Занятия в старшей группе ДОУ по росписи кувшинчиков

Конспект занятия по рисованию в старшей группе.

Цель: познакомить детей с гончарным искусством (керамика)

Образовательные задачи:

  1. Учить детей расписывать кувшинчик из знакомых элементов, характерные для росписи керамики: полоски, волнистые линии, точки, завитки, цветы;
  2. Закрепить приемы рисования, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, проводить линии слева направо и умение рисовать кончиком кисти.

Развивающие задачи:

Развивать эстетическое восприятие.

Воспитательные задачи.

Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.

Словарная работа. керамика, гончар.

Материал и оборудование: образец, готовые шаблонные рисунки кувшинчиков (силуэты), краски, кисточки, вода, салфетки.

Предварительная работа: беседы, рассматривание картин о керамике, рассказ воспитателя.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Они хотят посмотреть как мы занимаемся. Вначале давайте вспомним и назовем правила поведения. А проведем мы с вами занятие рисование красками. А что мы будем рисовать, вы должны догадаться сами. Вот послушайте. Это изделие изготавливается из глины. Его ставят на стол, когда в дом приглашают гостей. Обычно в него наливают минеральную воду или сок. Как вы думаете, что это может быть? Да, ребята – это кувшинчик. (Вносится кувшинчик) И разговор у нас будет о посуде, а точнее о гончарной посуде, которую мастер гончар изготавливал из глины, а потом сушил в печи и наносил красивый узор. Это гончарное искусство называется керамика. ( Повторите). Скажите, пожалуйста, кто же такой гончар? (Да, это тот, кто изготавливает посуду из глины) А что такое керамика? Вот и мы сегодня на занятие будем составлять узор на силуэте кувшинчика. (Вносится образец)

Посмотрите, какой узор я нарисовала на кувшинчике. Из каких элементов он состоит? И где они расположены? (Ответы детей)

А сейчас давайте вспомним приемы рисования широких полосок и волнистых линий. А как нужно рисовать лепестки цветка? (Ответы детей) Да, их надо рисовать, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге и поворачивая кисточку по кругу. Кто хочет показать, как это нужно делать? (Выходят к доске) Хорошо, ребята. А сейчас скажите, как правильно пользоваться красками? (Ответы детей) Но прежде чем приступить к работе проведем физкультминутку.

Сейчас мы будем рисовать, Трудно будет не устать, Мы немножко отдохнем. Рисовать сейчас начнем.

А сейчас сядьте удобно и начнем работу. С чего начнем работу? Где нарисуем полоски и волнистые линии? (Ответы детей) (Во время самостоятельной работы держу в поле зрения всех детей, слежу за осанкой, советую затрудняющимся обращаться за помощью к другим детям) Итог занятия. (Выставляю несколько работ детей на доску) Ребята, вот эти работы я считаю, получились очень удачными. Как вы думаете, почему? Чем они отличаются от других работ? Что в них особенного? (Ответы детей) А вот эти работы вам понравились? (Выставляю остальные работы. Ответы детей) Сегодня на занятии вы все очень старались и поэтому все кувшинчики получились красивыми и аккуратными. Молодцы, ребята!

Конспект занятия «Роспись кувшинчиков»: рисование, старшая группа

В.: У всех у вас есть дома посуда, здесь в детсаду вы тоже кушаете из посуды. А из чего сделана она?

Д.: Из стекла, из пластика.

В.: А какая еще бывает посуда?

Д.: Из дерева, глины, фарфора.

В.: Да, давно на Руси начали делать посуду из глины и дерева. Со временем форма посуды менялась, ее чем-то украшали. И появились мастера, которые расписывали посуду разными красками.

В одной деревне Нижегородской губернии иконописцы начали расписывать посуду красками. Краски у них были яркие: желтые и красные. И от их живописи и пошла роспись под названием хохлома.

Со временем купцы стали возить их изделия на ярмарки, и все на Руси и за границей узнали, что есть такая красочная посуда.

Хохлома

А в другом уезде в Гжельской волости немного позже построили заводы по производству фарфора. Эту посуду стали расписывать по моде голландских изразцов в бело-синие цвета. И эта посуда тоже всем пришлась по душе. На ней изображались сюжеты из сказок, красивые зимние узоры.

Далее воспитатель может зачитать стихи и загадки про эти виды росписи, а дети должны их отгадать.

После этого открывается закрытая до этого выставка посуды (или открываются картинки на доске с разной посудой).

В.: Сегодня у нас целая выставка посуды. Давайте посмотрим на нее и выберем, какой из предметов к какому стилю относится.

Обратите внимание! Можно сделать два стола, разделить детей на команды, чтобы они рассортировали посуду по видам росписи. Ученики по очереди показывают, какая посуда как называется, рассказывают, почему они так решили, что именно изображено на предметах

Ученики по очереди показывают, какая посуда как называется, рассказывают, почему они так решили, что именно изображено на предметах.

Гжель

Стоит обращать внимание учеников на разницу в цвете и техники росписи. На примере можно показать, как нужно наносить краску, чтобы получить разные оттенки, рисуя одним цветом, рассказать, как завитки пересекаются в каких узорах, какие ягоды и цветы используются для рисунков, продемонстрировать, что ягоды и в синем цвете могут выглядеть очень красиво и привлекательно

Обязательно стоит обратить внимание, что зеленый цвет используется в небольших количествах. Показать, что фон у одной из техник всегда желтый, а у другой — белый.

В.: А теперь давайте попробуем себя в роли мастеров по росписи посуды. Возьмите каждый по кувшину, и начнем из разрисовывать по трафарету. Сначала мы нарисуем центральный лепесток, потом по краям добавим маленькие лепестки. На кувшинчиках в хохломском стиле не забываем про золотой фон на рисунке. Используем кружочки, линии, точки, розочки, прямые и волнистые линии, толстые и тонкие полосы.

К сведению! Далее дети самостоятельно разрисовывают кувшинчики. За образец можно взять любой предмет с выставки посуды. Каждый воспитанник рисует сам в выбранной им технике.

Важно! Стоит обратить внимание каждого на цвете выбранного стиля росписи и напомнить про преобладающие в каждой технике оттенки: синий или красный с желтым

Сравнение стилей

Кроме этого, воспитатель должен помнить, что на золотом фоне листочки всегда зеленого цвета, а ягоды красные. Цвет можно регулировать водой. Учитель должен показать, как регулировать яркость синей краски на белом фоне.

Обратите внимание! Каждому ребенку нужно показать, как нажимом кисти можно регулировать яркость цветов, каким образом одной кистью наносить тонкие и толстые линии. Можно предложить ватные палочки для нанесения красивых пушистых кружков

Обязательно проконтролировать, что каждый ученик понял разницу в техниках.

После того как все ребята закончили работу, нужно развесить их картинки в группе, чтобы родители вечером посмотрели, какие красивые кувшинчики у них получились.

Вот так, легко и интересно можно провести очередной урок рисования. Дети по достоинству отметят старания воспитателя, а родители воспитанников — своих малышей.

Ход занятия:

В.: Здравствуйте, ребята!

Есть в Подмосковье такое местечко –

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра сильней,

Расцветает гжель васильковая,

Незабудковая гжель!

Такими волшебными стихами мне хочется начать наше занятие.

С какой росписью мы сегодня будем продолжать знакомиться?

Д.: С гжельской росписью.

В.: Правильно ребята. В одной деревушке с названием Гжель, которая находится недалеко от Москвы, живут мастера, которые делают удивительную посуду с небесными узорами. Они делают её из особой глины, найденной в этих местах, которая при обжиге становится белой, даже в самом названии этой деревушки слышится слово «жечь».

В.: Какой цвет используют гжельские мастера?

Д.: Синий и голубой цвет.

В.: Какие элементы росписи используют гжельские мастера?

Д.: Капельки, сеточки, полоски, волнистые дуги, цветы.

В.: Какие изделия изготавливают гжельские мастера?

Д.: Чайники, тарелки, чашки, блюдца, игрушки.

(показ видеоряда с помощью планшета – чайники, тарелки, блюдца, игрушки, сувениры, яйца расписанные гжельской росписью (акцент делаю на расписанные гжелью яйца).

В.: Ребята, какой православный праздник приближается?

Д.: Праздник Светлой Пасхи.

В.: Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главный праздник православных христиан. Какие символы Пасхи вы знаете?

Д.: Куличи, пасхи, окрашенные яйца!

В.: Правильно ребята, а знаете ли вы, что яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета — это была крапанка. Еще были писанки — яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. Сейчас мы с вами раскрасим яйца гжельскими узорами.

Начинаем работать, рисовать. Вы можете выполнить узор из решетки, ломаных линий или волнистых, поставить точки, в середине нарисовать гжельскую розу. Не спешите прорисовывать ломаные и волнистые линии, они должны просохнуть.

Ребята, как только проведёте горизонтальные и вертикальные линии, положите кисточки. Наши рисунки должны немного просохнуть. А мы с вами встанем и отдохнём.

Наши синие цветы – ладони соединить лодочкой перед собой

Распускают лепестки – по очереди, начиная с большого пальца, развести пальцы в стороны.

Ветерок чуть дышит –подуть на руки: «цветки»

Лепестки колышет – руки колышутся над головой: вправо, влево и соединяются в ладони.

Наши синие цветки – по очереди сложить пальцы, соединить ладони лодочкой.

Закрывают лепестки – покачать ладонями

Головой качают – вправо, влево

Тихо засыпают – ладошки под голову

Повтор 2 раза.

В.: садимся и продолжаем рисовать, спинки прямые. Что мы будем рисовать? И как?

Дети: Ломаные линии и волнистые, гжельскую розу, листики.

Воспитатель: Кто закончил рисовать, приведите свой стол в порядок. Беру готовые яйца, выставляю на доску.

Воспитатель: Какую роспись мы изображали на полоске?

Дети: гжельскую роспись.

Воспитатель: Каким цветом пользовались?

Дети: синим, голубым.

В.: Какие рисунки понравились и почему?

Д.: аккуратно и чисто выполнены, правильно проведены линии.

В.: В каких работах использовались ломаные линии.

Д.: показывают.

В.: во всех ли работах соблюдается чередование и ритм толстых и тонких линий? Укажите.

Д.: показывают.

В.: во всех ли работах заметен голубой цвет? Что нужно было сделать, чтобы получить такой цвет?

Д.: во всех. В синий цвет нужно было добавить гуашь белого цвета.

В.: Символ какого праздника сегодня рисовали?

Д.: Раскрашивали яйца гжельской росписью, символ праздника Пасхи.

В.: Разрисованные яйца подсохли, ребята наклейте их на лист голубой или синей бумаги А4 формата.

На синем фоне наши яйца-писанки стали еще более яркие и волшебные.

Гжель. Рисование – Мастер-класс по росписи подсвечника по мотивам гжельской росписи

Публикация «Мастер-класс по росписи подсвечника по мотивам гжельской…»
Для работы нам понадобятся следующие материалы: краски – гуашь, 2 кисти разной толщины, стакан для воды – непроливайка, быстросохнущий бесцветный лак и кисть для лака. Представляю вам мастер-класс по росписи подсвечника по мотивам гжельской росписи: 1. Зачистить подсвечник…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Гжель»
«Сказочная Гжель» для детей старшей группы Цель: Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством «Гжель», способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту. Формировать практические умения и навыки рисования…

Технологическая карта НОД по рисованию «Знакомство с искусством гжельской росписи» (подготовительная группа)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НОД Рисование Тема: «Знакомство с искусством гжельской росписи» Автор-разработчик: Мангеровская Е.О, воспитатель ГБДОУ детского сада № 71 Приморского района Санкт-Петербурга Возрастная адресованность: подготовительная группа детского сада. Длительность…

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Гжель — сказочная роспись»
Цели: – проверить и закрепить знания, умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам гжельской росписи, передавая её характерные особенности; – продолжать совершенствовать технику выполнения гжельского узора; – закреплять знания детей о процессе изготовления гжельских изделий и…

Гжель. Рисование – Мастер-класс по рисованию «Птица в технике «гжель»

Фотоотчет занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Гжельская роспись»
Сегодня мы знакомились с красотой и своеобразием гжельской росписи. Рассмотрев изделия гжельских мастеров, мы решили с детками создать свои неповторимые гжелевские тарелочки. Посмотрите, всего несколько, еще неумелых штрихов кистью начинающих “художников”, а уже у каждого…

Непосредственно-образовательная деятельность по декоративно-прикладному рисованию на тему «Гжель»
Художественная деятельность. Тема: Гжель. Сказочная гжель. Задачи: 1.Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством «Гжель», способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. 2.Стимулировать стремление своими руками создавать красоту, при этом использовать…

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Знакомство с гжельской росписью»
Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему: «Знакомство с гжельской росписью» составила педагог Сизова В. Ж. Программные задачи. Образовательная: познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине – голубой гамме; формировать умение передавать элементы росписи….

Страницы:

Ход занятия:

Край фарфорового чуда,

А кругом него леса …

Синеглазая посуда –

Вазы, чайники и блюда

Ярко светится оттуда,

Как родные небеса!

Вот с этого красивого, нежного стихотворения я и хочу начать наше занятие.

И так. В некотором царстве, в Российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель.

Давным – давно жили – были там смелые да умелые, весёлые да красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство своё показать, всех людей порадовать да край свой прославить. Думали – думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую – белую, решили лепить из неё

посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один чайник слепил, другой мастер посмотрел и не стал лепить чайник, а слепил кувшинчик, а третий блюдо. Каждый мастер стал лепить свою посуду, и не было ни одного изделия похожего на другое. Но не только лепниной украшали Гжельские мастера свои изделия, расписывали посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получалась роспись. Полюбилась людям красивая посуда и стали называть её «нежно –голубое чудо». На весь мир прославили мастера свой любимый край, всем поведали какие умелые мастера живут на Руси.

Сегодня мы с вами побываем на выставке Гжельской керамики.

Посмотрите и скажите, пожалуйста, какие же предметы расписывали Гжельские мастера? А какие элементы росписи они использовали украшая свои изделия? (цветы, траву, листья, завитки, ветки). А какие основные цвета используют мастера в своих изделиях?

А сейчас я хочу предложить вам стать Гжельскими мастерами.

Давайте мы все сядем за свои столы. А расписывать мы будем кувшин. Посмотрите, как расписала кувшин я. Какие элементы использованы в росписи чайника? А теперь я вам покажу в какой последовательности рисовать эти элементы. Начнём рисовать с цветка трилистника. Закрашиваем лепесток по краю слева на право слитными линиями без просветов. Работаем голубой краской. А теперь пусть цветок подсыхает, а мы нарисуем концом кисти ветку, травку, завитки, по верхнему и нижнему краю. Вы это знаете, и я показывать не буду. Мы работаем такими красками как настоящие мастера. Для этого нужно взять концом кисти тёмно – синей краски и провести по краю цветка тонкой линией.

Самостоятельная работа детей выполняется под звучание русских инструментов.

Воспитатель проводит индивидуальную работу. По окончанию работы дети организуют выставку своих работ и анализируют их.

Вот такие кувшинчики получились у детей.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий