Открытые математические занятия в средних группах по ФГОС

Физминутки, викторины и занимательная математика в подготовительной группе

Использование нетрадиционных форм преподнесения материала поможет увлечь детей и способствует результативному усвоению материала. Для ознакомления ребят с математическими знаниями рекомендуется организовывать следующие формы деятельности:

  • Викторины и соревнования, в процессе которых дети будут учиться проявлять смекалку в группах и командах.
  • Игры с картами, например, организовать поиск клада.
  • Театральные инсценировки, которые предполагают совместное изготовление декораций, постановку сюжета.
  • Общие беседы в кругу — такой метод работы дает возможность детям делиться информацией, обмениваться мнениями, объяснять свой метод решения задач.

Одним из видов урока по занимательной математике можно назвать занятие «Путешествие». Его лучше всего проводить на прогулке. Задачей детей будет передвижение из одного пункта в другой с одновременным выполнением заданий.

Математические викторины

Методика проведения открытого занятия по математике (структура, формы работы)

Что касается форм работы воспитанников, то предлагаются индивидуальные задания (на рабочих местах дети составляют картинки из геометрических фигур, счётных палочек, сравнивают величины и пр.), работа в парах (например, на скорость или со взаимопроверкой) и коллективная деятельность (подвижная или музыкальная игра с математическим содержанием).

Индивидуальные задания — одна из форм работы на открытом занятии по ФЭМП в подготовительной группе

Тему для открытого математического занятия можно выбирать любую, не слишком широкую, но и не очень узкую. Можно подвести итоги определённого временного периода. Интересная идея — приурочить действие к какому-либо празднику. Например, в преддверии Нового года можно разыграть волшебную сказку, где лесные зверюшки-дети, которых можно нарядить в костюмы, будут выполнять увлекательные математические задания. Открытое занятие по ФЭМП перед Днём защитника Отечества будет связано с патриотическими и военными мотивами (они включаются в задачки и игровые ситуации). А проведённое накануне 8 Марта или Дня Матери — содержать женственную подарочную тематику, например, одно из заданий — составить из геометрических фигур красивое платье для мамы или букет из цветов (тема — повторение состава числа). Всегда увлекательны моменты путешествия в страну Математики, Африку, космос, на Остров Знаний, Северный Полюс.

Дети должны подготовить к запуску космический корабль

Также темой может быть погружение в известную сказку («Гуси-лебеди», «Двенадцать месяцев», «Золушка», «Спящая красавица», «Снежная королева»). Любой сказочный сюжет при желании можно связать с математическим содержанием и придумать соответствующие ходы, которые заинтересуют детей и удивят гостей мероприятия. Например, в сказке «Гуси-лебеди» испытания главной героине предлагают печка, яблонька, речка (сравнить длину мостиков и подобрать самый подходящий, испечь «аппетитный» пирог из геометрических фигур и пр.).

Мотивация детей

Интригующее начало занятия — залог его успешного проведения. В подготовительной группе очень любят сюрпризы, связанные, как правило, с появлением любимых сказочных героев.

Беспроигрышный вариант мотивации — просьба персонажа о помощи. Дети, особенно в 5–6 лет, считают себя самостоятельными и взрослыми, им нравится чувствовать свою значимость, и они с радостью соглашаются исправить какую-то ситуацию.

  • Например, ребятам приходит письмо от Буратино. Его заперли в комнате злые кот Базилио и лиса Алиса и отпустят, только если он выполнит их задания (они находятся в заранее приготовленных конвертиках).
  • Другой пример — в комнату забегает плачущая девочка (воспитанница параллельной группы). Она сообщает, что батюшка с матушкой уехали в город за гостинцами, а её попросили приглядывать за братцем. Но маленького Ваню унесли злые гуси-лебеди. Дошкольники догадываются, что героиня пришла к ним из русской народной сказки «Гуси-лебеди». Воспитатель предлагает всем вместе отправиться в путь, где ребят будут ждать интересные задания.

Ещё один вариант мотивации — предложить детям перевоплощение (стать на время волшебниками, космонавтами, моряками). Педагог может позвать дошкольников посетить удивительные геометрические острова, где есть много интересного. Для этого им предстоит стать отважными моряками: ребятам раздаются соответствующие атрибуты — тельняшки, бескозырки, можно даже заранее соорудить импровизированный корабль. Ещё один вариант — отправиться в далёкую Африку вместе с доктором Айболитом выручать больных зверей.

Ребята с радостью согласятся на время стать моряками

Будущим школьникам очень нравится ситуация успеха, поэтому педагог может сыграть на этом желании. Например, он объявляет детям, что в гости к ним сегодня пришла фея Математика (демонстрируется картинка либо в группу заходит переодетый взрослый). Фея приготовила ряд заданий и конкурсов, чтобы проверить знания дошкольников. А затем она выберет самых внимательных и активных и наградит их (конечно же, в конце занятия подарки получат все ребята).

Фея Математика хочет оценить знания воспитанников подготовительной группы

Ход занятия:

Дети подойдите, пожалуйста, к столу и возьмите квадраты, на которых написаны цифры. У кого красные цифры подходят к красному обручу, у кого зеленые – к зеленому и т. д. У вас получатся команды.

Игра: «Найди своё место» (по сигналу дети занимают свои места). Команде, которая первая построилась, даётся фишка. Дети выбирают капитанов команд.

Игра: «По порядку номеров постройся». Команде, которая первая построилась, даётся фишка.

«А теперь посмотрите,внутри обруча для вас задание: построить ракету по схеме всем вместе. Кто быстрее построит, та команда получает фишку».

По сигналу дети выполняют задание.

Игра: «Ракета». Дети встают в один общий круг.

«Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам

На какую захотим, на такую полетим,

Но у нас один секрет

Опоздавшим места нет.»

Дети занимают свои места у своих ракет. Выигравшей команде даётся фишка.

Задания для команд:

Отгадай-ка

1. Мама купила шесть шаров красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета могло быть? (1 голубой и 5 красных, 2 голубых и 4 красных).

2. Что сушит, когда мокнет? (полотенце)

3. Шёл Иван в Санкт-Петербург, навстречу ему шли три брата. У каждого брата рюкзак. Сколько человек шли в Санкт-Петербург? (Один Иван, а братья шли в другую сторону).

Вопросы:

«Солнышко светит днем, а луна….» (ночью)

«Если вчера был четверг, то сегодня? (пятница)

Вопросы могут включать понятия: части суток, времена года, дни недели.

Ответы поощряются фишками.

Считаются фишки команд, подводятся итоги. (В конце занятия выдаются медали:1,2,3,4 места)

Затем воспитатель предлагает поиграть детям в игру:

«Ручеёк»

Двое детей – ведущие – берутся за руки, образуя воротца, в руках у них цифра 8. Остальные дети подходят к столу, где лежат цифры от 0 до 8 и берут их.По сигналу воспитателя: «Ручеек в воротца», – дети встают парами так, чтобы образовать вместе заданное число (например: 4 и 4; 1 и 7; 2 и 6; 0 и 8 и т. д.). «Ручеек» должен пройти через «воротца». Дети, образующие «воротца», пропускают тех, кто не только правильно составил заданное число, но и сказал, как оно составлено.

Игра повторяется, при этом меняются ведущие и цифры у детей.

Педагог предлагает детям занять места за столами. Дети беру лист бумаги и простой карандаш.Дети выполняют задание:

1. Нарисуйте в правом верхнем углу квадрат

2. В середине круг

3. В левом нижнем углу треугольник

4. В правом нижнем углу овал

5. В левом верхнем углу прямоугольник

Дети меняются листочками и проверяют правильность задания.

Листы переворачиваются и дети рисуют на листах рядом два квадрата:

-в первом квадрате необходимо провести линию так, чтобы получилось два треугольника;

– затем провести линию так, чтобы получилось четыре треугольника.

Во втором квадрате провести линию так, чтобы получилось два прямоугольника; далее провести линию так, чтобы получилось четыре квадрата.

Дети берут четыре равнобедренных треугольника и без образца предлагается сложить из всех четырех треугольников

– один большой квадрат

– один большой треугольник

– один большой прямоугольник

– парусник

– дом

Дети убирают треугольники и встают в круг.

Игра: «Вуги-вуги»:

«Ручку правую вперёд, а потом её назад и опять её вперёд и немножко потрясём. Мы танцуем вуги-вуги поворачиваем круги и в ладоши хлопаем вот так. Ву-уги-ву-уги окей, ву-уги-ву-уги окей. (то же самое с правой ногой, с левой рукой, ногой)».

Интегрированные занятия

Особенность усвоения материала дошкольниками достигается в его целостности. Любой материал ребенок воспримет лучше, если он будет преподнесен совместно с игровой формой, творческой деятельностью. В соответствии с этим ФГОС устанавливает принцип интеграции основным направлением в дошкольном образовании.

Ребенок легче сможет представить себе абстрактные понятия математики, если они будут преподноситься вместе с подвижными играми, чтением стихов. Такие методы должны быть в основе интегрированных занятий по ФГОС в средних и подготовительных группах.

Лучше всего, если воспитатели будут организовывать интересные игры с развивающимся сюжетом. В конце обязательно должно быть увлекательное окончание. Например, к новогоднему празднику можно организовать путешествие по зимнему лесу. Дети будут решать вместе с лесными зверюшками задачи по математике, тем самым разыскивая дорогу к елке или Дедушке Морозу. Темы могут быть разнообразными в зависимости от фантазии педагога. Дети всегда с увлечением участвуют в таких мероприятиях, благодаря этому материал будет усваиваться успешней.

Театрализованное представление с цифрами

Видеоматериалы по теме

За деятельностью ребят всегда интересно наблюдать, даже если просматривается видео. Из таких роликов можно почерпнуть новые идеи и методические приёмы.

Watch this video on YouTube

В этом процессе воспитатель играет роль героя из известной и любимой сказки.

Watch this video on YouTube

Запись демонстрирует интересные игровые приёмы и задания для дошкольников.

Watch this video on YouTube

Пространство деятельности — музыкальный зал.

Занятие «Тропинки в математику» — видео

Watch this video on YouTube

Открытые просмотры формирования математических навыков в ДОУ — эффективная форма организации методической работы. Воспитанники часто воспринимают такие мероприятия как праздничные события, с нетерпением ждут их, особенно если гостями выступают, кроме педагогического коллектива, родители дошкольников. Для увлечённого же своей работой педагога такие занятия — возможность самореализоваться, апробировать свой инновационный опыт, испытать чувство гордости за достижения своих воспитанников.

Открытые занятия. Конспекты – Конспект открытого занятия «Детям о снеге»

Публикация «Конспект открытого занятия «Детям о…»
Собрались ребята в круг, я твой друг и ты мой друг. Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнёмся! И с хорошим настроением я приглашаю Вас на занятие . А , какая у нас сегодня тема, вы отгадаете. Загадка: На конец зима настала , и уже похолодало, на земле лежит снежок, чистый,…

Открытое занятие по физической культуре «Веселые воробышки»
Целевые ориентиры: ребёнок внимателен к поручениям взрослых, проявляет самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступает в сотрудничество. Проявляет интеллектуальную активность, проявляется познавательный интерес. Может принять и самостоятельно поставить познавательную…

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе «Рассматривание картины «Коза с козлятами»
Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе. Тема: Рассматривание картины «Коза с козлятами» С. Веретенникова. Дидактическая игра «В гости к кукле Маши пришли друзья» Воспитатель: Чернышова Н.В. Цель: помочь детям понять содержание картины,…

Статья «Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Животные…»
Задачи: обобщить и закрепить знания детей о диких животных. Закрепить названия диких животных и их детенышей. Закрепить знания детей о том, чем питаются и где живут дикие животные. Формировать умение находить правильные ответы на вопросы о животных. Расширить представления о…

Конспект открытого занятия по лепке и аппликации в средней группе «Снеговик»
Цель: — закрепить у детей представление о Снеговике, полученные в результате собственных наблюдений, и на занятиях по лепке и аппликации. — закреплять умение правильно пользоваться гуашевыми красками, макать мятую бумагу в емкость с краской, работать аккуратно. — побуждать детей…

Конспект открытого занятия для детей второй младшей группы «Геометрические фигуры»
Цель: Закрепление у детей знаний о геометрических фигурах. Задачи: – закреплять умения детей различать и правильно называть геометрические фигуры; – закреплять знания цветов; – закреплять умения детей выкладывать геометрические фигуры из палочек и веревочки; – закреплять у детей…

Фотоотчёт об открытом занятии «Пожарная безопасность»
В нашей группе прошло открытое занятие по пожарной безопасности. Была проделана большая предварительная работа. Проводились беседы по пожарной безопасности, рассматривали иллюстрации, повторили номера телефонов,куда нужно звонить при пожаре. Повторили и закрепили правила…

Страницы:

Конспекты открытых занятий

Этот раздел содержит конспекты, целью которых является знакомство родителей и коллег с формой проведения занятий в ДОУ. Это привычная практика для многих детских садиков, в которых родители принимают активное участие в воспитании и развитии детей. Именно такие мероприятия дают возможность мама и папам намного ближе познакомиться с методами и принципами обучения их малышей.

Занятия можно проводить по любому направлению. Главным условием, как обычно, является заинтересованность детей, а предложенные в разделе готовые конспекты помогут воспитателям составить свой индивидуальный план-конспект. В разделе есть тематические занятия, посвященные праздникам, таким как: Пасха, 8 марта, День урожая. Есть интересные мероприятие для деток, изучающих английский язык. Малыши не только закрепят полученные знания, но и весело проведут время с увлекательным дидактическим материалом, а родители с удовольствием понаблюдают за развитием своих малышей. Кроме того, очень интересными будут для работников детских дошкольных учреждений конспекты открытых занятий по развитию речи, математике, лепке, рисованию… Ведь всем этим направлениям уделяется довольно много внимания, и родителям, наверняка, будет интересно посмотреть на своих заинтересованных и играющих малышей.

Что такое открытое занятие, его цели

Открытое занятие по математике в средней группе по ФГОС проводится с целью формирования у детей элементарных математических представлений. Развитие происходит во время занятий в игровой форме, где ребенок знакомится с такими новыми для себя понятиями, как «далеко» и «близко», «много» и «мало».

Открытое занятие в ДОУ — одна из самых эффективных форм организации учебного процесса. Задача педагога во время такого урока — изучить новую тему, повторить предыдущую, и закрепить полученные знания.

Открытый урок математики в саду

В садике открытый урок может проводиться как для наблюдателей, так и для родителей, которые желают знать, как проходит учебный процесс в заведении, куда они определили своего ребенка.

Практический уровень урока включает в себя следующее:

  • формирование определенных навыков, таких как счет и ориентирование в пространстве;
  • отработка умения складывать и вычитать простые числа;
  • ФЭМП — формирование элементарных математических представлений о высоте, ширине, длине;
  • самостоятельное оттачивание полученного навыка детьми посредством игры.

Важно! Главное требование, которое предъявляется к педагогу, — открытые уроки не должны быть отрепетированы заранее

Особенности открытого занятия по математике в средней группе ДОУ

Открытый просмотр по ФЭМП — эффективная форма организации педагогического процесса в детском саду. Будучи одной из разновидностей математического занятия, эта образовательная деятельность также решает образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

Образовательные задачи в средней группе связаны с содержанием программы. Это счёт в пределах пяти, сравнение предметов по величине (сразу по двум признакам), выстраивание сериационного ряда, знакомство с новыми геометрическими фигурами (прямоугольник), развитие ориентировки в пространстве, расширение временных понятий. При этом открытое математическое занятие обычно затрагивает сразу несколько указанных задач.

Развивающие задачи открытого занятия связаны с развитием интеллектуальной сферы дошкольника — процессов мышления, внимания, усидчивости, становления правильной речи. При этом работа организуется таким образом, чтобы ребёнок выступал в роли деятеля, занимал активную позицию, максимально раскрывал свои способности.

Каждое открытое математическое занятие обязательно несёт в себе и воспитательное значение. Педагог должен подбирать тему, которая будет способствовать развитию в дошкольнике положительных нравственных качеств, например, любви к своему родному краю, стремлению бережно относиться к растениям и животным и т. д.

Продумывая содержание и структуру открытого математического занятия в средней группе, воспитателю следует ориентироваться на следующие важные аспекты.

Содержательный. Открытый просмотр должен стать для коллег источником инновационного опыта, касаться актуальных проблем современной методики дошкольного образования, а также детской психологии. Новаторский подход может выражаться в самом содержании наглядного или раздаточного материала либо в каком-либо интересном методическом приёме, использовании ИКТ, необычной организации пространства и пр. Ведь показ традиционной математической деятельности не будет способствовать профессиональному росту присутствующих специалистов.

Социальный. В процессе открытого занятия воспитатель создаёт для дошкольников ситуацию успеха. Для этого активно используется похвала, поощрения, предоставление ребёнку права на ошибку. Педагог демонстрирует сильные стороны детей, раскрывая их мыслительные и творческие способности.

Прагматический. Открытые просмотры по ФЭМП являются для воспитанников средней группы дополнительным стимулом к познавательной деятельности

Им нравится игровая деятельность (которая всегда сопровождает такие мероприятия) и внимание со стороны взрослых.

На открытом занятии с детьми пятого года жизни необходимы:

  • чёткая организация и планирование каждого этапа образовательной деятельности (в отличие, например, от математического развлечения, где сценарий допускает импровизацию);
  • обязательное интригующее начало занятия, которое станет для детей мотивирующим моментом;
  • связность и логичность сюжета (обычно выбирается путешествие, помощь сказочному герою, достижение общей полезной цели);
  • индивидуальный подход к детям (психическое и соматическое развитие детей разное, например, у кого-то ещё есть проблемы с речью);
  • оригинальные наглядные пособия, которые приглашённые педагоги смогут изготовить и использовать в своей практике;
  • располагающий дружелюбный тон педагога, соответствующие мимика и жесты.

Чтобы открытое мероприятие прошло успешно, были реализованы все задуманные цели, раскрыта тема, воспитателю необходимо подготовить подробный конспект (который он согласовывает с методистом ДОУ). Там прописывается каждое действие педагога: вступительное слово, задания, вопросы, комментарии к ним по ходу занятия, ожидаемые ответы детей и пр.

Что касается организационных моментов, то открытое математическое занятие в средней группе проводится без «репетиции», имеет обычную для этого возраста продолжительность (20 минут). Хотя дети пятого года жизни — это уже не малыши, которые могут заплакать, увидев посторонних взрослых людей, всё же следует психологически подготовить ребят к мероприятию, а также заранее сообщить о нём родителям.

Гостям открытого просмотра всегда предоставляются рабочие места за спинами дошкольников (чтобы они не отвлекали детей от познавательной деятельности).

Иногда на открытые просмотры приглашаются и родители — это полезно для укрепления семейных отношений и формирует у мам и пап реальное представление об уровне знаний и умений детей

В средней группе это можно практиковать, но с осторожностью, ведь всегда находятся такие дети, которые во время занятия могут встать и пойти к своей маме. Работу с остальными малышами в таком случае следует продолжать как обычно

Ход занятия

Организация Время Содержание

1. Организационно-мотивационный этап 3 мин Воспитатель и дети заходят в группу, встают в круг.

– Шире наш чудесный круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Влево, вправо повернитесь.

И друг другу улыбнитесь.

-Ребята, а хотели бы вы сейчас попасть в страну математики, где живут цифры и геометрические фигуры?

Дети: Да!

-А в этом нам поможет “волшебный экран”. Сейчас мы с вами закроем глаза и произнесём волшебные слова. (Дети произносят слова, открывают глаза и видят на “волшебном экране” изображение загадки)

На носочки поднимитесь,

И два раза повернитесь,

В стране математики очутитесь.

-Но, а чтобы попасть в эту страну, вам, ребята, нужно отгадать загадку. (Слайд2)

Сколько пальцев на руке,

И копеек в пятачке,

У морской звезды лучей,

Клювов у пяти грачей,

Лопастей у листьев клёна,

И углов у бастиона,

Про всё это рассказать

Нам поможет цифра… (пять).

-Молодцы, загадку отгадали. И оказалась в волшебной стране. Посмотрите на экран. Слайд №3

2. Повтор пройденного материала 5мин Воспитатель: «Ребята, сегодня мы с вами будем закреплять свои знания в счёте до 5. И повторим с вами название геометрических фигур».

Слайд 4

Воспитатель: Посмотрите все на доску. (Картинки с изображением чисел от 1 до 5)

Давайте попробуем с вами посчитать!

(Дети считают вслух совместно с воспитателем. Повторяют 3 раза)

Воспитатель: а теперь давайте мы с вами научимся считать в обратном порядке.

(Дети считают совместно с воспитателем в обратном порядке. Повторяют 3 раза.). Какие вы молодцы!

3. Организационная часть Слайд 5

Воспитатель: Ой, тише, кажется, к нам кто-то пришёл.

Катя: Здравствуйте ребята. Меня зовут Катя. Сегодня, по дороге в школу, я спутала в конверте цифры и теперь не могу их поставить по порядку. Помогите пожалуйста.

(Выбираем желающего ребёнка, который на доске расставляет цифры по порядку)

Слайд 6

Воспитатель: «Молодец, Даня, помог Кате, но это ещё не все.

4.Физкультминутка Воспитатель: «Давайте с вами немного отдохнём.

Слайд 7

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть

5. Практическая часть Слайд 8

Катя: Я ещё побуду у вас на занятии. Хочу посмотреть, кто из ребят самый старательный и умный».

(Раздаём геометрические фигуры каждому ребёнку, по 5 штук)

Слайд 9

Воспитатель: Возьмите геометрические фигуры и посчитайте, сколько их у вас на столе». (Дети считают фигуры. Ответы детей)

Воспитатель: «Правильно, их всего 5. А какие фигуры присутствуют у нас на занятии?» (Ответы детей)

Воспитатель: «Теперь, ребята, задача посложнее. Я вам раздам счётные палочки, а вы из них попробуете сделать фигуры, которые раздала вам я. Но Катя даёт вам подсказку, что не все фигуры у вас получится сделать из палочек».

6. Самостоятельная работа детей Дети делают из счётных палочек фигуры, воспитатель исправляет ошибки, помогает каждому ребёнку в выполнении работы).

Воспитатель: Какие вы молодцы, но какой-то фигуры не хватает и не получилось её сделать с помощью счётных палочек, как вы думаете, какой? (Ответы детей)

Слайд 10

Воспитатель: Правильно, не получились у нас две фигуры — это круг и овал. Ведь из счётных палочек эти фигуры построить невозможно. (Показываем картину с изображением 5-ти геометрических фигур).

7.Итоговая часть Воспитатель: ребята,давайте с вами повторим название фигур: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал. (Повторяем вместе с детьми).

8. Заключительный этап

2мин – Ребята, ну а теперь нам пора отправляться в детский сад.

На носочки поднимитесь,

И два раза повернитесь,

В детском саду очутитесь.

Мы в детском саду.

Слайд №11

Воспитатель: Вы сегодня были все молодцы, занятие окончено.

Примеры методического материала

Эффективность усвоения материала напрямую зависит от формы его подачи. Математические занятия очень важны для детей старшего возраста. Они способствуют развитию умственной активности.

Важно! При составлении плана урока надо ориентироваться на возраст, сочетать усвоение материала с умственной деятельностью

Чтобы у детей появился интерес к изучению математики, особое внимание следует уделить дидактическим материалам. С каждой группой количество демонстративного материала должно увеличиваться

Для старшей группы должны быть использованы геометрические фигуры, схемы, карточки с цифрами, картинки, сборные модели.

Во второй половине года нужно вводить схематические изображения, например, домики с окошками, в которых указаны цифры. Важна абстрактная наглядность. Именно такой вид материала позволяет развивать память.

В качестве дидактических игр в процессе образовательной деятельности можно использовать:

  1. «Воздушного змея» — это упражнение, которое поможет закрепить счет от одного до десяти. Дети, выполняя его, тренируют навыки счета в прямом и обратном порядке. Визуальное восприятие научит различать печатные и прописные цифры.
  2. Игровые таблички, например, «собери яблоко». Для игры потребуются картинки с изображением ежика и цифрой, на каждом яблоке несколько чисел. Задача детей — найти яблочко, на котором сумма будет равна числу, которое нужно ежику.

Грамотный подход к организации занятий по математике в подготовительной группе детского сада даст хорошую основу для дальнейшего интеллектуального развития детей. Игровые формы, проведение соревнований, физкультминуток поможет эффективнее усвоить преподаваемый материал.

Структура занятий

Каждое математическое занятие должно быть построено по определенной структуре. Любой урок начинается со вступления, которое мотивирует дошкольников. Основная часть занятия направлена на освоение и закрепление математических знаний. В конце воспитателем подводятся итоги образовательной деятельности, задаются уточняющие вопросы.

Формы для работы должны быть разнообразными, чередоваться между собой. Занятия проводятся как индивидуально, так и в группах и парах. Для уроков используются палочки, картотека, геометрические фигуры. Большую роль для освоения материалов играет физкультминутка, подвижные игры с математическим содержанием.

Планирование темы математического занятия должно быть связано как с временами года, так и с важными событиями, праздниками. Например, зимой уроки могут быть связаны с Новым годом, а осенью — с приметами времени года. В канун Нового года можно провести музыкальное занятие, на протяжении которого сказочные зверюшки должны решить математические примеры, чтобы найти похищенного Дедушку Мороза.

Важно! Конспект работы по формированию у детей математических навыков составляется на год. В течение всего периода освоение материала постепенно усложняется

Такой долгосрочный проект позволяет грамотно распределить образовательную нагрузку. В конце года проводится итоговое занятие, которое дает понять, насколько успешно ребята освоили прошедший материал.

Подвижные игры с математическим уклоном

Математические игры, загадки и считалки

Математическое развитие осуществляется и с помощью народного творчества — загадок, считалок, сказок, пословиц и поговорок.

Загадки математического содержания делают задачи более объемными. Скороговорки составлены таким образом, чтобы намеренно затруднить выговор. Математическая скороговорка помогает заучить правильный выговор и добавляет элемент игры.

Сначала преподаватель медленно произносит скороговорку. Дети внимательно слушают, потом все повторяют. Сначала медленно, а потом темп нарастает. Поговорки и пословицы можно использовать по математике для закрепления количественных понятий, вместе вставлять пропущенные названия чисел.

Считалки используются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Заучивание считалок развивает ребенку память, учит пересчитывать предметы, применять навыки в быту.

Со сказками ученики охотней усваивают временные отношения, понимают положение предметов в пространстве, учатся количественному счету. Красочные фольклорные сказки помогают легко запомнить базовые математические понятия, развивают память и любознательность, учат импровизировать. Во многих народных сказках математика лежит в основе названия («Три медведя», «Цветик-семицветик», «Волк и семеро козлят» и т. д.).

В присутствии персонажа из сказки ребята в непринужденной форме охотно погружаются в мир цифр и лучше запоминают материал такого урока. В процессе можно создавать задачи из текста: «Колобок встретил волка, медведя и лису. Сколько зверей встретил Колобок?».

Обратите внимание! Хорошее народное средство для привлечения интереса к математике — шуточные задачи. В каждой такой задаче скрыт подвох

Детям нравится разгадывать их. Это развивает логическое мышление и внимательность.

Для урока понадобятся дополнительные материалы. Из рекомендуемых:

  • палочки Кюизенера;
  • карточки Домана (космос для детей).
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий