Развитие речи в младшей группе — нормы речевого развития детей к весне

Как стимулировать речевое развитие ребенка

Нередко современные родители много времени уделяют заработку материальных благ, оставляя ребенка один на один с электронным гаджетом. Только чуткое и внимательное отношение к собственному ребенку будет стимулировать его речевое развитие.

Специалисты разработали рекомендации по созданию условий, способствующих успешному формированию речи.

1. Создание благоприятной речевой среды

Речевую среду создают регулярное чтение книг вместе с ребенком, участие в совместных сюжетных играх, заучивание стишков и рифмовок, проговаривание скороговорок, стимулирование ребенка к обозначению различных предметов и совершаемых действий. Большое значение имеет спокойная доброжелательная атмосфера в семье, когда родители спокойно и весело разговаривают друг с другом.

2. Проговаривание действий на раннем этапе с целью расширения словаря

Занимаясь повседневными делами в доме, совершая прогулки, посещая магазины и другие общественные места, нужно проговаривать (комментировать) совершаемые действия.

Пример проговаривания на прогулке

«Смотри, как солнышко светит. Идем гулять». «Вот дерево, смотри, какие красивые листочки». «Слушай, как поют птички». «Вот собачка пришла. Красивая собачка. Как говорит? Правильно, ав-ав». «Зайдем в магазин, купим хлеб и молоко».

Пример проговаривания во время игры

«Давай построим из кубиков дом». «Возьми красный и синий кубики». «А какие кубики нужны для крыши? Давай возьмем коричневые». «Какой будет дом: большой или маленький?» «Я поставила красный кубик, а ты теперь поставь синий».

Другие рекомендации для ускорения формирования речи ребенка:

  • следите за тем, чтобы речевые задания отвечали возрастным особенностям и возможностям малыша;
  • разговаривайте с ребенком спокойно, четко, внятно и неторопливо;
  • указывая ошибки, нельзя смеяться или насмехаться над ними, исправлять неточности нужно максимально тактично;
  • исключайте сюсюкание;
  • объясняйте ребенку значение неизвестных ему слов;
  • задавайте вопросы, даже если малыш еще не может на них ответить;
  • используйте мимику и жесты;
  • рассказывайте истории;
  • разучивайте с ребенком песенки, пение развивает артикуляционный аппарат;
  • предлагайте ребенку речевые игры: «Выбери правильное слово», «Найди по цвету», «Назови ласково».

Речевое развитие – это сложный и длительный процесс, основа которого закладывается на этапе до трех лет. В дальнейшем у ребенка расширяется словарный запас и усложняются грамматические структуры, развиваются навыки монологической и диалогической речи.

Развитие речи детей 3-4 лет

Во время речевого развития родители не должны оставаться в стороне. Нужно помогать произносить слова правильно. Не надо «сюсюкать», пусть малыш знает, как правильно произносятся слова.

Игровая форма изучения

Развитие речи младшая группа (весна)

Развитие речи младшая группа весна формирует начальные познания о приходе весеннего времени года. В ходе игры он сможет делать следующее:

  • Отгадывать загадки.
  • Увеличить знания.
  • Пополнить словарный запас.
  • Отвечать на вопросы, не перебивая других.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Показывать движения, связанные с текстом.
  • Развить память.

Нормы речевого развития от трех до четырех лет к марту

Во время развития речи в младшей группе на март ставят следующие цели:

  • Изучение новых звуков через стихи.
  • Повторение звука , , .
  • Воспроизведение части знакомой сказки.
  • Учить звукоподражательные слова.

Малыш до четырёх лет пытается придумать невообразимые слова. Речь в этом возрасте не подготовленная, запас слов постоянно растет.

Важно! Возраст 3–4 года — период настоящих «почемучек». Главное отвечать на вопросы кратко и в понятной форме!

Развитие грамматического строя в 3 года

В три года начинает формироваться грамматический строй речи. Он должен понимать взаимосвязь между словами. Познание невозможно представить без игр, книг, общения с родными и сверстниками.

Как определить задержку речевого развития

У малыша до четырех лет формируется связной разговор. Бить тревогу нужно в следующих случаях:

  • Говор непонятен окружающим.
  • Ребенок не может назвать предметы вокруг.
  • Слова проглатываются, произносятся не полностью.
  • Сверстники не могут понять малыша.

Особенности развития речи 5 – 6 лет

Все компоненты речи в этом возрасте совершенствуются, ведь они необходимы для дальнейшего школьного обучения.

Фонетика: произношение звуков

Ребенок 5 лет готов выговаривать правильно все звуки. Но некоторым детям все еще не даются шипящие и «р» (его заменяют на «л»). Причем изолированно они могут правильно произносить «р», а в словах — нет. Даже те элементы, которые они говорят всегда правильно, могут «хромать» в словах со сложной слоговой структурой.

Характерная особенность развития речи ребенка 5 лет — он замечает, как говорят друзья и свои собственные ошибки, то есть появляется критичность.

Словарный запас дошкольников

Он насчитывает от 2500 до 3000 слов. Словарь дополняется обобщающими словами.

Еще одна особенность развития речи 5 – 6 лет— детки оперируют многими понятиями. Могут назвать природные явления, предметы быта, времена года, профессии, виды транспорта, животных (домашних-диких), птиц, фрукты-овощи.

Причем они имеют представление о том, к примеру, как выращивают фрукты, овощи, какие изменения происходят при разных сезонах, о том, какие животные обитают в лесу, а какие на ферме. Ориентируются в пространстве, знают названия месяцев, дней недели, праздников, правила дорожного движения для пешеходов.

Им нравится рассуждать о том, что они видят, о происходящем. Общение способствует развитию речи, и наоборот.

Простые слова они говорят правильно, не меняют и не пропускают слоги. Но вот сложные или малознакомые слова могут искажать.

Грамматический строй речи

В большинстве случаев детки говорят распространенными простыми предложениями, но появляются сложные. Предложения становятся более оформленными грамматически — в них присутствуют основные части речи.

Появляются собирательные существительные (детвора, белье, листва), прилагательные, которые обозначают свойства и состояние вещей (обледенелый, застывший). Детям доступны абстрактные понятия (душевный, милый, добрый).

Выделяют такие особенности развития речи 5 – 6 лет: ребята правильно применяют предлоги, спрягают существительные по падежам и числам, согласовывают существительные с числительными (три снегиря, пять шоколадок), образуют притяжательные прилагательные (мамин, лисий).

Ребята могут неправильно употреблять существительные в именительном, родительном падежах во множественном числе (карандаш — много карандашов) и приставки с пространственным значением (подошел, зашел, вошел). Это считается нормой развития речи в этом возрасте.

Связность речи

Дошкольники говорят вполне связно, последовательно и логично. Они могут составить рассказ по картинке или серии иллюстрацией, пересказать небольшую историю или сказку объемом 50 предложений. Могут вести монолог, оперируют фразами. У них достаточно сформированы речевые навыки, чтобы точно выражать свои мысли, желания, делиться впечатлениями.

Норма развития речи у ребенка 6 лет

В этом возрасте характерны следующие особенности:

  1. Словарный запас включает до 3000 слов, они запоминаются на лету;
  2. Дети выговаривают все звуки;
  3. Артикуляционный аппарат полностью сформирован;
  4. Словотворчество «отмирает»;
  5. Умеют управлять своим голосом — тональностью, громкостью;
  6. Доступен простой звуковой анализ: могут найти звук в слове и подобрать слова, которые начинаются на него;
  7. Оперируют обобщающими словами, разными категориями (посуда, транспорт, времена года, животный мир);
  8. Развитие связной речи 5 – 6 лет.

Занимайтесь с ребенком. Разговаривайте много, ведите диалог, отвечайте на вопросы, читайте и обсуждайте книги, фильмы — все это способствует развитию речи. Эффективны упражнения, которые вы можете выполнять дома.

Симптомы задержки психического развития речи

Официальный диагноз маленькому пациенту ранее 4, а то и 5 лет не поставят. Но первые предпосылки можно заметить еще в первые месяцы жизни новорожденного. При подозрении на нарушение педиатр обязательно задаст родителям наводящие вопросы — и на основании полученной информации уже может предположить задержку психического развития речи.

Вот признаки, по которым можно его заподозрить.

  1. В 4 месяца младенец не улыбается, игнорирует вербальное обращение к нему родителей, их жесты и мимику;
  2. В 8 месяцев младенец не пытается повторить слова с помощью звуков, а в 12 — вербально пассивен;
  3. В 1,5 годика не понимает значения простых слов, не реагирует на свое имя, на примитивном уровне не формулирует просьбы («дай»), не жует;
  4. В 2 года знает очень мало слов и не учит новые, а позднее его словарь насчитывает не более 20-ти слов, нет простой фразовой речи;
  5. Трехлетний малыш не говорит предложениями, «глотает» окончания, говорит медленно, звуки растягивает, не ведет диалог — вместо ответа повторяет заданный вопрос.

Родителям стоит обратить внимание и на другие признаки, которые сопровождают нарушение. Так, если ребенок гиперактивный, агрессивный, невнимательный, плохо запоминает новое, у него скудное воображение и эмоции, он необщительный, слабый физически — все это должно насторожить родителей и стать поводом обращения к педиатру

Причины задержки речевого развития в этом возрасте

В основе большинства случаев проблемы лежит недоразвитие или повреждение центральной нервной
системы. Нарушения могут возникнуть во время беременности матери, во время родов, в период
новорожденности или в раннем детстве.

Основные причины недоразвития речи:

  • токсическое поражение или инфицирование женщины в период ожидания ребёнка;
    несовместимость с матерью по резус-фактору, генетические заболевания;
  • родовая травма;
  • асфиксия в родах;
  • имеются нарушения или отсутствие слуха;
  • нейроинфекции и черепно-мозговые травмы, перенесённые в раннем детстве;
  • наследственная предрасположенность;
  • органическое недоразвитие ЦНС;
  • педагогическая запущенность, жизнь в социально неблагополучной среде;
  • неблагоприятные условия воспитания, когда малышом никто не занимается, с ним мало
    разговаривают.

Прогнозы и последствия: чего ждать?

Эффективность лечения зависит от многих факторов. Главные из них – возраст маленького пациента, степень выраженности задержки психического речевого развития ребенка и первичные заболевания.

К сожалению, при глубинных нарушениях или терапии, начатой у 5 – 6-летних деток, ждать больших результатов не приходится. Лишь в 0,2% случаев из 100% возможно, что он начнет говорить. Если же дитя не овладело речью в 7 лет, то уже не заговорит никогда.

Если же родители обратились за помощью, когда малышу исполнилось 2 – 3 годика, то есть все шансы на полное восстановление. В этом случае все зависит от степени недоразвитости, участия родителей и методик, которые применяются для лечения.

Если родители ждут, что дитя рано или поздно заговорит само, они только упускают время. Если это не индивидуальный темп развития конкретного малыша, а действительно проблема, она не пройдет сама

На фоне психической и речевой недоразвитости дети страдают плохой памятью и мышлением, искаженно воспринимают и перерабатывают информацию, не могут сосредотачивать внимание. В будущем это приводит к изменениям в личностном плане — ребенок становится раздражительным, закрытым, необщительным, у него появляется чувство собственной неполноценности

На что обратить внимание

График развития речевых навыков был приведен выше. Дети развиваются по-разному, и даже самые талантливые говоруны могут освоить все необходимые навыки в своей возрастной категории, только когда достигнут ее верхней границы. Поэтому нормы своевременного развития не всегда служат надежными ориентирами для понимания того, правильно ли овладевает речью конкретный ребенок. Мы зайдем с другой стороны и подскажем, что должно стать поводом для обращения к специалистам:

  • К концу 1-го месяца ребенок не кричит перед кормлением;
  • К концу 4-го месяца не улыбается, когда с ним говорят, и не гулит;
  • К концу 5-го месяца не прислушивается к музыке;
  • К 7-му месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;
  • К концу 9-го месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;
  • К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;
  • К 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);
  • К 1 году 4 месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;
  • К 1 году 9 месяцам не может произнести 5 – 6 осмысленных слов;
  • К 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет просьбы из двух действий («пойди в комнату и возьми книгу»), не узнает близких на фотографиях;
  • В 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может назвать свое имя и фамилию; говорит так, что его не понимают окружающие; говорит очень быстро, проглатывая окончания, или очень медленно, растягивая слова.

Ход занятия:

Приветствие:

Воспитатель. Дети, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте с вами поздороваемся. (дети здороваются)

Организационный момент.

На магнитной доске висит большая туча из бумаги, за ней на ватмане нарисованное солнышко без лучиков.

Воспитатель. Дети, посмотрите, какая большая туча в нашей комнате. А что это за тучей прячется? (солнышко). Конечно тучка закрыла собой яркое, ласковое солнышко. Давайте попросим солнышко выйти из-за тучи? Чтобы солнышко показалось надо, наверно, позвать. Давайте его позовем!

-Солнышко иди к нам. (воспитатель отодвигает тучку в сторону)

Воспитатель. Ребята, солнышко появилось! Давайте посмотрим на него. Какое солнышко? (желтое). Правильно ребята оно желтое. а что еще бывает желтого цвета?

Воспитатель показывает картинки, (что бывает желтого цвета) дети отвечают. (хоровое повторение)

Воспитатель. Ребята, какое еще солнышко? Давайте, наши пальчики превратятся в карандаши и нарисуем в воздухе круг. Молодцы.

Конечно наше солнышко круглое.

А что еще может быть круглое?

Воспитатель показывает картинки, (что бывает круглой формы) дети отвечают. (хоровое повторение)

А еще солнышко теплое, согревает нас своими лучиками.

Физминутка «Вот как солнышко встает».

Воспитатель. Солнышко встает утром. Покажем, как оно встает. Встали, взялись за руки и сделали круг.

Дети сидят на корточках. Руки на коленях.

Вот как солнышко встает.

Выше, выше, выше. (Дети медленно поднимаются и медленно понимают руки вверх)

К ночи солнышко зайдет.

Ниже, ниже, ниже. (Медленно опускают руки)

Хорошо, хорошо. (Хлопают в ладоши)

Солнышко смеется. (Руки на поясе, Повороты вправо-влево)

А под солнышком нам весело живется. (Кружатся на месте)

Упражнение «Ветерок».

Воспитатель. Ребята, посмотрите, а тучка так и висит в нашей комнате давайте прогоним тучку далеко-далеко, а солнышко оставим с нами что бы он светило нам и согревало нас своим теплом.

Что бы нам прогнать тучка, нам поможет ветер. Мы с вами будем ветерками. Давайте подуем на неё. Посмотрите, как я дую. Носиком вдох и выдыхаем ртом. Щёки не надуваем. Молодцы, ребята!

(воспитатель убирает тучку с магнитной доски)

Рисование «лучики для солнышка».

Воспитатель. Вот и Солнышко.

Посмотрите, у солнышка нет лучиков, оно грустное.

А мы сейчас с вами поможем солнышку и подарим ему лучики. мы нарисуем лучики нашими ладошками.

Воспитатель подзывает по очереди каждого ребенка, макает ручкой в желтую краску и делает лучики солнцу.

– Ой ребята какие вы молодцы сколько лучиков вы подарили нашему солнышку.

Посмотрите, как солнышко светит ярче, горячей и дарит нам свои ласковые лучики, своё тепло и хорошее настроение.

Солнышко говорит вам спасибо.

Воспитатель говорит слова, дети повторяют за ним движение.

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату.

Мы захлопали в ладоши

Очень рады солнышку!

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками.

Качаем головой,

Качаем головой.

Мы ручки поднимаем,

Мы ручки опускаем.

Кружиться начинаем

И кружимся потом.

Рефлексия

А теперь скажем нашим гостям до свидание!

Речь ребенка от полутора до двух лет

Полтора года (18 месяцев) – это начало активного формирования речи. В этом возрасте многие дети разговаривают на «своем» языке, имитируя собственные слова. Такой эффект возникает из-за нечеткого произношения отдельных звуков или проглатывания отдельных слогов.

Словарный запас расширяется глаголами, появляются первые оценочные прилагательные «хороший», «плохой». К концу второго года жизни ребенок активно употребляет словосочетания и строит предложения из двух-трех слов, в его речи появляются предлоги. К концу второго года словарь малыша включает 50-200 слов.

В 2 года ребенок осваивает большинство звуков, в том числе и более сложных для произношения, таких как –г, -ш, -ж, -в, -й. Большинство детей еще не могут четко произносить звук –р, многие не выговаривают звук –л.

Таким образом, к двум годам ребенок умеет:

  • выполнять различные просьбы;
  • пользоваться словарным запасом из 50-200 слов;
  • использовать в речи слова в различных падежах;
  • называть предметы (животных, сказочных персонажей) на картинках;
  • произносить свое имя, имена членов семьи;
  • задавать простые вопросы;
  • пользоваться фразовой речью, состоящей из двух-четырех слов;
  • выражать просьбы;
  • употреблять слова «да», «нет», «еще»;
  • согласовывать формы подлежащего и сказуемого в предложении (например, «машина поехала» «папа пришел»).

Ход деятельности

В: (держит в руках куклу одетую в костюм весны) Ребята, сегодня к нам гости пришла гостья, а зовут ее, Весна. Давайте поздороваемся с нашей гостьей.

К-В: Здравствуйте ребята! Я так рада, что пришла в гости к вам.

Д: Здравствуй Весна!

К-В: Ребятки, я пришла в гости и принесла вам свои подарки.

В: Чудесно, давайте посмотрим какие подарки принесла нам Весна. Все готовы? Посмотрите, Весна принесла нам что-то желтое и тёплое. Что это такое принесла нам Весна?

Д: Солнышко!

В: Да, молодцы. Солнышко. А, что стало с солнышком весной?

Д: Оно стало сильнее греть.

В: Зимой на улице много снега, а весной солнышко греет сильней и, что стало со снегом?

Д: Снег растаял.

В: Снег растаял и появились большие лужи. Посмотрите ребята, какая большая лужа у нас в группе (дети подходят к тазику с водой). В этой луже можно пускать кораблики. А мы, будем пускать кораблики в нашей луже?

Д: Да.

В: Тогда давайте поиграем в кораблики вместе с Весной. Весна пускай кораблик первая, а мы за ней (дети играют с корабликами в импровизированной луже). Подул ветерок, что делает кораблик?

Д: Кораблик плывёт.

В: Поиграли с корабликами, пойдёмте с весной дальше гулять.

(Воспитатель с детьми подходят к дереву, где сидят много птичек, висят гнездо и скворечник).

Посмотрите ребята, какое дерево тут выросло. А, кто у нас на дереве сидит?

Д: На дереве сидят птички!

В: Птички прилетели в гости и вьют себе гнёздышки или заселяются в домиках, которые сделали для них люди. Эти домики называются скворечниками. Посмотрите в каких домиках живут птички и какие гнёздышки они себе вьют (дети рассматривают скворечник и гнездо).

Коля, Таня…. повторите, скворечник, гнёздышко. Птички вьют гнёзда.

Что же ещё, Весна, ты нам принесла?

К-В: А вот, что (показывает на тучку с дождиком и радугой).

Д: Дождик с радугой.

В: Весной идет теплый дождик и можно увидеть разноцветную радугу.

К-В: Ребята, а давайте с вами поиграем в игру. Она называется «Солнышко и дождик»

Д: Давайте (дети играют под музыку «солнышко и дождик»).

В: Вот и поиграли мы. Никого дождик не замочил? Ну, что пошли дальше весенние подарки искать. Посмотрите ребятки сюда, что это такое здесь растёт? (подходят к травке)

Д: Травка.

В: Да, конечно. Весной появляется первая зелёная травка. Давайте подойдем и рассмотрим её. Посмотрите какого она цвета?

Д: Зелёного.

В: Потрогайте травку какая она мягкая. Весной появляются первые цветочки-подснежники.

А, что же ещё нам Весна принесла? Идём дальше и посмотрим (подходят к веточкам с распустившимися листочками).

Д: Веточки с листочками.

В: Конечно. Весной становится тепло и на веточках набухают почки, а потом распускаются зелёные листочки.

К-В: Ну вот, ребята, это все подарки, которые я сегодня принесла.

В: Спасибо, Весна, тебе за подарки и за прогулку. Ребята скажем Весне «Спасибо».

Д: Спасибо, Весна.

(Рядом стоит мольберт, с прикреплёнными к нему рисунками солнышка, птичек, травки, дождика с радугой

Что же мне пора уходить, а на прощание я подарю вам по картинке раскраске «Весенние приметы». До свидания друзья!

Диагностика ЗРР

При подозрении на нарушение развития речи педиатр направит ребенка на консультацию к ряду специалистов для уточнения диагноза. Обычно показана консультация невролога, отоларинголога, сурдолога, психолога, логопеда.

Во время диагностики проводится оценка слуха, определяется правильность моторики лицевых мышц, выявляются возможные аномалии строения челюстей и мягких тканей, оценивается уровень психомоторного развития. При подозрении на повреждение мозга, особенно среди детей, пребывающих в группе риска, может быть назначено ЭЭГ, ЭХО-ЭГ, МРТ и другие виды современных исследований.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий