Гжельские узоры на уроках рисования в старших группах ДОУ

Практическая часть урока, рисование гжельских узоров

Знакомство с гжелью

Существует одна быль про гжельскую роспись. Неподалеку от столицы России, города Москвы находится одна небольшая деревушка гжель. Когда-то давным-давно там проживали отважные, умелые и весёлые мастера. Однажды они все вместе собрались и стали придумывать как ы им продемонстрировать своё мастерство. Думали, думали и наконец-то придумали.

Как-то вечером, они нашли в своей деревушке прекрасную глину, белоснежного цвета, и приняли решение что будут лепить разнообразную посуду и расписывать синей краской. Ходит поверье, что небо у них было синие синие, что в России нигде так не было. И пришла им мысль расписывать синими оттенками на белом фоне. И начал каждый мастер производить своё умение. Кто-то лепил вазу, кто-то чайник, а кто и вовсе разных животных, птиц. Вот от сюда и пошёл помысел про гжельскую роспись.

Обратите внимание! Имеется мнение что термин гжель считается искривлённым словом от слова жгель. Ведь раньше глиняную посуду обжигали и жгли в печах

Практическая часть урока

Гжель-традиционная народная роспись на керамике, которая в ходе стала достаточно популярной. Вследствие ярких кобальтовых оттенков, насыщенной майолике и поразительных узоров и рисунков.

Ведь настоящее богатство любого народа-являются не материальные ценности, а давние традиции. Гжель-это особенная техника, что предполагает собой искусную роспись на керамических изделиях. Как и многие другие промыслы, данная искусство имеет только добрые сказки. На сегодняшний день данная роспись — это не только увлечение, но и огромный центр по изготовлению керамики.

К особенностям данного вида искусства можно отнести:

  • глазурирование плоскости;
  • белоснежный фон;
  • узор произведённый в нежно лазурных и синих тонах;
  • достаточно сложные узоры в русско-народном стиле;

Что самое главное и ценное, что данная роспись исключительно ручная.

Место, где изготавливали эти изделия называется тоже Гжель. Это находится в неподалёку от столицы России, города Москвы на берегу реки.

Учимся запоминать и пересказывать для развития слуховой памяти

Обратите внимание! Знакомство рисование гжель в старшей группе с народным видом искусства, в первую очередь передает им понимание о традициях, обычаях, особенностях жизни. Ведь народные традиции передаются из поколения в поколение, передавая все особенности прекрасного

Практическая работа

Ход занятия:

В.: Здравствуйте, ребята!

Есть в Подмосковье такое местечко –

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра сильней,

Расцветает гжель васильковая,

Незабудковая гжель!

Такими волшебными стихами мне хочется начать наше занятие.

С какой росписью мы сегодня будем продолжать знакомиться?

Д.: С гжельской росписью.

В.: Правильно ребята. В одной деревушке с названием Гжель, которая находится недалеко от Москвы, живут мастера, которые делают удивительную посуду с небесными узорами. Они делают её из особой глины, найденной в этих местах, которая при обжиге становится белой, даже в самом названии этой деревушки слышится слово «жечь».

В.: Какой цвет используют гжельские мастера?

Д.: Синий и голубой цвет.

В.: Какие элементы росписи используют гжельские мастера?

Д.: Капельки, сеточки, полоски, волнистые дуги, цветы.

В.: Какие изделия изготавливают гжельские мастера?

Д.: Чайники, тарелки, чашки, блюдца, игрушки.

(показ видеоряда с помощью планшета – чайники, тарелки, блюдца, игрушки, сувениры, яйца расписанные гжельской росписью (акцент делаю на расписанные гжелью яйца).

В.: Ребята, какой православный праздник приближается?

Д.: Праздник Светлой Пасхи.

В.: Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главный праздник православных христиан. Какие символы Пасхи вы знаете?

Д.: Куличи, пасхи, окрашенные яйца!

В.: Правильно ребята, а знаете ли вы, что яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета — это была крапанка. Еще были писанки — яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. Сейчас мы с вами раскрасим яйца гжельскими узорами.

Начинаем работать, рисовать. Вы можете выполнить узор из решетки, ломаных линий или волнистых, поставить точки, в середине нарисовать гжельскую розу. Не спешите прорисовывать ломаные и волнистые линии, они должны просохнуть.

Ребята, как только проведёте горизонтальные и вертикальные линии, положите кисточки. Наши рисунки должны немного просохнуть. А мы с вами встанем и отдохнём.

Наши синие цветы – ладони соединить лодочкой перед собой

Распускают лепестки – по очереди, начиная с большого пальца, развести пальцы в стороны.

Ветерок чуть дышит –подуть на руки: «цветки»

Лепестки колышет – руки колышутся над головой: вправо, влево и соединяются в ладони.

Наши синие цветки – по очереди сложить пальцы, соединить ладони лодочкой.

Закрывают лепестки – покачать ладонями

Головой качают – вправо, влево

Тихо засыпают – ладошки под голову

Повтор 2 раза.

В.: садимся и продолжаем рисовать, спинки прямые. Что мы будем рисовать? И как?

Дети: Ломаные линии и волнистые, гжельскую розу, листики.

Воспитатель: Кто закончил рисовать, приведите свой стол в порядок. Беру готовые яйца, выставляю на доску.

Воспитатель: Какую роспись мы изображали на полоске?

Дети: гжельскую роспись.

Воспитатель: Каким цветом пользовались?

Дети: синим, голубым.

В.: Какие рисунки понравились и почему?

Д.: аккуратно и чисто выполнены, правильно проведены линии.

В.: В каких работах использовались ломаные линии.

Д.: показывают.

В.: во всех ли работах соблюдается чередование и ритм толстых и тонких линий? Укажите.

Д.: показывают.

В.: во всех ли работах заметен голубой цвет? Что нужно было сделать, чтобы получить такой цвет?

Д.: во всех. В синий цвет нужно было добавить гуашь белого цвета.

В.: Символ какого праздника сегодня рисовали?

Д.: Раскрашивали яйца гжельской росписью, символ праздника Пасхи.

В.: Разрисованные яйца подсохли, ребята наклейте их на лист голубой или синей бумаги А4 формата.

На синем фоне наши яйца-писанки стали еще более яркие и волшебные.

Ход занятия.

1 часть

(В начале занятия, звучит народная мелодия. Воспитатель и дети собираются в мини-музее народного промысла, рассматривают изделия. На столике вместе с другими изделиями, стоит шкатулка, которая не относится к народному промыслу. Воспитатель предлагает детям найти лишнее изделие непохожее на другие)

Воспитатель. Правильно дети, действительно эта шкатулка здесь лишняя, она не расписана. Интересно узнать, что же в ней? Смотрите, а здесь письмо. (Читает надпись на конверте) «Для ребят старшей группы» Посмотрим, что же внутри. «В шкатулке лежат расписные изделия, а чтобы узнать, какой росписью они расписаны, отгадайте загадку».

Из липы они сделаны,

И вазы и тарелки…

Цветами разрисованы

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар птицы ввысь летят

И точки у них белые

На солнышке блестят. (Городецкая роспись)

– Правильно (воспитатель достаёт три расписанных изделия (с разной композицией узоров, а остальные без узоров)

Воспитатель. Ой, что же случилось с этими изделиями? Куда же делась роспись? Дети, посмотрите таких же некрасивых изделий, не расписанных, у меня оказалось много. Что же делать? Как, исправить ситуацию? (дети отвечают, что надо их расписать).

Воспитатель. Правильно, их нужно нам попробовать расписать городецкими узорами. Дети выбирайте какое изделие вы будете украшать

(детям на выбор предлагаются силуэты изделий – ваза, доска, тарелка, чаша).

Дети садятся за столы.

2 часть (практическая)

Давайте сначала вспомним, из каких элементов состоят городецкие узоры и как их рисовать. Для этого я буду загадывать загадки.

1. Словно чудо тут и там распускается… (розан). (Показ последовательности рисования розана)

2. Она круглая, как чашка, а зовут её … (ромашка). (Показ последовательности рисования ромашки)

3. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она … (купавка). (Показ последовательности рисования купавки)

4. Он не броский, круглый он – нераскрывшийся … (бутон). (Показ последовательности рисования бутона)

Воспитатель. Что ещё рисуется в городецкой росписи, помимо цветов? (листочки, конь, птица, петух).

– А теперь посмотрите на расписные изделия и как по – разному можно расположить узор (показ образцов изделий по – разному расписанных)

– Теперь подумайте, что делает нарядными городецкие узоры (оживки). Для оживки, какой цвет возьмёте? (белый).

Воспитатель. Дети скажите, какие цветосочетания мы будем использовать для рисования (розовый с красным, голубой с синим).

– Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть на ваших палитрах? Какого цвета не хватает? (розового и голубого). Что же нам делать? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет? (в белую краску добавить немного красной). -А как получить голубой цвет? (в белую краску добавить немного синей).

– А ещё мы видим что верх и низ вазы и доски и край тарелочки красиво оформлен, этот элемент в городецкой росписи называется – украешек. Украешек делает ещё более нарядными городецкие узоры. Посмотрите дети, какие бывают украешки (внести обазцы). Они могут состоять из полосы, дуги, волны, спирали, кружочков, колечек, точек, штрихов,зигзага.

– Дети, как вы будете рисовать оживки? (кончиком кисти). А дугу? (начинаем концом кисти, затем нажимаем на кисть, рисуя всем ворсом и заканчиваем концом кисти).

3 часть

Физкультурная минутка.

«Яркие цветки»

Наши яркие цветки распускают лепестки…

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет…

Наши яркие цветки закрывают лепестки…

Головой качают, тихо засыпают…

Воспитатель. Дети, вы можете приступать к работе.

(Звучит тихая русская народная музыка).

Самостоятельная работа детей, в ходе которой, воспитатель напоминает о правильной технике декоративного рисования, обращает внимание на композиционное решение, помогает в выборе и расположении элементов. 4 часть

4 часть

В конце занятия воспитатель предлагает детям выставить работы.

– Молодцы, дети, у всех получились замечательные работы.

Городецкая роспись – как ее нам не знать. Здесь такие букеты, что нельзя описать. Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Ход занятия.

Воспитатель в голубом сарафане: «Здравствуйте, ребята! Я, Мастерица, Светлана. Приехала к вам из далекой, подмосковной деревни Гжель. Слышали о такой?

Сине-белая посуда, расскажи-ка ты откуда?

Видно издали пришла и цветами расцвела:

Голубыми, синими, нежными, красивыми.

Мастерица: Посмотрите, какую красоту я вам привезла. (приглашает детей подойти к столу, где стоит посуда с гжельской росписью)

Наши гжельские мастера любят говорить, что небо у нас синее-синее, как нигде в России. Нашли они там глину белую-белую и решили лепить из нее посуду разную, да расписывать ее краской синей, как небо. И рисуют узоры на посуде сказочные из капелек, цветов, травинок, сеточек и завитков. Каждый мастер свое мастерство показывает. Кто чайник диковинный сделает, кто сахарницу в виде кита, масленку, а на крышечке – петушок сине-голубой, или добрый молодец на коне, а за ним собачонка бежит. Гжельские мастера и посуду, и птиц, и животных лепили, даже часы, да такие причудливые!

Вопросы к детям: – О каком промысле я вам рассказала?

– Из чего делали гжельские мастера свои изделия?

– Какие элементы росписи использовали гжельские мастера?

– Что именно лепили мастера? (Посуду, птиц, животных, людей, часы, подсвечники).

Мастерица: Ребята, а еще я вам привезла красивую Жар-птицу, только вот все перья у нее все перемешались. Помогите выбрать перья хвоста, расписанные только гжельскими мастерами. Дети по очереди выкладывают перья и уточняют роспись. МОЛОДЦЫ!

Мастерица: А хотите сами стать гжельскими мастерами?

Дети: Да!

Мастерица: Тогда посуду для дяди Федора мы украсим гжельской росписью, но сначала подготовим наши пальчики к работе.

Физминутка.

Наши синие цветы распускают лепестки. (Пальцы сжаты в кулаках).

Показался лепесток (поочередно выставляют пальцы).

А за ним его дружок

Вот и третий не проспал

И четвертый не отстал

Вот и пятый лепесток

И раскрылись все цветы

Ветерок чуть дышит (качают кистями рук)

Лепестки колышет

Наши синие цветки закрывают лепестки (сжимают пальцы в кулаки)

Тихо засыпают, головой качают. (кулачки опускаются вниз).

Мастерица: А теперь вы маленькие гжельские мастера. Вам предстоит решить кто будет раскрашивать блюдце, а кто чашку. Сначала всем нужно раскрасить изделие белой гуашью, а затем наносить узор синей. Не забывайте, что узор у блюдца и чашки должен быть одинаковым. Ну, за работу!

Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь воспитателя, при необходимости после работы дети моют руки, затем подходят к столу, на котором стоит расписанная посуда.

Мастерица: Посмотрите, как вы раскрасили посуду! Какая она стала красивая! Вот теперь мы можем отправлять посуду дяде Федору. Мы дадим чашкам и блюдцам высохнут до завтра, а потом соберем посылку.

На следующий день детям зачитывается письмо от Дяди Фёдора, в котором он благодарит ребят.

Ход занятия:

Рассказываю детям о гжельском народном промысле.

Нежно – голубое чудо – сказочная гжель так называли на Руси удивительно красивую керамику из белоснежной глины. Это посуда, сувениры, игрушки. Гжель – это поселок в глубинке России, где гжельские мастера лепили из глины белого цвета посуду, статуэтки, шкатулки очень высокого качества расписывали ее вручную, используя голубой цвет в различных узорах. Узоры состоят из различных цветов, сеточек бордюров, капелек. (Делаю акцент на использование двух цветов белый фон и голубого или синего узоры и различные оттенки). Назвали такие изделия гжелью.

– Давайте рассмотрим изделия гжельских мастеров, отмечаю особенности изделий, их неповторимость мастера одинаковых изделий нет – показ презентации.

– А теперь отгадайте загадку:

Снежно-белая посуда, расскажи нам – ты откуда?

Видно с севера пришла и цветами расцвела.

Голубыми, синими, нежными, красивыми (гжель).

– Предлагаю детям поиграть в подмастерья, для этого раздаю детям шаблоны кувшина, сделанные из бумаги, и предлагаю им попробовать расписать их в стиле гжели. Для этого нам нужно приготовить наши пальчики (пальчиковая гимнастика).

Наши синие цветы распустили лепестки, Наши синие цветы закрывают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет Тихо засыпают, головой качают.

– Отмечаю, что роспись рисуется кистью прямо на заготовке, для этого кисть необходимо держать тремя пальцами. Шаблон можно вращать для более удобного положения. Показываю несколько приемов росписи (капелька, точка, извилистая волна, цветок) напоминаю о том, как нужно пользоваться салфеткой, убирать лишнюю воду.

Дети выполняют самостоятельно, в процессе работы индивидуально оказываю помощь.

Подведение итогов: предлагаю детям сделать выставку из своих работ, полюбоваться ими. Чья работа вам больше всего понравилась? Обсудить. Вспомнить с каким видом росписи познакомились.

В завершении благодарю детей и предлагаю убрать свои рабочие места. Контролирую уборку рабочего места.

Литература:

1.Художественное творчество детей 2-8 лет: метод. пособие для воспитателей / Т. Н.Доронова – М: Просвещение, 2015

2. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа /Т. С. Комарова – М.: Мозаика-Синтез, 2015.

3. Развитие художественных способностей дошкольников. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.

Приложение к занятию:

1. Презентация «Сказочная гжель».

Особенности росписи под гжель

Неповторимость, изящество и невероятную красоту изделиям из гжели придают особенности их росписи. К ним можно отнести:

Белоснежный фон Насыщенно-синий рисунок Глазурирование поверхности Многообразный и сложный растительный орнамент Ручную работу

Применение всего двух цветов и неповторимость образов позволяют создавать уникальные шедевры народного творчества, поэтому, двух одинаковых изделий из гжели не существует.

Узор будущего изделия вначале тщательно продумывается, а только после этого, наносится на фарфоровую поверхность. Древние мастера наносили рисунок сразу, без предварительного эскиза. Свое вдохновение они черпали у природы или в картинах народной жизни. Роспись производится раствором окиси кобальта, который после обжига приобретает насыщенно-синий цвет. Его наносят специальными беличьими кисточками.

Существует еще одна разновидность росписи в стиле «гжель», которую называют майоликой. Ее особенность состоит в том, что на белоснежную поверхность наносят не один цвет, а целых пять.

Много веков назад мастера гжели старались отобразить в своем искусстве свое видение окружающего мира, картины городской и сельской жизни, необъяснимые природные явление, свои мысли и фантазии. Основываясь на этом, общую стилистику росписи можно разделить на три основных группы:

Орнаментальная Растительная Сюжетная

Орнаментальный узор оригинален, необычен и в нем можно проследить определенную ассоциацию. Самыми распространёнными орнаментальными узорами являются: капли, усики, травинки, жемчужины, гребенки. Кроме того, по бортику и по кайме традиционно наносится узор «шашечки», который представляет собой цепочку из синих квадратиков.

Растительный рисунок считается классическим для гжели. Он, как правило, достаточно стилизован, но всегда можно отличить одно растение от другого. Чаще всего мастера изображают на изделии из гжели ягоды, травинки, черенки, цветы. Гирлянды из ягод на фарфоре могут легко переплетаться с колосьями пшеницы или буйством цветочных узоров. При этом, ягоды крыжовника легко можно отличить от смородины.

Часто орнаментальная роспись комбинируется с растительным узором.

Сюжетный рисунок появился одним из первых. Он представлял собой картины из жизни, окружавшей мастера. Это могли быть красивые пейзажи, веселые ярмарки, катание на санях, красочные явления природы.

Ход НОД:

Воспитатель:под лирическую музыку читает стихотворение:

Наш любимый край-Россия,

Где в озерах синева,

Где берёзки молодые,

Нарядились в кружева.

Небо синее в России.

Реки синие в России.

Васильки и незабудки

Не растут нигде красивой.

Как называется наша Родина? (Россия). Славится наша Россия своими мастерами. Издавна русский народ передаёт свою любовь к Родине, её величию и красоте в своём мастерстве.Не зря говорят в народе:

«С мастерством люди не родятся,

Но добытым мастерством гордятся».

Полюбуйтесь красивыми изделиями. Они вам нравятся? (Ответы детей) Что вы можете сказать о красоте этих предметов (ответы детей).

Кто знает как называются эти предметы? (Часы, рыба, конфетница, барышня, чашка, полотенце).

Все эти изделия называются «гжельская декоративная керамика», потому что только в Гжельской слободе изготавливают такое бело-синее чудо.

И сегодня наше занятие посвящено «Сказочной гжели».

Воспитатель рассказывает сказку с демонстрацией слайдов: Под Москвою, есть село Гжель. Много – много лет тому назад мастера из этого села начали изготавливать различные гончарные изделия и игрушки (кружки, тарелки, кувшины, цветные горшки и многое другое).Но вот однажды зимой повадился на их земли Змей Горыныч летать, людей похищать. Не знали люди как змея отвадить от их земли, как проучить его. Собрался народ и стали думать, как же от проклятого избавиться. И вот, что они придумали. Решили они обратиться к гжельским мастерам, чтобы они наделали фигурок – похожим на людей и расписать их гжельской росписью, что бы они большие походили на людей. Сделали мастера много фигурок из белой глины и расписали они их голубовато – синими красками, так чтобы Змей Горыныч подумал, что это люди гуляют и на них подал снег. Расставили люди скульптурки по всему селу, а сами спрятались по домам, и стали ждать, что будет дальше. Только люди успели спрятаться по домам, как вдруг прилетел Змей Горыныч и стал хватать глиняные фигурки. Одну схватил – не понравилась, выплюнул. Вторую схватил, тоже выплюнул. Долго он хватал, но все ему не нравились. Злой и голодный взвился он к облакам и с тех пор он не прилетал в эти края. Вот так люди села Гжель справились со Змеем Горынычем.

Воспитатель: Ребята понравилась вам сказка? Что в ней случилось?

А что сделали люди, чтобы прогнать Змея Горыныча? Как они расписали скульптурки? (Сине-голубыми красками)

Ребята, как называется роспись по белой глине сине-голубыми красками (гжельская роспись).Ребята, на что похожи элементы гжельской росписи? (на морозный рисунок на стекле).Какие узоры вы видите на гжельских изделиях? (цветы, листья, тоненькие стебельки, кружки, точки, полосы, сеточка, завитки, волнистые линии, капельки).

Предлагаю вам стать гжельскими мастерами, согласны? Но прежде чем мы приступим к работе, мы должны наши пальчики приготовить, а для этого сделаем пальчиковую гимнастику.

«В гости»

В гости к пальчику большому

(Большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии

с текстом разгибать поочерёдно пальцы.)

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья,

Друг без друга им нельзя! (Сжать пальчики в кулак и разжать их.)

Воспитатель: Мы с вами будем украшать полотенце, а изобразим мы на нём веточку смородины. Расписывать будем не только кисточками, но и штампами. Штампы сделаны из картофеля, разрезанного пополам (показывает образец).

Посмотрит, в какой последовательности мы будем рисовать ягоды смородины. Берём картофель, срезом окунаем в краску голубого цвета и прижимаем на ткань

Осторожно убираем штамп и цветной отпечаток готов. Таким образом рисуем три ягодки

Затем берём кисть и расписываем наше полотенце элементами гжельской росписи – капелька, точка, извилистая линия, цветок (проговаривая, одновременно прорисовываю). Попробуйте прорисовать эти элементы в воздухе, а затем на ткани. У кого получилось, можно приступать к работе

Составляя свой узор, обратите внимание на образцы настоящих гжельский мастеров на нашей выставке

(Во время росписи работ детьми звучит спокойная музыка, воспитатель осуществляет индивидуальную помощь).

Воспитатель: Ребята, посмотрите на наши замечательные полотенца, все ли изделия расписаны одинаково? А на каких полотенцах узор получился самый яркий, красочный? Каждый узор по-своему красив и великолепен. Спасибо всем!

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой,

Не встретите на свете вы

Красоты такой!

Практическая работа

Сегодня нам предстоит познакомиться с составляющими гжельской росписи. Сюда относятся: капелька, сеточка, разнообразные бордюры. Сценарий урока:

Сейчас будем поэтапно рисовать 1 кувшин. Для этого нам понадобится:

  1. Белый лист формата А-4;
  2. Копировальная бумага;
  3. Фломастеры.

Для начала необходимо обвести кувшин по очертанию с помощью копировальной бумаги.

Далее нужно дорисовать линии разделения. (Отделить крышку, дно, ручку и носик)

Дно и крышку, нужно украсить узором сеточка. Нарисовать узоры на носике кувшина и ручке;

Далее рисуем тело птицы. (Сначала нарисуем голову, клюв и лапки)

Затем нужно добавить 2 овальных круга. (Это предстоящие крылья)

Рисуем хвост. Крылья нужно украсить узором сеточка.

На конце обоих крыльев, рисуем перышки.

Над птицей рисуем декоративный цветочек.

Физкульт минутка

Вот огромный застеклённый чайник (Нужно надуть животик, одна рука остаётся на поясе)

Очень значимый, как начальник (Другая рука немного изогнута, как нос)

Вот фарфоровые чашечки, (Приседаем, одна рука остаётся на поясе)

Достаточно хрупкие, бедняжки. (Нужно кружиться, при этом руками рисовать круг)

Тихонько стукни-расшибутся, (Потянуться к верху, а ручки замкнуть над головой)

А вот и серебряные ложки,

Вот пластиковый поднос

который бытовую утварь нам принес (Сделать огромный круг)

Дополнительная информация! Физкультурные десяти минутки очень важны. Их можно проводить как под музыку, так и приговаривая различные потешки. В первую очередь, для того чтобы у детей был интерес, и не пропадало желание заниматься любым искусством. Физкультур минутки помогают расслабить все мышцы тела.

Ход образовательной деятельности:

1. Вводная часть.

Воспитатель: Сегодня к нам пришла в гости кукла Полина.

Воспитатель говорит от имени игрового персонажа: «Я была на ярмарке и хотела купить себе красивую посуду. Мне посоветовали купить гжельскую, а я не знаю, какая это посуда».

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю помочь Полине. Вы согласны? Мы отправимся на ярмарку и посмотрим, что там предлагают на продажу. Если вы заметите знакомые вам изделия, вы сразу называйте их.Дети рассматривают на экране компьютера иллюстрации: изделия народных промыслов (хохломские, гжельские, матрешки, вышивка, павлово-посадские платки.

2. Основная часть.

Ребята, посмотрите, тут на полочке оказалась какая-то шкатулка, посмотрим, что в ней? Тут лежат вырезанные шаблоны посуды. Может это кукла Полина оставила, чтобы мы расписали ей эту посуду гжельскими узорами?

Знакомство с элементами гжельской росписи.

Звучит народная веселая мелодия.

Воспитатель: Дети, посмотрите внимательно на удивительную посуду. Как вы думаете, почему она расписана только одним цветом? (версии детей)

Это гжельская посуда. А расписана она одним синим цветом, потому, что мастера захотели, чтобы их изделия никто не перепутал с другими росписями и они убрали все другие краски, кроме синей. Но зато они научились создавать оттенки и краска одна, а оттенков много. Давайте поиграем в игру. Посмотрите на экран компьютера, вы видите таблицу, на ней расположена лестница оттенков. Мы с вами будем выбирать оттенки так, чтобы они постепенно становились все светлее и светлее.

Затем дети смотрят видеофильм о гжельской посуде.

– Понравились вам изделия мастеров Гжели?

А какие узоры вы там заметили? Цветы, листья, веточки, бутоны, птички, полосочки, сеточки.

Давайте попробуем составить узоры на нашем экране. Используются векторные элементы гжельской росписи. Дети передвигая их курсором мышки составляют свои узоры.

Молодцы! Не забудьте, что сначала вы наметите узоры тонкими линиями кончиком кисти, краску разведете сильно водой. Затем закрасите сначала голубым цветом свои узоры и потом немного усилите цвет более темным синим. Так у нас получится настоящая Гжель.

Дети самостоятельно выполняют работу. Воспитатель при необходимости оказывает помощь, даёт советы.

3. Итог образовательной деятельности.

Воспитатель: Молодцы, дети! Вы очень хорошо поработали. Какие красивые расписные изделия у вас получились! Ребята, а чему бы вы хотели ещё научиться?

Дети дают самооценку творческой работе и отвечают на вопросы воспитателя.

Воспитатель от имени игрового персонажа куклы Полины: Спасибо вам, ребята! Мне очень понравились ваши изделия! Я не спутаю теперь гжельскую посуду с какой-либо другой. Теперь мои гости получат настоящее удовольствие от чая, который будут пить из такой красивой посуды.

Способ изготовления изделий промысла гжель

Создание изделий под гжель требует от мастера необыкновенной четкости, кропотливости и невероятного полета фантазии. Посуда может быть изготовлена из фарфора или майолики. Отличие состоит в том, что фарфор представляет собой белую глину. Он более хрупкий и тонкий. Майолика производится из красной глины и отличается большей прочностью.

Весь процесс изготовления можно условно разделить на пять этапов. К ним относятся:

Создание заготовки Подготовка к росписи и первый обжиг Контроль и отбраковка изделий Роспись Второй обжиг

Процесс заготовки представляет собой создание из глины формы под фарфор или майолику по эскизам художника. Делается такая заготовка на гончарном круге, но не руками, а специальными щипцами. После того, как форма из гипса готова, в нее заливается жидкая фарфоровая масса, которая постепенно застывает. Гипс хорошо впитывает влагу, поэтому фарфор быстро застывает.

Важной особенностью создания гжели является то, что все элементы посуды, от ручек, до рельефных узоров изготавливаются в разных формах. Это требует особой аккуратности и внимательности от мастера

Следующим этапом является подготовка к росписи. Она включает в себя шлифовку изделия и его обжиг.

Для того, чтобы рисунок ложился ровно и аккуратно, вначале каждое изделие зачищается специальным ножиком и шлифуется. Это процесс проводится вручную. Затем происходит замывание мест креплений различных частей изделия, а остальные неровности сглаживаются с помощью поролонового валика. После этого, изделие отправляют в печь на обжиг, который длится около восьми часов.

После обжига обязательно проводится контроль за качеством изделия и наличием в нем дефектов. Их выявляют с помощью раствора фуксина. Это вещество накапливается в неровностях фарфоровых изделий и приобретает ярко-красный цвет. Таким образом, становятся видны неровности или некачественные стыки в изделии. Далее, проводится удаление недостатков с помощью шлифовки валиком или замывания. В случае, когда дефект устранить не удается, изделие отправляют в брак и переплавляют.

После этого, начинается роспись. Каждый мастер отличается своей неповторимой методикой нанесения узоров и подписывает в конце свою работу. Затем, опорные части изделия обрабатывают парафином. Для этого, мастер вручную окунает посуду в ванну с горячим парафином. Затем, изделие окунают в глазурь и отправляют на второй обжиг. Он длится достаточно долго, восемнадцать часов. Именно благодаря подглазурной росписи насыщенность цвета долгое время остается прежней. Такие изделия можно мыть не только вручную, но и в посудомоечной машине.

Таким образом, каждый из этапов работы выполняется вручную. Такой труд очень кропотлив, поэтому, на заводах по производству гжели работают в основном женщины.

После обжига, изделие приобретает свой конечный вид и подлежит последующей фасовке.

Ход занятия:

1. Сюрпризный момент.

Ребята к вам в гости пришел поросенок. Рассмотрите его, какой он необычный весь в красивых узорах. Из чего он сделан? (дети предполагают (глина, керамика, после дать потрогать).Назовите какими цветами он раскрашен? (белый фон, синий, голубой). какие узоры? (цветы) Ребята это не обычный поросенок этого поросенка сделали гжельские мастера.

2. Знакомство с историей гжели, гжельской росписи.

(дети садятся на коврики перед проектором) Просмотр презентации «Голубая сказка». Вы посмотрели презентацию. О каком народном промысле вы узнали? (ответы детей)

Недалеко от Москвы на берегу реки Гжелки находится знаменитое своими мастерами село Гжель. Местность, в которой производили керамику, тоже называли Гжелью. Керамическую посуду обжигали, жгли в печах. То, что получалось, называли «жгель» или «гжель».

Сине –голубые розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые, каждый удивится.

Чудо на фарфоре-синяя купель.

Это называется просто роспись гжель.

Посмотрите, ребята, какие изделия расписывают гжельские мастера. (просмотр наглядного материала – изделия гжельских мастеров)

«Нежно-голубое чудо – сказочная гжель»– так ласково называли люди на Руси изделия из керамики: игрушки, посуду, сувениры.

Спустя некоторое время в Гжели стали производить тонкую фарфоровую посуду, а для ее росписи выбрали синий кобальт. Золотые обводки дополняли роспись. Это стало выделять гжель среди других промыслов.

Давайте вспомним. Как произошло слово «гжель»? Какие цвета используют для создания гжели? (ответы детей)

Физкультурная минутка (изобразить)

Чудо с синими цветами, голубыми лепестками,

Синими цветочками, нежными виточками.

На белом фарфоре, как на заснеженном поле.

Из под белого снежочка растут синие цветочки.

Неужели, неужели вы не слышали о Гжели.

Ребята,отгадайте загадку:

Он пыхтит, как паровоз,

Важно кверху держит нос. Пошумит, остепенится —

Пошумит, остепенится —

Пригласит чайку напиться.

(ответы детей) Молодцы, правильно, чайник.

Ребята поросенок узнал, что вы очень любите рисовать, и он вам принес раскраски гжельского чайника. А еще наш поросенок волшебник он знает заклинание, которое превратит вас в гжельских подмастерьев.

Если мы глаза закроем мы волшебный мир откроем.

Раз, два, три, четыре, пять вы художники опять.

(дети закрывают глаза. Воспитатель одевает фартук и берет художника)Теперь вы ученики, подмастерье, а я ваш гжельский мастер. Предлагаю вам научиться раскрашивать элементами гжельских узоров. (дети садятся за столы)

3. Показ элементов гжельской росписи.

Наиболее часто среди цветов гжельской росписи встречается роза, иногда её лепестки. А также такие элементы как завитки, спиральные завитки. Рисовать розу мы будем с вами приемом размывания цвета. Концом кисти обводим контур розы темно-синей краской. Затем чистой влажной кистью постепенно «размываем» цвет, в результате получается «объёмный» цветок сине-голубого цвета. (наглядный показ воспитателя с комментариями).

Когда мы рисуем концом кисти какие получаются линии? (тонкие линии- ответы детей). Этим способом вы будете рисовать спиральные завитки. Вот так (показ).

А как сделать, чтобы получилась широкая полоса? (ответы детей) широкие полосы получаются, когда рисуют боковой стороной ворса (показ).

Посмотрите, сейчас кисть прижимаю сильно, а теперь слабо. Что вы замечаете (ответы детей (если нажать сильнее на кисть, получается темный цвет. А если слабее, то светлый оттенок). А если мы прикладываем кисть плашмя получится мазок, а из них можно нарисовать цветы и листья.

4. Работа детей у доски. (один ребенок)

Ребята, кто хочет попробовать нарисовать элементы у доски.

5. Роспись чайника в стиле гжель. Продуктивная деятельность. И так теперь вы приступайте. Будьте внимательны и аккуратны. А чтобы работа ладилась, да спорилась я включу вам музыку «Гусли».

6. Выставка детских работ.

Посмотрите, какая красота получилась, какие сказочные красивые узоры и это при том что в росписи использовали всего один цвет –синий.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий