Познавательные способности дошкольников

Новообразования раннего возраста

Развитие активной познавательной деятельности детей раннего – младшего дошкольного возраста отмечается следующими изменениями, происходящими в структуре личности ребенка.

Формирование и развитие самосознания. Ребенок начинает постепенно отделять себя от окружающего мира. У него формируются такие качества, как самостоятельность, любознательность, интерес к окружающему миру. Ему интересно все, что происходит вокруг и что его окружает в особенности.

Базовое доверие к окружающему миру. Развивается в процессе взаимодействия ребенка с окружающими людьми и приобретения первого позитивного опыта.

Целеустремленность. Ребенок учится направлять свою деятельность, структурировать ее для достижения собственных целей. У детей формируется понятие о том, какие именно действия необходимо совершать для получения того или иного результата и предпринимает первые попытки следовать той или иной инструкции. Целеустремлённость дает ребенку возможность понимать смысл познавательной деятельности и доводить начатое до конца. К началу дошкольного возраста это качество должно быть сформировано.

Творческая деятельность. Приобретая опыт взаимодействия с окружающим миром, ребенок начинает постепенно преобразовывать его, манипулируя и экспериментируя с его содержанием

Поэтому важно поощрять его участие в творческой деятельности в любой форме.


Особенности развития детей раннего возраста

Как проявляются познавательные способности

К 3 месяцам главным для младенца становится умение видеть и слышать, наблюдать за действиями мамы. Формируется память, развивается сфера чувств.

С 3 до 6 месяцев важным для него будет манипулирование с различными предметами, например, погремушкой. Улучшается память. Кроха может запоминать действия взрослого человека и повторять их.

Постепенно, младенец начинает постигать и понимать мир через действия с объектами. Он по-разному реагирует на тяжёлые и лёгкие игрушки. Может различать присущие им качества: упругость, вес, холод, тепло, вкус.

К 2-м годам резко возрастает его словарный запас. Он больше понимает назначение предметов и учится сотрудничать с родителями и воспитателями. С трёх лет дети любят рассматривать, действовать с игрушками в соответствии с их свойствами: например, вставлять различные геометрические формы в подходящие для них отверстия. Дошкольники в это время прекрасно запоминают цвет, форму, величину и другие их свойства.

Примерно в 4 года непоседы могут прогнозировать результат своих действий. Так четырёхлетка вполне способен представить себе каким образом нужно построить пирамиду из кубиков, чтобы она не упала и не рассыпалась. У него развивается образная память и фантазия. Он может отличить фантазию от реальности и любит в своих играх создавать вымышленные образы и придумывать приключения несуществующих героев (“путешествие Кузяки”).

Почемучки задают много вопросов, с удовольствием экспериментируют. В это время маленький человек готовится стать школьником. Его привлекают атрибуты школьной жизни, новое социальное положение.

Виды познавательных способностей

Существуют следующие виды способности познавать:

  • сенсорные (основаны на восприятии органов чувств)
  • интеллектуальные
  • творческие

Рассмотрим каждый из этих видов более подробно.

  • Сенсорные способности у детей к старшему дошкольному возрасту становятся более устойчивыми. Например, если малыши 3-4 лет только учатся различать цвета и узнают различные геометрические формы, то непоседы постарше уже способны уловить различные оттенки одного и того же цвета, создать композицию на заданную педагогом тему.
  • В шесть лет ребёнок легко может создавать наглядные модели, обозначать символами предметы и ситуации. Например, в рисунке малыш кружком обозначает лесные ягоды, из прямоугольников делает аппликацию грузовика, пожарной машины. Причём интеллект работает творчески. Ребята могут разыграть целую сказку, используя игрушки – заместители, которые обозначают различные персонажи.

Примерно к четырём годам малыш способен отличить фантастический рассказ от реальной истории. Он с удовольствием фантазирует на заданную тему, шутит. Развивается воображение. Кроха понимает элементы преобразования предметов, радуется неожиданному превращению “шляпы в лягушку”. К школьному возрасту эксперименты с объектами при правильном руководстве родителями и воспитателями могут стать любимым развлечением для пытливого чада.

Какие способности называют интеллектуальными

Интеллектуальные способности дошкольника зачастую отождествляют с осведомленностью или с умением выполнять определенные алгоритмы, в то время как это разные понятия и разные составляющие развития ребенка. Способности не являются знаниями или навыками. Их можно сравнить с инструментом, позволяющим приобретать знания, оперировать ими, а также обучаться выполнению действий.

Что касается интеллектуальных, то они относятся к познавательным, умственным способностям, но имеют узкую специализацию и являются «инструментом» мыслительных процессов. Интеллектуальные способности – это внутренняя организация мышления, активная мыслительная деятельность.

Благоприятный период для развития интеллектуальных способностей начинается в дошкольном детстве, когда ребенок учится самостоятельно анализировать, рассуждать, улавливать закономерности, выявлять причинно-следственные связи.

В сравнении с другими видами способностей, особенность интеллектуальных заключается в том, что они применяются не к отдельному виду деятельности, а ко всем направлениям. Чем более развиты интеллектуальные способности, тем эффективнее ребенок во многих узконаправленных видах деятельности, потому что в состоянии мыслить самостоятельно, чтобы найти новые подходы и способы решения возникающих задач.

Формирование познавательных способностей

В младшем дошкольном возрасте активны речь, память, воображение. Ребёнок очень любопытен, он забрасывает старших множеством вопросов, пытается осмыслить суть явлений, которые наблюдает. Образные представления об окружающей действительности, выявление взаимосвязи между объектами, полученный опыт – всё это формирует личность маленького исследователя. Огромное количество информации, которое буквально “сваливается” на голову малыша требует определённой структуры, систематизации.

К старшему дошкольному возрасту темп умственного развития детей не снижается, а остаётся по – прежнему интенсивным. На седьмом году жизни дети овладевают простыми приёмами обобщения, классификации, систематизации. Очень важным для них становится способ моделировать окружающую действительность. В игре дети часто выбирают предметы – заместители. В рисунке, или аппликации они создают наглядные модели реальных объектов. Без труда строят наглядные модели звукового состава слова, математического примера.

Книга Л. Петерсон по математике для дошкольника 6-7 лет

Формирование познавательных способностей

В младшем дошкольном возрасте активны речь, память, воображение. Ребёнок очень любопытен, он забрасывает старших множеством вопросов, пытается осмыслить суть явлений, которые наблюдает. Образные представления об окружающей действительности, выявление взаимосвязи между объектами, полученный опыт – всё это формирует личность маленького исследователя. Огромное количество информации, которое буквально “сваливается” на голову малыша требует определённой структуры, систематизации.

К старшему дошкольному возрасту темп умственного развития детей не снижается, а остаётся по – прежнему интенсивным. На седьмом году жизни дети овладевают простыми приёмами обобщения, классификации, систематизации. Очень важным для них становится способ моделировать окружающую действительность. В игре дети часто выбирают предметы – заместители. В рисунке, или аппликации они создают наглядные модели реальных объектов. Без труда строят наглядные модели звукового состава слова, математического примера.

Как и когда прививать любовь читать детям, способы заинтересовать

Способности: краткая характеристика

Вам будет интересно:Река Косьва Приморского края: описание, уровень воды и фото

Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников — это задача, от успешности решения которой напрямую зависит социализация ребенка. Они позволяют успешно и быстро овладевать какой-то деятельностью, приобретать навыки и умения, добиваться достижений.

Почему при начальных равных возможностях одни дети добиваются существенных успехов в музыке, искусстве, конструировании, а некоторые ученики не справляются с простейшими заданиями, предлагаемыми педагогом? Как развивать познавательные способности у младших школьников? Эти вопросы заслуживают детального изучения и рассмотрения.

Способностями называют внутренние условия совершенствования человека, формируемые в рамках его взаимоотношений с внешним миром.

Формирование познавательных способностей младших школьников — это задача, которая стоит перед учителями начальной школы.

Развитие любознательности у младших дошкольников

Четырёхлетних малышей называют “почемучками”. Некоторые вопросы кажутся взрослым глупыми (“девочка плачет, потому что потерялась”? “А верблюд кушает хлеб”)? Их попытки понять и узнать о мире больше ценны для развития личности ребёнка, его самоосознания. Стоит поддерживать и всячески поощрять желание малыша общаться со взрослым, спрашивать. Ведь кроха не только задаёт вопросы, он наблюдает, экспериментирует (“водичка была холодная, а теперь мы её нагрели. Она стала тёплая”). Если удовлетворять интерес “почемучки” и поддерживать общение с ним, то можно в дальнейшем способствовать творческой активности дошкольника, вызвать интерес к школьному обучению.

Связь склонностей, задатков, интересов

  • художественный;
  • мыслительный;
  • средний.

К примеру, люди художественного типа отличаются образностью памяти и восприятия, богатством воображения, эмоциональностью. Задатки являются только условиями, на их основе осуществляется развитие познавательных способностей у младших школьников. Если ребенок не будет заниматься музыкой, у него нет шансом стать известным композитором. Трудолюбие, настойчивость – это качества, позволяющие ребенку достигать прекрасных результатов даже без наличия природных ярких задатков.

Вам будет интересно:»Мотивировка» — это что за слово? Значение, смысл, синонимы

При создании благоприятных условий можно развить литературные, музыкальные, художественные, изобразительные способности ребенка.

Категории интеллектуальной интуиции

Рассматривая понятие познавательных способностей, стоит обратить внимание на такую их составляющую, как интеллектуальная интуиция. Она имеет несколько составляющих и может быть:

  1. Стандартизированной. Ее еще называют интуицией-редукцией. В ходе постижения определенного явления применяются вероятностные механизмы, которые устанавливают свои рамки к исследуемому процессу. Формируется определенная матрица. Например, это может быть постановка правильного диагноза по внешним проявлениям, без применения иных методов.
  2. Творческая (эвристическая). В результате подобной познавательной деятельности формируются кардинально новые образы, появляется знание, которого ранее еще не существовало. В этой категории выделяется два подвида интуиции. Она может быть эйдетической или концептуальной. В первом случае переход от понятия к чувственному образу происходит посредством интуиции скачкообразно. Концептуальная интуиция не обобщает переход к образам.

Исходя из этого, выделяется новое понятие. Это творческая интуиция, которая представляет собой специфический познавательный процесс, являющийся взаимодействием чувственных образов и абстрактного мышления. Такой симбиоз ведет к образованию новых понятий и знаний, содержание которых не может быть выведено посредством простого синтеза старых восприятий. Также новые образы нельзя вывести посредством оперирования существующими логическими понятиями.

Игра как инструмент развития

Игра – важнейший вид деятельности дошкольника. Она способствует:

  1. Когнитивным возможностям (восприятие и переработка информации).
  2. Физическому развитию.
  3. Эмоциональному состоянию.
  4. Социальной адаптации.

Играя можно ненавязчиво обучить ребенка основным навыкам и умениям, так необходимым во время учебы в школе.

 Игра развивает память, интеллект, дает возможность развернуться ребенку в творческом плане, развивает воображение, укрепляет дошкольника физически, эмоционально, развивает познавательные способности. Игра позволяет быстрее познать и взаимодействовать с окружающим миром. 

Игровая деятельность как способ развития младших школьников

Особое внимание педагог уделяет включению в учебную и внеурочную деятельность элементов игры. Как развитие познавательных способностей младших школьников связано с игровой деятельностью? В рамках различных занятий педагог предлагает ребятам себе «опробовать» различные социальные функции

К примеру, в рамках сюжетное-ролевой игры, ребята делятся на «детей» и «родителей». Каждая группа старается максимально выполнять обязанности, возложенные на них.

В ходе таких занятий формируется логическое мышление, совершенствуются творческие способности. Ребята не только отрабатывают модель социального поведения, но и получают навыки работы в команде.

Для развития пространственной ориентации и восприятия, педагог включает в свою программу специальные упражнения.

Вам будет интересно:Расчетное сопротивление древесины. Свойства древесины

Упражнение 1. «Подбери нужные слова».

Школьники должны подобрать как можно больше слов, связанных с определенным домашним животным (кошкой, собакой), временем года (зимой, летом, осенью, весной). Во время ответа не только перечисляются прилагательные, существительные, которые подобраны ребенком, но и даются пояснения.

Упражнение 2. «Расскажи, что увидел».

Сначала ребятам показывают 5 картинок, на которых изображены: кипящий чайник, игрушка, новогодняя елка, мальчик на стуле, телефон, бабочка на цветке. Затем картинки убирают, дети должны воспроизвести их содержимое. Во время ответа (связного рассказа) они не просто перечисляют предметы, а пытаются передать то ощущение, которое у них вызвал просмотр картинок.

Упражнение 3. «Найди лишнее».

На 5 карточках изображено по 4 предмета, которые связаны друг с другом определенными признаками, один – лишний. Ребята должны выбрать 3 сходные черты, отметить тот признак, который явно лишний.

Среди вариантов карточек, которые в этом задании учитель начальных классов предлагает своим воспитанникам:

  • ботинок, тапок, тарелка, сапог;
  • машина, морковь, картофель, помидор;
  • виноград, груша, яблоко, огурец;
  • поезд, самолет, шапка, машина

Упражнение 4. «Чего не хватает?»

Ребята должны внимательно изучить карточку, определить, какая фигура должна находиться в пустой клеточке.

На карточке можно изобразить: треугольник, квадрат, оставить место для круга.

Упражнение 5. «Узор».

На листочке в клетку изображен узор, который ребята должны повторить в зеркальном отображении. Среди условий предлагаемого задания — рисование без отрыва от листа.

В рамках программы, ориентированной на индивидуальное развитие младших школьников, педагог предлагает и упражнения, которые направлены на переключение областей деятельности, оценку способности концентрировать внимание. Упражнение

«Хлопаем в ладоши»

Упражнение. «Хлопаем в ладоши».

Педагог произносит разные слова. Как только он называет животное, ребята должны хлопнуть в ладоши.

Задание способствует выявлению внимательности младших школьников, оценке их логического мышления. Примерный список слов, произносимых педагогом: книга, стол, дверь, лошадь, ножницы, стекло, кошка, лимон, дыня, белка, снег, санки, тигр, тарелка, масло, сапоги, окно, дорога, заяц, галстук, волк.

Обучение школьников по интересам

Развитие познавательных способностей школьников должно базироваться на интересах – индивидуальных особенностях личности, направленности детей. Судить о способностях ученика можно по следующим показателям:

  • темпу продвижения ученика в овладении определенной деятельности;
  • по качеству достижений;
  • по склонности к занятиям.

Недостаточно только способностей для успешности осуществления определенной деятельности. Они должны сочетаться с эмоционально-волевыми качествами, потребностями в ведении подобной деятельности.

Склонность проявляется в выборе ребенком конкретной области, в которой ему хочется самостоятельно развиваться, приобретать новые умения и навыки

Чтобы добиться успеха, помимо склонностей и интересов, важно трудолюбие, сосредоточенность, организованность, настойчивость, целеустремленность. Талант – это огромный труд, который предполагает постоянное саморазвитие и самосовершенствование

Признаки

Интеллектуальные возможности человека формируются по мере изменения природы, познании ее. Выделяют три признака:

  • особенности восприятия, ощущений, мышления, памяти, эмоций, воли, воображения, двигательных реакций, отношений;
  • вспыльчивость, безразличность, вялость при выполнении действий;
  • Вам будет интересно:Как пишется «лучшая»: правописание слова

    индивидуальные характеристики (умения, навыки).

Способности — это индивидуальные психологические особенности, отвечающие требованиям конкретной деятельности, являются фактором ее успешности.

Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников предполагает формирование качеств, свойств личности, которые помогут ребенку быть успешным в школе, внеурочной деятельности. В качестве показателей эффективности подобного процесса выступают следующие параметры: легкость, темп, качество выполнения конкретных задач.

Помимо психических процессов (восприятия и ощущений, мышления, памяти, воображения) также важны и эмоционально-волевые моменты, элементы отношения к различным видам деятельности. Педагог предлагает своим воспитанникам тесты на развитие познавательных способностей младших школьников, анализирует результативность проводимой работы.

На основе полученных данных педагог выстраивает свою работу, направленную на формирование личности. Развитие познавательных способностей младших школьников ФГОС рассматривает как обязательный элемент личностное-ориентированного подхода.

Рациональное познание

Абстрактное мышление или рациональное познание возникает в процессе коммуникативной или трудовой деятельности людей.

Социально-познавательные способности развиваются комплексно вместе с мышлением и языком. В этой категории существует три формы:

  • понятие;
  • суждение;
  • умозаключение.

Понятие – это результат выделения некоего класса обобщенных предметов по определенной общности признаков. При этом суждение является формой мыслительного процесса, в ходе которого связываются понятия, а после утверждается или отрицается что-либо. Умозаключением является рассуждение, в процессе которого принимается новое суждение.

Познавательные способности и познавательная деятельность в области абстрактного мышления имеет ряд отличий от чувственного восприятия:

  1. В предметах отражается их общая закономерность. В чувственном восприятии нет дифференциации в отдельных объектах единичных или общих признаков. Поэтому они сливаются в единый образ.
  2. В предметах выделяется существенное. При чувственном отражении такого разграничения нет, так как информация воспринимается в комплексе.
  3. Существует возможность сконструировать на основе прежних познаний сущность идеи, которая подлежит опредмечиванию.
  4. Познание действительности происходит опосредованно. Это может происходить при помощи сенситивного отражения или же путем умозаключений, рассуждений, с применением специальных приборов.

Стоит отметить, что познавательные способности являются симбиозом рационального и чувственного восприятия. Их нельзя воспринимать как элиминированные этапы одного процесса, так как эти процессы пронизывают друг друга. Чувственно-сенситивное познание осуществляется посредством абстрактного мышления. И наоборот. Рациональное познание не может производиться без чувственного отражения.

Абстрактное мышление применяет две категории оперирования своего содержания. Они выражены в виде суждений, понятий и умозаключений. Этими категориями являются понимание и объяснение. Вторая из них обеспечивает переход от общих к конкретным знаниям. Объяснения могут быть функциональными, структурными и причинными.

Понимание соотносится со значением и смыслом, а также предполагает ряд следующих процедур:

  1. Интерпретация. Приписывание первоначальной информации смысла и значения.
  2. Реинтерпретация. Изменение или уточнение смысла и значения.
  3. Конвергенция. Объединение разрозненных данных.
  4. Дивергенция. Разъединение единого прежде смысла на отдельные подкатегории.
  5. Конверсия. Видоизменение в качественном направлении значения и смысла, радикальное их преображение.

Чтобы информация перешла от объяснения к пониманию, происходит множество процедур. Подобные операции обеспечивают многократный процесс преобразования данных, что позволяет перейти от незнания к знанию.

Приемы и средства развития интеллектуальных способностей

Познавательная и интеллектуальная активность дошкольника, основанная на анализе, синтезе, преобразовании, установлении причинно-следственных связей и планировании, создает условия для развития интеллектуальных способностей.

Родителям не стоит полагаться, что интеллектуальные способности их детей будут развиваться сами по себе. И тем более, не следует связывать подобные ожидания с компьютерными игрушками, которые приучают детей быстро реагировать на определенные комбинации, и никакого отношения, за редким исключением, к мыслительной активности не имеют.

Существуют проверенные методы и приемы, способствующие формированию интеллектуальной гибкости и соответствующих способностей:

  • решение проблемных задач;
  • познавательно исследовательская деятельность;
  • наглядное моделирование;
  • кодирование и декодирование;
  • придумывание сюжета на основе эпизода или заданных ролей;
  • генерирование идей по принципу «мозгового штурма»;
  • игры на развитие словесно-логического мышления.

Безусловно, родителям придется немного потрудиться, чтобы подобрать карточки для классификации изображений или закодировать сообщение в ребус, придумать проблемную задачу или идею для «мозгового штурма». Но успешное развитие ребенка дошкольного возраста происходит только при активном участии взрослого. Даже подбор развивающих игрушек требует ответственного отношения.

Виды познавательных способностей

Существуют следующие виды способности познавать:

  • сенсорные (основаны на восприятии органов чувств)
  • интеллектуальные
  • творческие

Рассмотрим каждый из этих видов более подробно.

  • Сенсорные способности у детей к старшему дошкольному возрасту становятся более устойчивыми. Например, если малыши 3-4 лет только учатся различать цвета и узнают различные геометрические формы, то непоседы постарше уже способны уловить различные оттенки одного и того же цвета, создать композицию на заданную педагогом тему.
  • В шесть лет ребёнок легко может создавать наглядные модели, обозначать символами предметы и ситуации. Например, в рисунке малыш кружком обозначает лесные ягоды, из прямоугольников делает аппликацию грузовика, пожарной машины. Причём интеллект работает творчески. Ребята могут разыграть целую сказку, используя игрушки – заместители, которые обозначают различные персонажи.

Примерно к четырём годам малыш способен отличить фантастический рассказ от реальной истории. Он с удовольствием фантазирует на заданную тему, шутит. Развивается воображение. Кроха понимает элементы преобразования предметов, радуется неожиданному превращению “шляпы в лягушку”. К школьному возрасту эксперименты с объектами при правильном руководстве родителями и воспитателями могут стать любимым развлечением для пытливого чада.

Формирование интереса к познанию у старших дошкольников

Взрослым необходимо создать в доме для дошкольников место, где они могут спокойно играть и творить. Пусть в игровой зоне будет достаточное количество конструкторов, развивающих игрушек, книг, материалов для лепки, аппликации, рисования.

Уроки рисования во второй младшей группе на тему «Светит солнышко»

Маленький ребёнок может часто ошибаться, бросать наполовину начатое дело. Нужно убеждать маленьких упрямцев, что необходимо закончить опыт. Если по каким-то причинам у непоседы работа не получается, то это может на какое-то время погасить его энтузиазм и в дальнейшем привести к разочарованию.

Развитие познавательных способностей

Восприятие. Здесь в основном задействованы органы и чувства ребенка. На практике можно применять такие виды деятельности:

  1. Определение предмета на ощупь.
  2. Построение кубиков в ряд по определенному образцу.
  3. Рисование орнамента по определенному шаблону.
  4. Поиск одинаковых рисунков и т.д.

Память. Это одно из главных свойств личности. При этом для каждой возрастной категории характерны свои особенности памяти. К 5-6 годам начинает сформировываться память произвольной направленности, помимо наглядно-образного восприятия появляется и словесно-логическая память. Чтобы развить память дошкольника, следует давать ему заучивать стихотворения, пересказывать прослушанные сказки, делиться впечатлениями от прогулок, экскурсий и т.д.

Внимание – это совокупность различных проявлений: объем, устойчивость, концентрированность, выборность, распределение, способность переключаться и произвольность. Нарушение определенного пункта может вызывать расстройство внимания

Чтобы тренировать внимание можно выполнять различные упражнения в этой направленности.

Наблюдательность. Это совокупность внимательности и мышления. Для формирования данной способности можно предложить ребенку поиграть в игру с исчезновением предмета. Неплохим занятием станут дивергентные вопросы с несколькими правильными вариантами ответов.

Формы развития познавательной деятельности

Самостоятельная работа. Лучше, если дошкольник будет самостоятельно выполнять определенные задания. Организовать самостоятельную работу в группе дошкольников непросто, так как некоторые ребята быстро справляются с заданием, а другие – медленно. Можно давать детям творческий материал, который развивает воображение, глубину мысли, позволяет оперировать полученными познаниями и умениями.

Занимательная деятельность. Основу ее составляет игра, в ходе которой дошкольник находится в условиях поиска, у него появляется тяга к победе, таким образом он развивает свою силу, ловкость, находчивость, умение четко выполнять задание, соблюдать правила игры.

Развитие способностей познания. Выполнение определенных заданий на познания формируют у дошкольника внимательность, восприятие, наблюдательность, воображение, память и мыслительную деятельность. В качестве примера можно привести следующий учебный материал:

  1. Задания на логику.
  2. Игра на подсчет предметов по контурам пересечения.
  3. Заполнение таблицы Шульте.
  4. Задание на скорость рисования.
  5. Поиск спрятанных изображений.
  6. Поиск сходств и различий.
  7. Умение прочитать рассыпные слова и т.д.

Выполнение заданий на восприятие и воображение. При восприятии у дошкольника развивается чувственное познание действительности, ее предметов и явлений, которые способны действовать на органы чувств. Развить восприятие можно путем заданий на сравнение. По мере развития восприятия, у ребенка возникает еще один признак – наблюдение. К таким заданиям можно отнести следующие:

  1. Подбор заплаток к сапогу.
  2. Склеивание разбитого предмета.
  3. Работа с различными геометрическими формами.

Задания на логику. Именно она определяет высокий интеллект человека. Поэтому задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, научить их анализу, сравнению, обобщению полученной информации. В эту категорию можно отнести такие задания:

  • задания на смекалку;
  • шуточные загадки;
  • определение числовых фигур;
  • упражнения со словами логической направленности;
  • опыты и фокусы, связанные с математикой;
  • разгадывание кроссвордов и решение ребусов.

Развитие запоминания.  У дошкольников преимущественно более развита наглядно-образная память, чем смысловая. Чтобы полноценно подготовить ребенка к школе, необходимо развить в нем способность запоминать логически связанные значения . Это достигается путем решения таких задач:

  1. Запоминание двузначных чисел.
  2. Разгадывание цепочки слов.
  3. Рисование по памяти.
  4. Зрительный диктант.
  5. Слуховой диктант и т.д.

Как проявляются познавательные способности

К 3 месяцам главным для младенца становится умение видеть и слышать, наблюдать за действиями мамы. Формируется память, развивается сфера чувств.

С 3 до 6 месяцев важным для него будет манипулирование с различными предметами, например, погремушкой. Улучшается память. Кроха может запоминать действия взрослого человека и повторять их.

Постепенно, младенец начинает постигать и понимать мир через действия с объектами. Он по-разному реагирует на тяжёлые и лёгкие игрушки. Может различать присущие им качества: упругость, вес, холод, тепло, вкус.

К 2-м годам резко возрастает его словарный запас. Он больше понимает назначение предметов и учится сотрудничать с родителями и воспитателями. С трёх лет дети любят рассматривать, действовать с игрушками в соответствии с их свойствами: например, вставлять различные геометрические формы в подходящие для них отверстия. Дошкольники в это время прекрасно запоминают цвет, форму, величину и другие их свойства.

Примерно в 4 года непоседы могут прогнозировать результат своих действий. Так четырёхлетка вполне способен представить себе каким образом нужно построить пирамиду из кубиков, чтобы она не упала и не рассыпалась. У него развивается образная память и фантазия. Он может отличить фантазию от реальности и любит в своих играх создавать вымышленные образы и придумывать приключения несуществующих героев (“путешествие Кузяки”).

 Почемучки задают много вопросов, с удовольствием экспериментируют. В это время маленький человек готовится стать школьником. Его привлекают атрибуты школьной жизни, новое социальное положение. 

Виды познавательных способностей

Существуют следующие виды способности познавать:

  • сенсорные (основаны на восприятии органов чувств)
  • интеллектуальные
  • творческие

Рассмотрим каждый из этих видов более подробно.

  • Сенсорные способности у детей к старшему дошкольному возрасту становятся более устойчивыми. Например, если малыши 3-4 лет только учатся различать цвета и узнают различные геометрические формы, то непоседы постарше уже способны уловить различные оттенки одного и того же цвета, создать композицию на заданную педагогом тему.
  • В шесть лет ребёнок легко может создавать наглядные модели, обозначать символами предметы и ситуации. Например, в рисунке малыш кружком обозначает лесные ягоды, из прямоугольников делает аппликацию грузовика, пожарной машины. Причём интеллект работает творчески. Ребята могут разыграть целую сказку, используя игрушки – заместители, которые обозначают различные персонажи.

Примерно к четырём годам малыш способен отличить фантастический рассказ от реальной истории. Он с удовольствием фантазирует на заданную тему, шутит. Развивается воображение. Кроха понимает элементы преобразования предметов, радуется неожиданному превращению “шляпы в лягушку”. К школьному возрасту эксперименты с объектами при правильном руководстве родителями и воспитателями могут стать любимым развлечением для пытливого чада.

Вариант программы для развития обучающихся 1-4 классов

Как должно осуществляться развитие познавательных способностей младших школьников (ФГОС). Программа предполагает учет психологических особенностей. Учитывая, что в последнее время существенно возросло количество детей, которые имеют психические нарушения: эмоциональную незрелость, неврозоподобный синдром, задержку развития, социально-психологическую запущенность. Предлагает вариант программы, адаптированной для таких школьников.

Она предполагает развитие познавательных способностей младших школьников на уроках, во внеурочное время. Любое занятие делится на 3 составные части. Первая предполагает пояснение и направление деятельности детей. Вторая касается осуждения полученных результатов. На третьем этапе предлагается самоанализ (рефлексия), целью которого является определение информированности УУН.

При проведении внеурочного занятия, дети «работают по кругу», поэтому важно большое пространство. Для анализа эффективности педагог использует следующие показатели:

  • самостоятельность;
  • активность, заинтересованность.

Инструменты и материалы для работы: карандаш, тетрадь, ручка, альбом для рисования, набор карандашей.

Программа развитие познавательных способностей у младших школьников предназначена для решения следующих целей:

  • развития мышления;
  • совершенствования внимания;
  • развития восприятия формы, величины;
  • совершенствования наблюдательности;
  • развития навыков анализа, сравнения.

Какие методики можно использовать для успешной реализации поставленных целей?

Упражнение 1. Ребятам предлагается найти два одинаковых предмета на рисунке с 5 изображениями. Помимо выявления предметов, они должны пояснить свое решение.

Какие еще задания для развития познавательных способностей младших школьников можно использовать педагогу начальной школы?

Упражнение 2. Дети должны, вооружившись палочками, выложить узор, котоырй им предлагается на рисунке.

При выполнении такого задания, школьники не просто копируют картинки, но и совершенствуют свое воображение и логическое мышление. Для успешного выполнения предложенного им задания, они должны подобрать палочки так, чтобы из них получилось изображение.

Как еще осуществляется развитие познавательных способностей младших школьников (ФГОС)? Программа предполагает формирование воображения.

Упражнение 3. Ребятам предлагаются рисунки с людьми и домами. Они должны соотнести человека с домом, в котором он проживает. Это упражнение способствует знакомству подрастающего поколения с разными культурами, национальностями, позволяет формировать терпимость к другим культурам и обычаям у младших школьников.

В ответе ребята не только озвучивают свой выбор, но и подробно его поясняют.

Упражнение 4. «Найдите тень». Благодаря такому заданию, у малышей формируется представление о форме, размерах предметов.

Учитель предлагает изображения разных фигурок, а также тени, которые ими отбрасываются. Дети должны внимательно изучить рисунок, затем найти тень, пояснить свой выбор.

1 Младший школьник, развитие познавательных способностей которого становится для его наставника главной задачей, с удовольствием включается в такую деятельность.

Упражнение 5. «Найдите лишнее».

Педагог показывает ребятам карточки с разными цифрами: 12,56,34,89,3,51,14,26,98,13. Они должны обвести красным фломастером только числа, которые входят в диапазон: от 1 до 20.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий