Существуют ли дополнительные методы коррекции речи
Да, дополнительные практики существуют. Это дельфино- и иппотерапия.
Общение с лошадьми и дельфинами приносит много удовольствия и хорошо зарекомендовало себя при лечении детей с задержкой психического и речевого развития.
Это также арт-терапия. Лечебное воздействие через средства изобразительного искусства, восприятие музыки, создание театрализованных образов, игровые приемы, использование кукольных персонажей мобилизует творческий потенциал ребенка, активизирует внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.
При психическом и речевом отставании хорошие результаты дает остеопатия. Мануальное воздействие на определенные зоны позволяет сбалансировать деятельность нервной системы, улучшить психическое состояние малыша.
Лечение, диагностика
Чтобы понять причину ЗРР, следует пройти специальную диагностику. Малыша необходимо показать неврологу, психиатру и отоларингологу, чтобы исключить медицинские патологии. Если болезней не выявлено, обращаются за помощью к логопеду-дефектологу, психологу. Нередко заниматься коррекцией и терапией приходится нескольким специалистам. Медики не советуют самостоятельно искать причину отсутствия речи, делать что-либо в домашних условиях, чтобы не навредить ребенку. ЗРР в 5 лет − серьезная проблема, заниматься которой должны квалифицированные люди.
Понять, к кому обратиться при определенном диагнозе, поможет таблица, представленная ниже.
Патология | Кто занимается проблемой |
Афония, отсутствие слуха, тугоухость | ЛОР, логопед-дефектолог, фониатр |
Ринолалия | Логопед-дефектолог, хирург |
ЗРР | Логопед-дефектолог, невролог, психолог |
ОНР (общее недоразвитие речи) | Невролог, логопед-дефектолог, ЛОР |
Аутизм | Психиатр, психолог, невролог |
Афазия | Логопед-дефектолог, невропатолог |
Алалия | Логопед-дефектолог |
Умственная отсталость | Олигофренопедагог, невропатолог, психолог |
Вовремя диагностированная патология позволит начать комплексное лечение как можно раньше. При таком подходе в большинстве случаев удается добиться качественной речи к периоду школьного обучения. Поэтому при отсутствии или нарушениях речи у дошкольника следует обращаться к логопеду, неврологу, которые проведут диагностику и выявят причину патологии.
Рекомендации логопедов
Для того чтобы речь пятилетки развивалась и совершенствовалась, и для устранения дефектов речи логопеды рекомендуют:
Узнать в каком возрасте начали говорить старшие члены семьи
Поздняя речь может быть наследственным фактором.
Вспомнить имели ли место ли недоношенность или инфекционные заболевания в младенческом возрасте — это факторы отставания речевого развития.
Понять есть ли возможность при нарушениях речи перейти в логопедическую группу.
Проходить обязательный плановый осмотр у логопеда каждый год начиная с 2-3 лет.
Проверить нет ли ослабления слуха.
Негативно влияют на произношение ребёнка семейные неурядицы, нужно создать спокойную атмосферу.
С малышом надо много разговаривать — уделите этому моменту особое внимание.
Заняться с любимым чадом логоритмикой и разучить стихи с двигательными упражнениями — такое времяпровождение способствует развитию речи и взаимопониманию с детьми.
При необходимости, назначают медикаментозное лечение, физиопроцедуры, массаж и специальную лечебную гимнастику. Только упорный труд родителей при помощи специалистов поможет сформировать правильную и красивую речь у ребёнка в данном случае.
Лечение
Терапия заикания у детей начинается с определения причины дефекта. Для этого малышей ведут на прием к неврологу. Если специалист выявляет нарушения в работе нервной системы, назначается медикаментозное лечение.
При отсутствии органических нарушений в бой вступает логопед.
Особое внимание уделяется мышечному тонусу. В отдельных случаях выявляются мышечные спазмы, мешающие передаче нервных импульсов
Они возникают как результат травмы в родах и чаще носят эмоциональный характер, становятся результатом негативных эмоций, нервного напряжения. Практически у всех детей-заик выявлено спазмирование мышц шеи, плечевого пояса, живота. На этом фоне голова слегка выдвинута вперед. Чтобы убрать мышечные зажимы, прибегают к помощи миотерапии.
При логоневрозе психологического генеза, кроме логопедической помощи, привлекают психотерапию. Специалист выявляет скрытые страхи маленького пациента. Проводит разъяснительную работу, помогая преодолеть сковывающие убеждения.
Когда причина заикания кроется в семейных отношениях, проводят семейную психотерапию. После того как психотерапевт проработает успешно с малышом причины расстройства, эстафету передают логопеду.
В своей деятельности логопед применяет артикуляционную, дыхательную гимнастику, логопедический массаж. Он также прибегает к особой технике – режим молчания. В течение 5–6 дней дети общаются с логопедом, между собой (в случае групповых занятий) бессловесно, посредством игр, специальных сигналов. Получается игра в молчанку с лечебным эффектом. Чтобы не соблазнять детей общением, малышей разобщают, определяя каждому свою деятельность: один играет куклой, другой катает машину, третий рисует.
Такая методика носит и развивающий характер. Детям предлагают сложить в корзину предметы красного цвета. Или показывают изображенный в книге транспорт, дают команду запомнить, дополнив, что через пару дней малышам придется вспомнить, какой транспорт они видели. Кто назовет больше наименований, тот и выиграл.
Для родственников режим молчания предполагает разговор с маленьким больным жестами или шепотом. «Нет» – мультикам, новым игрушкам, развлекательным мероприятиям. Размеренность в совмещении с покоем. Категорически запрещается вовлекать больного в конфликтные ситуации. Просмотр взрослыми телевизора в присутствии малыша также запрещен. Делают упор на развитие мелкой моторики.
От родителей требуется соблюдения некоторых правил:
- поддерживать режим дня, чтобы малыш не переутомлялся;
- создать спокойную, уютную атмосферу в доме;
- с детьми разговаривать тихо, спокойно, без повышенных тонов. Резкие движения не применять;
- контролировать разговор логоневротика – не спеши, говори спокойно, размеренно;
- проявлять интерес к детской речи. Окружить деток заботой, лаской, поддерживайте тактильный контакт. Меньше критики, больше похвалы;
- осуществлять занятия под музыку, совмещая речь с танцевальными движениями.
Заикание способно стать большой проблемой для детей, вызвать стойкий страх общения с людьми, дезадаптацию в коллективе. Таковы последствия беспечного, попустительского отношения к проблеме.
Вовремя начатое лечение творит чудеса: чем раньше, тем лучше. Нужна благоприятная атмосфера и поддержка маленького больного. Дети с легкостью преодолевают возникший барьер, заручаются верой в себя, с успехом формируют новые уровни речевого общения.
Что делать, если ребенок молчит в 5 лет?
Прежде всего, не стоит тратить силы на самостоятельное решение проблемы. Родители не смогут развить речь у молчащего пятилетнего малыша, а лишь упустят время. Необходимо показать малыша ряду специалистов, среди которых педиатр, психолог, невролог, дефектолог и другие врачи узкого профиля.
Заочно определить, какие ребенку потребуются обследования, практически невозможно. Осмотр малыша обязательно должен провести врач, который изучит рефлексы, проанализирует актуальный уровень развития, узнает об особенностях протекания беременности и родов, и лишь потом назначит дальнейшую диагностику. Как правило, требуется прохождение энцефалограммы, Доплера, МРТ и других обследований.
Прежде всего, необходимо определить причину, по которой ребенок в 5 лет не говорит. Их может быть огромное количество, начиная от патологий внутриутробного развития и осложнений при родах, и заканчивая эмоциональным климатом в семье. Выявить факторы, которые привели к задержке становления речи, может только грамотный специалист после проведения объективных обследований. И лишь после этого возможна разработка эффективной программы развития речевого аппарата у ребенка.
Причина 5. Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка
К сожалению, стрессы влияют не только на взрослых, но и на детишек. Сильный испуг, не комфортный психологический климат в семье, даже ссоры между родителями могут стать причиной отставания формирования речи. Детям необходимы спокойствие, положительные эмоции и разумный распорядок дня.
Сильные переживания, испуг, психологические травмы могут привести к заиканию и задержке речевого и психического развития.
Отдельно стоит выделить также проблему «госпитализма» у детишек. Синдром отсутствия речи, вызванный отлучением от семьи у детей, помещенных в лечебные учреждения, связан как с психологическим стрессом, так и с недостаточностью общения. К сожалению, вероятны случаи возникновения этого синдрома и у домашних детей. Формального ухода за ребенком без налаженной коммуникации, любви и внимания со стороны близких провоцирует отставание в развитии.
Причины
Онемение может быть признаком широкого спектра заболеваний или состояний, при которых есть ограничение притока крови или повреждение нервов.
Временное онемение может быть связано с любой деятельностью, которая вызывает длительное давление на нерв (нервы), например, сидение со скрещенными ногами или езда на велосипеде на большие расстояния. Онемение может также возникать вследствие умеренной или серьезной ортопедической или сосудистой патологии, а также состояний и заболеваний, которые приводят к повреждению нервной системы. В некоторых случаях, онемение является симптомом опасного для жизни состояния, которое требует экстренной медицинской помощи.
Сердечно-сосудистые причины онемения
Онемение может быть вызвано нарушением (отсутствием) притока крови к определенной области из-за таких состояний, как:
- Артериовенозные мальформации
- Болезнь Бюргера
- Тромбоз глубоких вен (тромб в ногах может оторваться, что может приводить к легочной эмболии в легких, инфаркту, инсульту)
- Отморожения
- Заболевания периферических артерий (атеросклероз сосудов, при котором происходит сужение артериального русла).
- Синдром Рейно, при котором происходит стойкий спазм периферических сосудов и нарушается кровообращение в дистальных отделах конечностей. Спазм сосудов, как правило, провоцируется холодом или иногда стрессом.
Ортопедические причины онемения
Онемение может также возникать из-за наличия незначительных или серьезных ортопедических заболеваний, которые приводят к повреждению нервов:
- Хлыстовая травма шеи
- Переломы костей
- Синдром запястного канала
- Дегенеративные заболевания межпозвонкового диска
- Грыжа межпозвоночного диска
- Компрессия ущемление нерва
- Остеопороз
Неврологические причины онемения
Онемение в результате компрессии нерва или повреждение нервов может быть связано с такими заболеваниями, как:
- Алкоголизм
- Опухоли головного мозга
- Диабетическая нейропатия
- Энцефалит
- Отравление тяжелыми металлами, такими как отравление свинцом
- Гипотиреоз
- Рассеянный склероз
- Периферическая нейропатия
- Травма спинного мозга или опухоли
- Инсульт
- Системная красная волчанка
- Миелит
- Миелопатия
- Недостаток витамин В12
Онемения во время беременности
Беременные женщины сталкиваются со многими изменениями в организме, и онемение является одним из них. У некоторых беременных женщин развивается запястный туннельный синдром и, как полагают, это связано с задержкой воды в теле при беременности.
По мере развития плода происходит накопление жидкости в организме, ткани набухают, в том числе и в области запястья, возникает компрессия срединного нерва и развивается синдром запястного канала. Симптомы запястного туннельного синдрома более выражены в утренние часы, так как происходит накопление жидкости в организме в ночные часы. Как правило, синдром запястного канала беременных излечивается самостоятельно после родоразрешения.
Онемение у детей
Существует много причин, из-за которых дети могут испытывать онемение в различных частях тела. Нарушения питания, нехватка витаминов и минералов могут быть причиной онемения в нижних конечностях, это особенно характерно для нехватки для витаминов группы B. Спортивные травмы также могут быть причиной онемения
Поэтому, в детском возрасте необходимо внимание родителей к жалобам детей на онемение, которое длится более нескольких минут и может быть признаком повреждения связок, сухожилий или костных переломов. Нередко тревога в детском возрасте может быть источником онемения губ и лица
Почему ребёнок в 5 лет плохо говорит
Пять лет — это не два года, когда ещё можно потянуть с решением проблем речевого развития. Если ваш ребёнок в этом возрасте плохо говорит, нужно идти к специалисту и искать причину.
Невнятная речь и маленький словарный запас. Как итог — ребёнок в 5 лет плохо говорит. К сожалению, подобная ситуация встречается всё чаще вследствие запущенности развития детей, и веры родителей в мифы вроде «он заговорит сам, как придёт время» или «в школе научат».
Подобные заблуждения приводят лишь к отставанию в развитии, трудностям школьной адаптации и к проблемам в обучении. Чтобы компенсировать отставание и позволить чаду общаться со сверстниками, у родителей не остаётся иного выхода, как обращаться к специалистам и тратить на это большие деньги.
Чтобы избежать серьёзных проблем в будущем, нужно своевременно и регулярно работать над развитием малыша, обращаясь за помощью к специалистам, в случае необходимости. В пятилетнем возрасте дети должны уметь произносить правильно большую часть звуков и понятно выражать мысли несложными предложениями.
Дыхательная гимнастика
Речевое дыхание – сложный процесс, заключающийся в строгом соотношении дыхательного акта с артикуляцией. У маленьких дизартриков такая координация нарушена. Перед произнесением фразы дети делают недостаточный вдох. Они способны произносить речь на вдохе или в самом конце выдоха. Неречевое дыхание отличается поверхностностью, нестабильностью ритма.
Правильное речевое дыхание обеспечивает речи плавность, мягкость
При дизартрии очень важно наладить данную сторону процесса. Для этого была разработана дыхательная гимнастика
Наиболее эффективной является дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой. Это совокупность оригинальных упражнений, аналогов которых нет в мире. Упражнения делают упор на вдох. Он должен быть резким, коротким, производиться через нос
На выдох – внимание минимальное. Осуществляется произвольно
Существуют главные правила исполнения упражнений, при соблюдении которых эффект будет заметен очень быстро:
Ребенок делает резкий, эмоциональный, активный вдох носом. Аналогия проводится с ощущением гари. При этом можно повторять: «Тревога, пахнет гарью», и вдыхать воздух, как бы принюхиваясь
Внимание концентрируется на вдохе.
Выдох производится через рот. Объясняем малышу, что не нужно задерживать выход воздуха
Пусть выходит самопроизвольно, без контроля.
Вдох следует делать так, как будто накачиваете автомобильную шину. Частота – 60-70 вдохов/минуту. Пауза – до 3 сек. За один урок необходимо произвести 1000-2000 повторов.
Делать упражнение нужно легко, без напряжения, не доводя до состояния нехватки воздуха. Всё – в доступных пределах.
Занятие начинается с разминки, и лишь затем можно переходить к главной части.
Примеры упражнений:
- полуприсед. Одну ногу выводим вперед, другая – сзади. Неглубоко приседаем, опираясь на переднюю ногу. Приседая, делаем короткий, ритмичный вдох;
- затаивание дыхания. Делаем короткий вдох, одновременно наклоняясь вперед. Задерживаем дыхание, считая до восьми. Постепенно увеличиваем количество.
Ключевые этапы развития речи у детей
Безусловно, родителям 5-летнего молчуна уже давно следовало обратиться за помощью к специалистам. В обобщенном виде речь у детей развивается по таким этапам:
- до 1 года – произношение звуков, пробы использования артикуляционного аппарата;
- 1 год – первые простые односложные слова, запас которых при хорошем развитии насчитывает до 10 штук;
- 2 года – построение простых фраз и словосочетаний, расширение словаря;
- 3 года – построение предложений, ответы на вопросы, обильная и ясная речь, чтение стихов наизусть;
- 4 года – грамотное построение фраз, сложных и простых предложений с применением различных частей речи;
- 5 лет – хорошо сформированная речь, которая близка к речи взрослых; правильное произношение всех звуков;
- 6 лет – развитая связная речь, которая необходима для последующего школьного обучения чтению и письму.
Очевидно, что молчание малыша в 5 лет является явным отклонением от нормы. И если плохие разговорные навыки в 3-4 года можно списать на индивидуальные особенности развития, то отсутствие речи в 5 лет уже свидетельствует о необходимости обращения к специалистам.
С чего начать
Если вашему ребенку 2 года, но он еще не говорит, то стоит посетить речевого невролога. Именно с посещения этого специалиста начинается процесс выявления причин и лечениязадержки развития. В некоторых случаях требуется психоневролог. Врач осмотрит ребенка и назначит необходимые обследования.
Для выявления причин нарушения могут понадобиться:
- анализы крови,
- ЭЭГ (электроэнцефалография),
- УЗДГ (ультразвуковая допплерография) сосудов головы и шеи,
- ВП (вызванные потенциалы) слуховые и/или зрительные,
- обследование сурдолога,
- МРТ (магнитно-резонансная томография).
Исследования необходимы для выявления причин нарушения развития головного мозга.
Однако не всегда причина заключается только в соматических нарушениях. Могут потребоваться консультации у специалистов, занимающихся педагогической коррекцией нарушений:
- нейропсихолога;
- дефектолога;
- логопеда.
Посещение этих специалистов необходимо для проверки состояния интеллекта, развития высших психических функций, выявления особенностей восприятия. По результатам диагностики будет разработана реабилитационная программа, учитывающая особенности маленького пациента. Такая программа будет эффективной именно благодаря своей индивидуальности. Ведь причины отставания в развитии бывают разными.
Родителям важно понимать, что упущенные в детстве проблемы оказывают влияние на всюдальнейшую жизнь ребенка. Из-за постоянной занятости зачастую этим нюансам не уделяется достаточного внимания, уповая на то, что само пройдет или «вот такой уродился»
Если вы сомневаетесь в правильном развитии ребенка, лучше обратитесь к врачу.
Не надо следовать рекомендациям соседей и знакомых, отдавать ребенка в садик, чтобы он там всему научился. Отставание в развитии не преодолевается средой — его можно устранить только путем индивидуальной терапии и индивидуальных занятий, нацеленных на решение конкретных задач.
Что провоцирует СБР
В поддержку больных соматоформным болевым расстройством хочется сказать, что они отнюдь не симулянты. Их болезнь имеет вполне обоснованную причину, только она носит психологический характер. В первую очередь, это хронический стресс. Просто у каждого больного он проявляется в своей ипостаси. Для кого-то это может быть переутомление и недостаток сна, для других – негативные эмоции.
Постоянные стрессы приводят к разбалансированию работы гипоталамо-гипофизарной системы, регулирующей выработку кортизола. Под воздействием стрессора его синтез увеличивается, что повышает наш порог чувствительности, и мы можем достойно противостоять стрессорному фактору.
Постоянные стрессы вынуждают увеличивать выработку кортизола. В один «прекрасный» момент система истощается, и его уровень сходит на нет. Порог болевой чувствительности снижается, в результате чего у человека появляется гипертрофированное ощущение боли.
Следует отметить, что особенно предрасположены к развитию СБР люди, неспособные давать должный выход своим эмоциям, сдержанные и скрытные. Накапливая в себе негативные переживания, они также способствуют усилению стрессовой концентрации.
СБР может развиваться, как бессознательная защитная реакция, чтобы получить любовь или избежать наказания. В этом случае боль выступает способом манипуляции. К примеру, ребенок воспитывался в семье, где испытывал дефицит внимания по причине болезни второго ребенка. С детства подсознательно он усвоил, что, если человек болеет, то ему уделяют много внимания, многое позволяют и многое прощают. Вполне возможно, что во взрослом возрасте он может подсознательно использовать такую установку, которая выражается в болевом расстройстве.
Не стоит путать это состояние с намеренными, сознательными манипуляциями на фоне притворства. Данная патология развивается помимо воли больного, основываясь на его подсознательных установках.
У людей зрелого возраста нередко расстройство возникает на почве одиночества, субъективного ощущения ненужности и страха остаться никому не нужным. В примере нашей истории болезни, скорее всего, именно это и послужило к формированию признаков СБР.
Таким образом, причиной появления соматоформного болевого расстройства становится хронический стресс либо психологическая травма, полученная в детском возрасте. Однако больные полностью отрицают наличие психологических и социальных причин патологии.
Симптомы неврологических заболеваний у детей
Первые признаки неврологических нарушений можно заметить у ребёнка уже в самом раннем возрасте. К доктору за помощью следует обратиться, если наблюдаются следующие симптомы:
- подёргивание подбородка и ручек в состоянии покоя;
- запрокидывание головы назад во время плача;
- отсутствие реакции на яркий свет и звук погремушки;
- неспособность удерживать погремушку через 30 дней после родов;
- неспособность удерживать головку через 30 дней после родов;
- обильное слюноотделение после кормления;
- гипервозбудимость (частый плач) или пассивное поведение (совсем не плачет);
- повышенная тревожность, нарушения сна (трудности с засыпанием, сон более 20 часов в сутки);
- частые срыгивания фонтаном;
- возникновение судорог при незначительном повышении температуры;
- гипертонус (постоянное напряжение) мышц ног, выгибание тела или наклоны головы в сторону, из-за этого ребёнка сложно переодеть;
- трудности с проглатыванием пищи;
- временные потери сознания;
- 3-месячный ребёнок не подражает речи взрослых;
- родничок впалый;
- ребёнок не желает желать на животе;
- при опоре на ножки ребёнок подгибает пальчики.
Что касается ребёнка старшего возраста, то тут симптомы неврологических заболеваний у детей будут несколько иными:
- забывчивость, рассеянность;
- обмороки;
- недержание мочи;
- задержка речевого развития;
- чрезмерная нервозность;
- приступы панических атак;
- ребёнок с трудом идёт на контакт с другими детьми;
- бессонница;
- плохой аппетит;
- постоянное уныние и тоскливое отношение к жизни;
- постоянная головная боль.
Если родители обнаружили даже некоторые из этих признаков, необходимо срочно проконсультироваться со специалистом.
Раздражительная слабость
Данное состояние – промежуточный этап между гиперстенической и гипостенической фазами. Оно формируется у людей, обладающих уравновешенным типом нервной системы, с холерическим экспрессивным темпераментом, по прошествии ими гиперстенической фазы и отсутствия должного лечения.
На данном этапе для неврастеника характерна противоположность симптомов. Например, раздражительность резко сменяется апатией. Больной быстро заводится, начинает кричать, а затем резко возбудимость сменяется торможением. Он ощущает себя обессиленным, испытывает обиду и отчаяние, способен расплакаться, даже если раньше ему это было несвойственно.
Из других присущих данному состоянию черт выделяют суетливость, нетерпеливость, бесконтрольность собственных эмоций. Появляется рассеянность, проблемы с памятью.
Сон – поверхностный, с затрудненным засыпанием. Днем ощущается сонливость, а ночью сопровождает бессонница. Сон не выполняет своего прямого назначения – отдых, расслабление, восстановление. Проснувшись, люди с неврастенией лишены бодрости и прилива энергии.
Постепенно состояние переходит в следующую стадию, когда «опускаются руки», ничего не хочется делать, сложно сосредоточиться. Приступая к выполнению любой работы, пациент быстро устает, теряет ясность восприятия, у него усиливаются головные боли. Из-за испытываемой слабости он бросает начатое дело, при этом ощущая досаду из-за собственного бессилия. Через некоторое время снова предпринимает попытку что-то сделать и опять бросает по причине того же истощения.
В промежутках между такими этапами энергия и психический баланс не восстанавливаются. Их многочисленные повторы изрядно выматывают больного, доводя до полнейшего изнеможения. Наблюдается фиксация на телесных ощущениях. Появляется убежденность в наличии заболеваний внутренних органов, основанная на испытываемых вегетативных симптомах. Крайней степенью состояния становится появление депрессивных мотивов в поведении: мрачность, вялость, безразличие.
Осложнения
Нарушения речи в детском возрасте могут грозить ребенку серьезными последствиями в дальнейшем:
- Трудности в освоении письма и чтения, так как оба этих навыка тесно связаны с речью. Если ребенок не может проговаривать звуки и их комбинации, то он может испытывать трудности с их зрительным восприятием, что может стать причиной дисграфии и дислексии.
- Общее отставание в психическом развитии, так как общение со сверстниками и взрослыми людьми является важным фактором формирования личности и когнитивных навыков: памяти, внимания и др.
- При взрослении ребенка возможно формирование психологического дискомфорта при общении в социуме с развитием замкнутости в себе. Очень часто, это может стать причиной развития расстройств аутистического спектра.
Профилактика негативных последствий заикания, ротацизма (невыговаривание звука «р») и других нарушений речи основана на раннем выявлении отклонений и их коррекции.
Мнение психологов на эту тему
Психологом Ю. Бурланом была выведена системно-векторная психология, которая детально рассматривает функциональные причины речевых дефектов у детей пятилетнего возраста. Проблемы речи рассматриваются с позиции особенностей психики. Учёным было введено понятие вектор, представляющее собой набор врождённых особенностей характера и поведенческого психотипа.
Данные факторы являются основополагающими в формировании особенностей речи. Автором выделено несколько векторов. Эта методика выявления функциональных причин нарушений развития речи в детском возрасте позволяет выявить причины дефектов речи и даёт возможность говорить правильно.
Нужно рассмотреть векторные группы детей, которые плохо говорят в 5-летнем возрасте (для пятилеток выделено 4 вектора из 8):
- Кожный вектор — удел подвижных деток. Ребёнок данного вектора говорит очень быстро, произношение его непонятно. Он торопится, поэтому фразы короткие и прерывистые. Структура слов нарушается. Например, вместо слова «доктор», они могут сказать «доткор», вместо слова «мо-ло-ток» скажут слово типа «то-мо-лок», т.е. переставляют в словах буквы и слоги. Могут и не полностью проговаривать слова. Например, вместо слова «мячик», произносят «мяик». У таких детей проблемы с шипящими звуками и буквами Р и Л.
- Анальный вектор — характеризует медлительных и нерасторопных деток. Они постоянно делают вдохи во время разговоров и все время сюсюкают. Структура слов у детей анального вектора сломана (так же, как и у кожных детей). При произношении некоторых слов дети смягчают окончания. Например: стол — столь, стул — стуль. Свистящие звуки и Р с Л им проговаривать трудно. Например, хочу — хосюю.
- Оральный вектор — это дети, утомляющие окружающих своей болтовней. Но в пятилетнем возрасте такие дети говорят нечётко, постоянно глотают слова. Такие малыши громко тараторят, не делая пауз между темами. Им свойственно часто прикасаться пальчиками к губам и класть руки на щёки. Во время разговора язык виден между зубками. Особенно язык заметен, когда ребёнок произносит свистящие звуки. В его речи не слышны шипящие. Например, кошка у него будет звучать, как «коска», железный, как «зиезный». Окончания он не проговаривает, слова произносит небрежно, на ходу сочиняет, что болтать дальше. Мысли его не всегда понятны, он говорит много ненужного и лишнего, но слушать его приходится всем: и детям, и взрослым.
- Звуковой вектор — для 5 лет свойственна невнятность произношения. Эти дети из категории молчунов. В возрасте 5 лет такие дети могут начать разговаривать сразу длинными предложениями. Такие малыши хорошо мыслят, могут работать с большими объёмами информации. Эти дети, начав разговаривать, догоняют ровесников в речевом развитии. У детей такого склада негромкий голос, они задают много вопросов, часто уходят в себя, отстраняясь от окружающей реальности. Поэтому им свойственно постоянно переспрашивать. Речь у них последовательна, но с постоянными паузами. Они не всегда чисто произносят звуки Ч, З, Ц. Например, слово чистый говорят, как «шистый», слово замок, произносят, как «жамок», слово цапля, говорят «сапля». Такие дети иногда кажутся странными и заторможенными. Не распознав проявление психотипа, может быть поставлен неверный диагноз — аутизм. Поэтому данную категорию детей необходимо обследовать довольно тщательно.
Что такое ЗПРР
Задержка психического речевого развития ребенка — это заболевание, при котором он отстает в своем психоэмоциональном развитии от возрастных норм. Характеризуется дисфункцией речи, поведенческими нарушениями, эмоциональными расстройствами — ригидностью или лабильностью. У некоторых деток отмечаются и двигательные дисфункции.
Развивается на фоне заболеваний головного мозга или центральной нервной системы. С одной стороны, особый неврологический статус может стать причиной задержки развития психики и речи, с другой же сама патология негативно влияет на психическое развитие.
Особенности психического развития и мышления у детей с умственной отсталостью
Любой ребенок с умственной отсталостью отличается от другого с таким же диагнозом, в силу того, что каждый имеет свои особенности работы мозга, незрелость или дефицитарность его структур и отделов, а так же сохранных звеньев.
Л.С. Выготский считал, что первичным дефектом умственной отсталости выступает инертность, тугоподвижность основных нервных процессов, а так же слабость ориентировочной деятельности, лежащей в основе пониженной активности ребенка и отсутствии интереса к окружающему миру. Вторичным дефектом является недоразвитие высших психических функций. В свою очередь, при попадании ребенка в условия неадекватной обучающей и воспитательной среды, возникают возможности для развития дефекта третичного уровня, а именно нарушений поведенческих и особенностей эмоционально-волевой сферы.
Кроме этого, можно выделить следующие особенности:
- Большинство авторов доказывают, что познавательные расстройства у таких детей заключаются в трудностях формирования понятий и обобщений, затруднении абстрактного мышления;
- Ребенок с умственной отсталостью плохо обучаем, ему с трудом дается восприятие любой новой информации;
- По мере взросления ребенка ко всему вышесказанному присоединяется бедность кругозора, поверхностность мышления.
Когда начинается речевое развитие ребёнка и как оно происходит
Речевое развитие начинается не в год и не в 2, а ещё до рождения. После 21-й недели внутриутробной жизни слуховая система малыша уже реагирует на звуки. Лучше всего в этот период ребёнок слышит голос мамы. Это создаёт фундамент для восприятия родного языка и обучения ему.
Важно, что в это же время развивается и вестибулярная система. Это происходит благодаря движениям, которые совершает мама
Если беременная женщина постоянно лежит, не разговаривает со своим малышом, не поёт ему песенки — это становится фактором риска для его развития после рождения.
Первым тестом на зрелость нервной системы новорождённого является его способность сосать грудное молоко. Это один из предсказателей развития речи.
Для будущего речевого развития важны также навыки общения. С первых недель жизни малыш общается с мамой и другими членами семьи. Сначала в качестве средства общения он использует только крик, сообщая о том, что голоден или испытывает дискомфорт. На крик приходит мама и исправляет ситуацию — так формируется первый диалог между мамой и малышом.
Позже в это диалог добавляются улыбки и протяжные звуки, которые произносит ребёнок, затем лепет. Постепенно крик перестаёт быть главным средством общения.
Первый диалог мамы и малыша начинается с крика. Ребёнок кричит, чтобы сообщить, что голоден или испачкался, и мама приходит, чтобы накормить его или сменить подгузник
Взрослые обычно с удовольствием повторяют за ребёнком всё, что он произносит, и добавляют к этому ласковые слова, удлиняя диалог. Такая игра может продолжаться до 15 минут. Важным этапом обучения речи является игра в «ку-ку», которая нравится большинству младенцев — когда взрослый прячется за пелёнкой и появляется.
150 игрушек и занятий для дома
Бесплатная подборка для детей с 0 до 5 лет
К возрасту 12 месяцев лепет начинает постепенно превращаться в слова. Ребёнок может произносить около 10 узнаваемых слов
Это могут быть облегчённые варианты типа «ба-ба» или «бах». Ещё одно важное приобретение этого возраста — указательный жест
С его помощью малыш обращает внимание окружающих на какой-то интересный для него объект
К 12 месяцам ребёнок уже владеет всеми доречевыми навыками ведения диалога. Он общается, используя улыбку, звуки, жесты, взгляд, а потом ещё и слова. С помощью этого арсенала малыш может:
- начать диалог со взрослым;
- сменить тему;
- комментировать происходящие события;
- закончить диалог.
После того как ребёнок начал уверенно ходить, происходит скачок в его речевом развитии. В возрасте примерно от 1,5 до 2 лет стремительно увеличивается словарный запас, а в 2 года малыш уже использует в общении простые фразы типа «мама дай».
Сначала ребёнок использует звуки, жесты и взгляды, чтобы общаться с родителями, а после начинает произносить простые фразы: «Мама,дай!»
В 3 года дети с нормальным развитием речи общаются длинными фразами, задают вопросы, которые начинаются со слов «зачем» и «почему». Запоминают и декламируют стихи.
В этом возрасте речь ребёнка пока ещё отличается от речи взрослого — и это нормально. Он может искажать некоторые звуки речи (фонемы). Есть фонемы, которые появляются в речи рано — это гласные звуки, а также звуки П, Б, М, В, П и др., которые называют звуками раннего онтогенеза.
Позже ребёнок осваивает произношение звуков, требующих более сложных движений языка — например, шипящих. Самыми последними в речи детей, говорящих на русском языке, обычно появляются звуки Л и Р. Однако есть дети, которые рычат уже в два года. Это не означает, что ребёнок осваивает родной язык с опережением.
К возрасту 6-7 лет ребёнок полностью осваивает речь.