Постановка звука «Л» – самостоятельно и с логопедом

Когда необходима помощь логопеда?

Иногда домашние занятия по корректировке звуков не дают результата, причины могут быть следующие:

  • русский язык в семье не является родным, поэтому взрослые говорят с акцентом;
  • малыш не смог освоить правильное произношение после длительных упражнений;
  • кто-то из взрослого окружения имеет дефект дикции и не может проводить занятия.

Поскольку устранить проблему самостоятельно не получилось, следует обратиться к помощи специалиста. Постановка звуков — это особое мастерство, которое приходит только с опытом.

Логопед осмотрит и прослушает маленького пациента и предложит посетить индивидуальные занятия или обучение в группе. Задача родителей — суметь увлечь ребёнка, стимулируя ходить на тренинги. Даже если у малыша пока нет успехов, всё равно его надо хвалить и поддерживать эмоционально.

Артикуляционная гимнастика

Постановка звука ребенку поэтапно подразумевает проведение артикуляционной гимнастики:

Упражнения для разминки

  1. Простейшими заданием для разминки является «цоканье» языком, как цокают копыта лошадки. В результате разминается язык, поднимаясь к верхнему небу.
  2. Задание «Парус» способствует укреплению мышц языка. Язык поднят и стоит ровно, как парус. так он удерживается сначала 10 секунд, постепенно время стойки увеличивается еще на десять секунд. Минимальное время для выполнения упражнения – 40 секунд.

Упражнения постановки от звука

В игре «Пароход» ребенок улыбается, язык у зубов. Малыш прикусывает язычок, чтобы он лежал спокойно и говорит «ы-ы-ы», который переходит в «л-л-л». Можно попробовать выполнить постановку от разных гласных , , .

Упражнения постановки от звука

произносить легче, чем твердый . Такое смягчение допустимо, ведь ребенок избегает сильного напряжения в мышцах губ. Если этот процесс долго не проходит, то можно применит маленькую хитрость: предложить малышу при произношении слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ стараться дотронуться языком до верхней губы.

Упражнения постановки от звука

Данный вариант выполняется в несколько периодов, но заострять внимание ребенка на поэтапном становлении трудного звука не стоит: дошкольник должен улыбнуться и, покусывая широкий язычок произнести звук как можно протяжнее. Должно получиться «ал – ал»

Далее нужно отрабатывать произношение «ала – ала» и только потом «ла –ла».

Упражнения постановки от звука от

Необходимо научить ребенка тормозить движение нижней губы. Он должен ее опустить и задержать так 5 секунд, а затем поднять в верхним. Если ребенок не может выполнить задание под губу подставляется указательный палец, который поднимает и опускает нижнюю губу. При этом можно проговорить стихотворение: «Я на лавочке ловил мотыльков и бабочек. Все ловил, ловил, ловил. Раз – два – отпустил».

Упражнения для улучшения речевого слуха

Чтобы развить речевой слух, логопеды рекомендуют играть с ребенком в игры:

  1. Предлагают говорить слова сначала тихо, потом со средней силой, потом громко. Можно показать игрушки и давать задания — маленькая игрушка говорит тихо, большая громко, потом наоборот.
  2. Читают по ролям сказки, где герои говорят разными голосами — тихо или громко, низким или высоким голосом.
  3. Ребенку показывают картинки и называют их. В некоторых названиях делаются ошибки. Если играющий замечает ошибку, он поднимает руку или хлопает в ладоши.
  4. Взрослый показывает картину и произносит несколько похожих слов. Среди них нужно выбрать одно правильное (лук — луг — люк).
  5. Родитель или воспитатель называет обобщающее слово. Детей просят назвать примеры слов из названной группы. В них должна встречаться буква Л (фрукты — лимоны, яблоки, деревья — клен, липа и т.д.).

Тренировки нужно проводить систематически. Игровые занятия можно дополнить музыкальным сопровождением.

Над чем надо работать

  1. Работа над голосом
  2. Над артикуляционной моторикой
  3. Выдыхаемой воздушной струей

Разберем все эти пункты по порядку, начнем с самого главного — мышцы языка (Я) и его положение в ротовой полости. Я нужен широкий, малыш должен уметь его поднимать вверх и удерживать некоторое время в этом положении, губы растянуты в улыбке. Если это не получается, просим прижать язык между зубов и гудеть, пытаясь сказать Ы или Л.

Либо делаем “болтушку”, другое название “индюк”, быстро двигая языком вперед — назад, касаясь верхней губы. Стучим зубами по языку, произнося та-та-та либо да-да-да, как вариант тя-тя-тя и дя-дя-дя. Очень часто и это вызывает затруднение. Необходимо сделать артикуляционную гимнастику, чтобы Я распластывался и поднимался вверх. А губы не были напряжены и сведены в линию.

Что влияет на возникновение дефекта?

Быстро пролетает волшебный возраст от двух до пяти, когда родителей приводит в умиление любое новое слово, освоенное их домашним лингвистом. Детский лепет кажется сочнее и богаче, чем классическая взрослая речь. И сами родители не прочь посюсюкать со своим ребенком на его причудливом языке, вольно или невольно создавая ситуации для неправильного формирования речевых и произносительных навыков.

Но уже к четырем годам надо быть начеку: наступает время правильной речи, а малыш просто не умеет выговаривать некоторые звуки. И если пустить это на самотек, и вовремя не научить его правильно говорить, можно на всю жизнь сделать свое чадо предметом передразниваний и насмешек. Да и с правописанием у него наверняка будут проблемы. Наряду с трудной согласной «Р», многие дети не умеют произносить букву «Л». Этот дефект речи называется в логопедии физиологической дислалией.

Большая часть звуков прекрасно осваивается ребенком к 4-4,5 годам. Если же вы заметили, что ваш малыш испытывает затруднения с произношением нескольких букв или одного звука «л», ищите причины. Одним из факторов может стать дефект речи у взрослого человека, постоянно контактирующего с крохой. Ребенок имитирует речь мамы или папы. Замечены сбои в произношении и у детей, растущих в двуязычных семьях. Малышу трудно осваивать сразу два языка, он путается, подменяет звуки одного языка на звуки другого. Среди физиологических причин отметим следующие:

  • нарушения, возникшие при развитии речевого слуха (ребенок слышит звуки неправильно);
  • патологии слухового аппарата и речевого дыхания;
  • изменения в строении артикулярного аппарата (в случае со звуком «л» это может быть укороченная уздечка).

Все анатомические изменения определяет специалист. Самостоятельные диагнозы часто приводят к неправильному лечению и усугублению дефекта.

Если у ребенка обнаружили укороченную уздечку, не стоит волноваться. Долгое время дефект исправляли с помощью надреза, а сегодня разработана новая методика, при которой уздечка растягивается до необходимого размера с помощью особых упражнений.

Дыхательная гимнастика. Постановка звука [Л] на вдохе

Постановка звука ребенку поэтапно проводится на вдохе, поэтому перед началом упражнений по развитию речи, нужно в течение нескольких минут проводить дыхательную гимнастику:

  • короткий вдох – одна секунда;
  • плавный длинный выдох – 3-5 секунд.

Можно предложить ребенку выполнить следующие упражнения, но обязательно с соблюдением правила вдох — выдох:

«Посмотри, как она крутится!» — игра с вертушкой.
«Остановись, лошадка!» — сделав вдох, расслабить губы и выдохнуть воздух так, чтобы послышалось «прр».
«Надуй шарик!» малыш ложится на пол, положив руку на живот (рука почувствует, как «надулся шарик» на вдохе, «сдулся» на выдохе.
Если в доме имеются фрукты, можно предложить ребенку угадать их по запаху. Закрыть глаза, понюхать фрукт, втянув воздух через нос, и назвать фрукт на выдохе.

Неплохо устроить мини-футбол, но гонять не мяч, а пушинку

При этом важно соблюдать правильное дыхание: вдохнуть, выдохнуть через губы, собранные в трубочку, стараясь, чтобы пушинка залетела в ворота.

Ход занятия

1. Организационный момент

– Сегодня к нам в гости на занятие пришёл герой из мультфильма.

– Итак, у нас в гостях Лунтик (логопед вывешивает картинку на доску). Покажи мне букву с которой начинается имя Лунтик (выбирает из предложенных букв букву Л (логопед вывешивает букву рядом с картинкой Лунтика).

– Правильно, это буква Л. Буква Л обозначает звук , который напоминает гул летящего самолёта Л-Л-Л.

2. Сообщение темы

– Сегодня мы будем учиться произносить звук . Заодно и Лунтика научим произносить данный звук. Для этого необходимо, чтобы губы и язычок хорошо работали. За каждое правильно выполненное задание Лунтик будет вручать разные фигурки, которые ты должна будешь по порядку складывать на этот картон.

3. Артикуляционная гимнастика

– А сейчас мы с тобой вспомним сказку о Весёлом Язычке и покажем её Лунтику перед зеркалом (на каждое упражнение логопед показывает картинку и фотографию с артикуляционным упражнением).

1. Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нём хозяин Язычок.

Он удобно в доме лёг.

2. Двери-губы гибкие.

Могут стать улыбкою.

Могут в трубочку собраться,

После снова улыбаться.

3. На качелях оказался.

Вверх взлетал и вниз спускался.

4.Надоели превращенья:

Лижет Язычок варенье.

5. А теперь наш Язычок

Моет нёбо-потолок.

– Молодец, ты отлично выполнил упражнения. За эту работу Лунтик даёт тебе фигурку.

– А сейчас Язычок будет управлять самолетом, он будет кем? Машинистом? Водителем? Летчиком? Да.

– Давай вместе полетим на самолете?

Игра «Самолет летит». Повторение артикуляции.

– А теперь давай ещё раз посмотрим в зеркало и запомним, как работают губы и язык при правильном произношении звука . На память Лунтик дарит тебе памятку.

– губы улыбаются;

– кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочкам;

– средняя часть спинки языка опускается;

– бока языка опускаются;

– воздушная струя проходит по бокам языка.

– Лунтику очень понравилась сказка о Весёлом Язычке, давай выполним следующее задание.

4. Развитие мелкой моторики

– Давай букву Л выложим из фисташек на пластилиновой картонке.

– За эту работу Лунтик опять вручает тебе фигурку.

5. Физминутка

В небе плавает луна. (Плавные покачивания)

В облака она зашла.

1.2.3.4.5. (Хлопки.)

Можем мы луну достать. (Руки вверх.)

6.7.8.9.10 – (Хлопки над головой.)

И пониже перевесить. (Руки вниз.)

10.9.8.7. – (Ходьба на месте.)

Чтоб луна светила детям.

(За физминутку ребёнок получает фигурку).

6. Развитие фонематического восприятия

– А теперь Лунтик будет тебе показывать разные картинки, а ты должен хлопнуть, если в названии картинки будет звук .

Картинки: лук – хлопок, бабочка, шапка, луна – хлопок, стол – хлопок, белка – хлопок, кукла – хлопок, шкаф, стул – хлопок, ручка.

– Молодец, за эту работу ты ещё получаешь фигурку.

Картинки, на которые хлопнул ребёнок, логопед кладёт перед ним.

7. Развитие языкового анализа и синтеза

– Сейчас Лунтик даст тебе сигнальные карточки, надо будет поднять соответствующую каточку, если звук , стоит в начале, середине, и в конце слова.

(Лук, луна – звук стоит вначале слова.

Белка, кукла – звук стоит в середине слова.

Стол, стул – звук стоит в конце слова).

– Ты и это задание выполнил правильно, поэтому получаешь фигурку от Лунтика. Давай посмотрим, что же за картинка у нас получилась? Это фотография Лунтика. Скажи мне, с какой буквы начинается его имя? Где стоит звук ?

8. Итог занятия

– Наше занятие подошло к концу. Какой звук мы научились произносить?

– А теперь Лунтик хочет с тобой попрощаться. На этом наше занятие окончено, до свидания!

Сайт: detsad-kitty.ru

www.logoped.ru

Первый прием – диагностика.

Если звук попросту отсутствует «научить» язык и губы принимать нужную форму для его произношения легче, чем, если уже есть искаженное произношение. Переучиваться всегда сложнее, а особенно если оно закреплялось не один десяток лет, как это порой бывает у взрослых.

Первое, что будет делать логопед на приеме – это устанавливать какие звуки выговариваются неправильно и что именно нужно сделать, чтобы помочь вам изменить ситуацию. Процесс будет идти легче и проще, когда все хорошо с физиологической и аудиологической точки зрения . То есть органы речи и слух функционируют нормально.

Но бывает и так, что произносить сложный звук правильно человек не может в силу других причин. Например, короткая уздечка делает невозможным полноценную постановку языка в верхнее положение, что не позволит освоить «р», «ш», «ж», «л». Нарушение фонетико-фонематического восприятия осложнит дифференциацию схожих звуков: «с»-«з», «п»- «б», «д»- «т». Общее снижение слуха тоже является препятствием, затрудняющим формирование правильной речи.

Сочетание и учет всех факторов необходимы, чтобы оценить объем предстоящей работы, выяснить, нужны ли консультации других специалистов и составить индивидуальный план исправления звукопроизношения. Иногда этот план может быть очень коротким и составлять пять встреч, некоторые звуки (например, «ль») при помощи специалиста могут «встать» уже на первом занятии и тогда еще четыре нужны будут для умения произносить трудный звук в речи.

Артикуляционная гимнастика

Процесс подготовки артикуляционного аппарата малыша к правильному произнесению звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Цель гимнастики — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.

