Учимся говорить: развитие словаря в дошкольном возрасте

Формирование словаря ‒ важное средство развития детской речи

Пожалуй, самое трудное в развитии речи дошкольников ‒ это необходимость вовремя сформировать словарный запас ребенка. Родителям нет нужды вдаваться во все тонкости работы специалистов, которые для этой цели пользуются специальной методикой. В воспитании своего малыша им нужно знать главное: формирование детского словаря идет по двум направлениям. Это его количественный рост и усвоение значения слов.

Количественный рост

Увеличение количества происходит за счет постоянного накопления слов, добавление новых к уже имеющимся словам. Отмечено, что во многом обогащение словаря зависит от обстановки, в которой живет ребенок, его воспитания.

  • Если родители серьезно подходят к развитию своего дитя, то уже к концу первого года в его лексиконе накапливается до10-12 слов. Пусть небольшое их количество не расстраивает родителей, ведь это слова, которыми малыш активно пользуется. Есть еще пассивный словарь, то есть понимание речи. Младенец понимает большее количество слов, чем говорит. Вот поэтому нужно, как можно больше разговаривать с ним, чтобы дать возможность овладеть большим запасом пассивного словаря.
  • На втором году жизни накопление активного словаря идет довольно стремительно, к переходу в раннее детство у малыша в запасе 300-400 слов, в три года – 1500. По мнению специалистов, именно в раннем детстве происходит самый большой прирост слов в лексиконе ребенка.
  • В четыре года запас слов составляет 1900.
  • К 5 годам ‒ 2000-2500. 
  • У семилетних детей в словаре до 4000 слов.

Усвоение значения слов

При усвоении значения слов, отмечается, что словарный запас дошколят увеличивается за счет существительных и глаголов, так как они по своему значению наиболее близки детям. Ведь изучение окружающего мира идет с помощью названий предметов и действий с ними.

  • Гораздо труднее происходит накопление прилагательных. Нужно помнить, что такая особенность совершенствования детского словаря зависит от воспитания, манеры поведения окружающих взрослых и особенностей психики дошколенка.
  • Если взрослых не волнует качество речи дошкольника, отсутствует знакомство с цветом, формой, запахом, материалом, назначением предметов, то и усвоение прилагательных идет труднее.
  • Также трудности возникают от того, что прилагательное относится к абстрактной части речи и достаточно трудно воспринимается детьми. Речь взрослых, богатая эпитетами, сравнениями, становится примером для подражания.

Какие средства могут использовать родители?

Чтение и обсуждение прочитанного

Основными средствами обогащения словаря детей, как рекомендует методика, остаются чтение художественной литературы и активное обсуждение прочитанного. Педагоги владеют методами такой работы, но и родители должны понимать, что активное речевое общение играет большую роль в накоплении словарного запаса. Что советуют специалисты?

Чтобы чтение вслух давало положительные результаты, необходимо:

  • отчетливо произносить слова, соблюдая правильную артикуляцию;
  • правильно расставлять ударения в словах;
  • разъяснять незнакомые или труднопроизносимые слова;
  • постоянно использовать новые слова в разных ситуациях;
  • предложить ребенку выразить главную мысль текста;
  • обсудить героев произведения, их поступки, используя прилагательные.

Действенным средством всегда были и остаются книги с красочными картинками, которые малыш сначала при помощи взрослого, а потом самостоятельно, рассматривает, обсуждает с родителями или другими детьми.

Классические средства обогащения словаря

  • разнообразные игрушки, с помощью которых малыш узнает название вещей и предметов, знакомится с их качественными характеристиками;
  • просмотр детских фильмов с обязательным обсуждением героев, событий, предполагаемых поступков («А как бы ты поступил на месте героя?»);
  • рассказывание любимых сказок, заучивание стихов, чтение скороговорок вне программы дошкольного учреждения;
  • семейные события, которые необходимо обсуждать вместе с ребенком (куда поехать в выходной день, где нравится отдыхать летом, что купить бабушке на день рождения, что подарить другу, какие игрушки уже можно отдать младшему брату, а какие купить для игры).

Тем для обсуждения и событий для вовлечения в них дошколенка в семье всегда найдется много. Главное, чтобы родители не игнорировали мнение и рассуждения своего малыша, были готовы ответить на его вопросы, сами подавали пример разнообразной, правильной речью. Тогда и словарный запас ребенка будет богатым и насыщенным, что позволит ему успешно обучаться в школе.

Игры и упражнения для пополнения словарного запаса

Наиболее эффективным средством для обогащения и расширения детского словаря всегда были и остаются игры и упражнения, так как именно они помогают решить многие вопросы воспитания детей. Методика развития речи детей дошкольного возраста предлагает много интересных и разнообразных заданий для дошкольников. Задача родителей ‒ найти игровые задания именно для своего малыша, чтобы они соответствовали его темпераменту, интеллектуальным возможностям, не требовали больших затрат и усиленной подготовки. Этим требованиям отвечают следующие игры и задания:

Упражнения с мячом

  • «Я знаю пять имен мальчиков (девочек, названий овощей, фруктов, игрушек, профессий и подобное), для средних и старших дошкольников;
  • «Скажи наоборот» для любого возраста. Взрослый бросает мяч ребенку, произнося какое-то слово, тот возвращает со словом, противоположным по значению. Можно использовать разные части речи: прилагательные (мягкий-твердый, холодный-горячий), существительные (зима-лето, небо-земля), глаголы (бежит-стоит, включать-выключать);
  • «Назови, кто где живет?» для всех возрастов (аналогично предыдущей, но малыш должен назвать место, где живет какое-либо животное, например, белка ‒ в дупле, медведь ‒ в берлоге, собака ‒ в конуре);
  • «Маленький-большой» для среднего и старшего возраста (мяч летит к ребенку со словом, обозначающим большой предмет, тот должен вернуть мяч с уменьшительным словечком, например, кукла-куколка, ложка-ложечка);
  • аналогичная игра «Мамы и детки» (закрепляются название животные и их детенышей).

Словесные игры

Хорошо помогают пополнить словарный запас игры на описания, сравнение. Классикой из них являются дидактические игры для развития речи «Чудесный мешочек», «Загадай предмет, а я отгадаю (по описанию)», «Расскажи, что видел». В них дошколята расширяют активный словарь и пополняют пассивный при помощи новых слов, который предлагает взрослый.

Настольно-печатные игры

Интересны детям настольно-печатные игры, которые многое дают детям не только в плане развития речи и воспитания личностных качеств: терпения, выдержки, умения выполнять правила. Родители могут выбирать любые из них, главное, чтобы такие игры соответствовали возрасту ребенка. Иначе, не справившись с правилами, малыш потеряет интерес к ним. Дошколятам можно предложить современную игру в детском варианте «Монополия», разновозрастные «Сюжетные кубики», «Разрезные картинки», тематические «Лото», «Четыре времени года» и многие другие. 

На самом деле, игровых заданий и упражнений можно найти достаточно много. Заинтересованные родители всегда могут обратиться за разъяснениями к методике развития речи, почерпнуть там различные варианты игр для расширения и обогащения словаря, формирования навыков связной речи, развития интеллектуальных способностей, творческих возможностей. Нужно исходить из своих возможностей, возраста, психологических особенностей ребенка и ситуации, в которой находится семья с дошколятами. Тогда все обязательно получится. Успехов в воспитании ваших детей!

Цели и задачи развития словаря детей дошкольного возраста

Среди важнейших задач развития детей дошкольного возраста обучение родному языку – одна из главных. Эта общая задача включает частные, такие как обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, совершенствование грамматической правильности речи, развитие связной речи.

Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовя почву для его успешного обучения в школе, для творческой трудовой деятельности.

Речь развивается в процессе подражания. Возможности естественной среды, в которой растёт ребёнок, являются развивающим потенциалом. Он складывается спонтанно и может быть благоприятным для речевого развития ребёнка и не очень, поэтому в программе особое место отводится специально организованной речевой среде, призванной обеспечить эффективное общение детей с воспитателями и друг с другом.

единица языка – слово, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребёнка. Вместе с тем познавательное развитие, формирование понятийного мышления немыслемы без усвоения новых слов.

Таким образом, обогащение и активизация словаря в общей системе речевой работы в детском саду занимают очень важное место. Разные стороны грамматического строя языка – синтаксис, морфологию, словообразование – ребёнок усваивает постепенно (в каждом возрасте свои приоритеты)

Разные стороны грамматического строя языка – синтаксис, морфологию, словообразование – ребёнок усваивает постепенно (в каждом возрасте свои приоритеты).

Все достижения ребёнка в овладении родным языком отражаются в связной речи. Связная монологическая речь, способность к словесному формированию и формулированию мысли рождаются в диалоге – наиболее естественной форме речевого общения нескольких людей. Детей следует учить диалогу. В результате бытовой ситуации разговор постепенно перерастёт в произвольную контекстную речь, богатую и разнообразную.

Целенаправленная работа по формированию слухового внимания, фонематического слуха, правильного звукопроизношения обеспечивает условия для решения задачи по подготовке детей к обучению грамоте. В процессе специального обучения дошкольники начинают воспринимать устную речь как языковую действительность (составляют предложения, выделяют в них слова, делят слова на слоги и составляют из них слова).

В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателям – в детском саду, родителям дома. От культуры речи взрослых, от того, как они общаются с ребёнком, зависят успехи дошкольника в усвоении родного языка.

Значительная часть словарной работы осуществляется на основе усвоения детьми этических норм и правил поведения.

Ведущей формой обучения родному языку является диалог, в котором речь взрослых обеспечивает опережающее усвоение детьми слов.

Детей этого возраста нужно хвалить не только за сообразительность, готовность ответить на вопрос воспитателя, но и за удачное высказывание.

При такой системе работы дети и по своей инициативе начинают интересоваться. Малыши начинают понимать, что на занятиях по развитию речи они учатся правильно говорить, быть интересными собеседниками.

Для обогащения и активизации словаря предусматриваются специальные задания, дидактические упражнения. Перечислим наиболее часто используемые:

  • Речевой образец (для воспроизведения детьми слова, предложения);
  • Повторение воспитателем нового слова в различном контексте.

1.3.2 Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевая игра в жизни
ребенка, особенно дошкольника, играет особую роль, она позволяет малышу
представить себя врачом, парикмахером, мамой или папой, позволяет развить
воображение, мышление, пофантазировать. Если в два-три года ребенок играет один
или с родителями, представляя себя водителем автобуса, он со страшным рычанием мотора
носится по квартире, держа в руках самодельный руль, то к четырем-пяти годам
особое значение приобретают сюжетно-ролевые игры. Здесь участвуют все: и
друзья, и братья, и сестры, и родители; у каждого своя роль, своя, пусть
игрушечная, ненастоящая, но жизнь.

В сюжетно-ролевых играх ребенок
старается как можно ярче проявить себя, применить весь накопленный опыт, все
свои знания и умения.

Основной деятельностью
дошкольника, позволяющей ему познать мир вещей и человеческих отношений,
является именно игра. В ней он учится понимать предназначение различных вещей и
предметов, находить связи со взрослыми и другими детьми.

Ни в коем случае нельзя лишать
ребенка возможности играть и развиваться. Вместо того чтобы запрещать и
наказывать, родителям следует выработать свою индивидуальную политику поведения
в отношении игры. Это надо сделать так, чтобы игра не занимала все время
ребенка, а лишь дополняла и пополняла его интеллектуальное развитие.

Ход игры:

Дети садятся в кружок. Один ребенок называет положительное качество какого-либо объекта, следующий за ним – отрицательное и т. д.

Пример: Лекарство – лечит (положительное качества, но горькое (отрицательное качество)

5. Раздел. Речевые игры, направленные на расширение словаря старших дошкольников, за счёт уменьшительно ласкательных слов

Игра с мячом «Ласковые имена».

Цель: Развитие умения ребенка образовывать имена по аналогии.

Вы бросаете ребенку мяч и произносите имя; ребенок ловит мяч, произносит уменьшительно-ласкательное имя и возвращает мяч вам.

Валя – Валечка

Люда – Людочка

Витя –Витенька

2 вариант

Собака догоняет зайца – собачка догоняет зайчика

Белка грызет шишку – белочка грызет шишечку

И т. п.

Игра «Части тела»

Цель: Развитие умения у старших дошкольников в образовании уменьшительных существительных.

Ход игры: Предложите ребенку показать на себе и на кукле части тела и лица, называя части тела и лица куклы «ласково».

голова – головка

лоб – лобик

рука – ручка

шея

нос

ресницы

Игра «Назови ласково»

Цель: Развитие умения в образовании уменьшительных существительных и прилагательных.

Ход игры: Воспитатель произносит фразу и предлагает ребенку изменить ее так, что бы слова в ней звучали ласково

Шуба теплая, а шубка…. тепленькая

Лиса хитрая, а лисичка…. хитренькая

Сапоги чистые – сапожки чистенькие

Снег белый – снежок беленький

Заяц серый – зайчик серенький

6. Раздел. Речевые игры, направленные на обогащение словаря наречий у старших дошкольников

Игра «Ответьте на вопрос».

Цель: Формирование словаря наречий у старших дошкольников

Воспитатель задает детям вопросы: Как рычит лев,а дети отвечают полным ответом: (Грозно, громкой) и т. д. Как бегает заяц? (Быстрой). Как чирикает воробей? (Весело). Как поет соловей? (Красиво). Как пищит мышка? (Тихо). Как рычит собака на кошку? (Сердито). Как играют ребята в нашей группе? (Дружно). А как наши ребята занимаются? (Старательно).

Игра «Закончите предложение».

Цель: Формирование словаря наречий у старших дошкольников.

Воспитатель начинает говорить предложения, а дети должны закончить.Например: поезд идет медленно, а самолет летит. (быстро). Таня ведет себя хорошо, а Коля. (плохо). Летом жарко, а зимой. (холодно). Надя говорит тихо, а Вова. (громко) Идет дождь, на улице грязно, а дома. (чисто). Ире было скучно, пришла Марина, и стало. (весело).

Игра «Подбери слово»

Цель: формирование словаря наречий, формирование умения образовывать родственные слова, отвечающие на вопрос «как?».

Воспитатель. Я буду называть слово, которое отвечает на вопрос «какой?», например «Хороший мальчик». Вы же будете отвечать на вопрос, как он себя ведет, рисует, пишет.

Дается модель: плохой – плохо, хороший – хорошо.

Затем дети образуют наречия от прилагательных: красивый – красиво, сладкий – сладко, кислый – кисло, грязный – грязно, тихий – тихо, чистый – чисто, высокий – высоко, далекий – далеко, близкий – близко, аккуратный – аккуратно.

Игра «Хлопните в ладоши!».

Цель: формирование словаря наречий у старших дошкольников.

Воспитатель. Слушайте внимательно. Я буду произносить слова, а вы – хлопать, когда услышите слово, отвечающее на вопрос «как?» (Дети ставят локти на стол, руки готовы для хлопка.)

Девочка, красный, хорошо, бежит. Кошка, лакает, плохо, цветок. Прыгает, вкусно, спит, медведь. Горько, добрый, дерево, бежит. Играет, большой, лиса, быстро. Радостно, бабушка, идет, грустно. Солнечно, тепло, красиво, стирает. Школа, растет, крепко, широко.

7. Раздел. Речевые игры направленные на обогащение словаря старших дошкольников за счет предлогов «на» «в» «из» «за» «под» «над»

Игра «Кормушка»

Цель: Овладение умением использовать в речи предлоги «в», «на», «за», «из».

Организация занятий по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста

Средний дошкольный возраст – это качественно новая ступень в развитии ребенка. На этом этапе происходит дальнейшее обогащение словаря, развивается способность к обобщению. Это связано с расширением жизненного опыта ребенка и его круга общения со взрослыми и другими детьми.

В течение года словарь ребенка пятого года жизни увеличивается примерно на 600 – 800 слов. Особенно заметно возрастает количество употребляемых существительных и глаголов. Происходит углубление понятий и связанное с ним усвоение значений слов. Появляются ярко выраженное критическое отношение к речи окружающих, а иногда и к собственной, попытки осмыслить значения слов. Между тремя и пятью годами наблюдается подъем интереса к слову, что проявляется в многочисленных вопросах.

Ребенок рассматривает зелень, принесенную из магазина: «Это зеленый лук, это укроп, а это что?» Ему говорят: «Это петрушка». Он смеется: «А где же длинный нос и колпачок?» (из дневника Н. А. Менчинской).

Дети начинают пользоваться более точными наименованиями предметов, более разнообразно определяют предмет за счет уточнения его качеств (яблоко – сочное, вкусное, спелое, гладкое, крутое), дифференцируют понятия (хороший, умный, добрый, ласковый, красивый – раньше все эти качества они называли универсальным словом хороший), используют больше глаголов для наименования однотипных действий (бежит, мчится, несется). Повышенный интерес к слову проявляется в словотворчестве, например:

«Правда, дорога рынская? – Какая? – На рынок – рынская».

Несмотря на увеличивающийся словарный запас, рост словаря отстает от роста представлений, появляется разрыв между пассивным и активным словарем. Отсюда обилие в речи детей указательных местоимений и наречий (тот, этот, туда, такой).

Задача воспитателя состоит в наполнении конкретным содержанием имеющихся у детей слов, уточнении их смысла, активизации в речи

Следует уделять внимание правильному пониманию слов, точному употреблению их по смыслу, расширению активного запаса слов; учить при сравнении предметов выделять и точно обозначать существенные признаки; активизировать слова, обозначающие качества и действия

Важно также обогащать речь детей прилагательными на основе расширения и углубления представлений (лиса рыжая, хитрая, осторожная)

Детей учат использовать антонимы для обозначения величины, цвета (большой – маленький, длинный – короткий, светлый – темный) \ продолжают развивать понимание и навыки употребления слов, выражающих видовые и родовые понятия, формируют умение использовать обобщающие слова (овощи, посуда, мебель, игрушки, одежда).

В методике словарной работы много общего с методикой для младших групп, но есть особенности в использовании различных средств развития словаря, появляются новые методические приемы, которые основываются на возможности воспринимать речь без наглядного сопровождения, на опыте детей. Речевые рефлексы у детей этого возраста образуются быстро, но быстро угасают, отличаются неустойчивостью. Поэтому в средней группе необходимо повторение одних и тех же занятий.

Как и в младших группах, содержание речи обогащается в процессе непосредственного и опосредованного ознакомления с окружающим миром. Проводятся осмотры помещения, рассматривание предметов, картин, игрушек, организуются экскурсии в общественные учреждения и в природу.

В связи с усложнением представлений осмотры помещения принимают другой характер. Меньше внимания уделяется осмотрам помещения своей группы. Дети знакомятся с кухней, кабинетом заведующей, залом. При ознакомлении с кухней, например, в их словарь вводятся такие слова, как кастрюля, сковорода, терка, скалка, варить, жарить, печь, тереть, раскатывать. Детей подводят к обобщающим понятиям: мебель, посуда, растения, животные.

Проводятся экскурсии по улицам города, в ближайший лес, парк. Их цель – дать детям новые представления об окружающем, уточнить, систематизировать имеющиеся знания и на этой основе обогатить словарь.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Методы и средства в организации дошкольной педагогики
  2. Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах
  3. Стратегии экстериоризации
  4. Противоречия и закономерности воспитательного процесса
  5. Такт в педагогическом общении
  6. Логопедия (заикание) как свойство личности педагога
  7. Проблемы профессиональной переподготовки в дополнительном профессиональном педагогическом образовании
  8. Новая реальность в образовании. Проблемы школьника и родителей
  9. Педагогическая риторика
  10. Основы вероучения ислама

Как обогащать словарный запас в дошкольном возрасте?

В среднем и старшем возрасте дошколята становятся более самостоятельными, такое же явление происходит и со словарем. Они понимают много слов, слышат их не только от родителей, но и от других окружающих людей, поэтому появляются сленг, слова-паразиты, засоряющие речь ребенка

Для дошкольников помощь взрослого в развитии словаря просто необходима, на что специалисты обращают пристальное внимание родителей

  • Если детям младшей возрастной группы было еще недоступно обозначение эмоциональных состояний, качественных характеристик предметов и явлений, то средние дошкольники активно используют слова, передающие чувства, эмоции. Им уже доступны слова, имеющие оттенок оценочных характеристик. Например, этот герой сказки – добрый, смелый, а другой – злобный, неприветливый. 
  • В старшем дошкольном возрасте продолжается накопление детского словаря. Самое большое количество слов приходит в активный словарь именно в этом возрасте, увеличивается его качественное наполнение. В него начинают входить слова, которых не было на предыдущем возрастном этапе: обозначающие время, пространство, числительные, общественные события.
  • Одной из главных задач в этот период является пополнение словаря ребенка разными частями речи. Особенно важна интенсивная работа над прилагательными, так как они делают речь человека экспрессивной, то есть более эмоциональной. От родителей, в первую очередь, зависит, будет ли речь их ребенка богатой или так и останется примитивной.

Как поступить, если ребенок знает слова, но не употребляет их в разговоре?

Большое внимание также надо уделить тому, как часто использует ребенок в разговоре те или иные слова. Методика раскрывает такое понятие, как «мертвое слово» ‒ не активизированное, находящее лишь только в пассивном словаре дошкольника

Оно не используется в силу определенных причин: дошкольник не понимает значения слова или в сферу его употребления не вовлечен

Родителям важно знать, каким пассивным словарем владеет их ребенок, чтобы переводить «мертвые слова» в активный лексикон. Если взрослый сталкивается с такой проблемой, то он должен знать:

Для дошколенка важно объяснение каждого нового слова: его значение, употребление в определенной ситуации, экспрессивная (эмоциональная) окраска. Затем взрослый должен проговорить новое слово с четкой артикуляцией, чтобы произношение закрепилось в памяти ребенка

  • Хорошо, если взрослый вспомнит художественные произведения, в которых употребляется «мертвое слово»: стихотворные строки, сказку, рассказ.
  • Специалисты советуют использовать жизненные ситуации, когда эти слова можно истолковать с противоположной точки зрения, то есть подобрать антонимы.

Консультация для родителей

Пополнение словарного запаса может состояться в процессе творчества, когда ребенок знакомится с искусством, когда смотрит телевизионные программы или кино. Соединение зрительного и слухового восприятия очень способствует обогащению лексикона. Расширяют речевые знания театральные представления – кукольные или с участием артистов; утренники, концерты, участие в кружках.  Любой вид творчества помогает дошкольнику усваивать новые слова и понятия. Чем разнообразнее досуг, тем богаче словарь малыша .

Задача родителей дошкольника – помочь ребенку познать такой запас слов, который даст ему шанс уверенно и спокойно общаться в дальнейшем со сверстниками и учителями, полноценно и внятно озвучивать свои намерения, говорить о себе, вести беседу и в будущем успешно овладевать новыми знаниями. Все это длительный процесс, но корни его закладываются именно в детстве.

Родителям в данном случае принадлежит решающая роль. Только с их участием происходит пополнение активного и пассивного словарного запаса. И только художественная литература – помимо разговорной речи – способна приобщить ребенка к языковой среде. Пословицы, поговорки, стихи, рассказы, сказки, повести, частушки – все это насыщает речь. Родители должны уметь рассказать малышу о живописи, о просмотренном фильме. В их задачу входит создать дошкольнику такие обстоятельства, чтобы он мог и хотел использовать все те слова, что почерпнул со страниц книг, из бесед и занятий. Экскурсии и игры помогают этому процессу.  Следует поощрять ребенка за пытливость в отношении языка, а не замалчивать «неудобные» слова. Чем больше будет объяснено малышу в возрасте от года до шести лет, тем увереннее он будет в среде сверстников в дальнейшем. 

Самостоятельно родители должны:

  • Развивать набор синонимов (одинаковых по значению слов)
  • Развивать набор антонимов (противоположных по значению)

Такие упражнения помогают детям узнать многозначность слов. Работая с детьми, нужно добиваться точной, правильной, связной и выразительной речи.

Расширение словарного запаса с помощью игр и заданий

Как работает механизм обогащения лексикона ребенка? Малыш сначала слышит слово, затем понимает, что оно означает, запоминает и только потом начинает применять его на практике. На этой схеме построены почти все игры и задания для пополнения словарного запаса малыша.

«Проводник». Игра строится на доверии взрослого к ребенку. Спутник просит малыша побыть его сопровождающим. Он закрывает глаза и позволяет малышу рассказать обо всем увиденном на прогулке или дома. Ребенку при этом напоминают, что нужно максимально подробно и точно описать все, что он видит вокруг. Дополнительным условием может стать просьба не употреблять одни и те же слова.

«Игра в мяч». Такие упражнения развивают словарный запас и логику, обобщают знания в области лексических групп. Например, ведущий кидает мяч, при этом каждый поймавший должен назвать новое животное. Тот, кто не смог этого сделать – выбывает из игры. Такую же игру можно устроить с названиями фруктов, растений, овощей и пр.

Вариант этого же задания «кто где живет?». Ведущий бросает мяч, спрашивая: «Кто живет в океане?», «Кто живет на дереве?», «Кто живет в лесу?». Дети отвечают по очереди, придумывая все новых обитателей вышеназванных мест. Такое упражнение помогает расширению словарного запаса и развитию знаний об окружающей среде.

«Большой – маленький». В данном упражнении дошкольник формирует слова с уменьшительно-ласкательным значением. Ведущий произносит «мама», ребенок отвечает «мамочка»; ведущий бросает мяч, произнося «стол», ребенок бросает обратно, говоря «столик» и так далее. Это не самое простое задание, поэтому малышам дается время подумать над ответами.

Вариант игры с мячом «Съедобное-несъедобное». Ведущий называет то, что можно есть, дети – то, что нельзя, и наоборот.

«Посылка». Каждый игрок получает устную «посылку» (по секрету ведущий сообщает ему одному, что в ней лежит). Участники описывают свою посылку так, чтобы другие догадались, что в ней

«Аналогии». Дети учатся выводить «словарные формулы». На бумаге пишется: «кошка – животное, воробей-?» Задача ребенка – отнести слово к определенной тематической группе.

«Закончи предложение». Взрослый говорит фразу, но не заканчивает ее, а ребенок придумывает финал. Например: «Кот запрыгнул на стол, и….»; «Катя проснулась, подошла к окну и увидела…». Чем старше ребенок, тем разнообразнее будут истории. Из таких предложение можно сочинить вместе с малышом целую сказку.

«Найди предмет». Взрослый загадывает букву, малыш находит предметы, которые с нее начинаются.

«Подбери слово». Взрослый называет прилагательное, а ребенок ищет к нему существительное. Например, твердым может быть стол и хлеб. Мягким – одеяло и кот. Затем правила меняются. Ведущий говорит существительное, участник подбирает прилагательное. Сахар – сладкий, рассыпчатый; снег – мокрый, холодный.

Эти и другие игры, которые можно придумать самостоятельно, не только пополнят речевой багаж малыша, но и повысят его самооценку, повеселят его. Большинство из таких заданий отнимают не более пятнадцати минут и могут быть проведены по дороге в сад, на прогулке, дома. Специалисты рекомендуют заканчивать игру прежде, чем сам ребенок попросит об этом. Тогда ему захочется продолжить ее и завтра, и через день.

Ход игры.

Воспитатель сообщает детям, что Незнайка тоже составил свой рассказ о кормушке.Вот что у него получилось: «Кормушку повесили в дерево. Корм насыпали из кормушки. Воробей вылетел на гнездо. Синица села из рябины».

Дети исправляют ошибки, которые сделал Незнайка.

Игра «Тишка»

Цель: Уточнение ребенком пространственного расположения предметов, выраженное предлогом ПОД, умение выделять предлог ПОД в предложении и составлять предложения с этим предлогом.

Воспитатель рассказывает о том, что в одном загородном доме (в деревне) жил котенок Тишка. Тишка был шустрым, непослушным котенком, целый день бегал по дому и по двору, всюду залезал, заползал. Взрослые просят ребенка посмотреть вокруг, подумать,представить и рассказать: под что мог залезть котенок Тишка?. Когда после самостоятельного подбора нескольких слов ребенку потребуется помощь, желательно подсказывать ему существительные в именительном падеже, с тем, чтобы ребенок сам образовывал предложно-падежные конструкции.Например:

– а если это был забор? (Ответ ребенка: Тишка залезал под забор)

-в доме было крыльцо. (Ответ: Тишка залезал под крыльцо.) и т. п.

Игра «Елка»

Цель: Уточнение ребенком пространственного расположения предметов, выраженное предлогом ПОД, умение выделять предлог ПОД в предложении и составлять предложения с этим предлогом.

Воспитатель предлагает детям изображение новогодней ёлки и просит ответить на вопрос: «Кто (что) на ёлке, кто (что) под ёлкой?»Например:

– На ёлке шишки (красный шар, звезда, серпантин.)

– Под ёлкой заяц (ёжик, подарки, Дед Мороз.)

1.3.1 Дидактические игры

Игра – основной вид деятельности
ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир, людей, играя, ребенок
развивается. В современной педагогике существует огромное количество
развивающих дидактических игр, способных развить сенсорные, двигательные,
интеллектуальные способности ребенка.

Прежде чем говорить о
развивающих дидактических играх, следует напомнить, что понятие “развитие
интеллекта” включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, т.е. всех
умственных способностей

Сконцентрировав свое внимание лишь на одном
показателе, нельзя говорить о развитии детского интеллекта в целом

Проводить развивающие
дидактические игры лучше с группой детей, так как именно коллективные игры
способны гораздо лучше развить не только интеллектуальные способности ребенка,
но и коллективный дух.

Как показывают многочисленные
исследования в этой области, дети дошкольного возраста лучше усваивают любой
материал в коллективе. Поэтому доброй традицией могут стать детские праздники,
игры, соревнования. Причем воспитательный процесс в таких условиях протекает не
только в русле развития различных умственных и творческих способностей детей,
но и в русле детской и взрослой дружбы.

В большинстве своем взрослые,
желающие научить ребенка правильно говорить, пользуются одним способом – просят
повторить слово, которое они только что произнесли. Однако для речевого
развития этот метод не самый удачный. Взрослым, которые действительно хотят не
только научить ребенка подражать им, но и добиться того, чтобы он воспринимал
через эти слова окружающий мир, можно в своей практике использовать несложные дидактические
упражнения.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий