будет хорошо усвоена, можно объяснить ему что такое «четверть», «половина» часа, а также «без четверти» и другие понятия времени. Постепенно можно научить его называть время различными существующими способами.

Рекомендации для родителей «Как научить ребенка определять время по часам»

Ершова Ирина Михайловна

Рекомендации для родителей «Как научить ребенка определять время по часам»

Сегодня определить время можно быстро и легко. Достаточно посмотреть на монитор компьютера или мобильный телефон. А как же часы с циферблатом? Одни продолжают ими пользоваться по привычке. Для других часы – это стильный аксессуар и показатель статуса. А кто-то совсем уже отказался от часов с циферблатом, считая их неактуальными и устаревшими.

Поэтому вопрос о том, стоит ли вообще учить ребенка определять время именно по циферблату, задают себе многие родители. Попробуем разобраться.

Почему ребенку важно освоить

циферблат?

Дело в том, что так называемые «электронные»

часы не дают настоящего пониманиявремени. По ним мы можем определить время в настоящий момент, «здесь и сейчас» . Но только на циферблатеможно«увидеть»время, его течение и цикличность. Циферблат дает возможность представить временное пространство, структурировать его, ощутить его ход.

Научившись пользоваться циферблатом, ребенок легко освоит понятия «до»

и«после» ,«за сколько-то времени» и«спустя какое-то время» . То есть он сможет чувствоватьвремя,планировать свою жизнь и управлять ею. Поэтому дайте ребенку возможность освоить циферблат, а потом он сам выберет удобный для себя формат часов.

Когда начинать освоение циферблата?

Когда ребенок будет к этому готов! Это бывает заметно по вопросам ребенка и тому интересу, который он проявляет к часам. Если Вы то и дело слышите от ребенка вопросы типа «Сколько сейчас времени?»

,«А два часа – это сколько?» ,«Пятнадцать минут уже прошли?» , значит, поранаучить его пользоваться циферблатом. Должен ли ребенок что-то знать и уметь к этому времени? Да. Нужна определенная база: умение читать, считать в пределах сотни (ведь в одном часе 60 минут)

и довольно развитое мышление, способность к обобщению и абстракции.

Чтобы ваш ребенок понимал время и не опаздывал в школу на урок, познакомьте его с работой часов.

Для этого:

1. Сделайте макет часов вместе с ребенком (рис1)

или используйте механические часы с крупным циферблатом.

2. Покажите где часовая стрелка, а где минутная.

3. Объясните ребенку, что часовая и минутная стрелка двигаются по кругу с разной скоростью. За 1 час минутная стрелка пройдет целый круг, а часовая только от одной цифры, до другой. Счет минут идет от цифры 12.

4. Предложите ребенку обвести минутной стрелкой целый круг. Сколько времени прошло?

5. Покажите ребенку как прочитать часы: если минутная стрелка стоит на цифре 1, то часы показывают 1 час.

6. Задайте ребенку посложнее задание: минутная стрелка прошла 1 час. Покажите это на модели. Куда передвинулась часовая стрелка? (на цифру 2)

Спросите ребенка: “Который час показывают часы” (2часа)

7. Научите последовательно “ читать” часы и минуты. Не спешите давать сложные задания, пока ребенок не поймет движения часовых стрелок.

8. Наберитесь терпения и сохраняйте спокойствие, если ребенок ошибается. Повторите практическое задание вместе с ним еще раз.

9. Поощряйте, пусть даже маленькие успехи ребенка в определении точного времени по часам.

Как разные люди определяли время

Уважаемые родители!

Познакомьте детей с историей измерения времени: В старину, чтобы узнать сколько дней пройдет,использовали такой способ:

Каждое утро, на восходе солнца люди нанизывали камешек с отверстием на крепкую травинку или прутик. И определяли, сколько дней прошло до сбора урожая, возвращения охотников.

Древний персидский царь вручил воинам, охранявшим мост. Ремень, на котором были завязаны узлы. Каждый день нужно развязать по узлу. И когда все узлы будут развязаны, воины могут вернуться домой.

Расскажите ребенку о разных способах измерения времени человеком. Интерес воспитывается через постижение истории.

“Как совершать путешествия – прогулки”

Мамы и папы!

— Давайте вместе совершим путешествие в разные части суток. Покажите мне разный цвет неба, действия людей. Как изменяется положение солнца на небе.

— Используйте любую возможность, чтобы показать мне красоту природы в разное время суток: полюбоваться закатом, послушай пение птиц, стрекотание кузнечиков. Услышать тишину ночи, поискать яркие звезды.

— После прогулки предложить мне нарисовать увиденное или услышанное.

— Перед сном не забудьте пожелать мне “Доброй ночи” и еще раз вспомнить со мной приятные ощущения от прогулки.

Памятка “О чем расскажет календарь”

Найдите вместе с ребенком в календаре дату его рождения.

Предложите ему определить, какой это день недели, время года.

Помогите ему найти даты рождения мамы, папы, бабушки, дедушки, братика или сестрички.

Попросите его рассказать, что он узнал об этих датах у календаря.

Играем с малышами

Почему играем? Так ведь в игре обучение проходит легко и приятно, не утомляя деток. В 2,5 – 3 года это будут игры во времена года, в части суток, затем и знакомство с циферблатом, стрелочками, часами и минутами.

В помощь родителям всевозможные мультики про времена года, слайды, книги, яркие картинки, ассоциативные карточки, лото с картинками, тематические стихи. Что-то можно приобрести в магазине, часть самим смастерить или распечатать из интернета. Хорошо работают ассоциации.

  • Зима – холодно, снег, лед, Новый Год, Дед Мороз, елка, теплая одежда, санки.
  • Весна – тает снег, первые почки, первые зеленые листочки, первые подснежники.
  • Лето – солнечно, жарко, море, песок, ягоды, фрукты, мороженное, легкая одежда.
  • Осень – листья желтеют и опадают, дожди, зонт, резиновые сапоги, птицы улетают на юг.

Можно использовать карточки, картинки или лото для этой игры. А можно поиграть и в слова. По такому же принципу строится игра в части суток

Показывайте детям картинки, обращайте внимание на то, что происходит за окном

Солнце высоко или низко, на улице смеркается или уже темно. Привязывайте ко времени суток конкретные действия малыша. Утром – проснулся, умылся, почистил зубки, покушал. День – игры, прогулка, обед, дневной сон и так далее.

К 4-5 годам ребенок обычно знает цифры от 1 до 20, можем приступать к изучению стрелок

Обратите внимание, в какую сторону двигаются стрелки, как называются, чем отличаются. Одна короткая – показывает часы вторая длинная – отсчитывает минуты

Первая стрелка часовая, передвигаем ее по кругу и спрашиваем ребенка, который час она показывает. Покажите малышу, что в это время минутная стрелка на 12.

Получается? Переходим к минутной стрелке. Покажем, что она делает полный оборот за час. Как показать отрезок времени 5 минут? Сдвинем стрелку с 12 на 1, потом с 1 на 2 – это 10 минут и так далее. С половинами и четвертями не спешим, ребенку сложнее их усвоить. Пока двигаем стрелку по кругу и считаем пятерками.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий