Что делать, если ребенок в 5 лет плохо говорит

Как ЗПР переходит в УО

Дефекты психической деятельности при задержке ПР склонны трансформироваться как в сторону прогресса, так и в сторону регресса. Например, известны случаи, когда ребенок в детдоме, находясь как будто в замороженном состоянии, не ходит, не разговаривает, застывает в одной точке, будучи усыновленным благополучной семьей, буквально за неделю обучается всем навыкам, соответствующим его возрасту. Он быстро набирает вес, налаживает коммуникативные навыки.

С другой стороны, замедление темпа развития способно нарастать, усугубляя свои проявления. К тому же, термин ЗПР применим только для дошкольников и младших школьников. Если после младшего школьного возраста признаки задержки развития психики сохраняются, то оно переходит в категорию умственной отсталости.

Главную роль в прогрессировании симптомов задержки психического развития играет несвоевременно принятые или полностью проигнорированные меры коррекции состоянии

Очень важно начинать коррекционное лечение таких детей как можно раньше. Оно требует специального обучения

Обычные школы не могут создать необходимые условия, чтобы принять таких малышей. В случае, когда время упущено, наблюдается углубление имеющихся дефектов по всем фронтам:

еще больше искажаются познавательные процессы – внимание, восприятие, память, что неизбежно приводит к снижению интеллектуальной деятельности;
как письменная, так и устная речь не прогрессируют. Ребенок не способен получать информацию извне в достаточном количестве, из-за чего замыкается в себе

Коммуникативные связи с миром разрываются. Налаживание контакта со сверстниками, членами семьи становится практически невозможным. Таким образом, происходит самоизоляция малыша, уход в себя;
в связи с регрессом познавательных способностей, детям с запущенной формой ЗПР сложно осваивать даже элементарные навыки. Не происходит закономерной возрастной смены деятельности с игровой на учебную;
эмоциональная сфера разлаживается. Ребенок становится лабильным, не контролирует свои эмоции.

Особую роль играют взаимоотношения с родителями, в частности, с матерью. Ощущая раздражение, отсутствие поддержки, любви с ее стороны, малыши превращаются в капризных, обидчивых и упрямых задир, либо впадают в ступор. Отсутствие эмоциональной связи порождает, помимо личностной деградации, страхи и тревогу.

В целом, дети теряют связь с окружающим миром. В будущем им становится сложно адаптироваться к коллективу, определиться и получить профессию, наладить межличностные отношения. Запущенная стадия ЗПР делает ребенка инфантильным, неподконтрольным, рассеянным и беспомощным, и способна подвести к чертам, соответствующим умственной отсталости. 

Советы специалиста Грибовой О. Е. «Что делать, если ваш ребёнок не говорит?»

Малыш отстаёт в речевом развитии от сверстников, что можно сделать — поможет литература.

Для кого эта книга?

Эта книга, шанс для тех, кто интересуется вопросами развития речи, пытается разговорить малыша (родителей, воспитателей, логопедов) (есть онлайн-версия). В ней собрано много полезной информации, знание которой поможет дать ответы на полезные вопросы родителей, например, ребёнок не говорит в 5 лет, что делать.

Этапы формирования речи

Формирование речи можно условно разделить на следующие этапы:

  • развитие мотивации и подражательных способностей;
  • расширение запаса слов и обучение грамматике речи;
  • развитие диалогической и монологической форм речи.

Важна помощь родителей

Ребенку 5 лет, не разговаривает: что делать?

Речь человека развивается последовательно от одного этапа к другому. В рамках каждого необходимо проводить коррекционные занятия при обнаружении каких-либо отклонений. Любой упущенный недостаток будет усугублять потенциальные проблемы дальнейшего развития.

В книге собрано много полезных занятий, которые могут провести, как специалисты, так и сами родители, способные помочь детям преодолеть отставания в развитии речи.

Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей

Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

  • Дефицит внимания
  • Протестное поведение

Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

Агрессивное поведение

Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.

Инфантильное поведение

В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

Конформное поведение

Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.

Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)

В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.

Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.

Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.

Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.

Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере,  а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.

В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как  СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.

При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.

Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой

Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии

Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.

Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.

Дебильность или легкая степень умственной отсталости

При легкой умственной отсталости наблюдаются наименьшее поражение ЦНС, такая форма отсталости является относительно легкой. Дети способны произносить небольшие фразы, они весьма наблюдательны и упрямы, их отличительной чертой является неспособность к обману.

Дебильность может быть нескольких типовЛегкая умственная отсталость иногда сопровождается поведенческими и личностными расстройствами.

В ходе коррекционных и образовательных занятий дети способны научиться считать, писать и читать, а также они усваивают простейшие знания об окружающем мире и приобретают простейшие трудовые навыки.

Мой ребенок не говорит, молчит, мало говорит, плохо говорит!

На консультации Сарклиник родители спрашивают: «Почему ребенок 3 лет не говорит, не разговаривает, что делать?» «Ребенок 4 лет плохо говорит, молчит!» «Отчего мальчик 5 лет не разговаривает, куда обращаться?» «Девочка 6 лет не говорит, плохо говорит, как лечить?» «Почему ребенок плохо говорит или говорит мало слов? «Как научить ребенка говорить, разговаривать?» «Что делать, если дошкольник, школьник, мальчик, девочка не разговаривают предложениями, как будто у него каша во рту?» «Как помочь ребенку, если страдает речевое развитие, отсутствует активная речь, страдают речевые центры, отсутствует словарный запас?» «Дети младше нас строят предложения, а мы мычим, куда обращаться, если только мычание и все?» «Когда ребенок начнет болтать?» Давайте остановимся на основных причинах, по которым малыши, детки не говорят.

Как определить задержку речевого развития

Дефекты речи для детей 4 лет могут быть разнообразными: ребенок может не произносить ни звука или же наоборот говорить много, но абсолютно неразборчиво. Оба случая в таком возрасте должны стать поводом для обращения родителей к ряду специалистов, а именно: невропатологу, психоневрологу, дефектологу, логопеду или отоларингологу.

Основными признаками, по которым легко можно определить задержку речевого развития, являются:

  • ребенок говорит таким образом, что разобрать смысл предложений или даже отдельных слов порой сложно или вообще невозможно;
  • у малыша отсутствует интерес к общению, даже с самыми близкими людьми;
  • словарный запас очень ограничен (в некоторых случаях даже 20 словами);
  • ребенок не изъявляет желания повторять за родителями слова или же молча удаляется в процессе таких занятий;
  • малыш не воспринимает и не выполняет просьбы в которых заключено два действия, например, возьми игрушку и посади её на диван;
  • ребенок все понимает и выполняет элементарные просьбы, но процесс никогда не комментирует;
  • при произношении предложений теряется большинство слов.

На приеме у врача

Первый специалист, к которому нужно обратиться в случае любого подозрения, сомнения, вопроса относительно развития слуха вашего ребенка, – обычный оториноларинголог в вашей районной поликлинике. Он проведет первичный осмотр и простые тесты. При выявлении действительно серьезных состояний – обязательно направит к сурдологу. В арсенале последнего – целая «батарея» тестов, включая:

  • тимпанометрию;
  • специальные методы детской аудиометрии;
  • регистрацию отоакустической эмиссии;
  • аудиограмму и т. д.

Конечно, чем старше ребенок, тем проще с ним договориться, чтобы он во время диагностики не крутился, не вырывался, не кричал. Некоторые малыши прекрасно себя ведут при участии сурдопедагога, тот помогает проводить обследования в игровой форме.

Для новорожденных и младенцев применяется, пожалуй, единственный объективный метод – КСВП. Подробнее о нем и о записи на это обследование – читайте здесь .

Условия, необходимые для правильного и своевременного развития речи

Что делать, если ребенок в 5 лет плохо разговаривает, и существует ли лечение — поможет правильная консультация специалиста. Также необходимо учитывать все условия при решении данной проблемы.

Продуктивное общение

Это методы общения, подразумевающие, что ребенок будет высказывать собственные связные мысли. Сюда относятся:

  • пересказ своими словами;
  • различные творческие задания и беседы;
  • рассказывание небольших историй с одновременным просматриванием картинок.

Общение со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте.

Речь родителей и остального окружения ребенка должна быть богатой и насыщенной, грамматически правильной и с четким произношением

Немаловажно общение детей дошкольного возраста со сверстниками, во время которого происходит обмен впечатлениями, взаимопомощь друг другу. Это побуждает ребенка к разговору

Важен обмен информации со сверстниками

Игры для общения

Например, обыгрывание игрушек, краткие спектакли. Совместная деятельность положительно сказывается на развитии общения дошкольников со взрослыми.

К сведению! Хорошие результаты дают игры, развивающие мелкую моторику рук.

Ребенка просят показать пальчик или сделать какой-либо жест. Не стоит пренебрегать пением, разучиванием стишков и артикуляционными упражнениями.

Самый распространенный детский прием – научить ребенка дуть, например, задувать свечку или надувать мыльные пузыри. Разнообразные игры с общением также не будут лишними.

Несомненен факт, затруднения в коммуникации детей 5 лет не являются особенностью, необходимо сделать все возможное во избежание этой проблемы. Не стоит надеяться на человека с волшебным лекарством, которое поможет разговорить ребенка

Крайне важно с самого начала комплексно подходить к воспитанию и развитию детей, уделять этому время, изучать информацию, а не ждать точки невозврата

Как формируется речь у ребенка, или когда дети начинают говорить?

Подготовительный этап (первый год)

С самого рождения у ребенка начинается формирование речи. 1 этапом овладения ею, можно считать первые звуки (гуление), крик и даже плач. Здоровый малыш издает громкий, чистый с коротким вздохом и протяжным выдохом крик. Он имеет разные интонации. С криком и плачем задействованы все отделы периферического речевого аппарата (дыхательный, артикуляционный, голосовой).

Гулить начинает с двух месяцев. Такие голосовые проявления у малыша и есть начальный показатель развития речи.

К третьему месяцу гуление переходит в лепет. Лепет представляет собой сочетание звуков. Складывать буквы в слоги ребенок начинает в возрасте полугода.

К 7 – 9 месяцам появляются более разнообразные звуковые сочетания, которые он повторяет за взрослым. Темп, тон и интонацию в дальнейшем он легко перенимает.

Для формирования и появления к концу первого года жизни первых слов важно, чтобы в 10 – 11 месяцев малыша сопровождала правильная речь родителей и окружающих. Период начального овладения языком (от двух до трех лет)

Период начального овладения языком (от двух до трех лет)

Немаловажным периодом для развития речи ребенка является возраст от 2 до 3 лет. Понимание и словарный запас у него возрастает.

Происходит заметный скачок в развитии речи (50 – 1 200 слов). Но она не совсем совершенна. Чтобы легко было выражать свои мысли, и прибавился словарный запас, постарайтесь проговаривать все действия, которые вы совершаете вместе с ним.

Важно формировать правильное произношение. Дошкольный (от 3 – 7 лет)

Дошкольный (от 3 – 7 лет)

Словарный запас у детей 4 – 6 лет достигает от 3 000 – 4 000 слов. Речь становится обогащенной. Однако иногда дети придают аналогичным словам назначение предметов. Например, лопатка – копатка, вертолет — вентолет и др. Появляется опыт общения, формирование чувства языка, а также развивается способность к созданию собственных уникальных слов (словотворчество).

К четырем годам он должен различать все звуки. К этому времени он обычно чисто говорит и правильно произносит звуки. Контекстная речь формируется постепенно. Дети к концу дошкольного возраста самостоятельно пересказывают сказки, рассказы, состоящие из 40 — 50 предложений. Описывают какие-либо события, свои впечатления и переживания.

Купи и носи?

Коррекция слуха не заканчивается протезированием, а начинается с него. Слуховой аппарат – это инструмент, который позволяет человеку слышать речевые и неречевые звуки. Если вы просто купите скрипку, но не будете учиться играть на ней, скрипача из вас не выйдет. Точно так же человеку приходится учиться различать звуки, понимать речь, говорить. Что для этого понадобится?

  • Настроечные сессии. После всестороннего обследования, постановки диагноза и подбора слуховых аппаратов их необходимо настроить под особенности потери слуха и потребности пациента. Корректировать настройки нужно периодически, приблизительно раз в 6 месяцев.
  • Реабилитация или абилитация. После всех этих манипуляций понадобятся занятия со специалистами по слухоречевой реабилитации – сурдопедагогом, логопедом, дефектологом и т. д.
  • Динамическое наблюдение. В течение всей жизни вы будете находиться под наблюдением врача-сурдолога, чтобы он следил за тем, как развивается заболевание и прогрессирует.

Да, это не самый простой путь, но возможность слышать, понимать, говорить и жить полноценной жизнью того стоит. Согласны?

Коррекция слуха дает возможность наслаждаться жизнью в полной мере

Касается каждого

Отрицание, гнев, принятие – эти основные стадии проходят, наверное, все родители, когда сталкиваются со снижением слуха у своего маленького ребенка.

Если еще в роддоме младенцу определяют критическое снижение слуха, глухоту, у взрослых мало времени на сомнения и переживания. Наоборот, чтобы обнаруженная проблема не успела сказаться на дальнейшем развитии ребенка, нужно действовать быстро, как можно скорее провести операцию – кохлеарную имплантацию.

Но бывает и так, что малыш растет, развивается и… не сразу теряет слух. Тогда родители могут пропустить начало возникновения тугоухости, долгое время не признавать этот факт. Им кажется, что детское развитие идет по плану (вроде и на профосмотре в поликлинике все было нормально, и ребенок ни на что не жалуется). А узнав о проблеме, могут даже отказываться признавать ее – это своего рода защитная реакция.

К каким специалистам стоит обратиться?

Если малыш практически не разговаривает в 3 года или делает это плохо, следует пройти комплексный медицинский осмотр у таких специалистов:

  • педиатр (выявляет наличие нарушений и направляет на осмотр к другим специалистам);
  • оториноларинголог или сурдолог (проверяют слух ребенка);
  • логопед и дефектолог (с помощью тестирования определяют уровень развития речи, выявляют отклонения в ее формировании);
  • невропатолог (изучает малыша на наличие патологий нервной системы);
  • психолог (выявляет нарушения в эмоциональном состоянии малыша);
  • психоневролог (может потребоваться для точного определения диагноза).

Если психологическое и физиологическое состояние малыша в норме, справиться со сложностями в речевом развитии ему помогут логопед и родители. Для этого нужно не только обратиться к грамотному врачу, но и постоянно работать с малышом дома.

2 Ребенок обижается: «Я с тобой не разговариваю»

В каких случаях человек молчит? Когда обижается. И фраза есть распространенная: «Я с тобой не разговариваю».

Здесь рекомендую обратить внимание на контакт с ребенком: насколько родители его слышат и принимают, удовлетворяют ли физические и психологические потребности. Если малыш не получает желанного контакта, он может «обидеться» и замолчать

Важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и безопасно. Если он не чувствует стабильности и предсказуемости, вся его энергия будет уходить на борьбу с тревогой, но не на развитие

Он должен быть уверен: если он ляжет спать, то обязательно проснется утром; если мама уйдет на улицу, то всегда вернется.

Причины речевого недоразвития

Основными причинами того, что ребенок не говорит в 4 года, зачастую являются:

  • недоношенность, родовые травмы или кислородное голодание мозга из-за асфиксии;
  • инфекционные заболевания матери во время вынашивания ребенка;
  • созревание мозговых структур с существенной задержкой;
  • наследственность (если у кого-то из родителей была задержка развития речи, то у ребенка вероятность повторения ситуации возрастает в несколько раз);
  • синдромы Эдвардса или Дауна;
  • травмы головы, полученные в младенческом возрасте;
  • патологии слухового аппарата, из-за которых возможно снижение слуха или его полное отсутствие;
  • сильные стрессы или нервные потрясения (например, из-за скандалов и громких ссор между родителями);
  • отсутствие внимания родителей к ребенку.

Что такое ЗПРР

Задержка психического речевого развития ребенка — это заболевание, при котором он отстает в своем психоэмоциональном развитии от возрастных норм. Характеризуется дисфункцией речи, поведенческими нарушениями, эмоциональными расстройствами — ригидностью или лабильностью. У некоторых деток отмечаются и двигательные дисфункции.

Развивается на фоне заболеваний головного мозга или центральной нервной системы. С одной стороны, особый неврологический статус может стать причиной задержки развития психики и речи, с другой же сама патология негативно влияет на психическое развитие.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий