Обучение дошкольников чтению – что дает, когда можно начинать учить

Как часто стоит заниматься с ребенком

Залог успеха в освоении любого навыка лежит в регулярности. Чем регулярнее занятия, тем лучше. Но и не зря говорят, что повторенье — мать ученья

Так что не стоит забывать о важности повторения уже изученного ранее материала

Большинство методичек предлагает 15-20-ти минутные занятия с детьми младшего дошкольного возраста ежедневно, но этот сценарий подойдет не всем.

Некоторым малышам чтение дается сложно — как сам процесс, так и занятия в целом. Нельзя забывать, что каждый ребенок является личностью со своими вкусами, предпочтениями, увлечениями. Чтение может не нравиться ребенку и это не страшно.

Чтобы ребенку нравились занятия его нужно заинтересовать

В случаях, когда малышу трудно даются занятия, опускать руки рано. Имеет смысл делать перерывы между занятиями в 1-2 дня.

Важно! Так же родителям стоит помнить, что в подготовительных группах ДОУ воспитателя тоже занимаются с детьми. Не стоит перегружать ребенка, когда он хорошо позанимался в садике, иначе ему быстро надоест

Игры для обучения чтению

При помощи кубиков или карточек с буквами и слогами можно играть с ребёнком в разные обучающие игры. Приведём несколько для примера. 

Гаражи

Возьмите слово из 3–4 слогов и выложите на полу карточки с ними в случайном порядке. Объясните ребёнку, как читаются эти слоги. Это будут «гаражи». Дайте ребёнку разные игрушки и предложите отправить их в гараж по вашему желанию: например, машинка едет в гараж «ТА», мишка идёт в гараж «РА», мячик катится в гараж «КЕ» и так далее. Следите, чтобы ребёнок правильно располагал игрушки. В конце игры предложите ребёнку составить слово из слогов-гаражей. Возможно, не с первого раза, но у него получится «РАКЕТА». Постепенно вводите в игру новые слоги.        

<<Форма курс 1-4>>

Магазин

Разложите на столе изображения разных товаров — это магазин, а вы — продавец. Дайте ребёнку стопку карточек со слогами — они будут выполнять функцию денег. Ребёнку нужно купить все товары в магазине, но каждый продаётся только за слог, с которого он начинается. Например, рыбу можно купить только за слог «РЫ», молоко — за слог «МО» и так далее. Дайте ребёнку несколько лишних карточек, чтобы усложнить задачу. Когда он освоится, меняйте условия игры: например, продавайте товары не за первые, а за последние слоги. Игра одновременно простая и сложная: она позволит ребёнку понять, что слова не всегда пишутся так, как произносятся. Ведь корову нельзя купить за слог «КА», например.        

Лото

Игра для нескольких человек. Раздайте детям по несколько карточек со слогами. Доставайте по одному из коробочки кубики со слогами и объявляйте их. У кого есть карточка с таким слогом — тот его и забирает. Выигрывает тот, кто первым заполнит все карточки. В процессе игры дети точно запомнят слоги, которые были у них на руках.

Частые “вопросы-ответы”

Как научить ребенка читать в игровой форме?

Буквы можно учить с помощью алфавитных песен. Так дети лучше запоминают. Эффективным будет использования картинок с буквами и рисунками (например животных).

Как научить ребенка читать в 4 года?

По тех же методиках, что и детей постарше (смотрите в статье)

Но нужно помнить, что чем меньше ребенок, тем ему сложнее долго акцентировать внимание на одном действии. Чем больше игры в обучении – тем лучше

Что делать, если ребенок не хочет читать?

Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка. Постарайтесь смотивировать его, придумайте интересные поощрения. Поинтересуйтесь, чем увлекается ребенок. Например, если нравятся животные – купите книгу о них. Ребенку будет интересно научиться самостоятельно почитать.

Почему нельзя подгонять и переворачивать песочные часы

Мы говорили про сложности во время чтения. Если мы понимаем, что процесс чтения идет плохо, что мы делаем? Ребенку, допустим, 6-7 лет, и он медленно читает, угадывает. Вообще, до какого этапа нормально угадывать концы слов? 

— Ни до какого. Никогда не надо ничего угадывать. Если ребенка учить правильно читать и не торопить: «быстрее, быстрее, быстрее», не ставить таймер и не переворачивать песочные часы, то все легко переходят с одного этапа на другой. 

А неправильно учить это как — когда подгоняют, требуют скорости? 

— Конечно. Есть способы чтения. Первый способ — это слоговое чтение с использованием внешних опор: водить пальчиком, проговаривать, смотреть и слушать, что читаешь. Набрав опыт, ребенок переходит на второй этап — слог плюс слово, какие-то слова он начинает декодировать быстрее и читать целиком. Возникшая гипотеза сличилась с тем, что написано, ускорение произошло само собой. При чтении знакомых слов такой процесс сличения гипотезы с реальным написанным словом, то есть возвращение к побуквенному анализу, становится излишним, и читающий узнает слово сразу. 

Следующий этап — это беглое чтение. 

Отдельный параметр чтения — это скорость. Во-первых, скорость — это достаточно индивидуальная история. Например, мой папа медленно читает, но он, в принципе, медлительный человек. Медленно, не в смысле, патологически медленно, а не так быстро, как другой. Если мама холерик, она может сказать: «Ах!» — и побежала, то папа: «Нет, подожди, надо посмотреть». Это совершенно разные темпераменты. Так же и у ребенка надо его особенности учитывать.

Например, дети садятся вместе читать, один быстро читает страницу, а другой — медленнее, но это не значит, что он читает плохо. Раньше ребенок мог не уметь читать до школы и до конца второго класса он имел право расчитываться. Сейчас уже, конечно, нет. 

Все хотят, чтобы ребенок пришел в первый класс с беглым чтением, а отсюда все проблемы. От него требуют, а он никак не переходит на этот этап — то ли он действительно физиологически незрелый, проблемы с речью, то ли память, то ли произвольности нет. И надо разбираться, в чем проблема. 

Понятно, самое главное — это ребенка не торопить. Я сразу вспоминаю, как в первом классе сейчас сразу спрашивают, сколько слов в минуту у вас ребенок читает. 

— Очень плохо. Вообще, скорость ни про что не говорит. Мы читаем не для того, чтобы просто читать или читать быстро, а для того, чтобы понимать и получать новые знания. Гнаться за скоростью не нужно. 

Я пошла в школу читающим ребенком, когда многие еще не читали, и тряслась, как осиновый лист, когда нас с секундомером проверяли на скорость, потому что это экзамен, а как следствие стресс, при этом никакой объективной картины.  Никаких секундомеров быть не должно, это не тот замер, который нужен. Нам скорость ради финиша вообще не нужна. Мы читаем для получения удовольствия, получения новых знаний, информации, но никак не для скорости. 

Когда говорят про набирание скорости чтения, то это, как правило, про улучшение формирования навыка чтения. Например, на курсах по скорочтению. А чтение по диагонали — это искусственное ускорение, в котором теряется смысл самого чтения. Разве возможно читать Набокова по диагонали? 

Курсы скорочтения, кстати, это возможная история?

— Да, на курсах скорочтения делают опоры на все базовые функции: расширение поля зрительного восприятия, концентрация внимания, работа с памятью. 

Возрастные особенности детей

Как мы уже не раз говорили, приверженцы раннего развития детей склоняются к мнению, что начинать обучать ребенка читать не следует раньше трех лет. Поэтому многие родители приступают к этому занятию позже – и в 4, и в 5, и даже в 6 лет. Но здесь нужно иметь в виду, что любой детский возраст отличается своими предпосылками для обучения, а также причинами, по которым иногда не стоит заниматься.

Вкратце все это выглядит следующим образом:

3 года. Этот возраст можно назвать возрастом «почемучки». Даже не научившись до конца говорить, ребенок начинает забрасывать родителей вопросами: а почему то, а почему это и т.д. Познавательные способности в этот период находятся на пике. Но для обучения нужно всегда применять игровую форму, а требовательность и строгий подход не принесут никакого результата. 4 года. Ребенок продолжает демонстрировать прекрасные когнитивные способности. В деятельности начинают преобладать сюжетные игры. В качестве одной из таких игр можно сделать занятия по чтению. Помните, что игра все еще остается самым эффективным методом познания мира. 5 лет. Большинство детей сами проявляют интерес к процессу чтения, если, конечно, родители взяли за привычку им что-либо читать

В случае если спутником ребенка становится не книга, а телевизор, планшетник или компьютер, важность и значение книг остаются непонятыми. А если ребенок в пятилетнем возрасте ходит в детский сад, занятия, подобные школьным, ему уже не в диковинку, и выстраивать процесс обучения можно схожим образом

Но, естественно, нужно учитывать, что дом – это всегда дом, и не стоит делать из него образовательное учреждение. 6 лет. К этому возрасту ребенок уже, как правило, должен уметь читать. Если же этого не происходит, многие мамы и папы воспринимают это, как тревожный сигнал. На самом же деле бить тревогу не нужно, ведь неумение читать – это вовсе не признак отсталости или слабоумия, а результат определенных упущений в воспитании. 7 лет. Именно тот возраст, когда ребенок идет в первый класс. Важно сказать, что программа первого класса включает в себя и обучение чтению, но практика показывает, что почти все дети к этому моменту уже умеют читать. В случаях, когда ребенок так и не освоил чтение, следует определить причины этого и немедленно заняться их устранением. Нередко требуется обратиться к специалисту (психологу, логопеду или невропатологу).

Учить ребенка читать можно в любом из рассмотренных выше возрастов

Самое важное – чтобы ребенок был готов, а родители использовали правильный подход

Итак, как же подготовить ребенка к чтению? Данный вопрос следует рассматривать с нескольких сторон.

Несколько слов о правильном обучении чтению

Представленный вопрос волнует, пожалуй, каждого родителя. И первым ответом на него станет традиционная методика, сводящаяся к ежедневному выполнению монотонных занятий по чтению букваря. Но такой вариант не очень эффективен, ведь практически всегда ребенку становится скучно, он быстро устает и утомляется. Плюс к этому он совсем не учится вдумчивому чтению. Конечно же, малыш будет осваивать некоторые навыки и знания, но назвать это хорошим способом чувственно-эмоционального развития, познания окружающего мира и своего места в нем можно с большой натяжкой

Чтобы процесс стал увлекательным и творческим, чтобы он вызывал у ребенка интерес, чтобы навык чтения осваивался эффективно, нужно использовать иные методы (таким методам мы посвятили отдельные уроки нашего курса, и пока мы не будем заострять на них внимание)

Прежде чем приступать к обучению чтению и применению каких-либо методов, в обязательном порядке нужно изучить основные правила, на которые следует опираться в своей деятельности. Их можно назвать основой всего этого процесса. Небольшие отклонения хотя и допускаются, но все же рекомендуется придерживаться всех правил, иначе навык чтения будет осваиваться ребенком менее эффективно, допускать чего ни в коем случае нельзя.

Что еще стоит знать?

Быстрое и правильное чтение – залог успешного обучения в школе. Ребенок, который читает медленно, не сможет хорошо подготовиться к уроку, а значит, рано или поздно начнет отставать в усвоении школьной программы по всем предметам.

Родители детей, которые уже освоили элементарную технику чтения, часто интересуются, как научить ребенка читать быстро и хорошо. Между тем, научиться быстрому считыванию информации с листа бумаги намного сложнее, чем просто складывать буквы в слова и предложения. Во время чтения задействуются и слуховые и зрительные анализаторы, и память, и воображение, и мышление, и многое другое. Кроме того, скорость чтения должна быть сравнима со скоростью речи.

Причины замедленного чтения у детей

Основные причины, которые влекут за собой замедленное чтение у ребенка, могут быть следующими:

  • скудный словарный запас;

  • банальная невнимательность;

  • плохая память;

  • слабый артикуляционный аппарат;

  • недостаточный объем оперативного поля зрения. В этом случае ребенок охватывает взглядом не целое слово, а лишь первые 2-3 буквы;

  • привычка перечитывать каждое слово по несколько раз;

  • слишком сложная литература, не подходящая по возрасту.

Упражнения для развития быстрого чтения

Чтобы научить ребенка читать красиво, легко и быстро, необходимо делать такие упражнения, как:

«Засекаем время». Для этого выбираем небольшой текст, подходящий малышу по возрасту. Засекаем на секундомере 1 минуту и считаем, сколько слов ребенок прочитал за это время. После того, как кроха отдохнет, предложите ему прочитать тот же самый текст еще раз. С каждым разом количество прочитанных слов за определенное время будет увеличиваться.

«Выделяем главное». Некоторые дети, наоборот, читают так быстро, что не могут уловить смысл прочитанной информации. После того, как ваш малыш прочитал отрывок текста, попросите его рассказать, какая главная мысль в нем заключалась. Если ребенок не справится с заданием, чтение необходимо повторить.

«Ролевое чтение»

Для того, чтобы привлечь внимание ребенка к художественной литературе, предложите ему читать по ролям. Сначала одну из ролей будете исполнять вы, а затем пусть малыш сам попробует читать разными голосами.

«Наращиваем слова»

Возьмите за основу короткое слово, например, «кот». Далее вместе с малышом попробуйте присоединить к нему одну или несколько новых букв так, чтобы получилось новое слово. Продолжайте до тех пор, пока ребенку будет интересно.

«Ударения». В шутливой игровой форме объясните сыну или дочери, что такое ударение. Произносите разные слова, неправильно выделяя ударный слог, и предложите малышу исправить вас. Так ребенок учится понимать текст намного быстрее.

«Ищем слово». Для развития словесной памяти отлично подойдет следующее упражнение: на небольшой карточке напечатайте текст из нескольких слов. После этого громко назовите одно из них и попросите ребенка как можно быстрее отыскать его в тексте. В такую игру можно играть с компанией друзей, устроив, таким образом, небольшое соревнование.

«Согласные буквы». Нередко скорость чтения ребенка замедляется, если в тексте встречается несколько согласных букв подряд. как научить быстро читатьМалыш «застревает» на одном месте, подолгу пытаясь прочитать одно предложение. Ежедневно предлагайте ребенку сложные слова и предложения, медленно и тщательно проговаривая каждое из них.

«Поле зрения». Если причина медленного чтения кроется в недостаточном поле зрения, помочь может следующее упражнение. На листке бумаги начертите таблицу, в каждую клеточку которой поместите одну букву. Указывайте ручкой на каждую клеточку, пусть ребенок говорит, что он видит в таблице. Далее переходите к чтению цепочек букв слева направо и сверху вниз.

Обучение в игровой форме: плюсы и минусы

Обучение ребенка чтению в 5-6 лет, построенное в игровой форме, имеет массу положительных сторон. Эффективность уроков можно объяснить возрастными особенностями старших дошколят, повышенным уровнем любопытства ко всему новому и яркому.

Преимущества метода:

  • Ребенок не устает, не теряет интерес в процессе получения новой информации.
  • Каждый урок можно выстраивать по индивидуальному плану, выбирая разноплановые задания из богатой картотеки.
  • Дошкольник принимает непосредственное участие в создании раздаточного и демонстрационного материала к уроку. Например, рисует буквы, лепит или вырезает из бумаги для аппликации.
  • Чтение не выдвигается на первый главный план урока. Буквы, слоги, слова познаются ребенком исподволь.
  • Ребенок на игровых уроках развивается интеллектуально, творчески, психологически.
  • Детский коллектив сплачивается.
  • Если урок проводится в группе, можно делать упор на соревновательный момент в играх. У детей появляется желание успевать, читать и учиться лучше других.

Недостатки метода:

  • У педагога могут возникнуть проблемы с дисциплиной. Возбужденные дети часто заигрываются, не слышат наставления учителя, родителя.
  • Игры, головоломки отнимают много времени.
  • Переход к традиционным способам подачи нужной для обучения чтению информации воспринимается дошкольниками с трудом, требуется время для переключения внимания.

Перед началом курса обучения чтению составьте примерный план работы, программу на 6 месяцев или год:

  1. Начните с изучения и запоминания букв. В качестве помощника используйте методику кубиков Зайцева.
  2. Автоматизируйте их поиск, называние. Делайте поделки из пластилина, разукрашивайте буквенные символы, подбирайте слова на один звук.
  3. Постепенно соединяйте звуки в слоги, предлагайте ребенку составлять простые слова самостоятельно, искать их на картинках, писать. Играйте в чтение слогов, поиск букв, ассоциации. Это помогает слиянию звуков.
  4. Читайте слова отдельно друг от друга и в маленьких предложениях. На этом этапе используйте задания с поиском названий для картинок, разгадывание ребусов, кроссвордов.
  5. Пробуйте прочитывать небольшие тексты. На начальном этапе подбирайте в картотеке рассказы для чтения с мамой вместе, с картинками вместо слов. Задачу усложняйте постепенно. В помощь возьмите букварь Жуковой.

О продолжительности обучения чтению

Детей дошкольного возраста по легкости обучения чтению условно можно разделить на 3 группы (здесь не будет речи о детях с задержкой психического развития и других психических отклонениях).

1 группа: Легко обучаемые дети.

2 группа: Дети со средними способностями к обучению чтению.

3 группа: Дети, с трудом осваивающие процесс чтения и понимания текста.

Обучение чтению детей 1 группы может быть беспроблемным и быстрым не только для педагогов, но и для родителей, если они не допускают грубых ошибок (например, не делят слоги-слияния на отдельные буквы).

Продолжительность обучения чтению детей 2 и 3 группы может быть очень большой, однако ни в коем случае таким детям нельзя «вешать ярлыки» типа «тупица», «бестолковый» и т.д. В дальнейшем такие дети могут вполне успешно учиться в общеобразовательных школах. Приведу пример из собственного опыта: один из моих соседей по даче, дошкольник 5 лет с большим трудом обучался чтению слогов-слияний. Оказалось, что у его отца была подобная же проблема в детстве. А в 11 классе этот мальчик уже был призером Республиканской Олимпиады по одному из гуманитарных предметов, очень хорошо сдал ЕГЭ и легко поступил в престижный ВУЗ. А ведь начинал обучение чтению он очень проблемно!

Итак, прошу молодых родителей не торопиться с выводами типа «этот ребенок глупенький, тупой…», нужно терпеливо искать вариант обучения, подходящий для Вашего единственного и неповторимого ребенка.

Взрослым очень важно помнить, что следствием его правильного поведения при обучении чтению должно быть не только достижение беглого и осмысленного чтения ребенка, возможности самостоятельной записи слов и предложений, но и сохранение интереса и желания учиться. Другие статьи по обучению чтению:

Другие статьи по обучению чтению:

Переход от звука к букве («Домашний репетитор»)>>>

Воробьева Нина Федоровна
www.strana-znaek.ru

Изучение букв по азбуке

Чуть ли не обязательными покупками для малыша считаются азбуки, кубики и прочие игрушки, где каждая буква сопровождается картинкой. С их помощью многие родители довольно рано начинают знакомить малыша с буквами и уже года в два могут похвалиться друзьям, что их ребенок знает весь алфавит. Только после этого, дело дальше никак не продвигается, выучив все буквы, ребенок почему-то читать не начинает. «Буквы знает, но не читает» — должно быть, вы слышали о такой проблеме, а, может, и сами уже столкнулись с ней.

Дело в том, что когда вы вместе с малышом многократно просматриваете красивые картинки, помещенные в азбуке рядом с буквами, и повторяете  «А – арбуз», «Н – ножницы», в сознании ребенка появляются стойкие ассоциации между буквой и картинкой. За буквой закрепляется вполне конкретный образ, который потом мешает объединять буквы в слова. Так, простое слово «ЯМА» превращается в «Яблоко, Мяч, Арбуз».

Еще хуже, если показывая малышу буквы в азбуке, родители произносят не звук, который соответствует этой букве, а название буквы. То есть не «Л», а «Эль», не «Т», а «Тэ». Стоит ли говорить, что ребенок совершенно не понимает, почему «Эс-у-эм-ка-а» вдруг должно превратиться в «Сумка». Печально, но именно такое произнесение букв встречается во всевозможных «Живых азбуках» и звуковых плакатах. Если вы все-таки учите малыша отдельным буквам, то проговаривайте только звук, который этой букве соответствует. Но прежде, чем заучивать отдельные буквы ознакомьтесь и с другими методиками освоения чтения.

Как превратить обучение чтению в удовольствие?

Со школьных лет у нас в голове отложился постулат: «учеба — это тоже работа». Она требует усидчивости, внимания и упорства. Поэтому одной из основных ошибок родителей при обучении малыша является отношение к процессу как к обязанности, как своей, так и ребенка.

Избавьте малыша от обязательств. Дошкольник еще к этому не готов, ему хочется играть, он познает все через игру. А обязательность «уроков» отобьет у него всякое желание читать в дальнейшем. Вам же, необходимо привить ему любовь к чтению или по крайней мере, не вызвать ассоциации: «книга — скучная обязанность».

Вот несколько рекомендаций, которые помогут не только научить малыша читать, но и привить ему любовь к печатному слову:

  • Не навязывайте крохе конкретную «программу обучения». Сейчас это игра, а в ходе игры, как известно, правила могут быть изменены. Предлагайте малышу разнообразные занятия с буквами и словами и наблюдайте, какие из них ему по душе.
  • Меняйте, пособия и игры в соответствии с возрастом крохи.
  • Что бы ни предполагала избранная методика, старайтесь максимально задействовать все органы восприятия малыша. Путь кроха рисует буквы, лепит их, слушает и пропевает, выкладывает из мозаики и просто видит вокруг. Это облегчит процесс запоминания и позволит разнообразить игры.
  • Если ребенок отказывается от занятий — не настаивайте. Вы же не заставляете его играть в мяч или догонялки. Вернитесь к обучению, когда кроха снова проявит интерес.
  • Покупайте «бумажный мусор». Далеко не всегда то, что кажется интересным взрослому, увлекает ребенка. Современные дети смотрят совсем другие мультфильмы, у них свои любимые герои, отличные от взрослых ценности. Если кроха просит приобрести детский журнал — не отказывайте ему. Чтение должно вызывать у малыша приятные ассоциации, а короткие тексты комиксов как нельзя лучше подходят для первых попыток самостоятельно разбирать написанное.
  • Не отказывайте малышу в удовольствии слушать сказки от вас. Вопреки ожиданиям это не «заставит» ребенка читать, а может произвести совершенно противоположный эффект. Крохе будут сложно даваться большие объемы, а отказ от чтения вслух он может воспринять как «нелюбовь», ведь совместное чтение дает крохе ощущение тепла, защищенности и заботы со стороны взрослого, вызывает массу приятных эмоций и только способствует появлению любви к книге.
  • Не будьте слишком навязчивы. Можно предложить малышу прочесть, что-то сверх регулярных игр и занятий, но если кроха не проявляет энтузиазма, не стоит снова и снова предлагать разобрать вывеску или объявление во время прогулки.

А самое главное — читайте сами, ведь только личный пример сможет показать что книга — лучший друг.

Правильное произношение – залог быстрого обучения

Знаете, как научить ребенка читать быстро? Пусть он каждый изучаемый звук, слог пропевает, но делает это четко. Когда перейдете к произношению слов, поначалу слоги следует петь по-отдельности, с каждым последующим разом сокращая между ними промежутки. И в конечном итоге все слово нужно петь на одном дыхании.


Развитию речи способствует пропевание звуков

Но чтобы чтение у детей не ассоциировалось только с пением, закрепление материала должно проходить уже в нормальном произношении, с четким выговором звуков. При этом, когда вы перейдете к чтению предложений, учите ребенка делать правильные паузы перед знаками препинания.

В каком возрасте необходимо начинать учиться читать?

Споры относительно данного вопроса не утихают. Сторонники раннего развития придерживаются мнения, что ребенок должен уметь читать уже в 3 года. Оппозицию составляют родители с «традиционными» взглядами, придерживающиеся мнения, что в столь раннем возрасте малыш еще не готов к обучению, и сроки необходимо перенести до исполнения ему пяти-шести лет.

Однако, как уже говорилось, большинство родителей сходятся в одном — ребенок должен уметь читать еще до школы. То есть возраст 7 лет может быть использован в качестве «крайнего срока» начала обучения. После поступления в школу малыш уже волей-неволей приступит к освоению грамоты.

Почему еще до школы?

Могут ли требовать педагоги от ребенка, поступающего в 1 класс умения читать? На самом деле нет.

Нет ни одного нормативного акта, которым бы было прописано, что ребенок обязан уметь читать до школы.

Отказать в принятии малыша в учебное заведение по причине неумения читать вам просто не могут.

Однако есть небольшой нюанс: по окончании первого полугодия у детей уже проверяют скорость чтения. В зависимости от программы, применяемой в школе, существует два варианта требований: либо малыш должен читать не менее 10-15 слов в минуту, либо при более сложной программе — не менее 20-25 слов в минуту. В конце учебного года ребенок должен удвоить данный показатель.

Родители, которые уже пытались обучить ребенка чтению, понимают, что за полгода достигнуть даже самых низких показателей достаточно сложно и, чтобы у первоклассника не возникало проблем и чувства неуверенности, целесообразно начинать обучение чтению хотя бы за год до предполагаемого поступления в школу.

Таким образом, реалистично оцениваемая «верхняя граница» начала обучения чтению «сдвигается» до 6 лет для детей, которые пойдут в школу в семилетнем возрасте и до 5 лет для тех из них, кто планирует поступать в учебное заведение раньше.

«Идеальный возраст» в традиционной системе и методики раннего развития

Кстати, детские психологи называют в качестве «идеального» для начала обучения возраст около 4-5 лет. К этому моменту ребенок уже достаточно хорошо разговаривает, но по-прежнему испытывает интерес к новым словам, легко их запоминает, старается экспериментировать, такому малышу обучение чтению дается легче, чем 6-7 летнему ребенку.

Однако стоит оговориться, что в данном случае речь идет о «традиционных» методиках обучения чтению. И по отношению к ним есть и четкие требования относительно «нижней границы».

Как понять, что ребенок готов читать?

Так, обучая ребенка по традиционной методике нельзя начинать ранее, чем кроха будет готов. Определить, что пора знакомиться с буквами можно по следующим критериям:

  • малыш уже достаточно хорошо говорит;
  • произносит практически все звуки;
  • имеет приличный словарный запас;
  • проявляет интерес к словам и буквам, интересуется книгами.

Таким образом, начитать обучению малыша чтению традиционным методом до 4 лет попросту нецелесообразно. Однако это вовсе не означает, что сторонники раннего развития абсолютно неправы.

Дело в том, что при раннем обучении чтению задействуются совсем иные механизмы, нежели в традиционной системе, и умение читать становится таким же естественным навыком, как умение говорить. Минусом же такого подхода является невозможность начать в любой момент. Так, многие родители отмечают, что обучение грамоте «по Даману» дает хорошие результаты, только если занятия начались еще в возрасте года и ранее.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий