Как приучить ребенка есть самостоятельно

Чего делать не нужно

Напоследок расскажем, как делать не нужно:

  • Указывать, говорить повелительным тоном. Из-за этого малыш может или перестать хотеть проявлять инициативу, или привыкнуть к бездумной исполнительности.
  • Унижать. Если у чада что-то не получается, а родители упрекают его в этом в грубой или насмешливой форме, то пропадёт всякое желание пробовать и стараться.
  • Делать за малыша то, что он и сам вполне способен сделать. Он привыкнет к этому и не будет проявлять инициативу.
  • Переделывать что-то. Если ребёнок выполнил какую-то обязанность, а потом мама на его же глазах сделала всё по-своему, то в следующий раз малыш подумает: зачем делать это, если у взрослых получается лучше и правильнее? Желательно мягко указать на ошибки и попросить исправить их.
  • Заставлять делать то, что ребёнок пока не умеет в силу возраста. Не требуйте взрослеть быстрее положенного.
  • Наказывать, ругать за ошибки. Да, результаты не всегда соответствуют ожиданиям, но наказания разовьют страх ошибиться снова. И тогда ребёнок будет бояться что-то делать самостоятельно.
  • Навязывать советы, помощь. Можно мягко направлять и помогать по просьбам. Но если постоянно давать наставления, то вы будете лишать чадо возможности попробовать и дойти до конца самому, пусть и не так, как хотелось бы.
  • Перекладывать ответственность на себя. Пример: школьник тянул с уроками и в итоге понял, что не сделает их сам. Некоторые из жалости или ради предотвращения плохой оценки выполняют задание за ученика. Но ребёнок должен осознать последствия своего действия или бездействия, чтобы получить опыт и в будущем не допускать ошибок.
  • Оправдывать. Пример: ребёнок не застелил постель. Мама делает это сама, оправдывая отпрыска тем, что он просто ещё не проснулся и не собрался с силами.
  • Чрезмерно опекать. Конечно, меры безопасности нужны. Но оберегать от всего не стоит. Ребёнок должен познавать мир, сам осознавать реальные угрозы, иногда учиться на ошибках.

Развитие самостоятельности у ребёнка – непростая, кропотливая и непрерывная работа, требующая терпения и сил

Но если всё делать последовательно, обдуманно и с любовью, то чадо обретёт столь важное качество и подготовится к взрослой жизни

Как подобрать препарат по возрасту

Какой сироп дать ребенку при сухом кашле грудничку, какой годится для детей старше? Противокашлевые медикаменты имеют ограничения по возрасту. Это стоит учитывать при выборе лекарства.

Далее представлен список сиропов от сухого кашля для детей в табличной форме по возрастной категории.

Сиропы от сухого кашля для детей / возрастная категория
 До 1 годаЛазолван, сироп корня Солодки, Бронхикум, Проспан, Гербион плющ, сиропы с амброксолом. С 3 мес – Бронхипрет, с полугода – Линкас
От 1 годаАлтейка, Гелисал
От 2-х летЭрисполом, АЦЦ, Гербион
От 3-х лет.Ренгалин, Пертуссин, Омнитус, Доктор МОМ

Перечень эффективных сиропов от сухого кашля для детей, доступные в отечественных аптечных сетях:

НазваниеСоставТерапевтическое действиеПрименениеСтоимость
БРОНХОЛИТИНГлауцина гидробромид, эфедрина гидрохлоридПротивокашлевое, бронхолитическое1 ч. ложка 3 р. в день (с 3 лет)От 100 р.
ДОКТОР МОМДевясил, алоэ, имбирь, паслен, перец кубеба, васака, солодкаБронхолитическое, муколитическое, противовоспалительное, мукокинетическое½ ч. ложка 3 р. в сутки (с 3 лет).

Терапевтический курс длится 14дней

От 175 р.
КОДЕЛАК НЕОБутамирата цитратОтхкаркивающее, устраняющее непродуктивный приступообразный кашель, противовоспалительное1 ч. ложка 3 р. в день (с 36 мес.)От 139 р.
ГЕРБИОН сироп первоцветаРастительные травыОтхаркивающее½ ч. ложка 3 р. в сутки в течение 2-3 недель (с 24 мес.)От 230 р.
СИНЕКОДБутамирата цитратБронходилатирующее, облегчающее дыхание3 р. в день на протяжении 7 дней (с 3 лет)От 260 р.
ГЕДЕЛИКСЛистья плющаОблегчающее отхаркивание мокроты, противовоспалительное, ранозаживляющее, антиоксидантное, антибактериальное, противомикробное, спазмолитическое, муколитическое½ ч. ложка 3 р. в сутки (до 12 мес). От года – 1 ч. ложка 4 р. в деньОт 350 р. Хороший сироп от сухого кашля для детей
ПРОСПАНЛистья плющаМуколитическое, отхаркивающее, противомикробное, спазмолитическое, противокашлевое1 ч. ложка 3 р. в сутки (от 1 года). После употребления возможно проявление побочных эффектов в виде высыпаний на коже, так как у многих малышей развивается аллергия на плющОт 400 р.
ЭВКАБАЛТимьян и подорожник, этанолОтхаркивающее, муколитическое, противовоспалительное1 ч. ложка 2 р. в день (до 1 года)От 200 р.
ТУССАМАГТимол и карвакролОтхаркивающее, антисептическое1 ч. ложка 2-3 р. в сутки (от года)От 239 р.
ТРАВИСИЛФенхель, перец, солодка, имбирь, эмблика, куркума, терминалияМестнораздражающее, отвлекающее, антисептическое, противовоспалительноеПо 1 мерной ложке 3 р. в сутки (с 12 мес.)От 96 р.
ЛИНКАСВытяжки иссопа, алтея, фиалкиСмягчающее, бактерицидное, антибактериальное, отхаркивающее, муколитическое½ ч. ложка 3 р. в день ( с 6 мес).

Курс терапии – от 7 до 10 дней

От 135 р.
БРОНХИКУМТимьян, спиртОтхаркивающее, противовоспалительное1 ч. ложка 3 р. в сутки (с 2 лет). Длительность приема составляет 2 неделиОт 199 р.
ПЕРТУССИНЧабрецОтхаркивающее, муколитическое3 р. в день по 1 мерной ложке, которая идет в комплекте (с 3 лет)От 30 р. Это самый недорогой сироп от кашля для детей
ДОКТОР ТАЙССМята, подорожник, свеклаУлучшающее отделение мокроты из легких и верхних путей дыхания½ ч. ложка 4 р. в сутки, запивая раствор водой (от 1 года)От 270 р.
ЛАЗОЛВАНАмброксолМуколитическое, отхаркивающее2-3 р. в деньОт 190 р.
Сироп корня солодкиРастительные компонентыОтхаркивающее, обволакивающее, противомикробное, общеукрепляющееНе более 2-3 капель трижды в день (от 1 года). С 2 лет – от 2 до 10 капель трижды в сутки. Перед применением развести лекарство в ст. л. кипяченой воды комнатной температурыОт 50 р.
АСКОРИЛ ЭКСПЕРТОРАНТГвайфенезинБронхолитическое, муколитическое, отхаркивающее1 ч. ложка 3 р. в сутки (до 6 лет)От 228 р.
АМБРОБЕНЕАмброксолМуколитическое, отхаркивающее½ ч. ложка 2-3 р. в сутки 7 дней (от 1 года).От 104 р.

Благоприятный возраст для знакомства с ложкой

Мы уже выяснили, что самые простые манипуляции с ложкой благотворно влияют на развитие ребенка. Теперь определимся, когда и как научить ребенка правильно держать ложку и нужно ли, чтобы это было «правильно» с самого начала.

Чтобы весь процесс обучения прошел как можно легче, важно попасть в «окно» его интересов. Т

е. когда он будет открыт для обучения, когда ему станет это действительно интересно.

Благоприятный возраст для знакомства с ложкой

Чаще всего это «окошко» открывается в районе 1.2 года – 1.4 года. В этот период малыш может начать вырывать ложку из ваших рук и пытаться ею манипулировать самостоятельно. Если это происходит, то ребенка пора учить есть ложкой. В противном случае малыш быстро охладеет к этому занятию, и научить его есть самому станет гораздо сложнее.

Как учить малыша правильно кушать?

Обучение правильному поведению за столом нужно начинать задолго до того, как малыш захочет взять в руки ложку. Грудничок должен понимать, что питание – ответственный процесс, в это время нужно сосредоточиться на приеме пищи и ни на что не отвлекаться. Ошибка многих мам, дети которых плохо кушают, – развлекать ребенка мультиками, новыми игрушками, чтением и незаметно совать ему в рот ложку с пищей. Развивайте аппетит видом красиво оформленного блюда, вкусными ароматами пищи, приятной обстановкой за столом.

Младенец проголодался и с удовольствием поглощает кашу, которой его кормит мама. В какой-то момент его начинает интересовать ложка в ее руке. Дайте ему другую ложечку, и не ругайтесь, когда малыш начнет шлепать по пище, разбрасывать ее по столу. Движения крохи еще не скоординированы, он не может выполнять сложные манипуляции. Если к обеду полагается печенье, фрукты или другие продукты, которые можно взять в руку или помесить в ниблер, дайте малышу его, пусть он попробует самостоятельно поднести еду ко рту. Такие действия обычно не вызывают затруднений – все груднички грызут колечки, ручки погремушек и другие предметы. Поставьте в уголке, где играет ребенок, небьющуюся чашечку и легкий кувшинчик с водой. Когда малыш захочет пить, он сможет самостоятельно налить воды и утолить жажду. Первые дни вам придется постоянно устранять последствия небольшого наводнения, но со временем движения станут увереннее, вся жидкость будет попадать по назначению.

На первом этапе, когда малыш только учится держать ложку в руке, ласково возьмите его ручку и помогите направить пищу в рот. Хорошо, если в это время за столом будет кушать папа. Если дома никого нет, поставьте тарелку и себе, покажите, как нужно брать ложкой кашу и подносить ее ко рту. Помните, что взрослые должны правильно держать приборы и есть аккуратно. Не нужно думать, что малыш не обратит внимания на ваши ошибки, – хороший пример он может и не увидеть, зато любой огрех хорошо запомнит. Когда ребенок начинает сам уверенно кушать, можно приучать его держать ложку правильно. Придумайте игру, в которой каждый пальчик должен занять свое место.

Хорошей тренировкой перед обучением кушать самостоятельно методика Монтессори и многие другие системы воспитания называют игры в песочнице. Дайте ребенку небольшую лопатку или самую настоящую ложку, покажите, как набирать в нее песок. Пусть он пересыпает небольшие порции из одного совочка в другой, наполняет ведерки и формочки. Такое занятие хорошо развивает точность и координацию движений. Дома можно пересыпать ложкой крупу из одной баночки в другую. Объясните малышу, что так вы готовите обед его игрушкам. Посадите кукол и мишек за столик, разложите по тарелочкам приготовленное «блюдо» и вместе с малышом «покормите» их.

С чего начать учить ребенка кушать ложкой

Для начала ребенку необходимо предоставить ложку и тарелку. Тарелку желательно выбрать пластмассовую, чтобы малыш не мог разбить ее и пораниться осколками, если вдруг решит немного побаловаться. Дети во всем подражают своим родителям, поэтому лучший вариант научить малыша пользоваться ложкой — показать ему, как это делается, на личном примере. Родителю будет достаточно сесть перед ребенком и просто сделать вид, что он ест. Малыш последует примеру родителя.

В первое время ребенку не будет удаваться аккуратно кушать, ведь не все получается с первого раза. Для этого родителем придется набраться терпения. Научиться есть самостоятельно — это сложная цель для малыша, которой необходимо достигнуть.

Полезные рекомендации

Научить ребёнка самостоятельно кушать и держать ложку не такой сложный процесс, как может показаться на первый взгляд.

А чтобы ускорить и упростить обучение, стоит прислушаться к следующим рекомендациям специалистов и опытных родителей, которые уже прошли этот путь:

Нужно озвучить решение о том, что детка теперь ест самостоятельно, всем домочадцам. Иначе получится так, что мать учит ребёнка держать ложечку, а когда он начнёт бывать у бабушки, то она его станет кормить сама. В такой ситуации процесс приучения затянется.
Чтобы стать умелым, ребёнку нужно учиться владеть ложкой каждый день

Но если он неважно себя чувствует по причине болезни или прорезывании зубов, не нужно принуждать его кушать самостоятельно. В такой день лучше отойти от правила и накормить кроху с ложки.
Маме нужно быть рядом с малышом во время приёма пищи

Ситуации бывают разные – ребёнок устаёт, капризничает, может подавиться даже небольшим кусочком. Поэтому лучше присесть рядом и наблюдать за крохой.
Научить ребёнка держать ложку можно не только в процессе кормления. Отлично подойдёт для тренировки песочница, где малыш орудует лопаткой. Также следует почаще играть с куклами, объясняя, что они тоже «хотят кушать».
Как быстро приучить ребёнка к ложке? Важно выбрать оптимальную консистенцию блюда – пюреобразную, но не жидкую. Идеально подойдут каши, овощные пюре, творог или густоватый крем-суп. Порции должны быть небольшими, чтобы сохранялся необходимый температурный режим.
Если ребёнок тянется не к ложке, а вилке, позвольте ему выбрать для начала обучения этот «зубастый» предмет. Важно лишь приобрести особую вилку с закруглёнными краешками и затупленными зубцами. Но тогда и еда должна быть не жидкой, а кусочками (отварные овощи).

Более подробно о том, когда следует вводить овощное пюре в детский рацион и как правильно готовить эти блюда, читайте в статье детского доктора.
Ребёнка заинтересует процесс питания, если оформлять блюда красиво (делать цветы, зверей, смайлики) и подавать их в тарелках с рисунками на донышках. Нужно объяснить малышу, что в конце обеда его ждёт небольшой сюрприз.

Игры с едой

Сначала дети учатся зачерпывать кашу из миски, а потом доносить пищу до своего рта. Между первым и вторым пунктом может пройти несколько дней, недель или месяцев. Малыша нельзя торопить. Пускай строит башни из гречки или роет тоннели в творожной массе, а чтобы ребенок не остался голодным, мамы используют прием «В две ложки».

Один прибор они дают юному ученику, разрешая ковыряться в тарелке, а вторым орудуют сами. Пока малыш с интересом зачерпывает суп и выливает его обратно в миску, мама быстренько кормит исследователя и занимается собственными делами.

Нельзя, чтобы обед превращался в игру. Если ребенок:

  • разбрасывает кашу по всей кухне;
  • кидается супом во взрослых;
  • переворачивает тарелку;
  • умывается овощным пюре.

Мама должна остановить детские шалости и объяснить, что за столом нужно вести себя культурно и не баловаться. Ложка предназначена для супа и каши, ею нельзя стучать по столу или тарелке, швырять по всей кухне или бить несчастного кота. Ребенок пропускает слова мимо ушей? Начинает барабанить еще сильнее? Пора отнести ложку в мойку и отправить малыша в другую комнату. Обед закончился, придется продолжить обучение за ужином или завтраком.

Как вызвать интерес к еде у ребенка

  • Как можно чаще вовлекайте ребенка в процесс приготовления пищи, покупки продуктов и детского питания в магазине, где он тоже может выбрать что-то по своему желанию. Малышу будет интересно попробовать еду, в покупке или создании которой он участвовал.
  • Если возможно, выращивайте овощи и фрукты на даче и привлекайте малыша к уходу за ними. Поможет и горшочек с зеленью, растущей на балконе.
  • Готовьте интересные и вкусные блюда вместе, украшайте их перед подачей.
  • Рассказывайте ребенку о том, чем полезны те или иные продукты и каким образом употребление различной пищи поможет ему быстрее бегать или стать сильнее.
  • Будьте образцом для подражания — не смотрите телевизор за едой.
  • Не уступайте, если ребенок просит сделать то одно, то другое блюдо, отказываясь от всего приготовленного. Если малыш действительно голоден, он съест то, что подают на стол.

Основные этапы формирования детской самостоятельности

Удивительно, но самостоятельность – это не только качество и свойство личности, но и инстинкт, который заложен самой природой, но требует участия со стороны старших поколений. Вспомним животный мир: детёныш почти любого зверя рождается беспомощным, иногда обездвиженным и даже слепым. Потом он открывает глаза, оценивает обстановку вокруг себя, сам учится передвигаться. Но при этом мама и папа демонстрируют ему, как защищаться, добывать воду и пищу, как действовать при опасности.

Если учитывать тот факт, что самостоятельность является инстинктом, то можно сделать вывод: она будет формироваться в любом случае, если этому не помешают взрослые. И её развитие включает несколько возрастных периодов.

1,5-3 года

В этом возрасте ребёнок осваивает основные навыки самообслуживания: учится пить и принимать пищу, раздеваться и одеваться, соблюдать гигиену, пользоваться горшком. Он становится любопытным, познаёт мир. На данном этапе главными задачами родителей становятся поддержка во всех стремлениях, предоставление свободы действий, а также обучение элементарным правилам безопасности.

3-5 лет

Это период «я сам», в который чадо осознаёт свою независимость от мамы и папы. На данном этапе возрастает потребность в самостоятельности, поэтому ребёнок часто спорит со старшими и делает всё наперекор, прощупывает грани дозволенного, доказывает свою мнимую правоту.

Уже к пяти годам сын или дочь может помогать поддерживать быт, готовить простую еду, ухаживать за домашним питомцем. И именно в таком возрасте формируется тот сценарий, по которому будет выстраиваться дальнейшая жизнь: принятие решений, взаимодействие с людьми и миром.

На этом этапе дети очень подвержены эмоциональным потрясениям. А родители должны стараться минимизировать психологические травмы, но при этом способствовать формированию жизненного фундамента.

6-12 лет

В этом возрасте дети начинают посещать школу. Ученик должен отвечать за вещи и не забывать их в учебном заведении, планировать время, выполнять домашние задания, собирать портфель. И если в 1-2 классе школьнику активно помогают родители, то к 10-12 годам он уже вполне способен:

  • делать уроки сам;
  • проявлять уважение к взрослым;
  • выполнять собственные обязанности по дому: разбираться в шкафу, выносить мусор, следить за домашним животным;
  • следить за гигиеной и чистотой вещей: купаться без напоминаний, своевременно относить грязные и несвежие предметы одежды в стирку.

Подростковый период

После 12 лет начинает формироваться личностная самостоятельность. На этом этапе ребёнок нуждается в свободе действий и принятия решений. И если до данного периода родители адекватно реагировали на проявления самостоятельности и поддерживали их, то проблем не возникнет. Подросток сможет брать на себя ответственность, решать возникающие проблемы, проявлять инициативу.

Но очень часто в пубертатный период возникают конфликты между детьми и их родителями. Раньше считалось, что такие сложности обусловливались острой необходимостью сепарации (отделения) младшего поколения от старшего для начала собственной семейной жизни. Но сегодня такой потребности нет, и дети продолжают жить с отцами и матерями минимум до совершеннолетия, а иногда и дольше.

Как быть родителям? Принимать взросление детей и понимать, что подросткам тоже приходится нелегко, ведь часто они просто не понимают, что с ними происходит, как адекватно реагировать на разные события, как вести себя в тех или иных непростых ситуациях

Важно не давить, не ограничивать во всём, поддерживать и всегда быть готовыми прийти на помощь

Как лечить отравление у ребёнка?

Терапия состоит из основных направлений:

  1. Предотвратить всасывание яда в кровь;
  2. Применение противоядия (антидота);
  3. Выведение ядовитого соединения из организма;
  4. Лечение симптомов отравления.

Трудности лечения детей до года связаны с недостаточной функцией почек и печени — органов, отвечающих за обезвреживание токсинов и их выведение из организма.

Объем воды, необходимой для промывания: 3 года – 6 лет: берётся 16 мл воды на килограмм веса ребёнка, 7 лет и старше — 14 мл на килограмм веса. После очищения желудка от остатков пищи дать ребёнку сорбент Энтеросгель.

Лечить отравление у детей надо как можно быстрее. До прихода врача необходимо компенсировать утерянную со рвотой и диареей жидкость — отпаивать малыша. Это также позволит быстро вывести токсины из организма. Питье даётся по несколько чайных ложек каждые 5-10 минут.

Применяются аптечные растворы (регидрон и другие), кипячёная вода, морковно-рисовый или изюмный отвары.

Температура при отравлении у ребёнка ликвидируется приёмом жаропонижающих средств.

Если кроха находится на грудном вскармливании, помимо молока следует поить его кипячёной водой. А спустя какое-то время после пищевого отравления, можно вернуться к обычному режиму кормления.

Пищевое отравление у ребёнка грибами, ядовитыми растениями, химическими веществами лечится в условиях стационара.

Усложнение заданий

Задания на подготовку к самостоятельному пользованию столовыми приборами нужно усложнять. Но делать это нужно постепенно, не спеша:

Вначале ребенок учится сам делать только самое основное – съесть с ложки еду и вынуть ее из ротика. Все это делается с помощью метода «рука в руке». Где в конце манипуляции взрослый убирает свою руку и дает малышу закончить начатое ими дело (съесть пищу)

При всем при этом важно постоянно хвалить малыша, подбадривая, что у него все получится и уже неплохо получается

Затем взрослому нужно постепенно убрать свою руку. Делается это где-то посреди пути ложки ко рту малыша. Т. е. родитель задает направление для ложки, ребенок его подхватывает и полдела делает самостоятельно.

Затем нужно еще больше дать возможности малышу для самостоятельности. Мы помогаем ребенку с помощью того же метода захватить еду ложкой, а остальную процедуру по донесению еды в рот ребенок проделывает сам.

Следующий шаг – самый ключевой по научению самостоятельному пользованию ложкой. Ребенок должен сам захватить еду из тарелки, сам донести ее до рта и съесть. Но мы все еще рядом и всегда готовы прийти на помощь и помочь малышу, легонько придерживая его руку своей рукой.

Правильная консистенция

Дети должны получать удовольствие от приема пищи. Нельзя заставлять или насильно пихать еду в ребенка, который сопротивляется и отмахивается от «самолетиков» и «поездов», везущих кашу. Учить малыша кушать самостоятельно нужно, когда он проголодается. Приготовить вкусное пюре или супчик, обязательно измельчить до однородного состояния. Зачерпнуть густую пасту из овощей гораздо проще, чем макаронину или кусочек картофеля, плавающий в бульоне. Малыш, у которого не получается выловить морковку или тефтельку из супа, начнет нервничать и перехочет учиться. Легче, когда мама достает лакомые кусочки и кладет их просто в рот.

У некоторых детей не складываются отношения с ложками. Им нравятся вилки, на которые можно наколоть макаронину или порезанный банан. Что делать маме? Вручить малышу тот столовый прибор, который ему по душе, и не переживать. Однажды ребенку надоест возиться с вилкой, и он потребует тарелку супа и ложку. Нужно только подождать.

Этапы привыкания

Чтобы мама лучше понимала своего ребенка и легче переносила неизбежные трудности, важно знать этапы привыкания малыша к ложке и их особенности. Все выделяют 5 основных этапов, каждый из которых важен для нормального и полноценного развития ребенка

Игровой этап — знакомство.

На данной стадии кроха воспринимает ложку в качестве игрового элемента. Он берет ее в руки, стучит по столу, крутит в руках, но не предпринимает попыток зачерпнуть еду из тарелки. Длится этап знакомства от 2-3 до 7 дней.

Этап копирования.

Если мама часто показывает малышу, как надо пользоваться ложкой, он начинает повторять ее действия. Пока это всего лишь попытки, но совсем скоро ребенок будет лучшее координировать свои движения и держать ложку увереннее.

Этап обучения.

Процесс освоения прибора идет полным ходом: кроха пытается кушать ложкой, но делает это неаккуратно

На этом этапе важно подсказывать крохе порядок действий и поправлять, если он что-то делает не так

Этап привыкания.

Промахи и ошибки случаются редко. Малыш уверенно и правильно держит ложку, может съедать сам более половины объема, положенного в тарелку.

Закрепляющий этап.

Ребенок ест самостоятельно даже жидкие блюда.

Приучение малыша к самостоятельному пользованию столовыми приборами может занять много времени, но в большинстве случаев добиться положительного результата можно за несколько недель.

Если кроха болеет, плохо себя чувствует, или у него просто нет настроения, лучше отложить обучение на несколько дней. Не стоит торопиться этим процессом, так как нервозность мамы малыш чувствует очень хорошо. Немного терпения и спокойствия — и кроха непременно порадует родителей новыми успехами.

В каком возрасте ребенок начинает самостоятельно есть ложкой

Возраст, в котором ребенок начнет самостоятельно управляться с ложкой полностью зависит от родителей. В возрасте примерно 10-12 месяцев малыш начнет манипулировать ложкой, будет пытаться повторять за движениями родителей. Иногда ложка будет достигать пункта назначения.
Совсем самостоятельно же малыш начнет кушать не ранее года. К этому времени ребенок уже осознанно может исполнять довольно сложные движения. Обычно, дети начинают есть самостоятельно примерно к полутора годам. Случается и так, что родители слишком заботливо и трепетно относятся к своему ребенку, не позволяя ему самостоятельно держать ложку до двух лет. Но, каково же бывает их удивление, когда, отправив чадо в детский сад, через год ребенок уже уверенно ест не только ложкой, но и вилкой.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий