Занятие росписью в стиле «Золотая хохлома» в старших группах ДОУ

Роспись на предметах быта

Деревянная расписная посуда «под хохлому» популярна и сегодня. Это довольно стильное украшение интерьера. Кроме этого, посуда с хохломскими узорами отличается экологичностью. Спросом пользуются кухонные наборы, отдельные предметы утвари. Расписывают мебель, бытовую технику и даже автомобили. Оценили хохлому в мире высокой моды. Некоторые элементы рисунка используют для создания целой коллекции модной одежды.

Иметь в своем доме предметы, украшенные хохломской росписью – это означает ценить традиции русского народа. Хохлома способна украсить каждый дом и внести уют в семейный очаг.

Подготовка к занятию по декоративному рисованию с детьми 5–7 лет

Для выполнения работы, воспитатель готовит интересный материал о народном декоративно-прикладном искусстве, составляет композиции. После чего знакомит детей с новым материалом, рассматривая иллюстрации, стилизованные образы, а также изделия прикладного искусства. Чтобы придать занятию более весёлый характер, подбираются соответствующие мелодии.

Обратите внимание! Кроме этого, воспитатель читает детям художественную литературу, заучивает с ними стихотворения, просматривает видеоклип «Золотая хохлома»

Мотивирующее начало занятия

Основной мотив — это привлечение ребёнка к поэтапному выполнению задания, необходимо выбрать интересные, весёлые дидактические игры, например, «Составь узор на посуде» или «Обведи рисунок».

К примеру, ребятам можно предложить открыть свой художественный салон, чтобы гости смогли выбрать сувениры на память. Для начала придётся стать художниками, чтобы создать новый шедевр. Нужно сделать красивую роспись на посуде. Педагог выставляет различную посуду, в виде ложек, ваз, мисок с золотым желтым фоном.

Песни про ПДД для детей дошкольного возраста: интересные и веселые

Важно! Дети должны выбрать силуэт посуды, чтобы сделать красивый узор. Воспитатель интересуется, помнят ли они что надо делать?. Дети отвечают, что должны нарисовать завиток (изогнутую веточку)

Это самый важный элемент хохломской росписи. На нем можно изобразить все остальные элементы. Рисовать детали нужно концом тонкой кисточки, чередуя цвета. Для рисования ягод дети выбирают кисть и тычок. Далее у них появляется задача выбрать цвет. Для изображения ягод нужно подобрать красные, зеленые, черные цвета. После этого требуется провести разминочку

Дети отвечают, что должны нарисовать завиток (изогнутую веточку). Это самый важный элемент хохломской росписи. На нем можно изобразить все остальные элементы. Рисовать детали нужно концом тонкой кисточки, чередуя цвета. Для рисования ягод дети выбирают кисть и тычок. Далее у них появляется задача выбрать цвет. Для изображения ягод нужно подобрать красные, зеленые, черные цвета. После этого требуется провести разминочку.

Разминка

Физкультминутка

Если дети устали выполнять упражнение, нужно немного отдохнуть. Для выполнения разминки, ребята должны повторять движения за воспитателем:

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо — влево)

Наше чудо — дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо — влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Исследовательская деятельность

Исследовательская деятельность позволяет выявить способности ребёнка.

Обратите внимание! Педагог должен сделать анализ работы и выявить результат. Педагог говорит детям: «Какая чудесная получилась посуда — яркая, красочная, праздничная — как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома!» У каждого получился свой, неповторимый узор

Педагог говорит детям: «Какая чудесная получилась посуда — яркая, красочная, праздничная — как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома!» У каждого получился свой, неповторимый узор.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, давайте возьмёмся за руки и скажем хором: Солнце встало! Хватит спать!

Пора вставать! Здравствуйте!

Повернитесь друг к другу и скажите: «Не сердись, улыбнись!»

– Я вижу, что у вас хорошее настроение, а знаете, куда мы с вами сегодня отправляемся? В прошлое.

– Вы хотите знать, как жили люди раньше и чем занимались? (Да) Ведь раньше у них не было ни телевизоров, ни компьютеров.

– Но как же мы туда попадём? Ведь машины времени у нас нет (ответы детей). Ой, я вспомнила, а ведь у нас же есть волшебный цветок – это «цветик – семицветик».

Ну что, готовы в путь? (Да) Давайте произнесём волшебные слова:

«Лети, лети лепесток,

Через запад на восток.

Через Север, через Юг

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-моему вели:

«Мы хотим отправиться на несколько лет назад».

(Дети закрывают глаза, играет музыка. Потом звучит весёлая музыка, звуки ярмарки. Дети открывают глаза.)

– Ребята, вы слышите, что это за звуки? Так ведь это же весёлая ярмарка. Помните, я вам говорила, что на большие праздники устраивали ярмарки. На них можно было купить всевозможные товары, сладости и хорошо повеселиться, так как на ярмарке выступали бродячие артисты, устраивались различные аттракционы.

(Далее педагог обращает внимание на столы с игрушками, домашней утварью, раскрашенными разными росписями. За этими столами стоят мастера, которые продают свою продукцию.). Мастер: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, проходите на изделия посмотрите, может, что вам и понравится, может, что вам и приглянется

Мастер: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, проходите на изделия посмотрите, может, что вам и понравится, может, что вам и приглянется.

Воспитатель: Ой, посмотрите, сколько здесь красивых изделий. Различные игрушки, посуда …Вам нравится, ребята? (Ответы детей)

Воспитатель спрашивает у продавца:

-Так откуда же товар?

Мастер: (загадка)

Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелёчек, завиток.

Здесь хозяева три цвета:

Чёрный, красный, золотой.

Как зовут товар такой?

Дети: Хохлома!

Воспитатель: Как вы догадались? (ответы детей по содержанию загадки). А посуда хороша, так и радуется душа!

Воспитатель: А что же это за игрушки?

Мастер: Веселая белая глина

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы,

А ну, назови-ка меня!

Дети: Это Дымковские игрушки.

Воспитатель: А из чего они сделаны? (Из глины.)

– Ребята, как вы думаете, что же общего у всех этих изделий? (Ответы детей.)

Воспитатель обобщает ответы детей.

– Все эти изделия очень красивые, они сделаны мастерами из разных материалов. Роспись этих изделий отражает красоту родного края. Если посмотреть на дымковские игрушки можно представить заснеженные сугробы, по которым идут барышни с румянцем на щеках, в яркой одежде.Мастера-художники также используют различные элементы природы: ягоды, листья, стебельки, цветы. В этом и проявляется мастерство художника, его наблюдательность. Да, очень сложная работа у мастеров.

Воспитатель: Здесь очень красиво и весело, но нам пора возвращаться. Давайте попрощаемся с мастером и в путь.

Мастер: Ребята, вы мне очень понравились, но с Ярмарки не уходят с пустыми руками, я вам предлагаю свои заготовки ложек, в память о нашей встрече. И вы сами можете их расписать и побывать в роли мастеров – художников.

Дети прощаются, берут заготовки ложек и с помощью волшебного цветка возвращаются назад в детский сад.

(Дети проходят за столы)

Воспитатель: Сегодня мы с вами мастера-художники по росписи ложек. Нужно постараться выполнить свою работу красиво, аккуратно. У каждого из вас плоскостная форма ложки. Деревянные ложки украшают хохломской росписью.Посмотрите на образцы и скажите: как нужно располагать узор на ложке? (Внутри и снаружи ложки рисуем одинаковые узоры, на конце и по краям проводим одним цветом кайму.)

– Ложку мы будем расписывать хохломским элементом «рябинка». Какой формы, цвета ягоды рябины? (Ответы детей.)

– А на каком уже знакомом элементе надо рисовать рябинку? (Завиток.)

– Какие ещё знакомые элементы можно использовать? (Листья.) Дети вспоминают, как рисуется лист рябины – рисуется одним примакиванием.

– А теперь можно приступить к работе:

Чтоб начать нам рисовать

Нужно пальчики размять.

(Пальчиковая гимнастика.)

Звучит тихая музыка, дети рисуют.

Роспись хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша хохлома.

Анализ работ:

– Насколько аккуратно и красиво выполнена работа?

– Как расположен узор?

– Какое использовано сочетание красок?

– Какие элементы росписи использованы в работе?

Ход занятия:

Дети сидят в зале на стульчиках. Вбегают трое детей в костюмах скоморохов, танцуют под музыку и приглашают всех гостей – детей и взрослых – на весёлую ярмарку.

Скоморох: Солнце яркое встаёт

Спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары:

Продаются самовары,

Чаши, вазы, ложки, кружки.

Покупают люди сушки

И отличные игрушки.

Воспитатель: Ребята, хотите побывать на ярмарке?

Для этого надо подойти ко мне, закрыть глаза и посчитать до трёх.

(Считаем вместе)

Вот мы с вами и попали на удивительную красивую ярмарку и веселые скоморохи с нами. Посмотрите, какие здесь яркие красивые изделия.Как будто солнышко заглянуло к нам в окошко: вьются травы, расцвели самые необыкновенные цветы,поспели вкусные ягоды: и малина, и клубника, и смородина – сами так и просятся в рот (рассматриваем изделия) Вся посуда украшена, расписана узорами.

– Как называются эти узоры? (Посуда украшена хохломской росписью)

– Какие основные элементы хохломской росписи (Завиток, ягоды, цветы, листья)

– Дети, а хотите Вы сами расписать хохломские изделия? А потом продать их на ярмарке? А покупателями будут наши гости

На ярмарке работает мастерская. Мы как настоящие художники будем расписывать хохломские изделия (тарелки и блюдца, сделанные из солёного теста, покрашены в жёлтый цвет). Выберите любое изделие, которое Вам понравится и подумайте, каким узором будете украшать это изделие, какими красками.

Дети выбирают заготовки, приступают к работе.

Воспитатель: дает рекомендации, делает показ.

Работу лучше начинать с завитка. Вьется стебель завиток за завитком, потом нарисуем крупные цветы, ягоды, листья, затем оживим мелкими травинками. Завиток рисуем концом кисти, листья, цветы-примакиванием, ягоды – тычком. Воды брать поменьше на кисть, подольше прорабатываем краску, чтоб она была сочной. Как я вас учила – краску на кисть набираем мазками – гладим красочку, чтоб кисть не лохматилась.

Воспитатель проводит индивидуальную работу.

Детям, которые заканчивают работу предложить подумать, как они будут расхваливать свое изделие.

АНАЛИЗ РАБОТ: Все разрисованные изделия разложить на подносе для продажи.

Воспитатель: Посмотрите, сколько красивых ваз, чаш и другой хохломской посуды Вы разрисовали. У каждого свой неповторимый узор.

За окном всего лишь ранняя весна

Снег еще не растаял, дует холодный ветер

А Солнечная хохлома

Напоминает нам о лете.

Дети исполняют частушки:

1. Хохлома, хохлома

Наше чудо дивное

Мы рисуем хохлому

Красоту невиданную.

2. Рисовали травку

Солнечною краской

А цветы – огоньки

Красной краской от зари.

3. Сколько здесь прекрасных чаш

Это вам подарок наш!

4. Ой Вы гости дорогие!

У нас ложки расписные

Расписали их, старались

Подарить вам собирались!

Дети дарят свои работы гостям.

Коробейник: А вам дети, за ваши золотые руки, сюрприз!

Коробейник угощает детей сушками.

Коробейник: Пришло время расставаться

Так давайте на прощанье

Балалаечку возьмём

Вместе все ей подпоём!

Дети вместе исполняют:

Хохлома, хохлома

Наше чудо дивное.

Мы рисуем хохлому

Красоту невиданную.

Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!

Содержится в разделах:

Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество 1966

Включает в себя разделы:

  • Хохлома, проекты, планы 37
  • Хохлома. Конспекты занятий 383
  • Хохлома. Лепка, занятия с пластилином 12
  • Хохлома. Рисование, роспись 255

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа

Показаны публикации 1-10 из 623. Все разделы | Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью

Новое

Фото

Лучшее

Фотоотчёт об открытом занятии по аппликации во второй младшей группе на тему «Хохломские тарелочки»


Уважаемые коллеги, на этот раз вашему вниманию представляю фото образовательной деятельности по нетрадиционной аппликации во второй младшей группе на тему «Хохломские тарелочки«. Данное занятие я проводила в конце учебного года и ему предшествовала немаленькая предварительная…

Конспект НОД по аппликации во второй младшей группе «Хохломские тарелочки» Конспект НОД по аппликации во второй младшей группе на тему: «Хохломские тарелочки»

Цель: выполнить узор для тарелочки с использованием элементов хох-ломскойросписи Задачи: Обучающие: продолжать учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на…

Материалы для росписи и этапы подготовки к росписи

Деревянные основы для росписи называют «бельем». Для изготовления предметов из дерева необходима не только краска разных оттенков, но и специальная очищенная глина (вапа), которая выполняет роль грунтовки. Также необходима олифа (льняное масло), от правильного нанесения которой зависит прочность нанесения узора.

Следующий этап называется лужение, которое выполняют алюминиевым порошком. Его интенсивно втирают в изделие, после чего предметы приобретают блеск и готовы к дальнейшей росписи. Краски, которые используют мастера в работе только масляные, а кисточки для нанесения узора преимущественно беличьи.

Поэтапное выполнение работ на тему «Декоративное рисование в стиле золотая хохлома»

Для поэтапного выполнения работы происходит вовлечение детей в процесс открытия новых знаний.

  1. Кисть нужно держать тремя пальцами почти вертикально.
  2. Изначально ребенок должен изобразить изогнутую ветвь.
  3. Затем нужно нарисовать листочки и ягодки.
  4. Потом рисуется трава и завитки.
  5. Следует помнить о нанесении черного фона.
  6. В конце проводится легкая гимнастика для рук.

Схема конспекта занятия по декоративной росписи в старшей группе детского сада

Схема конспекта выглядит следующим образом:

  • Образовательная цель.
  • Задачи.
  • Новый способ действия.
  • Какие понятия, знания необходимо актуализировать.
  • Прчина затруднения выполнения работы.
  • Цель деятельности детей по преодолению затруднения.
  • Создание всевозможных условий для реализации своих действий.
  • Разминка.
  • Сопровождение музыкальными композициями.
  • Анализ работы.

Конечный результат

Разновидности хохломы

Известно несколько видов росписи в стиле хохломы. Они отличаются способом нанесения и изображением на деревянных предметах. По типу нанесения хохлому делят на следующие виды:

  • фоновый – рисунок выполнен на однотонном основном фоне, а орнамент выполняется золотой краской;
  • верховий – нанесение рисунка на уже готовое поле.

Техника имеет различные способы росписи. Наиболее сложная методика – нанесение росписи под фон. Изначально на заготовку из дерева наносят контуры узора, а затем начинают закрашивать некоторые части черным или красным фоновым цветом. После нанесения фонового слоя приступают к выполнению узоров и других сложных деталей.

«Пряник»

Самый простой способ называется «Пряник». В центре изделия представлено изображение геометрической фигуры, например, ромба или квадрата. Внутри ее дополняют солнцем, вьющимися растениями, разнотравьем.

«Травка»

«Травка», или травяная роспись, наносится отрывистыми мазками. Крупными мазками выполняют листья, более мелкими – травинки или капельки росы. Такой элемент верховой росписи позволяет заполнять всю поверхность изделия ажурным рисунком. Это один из наиболее сложных видов, который требует от мастера терпения и особого внимания.

«Ягодка»

Очень напоминает «Травку» еще одна техника под названием «Ягодка». Однако стиль выглядит богаче и более декоративнее предыдущего. В его основе переплетение из крупных ягод и разнотравья. Как правило, мастера изображают землянику, крыжовник, виноград, а из цветов — ромашку и колокольчик.

«Кудрины»

Для «Кудрины» характерна некая витиеватость растительных узоров. При этом орнамент выполняют золотой краской. Особенность нанесения — в работе очень тонкой кисточкой.

Занятие по декоративному рисованию на тему «Золотая хохлома»

В ходе проведения занятия, дети в старшей группе знакомятся с содержанием материала, технологией изготовления, узорами, элементами декора, а также колоритом. Для успешного проведения урока, проводится беседа о традиционных промыслах. Рассматриваются предметы с хохломской росписью.

Занятие в детском саду по декоративному рисованию

Цели занятия

Основная цель данного урока — это развить интерес дошкольника к народному декоративному искусству. Художественное творчество ребёнка должно проявиться через декоративное рисование. При создании нового шедевра, дети смогут использовать специфику по рисованию «золотой хохломы» в старшей группе.

Приемы декоративного рисования

Воспитатель учит дошкольников рисовать узоры при помощи кончиков кистей, всей кисточкой. Они начинают свободно двигать данным средством по разным направлениям.

Как нужно подготовить детей к занятию

Подведение итогов

Завершающий этап плодотворной работы по НОД — это проведение итоговой диагностики, сравнение результатов работы, выявление уровня развития дошкольников. Оценивая результат, педагог вносит в работу необходимые изменения.

Проводя данную работу систематически, ребята обретают определенные знания, умения, навыки. Осваивая технические навыки в рисовании, лепке, аппликации у детей развивается устойчивый интерес к различному творчеству. Обогащается содержательная деятельность, развивается игровой замысел.

Результат итоговой диагностики показал что, дети приобрели не только определенные знания, но и научились, используя полученный багаж знаний, творчески подходить к выполнению своих работ.

Обратите внимание! Плодотворная работа должна доставить дошкольникам много радости и удовлетворения, воспитывать желание творить, чтобы они смогли создавать собственные изделия. Каждый воспитатель должен создать благоприятную атмосферу, чтобы вызвать интерес ребёнка к художественной деятельности

Это можно сделать при помощи дидактических игр, музыкальных произведений

Каждый воспитатель должен создать благоприятную атмосферу, чтобы вызвать интерес ребёнка к художественной деятельности. Это можно сделать при помощи дидактических игр, музыкальных произведений.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий