Дидактические игры по ФЭМП в подготовительной группе

Игры с математическим планшетом

В подготовительной группе на занятиях успешно используется эта популярная дидактическая игра (её изобрел ещё в середине 20 в. педагог из Египта Калеб Гаттергно). Пособие представляет собой резиночный конструктор. Традиционно на квадратной доске располагаются 25 штырьков (5х5), на которые натягиваются тонкие резинки разных цветов. Таким способом можно изображать различные силуэты: цифры, отрезки, геометрические фигуры.

Математический планшет универсален: он тренирует логическое и образное мышление, развивает познавательные способности будушего школьника. Прикрепляя резиночки к штырькам, малыш развивает мелкую моторику рук. В подготовительной группе вполне можно познакомить ребят с системой координат (это очень пригодится им во время обучения в школе).

Приведём примеры возможных дидактических игр с планшетом.

  1. Слуховой диктант. Педагог задаёт координаты, а дети по ним создают изображение.
  2. «Морской бой» (игра в паре).
  3. Загадки про геометрические фигуры: отгадку нужно выложить на планшете (позже задание усложняется — выкладываются более сложные предметные силуэты).

Такое увлекательно пособие пригодится не только для занятий математикой: дети могут выкладывать на нём буквы и «рисовать» резиночками красивые узоры и целые сюжетные картинки.

Дидактические игры по математике в младшей группе

Представляем развивающие математические игры, с выполнением которых справятся младшие дошкольники.

Найди фигуру

Педагог раскладывает на столе в произвольном порядке 12 геометрических фигур разной величины и окраски. Он называет объект с определенными параметрами, например, большой зеленый треугольник, а воспитанник должен найти эту фигуру на столе, указать на нее пальцем.

Геометрические фигуры вокруг

Игра расширяет представления об основных геометрических объектах. Для занятия нужно подготовить изображения известных дошкольникам фигур. Задача игроков — найти в игровом помещении вещи, схожие по очертаниям с демонстрируемыми фигурами.

3 квадрата

Игра формирует навык соотношения объектов по величине, закрепляет в памяти соответствующие определения.

Педагог подготавливает 3 стопки разноразмерных квадратов. Себе берет 3 бумажные фигуры, остальные по 3 штуки раздает воспитанникам. В начале игры воспитатель поочередно демонстрирует квадраты детям, при этом объясняет, какого размера эти фигуры: «Этот большой, этот средний, а вот этот маленький». Далее дает команды: «Покажите самый маленький квадрат. А теперь большой. Покажите средний». Дети выполняют.

На втором этапе игры воспитатель рассказывает, что из квадратов можно выстроить башенку, показывает, как это сделать. Крупный квадрат должен находиться внизу, на него ставится средний, а макушкой становится маленький. Воспитанники повторяют за педагогом.

Угости белочек и медвежат

Игра учит видеть, равны ли группы объектов разной величины. У игроков формируется понимание, что количество не определяется размером.

Воспитатель расставляет игрушечных зверят в ряд, объясняет, что они якобы пришли в гости, предварительно подготавливает изображения лесных угощений: орехов для белочек, земляники для медвежат. Интересуется у детей, хватит ли угощений, спрашивает, как это выяснить. Игроки подсчитывают, сколько игрушек пришло в гости, сравнивают количество. Далее дают зверятам лакомство: кладут рядом соответствующие изображения. Если число угощений оказалось недостаточным, дети добавляют, сколько нужно. Если лакомства слишком много, удаляют лишние картинки.

Уравняй

Педагог раскладывает счетные палочки в два столбца. Один столбец по количеству должен получиться больше, чем другой. Остальные палочки лежат в раскрытой коробочке. Задача — посредством дополнительных палочек уравнять количество объектов в столбцах. Завершив задание, игрок должен объяснить, как у него получился такой результат.

Дидактические игры по математике в средней группе

Представляем игры для детсадовцев средней группы, охватывающие широкий спектр математических знаний: арифметических, геометрических, логических.

Назови пропущенное число

Для игры нужно подготовить 10 карточек. На каждой изображен кружок с определенной цифрой от 1 до 10. Все изображения разного цвета.

Педагог раскладывает карточки в правильной последовательности цифр. Дети внимательно рассматривают изображения, убеждаются, что ни одна цифра не пропущена. Затем закрывают глаза, а воспитатель прячет одно изображение. Открыв глаза, дети пытаются вспомнить, кружок какого цвета исчез, какая цифра на нем была изображена.

Подсчитай по звуку

Для игры нужны карточки, изображающие объекты в количестве от 1 до 9. Педагог стучит в бубен определенное количество раз, дети внимательно слушают, подсчитывают количество ударов. Затем выбирают карточку, изображающую соответствующее число объектов.

Математические загадки

Игра развивает навык счета. Воспитатель выкладывает несколько изображений объектов, выполненных в определенном количестве. Детям раздает нарисованные цифры. Далее зачитывает загадку про один из изображенных объектов, игроки ее отгадывают. Например: «Я с кулачок, красный бочок, прикоснешься — гладкое, откусишь — сладкое». Ответ: «Яблоко». Дети указывают на картинку, подсчитывают, сколько на ней яблок, поднимают соответствующую цифру.

Геометрические рисунки

Для игры необходимо подготовить изображения 3-х объектов, выполненных из разных геометрических фигур: домик, елка с новогодними шариками, снеговик.

Дети внимательно рассматривают изображения, а педагог задает вопросы:

  • из каких фигур сделаны рисунки;
  • есть ли здесь треугольники, подсчитайте их;
  • есть ли квадраты, сколько их;
  • есть ли круги, подсчитайте их;
  • если ли еще фигуры, какие и в каком количестве;
  • сколько всего фигур на рисунке;
  • фигуры одинаковые или различаются по размеру;
  • каких фигур больше.

Починим машину

Для игры требуется изображение автомобиля, составленное из геометрических форм. Один из игроков становится ведущим, остальные дети закрывают глаза. Ведущий прячет одну из фигур, составляющих машину. Игроки, открыв глаза, должны сказать, что исчезло. Игрок, первым правильно назвавший исчезнувшую часть, становится следующим ведущим. Игру можно усложнить: убирать не одну, а две фигуры.

Найди ошибку

Педагог раскладывает геометрические фигуры в ряд по определенным признакам. Один из объектов не соответствует объединяющему признаку. Например, все квадраты зеленые, а один синий. Или, в ряду среди треугольников находится круг. Игрок должен выявить ошибку.

Волшебный мешок

В непрозрачном полотняном мешке находятся геометрические фигуры. Игрок, погрузив руку внутрь, нащупывает предмет, называет, что это такое. Игру можно усложнить: педагог задает определенную фигуру, а ребенок пытается ее нащупать, отыскать среди остальных.

Смежные цифры

Игроки становятся в ряд. Ведущий бросает мяч каждому ребенку, называет цифру, например 5. Задача игрока, принявшего мяч, — назвать соседние цифры. В данном примере это 4 и 6.

Калейдоскоп квадратов

Игра закрепляет представление о соотношении частей и целого, развивает цветовое восприятие. Для занятия нужны 36 бумажных квадратов 8×8 см. Фигуры должны быть разного цвета, причем оттенки должны четко различаться. Квадраты нужно произвольно разрезать. На задней стороне каждого кусочка изобразить номер.

Игроки выполняют следующие задания:

  • складывают из частей квадраты;
  • распределяют части фигур по цветам;
  • раскладывают кусочки в соответствии с номерами;
  • пытаются составить квадраты из несоответствующих по цвету кусочков.

Опиши узор

Каждый игрок получает изображение, состоящее из разных геометрических фигур. Ребенок должен внимательно осмотреть свой узор, развернуто описать его. Например: «В верхнем правом углу находится овал, в верхнем левом — круг, в нижнем правом — треугольник, в нижнем левом — круг, а в середине — прямоугольник».

Матрешки

Игра формирует навык порядкового счета. Для нее нужно взять 5 платочков разного цвета, надеть на головы детей, ставших в ряд. Остальные игроки участвуют по очереди. Игрок подходит к матрешкам, те называют себя: «первая», «вторая» … «пятая». Игрок запоминает, под каким номером находятся матрешки с определенным цветом платка, затем отворачивается. Два человека в ряду меняются местами. Игрок, повернувшись обратно, должен сказать, что изменилось. Например: «Матрешка с зеленым платком была второй, стала четвертой. А матрешка с желтым платком была четвертой, стала второй».

Проведение игрового занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе

Очень интересны занятия в подготовительной группе, полностью построенные в игровой форме, — часто в виде сказки либо путешествия в вымышленную страну.

Мотивирующее начало

В игровом математическом занятии очень важно организовать увлекательное начало, которое заинтригует дошкольников и вызовет желание заниматься познавательной деятельностью. Цель педагога — удивить детей

Например, педагог показывает ребятам конверт, который прислала сама Королева Математика (конверт украшен геометрическими фигурами и цифрами). Она сообщает, что в царство математики проник хулиган-двоечник и натворил много плохих дел: поломал геометрические фигуры, испортил узоры из счётных палочек, а задачки решил с ошибками. Королева просит ребят всё исправить и навести порядок.

Королева Математика просит ребят о помощи

Другой вариант мотивации — Незнайка сломал ключ от Цветочного города и теперь не может попасть туда. Чтобы найти новый ключ, ему нужно преодолеть ряд испытаний. Дошкольники помогают ему это сделать.

В начале занятия воспитатель может предложить детям отправиться в путешествие, но сначала необходимо проверить их знания: назвать время года, месяц и день недели. Ну а чтобы самолёт заработал, нужно включить кнопке на пульте управления: предлагается карточка с цифрами, на которой нужно последовательно обвести числа (например, число, которое на 1 меньше, чем 8 и т.д.).

Педагог может предложить дошкольникам превратиться в космонавтов. Вначале предлагается загадка про планету Земля, дети вспоминают названия и других планет. Дети выкладывают из геометрических фигур космический корабль, а воспитатель назначает специалистов — пилота, радиста, связиста и пр.

Дидактические игры по математике в старшей группе

Представляем образовательные игры, соответствующие старшей возрастной группе детсада.

Самолеты

Игра знакомит с составом числа 10. Фланелеграф выступает в роли аэродрома. К нему прикрепляются изображения самолетов. Один из воспитанников становится диспетчером: отправляет в полет по одному самолету — убирает с фланелеграфа. Остальные игроки считают, сколько самолетов улетело, сколько осталось на аэродроме.

Забавная геометрия

Для игры нужны счетные палочки. Дети складывают их так, чтобы вышли геометрические формы:

  • 3 одинаковых квадрата из 10-ти палочек;
  • 2 одинаковых квадрата из 7-ми;
  • 2 одинаковых треугольника из 5-ти;
  • 3 одинаковых треугольника из 7-ми;
  • 4 одинаковых треугольника из 9-ти;
  • один квадрат и 2 одинаковых треугольника из 5-ти;
  • один квадрат и 4 треугольника из 9-ти;
  • 2 квадрата и 4 одинаковых треугольника из 9-ти.

В последнем задании нужно из 7-ми палочек сделать квадраты, затем 2-мя оставшимися палочками разбить их на треугольники.

Что таким бывает?

Цель дидактической игры по математике — развитие представлений о базовых предметных величинах, формирование навыка определять сходство по размеру.

Педагог называет прилагательное, определяющее величину, бросает игрокам по очереди мяч, а те должны назвать объекты, соответствующие указанному определению. Например: «Высокий». Дети перечисляют: «Жираф, шкаф, дом, человек, гора». Аналогично для других определений: длинный, узкий, короткий, низкий, большой, маленький, широкий.

Месяцы

Для игры нужны карточки, изображающие числа от 1 до 12. Дети разбирают карточки не глядя. Затем становятся в ряд соответственно полученным числам. Педагог говорит, что теперь ребята стали 12-ю месяцами года. Далее задает вопросы такого типа: «Третий месяц, какое твое имя? Апрель, какой ты по счету?».

На втором этапе игры педагог раскладывает на столе картинки, изображающие сезонные пейзажи и явления, соответствующие месяцам. Игроки разглядывают картинки, находят изображение, которое соответствует его месяцу.

Подсчитай на ощупь

Для игры нужны картонные полоски с пришитыми к ним бусинами в количестве от 2 до 10. Игроки становятся в ряд, заводят руки за спину, получают от педагога полоски. Руки остаются за спиной, смотреть на полоски нельзя. Игровая задача — подсчитать количество бусин.

Воспитатель называет произвольную цифру, например, 3. Ребенок, насчитавший у себя такое же количество бусин, поднимает руку, показывает всем полоску. Затем педагог меняет полоски у игроков, игра продолжается.

Когда это происходит?

Игра закрепляет представление о временных отрезках суток, о том, чем положено заниматься в разные часы. Для занятия нужно подготовить крупное изображение часов со сдвигаемой стрелкой, а также картинки, на которых показано, чем занимаются люди в разное время суток. Педагог передвигает стрелку на определенное время, а дети выбирают соответствующую картинку. Например, когда стрелка перемещена на час, дети выбирают изображение обедающей семьи.

Сравни ленты

Игра тренирует навык сравнения по внешним параметрам. Для занятия нужны 7 лент, в разной степени широких и длинных.

Разложив ленты, воспитатель спрашивает у детей:

  • сколько здесь лент;
  • одинаковые они или разные;
  • какая лента самая длинная, короткая, узкая, широкая;
  • разложите ленты, начиная от самой короткой, закончив самой длинной;
  • где в получившемся ряду находится самая широкая лента, а где самая узкая;
  • разложите ленты от самой узкой к самой широкой;
  • где в получившемся ряду находится самая длинная лента, а где самая короткая.

Подсчитай звуки оркестра

Для игры нужны знакомые дошкольникам музыкальные инструменты, по которым можно стучать: барабан, бубен, треугольник, игрушечный синтезатор. Сначала педагог демонстрирует воспитанникам, как звучат инструменты, затем прячет их за ширмой. Там воспитатель снова ударяет по определенному инструменту 2–5 раз, а дети должны сказать, что это звучало, сколько ударов они услышали. Игру можно усложнить, за раз ударять по 2–4 инструментам.

Угостимся фруктами

Игра учит делению на разноразмерные части, расширяет тематический словарь. Педагог приносит фрукты, например, персики. Сетует, что на всех угощения не хватит. Спрашивает, что предпринять, чтобы каждый получил по кусочку персика. Дети советуют: «Поделить». Далее объясняют, как делят фрукты: «Пополам». Педагог разрезает персики. Но угощения все равно не хватает на всех. Тогда дети советуют: «Нужно разделить каждую половину на две части. Получатся четвертинки». Вот теперь всем хватает угощения.

Роль дидактической игры на занятии по ФЭМП в подготовительной группе

Ребенок — это исследователь, который познает для себя окружающее пространство. Основные цели воспитателей и учителей — это найти подход и направление на изучение отдельных предметов.

При правильно поставленном педагогическом процессе ребята уже в младшем возрасте без усилий могут усвоить необходимый для изучения материал, развивать мышление.

Важно! Чем подготовленнее будет дошкольник, тем успешнее и понятнее для него будут школьные годы. Главной проблемой современности является эффективность при развитии способностей

Дети с высоким интеллектом способны лучше воспринимать материал, более уверены в себе. Большое значение в развитии отводится математике. В этом предмете быстрее, чем в других, развивается мышление

Главной проблемой современности является эффективность при развитии способностей. Дети с высоким интеллектом способны лучше воспринимать материал, более уверены в себе. Большое значение в развитии отводится математике. В этом предмете быстрее, чем в других, развивается мышление.

Понятие математических особенностей состоит из представления о форме, времени, величине. Эти навыки служат для формирования понятий о жизни и науке.

Усвоение материала

В дополнительной педагогике имеется большое количество методических материалов. Они нацелены на интеллектуальное развитие.

Для эффективного усвоения материала имеются дидактические игры по математике в подготовительной группе. Их методология достаточно точно описана в работах Е. И. Удальцовой и Ф. Фребеля. Основной плюс данных игр — это обучение. Они стимулируют развитие воображения и интеллекта, что является основой задачей обучения.

В игре для детей главной задачей является проявление активности, получение результата, победа.

Главное для детей в дидактической игре — это получение новых знаний.

При грамотно организованном обучении в начале года применяется определение уровня развития дошколят. Затем идет планирование дальнейшей работы:

  • выявление интереса и творческой задачи;
  • развитие логики и мышления;
  • определение умения сравнивать, обобщать и анализировать;
  • выявление способностей для определения математических связей.

С учетом этих составляющих создается перспективное планирование, главной целью которого является обобщение математических представлений.

Типы занятий

На примере игры «Сбор грибов» по Е. И. Удальцовой возможно сформировать такие связи, как «один» и «много». В такой игре дети узнают такие понятия, как круг, квадрат, треугольник. Главной задачей является определение типа фигур.

«Путешественники в лесу»

Упражнения по ФЭМП на тему «Путешественники в лесу»:

  • Возрастная категория: средняя группа.
  • Задача: правильное определение фигур.
  • Методические приемы: беседа, объяснение.

Ход проведения занятий:

  • Кто пришел к нам?
  • Зайка.
  • Он приглашает нас погулять в лес. В лес поедем на паровозике, только у нас нет колес.
  • Колесо — это круг.
  • Едем на паровозике по лесу. В лесу растут елочки. Они бывают высокие и низкие. Нужно показать руками выше и ниже.
  • Едем дальше, остановка. Стоит сундук. К нему нужен ключ. Замок выполнен в виде треугольника. Значит и ключ тоже должен быть в виде треугольника.
  • В сундуке лежит маленькая кукла. Кукла грустная. Почему?
  • У куклы рассыпались бусы. Надо помочь ей их все собрать.
  • Надевая бусы, ребята должны называть цвета бусинок.
  • В конце урока ребята обобщают, что они все вместе сделали.

Игры с математическим планшетом

В подготовительной группе на занятиях успешно используется эта популярная дидактическая игра (её изобрел ещё в середине 20 в. педагог из Египта Калеб Гаттергно). Пособие представляет собой резиночный конструктор. Традиционно на квадратной доске располагаются 25 штырьков (5х5), на которые натягиваются тонкие резинки разных цветов. Таким способом можно изображать различные силуэты: цифры, отрезки, геометрические фигуры.

Математический планшет универсален: он тренирует логическое и образное мышление, развивает познавательные способности будушего школьника. Прикрепляя резиночки к штырькам, малыш развивает мелкую моторику рук. В подготовительной группе вполне можно познакомить ребят с системой координат (это очень пригодится им во время обучения в школе).

Приведём примеры возможных дидактических игр с планшетом.

  1. Слуховой диктант. Педагог задаёт координаты, а дети по ним создают изображение.
  2. «Морской бой» (игра в паре).
  3. Загадки про геометрические фигуры: отгадку нужно выложить на планшете (позже задание усложняется — выкладываются более сложные предметные силуэты).

Такое увлекательно пособие пригодится не только для занятий математикой: дети могут выкладывать на нём буквы и «рисовать» резиночками красивые узоры и целые сюжетные картинки.

Фотогалерея: упражнения с математическим планшетом


Математический планшет знакомит воспитанников подготовительной группы с системой координат


Благодаря такому пособию дошкольники запоминают написание цифр


На математическом планшете можно изображать различные предметы и объекты окружающего мира

Цели игрового занятия по математике в детском саду и приёмы, актуальные для детей подготовительной к школе группы

Математические представления, формирующиеся у воспитанников подготовительной группы, без труда можно вписать в игровое действие, главная цель которого — вызвать у детей живой интерес. А когда он появится, то вместе с ним возникнет и желание более тесного знакомства с математикой. Так, например, можно не просто упражнять ребят в обратном счёте (от 20 к 1), а предложить их представить себя отважными космонавтами, которые находятся в ракете: тогда они с радостью будут отсчитывать секунды, оставшиеся до пуска.

Ещё одна ключевая цель игрового математического занятия в данном возрасте — создать творческое сотрудничество дошкольников и педагога. Здесь следует помнить о необходимости разнообразных наглядных материалов (в особенности по теме «количество и счёт»).

Лучший способ увлечь детей темой математического занятия — это игры, которые задействуют какого-либо сказочного героя. Например, воспитатель сообщает ребятам, что ночью в их группу прилетал Карлсон и оставил в подарок игрушки. Но поскольку герой большой шутник, он спрятал подарки, оставив только письмо с указанием, как их отыскать (делать шаги в каком-либо направлении), либо схему.

Игровые приёмы на математическом занятии в подготовительной группе часто связаны с интеграцией образовательных областей. Ведь переключение с одного вида деятельности на другой — это способ заинтересовать детей и снять усталость и напряжение. Так, математику легко можно связать с развитием речи, познанием окружающего мира и изобразительным творчеством.

Например, воспитатель предлагает дошкольникам вспомнить сказку «Федорино горе» К. Чуковского. Её основная тема — сбежавшая посуда. И вот её-то и нужно вернуть на место. Педагог заранее прячет в разных уголках групповой комнаты игрушечные тарелки, кружки, кастрюльки, ложки, вилки и пр. и сообщает, что всего должно быть 20 предметов посуды. Затем ребята могут слепить Федоре из пластилина ложку, которая сломалась, закрепив при этом знание цветов, а после обсудить, какая посуда понадобится героине для того, чтобы сварить борщ, приготовить блинчики.

Математическое занятие по развитию ориентировки в пространстве также можно связать с рисованием. Педагог предлагает дошкольникам изобразить картину, например, «Зоопарк» и поясняет, что каждый объект композиции должен находиться на определённом месте (вверху либо внизу, слева либо справа, также используются предлоги «перед», «сзади», между», «около»).

Полезная деятельность — аппликация из геометрических фигур, она может стать завершающей частью интегрированного занятия по математике в подготовительной группе. Всегда интересны работы по замыслу, когда дети сами выбирают объект изображения.

Интеграция математики и изобразительного искусства может быть одним из этапов занятия в подготовительной группе

Проведение игрового занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе

Очень интересны занятия в подготовительной группе, полностью построенные в игровой форме, — часто в виде сказки либо путешествия в вымышленную страну.

Мотивирующее начало

В игровом математическом занятии очень важно организовать увлекательное начало, которое заинтригует дошкольников и вызовет желание заниматься познавательной деятельностью. Цель педагога — удивить детей

Например, педагог показывает ребятам конверт, который прислала сама Королева Математика (конверт украшен геометрическими фигурами и цифрами). Она сообщает, что в царство математики проник хулиган-двоечник и натворил много плохих дел: поломал геометрические фигуры, испортил узоры из счётных палочек, а задачки решил с ошибками. Королева просит ребят всё исправить и навести порядок.

Королева Математика просит ребят о помощи

Другой вариант мотивации — Незнайка сломал ключ от Цветочного города и теперь не может попасть туда. Чтобы найти новый ключ, ему нужно преодолеть ряд испытаний. Дошкольники помогают ему это сделать.

В начале занятия воспитатель может предложить детям отправиться в путешествие, но сначала необходимо проверить их знания: назвать время года, месяц и день недели. Ну а чтобы самолёт заработал, нужно включить кнопке на пульте управления: предлагается карточка с цифрами, на которой нужно последовательно обвести числа (например, число, которое на 1 меньше, чем 8 и т.д.).

Педагог может предложить дошкольникам превратиться в космонавтов. Вначале предлагается загадка про планету Земля, дети вспоминают названия и других планет. Дети выкладывают из геометрических фигур космический корабль, а воспитатель назначает специалистов — пилота, радиста, связиста и пр.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий