Содержание
Слайд 1
Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»
Выполнила: Жукова Светлана Никодимовна,
учитель — логопед
МОУ СОШ №1 им. А.С.Пушкина г.Ржева Тверской области
Слайд 2
Информационная карта проекта
Слайд 3
Актуальность проекта
Необходимость эффективной реализации комплекса задач личностного развития ребенка: совершенствование психологических процессов, развитие речемыслительной деятельности, предупреждение речевых проблем, и в конечном результате, социально-коммуникативное развитие ребенка – школьника
Слайд 4
Цели и задачи проекта:
– Развитие навыков общения в игре, формирование доброжелательного отношения между сверстниками;
– Формирование распознавания эмоционального состояния окружающих, умение выражать собственные переживания;
– Развитие устной речи в различных видах детской деятельности; практическое овладение нормами речи.- Воспитание социальных навыков: освоение способов решения конфликтных ситуаций.
Слайд 5
Механизм реализации проекта
Создание благоприятного психологического климата в общении между учениками – преподавателями — родителями.
Вовлечение учащихся во внеклассные мероприятия, театрализованные представления, инсценировки.
Слайд 6
Этапы работы:
Подготовительно-информационный: сбор информации.
2. Практический-познавательный:подготовка, разработка, планирование мероприятий.
3. Реализация проекта: реализация деятельности.
4. Рефлексия, подведение итогов: анализ работы, определение перспективы её внедрения в школе
Слайд 7
Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»
1 Этап
-Календарно-тематический план на месяц
-Модель взаимодействия с педагогами и другими специалистами
-Методы и приёмы развития коммуникации
Слайд 8
Слайд 9
модель взаимодействия с другими педагогами
Модель взаимодействия с другими педагогами и специалистами
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Методы и приёмы развития коммуникации
1 этап (Подготовительно-информационный):
Слайд 13
Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»
2 Этап
-Перечень методик коммуникативного развития
– Картотека коммуникативных игр
-Методики по речевому развитию
Слайд 14
1. Обучение в сотрудничестве, работа в парах.
2.Коммуникативная компетентность.
3. Работа с художественной литературой.
4. Занятие искусством, самодеятельностью.
5. Посещение театра.
6. Диалог: взрослые — дети
Слайд 15
Картотека коммуникативных игр для младших школьников (7-10 лет)
4 направления:
I. Умение активно слушать(«Расследование»)
II. Умение сотрудничать («Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Клеевой ручеёк». «Лебедь, рак и щука», «Весёлая сороконожка», «Газета», «Ладонь в ладонь», «Поймай хвост дракона»)
III. Умение высказываться («Микрофон», «Пойми меня», «Позвони другу», «Подарок на всех». «Я — режиссёр»)
IV
Умение правильно перерабатывать информацию ( «Ситуации» )
Слайд 16
Методики по речевому развитию
Слайд 17
Жеребьёвки и считалки
Небылицы-перевёртыши
Докучные сказки
Приговорки и заклички
Рисование и музыка в игровой деятельности
Художественно-игровая деятельность в алгоритме режима дня младшего школьника
Сюжетно-ролевые, дидактические, тематические и подвижные игры
Содержание и формы деятельности:
Слайд 18
Реализация проекта
«Развитие речи через коммуникативные игры»
3 Этап
-Праздник для родителей
-Оформление стенда (график мероприятий, рисунки, рефераты, плакаты)
-Разработка буклетов
-Коммуникативные игры с детьми
Слайд 19
Каждый класс на
перемене показывает игры :
«Клеевой ручеёк»
«Весёлая сороконожка»
«Лебедь, рак и щука»
«Газета»и др.
Игры
Слайд 20
Слайд 21
Проведение игр
во время классных мероприятий, на занятиях с учителем-логопедом,педагогом-психологом:
«Ситуации»
«Позвони другу»
«Микрофон»
«Прессконференция»и др.
Игры
Слайд 22
Слайд 23
Праздник для родителей
Слайд 24
Разработка буклетов «Рекомендации педагогам и родителям»
Слайд 25
Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»
4 Этап
-Рефлексия,
подведение итогов
Слайд 26
Ожидаемые результаты:
Обогащение, активизация словаря детей.
Помощь детям в овладении активными, инициативными диалогическими высказываниями.
Формирование речевых умений и навыков.
– Развитие речевого дыхания, слухового внимания.
Формирование речевой активности детей через обогащение развивающей среды.
– Формирование коммуникативного отношения ребёнка к сверстникам, взрослым.
Слайд 27
Одним из показателей полноценного и правильного развития ребенка является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими.
Коммуникативные игры — эффективный и самый простой способ развития навыка общения у детей младшего школьного возраста
Выводы:
Слайд 28
Спасибо
за внимание !
Посмотреть все слайды
Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»
Программа преследует пять целей:
- сформировать позитивное отношение к другим детям;
- научить детей взаимному принятию;
- сформировать у малышей правильную самооценку;
- научить выступать на публике;
- помочь усвоить интонационное разнообразие речи.
Различение звуков
Чтобы реализовать эти цели, необходимо построить план занятий, разработать модели взаимодействия воспитателя с педагогами других сфер, выбрать приемы и методы работы, выбрать подходящую методику.
Календарно-тематическое планирование занятий
Планирование практических занятий осуществляется в соответствии с необходимость последовательного развития малыша. Изначально ребенку дают понять, что такое речь, слово, предложение, каковы функции этих понятий.
Следующий этап, как развить речь у ребенка, это установить понятия предметов, действий, признаков, разграничить предметы и действия. Следующий этап – объяснить способы звукообразования.
Обратите внимание! Самый важный этап – разучивание гласных звуков, разъяснение различий в позиции губ для звукоизвлечения
На заключительном этапе важно научить детей выявлять, в какой части слова стоит та или иная буква, и соотнести ее со звуком
Модель взаимодействия воспитателя с другими педагогами
Взаимодействие воспитателя с другими педагогами для познавательно-речевого совершенствования навыков у детей дошкольного возраста по нормам ФГОС осуществляется в следующих направлениях:
- учителя начальной школы – формирование знаний, увеличение словарного запаса, речевое развитие, формирование навыков качественного общения, закрепление этих умений;
- логопеды – корректировка лексико-грамматического, фонетико-фонематического аспекта речи, чтения, письма; улучшение навыков активного использования речи; повышение детского внимания по отношению к речи;
- учитель физической культуры – коррекция взаимодействия с детьми, развитие моторики и правильного дыхания;
- психолог – профилактика, исправление нарушений нервно-психической сферы работы мозга, улучшение навыков общения, нормального отношения к наличию дефектов речи у детей;
- музыкальный работник – совершенствование умения реагировать на звуковые сигналы, воспроизводить их в правильном порядке, придерживаться заданного темпа.
Методы и приемы на развитие коммуникации в детском саду
Развитие речи дошкольников через различные виды и типы деятельности осуществляется с использованием различных методов, приемов. Основные методы делятся на три категории: наглядные (наиболее популярные), словесные, практические.
Ролевая игра
Важно! Наглядные методы включают осмотры, экскурсии, изучение игрушек, картинок. Словесные включают чтение, пересказ, заучивание, обобщающий разговор
Практические включают игры, инсценировки, хороводные игры-упражнения и т.д.
Все эти методы объединяет порядок действий: сначала речевой образец, затем совместное проговаривание, повторение, самостоятельное озвучивание.
Наглядный методический прием наиболее эффективен для детей дошкольного возраста, так как связан с предметами, с которыми ребенок постоянно контактирует.
Особенности речевого развития дошкольников
Главная особенность развития речи дошкольника – быстрый темп запоминания слов и улучшения разговорных навыков. Рост числа слов достигает двухсот процентов. Речь становится более выразительная, эмоциональная.
Ребенок без проблем составляет простые предложения. В некоторых случаях грамматический строй составленных предложений может быть не совсем верным, так как строится на ассоциативном мышлении.
Методики коммуникативного развития
Основными методиками развития коммуникации дошкольников являются следующие:
- Правая и левая стороны.
- Сестры и братья.
- Рукавички.
- Узор под диктовку.
- Диагностика отношений со сверстниками.
Как развить речь у ребенка
Речевое развитие осуществляется в основном через игру. Также общение активно совершенствуется посредством использования картинок.
Обратите внимание! Развить речь можно посредством домашних занятий
Формирование речи детей в игровой деятельности
Игры на развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников бывают разных видов. Главное требование – перед началом занятий заинтересовать детей, вызвать желание поучаствовать, затем четко обозначить правила игры и ее предполагаемый итог.
Игры могут быть различных видов:
- подвижные;
- ролевые;
- драматизации.
Театрализованные постановки с использованием игрушек и кукол наиболее активно позволяют развить речь. С их помощью дети учатся разговаривать разными голосами, исполнять роли, вживаться в образы.
Сфера картинок, познавательно речевое развитие
«Сфера картинок» – это коллекция книг, помогающих родителям и воспитателям ответить на вопрос, как ребенку развивать речь. В эту серию входят иллюстрированные сборники на разные темы.
Иллюстрация из сборника “Сфера картинок”
В коллекцию включены книги про времена года, предметы одежды, принадлежности для школы и т.д. Эти сборники помогают в обучении детей устной речи воспитателям и родителям.
Как научить правильно говорить малыша дома?
Научить ребенка правильно разговаривать можно и в домашних условиях. Это возможно с помощью игр, массажа, артикуляционной гимнастики. Перед занятиями нужно становиться на уровень глаз ребенка, чтобы малыш мог видеть взрослого, повторяя за ним.
Важно! Лицевой массаж нужно выполнять аккуратно, подушечками, слегка поглаживая кожу ребенка. Сопровождать все действия нужно стишками, рассказами
Артикуляционная гимнастика выполняется путем повторения за взрослым различных действий губами, зубками, надувая щечки. К таким упражнениям относятся следующие:
- Воздушный шар.
- Паровозик.
- Улыбка.
- Лошадка.
- Ротик.
- Язычок.
Тематические игры для ДОУ
В детском саду для улучшения навыков общения используются тематические игры на развитие звуковой культуры речи. В этот список включены следующие типы игр:
- лови и бросай – на знание цветов;
- назови предмет – на знание признаков предметов;
- подбери слова – на умение сочетать существительные с прилагательными;
- назови слово – на знание, чем кто питается;
- подбери действие – на умение сочетать существительные с глаголами;
- что бывает… – на умение определять предметы по их признаку;
- подбери часть – на сочетание частей тела животных.
Игры на развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников
Лексико-грамматический строй развивается посредством обучения детей знанию частей тела, уменьшительных имен и названий, понятий «один – много», знаний признаков предметов.
Для этой цели хорошо подходят загадки с признаками предметов. Также речевому развитию помогает составление рассказов на заданную тему.
Дидактические игры по звуковой культуре речи
Дидактические игры по звуковой культуре речи помогают совершенствовать внимание, наблюдательность, память, мышление, помогают расширить словарный запас. Такие занятия включают упражнения на различение звуков, умение их слышать в словах, выявлять их количество
В дальнейшем дети учатся строить слова из звуков с использованием цветных фишек (квадратиков), показывая, где стоит тот или иной звук.
Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр
Развитие навыков выявлять звуки, определять их место в слове, выкладывать их с помощью фишек – это предпосылка к будущему обучению чтению, письму.
Важно! Обогащение речи через игры дидактического типа – наиболее эффективный метод обучения