Примеры упражнений для укрепления и развития мышц артикуляционного аппарата при произнесении твёрдого звука «Л»:

  • Широко отрываем рот, как для произнесения звука «А». Челюсти и губы остаются неподвижными. Расстояние между зубами около полутора сантиметров, при этом язык лежит внизу ротовой полости. Удерживаем такую позицию 3–4 секунды.
  • Приоткрываем рот, высовываем язык, кончик и боковые края языка загибаем «чашечкой», при этом средняя часть языка лежит на нижней губе. Несколько раз высовываем, а затем убираем язык в форме «чашечки».
  • Высовываем язык, зажимаем его зубами и протяжно произносим звуки «А» или «Ы».
  • Приоткрываем рот, достаём кончиком загнутого языка до твёрдого нёба и быстро водим кончиком языка (не отрывая его от нёба) вперёд — назад, включив голос. Следите, чтоб челюсти не двигались.

Заниматься артикуляционной гимнастикой желательно ежедневно, повторяя каждое упражнение три–пять раз.

Как сделать правильное произношение автоматическим

После того как правильное произношение было поставлено, его нужно закрепить. Это процесс для детей сложный и занимает много времени. В домашних условиях достаточно заниматься несколько минут в день утром и вечером. Будет лучше, если уроки будут проходить в форме игры.

Мягкий Л

Ребенок часто упускает мягкий Л и даже целые слоги с его участием. Поэтому логопедические упражнения на звук лучше начинать с этого момента.

Для начала закрепляется произношение слогов. Дальше можно переходить к словам. Отдельные слоги можно закрепить с помощью специальных скороговорок.

Примеры приведены в таблице

Слоги простыеСлоги сложныеПримеры словСкороговорки
ЛяСля, кля, пля, фля, гляПоля, Коля, Толя, тополяЛя-ля-ля — холодная земля
ЛюСлю, клю, плю, флю, глюЛюся, лютик, люкЛю-лю-лю — печь топлю
ЛиСли, кли, пли, фли, глиЛида, липа, лиса, лимонЛи-ли-ли — лимон нашли
ЛеСле, кле, пле, фле, глеЛена, лень, лесЛе-ле-ле — все в золе
ЛеСле, кле, пле, фле, глеЛен, легкий, кулек

Когда у ребенка начнут получаться прямые слоги, можно переходить к обратным. Вначале прорабатываются отдельные звукосочетания, потом переходят к целым словам и скороговоркам.

Простые слогиПримеры словСкороговорки
АльПальто, калька
ЕльКапель, кисельЕль-ель — за окном капель
ОльМоль, сольОль-оль — залетела моль
УльКуль, буль-бульУль-уль — повесили тюль
ЫльПыль, намыльЫль-ыль — ладони намыль
ЮльИюль, тюль

Твердый Л

Несколько сложнее научить ребенка говорить твердый Л. Для автоматизации звука используются те же приемы, что и для мягкого. Но времени на закрепление может понадобиться больше.

Упражнения для постановки звука «Л».

Осваивать правильную речь нужно поэтапно:

  1. Вначале малыш учится говорить слоги — Лэ, Ло, Лы, Ла, Лу.
  2. Потом сочетания можно усложнить другими согласными — Сла, Флы, Кло, Глу, Плэ и пр.
  3. После прямых слогов переходят к обратным — Ал, Ол, Ул, Ыл, Эл.
  4. Когда сочетания букв будут прочно закреплены, переходят к целым словам — лодка, лампа, лыжи, луна.

Детям можно предложить чистоговорки и скороговорки:

  • лу-лу-лу — лужа на полу;
  • ла-ла-ла — мусор подмела;
  • ло-ло-ло — стояло помело;
  • около Лондона — логово колдуна;
  • клади уголь в угол.

При тренировке желательно избегать сочетаний с буквой Р. Эти буквы детям особенно трудно произносить, они часто путаются.

Формирование правильного произношения звуков

При отсутствии заболеваний, которые связаны с патологиями речевого аппарата, исправить произношение звука «л» можно во время выполнения специальных логопедических упражнений. Их нетрудно проводить дома. В отдельных случаях решить проблему удается только специалисту. При дизартрии, которая связана с поражением нервной системы, понадобится помощь невропатолога.

Поэтапная домашняя тренировка, направленная на правильное произношение «л»:

  1. Укрепление моторики артикуляционного аппарата. В данном случае достичь нужного эффекта помогут специальные упражнения и игры.
  2. Постановка звука. В зависимости от причины дефекта, разработан определенный метод.
  3. Точное произношение. Сочетание «л» с другими буквами. Сначала нужно произносить слоги, а затем слова.
  4. Стихи и скороговорки для развития речи. Они помогут не только быстрее усвоить правильное произношение звуков, но и развить память.

В конце следует закрепить полученный результат путем разучивания песен, сказок, их пересказа.

Ход занятия

– К нам сегодня на занятие пожаловал гость, а что бы узнать кто это,отгадай загадку:

В цирке он смешнее всех.

У него – большой успех.

Только вспомнить остаётся,

Весельчак тот как зовётся. (Клоун)

– Правильно, это клоун. Его зовут Лучик. Он пришёл к нам в гости, что бы сделать наше занятие весёлым. Сегодня мы с тобой продолжим работу со звуком . Будем стараться произносить его правильно и красиво.

Артикуляционная гимнастика

– Давай представим, что наш рот это цирк. И теперь мы будем показывать,что есть в нашем цирке:

1. Клоун который всем улыбается – давай сделаем улыбочку – молодец. (Упражнение “Улыбка”)

2. Ещё у нас есть буфет, где дают вкусное варенье – давай оближем губки. (Упражнение “Вкусное варенье”)

3. После варенья надо почистить зубки. (Упражнение “Чистим зубки”)

4. Ещё в цирке есть гимнасты, они выступают на качелях – давай покажем качели. (Упражнение “Качели”)

5. В цирке выступают различные животные, давай покажем выступление со змеёй (Упражнение “Змейка”)

Дыхательная гимнастика

– Клоун пришёл к нам с подарком, знаешь что это?Правильно, это мыльные пузыри. Ты любишь надувать мыльные пузыри?Давай по пробуем.Только есть одно условие: вдох мы делаем носом, выдох ртом и следим, чтобы щёки не надувались.

– Давай произнесем звук Л и вспомним, что делает язычок и губы. Губы приоткрыты. Язычок за верхними зубами. Упирается в них и отскакивает назад.

– Этот звук согласный, потому что произносится с преградой во рту. Он звонкий, произносится с голосом и мягкий, губы в улыбке.

– Давайте проверим это. Ещё раз произнесём и увидим в зеркале язычок и губы. А потом почувствуем, как звенят голосовые связки в горлышке.

Игра «Самолет»

– Ты наверное знаешь, что клоуны часто гастролируют. А как ты думаешь, на чём они отправляются в путешествие?

(Ребенок предлагает варианты: поезд, машина, самолет и т. д)

– Правильно на самолёте. Давай вспомним, как гудит самолёт когда он взлетает? (Громко)

А когда он летит высоко в небе – как мы будем гудеть? Правильно – тихо.

Игра «Возьми нужные вещи» (“Третий лишний”)

– Лучик собирает чемодан в поездку. С собой он берет только те вещи, в названиях которых есть звук «Л». Давай проверим, правильно ли он все сделал. Одежду в названии которой нет звука «Л» мы убираем из чемодана.

Туфли — брюки — платье Футболка — шорты — галстук

Блуза — носки — плащ Халат — перчатки — платок

-Молодец, ты помог взять только нужные вещи.

Игра «Помоги клоуну»

– Лучик готовился к выступлению, торопясь он уронил коробки в которых хранил картинки с разными звуками и все они смешались. Давай поможем их сложить. Картинки, в названиях которых есть звук «Л» мы складываем в зеленую коробку, а в которых нет этого звука – в красную.

В зеленую: лампочка, мыло, ложка, желудь, лак

В красную: зонт, мяч, стакан, часы, карандаш

– Молодец, все правильно разложил. За помощь Лучик предлагает нам выступить вместе с ним.

Физминутка

Вышел клоун на арену, (шаги на месте, руки на поясе)

Поклонился всем со сцены, (наклон вперед, руки за спиной)

Вправо, влево и вперед. (наклон вправо, влево, вперед руки на поясе)

Поклонился всем как мог. (наклон вниз с опущенными руками)

Игра «Поймай шары»

– Посмотри, нашему клоуну прислали посылку. Интересно, что там лежит. Лучик открыл коробку и из нее вылетели воздушные шары на которых написаны звуки, давай поможем поймать все шары на которых написан звук «Л».

Логопед называет звуки: п р л к н л г л д т л и тд. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит звук “л”

Игра «Фотография друга»

– Молодец, ты поймал все шары. Лучик рассказал что у него есть друг, давай узнаем кто это. Для этого собери пазл из фотографии

Игра «Волшебная шляпа»

– Еще у нашего друга Лучика есть волшебная шляпа в которой он хранит разные атрибуты для выступления. Давай посмотрим что там. Я буду называть начало слова, а ты в конце добавлять последний звук «л».

(Логопед выкладывает перед ребенком картинки и называет их без последнего звука)

Кора. (л)

Криста. (л)

Кинжа. (л)

Анге. (л)

Ме. (л)

Журна. (л)

– Ты очень хорошо занимался, старательно выполнял все задания. Молодец! Лучику пора уходить давай с ним прощаться.

Итог занятия:

– Скажи, над каким звукам мы сегодня работали?

– Кто приходил к нам в гости?

– Какое задание было для тебя трудным?

Рекомендации по проведению занятий

  1. Сначала обучайте детей легким упражнениям, затем сложным.
  2. Выполняйте упражнения сидя.
  3. Проводите занятия ежедневно по 5-10 минут, лучше 2 раза в сутки утром и вечером.
  4. Логопедические занятия не эффективно проводить в многочисленной группе. Занимайтесь индивидуально или с 2-3 учениками.
  5. На уроке сидите к ребенку лицом или пред зеркалом. Ваша мимика будет для малыша ориентиром и примером.
  6. После постановки звука, закрепите занятие упражнениями на автоматизацию звука. Используйте произношение в слогах (ЛА-ЛА, Ло-ЛА и другие варианты), детское лото, стихи, чтение слов и составление текстов.
  7. Чтение и письмо на слух рекомендуется использовать для логопедической работы с детьми от 7-8 лет, когда школьник хорошо знаком с буквами. С детьми дошкольного возраста обходитесь карточками, повторением речевого материала за взрослым.
  8. Не забывайте подбадривать малыша во время занятия, чтобы он не не потерял интерес к урокам, не пал духом.
  9. Детям дошкольного возраста предлагайте передохнуть от упражнений каждые 3-5 минут. Но свободное окошко используйте с пользой: сделайте пальчиковую гимнастику, заштрихуйте картинки из логопедической раскраски.

Коррекция дефектного произношения звука с помощью артикуляционной гимнастики занимает 1-3 месяца. Наберитесь терпения и занимайтесь регулярно, только в этом случае занятия будут эффективны.

Артикуляционная гимнастика

Процесс подготовки артикуляционного аппарата малыша к правильному произнесению звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Цель гимнастики — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.

Примеры упражнений для укрепления и развития мышц артикуляционного аппарата при произнесении мягкого звука «Ль»:

  • Приоткрываем рот, быстро косаемся кончиком языка верхних резцов, а боковыми краями языка — боковых зубов верхнего ряда, а затем быстро оттягиваем язык назад.
  • Поочерёдно поднимаем язык к верхним зубам и опускаем к нижним.

Заниматься артикуляционной гимнастикой желательно ежедневно, повторяя каждое упражнение три–пять раз.

Механический способ постановки

В логопедии практикуется постановка звука Л механическим способом. Применяются следующие действия:

  • дошкольник сгибается, вытягивает вперед голову, напрягает шейно-плечевой пояс, в этом положении тела пытается протягивать согласный;
  • логопед кладёт указательные пальцы на шею пациента, безымянные располагает с лёгким надавливанием в области углов челюстей, при этом пациент старается произнести фонему;
  • при губно-зубном произношении дошкольнику необходимо выдвинуть губы вперёд, задержать их в таком положении при выходе воздуха;
  • при носовом произношении логопед должен научить пациента выдвигать язык к зубам, чтобы воздух выходил вдоль боков речевого органа через углы губ;
  • механический вариант тренировки подразумевает использование зонда №4 (Постановка звука Л осуществляется с помощью логопедического массажа зондами, путём закрепления положения языка, при котором воздух выходит боковыми струями).

Артикуляционная гимнастика для звука Л

Она является основным этапом постановки звука Л, осуществляемой поэтапно. Занятия, в зависимости от возраста пациента, длятся от 15 до 25 минут.

  1. Разминка. Двигать языком, подражая цоканью лошадиных копыт. Также эффективно упражнение «Парус»: язык поднимается во рту вертикально, удерживается в таком положении 10 секунд, с каждым занятием время удержания увеличивается (максимальное время – 40 секунд). Разминка укрепляет и делает подвижнее языковые мышцы.
  2. От «Ы». Проводится игра «Пароходик». Рот растягивается в улыбке, язык упирается в зубы. Нужно прикусить расслабленный конец языка и произнести «ы-ы-ы» или «у-у-у». Получится «л-л-л».
  3. Постановка от мягкого звука «Л». Детям произносить мягкую фонему легче, чем твёрдую. Ведь губные мышцы не так сильно напрягаются.
  4. От «А». Нужно улыбнуться и, прикусывая расслабленный язык, произнести протяжный «А». Выйдет «ал-ал-ал». Далее должна быть отработка «ала-ала-ала», а на последнем этапе «ла-ла-ла».
  5. От «В». Нужно научить дошкольника не двигать нижней губой. Он должен держать нижнюю губу в опущенном состоянии 5 секунд, затем вернуть в исходное положение к верхней губе. Если пациент самостоятельно не справляется с заданием, то необходимо ему помочь: подставить под губу палец, двигать им вверх-вниз.

Постановка звука [ЛЬ]

Произношение мягкого звука — немного отличается от произношения твёрдого . Поднимается не корень языка, а его средняя часть. С альвеолами соприкасается большая часть спинки языка.

Если язык ребенка плохо двигается, то помочь могут простейшие артикуляционные упражнения для губ:

  • улыбайся открыто, чтобы видны были зубки;
  • сложи губы трубочкой;
  • произнеси «у», сложив губы квадратом;
  • покажи, как медленно открываются двери (губы расходятся, постепенно обнажаются губы);
  • прикусив кончик языка, вытяни воздушную струю.

Необходимо выполнять и упражнения для языка:

  • Я катаю орешек (перекатывать язык, упирая его в правую и левую щеку).
  • Паровоз гудит – долго тянуть звук через раздвинутые губы тихо, громко, шепотом.

В комплекс последующих речевых упражнений входят следующие:

1) ребенок несколько раз четко и отрывисто произносит ЛЬ – Ль – Ль;

2) задания на произнесение слогов ля — ля, ле — ле, ли — ли (при произношении прикусывается язык, затем отпускается);

3) произнесение слогов с изменением ритма: 1 раз – 2 раза – 3 раза и наоборот:

  • ле – ле, ле — ле, ле-ле – ле, ле – ле;
  • ли – ли, ли – ли, ли, ли – ли, ли – ли;
  • ля – ля, ля – ля, ля, ля – ля, ля – ля.

4) к слогам подбираются слова и проговариваются по несколько раз:

  • ли – ли — ли — ливень — ле-ле-ле — лев;
  • ля – ля — ля — лягушка — ле-ле-ле — летопись;
  • лю – лю — лю — Люба — ле, ле-ле – лето;
  • лё – лё – лё — лед — ле, ле-ле – лента;

5) повтори слова в разном порядке: лебедь – лист – лев – лифт.

6) вспомни имена, которые начинаются с ЛЬ;

7) измени предложение:

  • У Леночки лента. – Это Леночкина лента.
  • У Лёни лейка. – Это Лёнина лейка.

Произнеси слова с обратными слогами:

  • аль – шаль, медаль;
  • ель – кисель, ельник;
  • оль – соль, моль;
  • яль – рояль, пяльцы;
  • уль – бульвар, бульдог.

Необходимость постановки звука [Л]

Чтобы убедиться, что требуются логопедические занятия, нужно сначала проверить, насколько правильно или неправильно ребенок произносит звук, степень искаженности произношения.

Правильное произношение и мягкого характеризуется:

  • губы круглые, вытянутые, определяется гласными, которые следуют после ;
  • зубы не соприкасаются;
  • язык поднят, не пропускает воздух в нос, он выходит в свободное боковое пространство;
  • голосовые связки сомкнуты, дрожат.

Проверяется произношение следующими упражнениями:

  • необходимо открыть рот, похлопать губами, находящимися в расслабленном состоянии, как рыбки в аквариуме, и произнести слово «рыбки»;
  • имитировать усталость: вдох через нос, сложить ладони и поднести к губам, на глубоком выдохе произнести «ладошки»;
  • вдохнуть и выпустить воздух так, чтобы он начал вибрировать; пытаться произнести «ллл-акомка» (набор слов может быть разным – лампочка, линейка, ласточка).

Вариантов неправильного произношения мягкого и твердого несколько:

  • двугубное произношение: заменяется ребенком на или другую гласную букву (вместо лошадка слышится «уашадка», вместо лопатка – «ыпатка»);
  • в глаголах часто слышится сочетание (пила – «пиува»);
  • носовое произношение характеризуется – неправильным подъемом языка, при этом поток воздуха уходит в нос (локоть — «нгокоть»);
  • замена звука «Л» другими — «Ф», «В», «Д» (локоть – «фокоть», лошадка – «дошадка»);
  • межзубное произношение – кончик языка попадает в пространство между зубами, получается свистящий (луна – сссуна»);
  • трудный звук просто пропускается (лук — «ук», луна — «уна»);
  • если малыш выговаривает «Р», то он может подставлять ее вместо «Л» (луна – «руна»).

Как сделать правильное произношение автоматическим

После того как правильное произношение было поставлено, его нужно закрепить. Это процесс для детей сложный и занимает много времени. В домашних условиях достаточно заниматься несколько минут в день утром и вечером. Будет лучше, если уроки будут проходить в форме игры.

Мягкий Л

Ребенок часто упускает мягкий Л и даже целые слоги с его участием. Поэтому логопедические упражнения на звук лучше начинать с этого момента.

Для начала закрепляется произношение слогов. Дальше можно переходить к словам. Отдельные слоги можно закрепить с помощью специальных скороговорок.

Примеры приведены в таблице

Слоги простыеСлоги сложныеПримеры словСкороговорки
ЛяСля, кля, пля, фля, гляПоля, Коля, Толя, тополяЛя-ля-ля — холодная земля
ЛюСлю, клю, плю, флю, глюЛюся, лютик, люкЛю-лю-лю — печь топлю
ЛиСли, кли, пли, фли, глиЛида, липа, лиса, лимонЛи-ли-ли — лимон нашли
ЛеСле, кле, пле, фле, глеЛена, лень, лесЛе-ле-ле — все в золе
ЛеСле, кле, пле, фле, глеЛен, легкий, кулек

Когда у ребенка начнут получаться прямые слоги, можно переходить к обратным. Вначале прорабатываются отдельные звукосочетания, потом переходят к целым словам и скороговоркам.

Простые слогиПримеры словСкороговорки
АльПальто, калька
ЕльКапель, кисельЕль-ель — за окном капель
ОльМоль, сольОль-оль — залетела моль
УльКуль, буль-бульУль-уль — повесили тюль
ЫльПыль, намыльЫль-ыль — ладони намыль
ЮльИюль, тюль

Твердый Л

Несколько сложнее научить ребенка говорить твердый Л. Для автоматизации звука используются те же приемы, что и для мягкого. Но времени на закрепление может понадобиться больше.

Упражнения для постановки звука «Л».

Осваивать правильную речь нужно поэтапно:

  1. Вначале малыш учится говорить слоги — Лэ, Ло, Лы, Ла, Лу.
  2. Потом сочетания можно усложнить другими согласными — Сла, Флы, Кло, Глу, Плэ и пр.
  3. После прямых слогов переходят к обратным — Ал, Ол, Ул, Ыл, Эл.
  4. Когда сочетания букв будут прочно закреплены, переходят к целым словам — лодка, лампа, лыжи, луна.

Детям можно предложить чистоговорки и скороговорки:

  • лу-лу-лу — лужа на полу;
  • ла-ла-ла — мусор подмела;
  • ло-ло-ло — стояло помело;
  • около Лондона — логово колдуна;
  • клади уголь в угол.

При тренировке желательно избегать сочетаний с буквой Р. Эти буквы детям особенно трудно произносить, они часто путаются.

Автоматизация звука Л

Перед тем, как начинать учить ребёнка выговаривать букву Л, необходимо проводить разминку артикуляционной гимнастикой. Это позволит подготовить речевой аппарат к работе, тонизирует язык, губы и щёки. По-сути, гимнастика — это логопедические упражнения для постановки изолированного звука.

Предлагаем конспект занятий по автоматизации звука Л в слогах, предложениях, который поможет мамам организовать этот процесс в домашних условиях. Также к изолированному выговариванию звука стимулируют загадки про букву Л, поскольку ответ — это и есть сама Л. Как только ребёнок научился выговаривать Л изолированно, переходите к автоматизации звука Л в прямых слогах.

Если ребёнок ещё не читает самостоятельно, сначала произнесите его сами, а потом предложите малышу:

А после освоения, в обратных слогах:

Следующий этап — автоматизация Л в словах. Необходимо придерживаться такой последовательности:

звук в конце слова: пол, зал, угол, канал, стукнул, ущипнул;

звук в середине слова: волк, толк, жалко, галка, фиалка, вулкан, заколка, косилка;

звук стоит в паре с согласными: флаг, клуб, пламя, глыба, флажок, глобус, планета, блокнот;

в одном слове находится 2 звука: плыл, полол, лазил, ломал, глотал, плакал, молотил, колокол.

Чтобы звук поставить в словах, словосочетаниях нужно освоить сначала твёрдое проговаривание, потому что при смягчении произносить звук тяжелее.

После освоения Л в словах, осваивают звук в словосочетаниях и предложениях:

спелая клубника, оловянный солдатик, сломанная пила;

спрягать предложения, проговорив сначала фразы в первом лице, потом в множественном лице и от третьего лица: «Я сломал (а) велосипед — Мы сломали велосипед — Она сломала велосипед”.

читать/повторять уже более сложные предложения.

Затем читаем, учим на букву Л стихи. В специальных стихотворениях звук встречается едва ли не в каждом слове.

При чтении, повторении стишков следует проговаривать слова размеренно, не спеша, чтобы ребёнок выговаривал звук чётко. Ускорять речь необходимо в скороговорках и загадках. Например, «Вот весёлый колобок покатился, как клубок». Или «Палку толкал лапкой Полкан».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий