Мелкая моторика рук у детей 3, 4 и 5 лет — особенности развития

Проведение занятий по развитию мелкой моторики в ДОУ для детей 3, 4 и 5 лет

Моторика верхних конечностей напрямую взаимодействует с высшими функциями психики и сознания: мышлением, координацией, вниманием, наблюдательностью, речью, воображением, зрительной памятью. Ее важная роль в том, что вся жизнь малыша потребует в дальнейшем использования координированных, точных движений пальцев, кистей

Они нужны для письма, одевания, рисования, выполнения других ключевых функций и действий в процессе учебы, работы, жизни в целом.

Занятие в детском саду

Важно! Развивать моторику у детей на четвертом году жизни можно в форме занятий в детсаду или вместе с родителями дома (самообразование)

Цели и задачи

Цели и задачи развития детской моторики у детей трех, четырех, пяти лет состоят в следующем:

стимулировать развитие активности, детской речи;
развивать движения рук, пальцев, координацию;
обучать и тренировать ребенка в различии цветов, их сопоставлении;
развить мелкую моторику основных трех пальцев: указательного, большого, среднего;
подготовить руку ребенка к письму;
развивать сенсомоторную координацию верхних конечностей;
косвенно повлиять на общее развитие интеллекта малыша;
сформировать шнуровательные навыки (шнурование, «бантик»);
развить ориентирование в пространстве (верх, низ, лево, право);
развить восприятие, внимание, творчество;
развивать способности к творчеству.

Основные виды развития мелкой моторики у ребенка

Группировка занятий, игр, развивающих упражнений делятся на несколько видов:

  • игры пальчикового типа;
  • лепка;
  • игры с маленькими предметами;
  • рисование;
  • пальчиковый массаж;
  • различные действия, связанные с ручной работой (закручивание крышек, перебирание бусин, разрывание листов бумаги, собирание мозаик, вырезание).

Более сложные занятия на моторику

  • Спички, счетные палочки. Собираем, складываем в коробочку, стаканчик, строим домик из палочек. Усложненный вариант: ребенок собирает спички одними и теми же пальцами разных рук (двумя указательными, двумя средними и т. д.).
  • Пазлы и мозаика. Самые продвинутые игры-занятия на развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики, пространственного мышления и речи. Сначала могут быть очень крупными, с малым количеством деталей (можно предлагать играть уже годовалому малышу). По мере взросления размер элементов уменьшается, а их количество растет.

Как видите, значительную часть перечисленных выше занятий довольно просто организовать, они не требуют больших материальных или временных затрат со стороны взрослого, а малышу приносят не только радость, но и несомненную пользу.

Как организовать занятия по развитию мелкой моторики

Выбор способов развития мелкой моторики зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка: каждому присущи свои качества, у каждого свой уровень развития и свой первоначальный сенсорный опыт. Самое главное – занятия должны быть систематическими, это поможет сформировать необходимые моторные функции, а также добиться организованности и последовательности в достижении качественного результата на этапе раннего детства.

В этом возрасте процесс обучения лучше всего организовать в игровой форме: занятия не должны вызывать у ребенка скуку, он должен быть полностью вовлечен в процесс. Использование дидактических игр помогает совместить познавательную деятельность малыша и игровую.

Занятия должны учитывать интересы ребенка

Пальчиковая гимнастика

Дошкольников легко заинтересовать двумя формами пальчиковых упражнений:

Играми, в которых движения пальцев зависят от сюжета истории

В этом случае важно соблюдать правильную последовательность:
Покажите малышу упражнение. Пусть ребенок 1–2 раза повторит движения пальцев, ладошек, рук

Медленно проиграйте вместе с ним весь сюжет без слов.
Добавьте слова.

Театральными представлениями с пальчиковыми куклами. Это могут быть как готовые сюжеты (например, сказок, с которыми ребенок уже знаком), так и импровизации.

Работа с массажными мячами и валиками, Су-Джок терапия

Это может быть:

  • Самомассаж, когда ребенок выполняет действия с предметом и проговаривает слова в соответствии с сюжетом истории, как в случае с пальчиковыми играми. Или проговаривает стишок, нацеленный на автоматизацию конкретного звука.
  • Игра на знакомство с лексико-грамматическими категориями: «один-много», «назови детеныша», «назови ласково» и т. д. В этом случае взрослый перекатывает мячик ребенку, называя предмет (мяч, корова, кошка), малыш ловит мячик ладошками, перекатывает обратно и отвечает в соответствии с заданием (мячей, теленок, кисонька).
  • Отработка использования предлогов. Например, по заданию взрослого ребенок будет брать мячик в руки, прятать за спину, класть около себя и т. п.

Игры с мелкими предметами

Это может быть все что угодно – бусы, пуговицы, мелкие игрушки, камешки, счетные палочки. Их можно по одному складывать в коробку и вытаскивать из нее; пытаться нащупать этот предмет в емкости, заполненной крупой; опознавать различные предметы на ощупь с закрытыми глазами и т. д.

Игры со шнуровками

В процессе этой игры ребенок научится делать различные стежки (простые, крест-накрест), продевать шнурки в дырочки, завязывать бантики, нанизывать мелкие предметы

Не менее важно, что потом ему придется все это расшнуровать, что может оказаться даже более сложным

Вышивание

Для детей младшего возраста можно приобрести специальные наборы, которые представляют собой заготовки из пластика или картона и безопасную пластиковую иголку. В более старшем возрасте ребенок может учиться уже традиционной вышивке.

Работа с карандашом

Это может быть обычное рисование и с использованием трафаретов, раскрашивание и закрашивание фигур, обведение их по контуру, заполнение штриховкой.

Игры с песком

Ребенку можно предложить:

  • Рисовать на песке пальчиками.
  • Пересыпать из одной ладошки или емкости в другую.
  • Рыть ямки, закапывать в них различные предметы, а потом стараться найти их пальчиками.
  • Лепить куличики или сооружать целые строения из влажного песка, которые можно дополнительно украсить мелкими камушками, ракушками и т. п.

Лепка

Делать различные поделки можно из обычного пластилина, глины, соленого теста. Для начала это могут быть простые предметы – шарики, колбаски, фрукты, животные и др. Затем можно перейти к сюжетной лепке: ее герои должны быть связаны между собой какой-то историей, явлением, событием.

Игры с прищепками

Ребенку можно давать различные задания:

  • Снять прищепки («жучков») с различных поверхностей и собрать их в баночку.
  • Подцеплять с помощью прищепок («птичек») различные предметы («червячков»): нитки для вязания, резинки и т. п.
  • Делать бусы, нанизывая прищепки на шнурок.

Массаж пальчиков рук

Это может быть пассивный массаж, который выполняется взрослым и комментируется потешками («Сорока-белобока» и т. п.). Или активный, когда ребенок по очереди разминает подушечки и фаланги пальцев, проговаривая стишки.

Хвалите ребенка даже за самые маленькие достижения

Занятия по развитию мелкой моторики в ДОУ

Занятия в детском саду включают те же упражнения и игры, что и дома.

Пример конспекта коррекционно-развивающего занятия в средней группе

План занятия включает указание темы, постановку целей, задач, вводную (психологический настрой, разминка), основную (упражнения с предметами, рисование) и заключительную части (подведение итогов, похвала каждого ребенка).

Развитие мелкой моторики у детей 3, 4, 5 лет — это важный аспект общего полноценного развития малыша. Перед началом занятий можно получить консультацию у логопеда, невролога, педиатра, которые это подтвердят. Но следует помнить, что все уроки должны приносить радость и удовлетворение как детям, так и родителям, и тогда первые результаты не заставят себя долго ждать.

Что способствует ловкости рук?

Существует много способов сделать маленькие пальчики более умелыми. Мелкую моторику рук у детишек 3 – 4 лет прекрасно развивают следующие игры и занятия:

  • застегивание пуговиц, кнопок, шнуровки;
  • откручивание крышек на баночках и бутылках;
  • перекатывание в ладошках карандашей, орехов, катушек;
  • лепка из пластилина или теста;
  • сортировка круп (гороха, фасоли, гречки, риса);
  • рисование пальцами на песке, манной или гречневой крупе;
  • рисование пальчиковыми красками или карандашами;
  • вырезание фигурок по контурам;
  • игры с мелкими деталями (конструктор, мозаика, пазлы);
  • нанизывание крупных бусин на леску или проволоку;
  • ощупывание поверхностей из разнообразных материалов и фактур;
  • массаж с помощью шипованных мячиков.

Большинство этих занятий увлекают малышей 3 – 4 лет, особенно если родители придают им форму занимательной игры. Например, предлагают не просто перебрать крупы, а помочь Золушке отправиться на бал, не просто трогать разные поверхности, а представить себя слепым Кротом из сказки про Дюймовочку, и угадывать, к чему прикоснулся.

Игры на развитие мелкой моторики во второй младшей группе

Игры, способствующие развитию моторики ребенка, включают следующие типы развлекательных занятий:

пальчиковые. Они считаются уникальным способом развития детской речи

Вместе с упражнениями малыши заучивают тексты, что помогает развивать внимание, память, воображение, мышление, скорость реакции, выразительность эмоций и т. д.;
оригами. Создание поделок из бумаги без использования клея — следующий вариант развития моторики, который может быть интересен и детям, и взрослым;
шнуровка — вид игры, который не только полезен для общего развития, но и поможет ребенку в дальнейшем;
игры с крупами, песком, бусинами, сыпучими веществами (нанизывание, перекладывание в емкости и т. д.);
лепка из глины, теста, пластилина.

Сегодня мы поговорим о важной роли развития общей (крупной) моторики для будущего школьника.Что такое общая или крупная моторика?

Это те двигательные навыки, которые требуют включения мышц и движений всего тела для выполнения таких функций, как поддержание положения стоя или сидя, ходьба, бег, прыжки, навыки ухода за собой (например, ребёнку некоторое время нужно удержаться на одной ноге не падая, если ему нужно надеть брюки). Они также включают в себя зрительно-моторную координацию, необходимую для взаимодействия с различными предметами (например, умение бросать или ловить мяч).

Общие моторные навыки оказывают влияние не только на множество повседневных дел, с которыми сталкивается ребёнок, но и на то, как будет проходить его день в школе. Эти навыки становятся базой для выносливости ребёнка, необходимой для того, чтобы справиться с школьным распорядком (возможность удержаться несколько уроков сидя за партой, перемещаться по школе, носить тяжёлый школьный рюкзак).

Недостаточность крупной моторики приводит к тому, что ребёнок находится в постоянной борьбе, затрачивая слишком много усилий для преодоления действий, которые для взрослого кажутся очень лёгкими.

От 1 года: природные материалы

  • Игры в песок: ведерки, формочки, лопатка, куличики. Занятие на несколько сезонов. Первое время делать формочки будет мама (бабушка, няня). Начинать рекомендуем с крупных формочек: с их помощью можно сделать ровные фигуры без осыпающихся краев (любое «несовершенство» может рассердить малышей, они во всем стремятся к идеалу).
  • Пластилин, пластичная глина, соленое тесто. Катаем колбаски, делаем колобки, ниточки и склеиваем их в обруч. Такие занятия отлично укрепляют мускулатуру кисти, делают пальчики более ловкими и подвижными, расширяют представления ребенка о своих возможностях. В более позднем возрасте ваше чадо будет с гордостью приносить с занятий в детском саду фигурки ежиков, зайчиков и собачек, которые начнут оседать на ваших книжных полках. Относиться неуважительно к ним нельзя — это первые продукты труда ребенка, он их очень ценит!
  • Шишки, камешки, песок, галька, грецкие орехи (в скорлупе) и каштаны. Последние собираются осенью на прогулке, набиваются в карманы, приносятся домой и моются. Теперь их полезно переминать в ладони по две штуки, вращать один вокруг другого.
  • Игры с любыми сыпучими материалами. Ребенок опускает кисти рук в сосуд с каким-либо однородным наполнителем (песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). Несколько минут перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с наполнителем другой фактуры. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы. Заодно развиваем речь. Делать только под присмотром взрослого: мелкие предметы детям до 3 лет не рекомендованы к игре.

Советы педагогов

Единственный и, пожалуй, самый главный совет педагогов и психологов заключается в своевременности занятий. Не надо дожидаться негативных результатов, заниматься с малышом следует с самого рождения, регулярно и систематически.

Некоторые родители, родив ребенка, не спешат утруждать себя развивающими занятиями. Когда же возникает какая-либо проблема (например, малыш не разговаривает, или плохо держит ручку в руке), они мобилизуют все силы и устраняют проблему упражнениями и занятиями, но после этого ребенок вновь предоставляется сам себе до нового «несоответствия» нормам.

Во время совместных занятий старайтесь вызывать у ребенка только положительные эмоции. Почаще хватите его, подбадривайте и поощряйте то, что он делает. Если что-то не получается у малыша с первого раза, предложите ему помощь.

Меняйте вид деятельности ребенку, чтобы он не занимался чем-то одним. Всестороннее развитие очень полезно для детей, помогает расти им гармоничными личностями. Специалисты рекомендуют родителям чаще заниматься с детьми развитием мелкой моторики, заинтересовывать его, обучать ребенка в игровой форме.

Играют пальчики

Но для начала – несколько правил по проведению занятий, развивающих тонкую моторику:

Занимайтесь с ребенком регулярно, включайте в программу занятий массаж рук, игры с мелкими деталями, творческие занятия, пальчиковые упражнения.
Пальчиковая гимнастика должна длиться от 5 до 15 минут, не более, иначе малыш утомится и переключит внимание на что-то другое.
Перед началом упражнений необходимо разогреть ладошки, активно растирая их одна о другую.
Помните, что сейчас деткам сложно выполнять движения сразу двумя руками, поэтому начинайте с одной, затем повторяйте другой, и только после этого пробуйте синхронизировать ручки.
Имейте в виду, что с первого раза ребенок может не запомнить все движения или слова игры, это нормально в их возрасте. Все получится постепенно.
Соотносить слова с движениями малыш тоже научится в процессе занятий, если сразу у него не получается – подбодрите его и помогите выполнить действие.
Двигайтесь от простого к сложному

Если ребенку предложить упражнение, которое ему не под силу, в следующий раз он просто откажется играть.
Старайтесь заинтересовать ребенка, организуя игры с его любимыми персонажами, мелодиями, стишками.
Не занимайтесь, если малышу нездоровится или он в плохом настроении. Не принуждайте. Полезных игр против воли игрока не бывает.

Что такое мелкая моторика и для чего она нужна

Под выражением «мелкая моторика» понимается подвижность и ловкость мелких мышц на кистях рук, совершаемая под зрительным контролем человека. Чем лучше развита эта моторика, тем лучше будет у малыша память, логика, речь и мышление. Дело в том, что в коре головного мозга зоны, отвечающие за движение пальцев рук и развитие речевого аппарата, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, в коре головного мозга активизируются и те процессы, которые связаны с развитием интеллектуальных и речевых способностей.

Когда малыш еще совсем маленький, мама берет его ладошки и осторожно разминает его пальчики по несколько минут в день. Постепенно добавляются массажные движение, не сложные пальчиковые упражнения, игры и прочее

Когда малыш немного подрастет, ему следует давать трогать на ощупь различные поверхности, отличимые по своей текстуре. Можно играть с ним в песочнице, предлагать в качестве игры пришитые к ткани пуговицы (например, на развивающей коврике). Чем больше поверхностей освоит кроха в этот период, тем лучше будет для его развития. Когда ребенок взрослей, с ним можно играть в различные полезные игры.

Хорошо, если ребенок приучится хранить игрушки в отдельных коробках. Это дисциплинирует его, научится складывать детали конструкторов, держать их в чистоте и порядке. Коробки хорошо хранятся на полках и в шкафах в детской комнате ребенка, не создают видимости беспорядка.

В дошкольном возрасте дети продолжают развивать мелкую моторику с помощью специальных игр и занятий (рисование, лепка, мозаика, аппликации и прочие). Меняются и игрушки ребенка. Теперь вместо погремушек и плюшевых мишек в арсенале появляются конструкторы, наборы для творчества, имеющие множество мелких деталей. Некоторые мамы пугаются, что давать ребенку игрушки с мелкими открепляющимися предметами опасно, но эти опасения напрасны: во-первых, играть малыш будет под контролем взрослых, а во-вторых, польза от подобных увлечений будет огромной.

Трудности, с которыми сталкивается ребёнок с недостаточностью крупной моторики

  • проблемы с овладением навыками рисования и письма;
  • письмо или рисование в течение длительных периодов времени;
  • повседневные навыки ухода за собой (самостоятельное одевание, использование столовых приборов);
  • поддержание позы, сидя на полу или за партой;
  • неуклюжесть (часто падает, спотыкается или врезается в мебель, людей);
  • низкий уровень энергии (часто кажется усталым или апатичным, медленно реагирует на раздражители);
  • плохая артикуляция звуков;
  • трудности с манипулированием маленькими игрушками и посудой;
  • не может перенести навык в новую деятельность (например, с трудом переключается, если после большого мяча нужно поймать маленький или наоборот);
  • низкая самооценка и трудности со сверстниками.

Картотека упражнений и игр с целями по ФГОС

В картотеку упражнений по нормам федеральных стандартов входят следующие виды занятий:

  • для расслабления рук (кистей);
  • для развития моторики с помощью не заточенного шестигранного карандаша;
  • для развития моторики с помощью материалов природного типа (шишек);
  • для развития моторики с помощью колючего массажного мячика.

К первому виду относятся следующие упражнения:

  • «Рыбка» в воде;
  • «Вертолет», включающий наматывание нитки на резинку, клубок;
  • «Ежик» с ладошками;
  • «Заяц и лиса» с быстро и медленно «шагающими» пальчиками;
  • «Разговор двоих», включающий взаимодействие нескольких участников группы;
  • «Полет птичек» с активной работой рук;
  • «Дорожка» с пуговицами, пришитыми к ткани;
  • «Камушки» с пластилином, выложенным по прямой;
  • «Часы», направленные на активные движения кистей рук;
  • «Замок», включающий движения пальцев и кистей;
  • «Паук» — передвижение пальцев по стене;
  • «Ножницы» с режущими движениями пальцев;
  • «Пожарный», включающий бег пальцев по «лесенке»;
  • «Пальчики клюют» — соединение большого пальца с остальными по очереди.

Ко второму виду относятся следующие упражнения:

  • «Катание карандаша» с помощью ладони;
  • «Добываем огонь» с катанием карандаша вверх и вниз между рук;
  • «Горка» с катанием карандаша вверх и вниз по одной руке с помощью другой руки;
  • «Вертушка» с раскручиванием карандаша на столе;
  • «Вертолет» с раскручиванием карандаша в воздухе;
  • «Подъемный кран» с подъемом предмета двумя пальцами;
  • «Экскаватор» с подъемом карандаша пальцем;
  • «Качели» с раскачиванием карандаша двумя соединенными пальцами.

К третьему виду относятся следующие упражнения:

  • «Покрути шишку» с помощью ладоней;
  • «Покатай шишку» с помощью ладоней на столе;
  • «Поймай шишку» путем перебрасывания из руки в руку.

К четвертому виду относятся следующие упражнения:

  • катание предмета по столу вперед-назад;
  • катание предмета по столу по кругу;
  • надавливание пальцами;
  • ловля подкинутого мяча;
  • надавливание на мяч двумя руками;
  • перекладывание мяча из руки в руку с ускорением.

https://youtube.com/watch?v=fB0jvI7yr9U

Пальчиковые игры и упражнения

Упражнения и игры с пальчиками включают много вариантов, для которых нужны мелкие и крупные предметы разного типа и плотности. Для этого подойдут бумага, крупы, сыпучие и небольшие предметы.

Важно! Лучше всего сопровождать занятия присказками в стихотворной форме. Благодаря этому у детей будет развиваться речевой аппарат, память

Многие из упражнений в дальнейшем пригодятся малышу в жизни (например, умение завязывать шнурки, застегивать пуговицы).

Пальчиковые рисунки

Рисунки пальчиками как элемент занятий рекомендуется выполнять в дообеденное время. В это период у детей особенно повышенная активность. Сперва проводить занятие стоит пару минут, постепенно увеличивая время до 20 мин без перерывов.

Для занятий нужно приобрести специальные краски, продающиеся в любом магазине. У них особая консистенция, не требующая добавления воды. Крышка должна плотно прилегать к банке.

Выбирать листы следует формата А3, чтобы ребенок мог смело рисовать, а цвета яркие. Наличие на коробке отметок «АР», «СЕ» означает, что изделие соответствует стандартам мирового уровня.

Массаж ладоней и пальцев рук

Массаж является ключевым пунктом развития моторики детей. Массаж включает поглаживание рук с пальчиков до ладоней, включая кисти рук. Занятия сопровождаются скороговорками, стихотворениями.

Пальчиковый массаж

Обратите внимание! Перед массажем нужно разогреть ручки малыша. Продолжительность процедуры не должна быть больше 5 мин

Массаж нужно делать в течение 10 дней 1 раз в месяц.

От 1 года: первые навыки самообслуживания

Ложка, зубная щетка, расческа. К году жизни обязательно оказываются в руке малыша. Не только позволяют отрабатывать навыки самообслуживания, но развивают координацию движений и мелкую моторику. К детскому саду учимся застегивать и расстегивать липучки и пуговицы на обуви или одежде, шнуровать обувь.
Шнуровки, бусы. В магазинах много красивых шнуровок, от простых (можно пробовать уже в год) до сложных (не раньше 3 лет). Можно обойтись куском картона с проделанными в нем дырочками, главное — найти шнурок с толстым и прочным наконечником или деревянную иглу. Бусы тоже не обязательно покупать в виде готовых наборов — можно нарезать из фетра колечек и нанизывать их на ленты. В ход идет и такой простой и доступный материал, как сухие макароны-трубочки (пенне, ригатони, каннеллони — на упаковке обычно указано)

Хорошо, если такие занятия будут ежедневными: они прекрасно развивают сенсомоторную координацию, глазомер, внимание, усидчивость, готовят руку к письму. Успешно применяются как любимый детьми рабочий материал в детских садах, работающих по системе Марии Монтессори.
Домашние занятия: «месим тесто», подбираем пуговицы разного цвета и размера, перебираем крупу, занимаемся «сбором ягод» (собираем по одной горошине, удерживая уже собранные в ладони, до полной горсти), рассыпаем на подносе мелкую крупу и даем ребенку рисовать на ней пальчиком линии, предметы, буквы

Игры с бельевыми прищепками. Пересыпаем крупу — ложкой, руками, стаканчиками, ищем спрятанные в ней предметы, готовим суп куклам. Учимся собирать губкой воду со стола и отжимать губку. Достаем мелкие предметы ложкой из блюда (сначала столовой — это легче, — потом чайной). Вылавливаем мелкие предметы ложкой из воды. Переносим мелкие шарики в ложке по комнате. Переливаем воду стаканчиками (идеально — играть в ванной во время купания).
Развивающие центры, доски, коврики — панели, на которых закреплены крючки, застежки, замки, кнопки, выключатели, молнии, защелки и др., — для тренировки точности и силы движений. Также из системы Марии Монтессори.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий