Адыгский этикет

Принцип гостеприимства

Гостеприимство – обычай, берущий свое начало в глубокой древности. Он был и остается, в той или иной мере, обычаем всех народов земного шара.

Исключительная щедрость адыгов всегда привлекала внимание исследователей. «Если уорк видит на владельце хорошее платье, шапку или другое и пожелает иметь эту вещь, то владелец не вправе в том отказать» (Ногмов,1958,87)

«Черкесы нисколько не стесняются попросить то, что им нравится, и было бы смешно им отказать, т.к. любой имеет право попросить то, что у них есть» (Мариньи, стр.309). «Стоит только похвалить чекмень, лошадь или другую вещь, черкес тотчас вам ее дарит» (Сталь, 1900, 133) «Щедрость и отвага – лучшее у черкесов средство приобрести известность…» (Хан-Гирей, 1974, 298)

Наивысшее свое воплощение находит щедрость адыгов в обычае гостеприимства, в этом «замечательном украшении человечества в эпоху варварства» (Л.Морган. 1934,34).

Гостеприимство черкесов широко известно и описано как в дореволюционной, так и послереволюционной литературе. Его не следует смешивать с куначеством – правом покровительства и защиты. Оно состоит «в принятии и угощении посетителей и проезжающих, останавливающихся для отдохновения или для ночлега в доме знакомого или даже вовсе незнакомого им человека» (Люлье, 1859, 33)

У адыгов, насколько можно судить по эпосу, гостеприимство поощрялось языческими богами. Они сами показывали пример гостеприимства, приглашая на свои пиршества выдающихся людей. Прием и угощение гостя – одна из форм приобретения псапэ. Последнее надо понимать не просто как добро или добродетель, но как особую реакцию благорасположения и отпущения грехов Богом. Стало быть, нарушать принцип гостеприимства грешно. Не зря Хан-Гирей пишет: «Черкесы вообще, принимая гостей, уверены в том, что делают угодное творцу» (1836, 326).

Сверх того, соблюдение принципа гостеприимства строго контролировалось общественным мнением. Нарушивших его подвергали «суду и наказанию» (Ногмов, 1958, 79), они «делаются предметом народного презрения, честные люди теряют к ним уважение и гнушаются их сообществом, на каждом шагу оскорбительные упреки встречают их…» (Хан-Гирей, 1836, 325). И в настоящее время ведущую роль в поддержании гостеприимства играет мнение общественности: соседей, знакомых, родственников, самих гостей.

Гостеприимство всегда занимало важное место в быту адыгов. Оно стимулировало и облегчало передачу культуры от одного поколения к другому

Наконец, гостеприимство способствовало трансляции и освоению культурных ценностей других, прежде всего соседних, народов. Можно поэтому согласиться с тем, что кунацкая – своего рода общественное учреждение, принадлежавшее первоначально всей общине (Магомедов, 1974, 29).

«Здесь впервые исполнялись… новые героические песни, делились новостями, молодежь обучалась песням, пляскам, политике, мудрости, истории, рыцарскому этикету – всему, что необходимо молодому аристократу, а в новое время – вообще молодому адыгу. Кунацкая была и рестораном, и концертным залом, и кабинетом, где решались политические проблемы, и университетом для подрастающего поколения» (Налоев, 1976).

В настоящее время, уступив свои функции другим социальным институтам и учреждениям, гостеприимство утратило свое былое общественное значение, стало менее изысканным и пышным, более глубоким и обобщенным.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. 1.Арутюнов С.А. Кавказское застолье как социальный регулятор//Одиссей. Человек в истории. М., 1999.
  2. 2.Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик, 1978; Мыжей М. Адыгэ хабзэмрэ ди зэманымрэ. Черкесск, 1980; Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов. Нальчик, 1990; Ханаху Р.А., Цветков О.М. Культурно-этнический феномен адыгагъэ. К постановке проблемы//Философия и социология в республике Адыгея. Вып.1. Майкоп, 1995; Унежев К.Х. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик, 1997.
  3. 3.Бгажноков Б.Х. Этика Ж.Казаноко и духовная атмосфера Кабарды в ХУШ столетии//Жабаги Казаноко. Материалы конференции. Нальчик, 1987.
  4. 4.В Кабардино-Балкарии с подачи работников СМИ этот термин используется в значении “культура”, например: щэнхабзэм и министр – “министр культуры”. При этом произошла неоправданная подмена данным словом другого, созвучного ему термина – щlэнхабзэ, также предложенного мной (См.: Бгъэжьнокъуэ Б. Адыгэ хабзэ щlэин//1уащхьэмахуэ, 1990, №2) Следует подчеркнуть в данной связи, что внутренняя форма слова щlэнхабзэ (“приемлемый, предпочтительный, необходимый способ действия”) как нельзя лучше отвечает значению слова культура, современным представлениям о содержании данного понятия. В то же время слово щэнхабзэ (“нормы, способы нравственного поведения”)  не вполне соответствует значению “культура”.
  5. 5.Кешев А. Характер адыгских песен // Избранные произведения адыгских просветителей. Нальчик, 1980. С. 125.
  6. 6.Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Становление и развитие гуманистической педагогики. Ростов н/Д, 1997.
  7. 7.Мамхегова Р.А. Указ. соч. с.7; МафIэдз С.Хь. Адыгэ хабзэ. Налшык, 1997.н.47; Думанов Х.М., Кетов Ю.М. Адыгэ хабзэ и суд в Кабарде во второй половине XVII-XIX в. Нальчик, 2000. с.28;. .: Мафедзев С.Х. Адыги. Обычаи, традиции (Адыгэ хабзэ). С. 9; Думанова Ф.Х. Адыгэ хабзэ// Вестник КБИГИ, Вып.8, Нальчик, 2001,  С. 106.
  8. 8.Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов. Нальчик, 1990. С. 229.
  9. 9.Последняя работа С.Х. Мафедзева  в этом  отношении еще более показателна и может служить хорошим пособием по целиком неверному представлению сути адыгского этикета. См.: Мафедзов С.Х. Адыги. Обычаи, традиции (Адыгэ хабзэ). Нальчик, 2000.
  10. 10.Ханаху Р.А., Цветков О.М. Культурно-этнический феномен адыгагъэ: К постановке проблемы// Философия и социология в республике Адыгея. Вып.1. Майкоп, 1995;Касландзия И.В. Адыгагъэ и апсуара: адыго-абхазские культурно-этнические параллели// Философия и социология в республике Адыгея. Вып.1. Майкоп, 1995; Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. Нальчик, 1999.
  11. 11.Шоров И.А. Идеи нравственного воспитания в адыгском устном народном творчестве. Ростов н/Д, 1977; Он же: Адыгская народная педагогика. Майкоп, 1989; Загазежев М.Т. Очерки по народной педагогике адыгов. Нальчик, 1996; Мамхегова Р.А. Очерки об адыгском этикете. Нальчик, 1993; Мэмхэгъ Р. Лъэпкъым и цlыху бгъэсэнум. Налшык,

_____________________________________________________________________________________

Бгажноков Барасбий Хачимович., доктор исторических наук, директор Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН

Требования этикета по отношению к гостю у адыгов

Важным требованием, которое затрагивало не только хозяев, но и гостей, являлось приветствие. Для очередности приветствий необходимо учитывать возраст и пол. Идущий здоровается первым. Он приветствует старшего человека мужского пола. После мужчин здороваются с женщинами. Друг с другом здороваются рукопожатиями, ладонь к ладони, не касаясь друг друга кончиками пальцев.

Долго и пристально смотреть друг другу в глаза считается невоспитанностью или плохим воспитанием.

Адыгский этикет – это духовное, историческое явление, которое помогает построить концепцию самосознания адыгского народа. Многие другие народы восхищаются этикетом адыгов, а также перенимают большое количество принципов, внедряя их в свою жизнь.

Что включает в себя понятие адыгский этикет

Основой данного понятия является почтительность. Она является главным правилом гостеприимства. Однако помимо этого существуют несколько частных, инструментальных принципов, которые бывают стратификационными, а также фатическими.

Стратификационные принципы включают в себя:

  • уважение старших;
  • уважение женщин;
  • уважение гостей;
  • уважение детей;
  • уважение самого себя.

Главной необходимостью стратификационных принципов является уделение особого внимания и особого почтения к определенной категории лиц – к тем, кто должен быть удостоен особого отношения.

Фатические же принципы базируются на стиле, а также тоне этикетного поведения. Сюда входят такие качества, как:

  • доброжелательность;
  • скромность;
  • артистичность.

Такие факторы помогают акцентировать внимание на потребности в развлечении гостя, удивлении его своими хорошими манерами и осведомленностью во всех аспектах этикета.

Доброжелательность помогает выбрать средства и приемы общения, которые будут сигнализировать о дружественном расположении.

Артистичность позволяет сделать общение ярким, живым и изысканным, предусматривая применение различных интересных и красочных приемов.

Благодаря скромности появляются такие важные качества, как учтивость, деликатное, тактичное отношение к гостю.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий