Игры по звуковой культуре речи в средней и подготовительной группах

Развиваем фонематический слух

Развитие фонематического слуха позволяет детям четче различать фонемы в речи. Другими словами, этот вид слуха способствует пониманию смысла, сказанного собеседником. Если слух нарушен, то дошкольник не сможет правильно запоминать и писать без ошибок.

Обратите внимание! Развить фонематический слух нужно как можно раньше, чтобы в школе не было проблем. Если дошкольник не слышит правильность произношения, то и грамотность развить невозможно

При это звук может вообще не слышаться (луг—уг) или слышаться неправильно (жук-щук).

Развивать фонематический слух можно, применяя:

  • игры на определение первого звука в слове;
  • игры на определение места звука в слове;
  • наглядность (картинки) в играх;
  • игры на соответствие картинки и слова;
  • на поиск звука (где звук «З»? Кошка и заяц).

При игре нужно проверять, понял ли игрок значение слова. Поэтому можно задавать наводящие вопросы:

  • для чего это нужно?
  • какого это цвета?
  • из чего сделано? ит.д.

Также нужно подбирать слова с сильной согласной: суП, но не зуБ. Также для развития фонематического слуха в средней группе нельзя использовать гласные, дающие два звука в некоторых позициях: Я (й, а), Е (й, э), Ю (й, у), Ё (й, о). Если дошкольник путается в слове, то необходимо советовать родителям обратиться к логопеду, так как проблема может оказаться глубже (дизартрия).

Занятие развитие речи в средней группе

Планирование занятий должно выполняться согласно методическим рекомендациям.

Занятия по сказкам

Структура занятия

Каждое занятие должно проводиться по определенной схеме:

  1. Организационная вводная часть — характеризуется мотивирующим и стимулирующим характером. Основной задачей воспитателя на данном этапе является настрой детей на работу и пробуждение в них интереса в теме.
  2. Практическая часть — воспитатель устанавливает задачи, объясняет суть задания.
  3. Активная работа — происходит выполнение детьми задания в совокупности со словесной оценкой деятельности воспитанников.
  4. Подведение итогов — целью педагога является обращение внимания детей на результат.

Дидактические игры по логопедии для дошкольников

Картотека игр по звуковой культуре речи в средней группе

Картотека игр обязательна для средних групп. Игры должны отбираться по требованиям ФГОС ДО:

  • подходить возрасту детей;
  • быть разнообразными;
  • быть безопасными;
  • быть доступными для детей и т.д.

Звуковая культура в средней группе

Подбирая задания для упражнений, педагог должен подготовить и наглядные пособия. Дети среднего дошкольного возраста с легкостью запоминают вещи, которые преподносятся ярко, с опорой на зрительное подкрепление. Педагог должен проводить упражнения краткосрочно. А играть можно индивидуально или в группе

При этом детям с ограниченными возможностями здоровья требуется отдельное внимание и больше времени

Игры для картотеки можно изготовить самостоятельно, а можно приобрести. Сегодня специализированные магазины предлагают большой выбор пособий по развитию речи. Если в группе есть сложные дети, то стоит пригласить логопеда для соответствующей диагностики.

Применение игр для развития ЗКР

Ведущим видом деятельности у детей среднего дошкольного возраста является игровая. Поэтому развитие речевой культуры должно происходить в соответствующей форме.

Что развивают игры по ЗКР?

Истоки неправильной речи закладываются еще до рождения ребенка, а также в период его роста в раннем возрасте. Перед тем, как приступить к упражнениям, необходимо развивать и мелкую моторику руки. Развитие мышц верхних конечностей сильно влияет на речь.

Задачи развития культуры речи:

  • правильное произношение звуков и решение логопедических проблем;
  • постановка хорошей дикции;
  • развитие силы голоса и умения управлять темпом, громкостью речи;
  • формирование уверенности в себе, в своих коммуникативных навыках;
  • формирование фонематического восприятия;
  • развитие органов дыхания;
  • развития интонационных средств.

Игровые приемы включаются в различные виды деятельности детей. Педагог должен способствовать развитию речевой культуры в течение всего дня в саду: в режимных моментах, в непосредственной образовательной деятельности, на прогулках, досуговых мероприятиях и т.д.

Существует определенная последовательность развития речевой культуры:

  • развитие фонематического слуха;
  • уточнение и закрепление звука;
  • закрепление звуков в словах;
  • подбор слов по заданному звуку.

Данная последовательность применяется в средней группе. При этом упражнения всех четырех этапов нужно повторять весь учебный год.

Готовимся к школе

Весь первый класс дети работают над умением выделять звуки в слове. Учебно-методические комплексы школы составлены таким образом, чтобы дети закрепили этот материал. Поэтому в класс дошкольник должен прийти уже подготовленным, знающим и умеющим определять основные звуки.

Определяем количество слогов в слове

Игры на определение количества слогов различны:

  • «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги» — дидактическая игра с дорожной картой и карточками со словами;
  • «Слоговая линейка (конверт с линейкой и кружочками, где кружки — части слова);
  • «Слова потерялись»— словесная игра. Педагог говорит слово нараспев, а участник должен определить, что за слово потерялось в этих слова: ма-ма-ла-па-пал-ка-ли-са и т.д.;
  • «Сосчитай слоги» — дидактическая игра. Взрослый произносит слово, а дети выкладывают счетные палочки по количеству слогов.

Важно! В работе должны использоваться игры разных видов. Это позволит наиболее полно развивать навыки звуковой речи

Количество слогов в слове

Учимся говорить тихо

Дошкольники редко умеют контролировать громкость своей речи, поэтому работа педагога должна скорректировать такое умение. Основными играми являются:

  • «Тише-громче»: участник говорит одно и тоже слово сначала громко, а затем тише и тише;
  • «Тише мыши — кот на крыше» (подвижная игра): дети хаотично бегают и кричат, затем педагог проговаривает стихотворение, и дети должны разговаривать тише;
  • «Идите снами играть». Педагог начинает игру: «Сейчас мы пойдем гулять. На улице прекрасная погода, поэтому давайте позовем наших друзей. Крикнем громко: Заяц, Лисичка!!! Выходите гулять!!! Ой, а вот еж живет рядом с берлогой медведя и его нужно звать очень тихо: ежик». Игра повторяется с разными персонажами.

Обратите внимание! Игры по звуковой культуре речи, могут использоваться в средней группе и на прогулках, и в режимных моментах. Особенно эффективно применять их при сборах на прогулку, на занятиях физкультурой, так как в эти моменты дети начинают вести себя громко

Тренируем внимание

Звуковая культура речи невозможно без развитого внимания

Как показывает опыт большинства педагогов, внимание детей даже в подготовительной группе не устойчиво. Особую роль играет слуховое внимание:

  • «Где звенит?»: выбирают ведущего, который встает вкруг. Воспитатель ходит по группе и звонит, а ребенок должен отгадать, где именно звенит колокольчик;
  • «На чем играю?»: педагог выбирает звучащие инструменты: бубен, колокольчик, треугольник, трещотка и прочие. Участник встает спиной, а воспитатель по очереди играет на инструментах. Нужно отгадать, на чем играет педагог.

Игр на слуховое внимание много. При этом арсенал нужно постоянно менять и дополнять

Это позволит поддерживать интерес детей. Как правило, музыкальные игры очень нравятся ребятам.

Учимся говорить правильно

Дети старшего дошкольного возраста часто имеют логопедические проблемы:

  • не выговаривают буквы;
  • не выговаривают окончания слов;
  • в сложных словах менять слоги местами.

Обратите внимание! Часто проблема переходит в начальную школу. Те звуки, которые ребенок не слышит, он и не пишет

Например, слово «Рыба» может быть написано, как «Ыба» или «Лыба». Такие проблемы должен решать логопед совместно с неврологом.

Каталог игр на развитие правильной речи:

  • «Кто как кричит» (по А.Барто);
  • «Придумай предложение». Педагог говорит: «Я скажу слово, а вы придумайте с ним предложение»;
  • «Подбери слова». Педагог говорит слово-глагол или существительное, а дети должны подобрать к нему множество подходящих вариантов: Завязывать: шнурок, веревку, узел и т.д.

Игр множество. Для поиска можно обратиться к логопедическим пособиям и картотекам игр для развития речи. Каждый дошкольник, в том числе, и дети с ОВЗ должны иметь развитую речь.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий