Игры на развитие и формирование связной речи у дошкольников

Ход игры. По картинкам с изображением природы

передвигаются плоские фигурки сказочных героев.

Этими фигурками дети показывают сказку,

сопровождая рассказом.

Д/игра «Поиграем в сказку»

Дети очень любят рисовать и фантазировать. Из этого родилась новая игра «Поиграем

в сказку». Конечно, подготовительный этап занимает намного больше времени, чем сама игра, но благодаря выдумке детей, процесс пополнения персонажами наша сказка продолжается.

На первом этапе вместе с детьми обсудить, в какую сказку будем играть, подобрать персонажей, раскрасить героев сказки. С такими персонажами можно играть в любую сказку, прикрепляя их на магнитную доску.

Д/игра: «Узнай сказку» (коллаж)

Цель: развитие зрительного внимания.

Материал: коллаж с сказками

Воспитатель: А сейчас мы пришли в гости, здесь живет много русских народных сказок. Давайте отгадаем, какие это сказки.

Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, ещ собака Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали? (Репка)

Воспитатель: Сейчас мы будем рассказывать сказку вместе. Я начну, а вы, кто знает эту сказку, мне помогайте «Посадил дед… (репку, выросла репка (большая – пребольшая) и т. д.» (Рассказ сопровождается показом персонажей на коллаже).

Д/игра: «Узнай сказку» (по отрывку)

Цель: развитие слухового внимания

Воспитатель: Теперь послушайте отрывок из знакомой вам русской народной сказки. (Воспитатель читает отрывок по сказке «Маша и медведь», дети отгадывают.)

Воспитатель:

Все минуточку вниманья!

Сказку я хочу начать…

Этой сказочки названье

Поспешите отгадать.

Воспитатель:

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке! (Маша и медведь)

Д/игра «Перекодировка»

Цель: развитие мелкой моторики; целостного восприятия.

Материал: волшебный сундучок с карточками (мнемоквадратами)

Воспитатель: Ребята, смотрите, а что это у нас тут под платочком? (Подходят, смотрят)

Я, волшебный сундучок,

Я, ребята, вам – дружок. (Открывают)

Воспитатель: В нашем волшебном сундучке есть карточки – схемы. Угадайте кто на карточке, превращайтесь, выходите, хвастайтесь. (Дети надевают шапочки, показывают животное).

«Чья песенка?»

Цель: Закрепление знания песенок, использование их в пересказе сказок

Материал: отрывки из русско – народных сказок

1. «Ау, ау, Снегурушка! Ау, ау, голубушка!

У дедушки, у бабушки

Было внучка Снегурушка, Е подружки в лес заманили.

(Песенка Снегурушки; Сказка «Снегурушка и лиса»)

«Отгадай-ка!»

Цель: умение детей отгадывать сказку по словам – повторам, использовать их в пересказе.

«Спи, глазок, спи, другой». (Сказка «Хаврошечка»)

«Сестрица Алнушка, я пить хочу!»

(Сказка «Сестрица Алнушка и братец Иванушка»)

«Ловись, рыбка, и мала, и велика!»

(Сказка «Лисичка – сестричка и серый волк»)

«Нест меня лиса за тмные леса, за высокие горы! Котик – братик, выручи меня!» (Сказка «Кот, петух и лиса»)

«Сяду на пенк, съем пирожок». (Сказка «Маша и медведь»)

«Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки».

(Сказка «Мужик и медведь»)

«Мамки – няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь! Приготовьте мне мягкий белый хлеб, какой я ела у родного батюшки».

(Сказка «Василиса Премудрая»)

«Ты молодец: не хвастун, а храбрец».

(Сказка «Заяц – хваста»)

«Ишь, бородатый, и прыгнуть не сумел – всю разбрызгал». (Сказка «Лиса и козл»)

«Поиграем в репку»

Цель: развитие речи и творческого воображении, обучение символическому проигрыванию сюжета

Воспитатель рассказывает сказку – путаницу. Начинает с «Репки», включает персонажи из других сказок. Ребенок замечает ошибки и в результате пересказывает сказку. Вначале можно разрешить пользоваться картинками-подсказками. Когда ребенок ответил, попросите его придумать какую-нибудь сказку с этими новыми персонажами.

«Шкатулка со сказками»

Цель: развитие связной речи, фантазии, творческого мышления

Материал: различные фигурки животных, человечков.

Воспитатель предлагает детям достать фигурки из шкатулки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, предметы собирают вместе и начинается новая история

Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумывал разные варианты действий с одним и тем же предметом

«Теремок»

Цель: развитие связной речи, памяти. понимание символических пятен

Материал:мемотаблица: нарисованный теремок, по ходу сказкивыставляются цветовые пятна:

серый – мышка

зеленый – лягушка

оранжевый – лисичка

белый – заяц

темно-серый – волк

коричневый – медведь

Создание воображаемой ситуации: «Зажмурить глаза – одеть волшебные очки и посмотреть

в волшебные очки, где находится теремок – здесь обыгрывается сказка (т. е

привлечь внимание детей – погружение в сказку с помощью волшебных очков)

Что такое связная речь дошкольников?

Общее понятие подразумевает умение составлять единое смысловое и структурное высказывание. Оно состоит из законченных отрезков, связанных одной темой.

Если говорить, что такое связная речь у дошкольников определение становится более широким. Оно включает и фонетическую сторону языка, фонематическое восприятие, грамматику, практическое применение знаний. Высказывания дошкольников отличаются небольшим объемом, но структура и смысл в них должны присутствовать.

Чтение художественной литературы учит говорить красиво и правильно

Малыш с рождения испытывает потребность в контакте с близкими, что является предпосылкой к развитию речи. Дети подражают взрослым и пытаются освоить, осознать языковые явления, что отражает творческий подход. Дети сами пытаются создавать слова, речевые обороты, ориентируясь на образцы.

Целью развития речи дошкольников является овладение нормами языка. Воспитатели помогают детям полноценно общаться, пользоваться всеми разновидностями и типами высказываний. Семья также оказывает большое влияние на развитие речи дошкольников. Самообразование мам и пап, их тесный контакт с воспитателями помогают приобрести необходимые навыки малышу.

Виды связной речи у дошкольников

Основными разновидностями речи являются монолог и диалог. Диалогическая речь считается первичной формой общения, подразумевающей обмен высказываниями и установление связей с окружающими.

Диалог в сюжетно-ролевой игре

Монологическое высказывание является законченным текстом, объединенным смысловой и грамматической связью. Используется для сообщения фактов, информирования о своей точке зрения и аргументации.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста идет от диалога к монологу. Под руководством воспитателя складывается умение следить за логикой высказываний, что является первой ступенькой к развитию монологической речи.

Навыки диалога формируются в процессе общения с другими людьми. Монологическая речь сложнее диалогической, этому нужно учиться.

Монологическая речь у дошкольников

В методических материалах дошкольного образования определены типы монолога, которым обучают воспитанников. Рассказывание на определенную тему и пересказ готового текста используются наиболее часто. Дети рассказывают о предметах, картинах, делятся своим опытом.

Существует еще такая разновидность как творческое рассказывание. Отрабатывая пересказ, используют образец рассказа и его анализ. Выпускников обучают составлению плана текста, который помогает структурировать высказывание.

Важно! Часто используется классификация по типам речи: повествование, описание, рассуждение. Монологическая речь у детей дошкольного возраста предполагает понимание тем и границ высказывания, подбор материала и расположение его в нужной последовательности

Обучение монологу начинается с трехлетнего возраста.

Как мыслим, так и говорим

Речь отражает логику мышления, степень развития памяти, восприятия. Язык непосредственно связан с умственным и психическим развитием. Языковые навыки должны быть настолько развиты, чтобы малыш мог быстро создавать в сознании синтаксические конструкции, иметь большой словарный запас.

Научная конференция лингвистов

Основные навыки использования языковых средств должны быть сформированы к моменту поступления в школу. В этом случае не возникнет проблем с усвоением школьной программы.

Как оценить уровень развития связной речи?

Качество развития речи определяется педагогами ДОУ или самими родителями. Обследование ограничивается временными рамками, и не должно превышать 15 минут. Перед выполнением заданий нужно установить эмоциональный контакт, настроить малыша на работу.

Задания даются с использованием наглядности и без нее. Для рассматривания берут знакомые игрушки. Если речь идет об изолированных словах, то их значение должно быть понятно воспитанникам. Наглядность больше используется при обследовании дошкольников 3–5 лет, при обследовании шестилеток значение имеет точная формулировка заданий.

В большинстве методик применяется балльная оценка. Правильный ответ — 3 балла, ответ с неточностями — 2, непонимание задания — 1. После проведения обследования производят подсчет баллов отдельно в каждой категории. Например, из 12 вопросов воспитанник получил 3 балла за 8 вопросов, 2 — за 4. Если 2/3 ответов были оценены тремя баллами, как в этом случае, — это высокое качество. Если 2/3 и больше на 2 балла — среднее, на 1 балл — низкое.

Важно! Правильные ответы следует одобрять. Если ребенок ответил неправильно, нужно сказать верный ответ, в ведомости отметить задание как невыполненное

Задачи развития речи дошкольников в ДОУ

ФГОС ДО предполагает овладение речью в качестве средства общения и культуры. Обучение, направленное на усвоение языковых обобщений, понимание элементарных языковых явлений, вызовет интерес, обеспечит творческие проявления, тенденцию к саморазвитию.

Разговор об овощах

Проблемы ставятся с учетом возрастных особенностей. У младших дошкольников развивают инициативную речь. Она предполагает, что малыш будет рассказывать о том, что он видит, какие чувства эмоции у него вызывает предмет или явление. Взрослому следует поддерживать стремление воспитанника к диалогу.

В работе с четырехлетними обучающимися большое внимание уделяется монологу. Малыш должен уметь выстроить описание игрушки, картины, явления из 3 — 4 предложений

Старшие дошкольники совершенствуют свои навыки. В ходе занятий требуется:

  • поддерживать желание обучающегося высказаться;
  • формировать умение составлять план;
  • продолжать развивать умение описывать игрушку, картину;
  • развивать умение составлять рассказы по личному опыту;
  • участвовать в обсуждении;
  • формулировать вопросы;
  • дополнять, исправлять, обобщать ответы одногруппников;
  • формировать умение составлять рассуждение.

Технология ТРИЗ

Воспитателями используются различные технологии: развивающие, социально-адаптирующие, личностно-ориентированные, наглядного моделирования, ТРИЗ. Планы курсовой подготовки воспитателей предусматривают освоение новых подходов к развитию языковой деятельности.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий