Формируем звуковую культуру речи для подготовки к обучению грамоте

Особенности оформления лэпбука: шаблоны, фон, кармашки

Конечно же, речевой лэпбук нужно креативно оформить. Начать следует с поиска оригинального названия, например, можно использовать такие варианты:

  • «Речевичок».
  • «Развивайка».
  • «Волшебная страна».
  • «Весёлый язычок».
  • «Говоруша».
  • «Волшебная страна».
  • «Говорим правильно».

Детское внимание всегда привлекает необычная обложка. В младшем возрасте на неё можно просто поместить крупную забавную картинку

В младшем возрасте на обложку можно просто поместить забавных зверюшек

На обложке лэпбука для будущих школьников можно расположить буквы. Это может быть аппликация.

На обложку лэпбука для старших дошкольников можно поместить буквы

Если обложка распашная, её можно красиво завязать на батник или придумать замочек, например, на основе липучки.

Распашную обложку можно закрыть на замочек или завязать на бантик или сделать замочек из липучки

Можно сделать лэпбук в виде книжки на пружинке (наподобие перекидного календаря).

Лэпбук можно просто листать, как перекидной календарь

Как всегда беспроигрышным будет вариант в виде домика (он подходит к любой теме).

Всегда интересно смотрятся лэпбуки в виде домиков

Можно смастерить пособие в виде большой буквы, например, «Я». Конечно же, это вариант для старшего возраста.

Лэпбуку можно придать форму какой-нибудь буквы

Что касается внутреннего оформления пособия, то можно предложить такие интересные идеи:

  • Интерактивные круги. Например, на большом нижнем круге можно пометить животных, а на внутреннем — детёнышей. Вращая верхнюю часть, ребёнок соотносит маму и детёныша.

  • Цветочек, например, из чистоговорок.

  • Книжки-раскладушки.

  • Выдвижные ленты.

Если есть возможность, картинки и карточки лучше заламинировать

Информационное наполнение лэпбука по сказкам

Вообще, лэпбук на сказочную тему можно сделать различных видов:

  1. Лэпбук по конкретной сказке («Колобок», «Теремок»). В основном, это варианты для малышей.
  2. Пособие по нескольким сказкам («Русские народные сказки», «Сказки А. С. Пушкина», «Сказки К. И. Чуковского»). При этом каждой сказке посвящается отдельная страница рукотворной книги.
  3. Лэпбук по нескольким сказкам, но в материале сюжеты и герои сказок смешиваются.

Лэпбук может быть посвящён как одной сказке, так и нескольким

В целом же, в материал лэпбука можно включать следующие блоки:

  1. Изображение сказочных персонажей (по одной сказке или сразу нескольким).

  2. Картинки для составления пересказа, мнемотаблицы (начиная со средней группы).

  3. Предметы из сказок, атрибуты сказочных персонажей (начиная со средней группы).
  4. Картинки для раскрашивания.

  5. Дидактические игры: «Чей хвост» (например, по сказке «Колобок»), «Узнай героя по его тени», «Найди заплатку к сказке», пазлы, игры-«ходилки». и пр. В каждой возрастной группе предлагаются свои варианты.
  6. Загадки о сказочных персонажах (подборка ниже).
  7. Пословицы о сказках (подборка ниже).
  8. Различные виды театра (в младшем возрасте представления ребятам будет разыгрывать воспитатель, дети постарше могут делать это сами):
    • театр на палочках;

    • театр на фланелеграфе;

    • настольный театр.

Отдельно в рамках статьи стоит рассмотреть материалы (варианты заданий) по сказкам А. С. Пушкина. Конечно же, такой лэпбук предназначен для старших дошкольников:

  1. «Узнай сказку по иллюстрации» (картинки).

  2. «Назови героев стихотворения про лукоморье» (картинки).

  3. Игра «Предметы из сказок». Это бумажный сундучок, наполненный атрибутами сказочных героев.

  4. Загадки по сказкам.

  5. Кроссворд. Например, задания к кроссворду — это пропущенные слова в четверостишиях.

  6. Раскрашивание сюжетных картинок.

  7. Викторина по сказкам Пушкина.

  8. Объяснение старинных слов из сказок (архаизмов).

Богатый материал для лэпбука представляют и стихотворные сказки К. И. Чуковского (также вариант для старшей и подготовительной группы). Наполнение пособия может быть следующим:

  1. Карточки «Отгадай произведение по отрывку» (текст)
  2. «Узнай сказку по иллюстрации» (карточки).
  3. Мини-картинки. Опираясь на них, дети пересказывают сказки.
  4. Раскраски по теме.
  5. Пазлы «Животные жарких стран» (по сказке «Доктор Айболит»).
  6. Домино «Мойдодыр» (предметы личной гигиены).
  7. Литературная викторина по сказкам Чуковского.
  8. Ребусы.

По сказкам Чуковского можно придумать массу увлекательных заданий и наполнить ими лэпбук

Примеры загадок на сказочную тему

  • Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом… Кем же были эти Маленькие дети?
  • Уплетая калачи, Ехал парень на печи. Прокатился по деревне И женился на царевне.
  • Как у Бабы у Яги Нет совсем одной ноги, Зато есть замечательный Аппарат летательный.
  • Что за сказка: кошка, внучка, Мышь, ещё собака Жучка Деду с бабой помогали, Корнеплоды собирали?
  • Из муки он был печен, На сметане был мешен. На окошке он студился, По дорожке он катился. Был он весел, был он смел И в пути он песню пел. Съесть его хотел зайчишка, Серый волк и бурый мишка. А когда малыш в лесу Встретил рыжую лису, От неё уйти не смог.
  • Возле леса, на опушке, Трое их живёт в избушке. Там три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки?
  • Стрела молодца угодила в болото, Ну где же невеста? Жениться охота! А вот и невеста, глаза на макушке. Невесту зовут … (лягушка)
  • Отвечайте на вопрос: Кто в корзине Машу нёс, Кто садился на пенёк И хотел съесть пирожок? Сказочку ты знаешь ведь? Кто же это был? … (медведь)
  • Дед и баба вместе жили, Дочку из снежка слепили, Но костра горячий жар Превратил девчурку в пар. Дед и бабушка в печали. Как же их дочурку звали?

Подборка пословиц и поговорок про сказки

  • Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
  • Мы рождены, чтоб сказку сделать былью.
  • Не красны сказки письмом, а красны смыслом.
  • Красна сказка складом, а песня — ладом.
  • Не дочитав сказки, не кидай указки!
  • Мал бывал — сказки слушал, вырос велик — сам стал сказывать, да не слушают.
  • Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка людям указка.
  • Ни в сказке сказать, ни пером описать.
  • Не складна сказка письмом, складна вымыслом.
  • Сказка — складка, а песня — быль.

Как использовать пособие в работе с дошкольниками

Воспитателю стоит активно использовать лэпбук на занятиях по развитию речи, чтению художественной литературы. Это пособие идеально подходит для обобщающих занятий по теме сказок.

Другое важное направление — индивидуальная работа с детьми. Для этой цели незаменимы дидактические игры, включённые в лэпбук (в них хорошо играть и дома, ведь лэпбук дошкольнику могут сделать и родители):

  1. «Найди заплатку к сказке» (вариант для младшего возраста). Задача ребёнка — подобрать к каждой картинке недостающий элемент.

  2. «Помоги животным найти их хвостики» (также для малышей).

  3. «Где чья тень» (начиная со средней группы). Задача — соотнести сказочного персонажа с его тенью. Игра развивает восприятие формы, пространственное мышление.

  4. «Четвёртый лишний» (со средней группы). Задача ребёнка — найти картинку, которая не относится к данной сказке.

  5. Пазлы.

  6. Раскрашивание картинок. Особенно полезно детям, у которых не очень развита мелкая моторика (она непосредственно связана с речевыми функциями).

  7. Раскрашивание по цифрам (старшие дошкольники). Такое занятие не только развивает изобразительные навыки, но и позволяет повторить счёт.

  8. Лото «Сказки». Задача ребёнка — собрать эпизоды из каждой конкретной сказки на отдельной карточке.

  9. Игры-ходилки с фишками и кубиком (для старших дошкольников). В игру лучше всего играть 2–4 детям. По мере продвижения фишек ребята незаметно повторят сюжет сказки, вспомнят её персонажей.

  10. Домино «Сказки» (для старшего возраста). Как и пазлы, домино — универсальная игра, которую можно адаптировать под любую тему.

  11. Игры на развитие математических навыков. Например, это «Три медведя» (для младшей группы). Задача ребёнка — расположить фигурки медведей по возрастанию или уменьшению, показать самого большого мишку, маленького, среднего.

Русские народные сказки, равно как и авторские произведения, представляют собой богатейший материал для создания лэпбука. Воспитатель может сделать уникальное пособие как для малышей, так и для старших дошкольников. В первом случае акцент нужно делать на наглядности, во втором — включать больше заданий на логику, смекалку. В любом случае эта рукотворная книга будет незаменима для активизации детских знаний и развития речи.

Современные методы развития звуковой культуры речи для подготовки к обучению грамоте

Звуковая культура речи подготовка к обучению грамоте подразумевает совместную деятельность, в которую вовлекаются речедвигательные и слуховые анализаторы. Для большей эффективности занятий сегодня существуют теории развития звуковой культуры, которые представлены презентациями, играми-драматизациями, хороводами, артикуляционными упражнениями, звуковым анализом слов и другими проектами, которые будут рассмотрены ниже.

Дидактические игры как средство развития связной речи по ФГОС

Дидактические игры направлены на то, чтобы обогатить словарный запас ребенка, сформировать грамматическую и звуковую культуру. Наиболее популярные развлечения дидактического характера представлены играми под названием «Как правильно?» и «Догадайся, что это?». В процессе занятия «Как правильно?» нужно выбрать правильное значение слова, к примеру, вилка — предмет для игры? для еды или для сна? Кровать — предмет для полива грядки? для хранения пуговиц или для сна?

Утро радостных встреч в старшей группе картотека: пример

Задача игры «Догадайся, что это?» заключается в том, чтобы правильно распознать предмет по частям. Например, воспитатель говорит: «Качели, песочница, горка, карусели (детская площадка); окна, дверь, крыльцо, крыша (жилой дом), и так далее.

Обратите внимание! В качестве наглядного материала для воспитанников младшей группы желательно использовать изображения, старшие же должны воспринимать все на слух

Интерактивные игры для дошкольников по развитию речи

Что касается интерактивных развлечений для воспитанников детского сада, то они представлены различными мнемодорожками и дидактическими синквейнами. Мнемодорожка — это схематичные изображения, которые расположены линейно. С помощью приема наложения и приложения ребятишки складывают из отдельных карточек с изображением предмета мнемодорожки, параллельно составляя предложения, сочиняя рассказы и подборки.

Синквейн же является одним из методов новой образовательной технологии. Сегодня в педагогике встречаются следующие виды синквейнов:

  • традиционный;
  • обратный и зеркальный;
  • дидактический и синквейн-бабочка.

К примеру, дидактический синквейн имеет форму пятистрочного текста, основанного на смысловой и синтактической заданности для каждой отдельной строки. При составлении такого синквейна нужно учитывать, что первая его строка должна быть существительным или местоимением, выражающим главную тему. Во второй строчке находится два прилагательных с признаками и свойствами темы, далее следуют глаголы, фраза из четырех слов и одно слово-резюме.

Материалы для наполнения лэпбука по развитию речи

Конечно, наполнение речевого лэпбука будет различаться в зависимости от возраста дошкольников.

Для младших дошкольников

  1. Блок «Артикуляционная гимнастика». В младшем дошкольном возрасте идёт активное становление детской речи, поэтому такие упражнения будут иметь большое значение для формирования речевого аппарата. В блок входят карточки с описаниями упражнений, которые воспитатель использует в работе с малышами.

  2. Картинки, изображающие различные предметы и объекты окружающего мира. Педагог демонстрирует карточки, а дети должны называть изображённые объекты. Постепенно можно усложнять задания, например, классифицировать предметы на живые и неживые.

  3. «Назови одним словом». Это набор карточек, обозначающих группы предметов (овощи, фрукты, одежда, посуда и пр.). Ребёнок должен назвать каждый предмет, а затем группу одним словом.

  4. «Один-много». Цель упражнения: учить согласовывать существительные в единственном и множественном числе, правильно называть их. На одних карточках изображены предметы, а на других по два таких же предмета.

  5. «Назови детёныша». Нужно соотнести карточку с животным с его детёнышем и правильно назвать его. Задание можно усложнять: пусть малыша покажет, какие звуки произносит данное животное, где оно живёт, что любит делать.

  6. «Скажи какой». Карточки с изображениями человека и различных объектов в разном настроении. Ребёнок должен подобрать определения (радостный, печальный и пр.).

  7. «Опиши действие». Малышам предлагаются картинки, где изображается узнаваемые действия, которые нужно назвать.

  8. «Назови ласково». Картинки с предметами, от названия которых нужно образовать уменьшительно-ласкательную форму (мяч-мячик, кукла-куколка).
  9. «Противоположности». Задача — подобрать антонимы к словам.

  10. «Расскажи сказку». Детым предлагаются герои сказок (например, вырезанные из картона фигуры), с их помощью нужно разыграть простую сказку («Репка, «Колобок», «Теремок»).

  11. «Составь сказку по картинкам». Сюжет тех же самых сказок дети воспроизводят по картинкам.

  12. Сенсорная дорожка. Известно, что с развитием речи тесно связана мелкая моторика, поэтому можно включить в лэпбук небольшой блок (семечки, крупы и пр.) для стимулирования детских пальчиков.

  13. Подборка пальчиковых игр (они также стимулируют мелкую моторику).

Для старших дошкольников и подготовительной группы

Варианты заданий могут быть следующими:

  1. «Расскажи о профессии». По отдельному атрибуту каждой профессии дошкольник должен о ней рассказать.

  2. Мнемотаблицы для чтения и заучивания стихотворений.

  3. Чистоговорки (сопровождаются картинками).

  4. Скороговорки (кстати, их также можно представить в виде мнемотаблиц).

  5. Составление рассказа по серии картинок. В отличие от младшего возраста это не сюжеты знакомых сказок, которые легко восстановить по памяти.

  6. «Собери пословицу». Задача дошкольника — составить пословицу из двух половинок (картинки с подписями).

  7. Драматизация сказок (берутся уже более сложные произведения согласно возрасту).

  8. Набор букв для составления слов.
  9. «Составь из слов предложение» (из карточек со словами дети составляют простые предложения из 3–4 слов).
  10. «Сложи букву». В качестве материала могут быть счётные палочки или картонные полоски.
  11. «Найди звук в слове» (предлагаются картинки, и по заданию педагога ребёнок находит в слове гласный или согласный звук).

  12. Составление рассказов по мнемотаблицам, например, «Время года», «Животное».
  13. Загадки.
  14. Ребусы.

Тематический лэпбук

Лэпбук можно построить вокруг определённой темы и уже на её основе развивать детскую речь. Пример тому — пособие «Божья коровка» для средней группы. Оно включает в себя познавательную информацию про это насекомое, по которой воспитатель беседует с ребятами (стадии развития божьей коровки), сказки, потешки, загадки о ней, картинки для составления рассказа и раскраски.

Пособие можно построить вокруг узкой темы, которая подходит для развития детской речи

Для какого возраста подойдёт лэпбук по сказкам

Лэпбук «Сказки» — это замечательное универсальное пособие, которое можно использовать в работе с детьми уже со второй младшей группы. Конечно, содержание лэпбука для малышей будет отличаться от пособия для детей более старшего возраста. Главный акцент в нём нужно делать на наглядность, красочные картинки — именно это увлечёт маленьких дошколят.

В лэпбуке для малышей акцент делается на наглядность, красочные картинки

В старшей же и подготовительной группе наполнение рукотворной книги уже будет более сложным и разноплановым. Пособие пополнится интересными фактами, связанными с фольклором и авторскими сказками, загадками, ребусами, кроссвордами, вопросами для викторины и пр.

Лэпбук по сказкам для старших дошкольников, конечно же, будет более сложным и замысловатым

В целом же основная функция лэпбука «Сказки» в любом возрасте — это активизация знаний детей по данным произведениям, а также социально-коммуникативное развитие. Ведь на материале сказок ребятам можно придумать массу заданий: от пересказов до театральных мини-постановок.

Как использовать лэпбук в работе с дошкольниками

Безусловно, лэпбук — это не просто красивая поделка для украшения группы. Это бесценный обучающий материал по развитию речи. Можно выделить следующие направления его использования:

  1. Лэпбук для детей. Это красочная интерактивная папка, хранящая в себе секреты. Дошкольникам в свободное время хочется её рассматривать и изучать снова и снова. Незаметно для самих детей пособие побуждает их к речевому развитию, коммуникативному взаимодействию с ровесниками и взрослыми.
  2. Лэпбук для педагогов. Это пособие позволяет организовать занятие по развитию речи, предоставляет готовый материал для упражнений.
  3. Лэпбук для родителей. Это возможность проявить свои творческие способности, увлекательно и с пользой провести время с ребёнком, организовать активное общение, возможность узнать потенциал малыша.

Развитие речи в детском саду осуществляется в самых разных видах деятельности и в разных формах. Современный подход к организации данной работы, в частности использование лэпбука, позволит заинтересовать детей, систематизировать их знания, превратить обучение в увлекательный процесс. Заниматься с такими пособием вполне можно и дома.

Формы организации обучения дошкольников родной речи в детском саду

Процесс изучения родного языка в детских садах состоит из двух основных форм: в повседневной жизни и на специально организованных уроках. В повседневной жизни создаются условия для того, чтобы максимально удовлетворить потребность малыша в речевом общении со сверстниками и взрослыми. Здесь можно выделить два направления развития речи дошкольников:

  • Развитие речевого дыхания у дошкольников и организация игровой деятельности, чтобы обеспечить неосознанное усвоение речевых средств (закрепить правильное произношение звуков и ознакомиться с грамматическими конструкциями).
  • Подчинение содержания и типа отношений потребностям регулирования поведения дошкольников в режимных моментах (в процессе прогулок, на неречевых уроках и в других типичных случаях).

Обратите внимание! Изучение родного языка является планомерным и целенаправленным процессом, на протяжении которого воспитанники усваивают элементарные знания об окружающем мире, формируют речевые умения и навыки

Любовь к художественной литературе как средство развития речи дошкольников

В силу своей эмоциональности художественная литература представляет собой эффективное и могучее средство умственного воспитания деток. За счет пересказа художественных произведений улучшается связность детской речи, развивается эстетическое восприятие и чувства.

Уроки по ознакомлению с художественной литературой должны организовываться воспитателями по-разному: с воспитанниками младших групп нужно работать индивидуально или с группой по 4-6 человек, в средней и подготовительной группе в учебный процесс уже должны быть вовлечены одновременно все дети.

Речевая среда созданная в группе доу

Приемы обучения детей навыкам связной речи

Чтобы занятие вызвало у детей интерес и вовлеченность, специалисты в своих конспектах по НОД и курсовых рекомендуют использовать произведения разнообразных жанров и тематики. Литература должна быть применена в качестве источника расширения и культурного обогащения мира дошкольника о сказочных героях и их характере, о поступках взрослых и детей. После каждой прочитанной сказки воспитатель должен задавать малышам наводящие вопросы на понимание содержания.

Важно! Опорным средством, которое позволяет воспитанникам следить за развитием событий в книге и понимать текст, являются высокохудожественные картинки. А для того, чтобы дети учились внимательно слушать, воспринимать речь и развивали свое воображения, нужно представлять некоторые сказки без зрительных средств

Культура речи педагога дошкольного образования

Профессиональная речь воспитателя детского сада состоит из нескольких немаловажных элементов. Они представлены следующим списком:

  • качеством образованием;
  • уровнем языкового оформления речи;
  • коммуникативной компетентности и ценностно-личностных установок педагога;
  • четкого отбора информации для того, чтобы создать то или иное высказывание.

Также не стоит сбрасывать со счетов такие компоненты, как наличие самообразования и воспитание в семье. При наличии и соблюдении всех этих пунктов речь педагога дошкольного учреждения можно считать профессиональной.

Лэпбук как средство развития речи дошкольников

Многие воспринимают лэпбук, как обычную книжку с картинками, хотя на самом деле он является инновационным средством речевого развития детишек. Учебное пособие, как правило, отличается ярким оформлением, четкой структурой, интересным материалом и развивающими заданиями, которые «скрываются» в кармашках, «окошках» и подвижных деталях.

Пример готового лэпбука

Во время выполнения творческих заданий на схемах, изображениях и ребусах малыш подготовительной группы в игровой и непринужденной форме почерпнет для себя новую информацию, проведет собственное наблюдение, закрепит и усовершенствует знания по той или иной тематике.

Оригинальное оформление лэпбука «Сказки»

Сама тема сказок даёт возможность педагогу (или родителям) проявить всю свою фантазию при оформлении лэпбука. Прежде всего стоит придумать яркое название, если, конечно, лэпбук посвящён не одному, а нескольких произведениям. Варианты могут быть такими:

  • «Мои любимые сказки»;
  • «Волшебный мир сказок»;
  • «В гостях у сказки»;
  • «В мире сказок»;
  • «В стране сказок»;
  • «Теремок сказок».

Самому пособию можно придать общую форму домика (сказочного теремка).

Будет очень уместно придать лэпбуку форму сказочного домика

На обложку стоит поместить красочную картинку, например, коллаж из сказок.

На обложку можно поместить персонажей из разных сказок

Половинки обложки можно красиво связать ленточкой

Замечательная идея — использовать для обложки аппликацию из фетра.

Фетровые аппликации смотрятся очень оригинально и прекрасно украсят обложку лэпбука

В сам лэпбук стоит включать как можно больше необычных элементов. Например, это вращающиеся диски. Например, на верхнем можно сделать окошечко, в котором при поворачивании будут возникать портреты сказочных героев.

Оригинальный элемент оформления — вращающиеся диски

Другой вариант вращающегося диска можно посвятить героям сказок Пушкина. Поворачивая круг, ребёнок должен правильно составить пары героев из одного произведения.

Нужно так повернуть верхний круг, чтобы образовались пары героев из одной сказки

Обязательно нужно размещать в лэпбуке книжки-малышки, к примеру, с загадками.

Дети любят рассматривать книжки-малышки в лэпбуке

Непременный атрибут пособия — различные конверты, в которых размещаются дидактические игры и прочий материал. Сказочная тема располагает сделать их необычными, например, в виде атрибутов персонажей: волшебный сундук, короб Маши, в котором её нёс медведь, самовар Мухи-цокотухи и пр.

Оригинальные конверты в виде сундука, короба Маши, самовара Мухи-Цокотухи удивят детей

Интересная идея — разместить информацию (например, загадки) на одинаковых картонных дисках на ярком цветочном фоне. Их можно расположить друг под другом (приклеить только верхнюю часть).

Загадки напечатаны на ярком цветочном фоне

В состав лэпбука стоит включить ленты-раскладушки.

Увлекательный элемент лэпбука — ленты-раскладушки

Развернув ленту и прочитав её, ребята узнают много нового о К. Чуковском

Пальчиковая гимнастика для развития речи детей дошкольного возраста

Движения пальчиков и кистей рук всегда отличались тем, что оказывали на человека развивающее влияние. Специалистами давно было установлено, что пальчиковая гимнастика не только улучшает мелкую моторику, но и отличается такими плюсами:

улучшение речи;
стимуляции работоспособности коры головного мозга;
снятие тревожности;
развитие у малыша таких психических процессов, как внимание, память и воображение.

Обратите внимание! С помощью пальчиковых игр можно подготовить и инсценировать с малышом небольшие рифмованные истории и сказки. Также рекомендуется использовать пластилин и слепить вместе с детишками тех персонажей, которые описываются в сказке

В целях развития памяти и сложных движений педагог должен предложить малышам, которым уже исполнилось 3 года, сплести коврик из бумажных полосок или сложить причудливые фигурки-оригами

Также рекомендуется использовать пластилин и слепить вместе с детишками тех персонажей, которые описываются в сказке. В целях развития памяти и сложных движений педагог должен предложить малышам, которым уже исполнилось 3 года, сплести коврик из бумажных полосок или сложить причудливые фигурки-оригами.

При использовании той или иной методики нужно помнить о том, что занятия должны быть регулярными и длиться не менее 10 минут. В противном случае, никакого результата такие уроки не принесут!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий