Постановка звука Р

Введение в речь

Устранение неправильного произношения − длительная работа, и требует времени. В среднем уходит до года для исправления дефекта. Большую роль играет и помощь родителей. Если они заинтересованы, то будут заниматься ежедневно.

Взрослые люди тоже могут быть картавыми. И для них действуют такие же способы постановки звука. Потребуется серьезная мотивация для того, чтобы справиться с дефектом речи.

Иногда родители не понимают, зачем заставлять ребенка правильно говорить. От этого зависит его дальнейшая карьера. Во многих профессиях действуют стандарты и с дефектами в них не возьмут.

Вводить звук в речь придется долго

На этом этапе важно подключать самоконтроль. Нужно поправлять ребенка, заставлять его вспоминать правильное произношение

Полезно учить стишки, чистоговорки, скороговорки.

Исправление любого дефекта напрямую зависит от слаженной работы специалиста и родителей. Только вместе они смогут справиться с проблемой. Чем быстрее ребенок выучит артикуляционную гимнастику и начнет ее идеально выполнять, тем скорее ему поставят звук.

Логопедический массаж

Эффективным методом подготовки к постановке звука «Р» при дизартрии является логопедический массаж. Выполнять такую процедуру может только квалифицированный логопед, так как массаж имеет разные виды. Те движения, которые в одних случаях принесут пользу, в других – противопоказаны. Виды массажных движений зависят от существующей проблемы с речевым аппаратом. При тонусе мышц с помощью массажных упражнений целью ставится расслабление мускулатуры, а при слабой деятельности, наоборот, необходимо активизировать работу артикуляционных мышц.

Проводится ручной и инструментальный массаж шеи, лба, области щек, губ. Для массажа языка эффективно применяют специальный логопедический зонд в виде шарика. Подробно о логопедическом массаже при различных видах дизартрии описано в книге Елены Архиповой.

Постановка звука “р” у взрослых

Логопедические занятия на постановку звука “р” у взрослых включают в себя:

  • технику глубокого дыхания с участием диафрагмы;
  • упражнения, направленные на разработку мышц языка и губ.

Техника дыхания заключается в следующем:

  • вдыхайте через нос, выпячивая живот и наполняя воздухом нижние отделы легких;
  • выдыхайте, сокращая мышцы живота и пропуская мощную струю воздуха через голосовые связки.

Упражнения для выговаривания буквы “р” направлены на то, чтобы “расшевелить” язык: покусывайте его, цокайте, вытягивайте, скручивайте, выполняйте поперечные развороты и круговые движения.

И, конечно же, скороговорки — их значение трудно переоценить. Ррразучивайте, повторрряйте и хвалите себя за успехи.

Чтобы научиться выговаривать “р” взрослому человеку, потребуется, может быть больше времени, чем ребенку, поэтому важен настрой на результат. А когда есть мотивация, процесс идет гораздо быстрее.

Когда нужна коррекция

Звук «Р» — один из сложных в развитии речи ребенка. Он относится к категории сонорных, в составе которых тона голоса больше, чем шума.

Специалисты ставят «Р» последним, когда все остальные звуки уже правильно сформировались и закрепились. Постановкой «Р» занимаются после 5,5-6 лет. До этого времени нарушение в его произношении — возрастная норма.

В некоторых случаях к логопеду стоит обратиться с 4 лет, когда «Р» появился в речи, но проявляется некорректно. В данном варианте ребенок не заменяет «Р» другими звуками («Л», «В»), а пытается выговорить «Р», но с нарушениями артикуляционного аппарата.

Норма произношения «Р»:

  • губы расслаблены;
  • расстояние между зубами 4-5 мм;
  • кончик языка поднимается к верхним деснам;
  • язык вибрирует в струе воздуха;
  • средняя часть спинки языка выгибается;
  • задняя часть языка направлена назад, прижимается к небу;
  • боковые края прижаты кверху;
  • голосовые складки в момент говорения колеблются.

Основные виды ротацизма, которые требуют коррекции:

  1. Велярный.
    Кончик языка опущен вниз, не участвует в артикуляции. Язык напряжен, отодвинут назад. В произношении мало голоса, много воздуха. Звук получается гортанным, громким.
  2. Увулярный.
    Язык вибрирует в воздушной струе. Звук мягкий, тихий, плавный.
  3. Носовой.
    Воздух направлен в нос, отсутствует вибрация.
  4. Двугубный.
    В артикуляции принимают участие только губы, без языка.
  5. Щелевой.
    Язык направлен вверх и образует щель с мягким небом. Звук меняется на «З» или «Ж».
  6. Межзубный.
    Язык находится между зубами.

Этапы коррекции нарушений:

  1. Подготовительный.
  2. Постановка звука.
  3. Автоматизация.
  4. Дифференциация.
  5. Закрепление в речи.

Подрезка уздечки?

Часто практикуемым методом в прошлом, о котором я часто слышу от родителей и по сей день, является подрезка подъязычной связки (уздечки). Хочу отметить, что далеко не всегда такие кардинальные меры могут привести к желаемому результату – появлению звука . Я категорически не рекомендую подрезать уздечку, если к этому нет медицинских показаний. Отсутствие данного звука связано со общей слабостью мышц языка и неразвитостью подъязычной связки. Именно поэтому ребенок не в состоянии приподнять язык и плотно прижать его к небу. Следуйте советам выше, и желаемые результаты не заставят себя ждать.

Удачи вам и вашим деткам!

Логопед Алена.

Мимическая гимнастика

Ещё один немаловажный этап в начале занятия, благодаря которому лицевые мышцы и артикуляционный аппарат ребёнка подготавливаются к дальнейшей работе. Все упражнения выполняются перед зеркалом.

Упражнение «Хомяк и рыбка». Ребёнок сначала сильно надувает щёки, показывая хомяка, после чего вытягивает вперёд губы трубочкой, как рыбка. Движения чередуются не менее 7-8 раз.

«Кошка пьёт молочко». Ребёнок язычком имитирует движения кошки, которая лакает молоко из блюдца.

«Удивлённый Аркаша и рассерженная Маша». Ребёнок сначала высоко поднимает брови, будто в удивлении, а затем их сильно хмурит, будто очень зол.

Упражнения на расслабление губ:

  • широко улыбнуться с протяжным и-и-и-и;
  • ритмичные движения плотно сомкнутыми губами то к правой, то к левой щеке;
  • движения сомкнутыми губами по кругу.

«Волшебник Николка лопатку превращает в иголку» – широкий расслабленный язык выкладывается на нижнюю губу в форме лопатки, а затем весь делается узким с острым кончиком, как иголочка.

Учим ребенка говорить букву “р”

В занятиях важно использовать комплексный подход:

  • регулярно заниматься с логопедом;
  • делать упражнения для постановки звука “р” у детей в домашних условиях;
  • использовать речевой материал для автоматизации звука “р” в повседневных делах: вместе с ребёнком учить скороговорки на букву р, рассматривать картинки, чтобы был звук и буква “р”.

Заниматься можно и с логопедом, и дома самостоятельно. Если выбран второй вариант, первичная консультация со специалистом обязательна.

Постановка звука “р”

Чтобы ребёнку понять, как научиться говорить букву “р”, сначала нужно освоить, как её выговорить изолированно. На этом этапе происходит знакомство со звуком: узнать, как выглядит буква “р”: раскраска, стихотворения с её изображением.

  • Для постановки звука нужно уловить, как он произносится, на что похоже его звучание. Малыш открывает рот, прижимает язык к нёбу, как в разминочных упражнениях, и быстро выговаривает «д-д-д». Во время этого попросите его произнести этот звук на сильном выдохе. Это ещё не будет «р», но он запомнит, какой должна быть вибрация.
  • Для следующего упражнения нужен логопедический шпатель. Для начала попросите малыша выговаривать «жжж» с широко открытым ртом. После того, как ребёнок поймёт, как это делать, введите шпатель под язык и помогайте ребёнку раскачивать его влево-вправо. Произношение «жжж» и колебания шпателем помогут понять, какой должна быть вибрация.
  • Пускай ребёнок произносит слог «зза», отодвигая язык, как можно глубже к горлу. Одновременно введите шпатель также, как в предыдущем упражнении, и помогайте двигать язык из стороны в сторону. Должен получится чёткий звук р.

Как только малыш освоил проговаривание без шпателя, переходите упражнениям на на автоматизацию звука р.

Автоматизация звука “р”

После того, как малышу удалось научиться произносить букву, учат использовать её в слогах. Сначала автоматизация твёрдого и мягкого звука р в слогах и лишь потом переход к следующему пункту.

  • Автоматизация звука в словах. Начинать нужно с коротких и переходить к длинным, чтобы ребёнок мог разговаривать, используя такие слова в предложениях.
  • Автоматизация звука р в длинных предложениях.

Лишь на этом этапе используют скороговорки на “р”, учат логопедические стихи.  Также используйте загадки про букву р, чтобы он её проговаривал в качестве ответа.

Дифференциация звуков

Чтобы не конфликтовал с другими согласными, особенно, с сонорными, нужно автоматизировать не только трудный звук, но и его сочетания с другими. Так, для дифференциации «р» применяют слова, отличающиеся на одну букву. Пары слов, подходящие для дифференциации «р»:

  • Рожь — ложь
  • Лак — рак
  • Лаз — раз.

В течение дня на упражнения для дикции должно уходить около 20-30 минут. Эффективнее, когда это время разбито на короткие эпизоды, игры, занимательные задания по 5-7 минут. Для ребенка от 3 до 7 лет гораздо интереснее играть и общаться со взрослыми, чем выполнять бессмысленные повторы, поэтому отдавайте предпочтение именно игровым методам. Подойдут также детские стихи, шуточный стишок и логоритмическая песенка по теме занятия.

Исправлять неправильное звукопроизношение и ставить корректное нужно скоро, но не быстро. Если вы намерены самостоятельно исправить речь у ребенка, то действуйте последовательно и методично. Чтобы не потеряться в современном потоке информации, на каждом этапе сверяйтесь с рекомендациями проверенных источников: консультацией логопеда, специализированной литературой или официальными публикациями детских психологов.

Старайтесь правильно выбирать время для занятия — когда ребенок в хорошем настроении и готов к сотрудничеству в игре. Разговаривать с ним о звуках лучше в процессе изучения книг и сказок, упражнений с кубиками, кассой букв и алфавитом. Объясните, что язычок следует приучать к работе, как и любые другие мышцы, не переставать тренироваться, как и в спорте. Факт, что язык — мышца, может стать для почемучки большим открытием!

Еще один важный совет: исключите дурной пример или заострите внимание ребенка на том, что подражать такому примеру — плохо. Иногда дети прекращают картавить, когда понимают, что это вызывает насмешки и излишнее внимание

Автоматизация во взрослом возрасте

У подростков и взрослых детей можно устранить ротацизм (в бытовом смысле – картавость). Но им нужно будет усиленно заниматься каждый день, так как придется самостоятельно вырабатывать навыки самоконтроля. В качестве материала используют все те же слоги, но это еще не вызывает затруднений.

Постановку лучше проводить с сочетанием «СШР». Его произносят шепотом, и таким образом удаётся добиться вибрации.

Сложнее всего со словами и текстами. Каждый день перед зеркалом взрослый тренируется произносить медленно и утрированно слова, где звук находится в первой позиции.

Некоторым скучно это делать, но постепенно с развитием навыка можно будет ускориться. Обязательно развиваются навыки слухового самоконтроля. Человек должен воспринимать свою речь как будто со стороны, своевременно выявляя проблемы, пресекая неправильное произношение.

Автоматизация звука в стихах может происходить на материале школьной программы по литературе. Предлагаются сложные скороговорки, тексты повышенной сложности. На избавление от дефекта уйдет до года и больше.

Перед зеркалом можно читать стихотворения, контролируя произношение. Занятия должны проводиться каждый день по часу. Только такой подход позволит ввести звук в самостоятельную речь. А правильная и грамотная речь дает доступ к ряду профессий, повышает самооценку, вырабатывает уверенность.

Способы обучения детей произношению буквы Р

Проблема с четким произношением буквы «Р» часто возникает у дошколят. Она появляется у родителей, которые заблаговременно готовят ребенка к школе, одновременно обучая его письму и математическим наукам.

По общепринятым нормам, считается, что ребенок должен овладеть этим звуком к 5-летнему возрасту.

Причины картавости

Буква «Р» считается одной из самых сложных для детского восприятия. Для ее произношения необходимо «натренировать» язык простыми упражнениями.

Причинами проблем со звуком «Р» могут стать:

  • анатомические особенности языка;
  • плохая подвижность языка;
  • затрудненное дыхание;
  • сложности со слуховым восприятием звуков.

Перед тем, как приступить к самостоятельным занятиям, лучше обратиться к специалисту.

Правила домашних логопедических занятий

При занятиях с ребенком, всегда важно проявлять мягкую настойчивость и терпение. Необходимо придерживаться определенного алгоритма действий:

Необходимо придерживаться определенного алгоритма действий:

  • начинают с легких разминочных упражнений для дыхания и языка;
  • затем, можно приступать к проговариванию слогов со звуком «Р» вслух и про себя;
  • далее, следует изучить различные скороговорки, акцент в которых делается на соответствующем звуке.

Кроме правильно построенной системы занятий, не последнюю роль в эффективном обучении будет играть и грамотный подход родителей к проблеме.

https://youtube.com/watch?v=YlXEEAQfN0Y

Чтобы обучение было успешным, важно:

  1. Учитывать настроение ребенка и свою внутреннюю готовность к проведению занятий.
  2. Обеспечить их регулярность и обязательное повторение пройденного накануне материала.
  3. Следить, чтобы ребенок произносил звук правильно.
  4. Занятия лучше проводить в форме игры, так ребенок лучше запомнит материал и меньше устанет.
  5. Поощрять малыша за усердие и не ругать за неудачи.

Помните, что одно занятие не должно превышать 20 минут.

Показатели неправильной «Р»

Как же понять, что с этой трудной буквой не все в порядке и когда пора бить тревогу? Не стоит пугаться, если малышу меньше 5 лет, однако, если ситуация не меняется с возрастом, стоит насторожиться.

«Р» может коверкаться малышами самыми разными способами:

  • буква в принципе не произносится (например, «дыа», вместо «дыра»)
  • буква заменяется (допустим, «лыба», за место «рыба);
  • звук произносится немного картаво (как бы с французским акцентом)

Для проверки качества произношения попросите ребенка немного порычать, если не получается, старайтесь научить его отдельному звуку. А вот если «Р» коверкается только в речи, то стоит тренировать слоги.

Упражнения для улучшения произношения буквы «Р»

Начинать нужно с разминочных дыхательных упражнений, затем, приступать к тренировке языка. Некоторые из них будут описаны ниже.

Дыхательная гимнастика для улучшения речи:

  1. «Снежинка» – для этого упражнения маме понадобится маленький кусочек ваты. Его кладут на стол и дуют, свернув губы трубочкой. Через некоторое время малыш начнет повторять это действие. Вату можно заменить на маленький теннисный шарик.
  2. «Ветерок» – нарезаем бумагу так, чтобы получились тоненькие полосочки. Смысл упражнения в том, чтобы сильно дуть на бумагу, представляя, как ветер сдувает листья.
  3. «Именинный торт» – в этом упражнении, ребенку нужно предложить задуть свечи на торте, как в день рождения. Суть заключается в том, чтобы первоначально дуть не прерываясь, а затем, с небольшими интервалами.
  4. Максимально надуваем щеки и медленно выпускаем воздух, округлив губы трубочкой.

Теперь, можно приступать к разминке языка.

Для этого, выполняется такая гимнастика:

  1. Язык нужно высунуть и быстро-быстро «раскачивать» его вверх и вниз. Повторяем 10 раз.
  2. Открыв рот, проводим языком по зубам, внутренней стороне щек и губ.
  3. Полезно щелкать язычком, как лошадка.
  4. Расчесываем язычок. Для этого, проводим язык между зубами наружу и вовнутрь по 5 раз.
  5. Быстро перемещаем язык от одного уголка рта к другому, так, чтобы он напоминал маятник. Выполняем упражнение около 10 раз.
  6. Ребенок растягивает губы, широко улыбаясь и открывая рот. Затем, требуется, чтобы он прижал кончик языка к верхнему нёбу, как будто, хочет произнести звук «нь». С этим положением языка, он должен открывать и закрывать рот 10 -15 раз.

Старайтесь делать маленькие паузы между упражнениями.

Постановка красивой речи – это трудоемкая задача и для ее выполнения, каждый родитель должен проявлять к ребенку максимум терпения и любви.

Продолжительность коррекционной работы

Сколько по времени занимает выработка правильного произношения звука Р? В современной логопедии нет четких временных границ. Это касается работы с любой группой звуков. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Поставить звук можно уже на первых занятиях (если была проведена подготовительная работа), а этап автоматизации может занять достаточно продолжительное время.

Звук Р − сложный по артикуляции, поэтому и появляется в речи к более старшему возрасту. Не нужно торопиться с автоматизацией, ваша задача добиться чистого звучания и устойчивой вибрации. Язык не должен «соскальзывать», когда ребенок будет произносить слова. Чтобы ему было интересно, используйте дидактические игры, а не только речевой и наглядный материал.

Вы можете поискать определенную логопедическую методику, но все они построены на тех принципах и практических советах, которые изложены выше. Главное условие успешной коррекционной работы − это диагностика и коррекционная работа с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Составление коррекционной программы

Она зависит от формы нарушения звукопроизношения. Например, у ребенка может вовсе отсутствовать вибрант в речи или он может заменять его другими звуками или смешивать их. Распространены и ротацизмы, то есть искажение. Различают 8 видов ротацизмов. Поэтому логопед подбирает поэтапную постановку звука «р» индивидуально для каждого маленького пациента. Тем не менее, есть перечень упражнений, которые подходят при любой форме нарушения произношения вибранта.

Техника «Подражание» для простых случаев

Упражнение для постановки заключается в слуховом восприятии звука. Маленькому ученику предлагают примеры фонемы, например рев мотора, гром. А он, сидя перед зеркалом, повторяет услышанное.

Подготовительный этап

Р и Р`− это сложные звуки, поэтому прежде чем начинать их постановку необходимо сделать подготовительную работу. Этот этап основан на артикуляционной гимнастике и включает в себя упражнения для языка. Упражнения должны быть на статику (удержание определенного положения) и динамические:

  • «Улыбка». Губы растянуты в улыбке, зубы вместе, язык находится внизу.
  • «Окно». Рот открыт, губы занимают положение как при произнесении О, язык внизу.
  • «Забор». Губы по форме напоминают квадрат (как при произнесении Ш), зубы вместе, язык внизу.
  • «Трубочка». Губы вытягивают вперед, рот чуть приоткрыт, язык занимает то же положение, что и в предыдущих заданиях.
  • «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык поместите на нижнюю губу и удерживайте в таком положении.
  • «Иголочка». Рот открыт, языком нужно стараться достать до подбородка, при этом он должен быть узким.
  • «Качели». Губы улыбаются, язычок узкий и его нужно поднимать и опускать.
  • «Часики». Губы в том же положении, только языком нужно двигать вправо-влево.
  • «Чашечка». Ребенок улыбается, поместите широкий язык на нижнюю губу. Затем поднимите кончик языка и его боковые края. Должна получиться «чашечка» и удерживайте его в этом положении.

Это были базовые упражнения, которые подготавливают органы артикуляционного аппарата к постановке звука. Упражнения на статику нужно удерживать в течение 10-15 секунд. Начинать нужно с небольшого количества повторений, до 3, постепенно увеличивая их до 5-7.

После базовых упражнений вы можете переходить к заданиям, которые нужны для подготовки вашего аппарата именно для произнесения сонорной группы:

«Чистим верхние зубы». Губы улыбаются, широким кончиком языка нужно сымитировать движения как при использовании зубной щеткой. И таким образом «почистить» верхние зубы.
«Чистим небо». Широким языком нужно сделать движения вперед и назад.
«Грибок». Ребенок должен присосать язык к небу. Это упражнение непростое, поэтому для упрощения задачи можно попросить удерживать карамельку или аскорбинку.
«Гармошка». Органы артикуляции находятся в положении «Грибок». Нижней челюстью совершают движения вверх−вниз − получается гармошка.
«Лошадка». Ребенок имитирует цокот копыт. Язык при выполнении упражнения должен быть широким.
«Барабанщик». Многократное повторение звука Д. Губы в положении улыбки

Обратите внимание, что звук должен получаться чистым и четким, никакого ДЗ.
«Индюк». Широкий язык нужно зафиксировать на верхней губе

Совершайте им движения вперед−назад, «поглаживая». И при выполнении добавить голос и сочетание звуков БЛ.

Эти упражнения направлены на подготовку к постановке Р и Р`. Такой комплекс артикуляционной гимнастики помогает ребенку освоить правильное произношение. И его можно и нужно выполнять, даже если никаких речевых нарушений нет. Тогда к четырем−пяти годам ребенок будет произносить звуки правильно.

Кроме артикуляционной гимнастики, проводят работу по формированию речевого дыхания, оно должно быть диафрагмальным. Вдох осуществляется через нос, выдох через рот. Специалист предлагает ребенку ощутить работу диафрагмы, он кладет руку на эту область.

Предложите ребенку сыграть в игру «Забей мяч в ворота». Для этого вам понадобятся два маленьких кусочка ваты, поставьте стаканы, которые будут воротами. Посоревнуйтесь, кто забьет мяч из ваты в ворота. Следите за тем, чтобы ребенок вдыхал через нос, а при выдохе не надувал щеки. Это упражнение направлено на формирование сильного выдоха.

В логопедических занятиях по постановке и на первых этапах автоматизации выполнение этого комплекса упражнений для артикуляции и дыхания обязательно. Почему на более поздних этапах автоматизации и дифференциации потом эти задания можно пропускать? Потому что на этих занятиях больше внимания уделяют закреплению звука в связной речи и развитию фонетических процессов.

Дыхательная гимнастика

Оказывается, для того, чтобы правильно произносить звуки, в том числе и «Р», нужно научиться правильно дышать. Предлагаем несколько простых, но эффективных упражнений:

  • зажгите свечу, а ребенку предложите ее задуть;
  • малыш лежит на животе, в области диафрагмы положите небольшую мягкую игрушку; ребенку необходимо «покатать» игрушку делая глубокий вдох и медленный плавный выдох;
  • с помощью коктейльной трубочки и емкости с водой дуем «бурю»;
  • для выработки правильной для произношения звука «Р» струи воздуха попросите малыша выдувать воздух приоткрытым ртом, достигая вибрации губ;
  • можно проводить эстафету «Кто дальше?», используя вату – «снежинки», листочки, скомканные в шарики кусочки бумаги, игрушечные вертушки, кораблики на воде.

Для безопасного проведения таких упражнений применять их нужно не на полный желудок, в свободной одежде и не дольше 5 минут.

Способы постановки

Мягкий звук ставят после введения в речь твердого — это традиционный взгляд логопедов. В некоторых случаях это невозможно сделать. Поэтому можно начинать поставку с «Рь».

Приемы стандартные: от других звуков или механически. Для последнего нужен зонд или зондозаменитель. Инструмент выглядит как палочка с шариком на конце. В качестве замены используют шпажки для канапе с шариком на конце, шпатель с силиконовой соской.

Постановку звука проводят в положении лежа. Ребенок открывает рот, поднимает кончик языка, произносит быстро «Д», логопед зондом колеблет язык, получается дрожание.

Постановка от звука «Ть» имеет особенности: звук произносится утрировано, протяжно, губы вытянуты в улыбке. Ребенка просят произнести «ть-рь-и». Будет слышен новый звук, который обозначают символом.

Эффективно ставить звук от «Зь». Для этого дошкольника просят спеть песенку комарика, но с подъемом кончика языка наверх к альвеолам. Искаженное звучание корректируется движениями зонда и произносится протяжный «зи», который превращается в «ри».

Как проходит логопедическое занятие по постановке звука [р]

Как научить ребенка выговаривать букву Р ответит любой взрослый — отвести к специалисту. Логопед с помощью упражнений сможет поставить правильную речь.

Занятия проходят с целью подготовить ротовую полость к правильным движениям языка. Основными задачами считают:

  • Показать как правильно должен формироваться звук.
  • Тренировать артикуляционную моторику.
  • Научиться управлять потоком воздуха.
  • Научиться идти к поставленной цели.

Для занятия потребуется зеркало для понимания как проходит гимнастика, мяч, машина, лягушка с языком.

Упражнения для постановки звука для детей:

  • Игра с мячом на повторение животных.
  • Широкая улыбка.
  • Шевеление языком вне рта вверх и вниз.
  • Высовывать и засовывать язык.
  • Высовывая язык класть его на нижнюю губу.
  • Облизывать губы.
  • Дуть, не надувая щек.
  • Рычать
  • Тарахтеть как автомобиль.

После работы малыш узнает, что ему необходимо выучить на следующее занятие.

Благодаря гимнастике мышцы рта начинают правильно функционировать

Упражнения для постановки звука для детей

Существует множество методик для улучшения произношения звука . Если малыш способен быстро осилить одно упражнение, то нужно переходить к другому. Если задания оказались сложными, то их нужно проговаривать по 7 раз в день. Проговаривать задания можно в разной последовательности, чтобы чадо не заскучало.

Эмоциональное состояние ребенка в это время очень ранимо. Его нужно поддерживать за каждый успех и не ругать за неудачи. Сравнивать малыша с другими сверстниками не стоит. Это может пагубно повлиять на психику и дальнейшее развитие малыша.

Упражнения для постановки звука у детей:

  • Языком касаться альвеол и обратно.
  • Язык находится на альвеолах, при этом нужно сильно дуть.
  • Цокать как лошадка.
  • Останавливать лошадку.
  • Выкладывать язык на нижнюю губу, словно на тарелку. Это упражнение лучше делать перед зеркалом.
  • Стучать языком по альвеолам.
  • Трещать, как сорока (трррррррррр).
  • Подражать мотору автомобиля.
  • Язык расположить на альвеолах и говорить звуки (дддд, дддддр, ррррр).

Тренировка дыхания

Тренировка не должна утомить ребенка. Во время гимнастики упражнения должны помочь в следующем:

  • Вызвать интерес к занятиям.
  • Развить просодику речи.
  • Ускорить правильное произношение.

Упражнения:

  • Дуть на ватку, надувать шар или задувать свечку.
  • Произносить гласные соединения: «а-уа-ууа-ааээ-ээоо-ооиии».
  • Произносить глухие согласные.
  • Произносить звонкие согласные.
  • Вдох через нос и выдох через рот в течение минуты с задержкой дыхания.
  • Сильный выдох.
  • Выдох с произношением буквы с.

Артикуляционная гимнастика

Тренировка артикуляционных мышц способствует постоянной речи у человека. Речевые навыки начинают развиваться с рождения. Такая гимнастика поможет укрепить мышцы и устранить трудности произношения на любом году жизни.

Тренировки должны проходить в игровой форме. Занятия проходят с интересом, имея красочный дидактический материал. Видя себя в зеркале, ребенок охотнее выполняет упражнения. Если задание не получается выполнить, то родитель должен чистыми руками помочь своему чаду направить язык.

Обратите внимание! Для начала достаточно 2 упражнений. С каждым занятием можно прибавлять по одному

Упражнения для мышц:

  • Широко раскрыть рот и посидеть так 10 секунд.
  • Сделать губы, как у уточки и застыть.
  • Языком вертеть в разные стороны.
  • Надувать щеки и сдувать.
  • Втягивать щеки и возвращаться в обратное положение.

Если язык не может выполнять действия, то можно помогать ему чистыми руками или посторонними предметами. Главное гигиена и следить за проведением занятий.

Упражнение при котором нужно дотянуться языком до носа

Техника постановки

Правильная постановка звука включает в себя учет тонуса мышц, подвижность, артикулярную готовность. Мероприятия по постановке звука необходимо проводить комплексно. Занимаясь, гимнастикой, массажем, речевыми упражнениями и развитием моторики.

Речевая гимнастика

Упражнения во время гимнастики влияют на следующее:

Дыхание.
Слух.
Внимание.
Тембр голоса.
Мышцы ротовой полости.

Обратите внимание! Они развивают связь речи и движений, произношение. Упражнения:

Упражнения:

  • Повторять голосом речевые команды и воплощать их в движение.
  • Повторять за логопедом скороговорки.
  • Изображать ветер.
  • Говорить с нарастающим звуком.
  • Произносить слоги.

Нужна ли помощь логопеда?

Научить самостоятельно своего ребенка правильно произносить звук Р – вполне реально. Но первичная консультация логопеда не будет лишней. Специалист поможет правильно определить причину трудностей произношения, а также предложит оптимальные варианты формирования четкой и внятной речи.

Чем поможет ребенку логопед:

  • определит конкретную причину нарушения речи ребенка;
  • изучит симптоматику и структуру нарушения речевой деятельности;
  • составит индивидуальную систему коррекционного воздействия на речевой аппарат.

Первое посещение логопеда обычно происходит в возрасте 2-3 лет, оно предусмотрено в плановом осмотре перед походом в детский сад. Практически всегда в совокупности с консультацией логопеда проводится осмотр ребенка невропатологом, чтобы исключить нарушения в развитии головного мозга (дизартрия, дислалия, брадилалия и др.).

Разновидности нарушений

Нарушение произношения звуков Р и Р` называют ротацизмом и параротацизмом.

Существует несколько их вариантов:

  • Отсутствие звука в речи − ребенок вместо него не использует другой звук (например, «кова» вместо «корова»).
  • Велярный − происходит, если задняя часть спинки языка поднимается слишком сильно и соприкасается с мягким небом. В результате образуется щель и когда воздух проходит сквозь нее стенки неба дают дополнительный шум, что искажает произнесение звука. Это нарушение называют картавостью.
  • Увулярный − происходит вибрация только маленького язычка. Такой ротацизм называют горловым.
  • Боковой − вибрирует боковой край. При произнесении происходит совмещение звуков Р и Л`.
  • Билабиальный − такой вид нарушения встречается редко. Ребенок создает вибрацию губами и получается звук похожий на «пррр».
  • Лабиодентальный − звук получается между верхней губой и нижними зубами, и наоборот.
  • Одноударный или проторный звук − кончик языка делает только один удар об альвеолы, а длительных колебаний не получается. Произносимый звук имеет призвук Д, длинный раскатистый Р ребенок не может произнести.
  • Щечный − воздушная струя проходит через щеку и боковые края языка, что вызывает вибрацию щек.
  • Межзубный − язык расположен между зубами.
  • Гортанный − звук Р возникает в результате сильного напряжения голосовых связок.

Параротацизм − это замена одного звука на другой. Звук Р часто заменяют на его мягкий вариант, либо заменяют Л, который проще по артикуляции.

Также этот звук заменяют следующими звуками:

  • В – «паваход» вместо «параход»;
  • Д – «дука» вместо «рука»;
  • Г – «пагавоз» вместо «паравоз»;
  • Й – «йиба» вместо «рыба».

Ротацизм может быть отражением простой дислалии, когда нарушено произношение одного звука. Или это вариант сложной дислалии, когда нарушено звукопроизношение нескольких групп звуков. Ротацизм и параротацизм могут свидетельствовать о более сложных речевых нарушениях − дизартрии, алалии, ринолалии.

Артикуляционная гимнастика для звука Р

Постановка произношения звука Р осуществляется поэтапно, начальный и важный этап – гимнастика, подготавливающая речевые органы к основному постановочному комплексу. Домашний способ стимулирования речевого аппарата подразумевает использование зеркала или подражание пациента правильно произносящему человеку. Тренировки проводятся ежедневно, но недолго, чтобы дошкольник не утомился, не потерял интерес.

Когда постановка звука Р производится поэтапно, гимнастические занятия позволяют усилить выдыхание воздуха, растянуть уздечку, укрепить языковые мышцы.

  1. «Качели». Рот раскрывается, язык высовывается, качается вверх и вниз, прикасаясь к зубам. Останавливается на верхних зубах на 10 секунд.
  2. «Сладкое варенье». Язык облизывает губы сначала по часовой, потом против часовой стрелки.
  3. «Индюк». Рот приоткрывается. Язык скользит в обе стороны по верхней губе, не отрываясь от неё. Движения ускоряются, при этом нужно постараться говорить «бл-бл-бл».
  4. «Художник». Язык, словно кисточка, облизывает зубы, нёбо, внутреннюю поверхность щёк.
  5. «Наказание». Язык высовывается из ротовой полости, быстрыми движениями сдавливается губами с одновременным выдыханием воздуха.
  6. «Лошадь». Язык цокает по нёбу, подражая звучанию лошадиных копыт.
  7. «Грибок». Язык прижимается к нёбу, держится 10 секунд. Вытянувшаяся уздечка похожа на ножку гриба.

Как научиться выговаривать букву «р»

  1. Хорошо помогут скороговорки, в которых часто повторяется звук «р», по несколько минут повторяйте их каждый день.
  1. Можно также подобрать и произносить набор слов, в которых есть буква «р». Например: трактор, работа, пророк, стрекоза, приговор и т.д.
  1. Делайте своеобразную гимнастику для языка. Попытайтесь изо всех сил кончиком языка дотянуться до носа, а затем до подбородка, задержите язык в напряженном состоянии на несколько секунд.
  1. Откройте рот настолько широко, насколько сможете, челюсти должны быть в напряжении. В таком положении постарайтесь достать кончиком языка до неба. Зафиксируйте это положение в течение 10 секунд.
  1. Как ни странно, хорошо помогает изучение разговорного английского языка. Специфическое произношение английского звука «р» невольно заставляет ставить язык в нужное положение и незаметно растягивает «уздечку». Так что займитесь изучением английского – убьете сразу двух зайцев.
  1. Запишите на диктофон свои упражнения в первый день, а потом через неделю и сравните. Так будет понятно, есть ли динамика процесса. Если через месяц занятий не будет заметного эффекта, то не стесняйтесь обратиться к специалисту. Грамотный логопед точно знает, как научиться выговаривать эту букву и подберет для вас индивидуальное лечение, ведь каждый пациент уникален.

Не отчаивайтесь, если природа наградила вас этой маленькой неприятностью. Ее довольно легко исправить. Немого упорства и терпения, и перед вами откроются те двери, которые раньше были закрыты.

Автоматизация звука «Р» в слогах

После того как ребёнок научился правильно и отчётливо произносить изолированный Р, звук необходимо закрепить (автоматизировать) сначала в различных слогах. Автоматизация по-прежнему должна проходить в непринуждённой игровой форме, продолжаться не более 15 минут, если возраст малыша до 5 лет и не более получаса, если ребёнку 5 или 6 лет.

Закреплять поставленный звук правильнее всего с открытого слога. Это сочетание согласный+гласный. Для этого хорошо подходит игра «Эхо»: логопед называет серию открытых слогов рра-рро-рру, рра-рро-рры, а ребёнок их повторяет. Вначале Р должен звучать у малыша раскатисто, а после можно поставить акцент на более непринуждённом произношении. Чередовать гласные в этом случае можно в любых вариациях, но пока не затрагивая «ю», «я», «е» и «и».

Ещё одна лёгкая и полезная игра «Продолжи словечко»: ребёнку называют коротенькие предложения со словами, в которых присутствует Р в открытом слоге. Например – Ты приехал на мет-… (ро). У Наташи есть сест-… (ра). Мы купили синие и жёлтые воздушные ша.. (ры) и т.д.

По такому же принципу через 2-3 занятия начинается работа над закрытыми слогами. Во время игры «Эхо» малыш повторяет уже слоги арр, орр, урр и эрр, ырр, арр. Не спеша можно подключать гласные «и» и «е»; арр-орр-ирр, урр-ирр-ерр.

В игре «Продолжи словечко» ребёнку предлагается закончить уже такие слова: Сегодня дует сильный ве-… (тер). На нашем перекрёстке новый свето..(фор). Папа смотрит телеви-… (зор).

И только в последнюю очередь можно переходить к слогам со стечением согласных. Для повторения ребёнку можно предлагать как отдельные слоги, так и коротенькие рифмованные чистоговорки:

Дро-дро-дро – уволок медведь ведро.

Тра-тра-тра – мы гуляли до утра.

Тры-тры-тры – белки хитры и быстры.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий