Значение дидактических игр для подготовительной группы

Значение дидактических игр в подготовительной группе детского сада

Обучающие (дидактические) игры в детском саду — это условные ситуации, организованные в игровой форме и имеющие познавательную ценность. При этом образовательная цель реализуется посредством игровых действий воспитанников. К примеру, чтобы помочь медвежонку стать школьником, ребята должны научить его считать, а для этого, по правилам игры, сначала «учителя» по очереди берут по одной вишенке, кладут её в корзинку, называя при этом порядковый номер лакомства и завершая каждый раз подсчётом общего количества ягод.

Дидактические игры учат дошкольников учиться

Цели и задачи дидактических игр

Целевыми направлениями организации и проведения дидактических игр являются:

  • развитие воображения, наблюдательности, памяти, а также скорости мышления;
  • отработка алгоритмов выполнения последовательности учебных действий (например, чтобы прочитать слово, потребуется разбить его на слоги, а для решения простых арифметических примеров на сложение и вычитание нужно сначала выполнить действия на счётных палочках);
  • работа над развитием произвольного внимания, его концентрацией и переключаемостью;
  • подготовка руки к письму;
  • развитие речи;
  • воспитание чувства сопричастности к коллективу, состоящему из сверстников и взрослых;
  • поощрение инициативы в поиске нестандартных решений дидактических заданий.

Соревновательные дидактические игры развивают у старших дошкольников целеустремлённость и волю к победе

На реализацию этих целей направлено систематическое решение таких задач, как:

  • развитие умения сравнивать объекты по разным признакам (например, по общей принадлежности — овощи, фрукты, по частным деталям — сезону созревания, месту произрастания и пр.);
  • расширение словарного запаса, а также набора невербальных средств выразительности (мимики, жестов);
  • отработка навыка классификации по внешним признакам (игрушки по форме, цвету), а также по назначению (тетради, ручки используются в учебной деятельности, а веники, лопаты — в трудовой);
  • автоматизация умения определять объект по одному-двум основополагающим признакам (например, сумчатое животное, живущее в Австралии — кенгуру);
  • тренировка навыка быстро запоминать последовательность, расположение предметов, указывать на лишний в ряду и объяснять свой выбор (к примеру, в игре «Третий лишний» дети определяют, что в ряду «дорожный знак, колпак волшебника, циферблат часов» лишним будет последнее, так как первые 2 треугольной формы).

В играх ребята учатся сравнивать, анализировать, объяснять

Психолого-педагогические требования к играм

Поскольку обучение — это первостепенный компонент цели образовательного учреждения, дидактические игры, благодаря разнообразию содержания и многообразию форм проведения, организуются на всех занятиях. При этом подготовка и проведение игр должны строиться на основании требований, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС):

  • Игра должна соответствовать возрасту, уровню развития детей и учебно-воспитательным задачам занятия, на котором проводится. Например, выполнение простых арифметических операций на счётных палочках определено программой, но это должны быть примеры в одно действие, потому что более сложные арифметические операции дошкольникам будет выполнить сложно. С другой стороны, использование этого же материала для составления геометрических фигур — слишком простое задание для ребят 6–7 лет, приемлемое лишь в начале года в качестве повторения изученного материала.
  • Любая игра должна быть методически оправданной, то есть иметь цели, задачи и чётко сформулированный порядок выполнения игровых действий.

Игра должна быть интересной детям 6–7 лет и соответствовать уровню их развития

Методика классификации

Есть несколько критериев классификации игр и разделения их на группы. Это дает возможность подобрать занятие, максимально подходящее под конкретные педагогические задачи.

Самостоятельное занятие

Подбор материалов для занятий

В зависимости от содержания занятия делятся на различные виды, направленные на совершенствование того или иного навыка у детей. В соответствии с этим используются различные материалы, такие как:

  • игрушки;
  • картинки;
  • различные бытовые предметы;
  • настольные игры, распечатать которые можно самостоятельно.

Роль воспитателя в организации игр

Исходя из типа занятия, уровня подготовки группы и их самостоятельности, влияние воспитателя на процесс может быть как основным, например, в качестве ведущего, так и второстепенным, когда он наблюдает со стороны и лишь при необходимости направляет действия в нужное русло.

Цели игрового занятия по математике в детском саду и приёмы, актуальные для детей подготовительной к школе группы

Математические представления, формирующиеся у воспитанников подготовительной группы, без труда можно вписать в игровое действие, главная цель которого — вызвать у детей живой интерес. А когда он появится, то вместе с ним возникнет и желание более тесного знакомства с математикой. Так, например, можно не просто упражнять ребят в обратном счёте (от 20 к 1), а предложить их представить себя отважными космонавтами, которые находятся в ракете: тогда они с радостью будут отсчитывать секунды, оставшиеся до пуска.

Ещё одна ключевая цель игрового математического занятия в данном возрасте — создать творческое сотрудничество дошкольников и педагога. Здесь следует помнить о необходимости разнообразных наглядных материалов (в особенности по теме «количество и счёт»).

Лучший способ увлечь детей темой математического занятия — это игры, которые задействуют какого-либо сказочного героя. Например, воспитатель сообщает ребятам, что ночью в их группу прилетал Карлсон и оставил в подарок игрушки. Но поскольку герой большой шутник, он спрятал подарки, оставив только письмо с указанием, как их отыскать (делать шаги в каком-либо направлении), либо схему.

Игровые приёмы на математическом занятии в подготовительной группе часто связаны с интеграцией образовательных областей. Ведь переключение с одного вида деятельности на другой — это способ заинтересовать детей и снять усталость и напряжение. Так, математику легко можно связать с развитием речи, познанием окружающего мира и изобразительным творчеством.

Например, воспитатель предлагает дошкольникам вспомнить сказку «Федорино горе» К. Чуковского. Её основная тема — сбежавшая посуда. И вот её-то и нужно вернуть на место. Педагог заранее прячет в разных уголках групповой комнаты игрушечные тарелки, кружки, кастрюльки, ложки, вилки и пр. и сообщает, что всего должно быть 20 предметов посуды. Затем ребята могут слепить Федоре из пластилина ложку, которая сломалась, закрепив при этом знание цветов, а после обсудить, какая посуда понадобится героине для того, чтобы сварить борщ, приготовить блинчики.

Математическое занятие по развитию ориентировки в пространстве также можно связать с рисованием. Педагог предлагает дошкольникам изобразить картину, например, «Зоопарк» и поясняет, что каждый объект композиции должен находиться на определённом месте (вверху либо внизу, слева либо справа, также используются предлоги «перед», «сзади», между», «около»).

Полезная деятельность — аппликация из геометрических фигур, она может стать завершающей частью интегрированного занятия по математике в подготовительной группе. Всегда интересны работы по замыслу, когда дети сами выбирают объект изображения.

Интеграция математики и изобразительного искусства может быть одним из этапов занятия в подготовительной группе

Приёмы проведения дидактических игр со старшими дошкольниками

Проведение обучающих игр в подготовительной группе ДОУ предполагает использование трёх групп приёмов.

Словесные приёмы

Основная задача речевого развития детей 6–7 лет — сформировать целостный речевой образ, то есть достаточный словарный запас и набор невербальных средств выразительности. Предполагается, что будущие школьники к концу обучения в ДОУ научатся доказательно высказывать своё мнение, аргументировано соглашаться или опровергать те или иные предположения. Таким образом, звучащая речь в работе с воспитанниками подготовительной группы имеет ключевое значение.

Объяснение

Этот приём не только разъясняет условия игры, но и показывает ребятам модель последовательного составления высказываний

Важно, что воспитатель уточняет те или иные этапы игры по ходу развития игрового сюжета

Загадки

Приём, традиционно используемый для мотивации воспитанников. Загадки позволяют логично и быстро перейти от непосредственной учебной деятельности к игре. Например, при изучении темы «Съедобные и несъедобные грибы» на ознакомлении с окружающей средой перед тем, как ребята будут на скорость распределять грибы между двумя группами — съедобными и несъедобными, можно предложить детям отгадать загадки:

  • Разместился под соснойЭтот гриб, как царь лесной.Рад найти его грибник.Это — белый… (Боровик).
  • Догадайтесь-ка, ребята:Шляпка у него мохната.Гриб, как розовое ушко.Как зовут его? (Волнушка).
  • С ним в лесу никто не дружен,И в лукошке он не нужен.Мухи скажут: «Это мор!».В красной шляпке… (Мухомор).
  • На грибы она сердитаИ от злости ядовита.Вот лесная хулиганка!Это — бледная… (Поганка).

Короткие истории

На своём опыте я убедилась, что небольшие по объёму сказки-рассказки перед игрой — самый удобный мотивационный приём

С его помощью педагогу удаётся полностью завладеть вниманием ребят и мотивировать их на дальнейшую деятельность. Причём необязательно придумывать истории, напрямую связанные с игрой, сюжет может касаться её опосредованно

Например, когда герой попадает в сложную ситуацию, чтобы его выручить, моим воспитанникам приходится участвовать в игре или играх. Так, при изучении букв я рассказываю детям о том, что такой же материал сейчас проходят Лунтик с Кузей. Только вот огорчение: Кузя 2 дня жил у бабушки, которой помогал по хозяйству, и пропустил несколько занятий. Давайте поможем Лунтику объяснить другу, какие звуки мягкие, а какие твёрдые. И для этого сыграем в игру «Волшебный мешочек»: Лунтик будет доставать карточку с изображением, а вы, проговаривая слово, определять, твёрдый или мягкий звук стоит в начале.

Короткие истории можно придумывать не только о животных, сказочных персонажах, но и о фруктах, овощах

Чтение

В 6–7 лет многие дети в группе уже умеют читать

Это важное умение можно использовать и в играх. Например, при повторении правил игры ребята могут зачитывать короткие описания игровых действий, обозначенных на картинках

И, конечно, педагог сам зачитывает отрывки рассказов или сказок, связанных с сюжетом игры. Важный нюанс: зачитываемые эпизоды не должны быть слишком длинными, иначе детям будет сложно переключиться и настроиться на игру.

Многие дидактические игры в ДОУ строятся на сюжетах предварительно прочитанных с воспитанниками произведений

Наглядные приёмы

Наглядно-образное восприятие мира, в отличие от только формирующегося абстрактного, у дошкольников является ведущим. Для того чтобы совместить эти способы восприятия информации, воспитатель обеспечивает наличие:

  • картинок-иллюстраций этапов конкретной игры с изображениями детей или персонажей, играющих в неё;
  • демонстрационного материала (видео с инструкциями, собственный пример, когда взрослый проигрывает каждый этап, показывая образец выполнения того или иного действия).

Практические приёмы

Игра сама по себе реализуется на практике. Однако педагог даёт ребятам задания ещё и творчески осмыслить новую игру в форме:

  • рисунков (к примеру, зарисовать героев игры);
  • аппликаций (этот приём весьма эффективен после отработки игр по формированию элементарных математических представлений, дети с удовольствием вырезают и наклеивают цифры с отработанным арифметическим действием — сложением, вычитанием);
  • поделок (этот приём позволяет изготовить атрибуты для игры, к примеру, каштаны в качестве пешеходов на макете проезжей части).

Итогом серии тематических игр может быть групповая поделка воспитанников

Проведение игрового занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе

Очень интересны занятия в подготовительной группе, полностью построенные в игровой форме, — часто в виде сказки либо путешествия в вымышленную страну.

Мотивирующее начало

В игровом математическом занятии очень важно организовать увлекательное начало, которое заинтригует дошкольников и вызовет желание заниматься познавательной деятельностью. Цель педагога — удивить детей

Например, педагог показывает ребятам конверт, который прислала сама Королева Математика (конверт украшен геометрическими фигурами и цифрами). Она сообщает, что в царство математики проник хулиган-двоечник и натворил много плохих дел: поломал геометрические фигуры, испортил узоры из счётных палочек, а задачки решил с ошибками. Королева просит ребят всё исправить и навести порядок.

Королева Математика просит ребят о помощи

Другой вариант мотивации — Незнайка сломал ключ от Цветочного города и теперь не может попасть туда. Чтобы найти новый ключ, ему нужно преодолеть ряд испытаний. Дошкольники помогают ему это сделать.

В начале занятия воспитатель может предложить детям отправиться в путешествие, но сначала необходимо проверить их знания: назвать время года, месяц и день недели. Ну а чтобы самолёт заработал, нужно включить кнопке на пульте управления: предлагается карточка с цифрами, на которой нужно последовательно обвести числа (например, число, которое на 1 меньше, чем 8 и т.д.).

Педагог может предложить дошкольникам превратиться в космонавтов. Вначале предлагается загадка про планету Земля, дети вспоминают названия и других планет. Дети выкладывают из геометрических фигур космический корабль, а воспитатель назначает специалистов — пилота, радиста, связиста и пр.

Как оформить уголок дидактических игр в подготовительной группе

Для полноценного развития ребёнка в группе должна быть методически грамотно организована предметно-развивающая среда. Одну из центральных позиций в ней занимает уголок дидактических игр — зона, в которой представлены материалы для игровой деятельности

При этом важно учесть, что некоторые игровые объекты располагаются в соответствующих тематических зонах. Так, пазлы с домашними и дикими животными, являясь материалами для обучающих игр, находятся в экологическом уголке

Поэтому уместно говорить не об отдельной зоне для дидактических игр, а о материалах, которыми в подготовительной группе детского сада обеспечивается этот вид образовательной деятельности:

  • пазлы разных форм и размеров;
  • наборы тематических картинок (в том числе и с изображениями геометрических фигур);
  • мозаики;
  • кубики двух видов — с буквами/цифрами и те, что можно использовать для размещения на них разных картинок по теме (к примеру, с изображениями растений, животных);
  • настольно-печатные игры (лото, домино, бродилки, изображения лабиринтов на картоне);
  • материалы для математических игр (счётные палочки, карточки с цифрами и пр.);
  • мячик (например, для передачи эстафеты);
  • коробка с природными материалами;
  • 1–2 игрушки;
  • листы бумаги, карандаши, фломастеры;
  • книги с прозаическими и поэтическими текстами.

Если размеры помещения позволяют, то желательно разместить несколько столов и стульев непосредственно около уголка дидактических игр, чтобы детям не приходилось носить игровые материалы (особенно с мелкими деталями: мозаики, пазлы) через всю комнату.

Дидактические игры как тема по самообразованию воспитателя подготовительной группы

ФГОС установлено, что на протяжении всей своей профессиональной деятельности педагог занимается самообразованием, то есть повышением уровня знаний, умений и навыков, необходимых для взаимодействия с воспитанниками, родителями и коллегами. Дидактические игры в качестве вопроса по самообразованию педагога подготовительной группы представлены в рекомендованном ФГОС перечне методических вопросов и прямо, и опосредованно.

Примеры тем по самообразованию воспитателя подготовительной группы в данном направлении:

  1. Дидактическая игра как форма обучения детей старшего дошкольного возраста.
  2. Руководство игровой деятельностью детей подготовительной группы.
  3. Дидактические игры в обучении детей грамоте, основам математики.
  4. Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.
  5. Игра как средство общения дошкольников.
  6. Игровая деятельность детей на этапе перехода от дошкольного к младшему школьному детству.
  7. Развитие игровой деятельности у детей подготовительной группы.
  8. Развитие математических способностей старших дошкольников посредством дидактической игры.
  9. Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры.
  10. Преемственность дошкольного и начального образования.
  11. Формирование навыков безопасной жизнедеятельности дошкольников посредством дидактических игр.

Все те новые методические приёмы, с которыми педагог сталкивается теоретически, нужно опробовать на практике

Как разрабатывается тема по самообразованию

Работа по самообразованию, будучи непрерывной, подразумевает ежегодную разработку новой темы. При этом обычно тематика носит сквозной характер и с каждым разом лишь немного видоизменяется. Рассмотрение дидактических игр в качестве основного или сопутствующего элемента темы по самообразованию так же, как и любая другая тема, требует выполнения определённого алгоритма работы:

  1. Освоение теории. Этот этап длится с августа по сентябрь и включает изучение литературы по проблеме, формулировку целей и задач работы, составление системы реализации теории на практике, а также прогноз конечного результата и формы отчёта.
  2. Практика, то есть проведение дидактических игр на занятиях с целью освещения того или иного аспекта работы с ними, а также коррекционные мероприятия, связанные с ошибками введения игр в учебно-воспитательный процесс.
  3. Этап подведения итогов. Оценка результатов может быть промежуточной, то есть в процессе работы, и финальной, которая проводится в апреле–мае. Итоговый отчёт обычно представлен презентациями, смонтированными видеороликами, фотоотчётами, а также печатными работами педагога, составлением самоанализа.

Наиболее продуктивной формой усвоения детьми программного содержания учебных дисциплин является дидактическая игра. Она даёт возможность ребятам не только получить знания, но и приобрести опыт социализации и коммуникации. Эти преимущества доступны только в том случае, если педагогом обучающая игра была тщательно спланирована, организована и проведена с привлечением подходящих материалов предметно-развивающей среды. А помочь воспитателю в теоретическом освоении этих вопросов может работа над темой по самообразованию, прямо или опосредованно связанная с дидактическими играми.

Дидактические занятия как тема для самообразования педагога

Воспитатель детского дошкольного учреждения на протяжении всей профессиональной деятельности постоянно самосовершенствуется, отрабатывает и улучшает речь и методику взаимодействия с детьми и их родителями. И дидактические занятия в этом играют существенную роль, облегчая процесс обучения юных подопечных. Самообразование по этой теме возможно путем прочтения соответствующей литературы.

Не секрет, что наиболее удачной формой усвоения материала дошкольниками является дидактическая игра. Это достигается только при правильном оформлении, планировании и подаче материала педагогом, поэтому очень важным фактором является непрерывное саморазвитие воспитателя.

Игры с математическим планшетом

В подготовительной группе на занятиях успешно используется эта популярная дидактическая игра (её изобрел ещё в середине 20 в. педагог из Египта Калеб Гаттергно). Пособие представляет собой резиночный конструктор. Традиционно на квадратной доске располагаются 25 штырьков (5х5), на которые натягиваются тонкие резинки разных цветов. Таким способом можно изображать различные силуэты: цифры, отрезки, геометрические фигуры.

Математический планшет универсален: он тренирует логическое и образное мышление, развивает познавательные способности будушего школьника. Прикрепляя резиночки к штырькам, малыш развивает мелкую моторику рук. В подготовительной группе вполне можно познакомить ребят с системой координат (это очень пригодится им во время обучения в школе).

Приведём примеры возможных дидактических игр с планшетом.

  1. Слуховой диктант. Педагог задаёт координаты, а дети по ним создают изображение.
  2. «Морской бой» (игра в паре).
  3. Загадки про геометрические фигуры: отгадку нужно выложить на планшете (позже задание усложняется — выкладываются более сложные предметные силуэты).

Такое увлекательно пособие пригодится не только для занятий математикой: дети могут выкладывать на нём буквы и «рисовать» резиночками красивые узоры и целые сюжетные картинки.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий