Структура индивидуального логопедического занятия
1. Статичные и динамичные артикуляционные упражнения:
- упражнения по тренировке губ;
- упражнение по тренировке нижней челюсти;
- упражнения для тренировки языка.
2. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов.
3. Упражнения по развитию речевого дыхания.
4. Упражнения по развитию мимической выразительности.
5. Упражнения по формированию речевого голоса.
6. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи.
7. Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия.
8. Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения в речи ребенка.
9. Коррекция нарушения слоговой структуры слова.
10. Формирование лексико-грамматических представлений.
11. Обучение элементам грамоты.
12. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.
13. Коррекция нарушений чтения и письма (дисграфия, дислексия, дизорфография) у школьников.
Структура логопедического занятия по дифференциации звуков
1. Оргмомент с элементами психотерапии.
2. Артикуляционная гимнастика – планируются только самые основные упражнения – моделирующие главные артикуляционные движения того и другого звука.
3. Объявления темы занятия.
4. Проговаривание изолированно звуков, которые отличаются (хоровое, индивидуальное и др.).
5. Анализ артикуляции звуков по алгоритму с выделением общих и различных моментов артикуляции.
6. Характеристика звуков.
7. Связь звуков с буквами.
8. Развитие фонематического слуха.
9. Дифференциация звуков в слогах.
10. Чтение слогов по таблице или повторение за логопедом, графический анализ слогов.
11. Дифференциация звука в предложении, анализ предложения с графической записью и выделение слов, содержащих изучаемые звуки, выделение самих звуков.
12. Дифференциация звука в тексте.
13. Домашнее задание.
14. Итог занятия.
Логопедические сказки и скороговорки
Четкое произношение звуков тесно связано с постановкой хорошей дикции. У многих детей старшего дошкольного возраста наблюдается проблема с дикцией. Речь часто смазанная и неясная. Причина этому — вялые движения губами, неэнергичное движения языком. Нижняя челюсть малоподвижна. Из-за того, что рот недостаточно открывается — гласные звучат нечетко.
Все эти дефекты речедвигательного аппарата можно исправить с помощью игр на звукосочетание. Проще это сделать у детей младшего возраста. У дошкольников с малоподвижными губами, процесс приучения проходит значительно сложнее. Логопед, показывая как нужно произносить звуки, делает четкие движения ртом и слегка протягивает гласные.
Логопедические скороговорки для детей 6-7 лет
Для улучшения дикции используют скороговорки. Сначала новая скороговорка произносится медленно, четко, с выделением значимых звуков. Логопед должен прочитать ее несколько раз, тихо, ритмично, без резких перепадов интонации. Затем ребенок должен сам попробовать повторить скороговорку. Сначала медленно и четко, а со временем ускорять темп.
Чтобы детям было интересней запоминать скороговорки — они должны быть смешными и забавными. Вот несколько примеров на проработку самых проблемных звуков:
Логопедические скороговорки
Для детей 5-6 лет тоже можно использовать скороговорки как метод исправления дикции.
Примеры скороговорок, для коррекции произношения конкретных звуков можно найти в работах Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Жуковой Н. С., Куликовской Т. А.
Чем интересней и понятней будет скороговорка, тем лучше и быстрее малыш ее запомнит. Родители могут самостоятельно проговаривать с ребенком скороговорки по дороге в сад. 5-7 минут в день в итоге дадут заметный результат.
Логопедические сказки для развития речи
Все дети любят сказки. Через сказки они познают мир, различие добра и зла. С помощью сказок развивается воображение и пробуждаются эмоции. Логосказки — еще один занимательный метод работы с детьми с ОНД и коррекции различных речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Благодаря такому подходу, дети воспринимают обучение как игру, они лучше усваивают информацию.
Важно! Дети развиваются эмоционально, благодаря общению со сказкой, повышается развитие детской речи в монологах и диалогах. Помимо этого дети приобщаются к красоте художественного слова, создается здоровая образовательная атмосфера
Логопедическое занятие в форме сказки можно провести в несколько этапов:
- Осмысливается сюжет сказки. Дети узнают новые выражения и речевые повороты. По интонации должны догадаться о настроении героев сказки. Происходит развитие артикуляционного аппарата благодаря интонированию голосам героев, использованию звукоподражательных слов, голосов животных.
- Обучение детей управлению эмоциями с помощью словесных описаний. Дети пересказывают понравившиеся эпизоды. Описывают свое отношение к тем или иным событиям в сказке. Логопед в это время следит за полнотой и правильностью предложений.
- Логопед предлагает детям разыграть эпизод из сказки. Целью такого задания является обучение словесной импровизации, передаче аффективного состояния мимикой и словами.
Логопедические сказки преподаватель-логопед может обыгрывать на уроках самостоятельно. А можно брать готовые. Целая серия логосказок есть у Савченко С. Ф. и Петровой Е. А. Например сказка «Теремок» является прекрасным пособием для детей, с нарушениями речи и интеллектуального развития разной степени.
В форме сказки можно также проводить артикуляционную гимнастику. В интернете очень много сказок о язычке, вот пример одной из них:
Сказка о язычке
Во время занятий по материалам сказок отрабатываются упражнения на развитие голоса, внимания, речевого дыхания. Для большей наглядности используются игрушки, картинки, костюмы. После проведения занятия дети могут нарисовать рисунок на тему только что проработанной логосказки. Детям также можно предложить рассказать сказку дома родителям.
Структура логопедического занятия при ринолалии
1. Оргмомент.
2. Нормализация моторики нижней челюсти.
3. Массаж твёрдого и мягкого нёба.
4. Гимнастика для мышц мягкого нёба и мышц задней стенки глотки.
5. Массаж лица.
6. Массаж губы (после хейлопластики).
7. Мимическая гимнастика.
8. Артикуляционная гимнастика: для губ, для языка с целью распластать язык, продвинуть вперёд, чтобы он был широким.
9. Дыхательная гимнастика.
10. Работа над голосом.
11. Объявление темы.
12. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).
13. Развитие лексико-грамматической стороны речи.
14. Домашнее задание.
15. Итог логопедического занятия.
Самостоятельный анализ логопедического занятия в ДОУ
Самоанализ занятий по логопедии является важным элементом в деятельности педагога. Это основной способ повышения квалификации. Качество самоанализа зависит от критического отношения логопеда к своим занятиям, от привычки к рефлексии своих действий.
Критерии и оценки занятий по логопедии
Проводя самоанализ логопедического занятия в школе или детском саду, логопед должен ответить себе на такие вопросы:
- Какова мотивация отбора материала для конкретного занятия
- Дать характеристику группы в целом
- Совпадают ли цели занятия с намеченным планом
- Какова психологическая оценка заданий, которые дети выполняли на занятии
- Какова педагогическая выполненных упражнений
- Охарактеризовать свою общую удовлетворенность занятием
- Оценить результаты и наметить меры по устранению недоработок
Важно! Самооценка является условием творческой работы преподавателя-логопеда. В проведении самоанализа поможет технологическая карта самоанализа логопедического занятия
Самоанализ логопедического занятия в детском саду образец
Как измерить результативность занятия по логопедии
Результативность занятий с логопедом можно оценить с трех позиций:
С позиции обучения.
Анализируется полнота и качество усвоенного материала, умение применить знания на практике. Рассматривается насколько осознанно ребенок усвоил материал. Важным аспектом является дисциплина.
С позиции воспитания и развития.
Проводится оценка личного развития обучающегося, умения оценивать свои и чужие поступки, оценка самостоятельности. Анализируется помощь педагога в развитии творческих способностей ребенка, социальной адаптации, нравственных устоев.
С позиции психологической защищенности в течении занятия.
Оценивается активность ребенка на занятиях, отсутствие негативных эмоций, чувства того, что он тут не по своей воле, отсутствие нервно-эмоциональной напряженности на уроке.
Развитие детской речи — одна из главных целей обучения детей дошкольного возраста. Самые быстрые и хорошие результаты можно получить благодаря совместной работе логопеда, воспитателя и родителей. Занятия в логопедических группах, проработка домашнего задания дома, дополнительные онлайн уроки могут существенно ускорить исправление дефектов речи. Четкая речь — залог хороших отношений со сверстниками.
Логопедические занятия – Конспект подгруппового логопедического занятия «Звук [г] и буква Г»
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия «Звук и буква…»
Ход занятия. I. Организационный момент. Логопед. Сядет тот, кто мне скажет, какой первый звук в словах: дом, ком, том , пол , кот , тыл, лом, мак, сом, нос, сок, ток, кол Сообщение темы. На доске висят картинки со звуком Логопед: Посмотрите внимательно. Что изображено на…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Логопедическое занятие по развитию связной речи «Животные Африки»
Цель: развитие связной речи Задачи: • Коррекционно-обучающие: активизировать словарь детей по теме “Животные Африки”; учить образовывать сложные существительные из двух основ; учить составлять рассказы о животных по графическому плану-схеме; учить высказывать свою мысль….
Конспект игры по «Геокешингу» в старшей логопедической группе «Путешествие в страну Здоровейкино»
Конспект игры по “Геокешингу” в старшей логопедической группе. Тема: “Путешествие в страну Здоровейкино!” Цель: сформировать у детей представление о здоровом образе жизни; закрепить основные составляющие здоровья, вызвать желание заниматься физической культурой. Задания помогают…
Игры-эксперименты на логопедических занятиях
Один из основополагающих принципов ФГОС дошкольного образования – формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Именно через познание осуществляется развитие детей в дошкольном возрасте. Малыши — очень любознательный…
Логопедические занятия – Конспект логопедического занятия на лексическую тему «Игрушки»
Статья «Конспект логопедического занятия на лексическую тему…»
Лексическая тема «Игрушки». Звуки , , , Занятие 1 Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение представлений об игрушках, их назначении, деталях и частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны. Уточ¬нение и активизация словаря по…
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков -»
Цель: уточнение и сравнение артикуляции и звучание звуков . Задачи: Образовательные: выделение звуков С,Ш из начала и середины слова, Коррекционно-развивающие: развитие навыков фонематического анализа и синтеза слов со звуками , развитие фонематического восприятия,…
Конспект открытого урока в рамках акции по профилактике ДТТ «Внимание — дети!» в подготовительной логопедической группе
Цель: Обобщить знания детей о правилах дорожного движения. Задачи: Закрепить знания детей о видах транспорта
Закрепить правила пользования общественным транспортом. Закрепить знания детей о сигналах светофора. Закрепить умение различать и понимать значение некоторых дорожных…
Автоматизация звука . Для домашних логопедических работ. Занятие 10
Занятие 10. Упражнение «Измени предложение» Я повесил светлые занавески. Ты повесил светлые занавески. Он повесил светлые занавески. Она повесила светлые занавески. Они повесили светлые занавески. Мы повесели светлые занавески. Вы повесели светлые занавески. Я вижу весь…
Логопедические занятия – перейти на главную страницу рубрики.
Страницы:
3 …
Как подготовить и провести открытое логопедическое занятие в ДОУ
Открытое занятие отличается от обычного тем, что разрабатывается и проводится по специально заготовленной форме организации, где педагог может продемонстрировать коллегам свои методы и приёмы работы, которыми он успешно пользуется для достижения качественных результатов. Для воспитанников же это обычное занятие, не отличающееся от ряда других, за исключением присутствия посторонних людей.
Для проведения логопедических занятий потребуется набор зеркал, чтобы дети могли самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений
При подготовке открытого занятия логопед опирается на технологическую карту, включающую описание цели, задач, каждого этапа занятия. По результатам проведённого мероприятия в документ заносятся сведения о полученных результатах и оценка работы детей на занятии.
Технологическая карта поможет при подготовке открытого занятия, а в дальнейшем и при анализе результатов
Картотека тем
Каждая тема включает в себя новые слова, которые должны расширить словарный запас ребёнка. На занятиях изучаются существительные, глаголы, признаки предметов (времён года, погоды, животных, людей и т. д.), наречия, предлоги. Список тем, которые логопед может реализовывать в течение года:
- Осень. Деревья.
- Лес. Грибы и ягоды.
- Огород. Овощи.
- Фрукты. Сад.
- Осень (обобщённые знания об осени, её погоде, месяцах, поведении животных и птиц в это время года).
- Тело человека.
- Дикие животные.
- Животные холодных и жарких стран.
- Домашние животные.
- Птицы перелётные и зимующие.
- Одежда, обувь, головные уборы.
- Новогодний праздник.
- Зима.
- Дом. Строительство.
- Квартира. Мебель.
- Посуда. Продукты.
- Весна.
- Семья.
- Домашние растения.
- Профессии.
- Рыбы. Мир океана.
- Транспорт.
- Космос.
- Наш город.
- Наша страна.
- Цветы.
- Насекомые.
Для проведения индивидуальных открытых логопедических занятий с воспитанниками, можно воспользоваться соответствующей картотекой.
Временной план занятия
Как и любое другое, логопедическое занятие в детском саду состоит из нескольких этапов:
- Организационный момент.
- Объяснение темы занятия.
- Описание и характеристика звука, который будет изучаться.
- Произношение нужных звуков в слогах, словах, предложениях.
- Физкультминутка.
- Работа над произношением.
- Использование звука в связной речи, диалоге, рассказе.
- Итог занятия.
В разных возрастных группах продолжительность занятий различная (от 10 до 30 минут), чтобы дети не уставали, не теряли интереса к образовательной деятельности. Так, младшие группы дошкольников должны заниматься не более 10 (первая младшая) или 15 (вторая младшая) минут, средние — не больше 20 минут, старшие группы — 25, в подготовительной группе занятия длятся до получаса. Эти же требования относятся и к проведению открытых занятий.
В середине занятия рекомендуется проведение физкультминутки с элементами логоритмики
Таблица: примеры временного плана занятий в разных возрастных группах
Возрастная группа | Вводный этап, мотивирующее начало | Дидактические игры | Физкультминутка или подвижная игра | Речевые упражнения | Подведение итогов |
Младшая | 2 минуты. | 3 минуты. | 2 минуты. | 7 минут (в игровой форме). | 1 минута. |
Средняя | 3 минуты. | 3 минуты. | 3 минуты. | 10 минут. | 2 минуты. |
Старшая | 3 минуты. | 4 минуты. | 3–5 минут. |
| 2 минуты. |
Подготовительная |
| 5 минут. | 5 минут. |
| 2–3 минуты. |
Примеры конспектов открытых логопедических занятий
Ниже приведены варианты логопедических занятий для разных возрастных групп. Каждый этап подробно расписан, указаны цели и задачи занятия. Есть примеры игр, литературных произведений, необходимого оборудования и материалов. Показано, как подводить итоги занятия, какие методы и приёмы может использовать педагог.
- Конспект занятия в младшей группе «Весна пришла» с элементами логоритмики (Ушакова Н. А.).
- Конспект занятия в средней группе «Путешествие за волшебным цветком» (Гусева Н.).
- Конспект занятия в старшей группе «Путешествие на весеннюю полянку» (Фёдорова Е.).
- Конспект занятия в подготовительной группе «Весна» (Мухаметгареева Р.).
- Конспект занятия для детей с общим недоразвитием речи «Перелётные птицы».
- Сценарий логопедического праздника «Правильной речи» (Богателия И. Н.) практически полностью создан в стихотворной форме, что может повысить интерес детей к выполнению заданий и оказать влияние на эстетическое развитие (вызвать желание самим сочинять стихи, изучать художественную литературу вместе с родителями и воспитателем).
Формы занятий в старшей группе
Коррекция речевых нарушений занимает много времени. Поэтому в течение недели дети каждый день занимаются со специалистом — фронтально, по маленьким группам и индивидуально.
Коллективно рассматриваются только лексические темы, например, «Посуда». Перед этим с каждых дошкольников отдельно проводятся подготовительные мероприятия.
При необходимости проводятся занятия в раннем возрасте — это актуально для тяжелых речевых нарушений.
Фронтальное занятие
Сложнее всего логопеду работать с целой группой детей. Для удержания их внимания используют игрушки Фиксиков или сказочных персонажей.
Чем красочнее и ярче материал, тем лучше — это привлекает малышей
Для разбора основных видов транспортных средств передвижения тоже используют маленькие игрушки. Ход занятий достаточно стандартный:
- организационный момент;
- введение;
- основная часть;
- физкультминутка;
- продолжение основной части№
- заключение.
В теме «Рыба» можно предложить детям сделать рисунки или аппликации. Главная цель фронтальных занятий — изучение новой лексики.
Таким образом, фронтальное занятие по логопедии в старшей группе позволяют работать по определенному плану с детьми. Здесь представлены основные темы открытого занятия и правила их проведения.
https://youtube.com/watch?v=JEM8dwc5hB4
Открытое занятие на аттестацию воспитателя в первой младшей группе детского сада
С первых дней пребывания ребёнка в младшей группе его начинают приучать к правильному поведению во время занятий: занимать своё место, сидеть спокойно в правильной позе, слушать указания воспитателя, не мешать другим и отвечать по разрешению педагога. Пока малыши не привыкнут к этим правилам, не нужно слишком часто одёргивать их, но обязательно следует похвалить при выполнении.
Продолжительность открытого занятия в младшей группе составляет не более 15 минут
Занятия НОД организованы так, что знания малыши получают в процессе непосредственного восприятия действий воспитателя и при выполнении каких-либо несложных упражнений во время урока. Продолжительность НОД в первой младшей группе небольшая (10–12 минут, максимально — 15). На изучение одной темы отводится цикл занятий, похожих по структуре и используемому оборудованию.
Каждое занятие строится так, что включает выполнение нескольких (2–3) однотипных упражнений. В предложенном примере это:
- нахождение кругов красного, жёлтого, синего цвета (изучение основных цветов);
- звукоподражание и развитие мелкой моторики;
- обучение произношению звука .
Всё занятие проходит в игровой форме, мотивация заложена в структуре урока, яркости и наглядности оборудования.
Таблица: конспект открытого занятия в первой младшей группе (фрагмент)
Автор | Мыкалкина М. П., воспитатель МДОУ №203, г. Челябинск. |
Тема | «Весенние деньки» |
Цель | Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления о весенних явлениях природы. |
Задачи |
|
Материалы и оборудование |
|
Ход занятия | В: Ребята, посмотрите, к нам гости пришли. Поздороваемся с гостями. (Здороваются). Посмотрите, как солнышко сегодня играет лучиками (в группе на солнышко дополнить прикрепить «золотые» лучики). Солнышко радуется, потому что к нам пришла весна. Давайте поздороваемся с солнышком, улыбнёмся ему: Здравствуй, солнышко-колоколнышко!Доброе, лучистое и такое чистое. Ребята, солнышко даёт нам тепло, оно греет нас своими лучиками. Греет деревья, кусты, птиц, животных. Всё живое на земле оно согревает (Рассказывая об этом, воспитатель показывает детям схему «Кому солнце даёт тепло»).Ребята (воспитатель подходит к макету «тучка»), весной бывает дождик, когда солнышко прячется за тучку (помощник воспитателя берёт треугольник, начинает играть).Ой, дождик закапал, бегите ко мне под зонтик и расскажем вместе стихотворение. (Дети рассказывают трёхстишье о дождике). <…>Поиграем с дождём? (Звучит треугольник). Приготовьте ладошки. Апрельский вдруг закапал дождь — кап-кап-кап (дети стучат пальчиком по ладошке),И по лужам ты идёшь — так-так-так (притоптывают).Ветер шелестит листвой — ш-ш-ш (потирают ладонь о ладонь),Дождик сильнее застучал — кап-кап-кап (дети стучат пальчиком по ладошке),Скоро ливнем дождик стал — кап-кап-кап (дети быстро стучат пальчиком по ладошке).Дождик тише снова стал «кап-кап-кап» и перестал. Снова солнышко засияло и зовёт нас в лес. В лесу выросли подснежники. Поедем, полюбуемся ими?На чём же мы поедем? Можем мы поехать на паровозе? Посмотрите, он у нас есть. (Показывает макет паровоза). Вот наш паровоз, но у него нет колёс. Может ли паровоз ехать без колёс? Надо нам с вами приделать колёса к нему. Посмотрите, какой у нас паровоз? (Красный). Давайте найдём красные колёса и прикрепим к паровозику. <…>Воспитатель и дети образуют паровоз и повторяют звук: Чу-чу-чу, чу-чу-чу!Паровоз подъезжает к поляне с цветами.В.: Ребята, полюбуйтесь первыми весенними цветочками — это подснежники. Какие они красивые. Вот уже появилась зелёная травка. На деревьях появились первые листочки. Звонко поют птицы. Вот она какая — весна красавица! Ой, посмотрите, под деревцем стоит корзинка.Посмотрим, что там? Конфеты. Это, ребята, вам сладкий привет посылает весна! |
Ход занятия:
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Скажите, какое у вас сегодня настроение?
Тогда давайте встанем в круг.
Справа-друг и слева — друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
2. Основная часть.
2.1. Сообщение темы занятия.
– Скажите, а вы любите играть?
-А вы любите путешествовать?
За высокими горами
За далёкими лесами
Чудо государство есть
Слов красивых там не счесть.
Приглашение пришло из этой страны
Скорее же в путь отправимся мы.
-Сегодня мы совершим путешествие в страну красивой речи, которая называется «Грамотей-ка». А правит той страной старичок – Речевичок. Жители этой страны говорят красиво и грамотно.
В этой Волшебной стране живут Звуки. Некоторые из них можно легко пропеть. Как они называются? (Гласные). Другие звуки при произнесении встречают преграду. Какие это звуки? (Согласные).
А поможет нам попасть в страну красивой речи воздушный шар.
2.2. Дыхательная гимнастика.
– Отправляемся в волшебную страну «Грамотей-ка». Садимся на воздушный шар и отправляемся в путешествие. Надуваем шар (живот) 1, 2, 3, 4. Сдуваем 1, 2, 3, 4, 5.
Воздух выходит из шара: Вдох и выдох со звуком ш-ш-ш.
2.3. Артикуляционная гимнастика.
Итак, мы с вами в стране красивой речи. Что за жители здесь живут? Присаживайтесь поудобнее и приготовьтесь внимательно слушать и выполнять упражнения из сказки.
Жили были в стране «Грамотейка» весёлые жители. Просыпались ежедневно жители страны «Грамотейка» рано-рано (дети зевают, потянулись). Открывали широко окна (упр. «Окошко», чистили свои зубки (упр. «Почистим зубки», пили чай с конфетами (упр. «Конфетка», и блинчиками (упр. «Блинчик») и отправлялись каждый по своим делам. Одни любили кататься на лошадке (упр. «Лошадка», другие качаться на качелях (упр. «Качели», но были среди них и трудолюбивые жители, которые весь день работали, как дятел-лекарь леса (упр. «Дятел»). Они красили забор (упр. «Маляр»). Все жители страны «Грамотейка» были приветливыми и улыбались друг другу (упр. «Улыбка».) А ещё они любили собирать грибы (упр. «Грибок»). А когда им становилось совсем грустно, они смотрели на часы как они тикают (упр. «Часики»). А затем снова играли, как и мы с вами.
2.4. Зрительная гимнастика.
Так как сегодня нам будет помогать играть компьютер, нужно обязательно выполнить гимнастику и для наших глаз.
Мы гимнастику для глаз
С тобой выполним сейчас!
Белка по деревьям скачет,
И в дупле орехи прячет.
(движение глазами вверх — вниз по дорожке)
Пчёлки летают вперёд и назад,
Мёд принести они в улья спешат!
(движения глаз вправо-влево)
Посмотри, над цветущим лужком
Бабочки летают кругом!
(Круговые движения глаз)
А сейчас зажмурим глазки,
Поморгаем много раз,
И весёлая зарядка,
Сохранит здоровье глаз!
2.5. Упражнение «Что лишнее?»
Зонт-зерно-стакан-корзина;
снежинка-бусы-собака-заяц;
пружина-роза-крыжовник-кружка;
дрова-лиса-трава-рак.
2.6. Упражнение «Назови ласково»
солнце-, перо-, гнездо-, сова-, рыба., самолёт-….
2.7. Динамическая пауза «Жук»
Жук залез на лесенку,
Распевает песенку
«Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я на лесенке сижу».
Жук свалился с лесенки и запел он песенку
«Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я под лесенкой лежу».
Мы жучка поднимем и ласково обнимем.
2.8. Игра с мячом «Скажи наоборот»
Высоко-…
Далеко-…
Горячий-…
День-…
Чёрный-…
Грустный-…
Больной-…
Солёный-…
Умный-…
Толстый-…
2.9. Упражнение «Один – много» (хором)
Помидор – помидоры;
забор-…
ус-…
шапка-…
самовар-…
сова-…
крыша-…
крыса-…
кошка-…
карандаш-…
комар-…
двор-…
рак-…
2.10. Пальчиковая гимнастика «Лягушки» (дети проходят за столы)
Две зелёные лягушки «Ква, ква, ква, ква, ква, ква»
Две весёлые подружки «Ква, ква, ква, ква, ква, ква»
Хором песни распевают «Ква, ква, ква, ква, ква, ква»
Всем ребятам спать мешают «Ква, ква, ква, ква, ква, ква»
Ква…
2.11. Загадка (по описанию)
Угадайте, что это?
Её опасно трогать, хоть она и очень привлекательна.
У неё есть шипы, её дарят женщинам, она приятно пахнет и очень радует нас.
(роза)
2.12. Упражнение «Выложи схему слова» (РОЗА)
2.13. Упражнение «Составь предложение»
Придумайте предложения со словом «РОЗА».
2.14. Упражнение «Соберём горошины»
(раздаточные картинки)
шишка-мишка, лягушка-подушка, малыши-камыши, мошка-кошка, снежинка-пружинка, ножи-ежи, пирожок-флажок, жук-лук, бинт-винт, ком-дом, мишка-мышка.
2.15. Упражнение «Подарки»
(раздаточный материал)
Будем дарить подарки – картинки в названии которых есть звуки С, З, Ж, Р. (по 2 картинки каждому ребенку)
– А как называется страна красивой речи?
Нам пора возвращаться в детский сад.
– Вы сегодня молодцы! Отлично показали свои знания, совсем как жители страны «Грамотей-ка»
Открытое занятие на аттестацию воспитателя в старшей группе детского сада
В старшей группе длительность занятия НОД увеличивается до 25 минут, при этом возрастает объём получаемой информации и темп деятельности. Занятие начинается с повторения материала, которое обычно проводится в игровой форме. Игровые упражнения включаются и в основную часть занятия. Такие упражнения не только увеличивают знания детей по теме, но и стимулируют мышление, улучшают концентрацию внимания, создают хорошее настроение. Для этой возрастной группы можно использовать комбинированные задания, направленные на выполнение нескольких задач одновременно, используя материал разных разделов образовательной программы.
Открытое занятие может быть приурочено к праздничной дате
При организации занятия учитывается, что 5–6-летние дети не могут в течение продолжительного времени выполнять повторяющиеся действия и сохранять одну и ту же позу. Смена заданий должна содержать изменение вида деятельности и по возможности изменение положения тела. При ответах на вопросы ребёнок может не только вставать, но и подходить к воспитательскому столу или другому оборудованию, показывать правильное решение на плакате, магнитной доске. Всё это даёт возможность дошкольникам получить некоторую двигательную разрядку. В середине основной части обязательно проводится физкультминутка. Желательно, чтобы её содержание соответствовало основной теме занятия.
В качестве примера предлагается конспект открытого занятия по ФМП «Пять ключей» в старшей группе (автор — Ольга Григорьева). Образовательные задачи этого занятия:
- формировать знания цифр от 1 до 5, основных геометрических фигур;
- развитие навыков конструирования и пространственного мышления;
- развитие навыков общения и взаимодействия с окружающими.
Аттестация логопедов на категорию
Порядок прохождения аттестации одинаков для всех специалистов — от учителей физкультуры до логопедов. Молодой специалист может подать заявление на аттестацию на первую категорию в любое время. Но ему стоит поработать как минимум год, чтобы набрать необходимый опыт и материалы для портфолио.
Логопед должен предоставить заявление в аттестационную комиссию. В некоторых регионах требуют подтверждающих документов, например, диплома, выписки из трудовой книжки. Также нужно взять в образовательной организации характеристику-представление, подписанное директором.
Дальше логопеду нужно заполнить портфолио — это правило работает для всех регионов. В большинстве регионов портфолио заполняется в электронном виде. Педагог загружает документы, подтверждающие результаты его работы, выставляет баллы самооценки и публикует портфолио в сети. Если в регионе нет интернет-портала, портфолио передают в письменном или электронном виде в департамент образования. Точную информацию нужно запрашивать у учредителя организации. Затем портфолио передают эксперту, он выставляет баллы и рекомендует или не рекомендует аттестационной комиссии присвоить кандидату категорию. Даже если логопед получил от эксперта низкий балл, он имеет право прийти на заседание аттестационной комиссии и выступить в свою защиту.
В некоторых регионах логопеду нужно провести открытое занятие или провести обзор своего кабинета или рабочего места.
Открытый урок для аттестации логопеда
Каждый педагог в своей деятельности сталкивается с тем, что его работу оценивают. Это позволяет подтвердить его уровень профессиональных знаний.
Открытое занятие подразумевает то, что на нем будут присутствовать другие педагоги. Это позволяет специалистам обмениваться опытом. Логопед на таком мероприятии должен продемонстрировать новые технологии.
Урок должен строиться с учетом индивидуальных особенностей малышей
Представители комиссии оценивают организацию занятия, его этапы, дидактическую деятельность педагога, характеристики воспитанников. На открытом занятии у логопеда могут присутствовать и родители — это позволяет им наглядно увидеть детали обучения.
Важно! Логопеду не стоит бояться проверок, так как цель состоит в выявлении сильных и слабых сторон. Молодые специалисты на три года освобождаются от аттестации
За это время они должна научиться вести занятия и в этом им помогают старшие коллеги. Для проведения открытого мероприятия нужно выбрать тему урока, которая соответствует учебному плану ДОУ
Молодые специалисты на три года освобождаются от аттестации. За это время они должна научиться вести занятия и в этом им помогают старшие коллеги. Для проведения открытого мероприятия нужно выбрать тему урока, которая соответствует учебному плану ДОУ.
Согласно ФГОС логопед должен использовать принципы дидактики, следовать целям занятия, оптимально подбирать методы и мотивировать детей.
Подобное мероприятие позволяет педагогу проявить всю свою креативность
Добровольно аттестация проводится в год получения квалификационной категории. В остальных случаях раз в пять лет. Поэтому ему нужно постоянно развиваться и накапливаться конспекты занятий.