Что делать, если ребенок плохо разговаривает в 4 года

Почему ребёнок злится

Причины детской агрессии так или иначе связаны с неудовлетворением базовой потребности. Психологи выделяют пять нужд ребёнка: в уважении, в ощущении собственной значимости, принятии, связи с окружающими и безопасности.

Так, если он злится из-за того, что ему не купили желанную игрушку — потребностью может выступать не сама игрушка, а ощущение собственной значимости. Вероятно, с его мнением не посчитались и выбрали другую, неинтересную и некрасивую. В детском подсознании могло закрепиться: «Я недостаточно хорош для той игрушки», «Мама с папой не настолько меня любят, чтобы покупать ту игрушку», «Маме с папой не важны мои желания», «Меня не слышат, не ценят, не уважают, я плохой».

Психологи выделяют несколько возможных причин детской агрессии.

‍Реакция на фрустрацию. Ребёнок пытается преодолеть препятствие на пути к удовлетворению своей потребности.

‍Крайняя мера. Ребёнок испробовал все остальные способы, не удовлетворил свою потребность и испытывает беспомощность.

‍«Выученное» поведение. Ребёнок психует и злится, потому что копирует агрессивное поведение значимых взрослых, литературных и киноперсонажей, так как видит, что их действия привели к результату. 

Почему может молчать или плохо говорить ребенок в 2 года?

Безусловно, причины, по которым малыш может не разговаривать или делать это с большим трудом в таком возрасте, могут быть вызваны травмами, заболеваниями или задержками в развитии. Однако специалисты выделяют еще 2 причины, не связанные с вышеперечисленными проблемами, по которым малыш может испытывать трудности с формированием речи:

  • Отсутствие достаточного количества разговорного общения. Логопеды утверждают, что говорить с малышом необходимо с первых дней его жизни. Делать это нужно не только для того, чтобы он слышал слова и предложения, но и для пробуждения в нем интереса к речи. Впоследствии это поможет увлечь ребенка, и он сам будет стремиться быстрее освоить разговорные навыки.
  • Нечеткая, беглая или быстрая речь взрослых. Если окружение ребенка общается слишком непонятно для малыша, он просто не будет в состоянии понимать и повторять за взрослыми слова. Родителям следует говорить медленнее, сделать четче и выразительнее, и не только в прямом общении с крохой, но и когда просто находится рядом.

Почему ребенок в 3 года плохо разговаривает или молчит?

Специалисты выделяют целый комплекс факторов, которые могут привести к плохому развитию речевого аппарата у ребенка в таком возрасте. Следует учитывать такие причины, как:

  • Физиологические нарушения. Если малыш плохо разговаривает, это может быть результатом нарушений слуха или общей задержки развития. Следует показать ребенка врачу и провести необходимые обследования, которые помогут выявить физиологические отклонения от нормы.
  • Психологические травмы. Присутствие в жизни ребенка негативной морально-психологической и эмоциональной обстановки, а также постоянное стрессовое состояние могут поспособствовать замкнутости и нежеланию познавать окружающий мир, в том числе, через речевую функцию.
  • Гиперопека. Особенности воспитательного процесса, при котором родители лишают ребенка возможности самоопределяться, выражать свои чувства и желания. Если малыш постоянно получает помощь без усилий или словесного описания потребностей, у него отсутствует мотивация использовать речь, ведь жестов вполне достаточно.
  • Нехватка внимания. Постоянная занятость родителей и отсутствие качественного общения с малышом приводят к замкнутости ребенка и недостаточному уровню его развития.
  • Гаджеты. Проведение ребенком чрезмерного количества времени с планшетом, телефоном, телевизором или ноутбуком отрицательно сказывается на речевом развитии. Трансляция информации происходит в автоматическом режиме и не требует словесной реакции малыша, поэтому ему достаточно лишь молча нажимать нужные кнопки.

Следует помнить, что корректно выявить настоящую причину молчания или их комплекс могут лишь специалисты. И если малыш ребенок плохо разговаривает в трехлетнем возрасте, следует уделить решению этого вопроса максимум усилий, ведь в дальнейшем развить речь будет гораздо сложнее.

Советы специалистов: Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников»

Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников» — это методическое пособие для логопедов и воспитателей, основанное на многолетнем опыте работы с детьми, имеющими задержку речевого развития. Её методика уникальна. С помощью этого пособия можно помочь сформировать ребёнку фразовую и связную речь, используя конспекты логопедических занятий.

Специалист Ефименкова Л.Н.

Методические приемы по формированию фразовой и связной речи у детей дошкольного возраста

Методические приёмы, это те инструменты, которые помогут ответственному родителю, воспитателю или логопеду, сформировать речь малыша-дошкольника.

Выделяют три основных группы методических приемов:

  • Игровые (сюжетно-ролевые игры, игра-упражнение, театрализованные игры и другое).
  • Словесные (прием вопрос-ответ, метод повторное проговаривание, разговор, образец речи, указание, оценка, морфологический разбор и другое).
  • Наглядные (показывать иллюстрации, изображений; помощь в организации наблюдения и другое).

Некоторые специалисты выделяют ещё четвёртый тип приемов — комплексный.

Время, потраченное на обследование и работа грамотного специалиста способны помочь, если ребёнок в 4 года плохо говорит, в формировании речи. Однако родителям нужно понимать, что многое в этом деле зависит от них самих, и они — главная сторона в этом.

Важные советы родителям по развитию речи

Речь – это очень важная и сложная функция человека. Ее правильное развитие зависит от самых разнообразных факторов. Родители должны постараться приложить максимальные усилий для того, чтобы у их чада сформировалась правильная речь. Для этого можно воспользоваться простыми советами.

Забота о речи младенца еще до его рождения

Можно с уверенностью утверждать, что на развитие речи у детей оказывает огромное влияние генетическая предрасположенность. Пара должна позаботиться о снижении риска патологий еще до зачатия. На сегодняшний день существует возможность проведения различных диагностических методик, позволяющих предупредить хромосомные отклонения.

Во время беременности мамочка должна вести здоровый образ жизни, постараться минимизировать стрессы, больше отдыхать, отказаться от вредных привычек, регулярно гулять на свежем воздухе, проходить все необходимые медицинские обследования, сдавать назначенные анализы. Это поможет исключить пороки развития у плода и родить здорового ребенка.

Важность предречевого периода

Врачи обязательно обращают внимание на первый крик новорожденного после его появления на свет и на такую особенность, как подвижность лица. Отсутствие мимики может указывать на некоторые психические нарушения

Если возникают такие подозрения, родители должны обязательно получить консультацию психиатра. Специалист поможет откорректировать те или иные отклонения. Не стоит стесняться обращаться к доктору, так как психическое здоровье тесно взаимосвязано с речевым развитием.

Возможно, вам будет интересно: Что ребенок должен уметь в 8 месяцев (девочка)

Взаимосвязь поведения крохи с нарушениями речи

Дети до трех лет развиваются по-разному. Одни в полтора года произносят уже целые предложения, другие же только начинают говорить первые слова. Не все родители спешат обращаться за медицинской помощью при тех или иных отклонениях у своего чада, надеясь, что все нормализуется само собой. Обращаясь за помощью только перед поступлением в школу, мама и папа теряют драгоценное время. Если вы заподозрили какие-либо нарушения у своего чада, не откладывайте визит к логопеду или психиатру. В такой ситуации лучше перестраховаться.

Левши и правши

Левшей и правшей нужно учить разговаривать по-разному. У мальчиков и девочек правшей правое полушарие несет ответственность за образное мышление, а левое за функционирование речевых центров. У детей левшей все наоборот.

Левши начинают позже различать звуки. Иногда они начинают говорить раньше, но произносят непонятные слоги и слова. Они с трудом запоминают грамматические правила, но могут раньше произносить различные словосочетания и сложные предложения.

Благоприятные условия для развития речи

По данным научных исследований, удалось доказать тесную взаимосвязь развития речи у детей с их двигательной активностью. Родители должны играть со своими малышами в подвижные игры, ежедневно гулять на свежем воздухе, использовать пальчиковые и мимические игры. Полезно будет купить крохе развивающие игрушки, например, сортеры, шнуровки, музыкальные платформы, пианино и прочее.

Нельзя упустить время

Любые отклонения в речи у детей можно постараться исправить, главное, не упустить драгоценное время. Специалисты считают, что чем младше ребенок, тем легче исправить отклонения в речи. Конечно, это не касается случаев тяжелых психических отклонений и генетических заболеваний. Современная медицинская практика имеет в своем арсенале самые различные методики, позволяющие провести коррекцию нарушений речи в детском возрасте.

Роль родителей в лечении ЗПРР

Без участия мамы и папы даже самый лучший специалист не сможет вылечить их чадо. Их задача — выполнять все рекомендации врачей. Например, выполнять дома упражнения на развитие мелкой и крупной моторики, играть в подвижные игры, слушать и угадывать музыкальные инструменты, собирать пазлы, постоянно разговаривать с ребенком — только при такой комплексной работе врачей и родителей ему можно помочь.

Еще один важный момент. Не заменяйте вербальное общение телевизором и смартфоном. Речь, которую ваше чадо слышит по телевизору или из мультфильмов, мешает формированию его собственной речи. Пассивный словарь у него будет хороший, а вот активный — нет. «Механические» голоса активизируют правое полушарие, когда за формирование речи отвечает левое. Таким образом, гаджеты тормозят речевое развитие и провоцируют ЗРР, а оно, в свою очередь, может привести и к задержке психического развития речи. Поэтому лучше вовсе не включать при ребенке телевизор, радио, планшеты и другие устройства.

Проводите с сыном или дочкой больше времени вместе, выезжайте на природу — это способствует улучшению психоэмоционального состояния.

Что делать, если ребенок не понимает речь?

На этапе коррекции «ДО» третичной коры (то есть при слуховой речевой агнозии) идеально помогает Томатис. Это видно и на практике (поразительно улучшается понимание речи у детей, которые даже на имя не откликались), и по исследованию вызванных потенциалов. Конечно, слуховую стимуляцию необходимо сочетать с логопедическими занятиями, но и без них скачок в восприятии речи происходит всегда огромный.

А на уровне третичной коры (когда слуховой речевой гнозис хорошо сформирован) для развития языка, усвоения многозначности слов, устранения аграмматизмов необходима помощь логопеда. И занятия нужно проходить регулярно и на протяжении длительного времени.

Кстати, мне ближе понимание речевых дефицитов не дискретное (есть речь-нет речи, отсюда и термин «алалия», то есть отсутствие речи), а континуальное, ведь даже после запуска речи ребенок продолжает овладевать системой языка (поэтому я очень люблю термин «дисфазия развития»).

Ребенок не говорит? Не понимает речь? Запишитесь на консультацию по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Профилактика и рекомендации: памятка родителям

Что можно и чего нельзя делать дома при формировании речи у ребенка?

Важно научиться говорить с малышом четко, внятно и не торопясь.
Нельзя «сюсюкать», ведь дети точно повторят дефекты произношения. Это затормозит усвоение звуков.
Ни при каких условиях нельзя ругать за неправильное произношение, передразнивать.
Важно учить детей четырех лет сначала легким словам, потом сложным.
Родители должны заниматься дома так, как говорит специалист

При этом они показывают заинтересованность, настрой, спокойствие. Важно проводить занятия регулярно.
В домашних условиях нужно чаще спрашивать «Почему?». Так дети учатся формировать предложения, анализировать, развивать активный словарный запас.
Следует чаще разговаривать с сыном, дочерью, чтобы они рассказывали любимый мультик, сказки. Сочиняйте с детьми поучительные истории.
Делайте аппликации: это порадует малыша, а также будет способствовать развитию мелкой моторики рук. Ребенок учится работать с бумагой, ножницами, клеить, получать целостные картинки.
При занятиях используйте зеркальце. Малышам интересно наблюдать за своими достижениями. Они продолжают изучать себя, движения губ, языка.
Чтобы была мотивация заниматься, поощряйте малыша похвалой родственников, вкусными конфетками за каждое достижение в речевом формировании.

Важно показать ребенку заинтересованность в его развитии. Не позволяйте настроению брать верх

Малыши чувствительны к раздражению родителей. Они замыкаются, и теряется доверие. Это косвенно угнетает процесс развития речи.

Нормы развития речи в 4 года

Многие специалисты не дают точного ответа, какой должна быть речь ребенка в 4 года. Каждый ребенок развивается индивидуально: если один в 4 года только начинает складывать слова в предложения, то другой уже вовсю болтает без умолку, способен разучивать и рассказывать детские стишки, описывать окружающую его действительность. Но и в том, и в другом случае принято считать, что ребенок развит нормально для своего возраста.

Критериев нормального развития ребенка в этом возрасте несколько. Ребенок в 4 года должен:

  • уметь быстро и логично излагать ход своих мыслей;
  • оперировать имеющимся словами и со смыслом вставлять их в предложения;
  • обладать повышенной внимательностью и концентрацией во время рассказов взрослых и уметь правильно отвечать на поставленные ими вопросы;
  • уметь составлять и употреблять в ежедневном общении и простые, и сложноподчиненные предложения;
  • определять и указывать на ошибки в речи, сделанные одногодками, при этом не замечать подобных ошибок у себя;
  • уметь рифмовать простые слова, которые складываются в маленькие стишки;
  • правильно произносить такие звуки, как «ш», «ж», «щ», «ц», «ч»;
  • уметь находить и называть отдельные звуки в словах;
  • осуществлять расстановку ударений не на те слоги, спутывать их между собой в словах, состоящих из 3 и более слогов.

Можно ли в 5 лет исправить проблемы с отсутствием речи у ребенка?

Если малыш совсем не разговаривает в 5 лет, необходимо уделять множество времени занятиям. После завершения обследования, могут быть назначены лекарственные препараты, логопедические занятия и массаж, физиологические процедуры, психоневрологическая реабилитация и многие другие методы, которые помогут сформировать речевые навыки. Безусловно, качество речи у таких детей будет хуже, нежели у их сверстников, однако, нельзя опускать руки и пускать сложившуюся ситуацию на самотек. Долгие и упорные занятия с привлечением квалифицированных логопедов и постоянная работа родителей с малышом обязательно дадут результат.

Причины задержек развития речи у детей 4 лет

Причин, по которым у ребёнка в 4 года может быть плохо развита речь, достаточно много, и далеко не все они связаны с какими-то патологиями. Самыми распространёнными являются:

  • инфекционные заболевания, которыми переболела мама ещё во время беременности;
  • родовая травма, оказывает влияние на развитие речи;
  • черепно-мозговая травма у ребёнка, случившаяся в раннем возрасте;
  • сильное нервное потрясение в раннем возрасте, может повлиять на развитие речи;
  • заболевания, вызывающие ухудшение слуха;
  • генетические отклонения.

Однако, как это ни печально, чаще всего неразвитость речи в 4 года наблюдается у детей, страдающих от недостатка внимания. В самом деле, если с малышом не заниматься, не разговаривать, не читать сказок, а доверить воспитание телевизору и планшету, то вряд ли у него будет развиваться речь.

Последовательность лечебных мероприятий

Если вы полагаете, что терапия дизартрии сводится к посещениям логопеда, где дизартрика учат складывать губы трубочкой, то ваше мнение ошибочно. Существует определенная последовательность мероприятий, нарушать которую не рекомендуется.

Устранение дизартрии начинается с восстановления работы речедвигательного аппарата. Для этого малышу проводят логопедический массаж, развивают мелкую моторику рук. Применяют также дыхательную гимнастику.

Логопедический массаж – один из наиболее эффективных методов восстановления работы речевого аппарата. Массаж воздействует на мышцы, позволяя нормализовать их тонус. Поэтому предварительно специалист определяет его уровень: гипо- или гипертонус.

Логопедический массаж делят на несколько видов:

  • ручной;
  • механический;
  • аппаратный.

Ручная техника основана на воздействии пальцами рук на определенные зоны щек, губ, языка. Специалист проводит поглаживание, небольшое разминание мышечного каркаса области губ, щек и подбородка. Соединяет пальцами губы в вертикальном, горизонтальном положениях. Массирует мягкое небо.

Механическая техника предполагает воздействие на проблемные зоны с помощью специальных зондов.

Аппаратный метод использует вакуумные, вибрационные, температурные устройства. Он позволяет восстанавливать нервные пути, связывающие мышцы с центрами в мозге.

Дети-дизартрики способны самостоятельно проводить массаж в домашних условиях. Для этого существуют несложные упражнения:

  • оскаливание зубов;
  • вытягивание губ;
  • открыть – закрыть рот;
  • ребенок берет в рот конфету на палочке, взрослый ее вынимает. Чем меньше объем конфеты, тем сложнее делать упражнение.

Массаж позволяет:

  • восстановить нормальный мышечный тонус;
  • устранить патологические движения речевых мышц;
  • увеличить амплитуду артикуляционных действий;
  • заставляет работать мускулатуру, ранее не задействованную в процессе;
  • координирует движение речевых органов.

Нормы формирования разговорных навыков

Важно отметить, что нормативные показатели – это достаточно обобщенные и сухие данные. В них не учитываются индивидуальные физиологические и психологические особенности ребенка, которые в большинстве случаев играют решающую роль

Во многих случаях только специалисты могут определить наличие каких-либо сложностей или отклонений у малыша.

Как бы то ни было, официальными нормами развития речевого аппарата у детей принято считать:

  • до 5-6 месяцев – период гуления, когда малыш издает звуки, интонационно схожие с привычными словами;
  • 7-8 месяцев – 1 год 2 месяца – подражание животным, повторение односложных слов («дай», «ма», «ба», «мяу», «гав»);
  • 1 год 2 месяца – 2 года 6 месяцев – расширение словаря, составление первых словосочетаний, фраз и предложений;
  • 2 года 7 месяцев – 3 года 5 месяцев – закрепление и четкая формулировка предложений, словесные игры, сочинение историй в слух.

При этом следует также учитывать, что девочки начинают говорить гораздо раньше, нежели мальчики. Они активно подражают взрослым, быстро копируют их слова, интонацию и произношение. В свою очередь, мальчикам проще составлять грамматически правильные предложения.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий